Музей военно-воздушных сил россии

Музей военно-воздушных сил РФ в Монино

0 15789

Фото центрального музея военно-воздушных сил РФ в Монино

Время: ср.-вс. – 10:00-17:00, пн.-вс. – выходные дни.

Стоимость: 150 р. (возможность льгот можно уточнить при покупке).

Музей ВВС РФ, расположенный в Монино, впечатляет огромными размерами, занимая 20 га открытых площадок и более 5500 м2 помещений. В трех огромных ангарах и под открытым небом собрано более двухсот настоящих самолетов и вертолетов. Большинство уже снято с эксплуатации, многие уникальны, а некоторые даже не были в серии.

Первое, что невозможно не заметить еще на подходах к музею, – гигантский настоящий самолет В-12, который виден издалека. Он так огромен, что многие не могут сдержать возглас восхищения, соседние аппараты в музее на его фоне поначалу выглядят незаметными.

Возле входа стоит первый музейный экспонат – бомбардировщик ТУ-4. Самолет находится в отличном состоянии. Он примечателен еще и тем, что создавался для ВВС как аналог первого американского самолета-носителя атомной бомбы.

По соседству самолет полностью отечественной разработки, от идеи до последнего винтика – это знаменитый реактивный Ту-16. На его базе немного позднее Туполев сконструировал пассажирский Ту-104. Поблизости стоит еще одна легенда ВВС – «Сотка».

Официальное название этого самолета Т-4, он интересен тем, что при переходе на сверхзвуковой полет окна кабины летчика перекрывались, и экипажу приходилось вести машину «вслепую» – по приборам.

«Сотка» выпускалась из сплава титана, скорость полета составляла 1,7Маха (~1836 км/час).

В одном из ангаров собраны легендарные аппараты малой авиации. Самолет Бе-32 знаменит тем, что единственным из гражданских судов мог выполнить боевой разворот, за что его называли гражданским истребителем.

Рядом стоит М-15 – резвый «кукурузник» из Польши, нареченный, как и представитель нечистой силы, Бельфегором.

Еще один «иностранец» времен Первой мировой – французский «Вуазен», которому довелось сняться в кинофильме «Неуловимые мстители» и в некоторых других.

 Интересно посмотреть сквозь лобовое стекло стратостата СССР-1. Тем, кто читал или смотрел кинофильм про летчика Гарнаева, очень любопытно взглянуть в реальности на его знаменитый турболет.

Кроме «аксакалов» ВВС, представлены в музее и довольно новые образцы космической техники. Улыбку вызывает реактивный крошечный самолет Ла-15. Этот «кроха» весит 2,5 тонны и уютно закрепился под килем гигантского «родителя» Ту-195, он может стартовать, только находясь в воздухе.

Летательный аппарат БОР-5, вернувшийся на Землю из космических просторов, производит особенно сильное впечатление. По обшивке заметно, как сильно он обгорел, входя на огромной скорости в слои земной атмосферы. Этот экспонат был передан в музей несколько лет назад.

Между ангарами можно подробно рассмотреть вертолеты: от самых маленьких, до гигантов Ми-26.

В Центральном музее военно-воздушных сил РФ в Монино такое огромное количество интересных экспонатов, что даже просто упомянуть о них в обычной статье невозможно. Лучше приехать сюда и увидеть все самому.

Как доехать до музея

Добраться можно:

  • электричкой с Ярославского вокзала до станции «Монино»;
  • автобусом №322 Москва-Ногинск от метро «Измайловский парк» до остановки «ВВА им. Ю.А.Гагарина»;
  • на маршрутке №362 от автовокзала (м. Щелковская) до конечной остановки.

Телефон:  (495) 747-3928

Источник: http://Mos-Holidays.ru/muzej-voenno-vozdushnyx-sil-rf-v-monino/

Музей авиации Монино: официальный сайт, график работы

В России существует множество прекрасных музеев, посвященных различным темам и событиям. Они затрагивают различные эпохи и области знаний. Поклонники авиационной истории страны также могут найти отдушину в поселке городского типа Монино Щелковского района Московской области. Он находится вблизи Горьковского шоссе, что делает удобным проезд к нему.

Также существует и бюджетный вариант: с другой стороны расположена линия ЖД, через которую проходит электричка Москва – Монино.

Музей ВВС России примечателен тем, что он – единственный в стране под открытым небом, у которого все экспонаты, представленные на выставке, показаны в натуральную величину, так как они являются оригиналами.

Экспозицию составляют модели самолетов, планеров, вертолетов и других летательных аппаратов.

Содержание

  • История возникновения
  • Инфраструктура
  • Как добраться

История возникновения

Далее посредством титанических усилий была проведена работа по поиску и восстановлению самолетов, принимавших участие в недавно прошедшей войне. Таким образом, коллекцию пополнили:

  • По-2;
  • Пе-2;
  • Ту-2;
  • ДБ-3;
  • СБ;
  • Ил-10 и др.

Со временем музей все расширялся и набирал популярность. За минувшие годы насчитывается почти сто стран, некогда посещавших его. Он обрел славу одного из наибольших в мире. Этому поспособствовала насыщенная коллекция экспонатов, детально иллюстрирующая хронологию развития самолетов.

Страны Советов и современных представителей. Статистика посещения на сегодня насчитывает около четырех миллионов гостей. Музей располагается в девяти залах и двух ангарных помещениях.

Первое и главное строение было построено еще в 30-х годах прошлого века из дерева. Внутренняя площадь музея составляет 5.

5 тысяч квадратных километров, а площадок под открытым небом – 20 гектаров.

Официальный сайт монинского музея

Инфраструктура

Данное заведение разделено на десять залов, в которых экспозиции размещены в хронологическом порядке:

  1. Выставочные экспонаты в первом зале поведают нам об истории Российской авиации и ее «пионерах-первопроходцах». Тут находятся документы об экспериментальных разработках летательных аппаратов разного рода назначения. Вы сможете узнать о первом в мире полете в слой стратосферы, совершенный академиком Захаровым, а также о полете на воздушном шаре Менделеева, который с высоты 3.5 тысяч метров лицезрел затмение солнца. В первом зале представлена информация о первых опытных образцах военных дирижаблей, состоявших на балансе армии в начале XX века, а также первые модели отечественных и иностранных крылатых машин.
  2. Здесь располагаются материалы о более поздних разработках и копии образцов распоряжений, созданных вождем всемирного пролетариата Лениным, коих он создал больше двух сотен только за 1918—1919 годы. В этом помещении рассказывается о ходе развития авиации этого периода, а также достижения передовых разработчиков той эпохи.
  3. Передвигаясь далее, мы попадаем в экспозицию времен окончания Первой Мировой. Здесь мы видим информацию о создании комиссии по развитию и разработке отрасли авиации. Тут упоминается о расширении количества заведений, направленных на обучение высококвалифицированных кадров, в частности, о создании училища им. Гагарина, к которому и закреплен музей самолетов в Монино.
  4. В данном помещении рассказывается о разработках ведущих бюро разработчиков. По фотографиям можно проследить усовершенствование образцов армейской и невоенной авиации.
  5. Этот зал посвящен предвоенному периоду. Также здесь находится информация о зарождении в СССР клубов авиалюбителей.
  6. Тут представлена хронология развития отрасли непосредственно во время самой Великой Отечественной войны.
  7. В данном зале описывается конец освобождения СССР от немецких захватчиков. Вы сможете увидеть диораму, фрагментарно иллюстрирующую ход Берлинской битвы, и услышать запись канонады, которая раздавалась при ней.
  8. Тут иллюстрируется освободительный процесс, проходивший по указу Сталина на территории стран Европы.
  9. На заключительном этапе экскурсии вы сможете увидеть образцы более современных самолетов, представителей реактивной авиации, а также модели эпохи заката СССР. Здесь находятся фотографии и фрагменты самолетов, разрабатываемых конструкторскими бюро Туполева, Сухого, Миля и Яковлева.

Вид на экспозицию с воздуха

Как добраться

Поскольку он находится за городом, необходимо знать схему проезда, а также режим работы музея авиации в Монино. Сделать это можно в несколько способов:

  • электропоездом – он идет с Ярославского вокзала в Москве, далее вам необходимо доехать до остановки «Монино»;
  • выйти на станции метро «Измайловский парк», затем сесть в автобус под номером 322, который следует по маршруту «Москва — Ногинск», и выйти возле Военно-воздушно академии имени Ю. А. Гагарина;
  • со ст. метро «Щелковская» необходимо автолайном 632 маршрута проследовать до конечной остановки.

Источник: http://samoleting.ru/raznoe/muzej-samoletov-v-monino.html

Центральный музей военно-воздушных сил России

  • Экспозиция поршневых довоенных двигателей
  • Штурмовик Су-25 на фоне сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-134
  • Транспортный вертолет Ми-8
  • Стратегический бомбардировщик Ту-22М2
  • Самолет Илья Муромец
  • Р5
  • Перспективный вертолет В-7 ОКБ «Миля»
  • Общий вид экспозиции музея
  • Модель самолета Вуя-3
  • ЛА-7 одноместный фронтовой истребитель
  • Картина «Планеристы». 30-е годы XX в.
  • Иллюминатор стратостата
  • ИЛ-2 легендарный штурмовик времен Второй мировой войны
  • Гондола стратостата «Волга»
  • Военно-транспортный самолет ИЛ-76
  • Вертолет Ка-25 военно-транспортной авиации
  • ВВС Советского Союза накануне войны, схема
  • Бомбардировщик TУ-16
  • Американский самолет «Летающая кобра»
  • 6-цилиндровый самолетный двигатель. 1939 год
  • Пилоты на летном поле
  • Женщины-пилоты
  • Женщины-пилоты перед вылетом

Путь наш лежит в  Щелковский район Московской области, в поселок Монино, что в 38 километрах от столицы. Слава здешнего поселка авиаторов возникла еще в 1920-е годы. Ведь именно в Монине построили аэродром для тяжелых самолетов, вокруг которого базировалась первая в СССР бригада тяжелых бомбардировщиков.

Каждому летчику, каждому авиаконструктору известен этот поселок – святыня отечественной авиации. Летчик – это не просто мужественная профессия, требующая профессионализма, таланта, самообладания. В те годы летчики делали шаги в незнаемое, открывали неведомые пространства. Каждый полет был испытанием на прочность и для машины, и для человека, каждый полет был открытием.

Именно поэтому летчики были всенародными героями, они символизировали цивилизационный прорыв в ХХ веке.

Асы, соколы 30-х годов  были всеобщими любимцами. Им подражали, ими гордились, как в 60-е годы – первыми космонавтами. Здесь  нет преувеличения: полеты Чкалова, Громова, Леваневского через Северный полюс, из России в Америку, были настоящим чудом. И это чудо оказалось по плечу нашим людям и отечественной технике. Это – славные страницы нашей истории, о которых нельзя забывать.

Музей Военно-воздушных сил создан при академии (ныне – ВВА им. Ю.А. Гагарина) 28 ноября 1958 г. на базе ремонтных авиационных мастерских. Долго мастера готовили первую выставку – и 23 февраля 1960 г. музей принял посетителей.

Было тогда в монинском музее 586 единиц хранения, из них 14 самолетов. Коллекция быстро обогащалась. И вскоре в Монине можно было увидеть почти все Яки, По-2, Пе-2, Ту-2, ДБ-3, СБ, Ил-10 и другие уникальные машины.

Каждый посетитель имел возможность проследить развитие авиации от первых самолетов до авиационных комплексов сегодняшнего дня.

В наше время специалисты, знатоки авиации считают Центральный музей ВВС крупнейшим авиационным музеем мира, а его коллекцию — фантастической.

Знакомство с монинским музеем станет незабываемым не только для тех, кто давно интересуется историей техники и военной историей, но и для детей.

Ведь самолет – и старый, непривычной формы и современный – это красота, доступная для каждого ребенка, это радость.

Экспозиция музея развернута в двух ангарах и шести залах. Уютное основное здание Музея ВВС – скромное, деревянное, но оно само по себе – реликвия. Этот корпус построили в середине тридцатых годов. Здесь по служебным делам бывали те, чьи имена навсегда вписаны в историю отечественной авиации. 

Среди уникальных экспонатов музей – копия легендарного самолета АНТ-25, на котором совершил перелет  по маршруту Москва-Сант-Джасинто экипаж М.Громова. То был – без преувеличений – исторический полет, рекордный и по дальности, и по технической безупречности.

Громов доказал, что авиация соединит континенты. Эта машина снималась в кинофильме «Поэма о крыльях».  В те годы не было в мире более знаменитой машины, чем выносливый туполевский гигант.

Смотрим – и убеждаемся в справедливости известного инженерного афоризма: «Красивая машина и летает лучше».

В Монине хранятся и первые русские самолеты, включая богатырский  «Илья Муромец» — бомбардировщик-биплан, созданный в 1913 г. выдающимся русским конструктором И.И. Сикорским. Мы искушены авиазрелищами – и в жизни, и по фильмам, но размах его крыльев и сегодня поражает.  Богатырь остался богатырем.

Есть в музее и едва ли не все самолеты, участвовавшие в сражениях Великой Отечественной. Наша святыня. Сколько раз мы видели их в черно-белых кадрах кинохроники и в кино – а в Монине можем поклониться до земли этим боевым машинам.

Только в Монине вся история авиации проходит перед нами, как в кино…

В музее есть лекторий и  кинозал, но куда важнее для нас эта выставка под открытым небом.

Здесь работают люди, влюбленные в небо, в авиацию…  Служители музея, гиды – специалисты высочайшего класса, среди них немало профессиональных летчиков.

Напомним о самых популярных экскурсиях музея: — Создание и развитие военной авиации в России — Зарождение военной авиации в России (1910-1940 гг.) — Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.

) — Послевоенное развитие авиации в России (с 1946 г. до нашего времени)

— Легкомоторная и учебно-тренировочная авиация.

Да, это не лекции, а именно экскурсии! Каждый эпизод из истории  самолетостроения иллюстрируют машины – многие из которых можно потрогать, а в некоторые – и залезть.

Вы увидите воочию засекреченные чудеса советской военной техники, вокруг которых шла дипломатическая борьба во время переговорах по сокращению вооружений. Да, этим прославленным машинам не место на кладбище, их должны видеть и наши внуки.

Все модели отечественных самолетов должны присутствовать на этом славном смотре. И добровольцы-авиарестореры ведут в Монине огромную работу по восстановлению машин, к которым беспощадно время.

Читайте также:  Мальчик, ведущий лошадь - пабло пикассо, 1906

Для знатоков, для будущих конструкторов этот музей – подспорье в работе, источник новых идей, которые нередко возникают при внимательном знакомстве с раритетами. Всем остальным остается просто восхищаться.

Дождитесь солнечной, но не жаркой погоды, посвятите день Монинскому музею – и вы поймете, что самолет – не просто транспортное средство, а созидание самолетов – великое искусство, в котором наша страна в ХХ веке проявила себя с честью.

Источник: https://histrf.ru/uchitelyam/school-trips/trip/item-106

Центральный музей ВВС РФ, Московская область — отзыв

Уже второй год подряд мы всей семьёй 9 мая посещаем Музей авиации в подмосковном поселке Монино. Этот музей посвящен истории развития отечественной авиации.

В нем представлена главным образом реальная авиационная техника, самолеты, вертолеты, вооружение, но есть и макеты, документы. Экспозиция музея очень обширная.

Экспонаты размещаются в нескольких залах административного корпуса, в двух ангарах и на стоянке под открытым небом.

Выбор даты посещения не случаен, в этот праздничный день в музее проходит День открытых дверей, и вход в музей бесплатный. Но самое главное, для посещения открыты некоторые самолёты, можно не просто осмотреть их снаружи, но и зайти в кабину пилотов, посидеть за штурвалом.

В этот день в музее очень многолюдно, длинные очереди в открытые самолёты, но ради возможности зайти вовнутрь экспонатов, можно потерпеть некоторые неудобства. В День открытых дверей в музее собирается, наверное, весь посёлок, а так же приезжает множество гостей из соседних городов, поэтому место для парковки возле музея найти не просто (в обычные дни с парковкой нет проблем).

Многие посетителей приходят с детьми, ведь в этом музее интересно не только взрослым.

Как добраться.

Адрес музея: Московская обл.,Щелковский р-он, пос. Монино, ул. Музейная, д. 1

Мы ехали на машине по Горьковскому шоссе.

Можно добраться и общественным транспортом. Есть два варианта:

  1. На электричке с Ярославского вокзала до станции Монино (электрички «Москва» — «Монино», «Москва» — «Фрязево»). Далее пешком через территорию бывшего военного городка.
  2. На маршрутном такси 587 от метро Перово.

Схему проезда можно посмотреть на сайте музея [ссылка]

Время работы и стоимость.

Касса музея находится в административном здании на первом этаже. (Это здание вы увидите первым, подходя к музею).

Стоимость посещения невелика.

Стоимость посещения в 2018 году:

В музее проводятся обзорные и тематические экскурсии. Заказывать их нужно заранее. Во время прогулки по музею мы несколько раз сталкивались с экскурсионный группой, услышать рассказ экскурсовода было гораздо интересней, чем просто читать таблички.

За административным зданием находится ангар с самолетами времён Великой Отечественной войны (мы, к сожалению, в него не попали), чуть дальше, справа вход на стоянку с самолетами.

Экспозиция под открытым небом.

Начинается осмотр экспозиции с ряда бомбардировщиков ( справа от входа). У каждого экспоната есть табличка с названием, характеристиками и краткой историей.

Дальний тяжелый бомбардировщик Ту-4

Дальний бомбардировщик Ту-16

Напротив бомбардировщиков, слева от входа расположен МИ-12, самый большой и грузоподьемный в мире транспортный вертолёт. На мой взгляд он больше похож на самолёт, и только винты на крыльях выдают его принадлежность к вертолётами.

Ми-12

Как раз в МИ-12 был свободный вход и к нему тянулась приличная очередь. В вертолёт пускали небольшими группами, но когда мы попали во внутрь, там нас ждала ещё одна очередь из желающих попасть в двухэтажную кабину экипажа.

На первом ярусе кабины три места для пилотов с множеством приборов, крохотный закуток типа комнаты отдыха и лестница на второй ярус, в котором находится ещё одна кабина.Все желающие могли сфотографироваться на месте второго пилота и мы не остались в стороне. Заняв место пилота, сын двумя руками вцепился в штурвал и был очень серьёзн от важности момента.

Зделав фото на память, мы освободили место следующим посетителям.

В отличии от кабины, в салоне вертолета совершенно пусто, нет даже обшивки на стенах.

Внутри МИ-12

Мы сделали ещё одно фото на трапе, и пошли дальше.

К сожалению, дальше нас ждало разочарование, в этот день музей работал до 16-00, а мы приехали поздно, и нас уже не пустили в другие самолёты. Например, в сверхзвуковой пассажирский ТУ-144.

От работников музея я услышала о том, что самолёты открывают для посещения только три раза в год: 9 мая, 12 июня и в день ВВС.

Связано это с тем, что посещение самолетов организуют волонтеры.

Будет повод приехать еще раз.

Дальше мы просто гуляли и рассматривали экспонаты.

Дальний бомбардировщик В-25 «Митчелл», 1939 г.

Истребитель-бомбардировщик МиГ-27, 1973г.

Транспортно-боевой вертолет Ми-24В, 1972г.

Ударно-разведывательный самолет Су-100

Су-100

В музее представлено много опытных образцов, прототипов, выпущенных в единичном количестве, раритетных экземпляров. Есть и серийные самолёты, отлетавшие своё и списанные в музей. Представлены не только военные, но и гражданские самолёты.

Состояние многих самолетов неважное, они требуют ремонта, покраски, по крайней мере. Но судя по всему, финансирования музею не хватает.

На территории стоянки находится второй ангар.

Если административный корпус и соседствующий с ним ангар — здания недавней постройки, то второй ангар очень старый, производит впечатление ветхого. Внутри находятся необычные летательные аппараты.

Гондола стратостата. «СССР-1», 1933г. и «Волга», 1958

Беспилотный орбитальный ракетоплан БОР-5, аналог «Бурана», 1983г.

Недавно в Музее паровозов мы видели автомобиль, переделанный в железнодорожную дрезину, а здесь автомобиль стал аэросанями (вот только где полозья? раньше были…).

Аэросани, «Север-2», 1959

Самолет рекордной дальности АНТ-25, на нем совершал свой рекордный перелет Чкалов.

А вот ещё интересный дореволюционный экспонат — тяжёлый бомбардировщик «Илья Муромец», 1913 г.

Уходя из музея, мы решили зайти в сувенирный магазин в административном корпусе, чтобы купить на память что-нибудь по авиационной тематике. На входе мое внимание привлек автомат, около которого стояло несколько человек, искавших 10 рублевые монеты.

Оказалось, с помощью этого автомата можно сделать небольшой сувенир из 50 копеечной монетки. Все очень просто: выбираете изображение, в выдвижной отсек кладете три 10 рублевых монеты (оплата) и одну монетку в 50 копеек (материал), отправляете монеты внутрь автомата, крутите колесо, расплющевая монетку. И сувенир готов.

Несмотря на то, что мы не везде успели, впечатления от поездки остались очень хорошие, особенно понравилось сыну (2,8 лет), теперь он с удовольствием просматривает сделанные в музее фотографии.

Расстраивает только одно, что, возможно, мы последний раз видим музей в нынешнем виде.

В следующем году запланирован частичный переезд экспонатов в Кубинку, в новый парк «Патриот». В связи с этим возникает опасение, что часть коллекции будет утрачена.

Если вы интересуетесь техникой, в том числе военной, рекомендую посетить Военно-технической музей в Черноголовке, мой отзыв о нем здесь. Музей паровозов и автомобилей военных лет здесь.

Источник: https://irecommend.ru/content/muzei-avitsii-v-monino-chto-mozhno-posmotret-i-kuda-zalezt-kak-dobratsya-i-skolko-stoit-tak

Центральный музей ВВС РФ

Как добраться до Центрального музея ВВС РФ

Автобус №322 Москва-Ногинск от метро «Измайловский парк» до остановки «ВВА им. Ю.А.Гагарина», автолайном №362 от автовокзала (м. Щелковская) до конечной остановки
Пригородная электричка с Ярославского вокзала до станции «Монино»
Маршрутное такси №587: от м. «Перово» до ост. «г.п. Монино».

Центральный музей Военно-Воздушных сил уникален своими экспонатами, все они — это натурная авиационная техника, настоящие самолеты, вертолеты, истребители и бомбардировщики.

Заведение открыто в 1958 году при Военно-воздушной академиии имени Юрия Гагарина, в 1960 году приняло своих первых посетителей. Сегодня музей ВВС активно растет и развивается и обладает всемирной известностью. Ведущие авиадержавы признают коллекцию музея фантастической, а сам Центральный музей ВВС — одним из наиболее крупных в мире.

Площадь здания музея насчитывает пять с половиной квадратных километра двадцать гектаров открытой территории. Всего в музее шесть залов, два ангара и стоянки под открытым небом.

Экспозиции построены таким образом, что в абсолютно не перегруженной специализированной информацией форме Вы получите представление об истории развития воздухоплавания в России — от изобретения первых летательных конструкций до периода Второй мировой войны и современности.

В примыкающем к зданию музея ангаре размещены самолеты в их натуральную величину, продемонстрированы истории героев-летчиков. На стоянках под открытым небом развернута экспозиция самолетов и вертолетов, летательные аппараты, созданные в ОКБ имени А. Н. Туполева, ОКБ Поликарпова, ОКБ имени С. В. Ильюшина и другими ведущими отечественными конструкторскими бюро.

Вы увидете более 60 тысяч музейных предметов, среди них — экспериментальные и серийные модели летательных аппаратов, авиадвигатели, военная и гражданская авиация. Есть как первые отечественные и зарубежные самолеты, такие как «Илья Муромец», «Сопвич», «Ваузен», «Форман», так и современные Су-27, Як-130, МиГ-29, Ту-22 М³.

Имеется и подборка уникальных и единственных в своем роде изобретений, среди них — махолет «Летатлин», турболет, вертолет В-12, орбитальный самолет ЭПОС, экранолет ВВА-14 М1П и т. д.

Добраться до музея можно как на общественном транспорте, так и на собственном авто, имеется бесплатная парковка, а также сувенирный киоск и туалет перед входом.

Центральный музей ВВС РФ: видео

Нашли неточность? Сообщите нам.Центральный музей ВВС в Монино

76 фото

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/museum/26184

Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ (Монино — Московская область)

Музей оставил двоякое впечатление. С одной стороны, интересные и уникальные экспонаты, с другой стороны, невозможность близко рассмотреть самолеты и вертолеты. Экспонаты расставлены неудачно, например вертолет-кран можно рассмотреть только издалека.

В обычный выходной день, все самолеты и вертолеты закрыты, никуда нельзя зайти. В ангаре уникальных летательных аппаратов всё загажено птицами, в т.ч. и экспонаты.Входные билеты 250р.

Есть смысл ехать туда только на праздники, хотя бы самолеты …

будут открыты.

 (5-05-2018)

Посетили 5 мая 2018 г. Замечательный музей. Есть несколько действительно уникальных экспонатов. Жалко, конечно, не ко всем самолетам можно подойти вплотную. Тем не менее, очень понравилось. Парковка у музея достаточно вместительна, перед входом на открытую площадку можно перекусить вкусной выпечкой, продаваемой тут же.

Алексей ★★★★★

 (11-04-2018)

Среда, четверг, пятница с 09.30 до 17.00 с техническим перерывом с 13.30 до 14.15. Суббота с 09.00 до 16.00. Воскресенье с 09.00 до 17.00. Понедельник, вторник – выходные дни.В предпраздничные дни музей работает до 16.00.

Последний четверг каждого месяца — санитарный день.

 (27-10-2015)

Были с экскурсией здесь в июне. Т.к. экскурсия была на 11.00, запарковались отлично. Стоянка небольшая и к концу экскурсии уже была полна машин. Стоимость билетов: 150 руб./взр., 60 руб./детский. Экскурсия 2000 руб. с группы.

Нам с экскурсоводом крайне не повезло: почти 3(!!!) часа, еле-еле передвигаясь от экспоната к экспонату, он рассказывал нам все детали…

На открытую площадку, где по моему мнению самое интересное, мы вышли, когда все уже порядком устали и не могли воспринимать информацию. Рассказ был нудным с большим количеством мелких деталей. …

В итоге самолеты на поле мы смотрели сами, оторвавшись от группы и иногда к ней примыкая на несколько минут. Гид к тому же оказался страшным политиканом и часто к месту и нет высказывал свою точку зрения относительно ситуации в стране.

 (3-08-2015)

Был несколько лет назат в компании с друзьями. Всем очень понравилось, несмотря на дорогу более 8 часов от Калуги. Большое колличество экспонатов.

aleksandr voyageur ★★★★★

 (26-07-2015)

Был 25.07.2015. Экспонатов великое множество, они расположены в ангарах и под открытым небом. Посетителей достаточно много, но давки нет. Радует, что папаши привозят юных отпрысков, заряжаются патриотизмом. Ремонтники и волонтёры готовятся к Дню ВВС 12 августа – моют, чистят, красят, восстанавливают экспонаты.

На наших глазах дюжина молодых ребят вручную выкатила с площадки на помывку и покраску один из экспериментальных реактивных самолётов 1950-х годов. Поражает воображение огромное количество самолётов и вертолётов — от Фармана-этажерки и «Ильи Муромца» Сикорского до современных, а также оружия, двигателей и т. …

д.

Тут же находятся обломки японских самолётов эпохи 2-й Мировой войны. Минусы: многие экспонаты на открытой площадке вне доступа, их плохо видно, так как задвинуты далеко в третий ряд, не у всех имеются пояснительные таблички.

С питанием проблемы: кафе отсутствует, но есть сомнительная кавказская шашлычка без ценников на лужайке под открытым небом.

 (1-01-2015)

Живём в Балашихе, так что музей расположен буквально в 10 километрах от дома. Очень понравилось. Огромнейшая коллекция самолётов с 1960 годов производства, возможность посмотреть( т.е. заглянуть) в салон самолёта… Очень рекомендую к посещению!

Музей интересный, но после посещения осталось двоякое чувство. С одной стороны интересны музей под крышей(музей где касса и ангар на открытой площадке), а с другой стороны открытая площадка разочаровала.

 (27-01-2014)

Был в 2010г. Очень интересная экспозиция. Был с экскурсоводом, бывшим летчиком. Очень познавательно и интересно.

Сейчас телефон музея (495) 744-06-77

 (9-07-2013)

Экспозиция уникальная. Многие экспонаты до места музея добирались «своим ходом». На 9 мая и в День авиации вход свободный.

 (11-09-2012)

Очень много экспанатов. Сначала зайдите в ангар. Там экспозиция Великой Отечественной войны. Вся экспозиция отреставрирована. Потом лётное поле. Очень много экспанатов разных КБ под открытым небом. И на последок ангар на лётном поле. Там есть фарман и Илья муромец. А вообще не пожалейте денег на экскурсию. Рассказывают очень интересно. Обязательно надо заехать.

Читайте также:  Картина "вирсавия", карл брюллов, 1832

Алексей ★★★★★

 (28-07-2012)

Очень понравилось. Были там с семьей сегодня. Экспонатов очень много, уникальная коллекция. Большой плюс что городок открыли и можно свободно приезжать, строится новый ангар и самолеты реставрируются. Вход всего 70 с человека, дети до 7 лет — бесплатно

Владимир ★★★★★

 (30-05-2012)

По состоянию на май 2012 г. пропуск оформлять не надо, на машине свободно можно проехать до кассы и первого из ангаров. Обеденного перерыва больше нет. Строят новый ангар. Можно потрогать и посмотреть в кабину МИГ-23 и МИ-24 (приставлены лесенки). Персонал доброжелателен. Замечательный музей!

Коллекция авиатехники впечатляет не только любителей авиации. Многие экспонаты вообще в единственном экземпляре (в мире). Однако финансирование как и везде, отсюда и состояние (внешний вид) техники не самое лучшее.

С тех пор как выпустили, а основная масса выпущена от 30 лет тому назад и более, техника не красилась (все поблекшее), а отсюда общее впечатление.

А это история мировой авиации (а не только России) и зачастую самая выдающаяся ее часть.

 (12-11-2011)

Добрался-таки и сюда..После танков в Кубинке- слобоват.Экспонатов меньше…Два павильона вызвали не поддельный интерес- экспонаты начала 1900-х гг и период ВОВ.

Остальное- аналогично музею на Поклонной горе.

Удивительный музей. Очень здорово показана динамика развития авиации. Огромнейшая территория. Уникальные экспонаты.

Но чувства очень противоречивые: с одной стороны, гордость за нашу великую страну, в которой так развивалась авиации, а с другой, грусть и злость, что не сохраняется и не бережется история.

Организационно: большая часть экспонатов под открытым небом, нужно выбирать погоду.Можно заказать заранее пропуск на машину, получится подъехать к кассе.

 (1-05-2011)

Огромное количество экспонатов, часть из которых — уникальны. Экскурсия будет интересна всем — и взрослым, и детям. Основная часть экспонатов находится на открытой площадке, так что посещать музей лучше в хорошую погоду.

Музей-чудо! Будет интересен всем без исключения. Обязательно нужно осматривать с экскурсоводом, тогда можно узнать много интересных нюансов о каждой представленной модели. Лучше посещать в тёплую, солнечную погоду. Нам понравился очень экскурсовод Александр Сергеевич.

Татьяна ★★★★★

 (11-04-2011)

Снова побывали в музее 09.04.11г. С экскурсоводом нам очень повезло! У нас, наверно, был самый лучший экскурсовод — заслуженный летчик России Тихоненко Александр Владимирович! Большое ему спасибо за интереснейшую экскурсию! Считаю естественным, что в подобных музеях экскурсоводы-женщины вряд ли могут сравниться с эксурсоводами-мужчинами.

Музей очень понравился, это история нашей Российской авиации и космонавтики! Начиная от «Фарман-4″,»Ильи Муромца» до СУ-35, МИГ-31!
Обязательно надо посетить. Лучше в сопровождении знающего, грамотного экскурсовода, специалиста по авиационной части, кто может ответить на любой вопрос. У нас был именно такой: Александр Сергеевич Шмаков, потомственный авиатор.

 (10-04-2011)

Музей интереснейший! И посещать надо обязательно с экскурсоводом! Сюда стоит вернуться, и не раз, это надо показывать детям, это прошлое нашей страны.

 (10-04-2011)

На апрель 2011 стоимость взрослого билета 100 р, детского — 70 р. Очень удобно, что заказав пропуск, можно проехать на автомобиле буквально к воротам открытой территории музея. Очень многое зависит от экскурсовода.

Милая девушка-экскурсовод Людмила Владимировна с трудом могла ответить на какие-то уточняющие или дополнительные вопросы, отделываясь фразой: я веду обзорную экскурсию.

Количество и уникальность экспонатов вызывают огромный интерес и уважение.

Не торопясь, пройтись по обширной открытой …

территории с экспонатами лучше в теплую сухую погоду.

Очень понравился раздел «ретро» техники. Интересно было увидеть самолеты, известные по хронике и фильмам о войне. А «Илья Муромец» впечатлил размерами больше чем ТУ 144. )))

 (9-04-2011)

Музей замечателен. Много всего интересного, очень интересного и совершенно необычного. Правда, открытые площадки приятнее посещать по хорошей погоде.

Огромный по площади музей, были там летом, интересные экспозиции под крышами, и большое количество реальных самолетов и вертолетов на открытой площадке. С пропуском не заморачивались, оставили машину за кпп. Были летом, можно и погулять.

сергей анатольевич родин ★★★☆☆

 (11-09-2010)

Я в музее был лет 6 назад.Думаю что его начали переделывать,т.к. куда-то убрали начальную часть музея,где стояли «Фарман» «Блерио»,»Вуазен» и самолёты ВОВ ПЕ-2,ЯК-1,ЯК-3 и пр.

,куда-то убрали и при входе надо платить,вход по определённым дням,то сделали бестолково.Я прмехал с женой в музей,т.к. она там ни разу не была,а вход не получился,хотя это было воскресение.

Выпускник Борисоглебского ВВАУЛ 85 года,Родин Сергей.

21/08/10 — день открытых дверей. Очень хорошо. Можно было приехать на машине и проехать почти до музея — 5 минут пешком. Заезд — с Горьковского шоссе, разворот на повороте на Монино и обратно, в сторону Москвы 1,2-1,4 км (там будет остановка и указатель — что-то связанное с МВД, КПП прямо у шоссе).Спокойно осмотрели экспонаты, пофотографировали, купили сувениры. Был день города, поэтому посмотрели небольшой концерт.

В целом, интересно, особенно детям: можно полазить внутри некоторых экспонатов.

 (14-08-2009)

Ооотличный музей, не понимаю почему так мало отзывов. Экспонатов хватит на 10 музеев, есть просто удивительные, пропуск на въезд оформляют по звонку с проходной.

 (9-08-2008)

Посетили данный музей еще раз…впечетлений много, музей классный. Входные билеты 50р. К многим самолетам пускают подойти и сфотографироваться к некоторым можно не легально пробрать и потрогать своими руками…Музей находится на территории военного городка, но с военными на КПП можно договориться (за вознаграждение в виде сигарет)

Это место — обязательно к посещению всеми, кто в детстве клеил пластмассовые самолётики, читал Шаврова и Водопьянова, или просто неравнодушен к технике.Экспозиция, как я понимаю, уникальна, а входные билеты по среднемосковским меркам — копеечные.

Теперь о минусах.

Во-первых, на территорию открыт только проход, ближе всего добираться — с южного КПП, которое прямо на трассе, с северного, что рядом со станцией, дальше. Въезд на машине — только по пропускам.

Во-вторых, сил и средств музею явно не хватает, экспонаты потихоньку ржавеют и разваливаются, в сопла реактивных истребителей посетители кидают пластиковые бутылки, стендов и описаний мало и они далеки от полноты. …

В-третьих, не всё восстановлено с должной аккуратностью — муляжи пушек на некоторых военной поры самолётах, например, стоят не там, не того калибра и просто криво.

алексей ★★★★★

 (4-12-2006)

Уникальный музей.Находится на закрытой территории,так что лучше заранее позвонить,и на вас оформят пропуск.Мы этого не знали,и оформляли пропуск на месте. В принципе без волокиты,минут за 10 все сделали,и мы заехали на территорию на машине.А когда выезжаете,то пропуск надо сдавать.Конечно,лучше ехать сюда в теплое время года,т.к не спеша,чтобы все посмотреть надо часа три.

Татьяна ★★★★☆

 (17-08-2006)

В музее можно увидеть различные модели самолетов. Ездили туда с мужем, он служил в армии в авиации более 40 лет назад, остался очень доволен, нашел там самолет, на котором летал, вспомнил молодость. Жаль, что недостаточно у музея денег на реставрацию…

Источник: http://AutoTravel.ru/otklik.php/1458

Экскурсия в музей авиации в Монино для взрослых и детей

Продолжительность экскурсии в музей ВВС в Монино – 2 часа.

Сегодня экскурсионные программы в музее ВВС в Монино очень востребованы среди русских и иностранных туристов из различных стран мира.

Экскурсия проводится профессиональными гидами-переводчиками и экскурсоводами с большим опытом работы.

Многие из гидов являются бывшими пилотами, авиационными техниками и даже научными деятелями. В прошлом имели непосредственное отношение к авиации.

В настоящее время музей авиации в Монино является единственным в своем роде во всей России.

Экспозиции музея разнообразны и представляют большое количество авиационной техники: планеры, самолеты, вертолеты и другие образцы авиатехники и летательных аппаратов.

Экскурсионные программы в Центральном музее Военно-Воздушных Сил очень познавательны и интересны для взрослых и для детей.

Ведь все участники экскурсии могут не только увидеть, но и потрогать своими руками, фотографироваться на фоне военной авиационной техники.

В ходе экскурсии в музее ВВС в Монино туристы смогут познакомиться с историей создания первых воздушных судов, развитием мировой авиации в целом, послушать увлекательные рассказы наших экскурсоводов об отдельно взятых образцах самолетов, вертолетов и другой авиационной технике.

Много техники в музее авиации до сих пор засекречено и малоизвестно широкой публике в России и за рубежом.

На экскурсии туристам обязательно покажут самолеты и вертолеты, на которых советские и российские пилоты совершили большое количество мировых рекордов.

Обязательно рекомендуем всем туристам брать с собой фотоаппараты для съемки.

Стоимость экскурсии в музей авиации в Монино

Взрослые.

Экскурсия на группу до 20 человек — 6000 рублей. Входные билеты: 350 рублей / 1 билет.

Дети.

Экскурсия на группу до 20 человек — 6000 рублей. Входные билеты: 250 рублей / 1 билет.

Для иностранных граждан возможно проведение экскурсии в Монино на любом языке. Услуги гида-переводчика оплачиваются дополнительно.

В стоимость экскурсии в музей Монино включено

  • входные билеты, 
  • оформление разрешений на посещение, 
  • услуги экскурсовода или гида-переводчика, 
  • экскурсионное обслуживание в музее.

Важно! Дополнительно оплачивается фото и видео съемка.

При необходимости мы готовы предоставить доставку туристов из Москвы в музей ВВС в Монино и предлагаем в аренду комфортабельные автобусы, микроавтобусы и легковые автомобили.

Месторасположение музея авиации

Расстояние от Москвы до музея ВВС – 38 километров. Музей авиации расположен в Подмосковье, в поселке Монино.

Добраться до музея можно как на автомобиле, так и на общественном транспорте: маршрутные транспортные средства, электрички.

Адрес авиационного музея: Московская область, поселок Монино, ул. Музейная, дом 1.

Время работы музея Военно-Воздушных Сил

Рабочие дни: среда-воскресенье.

09.30-13.30.

Источник: http://tourincity.ru/ekskursii/moskva/muzey_aviatsii_v_monino

Музеи авиации. Музеи гражданской авиации России

    В середине 90х годов, я познакомился с американцем Дэвидом. Большой любитель авиации, сам пилот-любитель, он тогда работал в Санкт-Петербурге каким-то торговым представителем. А пересеклись мы с ним по теме поиска самолетов времен ВОВ.

На вопрос, зачем ему нужны останки самолетов он ответил, что они собирают эти останки по всему миру и восстанавливают их, по мере возможности до выставочной, а то и до летной кондиции. Такое вот хобби у американцев некоторых.

Еще он рассказал, что чуть ли не в каждом штате США есть свой хоть маленький, но авиамузей. Причем не делается упор на американскую технику. Интерес проявляется к инженерной мысли в целом, к этапам развития авиации, вне политики и границ.

Он со своим отцом восстановил около трех машин (хоть и американских, но 30х годов) до полностью летного состояния. И на тот момент у них было 4 летающих самолета.

Музеи авиации США

 На тот момент Россия активно уничтожала свою авиационную технику согласно договоренностям о сокращении вооружений.

Было горько и обидно, за страну, за историю, за огромное количество людей, техников, летчиков, конструкторов, инженеров, рабочих трудившихся над созданием уникальных самолетов и вертолетов Отечества.

В развитии авиации, мы всегда были на передовых рубежах, первыми, так почему мы так равнодушны к нашей недалекой еще пока истории? Почему нет гордости за свои достижения, почему так равнодушны к ним?                       

Центральный музей ВВС России

 Знаменитое Монино. Открыт 23 февраля 1960 года. Достойный мировой известности музей авиатехники. Под открытым небом собраны не только серийные самолеты, но и единичные, опытные, экспериментальные самолеты. И это все? На огромную страну? С лучшими в мире самолетами?

Музеи авиации Монино

 Есть еще у нас энтузиасты, неравнодушные люди, которым небезразлична история их страны, ее техники. На них, подчас и держатся те немногочисленные музеи, которые созданы и создаются еще у нас.

Музеи авиации Монино

 В начале 90х годов, после подписания (весьма неоднозначного) договора по ограничению обычного вооружения в Европе, Россия, с присущей ей пылкостью и энтузиазмом, подогретым иностранным финансированием, принялась уничтожать свое вооружение, и в частности самолеты.

В таганроге

 Главный инженер базы по утилизации авиационной техники, подполковник Владимир Стоянов, вышел с предложением сохранить по одному образцу уничтожаемой техники. В то время 4-й воздушной армией командовал Владимир Михайлов, он поддержал идею создания авиационного музея.

Авиамузей в Таганроге

Хранителем музея и стал В. Стоянов. Годами он один бьется с гражданскими и военными чинушами, за право получить тот или иной списанный экземпляр в коллекцию музея. А поскольку статуса Городского музея не получено, то и прав у музея нет никаких.                                

Славный город Ульяновск

 Восточный форпост Русского царства, крепость построенная Богданом Хитрово в 1648г. Синбирск (позднее Симбирск), славен своими музеями, и по праву называется город-музей. Авиация здесь в особом почете. В Ульяновске находится один из немногих сохранившихся высших учебных заведений гражданской авиации России — Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации.

Читайте также:  Куинджи архип иванович: картины, биография

Авиамузей Ульяновск

Здесь и расположен один из крупнейших в России музеев гражданской авиации. Более 9 тыс. экспонатов, многие сотни подлинников. А выставка более 30 экземпляров редкой, раритетной, отечественной техники, расположена на территории аэропорта Ульяновск-Центральный, площадью 17,5 га.

Где вы еще сможете увидеть Як-112, рядом с первенцем пассажирских перевозок АК-1? Первый в мире цельнометаллический самолет АНТ-4, и первенец серийного вертолетостроения КБ Миля Ми-1, хорошо известный зрителям по эпизоду в фильме «Полосатый рейс».

Ту-114, Ту-116 (единственный экземпляр в мире!), другие пассажирские серийные и не очень самолеты.

Авиамузей Ульяновск

Ту-144, с родными еще движками НК-144А, раритетный польский сельхозсамолет М-15 (первый в мире реактивный для сельхозавиации), Ми-6 который тоже если и можно увидеть, то на задворках аэродромов империи в весьма «убитом» состоянии. Самолеты регулярно окрашивают, ремонтируют и всячески заботятся о них. Все-таки уличное хранение…

Авиамузей Ульяновск

 В Ульяновске, помнят, и берегут свою историю, любую, даже связанную с известным вождем мирового пролетариата, который, как известно, здесь родился и вырос.

 А в Москве все проще. Понадобились площади под застройку, нате вам. Ходынку? Да забирайте! Спасибо Вадиму Задорожному, человеку уникальному, энтузиасту, владельцу частного Музея техники.

Он своими силами восстанавливает и пытается сохранить уникальные образцы техники: танки, самолеты, пушки. Именно его усилиями и стараниями было сохранено то немногое что осталось от более 70 экспонатов знаменитой Ходынки.

Что не успели продать, порезать, или изгадить.

 Есть еще музей знаменитого ЛИИ им. Громова. Но и здесь, решили, что документы и стенды проще содержать, чем натурные объекты. И частично экспозиция этого музея попала под утилизацию авиатехники МО.

Музей Дальней авиации в Дягилево

 На открытой площадке сохраняются легенды нашей ДА. Ту-16, Ту-95К, М-4, Ту-22М2М3.

Музей дальней авиации Дягилево

Музей дальней авиации Дягилево

Есть еще музей авиации Башкортостана

В нем собраны хоть и уникальные, ручной сборки, но это макеты авиатехники.

Музей авиации Башкортостана

 Нельзя не сказать и про музей морской авиации в Санкт-Петербурге. Музей, основан группой энтузиастов, при военно-историческом фонде морской авиации.

Сотрудники проделали огромную работу по поиску и восстановлению архивов, фотографий, личных вещей пионеров морской авиации в России, зародившейся, как известно в Санкт-Петербурге. Имена конструктора Д.И. Григоровича, конструктора И.В. Четверикова, летчиков В.И. Ракова, И.И.

Борзова известны, пожалуй, всем в мире авиации. В экспозиции представлены личные вещи, документы, письма, архивы, части самолетов и модели самолетов.

Музей морской авиации в Санкт-Петербурге

Вероятно, в планах организаторов музея, есть и организация площадки с натурными образцами авиатехники.

 По авиазаводам, аэропортам, авиагородкам, в стране, там и тут, стоят на постаментах памятники нашей авиационной истории. И спасибо неравнодушным людям, которые пекутся и заботятся об этой немаловажной части нашей истории. У государства, видимо просто не хватает времени, обратить внимание на эту немаловажную составляющую нашей жизни, воспитания патриотизма у наших соотечественников.

Источник: http://avia.pro/blog/muzei-aviacii

Центральный музей ВВС РФ (Монино)

Музей ВВС — крупнейший авиационный музей России, основу коллекции которого составляют настоящие летательные аппараты, авиационные двигатели, авиационное вооружение.

В экспозиции музея показаны достижения и приоритет отечественной авиационной науки и техники. Коллекция самолетов позволяет проследить развитие авиации от первых самолетов до авиационных комплексов сегодняшнего дня.

Авиационные специалисты считают Музей ВВС крупнейшим авиационным музеем мира, а его коллекцию — фантастической.

В 1958 г. в подмосковном военном городке Монино, после закрытия аэродрома, по инициативе начальника Военно-воздушной академии маршала авиации С.А.

Красовского, был издан приказ о создании внештатной группы специалистов, на которую возлагалось выполнение ремонтных работ помещений бывших мастерских, с целью дальнейшего использования их для размещения экспозиций музея – выставки.

Ответственным за проведение этих работ был назначен генерал-майор авиации в отставке Михаил Васильевич Шишкин, человек, беззаветно преданный авиации, известный военный летчик, участник нескольких войн.
Основное здание, которое передавалось музею ВВС, имело общую площадь 2700 м2. Это был теплый ангар с прилегающими к нему помещениями, построенными в 1935 г.

, полностью (включая перекрытия) деревянный, находящийся к тому времени в полуразрушенном состоянии. Этому ангару в дальнейшем предстояло стать основным экспозиционным залом музея, в нем впоследствии разместились самолеты Великой Отечественной войны. Музею отводились и два не отапливаемых ангара общей площадью 4500 м2. 28 ноября 1958 г.

был издан приказ № 209 Главнокомандующего Военно-воздушными силами главного маршала авиации К.А.Вершинина. «О создании Музея-выставки авиационной техники ВВС при Краснознаменной Военно-воздушной академии», с которого и началась история музея Военно-воздушных сил.

Приказ гласил: «Военно-учебные заведения, научно-исследовательские институты, ремонтные предприятия, полигоны строевых частей и соединений ВВС и многие советские учреждения имеют значительное количество авиационной техники, документов, реликвий и различных экспонатов по истории развития авиации, которые со временем приходят в негодность или утрачиваются.

В настоящее время назрела острая необходимость собрать в одном месте все сохранившиеся образцы самолетов, двигателей, вооружения, специального оборудования, средств обеспечения полетов, а также документы и реликвийные материалы по истории развития и боевого применения авиации».

На основании приказа был составлен и утвержден разработанный в Военно-воздушной академии поначалу весьма скромный штат музея в составе: начальника, его заместителя, одного экскурсовода, трех научных сотрудников и трех смотрителей залов.

Было выпущено Положение о новом музее-выставке, где указывалось, что музей-выставка находится в ведении начальника академии, является подразделением академии на правах самостоятельной научно-исследовательской лаборатории с финансированием за счет средств, отпускаемых академии на научную и научно-исследовательскую работу. Большие трудности при организации музея Военно-воздушных сил были связаны с поиском музейных предметов. Был издан специальный приказ главнокомандующего ВВС, который обязывал всех командиров воинских частей и подразделений ВВС передать в создаваемый при академии музей все виды устаревших образцов авиационной техники и в первую очередь самолетов.

В Монинских ремонтных мастерских в это время находился на ремонте дальний бомбардировщик Ту-4. Когда мастерские закрылись, Ту-4 стал одним из первых экспонатов музея ВВС. И уже в 1958 г. музей ВВС получил и зарегистрировал 26 единиц хранения, из них:

  • 5 самолетов (Ту-4, Ла-11, По-2 , Як-18, Ла-15);
  • планер;
  • 20 пулеметов и пушек.

К августу 1959 г. вся полученная авиационная техника была полностью подготовлена к экспонированию. Было получено и размещено в экспозиции значительное количество подлинных исторических материалов и документов. Музей уже располагал некоторыми образцами авиационного вооружения, специального оборудования и авиационных двигателей. Первые руководители музея К.П.

Данилин и М.В. Шишкин развернули активную работу по поиску новых экспонатов. Установили связи с ЦАГИ, ЛИИ, Центральным домом авиации и космонавтики (ЦДА и К) им. М.В.Фрунзе и в 1959-1960 гг. из ЦДА и К получили самолеты Ла-7, «Вуазен», «Сопвич» и несколько двигателей. За это же время были получены самолеты Ил-10, Ил-12, Ту-2, МиГ-9, АНТ-2, гондола стратостата «СССР-1».

В начале февраля 1960 г. начальником академии маршалом авиации С.А. Красовским был подписан приказ № 169, в котором объявлялось об открытии музея-выставки авиационной техники ВВС. 23 февраля I960 г. музей ВВС был открыт для посетителей. Первым экскурсоводом в музее ВВС был В.П. Зайцев. Музей начинал свою работу, имея 586 единиц хранения, из них 13 самолетов. В 1960 г.

было проведено 116 экскурсий, музей посетило 9585 человек. В феврале 1961 г. начальником музея стал генерал-майор в отставке Щербаков Алексей Иванович, который проделал большую работу по дальнейшему развитию музея ВВС и комплектованию его новыми экспонатами. К началу 1970-х годов музей приобрел широкую популярность.

В нём уже насчитывалось 35 единиц натурных летательных аппаратов. В 1971 г. музей-выставка авиационной техники ВВС получила наименование Музея Военно-Воздушных Сил СССР (Директива Генерального штаба Вооруженных сил СССР № 314/8/0504 от 30 января 1971г.).

Особый расцвет музея ВВС начался с 1972 года, когда начальником его был назначен генерал-лейтенант в отставке Сергей Яковлевич Федоров, заместителем – полковник в отставке В.К. Тихоненко. К своему 20-летнему юбилею (28 ноября 1978 г.) музей имел более восьмидесяти натурных образцов авиационной техники, в его стенах побывало более миллиона посетителей.

Пополнился музей и воссозданными на киностудиях самолётами «Фарман-4» и «Илья Муромец». В результате поисковой работы, восстановления найденных самолётов в ОКБ и музейных мастерских, коллекция музея непрерывно пополнялась самолётами и вертолётами, уникальными образцами двигателей, оборудования и вооружения самолётов, личными вещами знаменитых авиаторов. 13 марта 1990 г.

начальником Военно-воздушной академии издан приказ № 113 «Об организации платных услуг и экскурсионного обслуживания в музее Военно-воздушных сил», согласно Приказа МО СССР № 10 от 10.01.1990 г. «О переводе культурно-просветительных организаций СА и ВМФ на новые условия хозяйствования». С 1 апреля 1990 г. музей ВВС начал работу в новых условиях хозяйствования.

8 июня 2000 г. вышло распоряжение правительства Российской Федерации «О создании в поселке Монино Щелковского района Московской области Федерального государственного учреждения – Центрального музея Военно-Воздушных Сил на базе находящейся в Федеральной собственности коллекции Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина».

На основании данного распоряжения 4 августа 2000 г. вышел приказ Министра обороны РФ «О Федеральном государственном учреждении – Центральном музее Военно-Воздушных Сил». Музей перешел на отдельный штат и самостоятельную финансово-экономическую деятельность. Сотрудники ранее существующих отделов были зачислены в штат музея.

С 2004 года на базе музея и академии стали проводиться авиашоу. Так 13-15 августа 2004 г. впервые в Монино на базе ЦМ ВВС была открыта военно-историческая выставка «Асы II Мировой войны». Для участия в выставке прилетели зарубежные гости из Германии, Бельгии, Австрии, Чехии.

Для проведения выставки был подготовлен Полевой аэродром иап с грунтовой ВПП 1500×50 м, командный пункт, автопарк, склад ГСМ и боеприпасов, столовая, медпункт, госпиталь и другие объекты.

В дни проведения выставки авиационные пилотажные группы России «Русские витязи» на самолетах Су-27, «Стрижи» на МиГ-29 и «Русь» на L-39, а также итальянская пилотажная группа Frecce Tricolori («Трёхцветные стрелы») продемонстрировали посетителям искусство высшего группового пилотажа. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2006 г.

№ 516-р музей получил статус Федерального государственного учреждения культуры и искусства «Центральный музей Военно-воздушных сил» Министерства обороны Российской Федерации. Собранная богатейшая коллекция авиационной техники находится на открытой стоянке, в залах и ангарах. Здесь представлены уникальные экспонаты, начиная с 1909 г.

выпуска, летательные аппараты Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, боевые машины послевоенного периода, образцы современной военной и гражданской авиационной техники, разработанные в ОКБ Туполева, Яковлева, Сухого, Микояна, Ильюшина, Антонова, Миля, Камова и других авиационных конструкторов и конструкторских коллективов; образцы экспериментальных, воздухоплавательных, учебных, спортивных и беспилотных летательных аппаратов. Усилиями сотрудников отдела научно-фондовой работы под руководством главного хранителя музея Костиной Л.С. коллекции музея ежегодно пополняются новыми экспонатами и сохраняются в хорошем состоянии.

В настоящее время фонд музея располагает уникальной коллекцией, насчитывающей более 49 760 экспонатов, в том числе:

  • 195 летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, планеров и др.);
  • 318 моделей летательных аппаратов;
  • 134 образца авиационных двигателей;
  • 2547 экземпляров авиационного вооружения;
  • 1689 единиц вещевого фонда;
  • 5060 единиц документального фонда;
  • 1212 единиц различного авиационного оборудования;
  • 11700 единиц кино– и фотонегафонда;
  • 8215 единиц знаков отличия;
  • библиотечный фонд составляет более 9 тыс. экземпляров авиационной, документальной и военно-исторической литературы.

В музее представлена значительная коллекция скульптуры и произведений живописи, портретов выдающихся авиационных начальников и прославленных авиаторов, авторских картин и панно, отражающих жизнь и деятельность Военно-воздушных сил.

В экспозиции музея имеются уникальные экспонаты, существующие в единичных и даже в единственных экземплярах, такие как «Илья Муромец», АНТ-2, АНТ-25, Ил-2, ДБ-3, СБ, Ла-7 (самолет трижды Героя Советского Союза Кожедуба И.Н.), М-50, Су-100, Ту-144, МиГ-29, вертолеты В-12, Як-24 и многие другие.

Более 500 мировых авиационных рекордов установлены на самолётах и вертолётах, имеющихся в музее (Ан-24 – 71; Бе-12 – 42; Ан-22 – 41; Су-27 – 40; МиГ-25 – 35 и на других).

В музее 78 уникальных экспонатов получили сертификат памятников науки и техники Российской Федерации:

  • летательных аппаратов – 44;
  • авиационных двигателей – 22;
  • авиационного оборудования –6;
  • стрелково-пушечного вооружения – 6.

В музее открыты и представлены для обозрения следующие экспозиции:

  1. Зарождение и развитие воздухоплавания и авиации в России (зал №1 основного здания, 1-й этаж, площадь – 340 м2).
  2. ВВС в годы мирного строительства (зал №3 основного здания, 1-й этаж, площадь – 350 м2).
  3. Самолеты Великой отечественной войны (зал-ангар № 6а, площадь – 1400 м2).
  4. Уникальные летательные аппараты (ангар № 8, площадь – 2657 м2).
  5. Авиационная техника послевоенного периода (открытая стоянка, площадь – 17 500 м2).

Адрес: 141170, Московская область, п.Монино, Музей ВВС

Телефон: (495) 747-3928, 584-2180, 526-3327

Web сайт: http://www.monino.ru/ www.museum.ru/M487 www.moninoaviation.com

50-летие Центрального музея ВВС РФ

Источник: http://AirMuseum.ru/aviamuzei-mira/rossiya/monino/

Ссылка на основную публикацию