Описание картины «утро в сосновом лесу», шишкин, 1889

Сочинение по картине Утро в сосновом лесу (бору) Шишкина 2 класс

Картина И. Шишкина «Утро в сосновом бору» — символ неиссякаемой любви художника к лесной природе.

На переднем плане картины изображены медвежата – подростки. Их четверо. Один медвежонок стоит на земле. По виду он самый крупный из четверых медвежат. Он опирается четырьмя лапами о землю и смотрит вперед.

Уши у него стоят, как будто он прислушивается к чему – то. Вокруг медвежонка разбросаны обломанные ветки. Земля покрыта невысокой травой и мхом. За спиной у медведя высокий пенек сосны.

Пенек старый, он уже засох, и вокруг появилась молодая поросль.

Большую сосну вывернуло с корнем и разломило на две части. Корень у сосны большой, разветвленный, покрытый мхом.  Под корнем видна яма. Один обломок, ближе к корню, наклонился вперед, но не упал, его держит корень сосны. Вторая часть сосны упала в глубокий овраг.

На обломке сосны сидят два медвежонка. Они небольшие. Один медвежонок ползет снизу вверх по сосне, второй сидит выше и наблюдает за первым медвежонком. На шее у него видна светлая полоска шерсти. Оба медвежонка коричневого цвета. Обломок под медвежатами свежий, острые края еще не успели засохнуть. Они желтоватого цвета.

На большом обломке сосны стоит четвертый медвежонок. Он стоит на двух задних лапах, лапы полусогнуты. Медвежонок стоит боком, голова его повернута в сторону восходящего солнца. На шее у медвежонка также видна светлая полоска. На стволе много сухих веток.

Художник изобразил густой сосновый лес, толстые и тонкие сосны. Деревья все очень высокие. Часть сосен растут на пригорке, остальные в овраге. Вдалеке видна молодая сосна, у которой ствол растет криво. Она наклонилась вбок и своей кроной задевает верхушки других деревьев.  Рядом со сломанной сосной растет изогнутая сосна, верхушкой она тянется к солнцу.

Через стволы и ветки деревьев проглядывает солнце. Его не видно, но по светлой голубой дымке и желтому просвету среди сосен, понятно, что утро уже наступило. С первыми лучами солнца медвежата выползли из своей берлоги и начали резвиться на природе.

Вариант 2

Это одна из самых известных работ художника. В этой картине есть все – и буйство красок, и солнечное утро, и веселые медвежата.

На первом плане мы видим всю красоту леса. Особенно в это раннее утро, когда еще только-только поднимается дымка, и первые лучи солнца начинают проходить сквозь густые ветви.

Тут на ствол большого обломленного дерева взбираются маленькие медвежата и начинают резвиться там, как дети. Дерево вырвано с корнем и уже поросло многолетним мхом. Значит, когда-то давно здесь свирепствовала буря. Зато сейчас здесь все спокойно.

Медвежата играют в свои игры на этом бревне, а медведица следит за ними.

Двое медвежат заняты игрой, а третий что-то увидел там, вдалеке. Он – самый старший и самый смышленый. Стоя на задних лапках, помогает своей маме оберегать младших братьев. Возможно он увидел опасность в виде других диких зверей, а может быть это солнышко, встающее из-за темного леса.

Но мать- медведица всегда на чеку, она сторожит своих детенышей. Поэтому говорит им, чтоб сильно не баловали, везде может быть скрытая опасность. Между тем, солнце всходит, медвежата веселятся и не слышат свою маму. Они еще маленькие и не знают, что такое опасность.

Им главное побегать, поиграть, порезвиться.

Картина очень позитивна, в том плане, что художник отобразил на ней не только русскую природу, но и диких зверей, таких как медведей. А эти животные прекрасно сочетаются с нашей природой. Холст отображает непередаваемое ощущение красоты, свободы и чистоты.

Картина получилась живой и насыщенной, за счет восходящего солнышка, лесной гущи и веселящихся медвежат. Недаром эта картина является одной из самых известных работ художника. Она воплощает в себе всю силу и красоту русской природы.

Описание картины Шишкина Утро в сосновом лесу

Великий художник-пейзажист И. И. Шишкин написал картину “Утро в сосновом лесу” в 1889 году. 

На переднем плане изображена лесная поляна, окружённая могучими высокими соснами. Одна из основных деталей картины  – это упавшая  сосна, вокруг которой развивается главное действие. Возможно, дерево упало после сильной бури.

С левой стороны полотна зритель видит часть поваленного дерева с огромными вырванными корнями. На ней резвятся два медвежонка под пристальным присмотром медведицы. С правой стороны изображена другая часть упавшей сосны, на которой стоит третий медвежонок на задних лапах.

Он смотрит вдаль тумана, откуда пробиваются солнечные лучи.

Игра медвежат вызывает только положительные эмоции. У зрителя создаётся впечатление, что перед ним безобидные зверята, а наступающее утро для них настоящий праздник. Одновременно ощущается мощь и сила природы благодаря настороженной медведице, которая готова защитить своих малышей в любую минуту. Высокие могучие сосны только подчёркивают величие природы.

Солнечный свет только начинает заглядывать в дремучий лес, освещая верхушки могучих сосен. Свет пробивается сквозь колонны высоких сосен. Утро пробудило лес и медвежат, которые выбрались из своего укромного жилища.

Художник показывает, что медвежата с медведицей возле упавшей сосны

являются основным композиционным акцентом картины. Они выступают главным светлым пятном полотна. Все другие детали картины выполнены в более тёмных и приглушённых тонах.   Художник передаёт красоту раннего утра в сосновом лесу, выбрав светлые оттенки зелёного, голубого, жёлтого цветов. 

Зритель видит, что ещё стоит туман. Когда смотришь на картину, то можно ощутить утреннюю прохладу. Солнце только начинает всходить за лесом.

Солнечный свет на заднем плане привлекает медвежонка. Своими золотистыми лучами солнце освещает проснувшихся медвежат с медведицей на лесной поляне.

Изображение столь реалистично и динамично, что зрителю кажется, что медвежата передвигаются, взбираются по дереву и вскоре начнут прыгать, играя друг с другом. Каждая деталь на картине передана с любовью.

Великому русскому художнику-пейзажисту И.И. Шишкину удаётся добиться этой удивительной реалистичности. Зритель словно сам присутствует в сосновом мрачном лесу, который оживает при первых лучах солнца.

2, 4, 5, 7 класс

Описание настроения картины Утро в сосновом лесу (бору)

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Брюллова Всадница 8 классКарл Брюллов – один из самых знаменитых художников XIX века. На его счету множество прекрасных портретов. Он умел отлично сочетать простоту и прекрасное владенье кистью, таким образом, он творил шедевры
  • Сочинение по картине Яблонской Утро 6 классРассматривая полотно Яблонской Т.Н., я вижу школьницу — девочку. Как всегда, поднялась девушка рано утром и стала выполнять гимнастику. На ней надеты однотонные
  • Сочинение по картине Левитана Осень. Охотник 8 классИсаак Ильич Левитана известнейший русский художник, который работал в жанре пейзаж. Левитан обладал уникальным талантом — он умел передать всю красоту природы на холст
  • Сочинение по картине Пименова Спор 8 классЮрий Иванович Пименов всегда был художником, который стремился развиваться и идти в ногу со временем. Его произведения это отражение современности и реальности. Данная картина, а именно ее название говорит само за себя.
  • Сочинение по картине Шишкина ЗимаГлядя на полотно видно, как на переднем плане нарисованы красивые сосны-великаны, которым исполнилось уже, пожалуй, сотня лет. Стволы этих вековых красавиц, загрубевшие и темные, они стоят выдержанно и грациозно

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/shishkin/utro-v-sosnovom-lesu-boru-2-4-5-7-klass-opisanie

Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу» — самые интерсные факты о картине

Данное полотно – одно из самых узнаваемых произведений русских художников.

Раскинувшуюся перед зрителем панораму соснового леса, на переднем плане которой резвятся смешные неуклюжие медвежата, невозможно спутать ни с каким другим пейзажем.

Но, несмотря на свою популярность, работа таит в себе много загадок и сюрпризов. Как создавалась эта картина Шишкина? Почему она стала настолько известной? На эти вопросы ответит наша статья.

Иван Иванович Шишкин – каким был великий художник?

Знаменитый пейзажист, рисовальщик и гравёр-аквафортист родился в 1832 г. в семье купца, живущего в г. Елабуге вятской губернии.

Рисовать он любил с самого детства, а позже даже оставил гимназию ради того, чтобы поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Свой поступок он объяснял так: «Не хочу становиться чиновником».

Окончив училище, Шишкин отправился в Санкт-Петербург, где и стал одним из студентов Императорской Академии художеств.

Его интерес к изобразительному искусству всячески одобрял и поддерживал отец – Иван Васильевич Шишкин. Перед путешествием он даже осенил сына его любимой иконой – образом Спаса Нерукотворного.

Сохранилось письмо будущего художника, в котором тот обращается к «любезным Тятеньке и Маменьке», прося по-родительски благословить его перед поступлением. Студент робел в присутствии знаменитых живописцев из Академии, которые казались ему величавыми, строгими и массивными. Это послание датировано 31 января 1856 г.

– мог ли Шишкин тогда подумать, что через пятьдесят лет его самого назовут народным творцом, «царём леса» и сокровищем русской культуры?

В работе мастер руководствовался искренним восхищением природой, вниманием к мельчайшим нюансам флоры и фауны, любовью к деталям и тщательно выписанным подробностям. Его мастерство удивляло и восхищало коллег, как и обширные знания в областях ботаники, географии и геологии.

Туманная дымка, мягко мерцающая в рассветных лучах, фигурно вырезанные листья берёзы, фактура и объёмность мшистой кочки, золотистый песок, кажущийся рассыпчатым и шероховатым, ряска на поверхности лесного болотца – все эти частности делают произведения художника живыми, динамичными и восхитительными.

Но настоящим шедевром и вершиной мастерства стала картина Утро в сосновом лесу Шишкина.

Создавая это полотно, влюблённый в природу живописец в полной мере выразил своё восхищение и благоговение перед красотой мира.

Произведение столь реалистично, что зрителю кажется, будто вот-вот стронется застывший между стволами клуб тумана, шевельнутся корни поваленной сосны, на которую взбирается медвежонок.

Неудивительно, что после презентации работы в 1889 г. (кстати, именно И. И Шишкин был основателем Товарищества передвижных художественных выставок) её сразу же пожелали приобрести несколько коллекционеров. В конце концов, картину купил П. М. Третьяков – меценат и предприниматель, положивший начало знаменитой Третьяковской галерее. Но на этом её история только началась.

Кто был автором полотна?

На самом деле к произведению приложили руку сразу два художника – сам Шишкин и его добрый друг, Константин Аполлонович Савицкий. Но, изучив музейное описание картины Утро в сосновом лесу, Вы увидите там только одного автора. В чём же причина такой несправедливости?

Савицкий – великолепный жанровый живописец. С Шишкиным его связывали не только профессиональные (они вместе состояли в Товариществе передвижных выставок), но и дружеские, и даже семейные узы – он крестил младшего сына Ивана Ивановича, названного в его честь Константином.

Позже он поддерживал мастера, когда умерла его первая жена, а тот, в свою очередь, помог Савицкому пережить самоубийство его супруги. Позже Шишкин, описывая этот период жизни в своём дневнике, отметил, что провидение, заставляя художника страдать, воспитывает в нём Божий дар.

Однажды, встретившись с Савицким, Шишкин рассказал ему о задуманном масштабном полотне, на котором изображались бы медведи. Вероятно, к этому его подтолкнуло создание картин «Туман в сосновом лесу» или «Бурелом» (обе написаны в 1888 г.).

А уже через несколько месяцев художник пригласил друга в свою мастерскую, отправив ему письмо с такими словами: «Приходи, посмотри, какую я отмахал штуковину». «Штуковиной» и было «Утро в сосновом лесу».

А когда Константин Аполлонович выразил своё восхищение работой, Шишкин предложил ему вписать в пейзаж семейку диких зверей.

До сих пор неизвестно, почему мастер так поступил. Он был учеником художника-анималиста Р. Коллера (Швейцария), и на многих его картинах есть животные и птицы, изображенные вполне профессионально. Есть медведи и на эскизах к полотну.

Но, так или иначе, кисть была уступлена Савицкому, и под завершенным произведением появилось две подписи вместо одной. А затем Шишкин поделился с Савицким и гонораром, отдав ему одну из четырёх тысяч рублей, полученных от продажи.

Но Константин Савицкий расписался на картине уже после того, как она была показана на выставке и продана Третьякову.

Поэтому, когда покупку доставили, и коллекционер обнаружил на полотне два автографа, он очень возмутился. Как отметил в своих мемуарах Н. А.

Мудрогель (старейший работник Третьяковской галереи), меценат сразу же приказал принести скипидару из Франции и стёр подпись.

Именно это событие и привело к путанице с авторами.

Кроме того, возникли и другие слухи – например, что Шишкин просил нарисовать медведей, потому что просто не мог изобразить их самостоятельно, а ещё – что Савицкий очень разгневался из-за такого подлога и оборвал всякие связи с другом. На самом деле, ничего подобного не случилось – художники были приятелями на протяжении всей жизни, и поступок Третьякова на это никак не повлиял.

Читайте также:  Святой себастьян, андреа мантенья

Как картина стала обёрткой – создание фирменного бренда

Своей популярностью произведение обязано не только действиям коллекционера.

Широчайшую известность среди жителей России картина заслужила благодаря кондитеру Теодору Фердинанду фон Эйнему и его компаньону Юлиусу Гейсу.

Эти предприниматели немецкого происхождения создали паровую фабрику по выпуску конфет и печения. Они заботились не только о качестве продукции, но и о рекламе – довольно необычный подход для того времени.

В рамках такого движения компания «Эйнем» создавала самые разнообразные серии конфет – например, «Клады моря и Земли», «Типы народов земного шара», «Транспортные средства» и даже «Русские художники и их картины». А в 1896 г.

в ассортименте появилась новинка – сладость «Мишка косолапый» из покрытых шоколадом вафель, между которыми была начинка из пралине – растёртого миндаля, какао-бобов и сахара. Её обёртку украшала работа Шишкина, сразу же получившая в народе название картина Три медведя.

При этом никого не смущал тот факт, что животных на рисунке четыре.

Выпускать конфеты, полюбившиеся многим сладкоежкам, продолжили и после Октябрьской революции.

Только делали их уже не работники компании «Эйнем», а пролетарии, трудившиеся на предприятии «Красный октябрь», которое принадлежало советской власти. Цена популярных сладостей была очень высокой – почти четыре рубля за килограмм.

Поэтому поэт-пропагандист В. Маяковский создал для продукции смелый лозунг: «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе сберкнижку».

Позже кондитерское изделие нарисовали на стене первого московского небоскрёба, расположенного в Калашном переулке. В здании располагался Моссельпром (советский трест, под чьим началом объединились все кондитерские, пищевые, алкогольные и табачные мануфактуры города), так что выбор был вполне обоснованным.

Популярные товары

До сих пор работы Шишкина пользуются большим спросом, и картина Утро в сосновом лесу из янтаря – не исключение. Украсив ею свой дом, Вы получите возможность полюбоваться прекрасным, умиротворённым пейзажем, восхититься спокойствием леса и живописными позами играющих медвежат.

Благодаря тому, что произведение вручную выполнено из натуральных солнечных самоцветов, оно будет смотреться оригинально и стильно, даря Вам радость и хорошее настроение. А ещё Вы можете самостоятельно подобрать размер панно, что даёт возможность легко вписать его в дизайн комнаты.

Источник: https://ukrburshtyn.com/blog/i-i-shishkin-utro-v-sosnovom-lesu.html

Утро в сосновом лесу. Как посмотреть на картину Шишкина новым взглядом

Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889 г. Третьяковская галерея

«Утро в сосновом лесу» – самая известная картина Ивана Шишкина. Нет, берите выше. Это самая популярная картина в России.

Но этот факт, как мне кажется, самому шедевру приносит мало пользы. Даже вредит ему.

Когда картина слишком популярна, она мелькает везде и всюду. В каждом учебнике. На конфеточных обёртках (с чего бешеная популярность картины и началась 100 лет назад).

В результате у зрителя пропадает интерес к картине. Мы скользим по ней быстрым взглядом с мыслью «А, это опять она…». И проходим мимо.

По этой же причине я о ней и не писала. Хотя уже несколько лет пишу статьи о шедеврах. И можно было бы удивиться, как я прошла мимо этого блокбастера. Но теперь Вы знаете, почему.

Исправляюсь. Ибо хочу посмотреть на шедевр Шишкина вместе с Вами повнимательнее.

Почему «Утро в сосновом лесу» – шедевр

Шишкин был реалистом до мозга костей. Он изображал лес очень правдоподобно. Тщательно подбирая цвета. Такой реализм легко затягивает зрителя внутрь картины.

Посмотрите хотя бы на цветовые решения.

Бледный изумруд хвои в тени. Светло-зелёный цвет молодой травы в лучах утреннего солнца. Темная охра хвои на дереве упавшем.

Туман тоже скроен из сочетания разных оттенков. Зеленоватый в тени. Голубоватый на свету. И переходит в желтизну ближе к верхушкам деревьев.

Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу (фрагмент). 1889 г. Третьяковская галерея, Москва

Вся эта сложность создаёт общее впечатление присутствия в этом лесу. Вы осязаете этот лес. А не просто видите его. Мастерство невероятное.

Но картины Шишкина, увы, часто сравнивают с фотографиями. Считая мастера глубоко старомодным. Зачем такой реализм, если есть фото-изображения?

Я с такой позицией не соглашусь. Важно, какой ракурс выбирает художник, какое освещение, какой туман и даже мох. Все это в совокупности раскрывает перед нами кусочек леса с особой стороны. Так, как мы бы его не увидели. Но мы видим – глазами художника.

И через его взгляд испытываем приятные эмоции: восторг, воодушевление, ностальгию. А в этом и есть смысл: побудить зрителя на душевный отклик.

Савицкий – помощник или соавтор шедевра?

История с соавторством Константина Савицкого для меня кажется странной. Во всех источниках Вы прочтёте, что Савицкий был анималистом, поэтому и вызвался помочь своему другу Шишкину. Мол, такие реалистичные мишки – его заслуга.

Но если Вы посмотрите на работы Савицкого, то сразу поймёте, что анималистика – НЕ основной его жанр.

Он был типичным передвижником. Писал часто бедняков. Радел с помощью картин за обездоленных. Вот одна из выдающихся его работ «Встреча иконы».

Константин Савицкий. Встреча иконы. 1878 г. Третьяковская галерея.

Да, на ней, помимо толпы, есть ещё и лошади. Савицкий  действительно умел их изображать очень реалистично.

Но Шишкин тоже легко справлялся с подобной задачей, если посмотреть на его анималистические работы. На мой взгляд, у него получалось не хуже, чем у Савицкого.

Иван Шишкин. Бычок. 1863 г. Третьяковская галерея, Москва

Поэтому не совсем ясно, почему написать мишек Шишкин поручил Савицкому. Уверена, он бы и сам справился. Они дружили. Возможно, это была попытка помочь другу материально? Шишкин был успешнее. Получал серьёзные деньги за свои картины.

За мишек Савицкий получил от Шишкина 1/4 гонорара – целых 1000 рублей (на наши деньги это примерно 0,5 млн. рублей!) Вряд ли Савицкий такую сумму смог бы получить за целую собственную работу.

Наверняка Вы знаете историю с авторством «Утра в сосновом лесу». Третьякову не понравилось, что на заказанной им картине стояла ещё подпись Савицкого. И самолично стер ее скипидаром.

Формально Третьяков был прав. Ведь всю композицию продумал Шишкин. Даже позы и расположение медведей. Это очевидно, если посмотреть на эскизы.

Соавторство, как явление в русской живописи

К тому же это не первый такой случай в русской живописи. Я сразу вспомнила картину Айвазовского «Прощание Пушкина с морем». Пушкина на картине великого мариниста написал… Илья Репин.

Но имени его на картине нет. Хотя это не мишки. А все-таки великий поэт. Которого нужно не просто реалистично изобразить. Но чтобы было выразительно. Чтобы то самое прощание с морем в глазах читалось.

Иван Айвазовский (в соавторстве с И. Репиным). Прощание Пушкина с морем. 1877 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург. Wikipedia.org

На мой взгляд, это задача посложнее, чем изображение медведей. Тем не менее Репин на соавторстве не настаивал. Наоборот, был несказанно рад совместной работе с великим Айвазовским.

Савицкий был более гордый. На Третьякова обиделся. Но с Шишкиным дружить продолжил.

Но мы не можем отрицать, что без медведей эта картина не стала бы самой узнаваемой картиной художника. Это был бы очередной шедевр Шишкина. Величественный и захватывающий дух пейзаж.

Но таким популярным он бы не был. Именно медведи сыграли свою роль. А значит совсем сбрасывать со счетов Савицкого не стоит.

Как вновь открыть для себя «Утро в сосновом лесу»

А в заключении вновь хочу вернуться к проблеме передозировки изображением шедевра. Как же посмотреть на неё свежим взглядом?

Я думаю, это возможно. Для этого посмотрите на малоизвестный эскиз к картине.

Иван Шишкин. Эскиз к картине «Утро в сосновом лесу». 1889 г. Третьяковская галерея, Москва

Он выполнен быстрыми мазками. Фигуры мишек лишь намечены и написаны самим Шишкиным. Особенно впечатляет свет в виде золотых вертикальных мазков.

А теперь посмотрите вновь на картину «Утро в сосновом лесу». И Вы сможете «прочесть» ее свежим взглядом. Увидеть то, чего раньше не замечали.

Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889 г. Третьяковская галерея

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/utro-v-sosnovom-lesu-shishkin/

«Утро в сосновом лесу», или как мишки стали знаменитыми — Православный журнал «Фома»

Он бросил казанскую гимназию в 16 лет, «чтобы не сделаться чиновником». Вернулся домой, в Елабугу. Много (четыре года) рисовал: сосны, поле, реку. Окончательно увлекся пейзажами, а в дневнике, правда позже, написал: «Пейзажист — истинный художник, потому что чувствует глубже и чище».

Несмотря на протесты родни, в двадцать лет поступил в Московское училище живописи и ваяния. А еще через четыре года поехал в Петербург поступать в Императорскую Академию.

Единственный, кто понимал и одобрял интерес Ивана Шишкина к живописи, был его отец.

Именно он иконой Спаса Нерукотворного, которая висела в красном углу в доме Шишкиных и была любима Иваном, благословил сына на эту поездку. Отец верил в талант сына, восхищался, даже гордился им.

Много позже в своей книге «История города Елабуга» он вскользь упомянет талантливого художника Ивана Шишкина, получавшего звание академика…

31 января 1856 года датировано письмо Ивана Шишкина, в котором он просит у «любезных Тятиньки и Маминьки» родительского благословения: «Завтра пойду к профессору, к которому должен поступать, и принесу ему свои рисунки и работы и свидетельство из Московского училища о моих успехах и о прочем.

Страшно представляться к строгим профессорам Академии, здесь мне кажется все величавым, массивным, в полном смысле что Императорская Академия художеств. О следствии моего представления я вас извещу — не знаю порадует ли меня или опечалит». Так неуверенно и робко писал Иван Шишкин.

Он и не подозревал, что полвека спустя будет назван народным, «царем леса», выдающимся художником своего времени, национальным сокровищем русского искусства.

Дайте лужу грязную

Взлохмаченные, чуть с проседью пышные волосы. Густая борода лежит поверх полураспахнутого пиджака. Сократовский лоб, красивые крупные черты лица, умные, с прищуром глаза и едва уловимая улыбка.

Крепким, основательным, будто вросшим корнями в землю смотрит с портрета Крамского художник Иван Шишкин. Собственно таким он и был. Купеческий сын из провинциального города Елабуга.

Самородок, художник по призванию.

Басовитый богатырь с искореженными гравировальной работой руками он много и по-разному пробовал себя, все время учился. Шишкин удивлял коллег по цеху блистательными полотнами. Они были богаты деталями, разнообразны подробностями, которые художник выписывал с точностью ювелира.

Дымка тумана, пробивающаяся сквозь ветви, мягкие мхи, золотистый песок, прозрачный ручей, заросшее болотце, прохлада утра, летний жар… В своих работах он в меру эпичен и всегда монументален. В нем, как в художнике, нет пафоса, но только глубокое и искреннее восхищение величаем земли.

Однажды Третьяков написал: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия…»

Такую правду увидел Третьяков в картинах Шишкина. С удовольствием покупал его работы. Среди прочих на очередной передвижной выставке в 1889 году приобрел картину «Утро в сосновом лесу».

Утренний туман врасплох застал резвящихся медвежат. Художник привычно обрезает краем холста верхушки деревьев. Прорисовывает корни поваленной сосны. Выписывает стоящий между вековыми стволами туман. Трудно назвать более известную работу Шишкина.

Символизм, иносказательность, социальный протест, развивающееся демократическое искусство? А может влюбленный с детства в русскую природу Иван Шишкин просто вновь говорит о том, что любит? Вокруг «Утра в сосновом лесу» немало мифов, еще больше критических замечаний.

И всем этим, то есть особенным вниманием к работе Шишкина, как оказалось, мы обязаны скандалу и сладостям.

Рука Савицкого и скипидар Третьякова

Картина «Утро в сосновом лесу» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в 1889 году. Правда называлась она иначе — «Медвежье семейство в лесу». Почти сразу после покупки картина была доставлена Третьякову. Павел Михайловича неожиданно для себя обнаружил некоторые изменения.

Когда он платил за картину — на ней стояла одна подпись — Ивана Шишкина, когда получил — уже две. К фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого. Третьяков, как пишет в своих воспоминаниях Н.А.

Мудрогель «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее», тут же потребовал себе французского скипидара и стер подпись.

Дело в том, что медведицу с тремя медвежатами на полотне изобразил Константин Савицкий. Шишкин счел долгом не только поделиться гонораром (из четырех тысяч рублей, полученных от Третьякова, отдал Константину Савицкому тысячу), но попросил Савицкого оставить на полотне подпись.

Однако Третьяков был по купечески жестким,  и повел себя принципиально. Раз покупал картину у Шишкина, значит подпись будет на картине только Шишкина.

После этой истории родился миф, который бытует по сей день. Неумеха Шишкин вынужден был просить знакомого художника нарисовать медведей, потому что сам не смог. А Константин Савицкий, будто бы узнав, что картина осталась без его фамилии, в пух и прах разругался с Шишкиным и никогда с ним больше не общался. Однако, все это неправда.

Дело в том, Савицкий и Шишкин были не только добрыми друзьями, но и кумовьями. Константин Аполлонович был крестным отцом младшего сына Ивана Шишкина — Констатина. Увы, их объединяло и общее горе. Мальчик умер трех лет от роду.

Вообще, бед у обоих было не мало. Внезапная смерть унесла жизнь первой жены Шишкина, самоубийством покончила супруга Савицкого. Шишкин как-то написал, что провидение, заставляя страдать художника, открывает в нем Божий дар. Дар, талант он видел и в своем друге.

Художники вместе состояли в Товариществе передвижных выставок, много общались, переписывались, встречались и вместе же обдумывали сюжеты будущих картин. У обоих однажды родилась идея написать масштабное полотно, в котором фигурировало бы медвежье семейство.

Вероятно идея появилась после написания Шишкиным картины «Туман в сосновом лесу» (1888 год) или «Бурелом» (1888 год). В любом случае, как-то Шишкин пригласил Савицкого в мастерскую посмотреть, какую он «отмахал штуковину».

Там-то блестящий жанрист Савицкий с позволения Шишкина написал медведей.

Это вовсе не значит, что Шишкин не сумел бы этого сделать сам. Как известно, он учился у швейцарского анималиста Рудольфа Коллера. На многих его картинах присутствуют животные и птицы: «Болото, журавли», «Вид в окрестностях Петербурга», «Сосновый бор, Мачтовый лес», «Лесная глушь».

Да и в эскизах к картине «Утро» медведи присутствуют. Поэтому остается только гадать, почему Иван Иванович уступил кисть Савицкому. Возможно потому, что идея написать медведей родилась у Константина Апполоновича. А может, дружелюбный, веселого нрава Шишкин знал, что Савицкий полотно не испортит.

Ведь он частенько рисовал животных своему маленькому сыну Георгию (будущему художнику).

Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе сберкнижку

В 1867 году на Софийской набережной кондитер Теодор Фердинанд фон Эйнем вместе со своим компаньоном финансистом Юлиусом Гейсом, построил и запустил паровую фабрику по производству шоколадных конфет и чайных печений. Производство быстро набирало обороты. Продукция получала призы и награды на выставках.

А предприимчивые немцы изобретали новые способы привлечь внимание покупателей. Рекламе, как двигателю торговли, отдавалось должное. Реклама фабрики «Эйнем» отвечала модным тенденциям, была стильной, передовой, она развлекала и даже просвещала.

Так на фабрике «Эйнем» среди прочего выпускались серий конфет в 12 и 14 картинах: «Клады земли и моря», «Средства передвижения», «Типы народов земного шара», «Русские художники и их картины»… На одной стороне обертки покупатель видел картинку, на другой мог почесть краткую энциклопедического плана статью.

История умалчивает, когда именно Гейс (Эйнем отошел от дел еще в 1876 году) договорился с Третьяковым и получил разрешение размещать на обертках репродукции картин из коллекции братьев Третьяковых. Но на самих этикетках серии «Русские художники…» находим дату: 1896 год.

Одним словом, когда говорят, что конфете «Мишка косолапый» больше ста лет, это правда. Рецепту то уж точно.

В привычном нам виде, в отдельной обертке с медвежатами на бирюзовом фоне, конфета «Мишка косолапый» производилась с 1925 года. Правда, уже не на известной во всем мире паровой фабрике «Эйнем», а на национализированной советской властью фабрике «Красный октябрь» (бывшей «Эйнем»).

Пралиновые конфеты (глазированные шоколадом вафли, между которыми находится начинка из растертых с сахаром миндаля и какао-бобов) пользовались популярностью, экспортировались и стоили довольно дорого.

Гений агитпропа Владимир Маяковский даже придумал звучный слоган, который тут же был запечатлен на фантике: «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе Сберкнижку».

Четыре рубля за килограмм это вам не шутки шутить.

Но реклама, как говорил Владимир Владимирович Маяковский, — «это торговая агитация, без нее не двигается даже самое верное дело». Тут же добавим от себя, и даже самые вкусные конфеты.

Возможно, поэтому на стене первого советского небоскреба в Калашном переулке, где с 1925 года находился Моссельпром (пищевой трест Московского совнаркома, объединивший под своим началом кондитерские, мукомольные, пивоваренные и табачные фабрики Москвы), художник Родченко изобразил конфету со знакомым лесным семейством на обертке.

Очень скоро конфета, на которой значилось «Мишка косолапый», получила в народном бытовании новое, другое название — «Три медведя». Заодно так стали называть и картину Ивана Шишкина.

Причем никого не смущало, да и не смущает по сей день, что медведей на картине все-таки четыре.

Теперь трудно сказать, почему – из-за талантливого пейзажа художника-предвижника, или сладкой конфеты, — но Иван Шишкин стал народным художником, как Пушкин — народным поэтом.

Картины, написанные маслом, советские граждане себе позволить не могли. А вот лакированные репродукции (их продавали очень дешево в книжных магазинах), в том числе «Утро в сосновом лесу» Шишкина, вплоть до конца девяностых можно было найти в каждом уважающем себя доме. Во всяком случае, в провинциальном.

Изображение 1  — Иван Крамской. Портрет художника Ивана Шишкина. 1880

Изображение 2 —  Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889

Изображение 3 — Илья Репин. Портрет Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи. Деталь. 1883

Источник: https://foma.ru/utro-v-sosnovom-lesu-ili-kak-mishki-stali-znamenityimi.html

Сочинение по картине Шишкина Утро в сосновом лесу (бору) 2 класс (описание)

Утро в сосновом лесу

На картине известного художника И. И. Шишкина изображено ранее утро в лесу. Сосновый лес пробуждается ото сна, солнышко еще не совсем вышло и не успело прогреть полянку. Высокие зеленые сосны окутывает густой туман.

 Медведица с тремя бурыми медвежатами уже проснулись и вышли порезвиться на лесную полянку. Косолапые медвежата, совсем еще маленькие, забрались на огромное поваленное дерево. Оно вывернуто из земли с корнем, видимо после недавно прошедшего урагана.

Один, самый проворный медвежонок, взобрался на самую верхушку сломанного ствола. Он наблюдает за вторым медвежонком, который уселся на середине ствола и смотрит на медведицу. Третий, видимо самый маленький из них, стоит на другой сломанной части могучего дерева, взгляд его устремлен вглубь леса.

Большая, бурая медведица внимательно следит за озорными медвежатами. Она знает, что лес таит в себе много опасностей и готова в любой момент защитить своих детей.

Когда смотришь на картину как будто бы погружаешься в нее. Ощущаешь прохладное дыхание зеленого леса, слышишь лесные шорохи и звуки, которые издают животные, птицы и насекомые.

Живым и достаточно реалистичным получился сюжет картины. Дикая природа восхищает, а забавные, маленькие медвежата умиляют и вызывают желание оказаться на полянке и поиграть вместе с ними.

Сочинение по картине Утро в сосновом лесу Шишкина

Передо мной творение кисти И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» (иногда называют «Утро в сосновом бору»). Это полотно можно назвать поистине самым известнейшим шедевром, ведь каждый, и ребенок, и взрослый, без сомнения знает эту прекрасную картину.

Художник с небывалым трепетом, заботой и нежностью мастерски прописал каждую иголочку могучих сосен, каждый корешок и веточку. Вдохновленный могуществом и величием природы он вдохнул в свое творение небывалую реалистичность и волшебство обыкновенного лесного утра.

Картина изображает утренние часы в сосновой чаще. Природа только пробуждается после прохладной ночи, на траве и деревьях выпала холодная роса, воздух чист и свеж. Воздух еще холоден, но вот-вот прогреется, и по всему лесу разнесется запах прелой травы и сосновой хвои. Наверняка день выдастся жарким, и потому это прохладное утро по-настоящему чудесно.

В угрюмом лесу тишина, лишь изредка крик ранней пташки прорежет глушь.

Великаны-сосны, величаво стремящиеся в небо, приветствуют первые солнечные лучи, скользящие по верхушкам деревьев, своими кустистыми ветвями. Восход – это пробуждение и начало нового дня. И вся природа с нетерпением ждет его прихода.

Теплые золотистые и желтые оттенки завораживают, ярко контрастируя с темной палитрой угрюмого леса, из-за чего создается образ загадочного таинственного бора, словно сошедшего со страниц русских народных сказок. Приглушенные спокойные тона не раздражают глаз, а наоборот услаждают взор. В центре картины изображены главные герои, без которых полотно потеряло бы свое очарование.

Медведица и трое её бравых медвежат, проснувшись с первыми лучами солнца, уже вовсю хозяйничают в лесу, рыщут в поисках пищи.

Озорные малыши затеяли игру – скачут и лазят по поваленной стволу сосны, словно играют в салочки. Выглядят пушистые зверята совсем беззащитно, но под присмотром своей бдительной матери, они в безопасности. Огромные поваленные деревья, словно повергнутые в бою богатыри, лежат высоко вздыбив свои корявые толстые корни, всем своим видом показывая былую силу и мощь.

Бурая родительница недовольно ворчит, пытаясь усмирить непослушную детвору, но шустрые маленькие хулиганы не принимают сердитых рыков матери всерьез.

Смотря на картину, будто вдыхаешь аромат леса, его сосновую свежесть, чувствуешь лесную тенистую прохладу, слышишь шорох ветерка, треск сучьев под сильным звериными лапами.

Вместе с вдохновленным творцом, проникшись красотой русской природы, зритель невольно затаит дыхание, пораженный глубоким таинством жизни и радости, который излучает пейзаж.

Задают это сочинение во 2, 5, 3, 7 классе.

Сочинение «Утро в сосновом бору» по картине Шишкина 5 класс

Наверное, с детства знакома картина Шишкина «Утро в сосновом лесу». Даже если не интересуешься искусством глубоко, то с этой картиной практически все знакомы, благодаря изображению ее на конфете. Медведица с тремя медвежатами на фоне соснового бора.

Замысел Шишкину подсказал его друг, тоже художник. И он даже приложил руку, дополнив пейзаж медведями. Они настолько удачно получились, что художники оба расписались на картине. Однако, Третьяков, который приобрел в дальнейшем эту картину, оставил подпись только Шишкина, вторую подпись замазал. Считая, что основная манера написания все же ближе по духу к Шишкину.

И, действительно, Шишкин очень точно передал общую атмосферу просыпающего леса. Мы можем наблюдать лучи встающего утреннего солнца, которое только касается верхушек деревьев. В глубине картины лес окутан утренним туманом. И его легкостью и воздушностью наблюдателю передается свежесть, которая обычно еще стоит в это время суток.

На переднем плане находится целое медвежье семейство. Медведица и трое маленьких медвежат, которые резвятся на большом поваленном дереве. Можно предположить, что они только вылезли из берлоги после ночного сна. Еще не такие игривые спросонья, но мать не дремлет и следит за округой и своими питомцами, немного порыкивая на нерадивых отпрысков.

Картина очень позитивная и своим мотивом, и красками. Художник очень точно передал атмосферу просыпающей природы.

2 класс, 5 класс.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-xudozhnika-shishkina-i.i/sochinenie-opisanie-kartinyi-shishkina-utro-v-sosnovom-lesu

Художник Иван Иванович Шишкин и его картины «Утро в сосновом лесу», «Дубовая роща» и другие

Оглавление:

Среди русских пейзажистов один из наиболее весомых авторитетов – художник Шишкин Иван Иванович. Будущий живописец родился в Елабуге, 13 января 1832 года.

Талант мальчика был заметен с детства, и после окончания пятого класса гимназии его направили в Москву, в училище живописи, ваяния и зодчества.

Следующим этапом обучения для молодого живописца стала Императорская Академия художеств – главное заведение России в сфере искусств.

Талантливый юноша привлёк к себе всеобщее внимание. В первый же год он получил две малые серебряные медали, затем последовали более солидные награды: большая серебряная, малая золотая и, наконец, большая золотая, предоставленная ему руководством Академии за два изображения валламской местности Кукко.

Большая золотая медаль дала Шишкину право на стажировку за границей за счёт Академии художеств. Молодой человек отправился в Мюнхен, затем в Цюрих, Женеву, Дюссельдорф, посещая мастерские ведущих живописцев эпохи.

Особое влияние оказала на творчество молодого пейзажиста Дюссельдорфская школа, поэтому он считается представителем этого направления.

Кстати, именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком.

В Россию Шишкин вернулся даже раньше, чем окончился срок его заграничной стажировки – его тянули виды русской природы, он тосковал по родине. И именно в России он создал свои самые великие произведения.

Описание картин Шишкина и его художественного стиля

Искусствоведы, берущиеся за описание картин Шишкина, признаются его в качестве самого сильного рисовальщика среди русских пейзажистов. Иван Иванович Шишкин, с юности выезжавший на природу для изучения особенностей деревьев, трав, ландшафтов, признан авторитетным знатоком растительных форм.

Для карандаша и кисти Шишкина характерно точнейшее воспроизведение ветвей, стволов, травинок, листьев, хвои, валежника, корней, хвороста, песка, каменистой почвы, глины – всех деталей пейзажа в мельчайших подробностях. При этом, что примечательно, художнику удавалось не повторить ошибок некоторых детализаторов, за мелочами упускающих общее. Мелкие детали у Шишкина становились частью общего пейзажа, целостного и выразительного.

Несколько меньшее внимание Шишкин уделял колориту. Искусствоведы отмечают, что рисунок у этого мастера более силён, чем колорит. Тем не менее, нельзя сказать, чтобы палитра художника бедна или негармонична. Она, скорее, сдержанна и лаконична, что придаёт полотнам особый стиль и узнаваемость.

Самые известные полотна Шишкина

Творчество Шишкина – образец пейзажного реализма. Природу Шишкин воспевал без преувеличений, без прикрас, и всё же можно с уверенностью сказать, анализируя творчество художника Шишкина Ивана Ивановича: его картины – это гимн красоте отечественных пейзажей.

Называя самые известные картины Ивана Ивановича Шишкина, обычно отмечают следующие полотна:

  1. «Утро в сосновом лесу» – пожалуй, самая выдающаяся из работ мастера и, однозначно, самая известная.
  2. «Рожь» – пейзаж с золотистым полем, над которым возвышаются столь любимые художником сосны, часто появляющиеся на его полотнах.
  3. «Дубовая роща», в которой невероятно реалистично передана игра света на стволах и листве могучих деревьев.
  4. «Горелый лес» – печальная картина в коричневых тонах.
  5. «Корабельная роща» – картина, воспевающая могучую красоту высоких, крепких, прекрасных деревьев-исполинов.
  6. «Дебри» – очень атмосферный пейзаж, который переносит зрителя в лесную глушь, где под крышей густых крон растут только папоротники.
  7. «Пасека» – один из тех пейзажей, где очень ярко проявилось умение мастера передать игру солнечных лучей и теней – то лёгких, то более густых.

Эти картины сейчас хранятся в Третьяковской галерее, в Русском музее Санкт-Петербурга и Музее русского искусства в Киеве. Если же поставить задачей обзор всего творчества мэтра, пришлось бы посвятить одному перечислению работ целую брошюру, а анализу – не один том.

В творчестве пейзажиста нашли отражение все времена года. Зима в картинах художника Шишкин Иван Иванович сурова и лаконична: доминирует сочетание тёмных стволов и белого снега.

Для весны характерен мажорный колорит: в молодую зелень вплетаются золотистые оттенки. Лето наполнено не только шелестом зелени, но и танцем солнечных лучей.

Изображения ярко-жёлтой осени средней полосы перекликается со строками русских поэтов.

Полотна и рисунки Шишкина находятся во многих музеях и частных коллекциях. Их без дискуссий включают в золотой фонд не только русского, но и мирового пейзажа.

Полотно Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Одна из самых известных картин, написанных Шишкиным, – «Утро в сосновом лесу». На этом полотне среди бурелома играют медвежата под присмотром мамы-медведицы.

Картина переносит зрителя в глушь русского леса, где высокие деревья соседствуют с оврагами и поваленными стволами.

Но солнце находит себе дорогу в этот потаённый уголок природы, поэтому пейзаж наполнен радостным оптимизмом, а сочетание утренней атмосферы с анималистическим сюжетом – весело играющими малышами – превращает картину в гимн жизни.

Интересно, что, хотя этот пейзаж широко известен, большинство людей делает ошибку в вопросе: «Сколько медведей на этой картине?». Обычно даётся ответ «три». На самом деле их четыре, в чём легко убедиться, посмотрев на репродукцию.

Пейзаж Шишкина «Дубовая роща»

В числе самых жизнерадостных картин, написанных Шишкиным, «Дубовая роща» занимает одно из главных мест. Величественность и мощь вековых дубов переданы со всей силой живописного реализма. Роща залита солнцем, освещающим и грандиозные стволы, и изогнутые ветви, и пышные кроны, и травяной ковёр.

Некоторые ветви исполинов засохли, на стволах заметны раны, но эти дубы воплощают несгибаемую силу, зрелую красоту природы. Чувствуется бурление жизненных соков в стволах, слышится шелест густых крон, переговаривающихся друг с другом. Становится ясно, что эти великаны простоят ещё века. Это плотно называют символом русской природы и русской души.

Это полотно мастер писал… тридцать лет! Несмотря на такой долгий путь от замысла к результату, создаётся впечатление, что «Дубовая роща» написана на пленэре: настолько удачно переданы не только детали, но и летняя атмосфера пейзажа.

Вся жизнь – творчеству

Всю свою жизнь Иван Иванович Шишкин посвятил творчеству. Он получил всероссийскую известность не только как пейзажист, но и как аквафортист – то есть гравировальщик, создающий гравюры на меди с применением водки.

Иван Иванович Шишкин любил посещать различные уголки России, делая рисунки с натуры. Он также ездил по России со своими картинами, стал членом Товарищества передвижных выставок, популяризируя искусство пейзажа.

Последняя картина пейзажиста осталась незавершённой. Художник, всю жизнь посвятивший прославлению красоты русской природы, скончался в 1898 году за работой, у мольберта, с кистью в руках.

Какая из работ Шишкина нравится Вам больше всего? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Источник: https://www.rutvet.ru/in-hudozhnik-ivan-ivanovich-shishkin-i-ego-kartiny-utro-v-sosnovom-lesu-dubovaya-roscha-i-drugie-7453.html

Шишкин Иван Иванович — «Утро в сосновом лесу»

Утро в сосновом лесу

Картина Шишкина Ивана Ивановича «Утро в сосновом лесу» — это едва ли не самое знаменитое полотно, принадлежащее кисти этого русского художника-пейзажиста. На полотне изображена медведица с тремя маленькими медвежатами, играющими на поваленной сосне.

Картина выполнена в характерном для Шишкина стиле: теплые оттенки, искусно прорисованные детали, пробивающийся сквозь ветви мягкий солнечный свет. Но главная изюминка полотна — это озорные медвежата.

Они изображены такими веселыми, беззаботными, такими «живыми», что сразу становится ясно — художник относился к лесу и его обитателям с большой любовью и трепетом. А, точнее, художники.

Как создавалось «Утро в сосновом лесу»

История создания картины «Утро в сосновом лесу» достаточно интересная — к примеру, далеко не все знают, что Шишкин — не единственный автор полотна. Идею картины ему подсказал Константин Савицкий, ставший соавтором картины, лично написавший всех медведей. Но его имя было стерто с холста выкупившим шедевр меценатом Третьяковым.

Он отметил, что на картине «всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

Конечно, подобное описание картины Шишкина «Утро в сосновом лесу», наверняка польстило великому живописцу, но, после инцидента Шишкин и Савицкий сумели не поссориться, а остаться друзьями на долгие годы.

Константин Савицкий даже стал крестным отцом для сына Шишкина. Их сближало многое, так что стертая подпись не смогла повлиять на крепкую дружбу и положительные взаимоотношения.

Интересные факты об этом полотне

Хотя своей популярностью картина Савицкого и Шишкина «Утро в сосновом лесу» во многом обязана Третьякову, немалый вклад в ее известность внес немецкий кондитер Фердинанд фон Эйнем, который поместил сюжет с этого полотна на обертку своих шоколадных конфет «Мишка косолапый». Разумеется, изображение на обертке была очень упрощенным, но все же медвежата быстро полюбились людям.

И вскоре ни один праздник не обходился без знаменитых шоколадных конфет с вафлей внутри. В народе полотно негласно получило название «Три медведя» (что, впрочем, не совсем верно, ведь медведей на ней четыре). Но, видимо, сказалось созвучие с народной сказкой «Маша и медведи», где мишек было действительно трое.

Иногда полотно также называют «Утро в сосновом бору», но это ошибочное название.

Иван Шишкин

Эти конфеты с вафлей внутри продолжили выпускать после октябрьской революции — правда, занималась этим уже не кондитерская фон Эйнема, а предприятие «Красный октябрь». Но меньше любить сладости от этого не стали.

Популярной эта картина остается и по сей день — ее репродукции можно увидеть во многих квартирах. Ведь ее теплая, душевная атмосфера способна внести в дом тепло, спокойствие, уют. Оригинал сегодня стал украшением петербургской Третьяковской галереи. Многие ценители искусства приходят полюбоваться на это великое произведение русского изобразительного искусства.

Источник: http://surzhyk.org/kartina-shishkina-utro-v-sosnovom-lesu/

И. Шишкин: «Утро в сосновом лесу», или картина «Три медведя» :

Удивительно, как может сложиться жизнь произведения искусства, вышедшего из-под кисти мастера. Полотно И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» знают все и в основном как картину «Три медведя». Парадокс состоит еще и в том, что на полотне изображено четыре медведя, которых дорисовал великолепный жанрист К. А. Савицкий.

Немного из биографии И. Шишкина

Будущий художник родился в Елабуге в 1832 году, 13 января, в семье небогатого купца, который был увлечен краеведением и археологией. Свои знания он с увлечением передавал сыну. Казанскую гимназию мальчик бросил посещать после пятого класса, а все свободное время проводил, рисуя с натуры. Затем он закончил не только училище живописи в Москве, но и академию в Петербурге.

Его талант пейзажиста вполне определился к этому времени. Молодой художник после короткого заграничного путешествия уехал в родные места, где писал нетронутую рукой человека природу. Он выставлял свои новые произведения на выставках передвижников, изумляя и восхищая зрителей почти фотографической правдивостью своих полотен.

Но самой известной стала картина «Три медведя», написанная в 1889 году.

Друг и соавтор Константин Аполлонович Савицкий

К.А. Савицкий родился в Таганроге в семье военного врача в 1844 году. Он закончил Академию в Петербурге и продолжил совершенствовать свое мастерство в Париже. Когда он вернулся, то его первое же произведение приобрел для своей коллекции П. М. Третьяков.

С 70-х годов XIX века художник выставлял свои интереснейшие жанровые работы на выставках передвижников. К. А. Савицкий быстро приобрел популярность у широкой публики. Автору особенно нравится его холст «С нечистым знается», который сейчас можно увидеть в ГТГ.

Шишкин и Савицкий подружились так крепко, что Иван Иванович попросил стать своего друга крестным отцом своего сына. На горе обоим мальчик умер в три года. А потом над ними пронеслись другие трагедии. Оба похоронили своих жен. Шишкин, покоряясь воле Создателя, считал, что беды открывают в нем художественный дар.

Большой талант он ценил и у своего друга. Поэтому неудивительно, что К.А. Савицкий стал соавтором картины «Три медведя». Хотя животных прекрасно умел писать и сам Иван Иванович.

«Три медведя»: описание картины

Искусствоведы честно признаются, что они не знают историю создания картины. Ее замысел, сама идея полотна возникла, видимо, при поисках натуры на одном из крупных островов Селигера Городомля. Ночь отступает. Брезжит рассвет.

Первые лучи солнца пробиваются сквозь толстые стволы деревьев и поднимающийся от озера туман. Одна мощная сосна выворочена с корнями из земли и наполовину сломана и занимает центральную часть композиции. Ее обломок с засохшей кроной падает в овраг справа.

Он не написан, но его присутствие чувствуется. А какое богатство красок использовал пейзажист! Прохладный утренний воздух сине-зеленого цвета, слегка замутненный и туманный. Настроение просыпающейся природы передано зелеными, голубыми и солнечно-желтыми красками.

На заднем плане ярко мерцают в высоких кронах золотые лучи. Во всей работе чувствуется рука И. Шишкина.

Встреча двух друзей

Показать новую работу Иван Иванович захотел своему другу. Савицкий пришел в мастерскую. Вот тут и появляются вопросы. То ли Шишкин предложил Константину Аполлоновичу дописать в картину трех медведей, то ли сам Савицкий посмотрел на нее свежим взглядом и сделал предложение ввести в нее анималистический элемент.

Это, несомненно, должно было оживить пустынный пейзаж. Так и было сделано. Савицкий очень удачно, очень органично вписал четырех животных на поваленное дерево. Сытые веселые медвежата получились, как маленькие дети, которые резвятся и познают мир под присмотром строгой матери.

Он так же, как и Иван Иванович, расписался на холсте. Но когда картина Шишкина «Три медведя» поступила к П. М. Третьякову, тот, заплатив деньги, потребовал смыть подпись Савицкого, так как основная работа была произведена Иваном Ивановичем, и его стиль был бесспорен.

На этом можно закончить описание картины Шишкина «Три медведя». Но эта история имеет «сладкое» продолжение.

Кондитерская фабрика

В 70-х годах XIX столетия предприимчивые немцы Эйнем и Гейс построили в Москве кондитерскую фабрику, которая выпускала очень качественные конфеты, печенье и прочую подобную продукцию.

Чтобы увеличить сбыт, было придумано рекламное предложение: на фантиках печатать репродукции русских картин, а на обороте – краткие сведения о картине. Получалось и вкусно, и познавательно. Теперь неизвестно, когда было получено разрешение П.

Третьякова наносить репродукции картин из его коллекции на конфеты, но на одном из фантиков, где изображена картина «Три медведя» Шишкина, стоит год — 1896 г.

После революции фабрика расширялась, а В. Маяковский вдохновился и сочинил рекламу, которая напечатана сбоку на фантике. Она призывала копить деньги в сберкассе, чтобы купить вкусные, но дорогие конфеты. И до сегодняшнего дня в любом сетевом магазине можно купить «Косолапого мишку», который запомнился всем сладкоежкам как «Три медведя». Это же название закрепилось и за картиной И. Шишкина.

Источник: https://www.syl.ru/article/327969/i-shishkin-utro-v-sosnovom-lesu-ili-kartina-tri-medvedya

Ссылка на основную публикацию