«площадь сан марко», франческо гварди — описание картины

Площадь Сан-Марко в искусстве — The Art of Travel

Один из моих любимых сюжетов в изобразительном искусстве – площадь Святого Марка в Венеции. Многие художники, известные и не очень, имеют в коллекции своих работ пейзажи на эту тему. На протяжении долгого времени я собирала эти картины. Настало время поделиться ими.

Сан-Марко днем и ночью, в дождь и при ярком солнечном свете, в наши дни и много веков назад – вид площади остается неизменным. И как она выглядела в 1496 году на картине итальянского художника эпохи Ренессанса Джентиле Беллини «Процессия на площади Сан-Марко», почти такой же остается по сей день.

Неотъемлемой частью городского пейзажа долгое время были голуби – они также запечатлены на полотнах.

Согласно легенде, первые голуби появились на площади в год завершения строительства базилики Святого Марка. В то время в Венеции существовала традиция подносить дожу раз в год дары от каждого района города. Обычно это были продукты питания — фрукты, сладости, дичь и тому подобное.

Но однажды среди даров была обнаружена клетка с двумя голубями. Птиц выпустили из клетки, они вылетели наружу и уселись на арке фасада только что освященной базилики. Это было истолковано как очередное чудо святого Марка, и голуби стали священными птицами.

Дож подписал декрет, по которому обязался кормить за свой счёт эту пару голубей и всё их потомство.

Птиц продолжали кормить на протяжении веков, даже когда они заполонили всю площадь. Нарушила эту традицию лишь эпидемия птичьего гриппа в 2008 году. Тогда городские власти запретили продажу на площади Сан Марко корма для голубей, и с тех пор их здесь уже не встретишь.

Собор Святого Марка в 1881 году был изображен на холсте Огюста Ренуара.

А в 1887 году появился в работах Валентина Серова.

Очертания Сан-Марко видны в работе Джеймса Уистлера «Ноктюрн в синем и золотом. Собор Святого Марка в Венеции» 1879-80 гг.

И едва прослеживаются на  холсте Юрия Константинова.

Но одним из самых верных поклонников и воздыхателей популярного венецианского пейзажа стал Франческо Гварди, который посвятил Сан-Марко серию своих работ.

Еще один автор, который написал более 17 «портретов» Сан-Марко — Джованни Антонио Каналь, известный также под именем Каналетто.

А эту картину неизвестного автора я увидела в Словении в гостинице у нашего друга Патрика. Его отец собрал великолепную коллекцию, которой украсил холлы и номера своего пансиона.

И напоследок — работа 2010 года российского художника Азата Галимова «Зонтики на Сан-Марко».


Давайте дружить!

Подписывайтесь на мои группы в социальных сетях, и регулярно получайте новые впечатления!

По вопросам сотрудничества и размещения рекламы обращайтесь в раздел Контакты

Источник: http://askmontenegro.ru/2015/08/san-marko-art/

Площадь Сан-Марко

Удивительная сказка наяву, наибольшая загадка, призрачный город, где вместо улиц лишь реки, музей на воде — это все о Венеции, основанной в 421 г. в день Благовещения Девы Марии.

 Здесь время остановило свой бег, забывается обо всем, хочется смотреть бесконечно на невероятное соединение человека с морем. Бирюзовая вода плещется легко и спокойно между домами, нельзя понять: то ли море поселилось в необычном городе, то ли город проживает в нем.

Восхищенный небывалой красотой, Генри Лонгфелло воспел его в своей поэзии: «О лебедь городов, воды и солнца брат! Подобно лилии гигантской ты зачат»…
Но боль и сожаление вызывает в душах людей, живущих здесь и приезжающих сюда, сознание того, что эту «белую лилию» поглощает морская пучина.

Медленно, но неотвратимо опускается Венеция в воды Адриатики. Возможно, в недалеком будущем наши потомки будут вспоминать о ней, как ныне мы вспоминаем Атлантиду.

Легендарное место Италии

Площадь Сан-Марко это архитектурный шедевр с ноткой византийской и восточной культуры поддерживается десятью тысячами дубовых свай.

Щедрым подарком миру стали, рожденные здесь, великие музыканты: Антонио Вивальди, прославившийся Джованни Пикки, незабываемый Ипполито Сьера.

Различные галереи мира хранят непревзойденные полотна мастеров кисти: Беллини, неповторимого Франческо Гварди и, конечно же, Тициана, написавшего множество работ на античные, библейские сюжеты.

Его «Кающаяся Мария Магдалина» до сегодняшних дней вызывает восторг и трепет. 
Город масок, веселья прекрасен в любое время, его воздух пропитан романтикой и любовью. Сев в гондолу, под веселую песенку местного «таксиста» пришло время отправиться к сердцу Венеции — площади Сан-Марко для знакомства с жемчужиной Италии.

Знакомство с гордостью Венеции

Две огромнейшие колонны — городские врата встают на пути. На самом верху одной восседает крылатый лев — городской символ, навеки устремив взор на величественный храм Сан-Марко.С другой вершины приветствует гостей статуя Святого Теодора.

Самая большая площадь напоминает, скорее, огромнейший двор эпохи Возрождения благодаря окружающим ее Старым Прокурациям с пристроенной часовой башней, где на циферблате изображены все знаки зодиака, Новым Прокурациям, колокольне, Дворцу дожей, другим творениям рук человеческих.

Главным украшением является Собор Святого Марка, в честь которого назвали площадь. «Гостиная Европы», — так отозвался о ней Наполеон. Здесь радушно встречает гостей множество голубей. Они настолько ручные, что готовы клевать прямо из рук. Венеция — гондолы и мосты, карнавалы, встречи и расставания.

Венеция, где, может быть, и вы прочувствуете неслыханное ликование. Именно здесь начинаются ошеломляющие праздники, длящиеся до двух недель.

Говорят, что невозможно изменить судьбу, но в этом месте многое можно поменять: почувствовать себя в роли императора, из Золушки превратиться в очаровательную принцессу или стать весельчаком Арлекино. Трудно узнать соседа под изысканной маской, непривычной манерой, игрой.

Ослепительные фейерверки, веселые шествия с акробатами, фокусниками, сказочными персонажами заполняют городское пространство. Заканчивается представление сжиганием чучела.

Колокольный перезвон извещает о наступлении Великого поста. Прощайте, танцы, песни и веселье. Пришла пора поразмыслить над жизнью, пора «собирать каменья», совершая добрые дела.

Оставим площадь, познакомимся с ее главным архитектурным шедевром.

Главная достопримечательность площади

Собор увлекает своей многовековой историей, которую можно изложить отдельной книгой. Эти стены хранят мощи Святого Марка — небесного покровителя. Его знак — фигура крылатого льва, ставшая символом Венеции. Строительством занимался дож Джустиниано Партечипацио, закончить сооружение довелось брату в 829 г.

С тех пор утекло немало воды, были пожары, разрушения, произведено большое количество реконструкций с внесенными изменениями.О первозданном виде здания можно судить лишь по археологическим раскопкам. Его по праву считают сокровищницей духовности христианства.

Словно огромный греческий крест с пятью куполами, разукрашенными стеклянными полотнами из мозаики, устремляется он к Небесам, прося благословения для всех живущих. Тысячами разноцветных стеклышек обрамлены арки со стенами. В небольших башенках застыли в камне фигуры множества святых.

Перехватывает дыхание от мозаичного пола, где «оживают» картины библейских сцен. Сверкающий в солнечных лучах храм Божий напоминает Вифлеемскую звезду. Нигде в мире не увидите лошадей, застывших в бронзе на вершине собора.

Глядя на них, кажется: вдруг раздастся топот, послышится лошадиное ржанье, сорвутся с мест и понесутся кони вдоль узких улочек. Настолько точно сумел древний мастер придать им сходство с живыми. «Пусть кони Марка сбруей золотой и бронзой блещут в ясную погоду», — писал о них Байрон.

Алтарная соборная часть имеет киворий. Мощные мраморные колонны служат надежной опорой. Они сохраняют невероятные истории из жизни Девы Марии и Христа.

В глубине, скрытый от посторонних глаз, хранится, настоящее чудо ювелирного мастерства, — золотой алтарь.

Проводимая здесь служба проникает в душу, сердце, очищает и умиротворяет благодаря талантливым архитекторам, внедрившим в стены акустические кувшины. Направимся дальше.

Красоты Дворца дожей

Совсем рядышком находится еще одно архитектурное совершенство — резиденция дожей.Здесь заседал Большой совет и Сенат, стены помнят о процессах Верховного суда, где вершились человеческие судьбы. Такое впечатление, что здание соткано из легкого кружева с нелогично созданными элементами фасада, но это на первый взгляд, здесь все продумано до мелочей.

Первый этаж представляет аркадную галерею, дающую любому проходящему приятную прохладу. Невесомый балкон на втором этаже служит затемнением официальным помещениям. С восточной части на балконе установлена статуя Правосудия, откуда в 1865 г. провозгласили о присоединении Венеции к Итальянскому королевству.

Вызывает интерес мост с удивительным названием, к нему направимся.

Мост Вздохов

Почему так назвали, кто вздыхает здесь? Мост является связующим звеном между музеем дожей и городской тюрьмой. Название досталось из-за узников, которые тяжело вздыхали, бросая на город прощальный взгляд.Никто не мог отсюда убежать, лишь однажды это удалось сделать единственному заключенному.

Этим человеком был не кто иной, как известный ловелас, ужасный авантюрист Джакомо Казанова. За что любили его так красавицы? Объяснение имеется в его мемуарах. Кем бы ни была женщина, куртизанкой или графиней, для него не имело значения. Он воспринимал каждую богиней, любя страстно, откровенно, будто бы в последний раз, даже при непродолжительном романе.

Коренной венецианец, он великолепно играл на скрипке, был осведомлен в медицине, знал астрономию, математику, умел быть верным другом и просто добрым малым.
Каждый, посетивший прекрасный город на воде, откроет для себя свою Венецию. Ее нельзя воспринимать глазами, нужно чувствовать душой.

Этой живой легенде невозможно сказать «прощай», можно только произнести: «До новой встречи», ведь среди многочисленных каналов навеки потеряете собственное сердце.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

Источник: http://lions-guides.ru/Italy/interesting-places-of-Venice/Piazza-San-Marco

Франческо Гварди (1712 — 1793)

23.07.2008

Публикации

Живопись Гварди чутко отразила атмосферу последних дней существования свободной Республики Святого Марка. Пейзажи художника всегда ассоциируются с ностальгическими чувством ухода в прошлое славных дней расцвета ее истории и искусства.

В них живет романтическое предчувствие тех больших изменений, которые должен был принести с собой новый век.

Франческо Гварди был современником Каналетто и Беллотто, но именно ему удалось придать топографически точному пейзажу (ведуте) и другому традиционному венецианскому пейзажному жанру — каприччо — характер подлинного пейзажа, приблизиться к созданию «пейзажа-настроения».

Франческо был сыном живописца Доменико Гварди и младшим братом известного художника Джованни Антонио Гварди, руководившего мастерской отца. Семья была родом из области Трентино, но некоторое время жила в Вене, затем перебравшись в Венецию.

В мастерской брата Франческо помогал выполнять заказы на алтарные образы для церквей, полотна на исторические и мифологические сюжеты, картины с изображением цветов в манере венских живописцев, натюрморты с цветами, плодами, птицами в традиции венецианской живописи рококо, полные жизнерадостной грации форм и цвета.

Значительная часть заказов была связана с изготовлением копий с полотен известных мастеров Венеции и портретов французских художников, которые пользовались большим спросом у коллекционеров.

Товий и ангел. 1749—1752

Одной из наиболее примечательных работ мастерской Гварди были исполненные в 1749—1752 годах росписи створок деревянного парапета органа в венецианской церкви Архангела Рафаила.

На них изображены сцены из библейской Книги Товита, где повествуется о слепом старце Товите и его сыне Товии, отправившемся под покровительством архангела Рафаила помочь в исцелении отцу.

Неизвестно, исполнена ли эта работа одним Франческо или обоими братьями Гварди, но созданные на створках органа «чудесные видения» — свидетельства высочайшего мастерства. Живопись словно вторит его музыке и звучит как последние уходящие ноты изысканного мира грёз рококо.

Сочетание бравурных длинных и коротких мазков в разработке сочетаний зеленого и голубого, красного и синего тонов рождает впечатление всполохов пятен цвета. Но в вихревом движении света и цвета очень тонко выражен язык жестов и чувств героев.

Аллегория Веры. 1747

Ранним подписным произведением Франческо является изображение аллегорий Веры и Надежды (1747, Сарасота, Музей Ринглинг).

Вера разбрасывает колосья, а Надежда держит якорь и букет цветов; обе фигуры написаны не в традиции идеализированных образов барочных аллегорий, а очень конкретно, на фоне морского пейзажа с дюнами и рыбацкими лодками вдали.

Светлый колорит, прозрачный мазок, спокойные и определенные зоны цвета характеризуют сформировавшуюся манеру художника.

Вопрос о том, когда и почему Франческо Гварди, начинавший как мастер исторических композиций, но, возможно, писавший пейзажи в заказных работах мастерской брата, вдруг в середине 1750-х годов обратился к ведуте и каприччо, остается загадкой.

Интерес к ним возник в атмосфере Венеции, где высоко ценился этот вид живописи. Талантливый художник ощутил возможность быть более независимым в выборе тем, работая для художественного рынка.

Его покупателями, как и у Каналетто, стали главным образом английские коллекционеры.

Вид в Венеции. 1770-е

С большой живописной свободой, декоративным мастерством и тонкой передачей настроения исполнены ранние каприччо.

Это созданные воображением художника виды с руинами античных храмов и средневековых замков, дополненные реальными деталями подлинного пейзажа — фигурами рыбаков у берега, парусниками в море. Гварди часто изображает бушующее водное пространство.

Мазок его точен и прозрачен в передаче тональных градаций цвета. Передача световоздушной атмосферы кажется приближенной к наблюдениям естественного состояния природы.

Читайте также:  Пожар в квартале сан-маркуола, франческо гварди, 1789

Площадь Сан Марко в Венеции

В ранних ведутах Гварди часты изображения ансамбля площадей Сан Марко и Пьяцетты, которые любил писать и Каналетто. Пространство в этих небольших картинах достаточно четко поделено на освещенные и затененные зоны. Больше естественности и свежести привносит в них передача световоздушной атмосферы над водным бассейном Лагуны.

Во второй половине 1760-х годов художником была создана серия из двенадцати полотен с изображением празднеств в Венеции в честь избрания дожем в 1763 году Альвизе IV Мочениго. Гварди написал эти полотна по гравюрам Дж.Б. Брустолона, в свою очередь исполнившего их с произведений Каналетто.

Однако он привнес в них много фантазии, стремясь овладеть живописными средствами передачи единства архитектуры, фигур, водного и воздушного пространств.

На полотнах документально запечатлены различные события — прием дожем послов, отплытие и возвращение дожа на «Бученторе» из церкви Сан Николо на острове Лидо, торжественная процессия Corpus domini на площади Сан Марко, коронация дожа на Лестнице Гигантов Дворца дожей, его пребывание в красивейшей церкви Венеции Санта Мария делла Салюте.

Радостная атмосфера городского праздника в каждой из картин получает свою определенную эмоциональную интонацию, так как Гварди колористически передает не просто театрализованную красочность сцен, а их индивидуальный временный ритм.

Отправление «Бученторо» на остров Лидо. 1766

Прибытие дожа в церковь Санта Мария делла Салюте. 1760-е

Талант Франческо Гварди в наибольшей степени раскрылся в произведениях 1770—1790-х годов. В эти два десятилетия он писал парадные ведуты и камерные виды, не оставляя и жанр каприччо. Излюбленными сюжетами художника становятся изображение церквей Санта Мария делла Салюте и Сан Джорджо Маджоре.

Чуть измененная точка зрения, за которой следовала передача нового момента освещения, превращала эти полотна в некую музыкальную тему с вариациями. Не менее поэтичны поздние каприччи Гварди.

Кажется, что в них запечатлены известные, но на самом деле являющиеся плодом воображения художника уголки города — маленькие площади с церквами или фантастическими постройками, дворики, узкие улочки. Вид на них открывается сквозь старые, поросшие растениями арки, с висящими в их пролетах фонарями.

Рядом с фигурами горожан — Пульчинеллы, участвующие во всем происходящем. Сочетание воображаемого и реального придает очарование и волшебство маленьким каприччи Гварди, исполненным в теплой коричнево-золотистой гамме с тонким чувством декоративности и живописности.

И словно отвечая музыкальному термину, от которого произошло название венецианского живописного каприччо, также созданного в порыве свободного полета фантазии, звучит в них, подобно музыке, элегический настрой.

Дамский концерт в честь графов Северных. Ок. 1782

В 1784 году Гварди стал членом венецианской Академии, удостоившись этого звания лишь в 72 года.

В 1782 году ему была заказана серия картин, посвященных торжественным событиям в жизни Венеции — приезду наследника русского престола цесаревича Павла с супругой под именем графов Северных («Вечер в театре Сан Бенедетто», Париж, частное собрание; «Дамский концерт в честь графов Северных», ок. 1782, Мюнхен, Старая пинакотека). Историческую хронику художник превращает в этих сценах в чудесную красочную феерию, опоэтизированный рассказ о жизни Венеции.

Пожар в квартале Сан Маркуола 1789—1790

Особое место в творчестве Гварди занимают его поздние работы 1780—1790-х годов «Вид лагуны» (Серая лагуна, Милан, Галерея Польди-Пеццоли), «Рио деи Мендиканти» (Бергамо, Академия Каррара), «Пожар в квартале Сан Маркуола» (Мюнхен, Старая пинакотека).

Они подводят итог его деятельности, начатой работой в ведуте и каприччо и закончившейся созданием этих подлинных шедевров пейзажной живописи. В маленьком полотне Рио деи Мендиканти запечатлен тихий уголок города, носящий название «набережная нищих».

Ощущение медленного ритма жизни этого квартала бедняков и бесконечного пространства лагуны, раскрывающейся за аркой мостика, передано с нотой грусти. В этом камерном пейзаже проявились новое и более эмоционально тонкое видение художником Венеции.

В Виде лагуны (Серая лагуна) огромное водное зеркало, светлое небо и розовеющие в солнечных лучах городские постройки у горизонта вызывают чувство необычайного простора. Далекое и близкое переданы с удивительной живописной свободой средствами тонального колорита.

Это полотно, как и Рио деи Мендиканти, рождает элегическое настроение, ассоциируясь в восприятии XIX столетия с романтической ностальгией по последним годам уходящего века и образу Венеции, все более превращающейся в мечту, несбыточную грезу. К подобной передаче натуры будут стремиться пленэристы XIX столетия, для которых искусство Франческо Гварди станет наивысшим образцом среди мастеров венецианского пейзажа.

Елена Федотова

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=591

Дворец дожей и площадь Сан-Марко. 1723 г. Галерея Уффици, Флоренция

архитектурные красоты города. Как правило, он писал центральную часть Венеции — площадь Сан-Марко с собором, Большой канал. На лучших полотнах Каналетто го­род словно омывают потоки золо­тистого, пронизанного солнечным

светом воздуха. В пейзаж художник обычно включал красочные сцены регаты, торжественных шествий или прогулок нарядных венеци­анцев. Главное для Каналетто — ощущение жизни родного города как вечного праздника.

Работы Бернардо Беллотто пере­кликаются с произведениями Каналетго — те же гладкая манера живо­писи, ровное солнечное освещение и внимание к архитектурным дета­лям. В суховатой точности город­ских видов Беллотто многое напоми­нает современную фотографию.

Художник постоянно путешествовал, работал в Вене, Дрездене, несколько лет прожил в Польше. Его пейзажи сейчас обладают не только художественной, но и исторической ценно­стью — они воссоздают утраченный ныне облик городов с любовью и по­разительной точностью.

К другому направлению в италь­янской ведуте, которое часто назы­вают романтическим, принадлежит творчество венецианского мастера Франческо Гварди (1712 — 1793). Помимо видов центра Венеции он начал писать маленькие улочки и неприметные, неприглядные

Бернардо Беллотто.

Дрезден с правого берега Эльбы. 1748 г. Картинная галерея, Дрезден.

Бернардо Беллотто.

Вид Цвингера. 1749—1753 гг. Картинная галерея, Дрезден.

Франческо Гварди.

Дворец дожей. Национальная галерея, Лондон.

Франческо Гварди.

Венецианский дворик. 70-е гг. XVIII в.

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина,

Москва.

кварталы. Его картины были, как правило, небольшими и имели вер­тикальный формат (мастер не стре­мился создавать широкие панорам­ные виды). Яркий пример такого пейзажа — «Венецианский дворик» (70-е гг.).

Здесь краски положены мелкими мазками, фигуры людей утратили контуры, освещение рас­сеянное и тускловатое. Благодаря такой манере мир венецианских трущоб и заброшенных бедных кварталов обрёл чарующее, волшеб­ное обаяние.

Иногда эти маленькие пейзажи Франческо Гварди напол­нены пронзительной печалью, иногда — нежностью и теплом.

Обширные творческие связи итальянских мастеров XVIII в. с ху­дожниками из многих стран Европы способствовали становлению наци­ональных школ, влияли на развитие стилей и индивидуальной манеры живописцев. В XVIII в. Италия нашла свой путь в искусстве, оставаясь по-прежнему открытой остальному ху­дожественному миру.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/40319.html

Сан-Марко в Венеции – площадь с тысячелетней историей

Площадь Сан-Марко в Венеции условно можно разбить на две части: пьяцетту и пьяццо. Пьяцетта — небольшая территория между самой площадью Святого Марка и каналом Джудекка. Она встречает гостей входными воротами в виде двух гранитных колонн.

Справа от них стоит Дворец дожей (правителей города), слева — Библиотека Марчиана, заканчивается пьяцетта Колокольней. Центром притяжения служит Собор Сан-Марко — главная достопримечательность города. Не менее интересны здания Прокураций, Часовая башня, Лоджетта.

Современный вид, форму, размеры она приобрела к 1777 году. Сейчас ее длина 175 м, ширина 82 м.

Сан Марко – главная площадь Венеции

Сердце и визитная карточка Венеции. И хотя в городе немало других площадей, это единственное место называющееся площадь или пьяцца (Piazza), что подчеркивает ее значимость.

Остальные называются — компо (compo), что переводится как небольшое поле. Пьяцца Сан-Марко — известный исторический и культурный центр Венеции.

На протяжении многих веков она является местом притяжения миллионов людей со всего света, здесь проводятся городские церемонии, торжества и знаменитый Венецианский карнавал.

Венеция: билет в собор Святого Марка с проходом вне очереди
Опера Ла Фениче: билет с проходом вне очереди и аудиогидом
Краткая морская прогулка на Мурано, Торчелло и Бурано
Венеция: совместная прогулка по гондоле

История

История возникновения этого удивительного места уходит корнями в 829 год.

Венецианские купцы, имевшие торговые дела в египетской Александрии, ухитрились тайком вывезти мощи великого христианского святого, апостола Иисуса Христа — евангелиста Марка, спрятав их в саркофаг среди свиных шкур.

Видимо они заметили, что мусульмане никогда не прикасаются к «нечистому» грузу. План удался, таможенный досмотр обошел их стороной, и мощи благополучно прибыли в Венецию.

Для их размещения построили базилику Сан-Марко, соответственно и площадь перед ней назвали также. В 976 году во время пожара здание сильно пострадало. Вместо него был построен величественный собор. Площадь постепенно расширялась, стала центром города, на ней проходили все политические мероприятия, народные праздники и даже казни.

Архитектурные достопримечательности

Знакомство с достопримечательностями начинается для туристов сразу же, как только они выходят из вапоретто (морские такси). На Piazza San Marco сосредоточен целый ряд исторических зданий и сооружений.

Колонны Святого Марка и Теодора

Первое, что видят гости, ступая на мостовую пьяцетты, это две гранитные колонны. Они привезены из Константинополя в 1125 году, а установлены только в 1196 году.

Колонны монолитные и очень тяжелые, вес каждой более 100 тонн, именно из-за этого их длительное время не могли установить. Одну из колонн венчает мраморная статуя Святого Теодора с копьем, попирающего ногами дракона.

Эта сцена символизирует власть Венеции над морской стихией. Святой Теодор был первым покровителем города и до сих пор очень любим и почитаем венецианцами.

На капители другой колонны — бронзовый крылатый лев, держащий лапу на открытом Евангелии. Лев — библейский символ святого Марка. Он изображен на гербе Венеции.

Этой фигуре более 2500 лет, по одной версии она была привезена из Китая, другие усматривают в ней образец ассирийского искусства. В прежние времена пространство между колоннами служило местом казней.

До сих пор венецианцы считают дурной приметой проходить там, где свершались смертные приговоры.

Собор Сан-Марко

По существующей легенде евангелист Марк проповедовал христианство в Венецианской лагуне. Однажды, попав в страшную бурю, он пережидал ее. Во сне явился ангел и возвестил, что он обретет вечный покой на этой земле.

И вот, уже 12 веков мощи святого покоятся под сводами собора, названного в его честь. С первого же взгляда Собор Сан-Марко поражает своим великолепием.

Базилика, построенная в 829 году, сильно пострадала от пожара 976 года, поэтому на ее месте решили построить новое здание. Современный вид собор приобрел в 1094 году.

В тот период было велико влияние на Венецию Константинополя. Поэтому здание возведено в византийском помпезном стиле, с роскошью, нехарактерной для храмовых сооружений Западной Европы. Мраморный фасад украшен многочисленными колоннами, башнями, барельефами, скульптурами. Необычайно красивы мозаичные композиции со сценами «Страшного суда» и «Похищения мощей Святого Марка».

У собора пять входных порталов. Над главным — установлена величественная бронзовая квадрига (четыре коня). Скульптуры относят к работе древнегреческого мастера 4 века до н.э. Они украшали триумфальную арку Нерона в Риме, а потом арку Трояна. Венецианцам достались в качестве военного трофея. Венчают храм пять куполов, облицованных серебристыми прямоугольными пластинами.

Не менее завораживает внутреннее убранство. Из-за обилия золота Собор Сан-Марко нередко называют «Золотой Собор». Своды, стены, купола покрыты мозаикой из разноцветного муранского стекла. Купол расписан сценами «Сотворения мира». Но главная драгоценность находится под алтарем: это рака с мощами Святого Марка.

Золотой Алтарь — великое произведение готического искусства выполнен в 1345 году. Его размеры — 3,50*1,4м. На нем изображены эпизоды из Священного Писания, жизни Святого Марка. В драгоценный оклад вставлены эмали и 2500 камней: аметисты, изумруды, сапфиры, рубины. Иконостас изготовлен из серебра, покрыт слоем золота, украшен множеством эмалевых пластин, драгоценных камней.

Часовая башня

Здание построено в 1499 году под руководством архитектора Кодуччи. Композиция состоит из четырех частей. Главный ее элемент — сине-золотые астрономические часы. На циферблате два круга: наружный и внутренний.

Золотая стрелка показывает время по наружному кругу. На внутреннем — изображены знаки зодиака и фазы Луны. Над часами установлена медная статуя сидящей Мадонны с младенцем Христом.

Дважды в год, на Богоявление и Вознесение, перед ней появляются волхвы, склоняющиеся в поклоне.

По обе стороны от статуи — небольшие прямоугольные окошечки, где указываются текущие часы и минуты. Выше установлена скульптура крылатого льва, держащего в лапах открытое Евангелие.

Венчают башню статуи двух мавров из бронзы: старик и юноша. В руках у них длинные молоты, которыми они периодически ударяют по колоколу: за 5 минут до целого часа и через 5 минут.

Читайте также:  Дубы в лесу фонтенбло, теодор руссо, 1855

Это символ уходящего вперед времени.

Библиотека Сан-Марко

Библиотека находится на северной стороне пьяцетты. Длина здания 80 м. Оно построено в 1537-1545 г.г. по проекту архитектора Сансовино. Первоначально библиотека предназначалась для хранения старинных греческих, латинских первопечатных книг и манускриптов (рукописных свитков), преподнесенных городу кардиналом Брессаноне.

В последующие годы пополнялась за счет военных трофеев, монастырских и семейных коллекций. Сейчас библиотека Сан-Марко (Marciana) насчитывает около 40 тыс. уникальных экземпляров.

Беломраморный фасад очень наряден, украшен балюстрадой из статуй, колонн.

Внутреннее убранство не менее изыскано: на стенах — портреты знаменитых мыслителей и философов, в позолоченном зале хранятся рукописи в изысканных переплетах.

Дворец Дожей

Здание в стиле венецианской готики, украшенное колоннами, ажурными арками создает впечатление воздушности и легкости. Расположено оно одной стороной к морю, фасадом — к площади. Во дворец ведет Лестница Гигантов, по обе стороны от нее – две огромные статуи, символизирующие войну и море: Марс и Нептун. Между ними вверху – барельеф крылатого льва. Здесь давали присягу избранные дожи.

Дворец дожей был построен в XIV веке, имел несколько предназначений:

  • Частные апартаменты дожа (правителя Венеции). Там они жили и правили
  • Магистратура, где заседали Сенат, Совет, располагались различные Коллегии
  • Гражданский и церковный Суд
  • Трибуна — с балкона второго этажа дож обращался к жителям Венеции
  • Тюрьма

В залах магистратуры обсуждались законы, решались политические, церковные вопросы, принимались послы и дипломатические миссии. В зале Сената вершился суд, и до наших дней сохранилась судебная трибуна 18 века. Интерьер дворца поражает своей роскошью. Стены и потолок облицованы мрамором, гобеленами, кожей с золотой отделкой.

Украшением служат полотна гениальных художников, таких как Тициан, Тинторетто, Порденоне, фрески Паоло Веронезе. На одних изображены сцены, прославляющие Венецию: победоносные битвы, построение флота, морские сражения.

На других — эпизоды из Священного Писания, боги античного мира. Особого внимания достойно уникальное собрание оружия: боевого, декоративного, трофейного.

Всего экспозиция насчитывает 2031 предмет, в их числе доспехи французского короля Генриха IV, рыцарей-крестоносцев, турецкий штандарт, сабли, мушкеты.

Старая и Новая Прокурации

Прокурации были построены для размещения высших чиновников исполнительной власти — прокураторов.

В их обязанности входило исполнение постановлений дожа и Сената в финансовой, юридической, имущественной, политической и других сферах. Первую Прокурацию — Старую — построили на северной стороне площади в 1532 году.

Это длинное трехэтажное здание с арками, лоджиями, колоннами. Из-за разрастающегося бюрократического аппарата одного здания оказалось недостаточно.

В 1586 году напротив него были построены Новые Прокурации. А в 1810 году по указу Наполеона на западе площади построили еще одно здание — Ала Наполеоника (крыло Наполеона), соединяющее обе Прокурации. Все здания построены в едином стиле эпохи Возрождения. Сейчас на верхних этажах располагаются музеи, нижние отданы под кафе.

Лоджетта Сансовино

Лоджетта — небольшое изысканное здание, созданное по проекту архитектора Сансовино в стиле барокко, примыкающее к колокольне. Время постройки: 1537-1540 годы.

Фасад выполнен из белого и цветного мрамора, украшен колоннами, барельефами со сценами из античной мифологии, статуями богов. Долгое время Лоджетта служила местом встреч знатных патриций. Позже в ней разместилась стража Дворца дожей.

Сейчас через Лоджетту входят на смотровую площадку колокольни.

Кампанила

Кампанила — смотровая площадка и колокольня собора Сан-Марко. У основания имеет форму квадрата со стороной 12 м, высотой 98,6 м.

Она выстроена из кирпича, увенчана мраморной звонницей с пятью колоколами, украшена статуями богинь Правосудия, Венеры, Минервы, фигурой крылатого льва.

Завершается колокольня шпилем в форме пирамиды, на вершине которого установлен флюгер с золотым архангелом высотой 2 м.

Первая башня на этом месте была построена в IX веке, служила смотровой площадкой и маяком. В начале XVI века построили новый вариант колокольни. Она простояла почти 400 лет и в 1902 рухнула. Десять лет шли работы, и первоначальный вид был восстановлен полностью.

Сан Марко – площадь голубей

Голуби стали неотъемлемой частью Piazza San Marco. Согласно преданию, на освящение собора приехало много гостей. В числе даров были два голубя, которых выпустили на волю. Они сели на карниз собора, что было сочтено символичным знаком, голуби признаны священными. С тех пор сложилась традиция охранять и кормить птиц.

Со временем их расплодилось великое множество. Из санитарных соображений, и чтобы ограничить потомство, голубей кормят специальным кормом. До 2008 года пакетики с крупой можно было купить на площади, но потом продажу прекратили и туристам запретили кормить птиц.

Время работы и цены на билеты

Время работы достопримечательностей на пьяццо Сан-Марко разнится по сезонам. Высоким сезоном считается апрель–октябрь, низким: октябрь–апрель.

Собор Святого Марка:

  • Вход в Собор бесплатный. В будни часы работы: 9.30 –17.00, в выходные: 14.00–17.00.
  • Билет в Музей Святого Марка стоит 5 €. Открыт ежедневно: 9.45 – 16.50.
  • Посещение Сокровищницы – 3 €. В будни: 9.45 – 17.00, выходные:14.00 – 17.00
  • Вход в Золотой алтарь 2 €. В будни: 9.45 –17.00, выходные: 14.00 –17.00

В низкий сезон время посещения сокращено на час. Вход в Собор с багажом запрещен, нельзя делать фото- и видеосъемку, громко говорить и находиться в открытой одежде.

Дворец дожей:

Время работы дворца в высокий сезон: 8.30 – 19.00. В низкий: 8.30 – 17.30.

Цена билета – 19 €; для детей 6-14 лет, людей старше 65 лет – 12 €. По этому билету можно также войти в Музей Коррер, Археологический музей и библиотеку.

Кампанила Сан-Марко:

Октябрь, праздник Пасхи – июнь: 9.00 –19.00; ноябрь – праздник Пасхи: 9.30 – 15.45; июль – сентябрь:9.00 – 21.00. Цена билета 8 евро.

Где находится и как добраться

Сан-Марко — центр Венеции. Поскольку весь город находится на островах, то общественным транспортом в нем служат вапоретто. Это небольшие теплоходы, курсирующие между островами по Гранд-каналу по установленным маршрутам.

Венеция с материковой частью Италии соединена дамбой. Поезда приходят на железнодорожный вокзал Санта Лючия, автобусы — на станцию у Римской площади. Далее до центра можно дойти пешком или добраться на вапоретто (проезд 7 €) №1, №2, №4.1, №5.

1 и N (ночной маршрут) до причала «Пьяццо Сан-Марко».

От аэропорта, который находится в 12 км от города, ходят автобусы. Режим их работы с 5.20 утра до 24.20 часов, цена билета 8 €. Останавливается у Римской площади.

В Венеции GuruTurizma рекомендует следующие отели:

Видео: Собор Сан- Марко — самый посещаемый храм Венеции

Площадь Святого Марка в Венеции на карте

(Пока оценок нет)Загрузка…Сохранить статью и поделиться в социальных сетях:

Источник: https://GuruTurizma.ru/ploshhad-san-marko-v-venecii/

Сан-Марко в Венеции: площадь, собор и другие достопримечательности

Площадь Сан-Марко в Венеции по праву считается одной из визитных карточек Италии.

Архитектурный ансамбль площади создают Собор Сан-Марко, колонны Святого Марка и Святого Теодора, Кампанила, Дворец Дожей, часовая башня, библиотека апостола, а также Старая и Новая Прокурации, Ала Наполеоника и Лоджетта.

Поскольку, приехав в Венецию, Вы наверняка отправитесь на Сан-Марко, мы решили отдельно рассказать о каждом элементе площади, чтобы Вы чувствовали себя здесь, как дома.

Площадь Сан-Марко в Венеции

Площадь Святого Марка известна не только своими достопримечательностями, но также многочисленными снятыми здесь фильмами и, конечно же, голубями.

На протяжении многих лет кормление ручных голубей на Площади было одним из главных туристических аттракционов города, корм для них продавался здесь же. Традицию прервали лишь в 2008-м году, когда, из-за эпидемии птичьего гриппа, было решено приостановить продажу корма.

Первые упоминания о площади относятся к IX веку

Первые сведения о площади датируются еще IX веком:  тогда одна из главных современных достопримечательностей Венеции была просто небольшой площадкой перед входом в собор Сан-Марко. И только в XII веке (в 1177 году) ее расширили до сегодняшних размеров.

Площадь Сан-Марко состоит из двух частей: Пьяцетты (расстояние от Гранд-канала до Кампанилы) и, собственно, самой Пьяццы (площади).

Колонны Святого Марка и Теодора

Колонны Святых Марка и Теодора – первое, что Вы видите, ступив на пьяцетту, примыкающую к площади Сан-Марко в Венеции. В 1125 году Венеция получила их в качестве трофея после победоносной войны против Царя Тира, которую она вела в союзе с Константинополем.

Колонны св.Марка и Теодора — первое, что видят туристы, ступив на пьяцетту

Хотя туристам показывают две колонны, на самом деле, изначально их было три. Третья колонна при разгрузке с кораблей упала в море и до сих пор лежит где-то на илистом дне Лагуны.

Собор Сан-Марко

Собор Сан-Марко известен своей необычной для католического храма византийской архитектурой. Возвели Базилику еще в 832 году с целью хранения мощей апостола, но то, что путешественники могут видеть сегодня, – это, условно, «новый» собор, который отреставрировали после случившегося в 976 году пожара.

При общем доминировании византийского стиля, различным элементам Собора также присущи романский, готический и восточный стили.

Собор Сан-Марко известен своей необычной византийской архитектурой

Внутри собора представляют интерес не только мощи Святого Марка: Золотой алтарь (Пала д`Оро), привезенный из Константинополя, Баптистерий, Капелла Святого Исидора, Сакристия и, конечно же, многочисленные мозаики.

Вход в собор Сан-Марко бесплатный, но при посещении следует избегать вызывающей одежды с открытыми коленями и плечами. Также в Соборе нельзя вести съемку.

Часовая башня

Оролоджо (башня с часами) – славится в первую очередь тем, что ее часы показывают не только время, а и текущий знак зодиака и даже фазу луны.

Пройти мимо роскошных сине-зеленых часов и не обратить на них внимания просто нельзя. Они украшены эмалью и позолотой, бронзовыми статуями и символом Венеции – львом с раскрытой книгой. Возвели Оролоджо всего за год – строительство продолжалось с 1496 по 1497 года.

Часы Оролоджо показывают время, текущий знак зодиака и фазу луны

Желающим посетить башню стоит спланировать это заранее, так как в здание туристов пускают группами по 12 человек и всего 4 раза в день. Экскурсия  проходит на трех языках: английском, французском и итальянском. Приобрести билеты заблаговременно через интернет – вполне возможно. Сделать это можно здесь.

Библиотека Сан-Марко

В XVI веке на месте прежнего зоопарка дожей была  открыта крупнейшая библиотека Венеции. Сегодня в ее стенах находится более 13 000 древних рукописей и около 500 000 книг, среди которых и 2 списка «Илиады» V и VI вв.

Библиотека открыта каждый день с 8:00 утра до 19:00 вечера, кроме воскресенья. В субботу библиотека работает с 8:00 до 13:30.

Дворец Дожей

За многие века своего существования Дворец Дожей успел послужить и резиденцией Венецианского правительства, и Сенатом, и Верховным судом, и Министерством.

Самый первый Дворец Дожей на этом месте был построен еще в 810 году. На протяжении тысячи лет здание неоднократно разрушалось, горело, страдало от катаклизмов и мятежей, пока, наконец, в XVI веке не приобрело современный вид. Сегодня трехэтажный Дворец Дожей – самое туристическое место в Венеции.

Дворец Дожей – самое туристическое место в Венеции

График его работы в период с апреля по октябрь: с 8:30 утра до 19:00 вечера; с ноября по март Дворец работает по сокращенному графику – до 17:30. Более подробно о Дворце Дожей, его истории, особенностях, билетах для посещения и проводимых здесь экскурсиях BlogoItaliano написал в отдельной статье.

Старая и Новая Прокурации

Здание первой прокурации в Венеции построили еще в XII веке, а в XVI – после сильного пожара – его отреставрировали, придав современную форму.

Главной обязанностью прокураторов было  управление принадлежащей государству недвижимостью. А собор Сан-Марко как раз входил в эту группу контроля, поэтому и место постройки прокурации выбрали возле собора.

В 1640 году напротив первого здания (Старой Прокурации) построили второе – Новую Прокурацию. Чтобы разобраться, где старая, а где новая Прокурация, ориентируйтесь на кафе «Флориан» – оно находится на первом этаже Новой Прокурации.

Кафе «Флориан» расположено в здании Новой Прокурации

Примечательно, что при Наполеоне его резиденция в Венеции находилась в Новой прокурации. Со временем было принято решение построить здесь бальный зал, но, поскольку здание не подходило для этих целей, пришлось возвести еще одно – Ала Наполеоника. Для этого по приказу Наполеона снесли церковь Сан-Джеминьяно. Теперь это здание соединяет две прокурации на площади Сан-Марко.

Читайте также:  Какие бывают музеи

Лоджетта Сансовино в Венеции

В 1540 году на площади Сан-Марко в Венеции, прямо возле Колокольни, вместо конюшни была построена Лоджетта. Здание, напоминающее триумфальную арку, на протяжении веков меняло и назначение: место торжественных встреч, караульное помещение Дворца Дожей и даже штаб-квартира городской лотереи.

Лоджетта Сансовино

В 1902 году  Колокольня обрушилась и уничтожила Лоджетту. Здание, которое стоит на площади сейчас, – уже восстановленная и заново украшенная версия.

Кампанила

Первые упоминания о Кампаниле (колокольне) встречаются еще в IX веке, но ее сегодняшний облик – версия архитекторов XVI века. Впрочем, это не оригинал: как мы уже упоминали, в июле 1902 года первоначальная конструкция обрушилась.

Для того чтобы восстановить точную копию Кампанилы понадобилось 10 лет, и то, что путешественники видят сегодня на площади Сан-Марко, – здание постройки 1912 года.

Состоит 99-тиметровая башня из колокольной площадки, где размещены 5 колоколов, шахты и площадки обозрения. Кстати, в древности у каждого из колоколов было свое специальное назначение. Например, в один из них – «Мараньона» – звонили, призывая жителей идти на работу.

Высота венецианской Кампанилы — 99 метров

Огромная башня использовалась не только в качестве колокольни. Ее также успешно применяли в качестве маяка для кораблей, а иногда – даже виселицы.

Стоимостьподъема на Кампанилу – 8 Евро; для экскурсионной группы более 15 человек – 4 Евро (2018). Подняться наверх можно как ступеньками, так и лифтом.

Время работы:

  • С 5 сентября по 18 сентября: 08:30-20:15;
  • С 19 сентября по 30 сентября: 08:30-19:45;
  • С 1 октября по 9 октября: 09:30-19:00;
  • С 10 октября по 9 апреля: 09:30-17:30;
  • С 10 апреля по 12 июня: 09:00-19:00;
  • С 13 июня по 4 сентября: 08:30-21:30;
  • Колокольня закрыта: с 9 по 27 января и при плохих погодных условиях.

Как добраться до Площади Сан-Марко в Венеции

Как правило, отправной точкой для знакомства с Венецией, являются Железнодорожный вокзал Санта-Лючия (если Вы прибываете в город поездом) либо Пьяццале Рома (если приезжаете автобусом). В шаговой доступности от обеих начальных точек находятся остановки речных трамвайчиков Вапоретто, выполняющих в Венеции функции общественного транспорта.

Для поездки на площадь Сан-Марко, следует выбрать номера №1 или №2 и следовать до остановки S.Marco Vallaresso. Билет на Вапоретто обойдется в 7,5 Евро (2018), а сами маршруты ходят довольно часто – в дневное время средний интервал составляет порядка 10 минут. Больше об этом виде транспорта и других популярных маршрутах водных трамвайчиков в Венеции можно прочитать в этой статье.

Другие полезные статьи о Венеции

Photos by: Robert Montgomery,  Joan Veale,  Jerry Stone, Son of Groucho,  denvilles_duo,  brownpau,  Jonybraker,  allerleiten.livejournal, Michael.PortrayingLife.com

Последнее изменение статьи: 2 Март 2018

Источник: http://www.blogoitaliano.com/goroda-italii/venice/san-marko-v-venecii-ploshhad-sobor-i-drugie-dostoprimechatelnosti.html

Знаменитая площадь Сан-Марко в Венеции

Чтобы не спеша осмотреть все достопримечательности Венеции, побывать в самых удалённых её уголках и чтобы прочувствовать и хотя бы немного понять этот город, необходимо провести здесь как минимум неделю.

Практически все путешественники начинают знакомиться с Венецией со знаменитой площади Сан-Марко, когда многочисленные кораблики высаживают их, причалив к шумной набережной. И мы не были исключением — нас доставили к пристани, и мы, пройдя мимо бесконечных сувенирных лавок, прикупили на всякий случай зонт с видами города и отправились гулять по Сан-Марко.

Площадь, несомненно, стоит посетить. Во-первых, на Сан-Марко сосредоточены самые именитые достопримечательности, и, во-вторых, на площади просто очень красиво. Впервые в жизни оказавшись здесь, мы испытали чувство дежавю, ведь это место неоднократно становилось площадкой для съёмок кино, и столько раз мы видели площадь на фото и по телевизору.

Самыми главными архитектурными объектами площади Сан-Марко в Венеции считаются Дворец дожей и Кампанила базилики Св. Марка — колокольня высотой около 100 метров.

Несмотря на то что очередь перед башней была внушительной, продвигалась она довольно быстро. Вход платный — приблизительно 5-6 евро, но за эту сумму наверх нас поднял лифт (пусть и не очень быстрый), а не собственные ноги ).

Вид с вершины колокольни отличный!

Туристов наверху надёжно защищает сетчатое ограждение. Сетка крупная, поэтому можно приноровиться, чтобы сделать неплохие снимки. Кстати, можно приобрести комбинированный билет за 11 евро, который позволяет посетить Дворец дожей и многие другие музеи на площади Сан-Марко.

Невозможно не заметить на площади часовую башню Torre dell`Orologio, возведённую в конце XV века архитектором Кодуччи. Настоящий шедевр — астрономические часы на башне, показывающие времена года, лунные фазы, часы и переход Солнца из созвездия в созвездие.

Дворец дожей, пожалуй, самое пышное здание во всей Венеции. Здесь проходили заседания сената и Большого совета, работали суд и тайная полиция. На мой взгляд, дворец больше напоминает резную шкатулку, чем крепость.

Ведь главной целью создателей дворца было поразить иностранных послов, изумить их. Фасад строения словно говорил, что Венеция способна завоевать новые территории не огнём и мечом, а торговлей.

Этим вполне можно объяснить роскошные внутренние помещения, созданные знаменитыми художниками — Беллини, Тицианом и другими. Что ж, Дворец дожей нам, безусловно, понравился.

Увидев собор Св. Марка, мы ахнули от удивления — настолько он оказался красив. Снаружи собор можно разделить на три уровня: нижний ярус, затем терраса и купола.

Говорят, что саркофаг, который стоит у алтаря, хранит мощи Святого Марка.

За небольшой дверью около главного входа есть лестница, ведущая на внешнюю галерею. Здесь можно побыть рядом с конной квадригой из Константинополя. Оригиналы, правда, хранятся в музее собора, а здесь стоят их копии.

А с крыши собора Св. Марка можно полюбоваться красивым видом на венецианскую лагуну.

Раньше многочисленных голубей, которыми славится площадь Сан-Марко, можно было кормить крупой.

Купив за один евро кулёк, люди предавались тесному общению с этими милыми птичками: тучи голубей тут же слетались, садясь на руки и головы счастливых туристов.

Но сейчас почему-то крупу больше не продают, а вот голуби остались. У меня, например, возник вопрос: птиц на площади множество, но везде очень чисто! Ведь где-то же голуби это делают? ))

После долгой прогулки по площади Сан-Марко мы решили отдохнуть в расположенном здесь кафе «Флориан». Это, кстати, одно из самых старых кафе в Венеции, открытое в далёком 1720 году. За прошедшие века здесь успели побывать многие великие люди — Руссо, Байрон, Бродский, Хемингуэй, Гёте и другие.

Посидеть в знаменитом кафе приятно, конечно, но дорого. За чашечку ароматного кофе придётся выложить не менее 6 евро. И в счёт обязательно включат supplemento musica, т. е. доплату за живую музыку, которая составит 6 евро с человека.

Невзирая на сумму в итоге мы остались довольны не только приятной атмосферой «Флориан», но и замечательной прогулкой по площади Сан-Марко в Венеции!

Источник: http://venividi.ru/node/26403

Монастырь и церковь Сан-Марко во Флоренции

Архитектурный комплекс Сан-Марко (San Marco) имеет довольно древнее происхождение. По некоторым сведениям, здания Церкви Святого Марка (Basilica di San Marco) и монастыря появились в центре Флоренции в 13 столетии.

В свое время к реставрации построек приложил руку талантливейший архитектор Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo). А во второй половине 19 века помещение монастыря было превращено в Национальный музей Сан Марко (Museo Nazionale di San Marco).

Среди экспонатов музея числится литературное и художественное наследие великих мастеров итальянского Ренессанса.

Историческое прошлое

Достоверно выяснить точную дату создания комплекса Сан-Марко не представляется возможным. Ученые склоняются к мнению, что церковь и монастырские покои были построены в начале 12 века. Сохранились лишь упоминания о том, что первоначально монастырь занимали монахи-сильвестринцы, относящиеся к Ордену святого Бенедикта.

Этот католический орден имел большое влияние на землях Тосканы и Умбрии вплоть до окончания 14 столетия.
В 1453 году монастырь перешел во владение монахов-доминиканцев. К средине 15 века у руля Флорентийской республики стал Козимо Медичи Старший (Cosimo di Giovanni de’ Medici il vecchio).

Великий князь Тосканский нашел Сан-Марко в довольно обветшалом состоянии. Заняться реорганизацией и расширением здания монастыря было поручено талантливому зодчему Микелоццо. Помимо благотворительных целей Козимо поддался тщеславным мыслям.

Многочисленные гербы и атрибутика рода Медичи украсила стены церкви и монастыря Сан-Марко, после завершения строительных работ в 1442 году.

Микелоццо ди Бартоломео перепланировал и ощутимо расширил монастырь. На первом этаже постройки появился зал капитула, предназначенный для заседания монашеского ордена, а также помещения для трапезы. На втором этаже были размещены многочисленные кельи и библиотечный зал.

Также руководитель строительства внедрил на территории монастыря инновационную систему водоснабжения и дренажа. Это позволило разбить при монастыре красивый апельсиновый сад, который также содержал в себе отсылку к гербу Медичи.

Изменение внутренней планировки и декораций происходили не слишком гладко.

Представители богатой флорентийской аристократии активно сопротивлялись насаждению власти Медичи.

В 1490 году в стенах монастыря Сан-Марко получил кров самый неоднозначный из служителей католической церкви 15 столетия, Джироламо Савонарола (Girolamo Savonarola).Ревностный блюститель чистоты католической веры, этот священник регулярно выступал с проповедями в Сан-Марко.

Год спустя, Савонарола получил звание приора, то есть настоятеля монастыря. Скрупулезно следуя догматам священных книг, приор насаждал благочестие среди послушников. Стремясь отринуть все земные блага, Савонарола принялся активно избавлять монастырь и орден от предметов роскоши и даже необходимых вещей.

Начиная с 1493 года, с молотка ушла большая часть земель, принадлежащих монастырю. Вслед за ними были реализованы личные вещи монахов, представляющие хоть какую-либо ценность. Вырученные средства были отданы нуждающимся и беднякам Флоренции.

Аскетичные кельи послушников, в том числе и самого Джироламо Савонаролы, сохранились до наших дней. На них можно посмотреть в рамках экскурсии по Музею Сан Марко.

Превращение монастыря в Музей Сан Марко

К 1866 году послушники католического монастыря Сан-Марко окончательно покинули его стены.

Три года ушло на то, чтобы из церковной постройки создать уникальный музей, посвященный творчеству Фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico), что в переводе означает Брат блаженный Ангельский.

Фрески этого мастера эпохи раннего Ренессанса украшают внутренние стены монастыря. Обширная монография монаха-живописца выставлена в виде отдельной экспозиции.

Животрепещущие названия икон и фресок, кисти Фра Анджелико удивительно гармонируют с их содержимым. «Не прикасайся ко мне!» (Noli Me Tangere), «Поцелуй Иуды», «Страшный суд», «Преображение» (Transfiguration), «Благовещенье», лик «Мадонны со святыми» украшает собой монастырский алтарь.

Цикл фресок, посвященный пленению, распятию и усопновению святых Косьмы и Дамиана, наполнены сильным энергетическим посылом к зрителю. Многочисленные росписи на тему сюжетов Ветхого и Нового Завета расписаны кельи монахов на протяжении 15 столетия.

В бывшем обиталище Савонаролы сохранился портрет ревнителя церкви, кисти Фра Бартоломео (Fra Bartolomeo). Брат Бартоломео являлся служителем монастыря и принимал активное участие в украшении его фресками и художественными произведениями.

В 1504 году состоялось знакомство монаха с Рафаэлем Санти (Raffaello Santi), которое переросло в крепкую дружбу. Взаимное влияние художественных стилей нашло свое отражение в поздних работах Бартоломео и формировании общего подхода к живописи молодого Рафаэля.

Не менее значимый экспонат в стенах музея – икона с ликом Святого Максима Грека, выполненная Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), мастером кватроченто (quattrocento). У этой картины есть целая история. Послушник Михаил Триволис, грек по происхождению являлся пламенным поклонником учений Джироламо Савонаролы.

Долгое время Триволис провел в стенах монастыря, исполняя свой долг и укрепляя веру. Впоследствии, монах попал на святую гору Афон, где обрел свое новое имя – Максим. Постриженный в католическую веру, Максим Грек много путешествовал по делам церкви. Одним из пунктов назначения монаха была средневековая Москва, где его ждал теплый прием со стороны образованной прослойки населения.

Еще одна знаковая работа Гирландайо «Тайная вечеря» размещена в помещении, ранее служившей трапезной комнатой для монахов Сан-Марко.

Расположение и часы работы

  • Комплекс Сан-Марко, в состав которого входит музей, «прописан» по адресу: Площадь Сан Марко (Piazza San Marco), 3.
  • График работы: со понедельника по пятницу с 8:30 до 13:50, по субботам посещения до 18:50, а по воскресеньям до 19:00.
  • Стоимость полного билета – 4 евро.

Источник: https://Italy4.me/toscana/florence/museo-di-san-marco.html

Ссылка на основную публикацию