Портрет капитана томаса корама, уильям хогарт — описание

Уильям Хогарт:художник и гравер

Уильям Хогарт (англ.

 William Hogarth; 10 ноября 1697, Лондон — 26 октября 1764, Лондон) — английский гра­фик и художник-жанрист, основатель и крупный представитель национальной школы живописи, Хогарт – выдающийся иллюстратор, автор сатирических гравюр, открыватель новых жанров в живописи и графике.

Прославился сатиричес­кими рисунками и реалистическими портретами. Многие свои произведения художник, испытавший на себе влияние идей философов Просвещения, подчинил задаче воспитания с помощью художественного творчества нравственного начала в человеке и искоренения пороков.

Самые знаменитые произведения Уильяма Хогарта : серии гравюр «Модный брак», «Карьера проститутки», «Карье­ра мота», «Выборы в парламент», гравюры «Ули­ца пива», «Переулок джина», «Характеры и карикатуры», картины «Автопортрет», «Портрет капитана Корема», «Девушка с креветками».

Биография Уильяма Хогарта

Учился Уильям Хогарт в Хёгле у гравера Э.Геймбла. С 1720 г. Хогарт посещал занятия в Академии Джеймса Торнхилла, в том же году начал самостоятельно работать как профессиональный художник. Первыми работами художника были книжные иллюстрации, в том числе к сатирической поэме Сэмюэла Батлера «Гудибрас» (1726).

Двумя годами позже Уильям Хогарт начал писать маслом групповые портреты небольшого формата и с тех пор постоянно занимался как живописью, так и гравюрой.

В 1730—1731 гг. Уильям выполнил серию из шести картин, получившую название «Карьера проститутки». Большим успехом пользовались гравюрные оттиски серии, напечатанные в 1732 году.

Неизвестно, была ли его модель, написанная на серии картин) вымышленной или реально существовала. Мы видим на этих картинах ярко накрашенную молодую женщину. Сквозь белила, румяна и помаду просвечивает трагическая судьба человека, вынужденного работать в столь непрезентабельной профессии.

В то время посетитель публичного дома мог получить любую женщину, заплатив всего шиллинг.

Следующая серия гравюр Хогарта — «Карьера мота» — была опубликована в 1735 г., а в 1745 г. появился знаменитый цикл «Модный брак». Затем последовали другие серии, среди которых — «Прилежание и леность» (1747), «Четыре стадии жестокости» (1751) и «Выборы» (4 гравюры, 1755—1758).

Хогарт выполнил также множество отдельных гравюр, несколько портретов и ряд исторических картин. В 1753 г. вышел в свет его трактат «Анализ красоты». В 1757 г. Георг II назначил Уильяма Хогарта главным живописцем; в этой должности художник стал преемником Джеймса Торнхилла.

В 1764 художник выпустил свою последнюю гравюру «Конец, или Бездна». В середине 50-ых годов XVIII века почти в любой английской лавочке или книжном магазине можно было купить гравюры Уильяма Хогарта, об этом уже издалека сообщали яркие вывески.

Лучше любых биографов о нём рассказал автопортрет, композиция которого необычна — это «картина в картине».

Уильям Хогарт наблюдал жизнь людей разного материального достатка, принадлежавших ко всем слоям общества; он был не только талантливым портретистом, но и моралистом, и сатириком. В портретной живописи художник был объективен и прямолинеен, что хорошо заметно в «Портрете капитана Т.

Корема» (1740, Лондон, Сиротский приют Корема) и «Портрете Саймона Фрейзера, лорда Ловета» (1746, Лондон, Национальная портретная галерея). В искусстве Хогарта, несомненно, важное место принадлежит юмору. Так, в двух знаменитых гравюрах 1751 г.

он противопоставил ужасные последствия, ожидающие тех, кто злоупотребляет дешевым джином «Переулок джина», процветанию и благополучию тех, кто отдает предпочтение английскому пиву «Пивная улица». Сатирическое изображение жизни эпохи, особенно в сериях «Модный брак» и «Выборы», ставит его в один ряд с великими романистами-сатириками 18 в.

В 1743—1745 Уильям Хогарт написал шесть картин из серии «Модный брак» (Лондонская Национальная галерея), остроумно критикующих высшее общество XVIII века. Это предупреждение, показывающее катастрофические последствия опрометчивого брака по расчету. Считается, что это лучшая работа художника.

Галерея картин Уильяма Хогарта

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43657096495

Мораль в картинах Уильяма Хогарта

Искусство и развлечения 21 декабря 2017

Уильям Хогарт — один из художников, оказавших огромное влияние на английскую школу живописи 18-го века. Он внес свой вклад в развитие реализма и бытового жанра, а также острой общественной сатиры.

Детство и юность

Родился живописец в 1697 году в Лондоне. Семья жила бедно. Отец его был учителем, иногда делал переводы с латыни. Мать была кем-то вроде целительницы и готовила различные снадобья и припарки.

Творческие способности Уильяма проявились еще в детстве. Он был способным ребенком с пытливым умом и способностью все подмечать, однако в школе учился плохо, потому что на занятиях все время рисовал.

Его и без того бедная семья разорилась окончательно. Отца бросили в долговую тюрьму, и ответственность за содержание матери и сестер легла на плечи еще юного Хогарта. Тогда же начался и его творческий путь.

Профессия

Уильям Хогарт идет в ученики к серебряных дел мастеру, где он учится работать с металлом и делать гравюры. Там же он знакомится с модными тенденциями современного стиля рококо. Вскоре он открывает мастерскую, где печатает собственные гравюры злободневного содержания, которые пользовались огромным успехом. Вместе с этим художник берет уроки живописи маслом.

До 30-х голов он занимался книжной графикой. Например, проиллюстрировал поэму Сэмюэля Батлера «Гудибрас». Картины Уильям Хогарт начал писать через пару лет после этого.

Видео по теме

Серии картин

Живописец уже обеспечил себе известность своими социальными и политическими гравюрами с юмористическим характером, которые были нарасхват.

И поэтому темами для картин Уильяма Хогарта были все те же человеческие пороки, глупость, предрассудки. Он пишет целые серии живописных полотен в форме историй с трагической развязкой.

В них художник описывает жизненные ситуации разных слоев общества.

Самые известные картины Уильяма Хогарта — «Карьера мота», «Карьера проститутки», «Модный брак», «Выборы в парламент», «Прилежание и леность». Художник высмеивает отсутствие в современном обществе морали, прогнившие традиции английской аристократии с ее браками по расчету, продажными чиновниками, изобличает пьянство, насилие, распутность.

Модный брак

Широкую известность получил цикл нравственно-поучительных работ Уильяма Хогарта «Модный брак», 6 картин которого повествуют о таком частом явлении в обществе, как брак по расчету. Это было единственным шансом для разорившейся аристократии войти в буржуазные круги.

Брачные контракты при этом были скорее похожи на договоры купли-продажи. Такие браки — яркий пример безнравственности общества.

Почти все картины Уильяма Хогарта заключают в себе не только морализаторский характер, но еще и высмеивают модный на то время французский стиль рококо, который выражается в позах персонажей и в роскоши интерьеров.

Описание сцен «Модного брака»

В «Модном браке» рассказывается история о графе Сквандере (чья фамилия переводится как «мот»), который женит своего сына, Виконта, на дочери богатого торговца, очевидно, чтобы поправить финансовые трудности, связанные с расточительством. Торговцу, в свою очередь, этот брак сулит повышение социального статуса.

На первом полотне изображается сцена в доме графа во время брачной «сделки». Мы видим торговца с контрактом в руках и графа, который показывает ему свиток с генеалогическим древом его знатного рода. В то же время их дети совершенно безразличны друг к другу. А олицетворением такого брака выступают две собаки, против воли скованные одной цепью.

Второе полотно демонстрирует новоиспеченных молодоженов. В комнате царит беспорядок. Собака разоблачает неверность молодого мужа, вытаскивая у него из кармана женский чепчик. Управляющий, махнув на все это рукой, уходит с кучей неоплаченных счетов.

Третья сцена происходит в кабинете доктора, куда Виконт пришел со своей любовницей по вполне конкретной причине. Черное пятно у него на шее — явный признак сифилиса.

Также признаки болезни заметны у женщины, которая, по видимому, угрожает доктору ножом, и у девочки, которая держит в руках коробочку с лекарством. Такая же коробочка и у Виконта в руках.

Он тоже угрожает доктору — прописанные пилюли не подействовали.

Четвертая картина показывает нам будуар молодой жены. Сцена полна скрытых намеков. Украшение будуара короной говорит о том, что старый граф скончался и она получила титул графини. Повсюду можно заметить намеки на ее неверность мужу.

Мы видим уже знакомого по первой картине персонажа, с которым мило беседует графиня, а на стене висит его портрет. Скорее всего, они любовники. Другие картины на стене явного эротического содержания.

Мальчик паж держит в руке фигурку рогатого Актеона как символ измены.

Пятая сцена уже откровенно трагична. Графиня уединилась с любовником и изменила мужу. Муж их выследил и поймал «на горячем». По-видимому, между мужчинами произошла дуэль на шпагах, в которой Виконт получил смертельную рану. Любовник поспешно ретируется через окно, а жена на коленях просит у мужа прощение.

Шестая картина являет собой апофеоз брака по расчету. Мы видим дом торговца, отца графини. Она прочла в газете, которая валяется у ее ног, что любовника казнили за убийство. С горя она принимает яд. Двое мужчин ссорятся, скорее всего, это врач, который ругает слугу.

Так как от этого брака осталась только дочь и не было сына, который мог бы унаследовать графский титул, ради которого все и затеяли, титул был потерян. Торговец остался ни с чем.

И наконец, выгоду из сложившейся ситуации извлекла только тощая собака, которая, пользуясь случаем, решила полакомиться со стола.

Описание картины Уильяма Хогарта «Автопортрет с собачкой»

Хогарт был не только живописцем-сатириком, но еще и талантливым портретистом. Самым необычным считается его «Автопортрет», на котором он изобразил себя с любимой собакой.

На картине собака сидит рядом с портретом, стоящим на томах Мильтона, Шекспира и Свифта. Скорее всего, это любимые авторы художника. На переднем плане лежит палитра. Смотрится автопортрет Уильяма Хогарта как картина в картине, где он изобразил себя в окружении дорогих сердцу вещей.

Живописец скончался в 1764 году в Лондоне.

Хогарт был первопроходцем в бытовом жанре английской живописи. За свою творческую деятельность он не только создал большое количество картин гравюр, но и написал трактат о живописи «Анализ красоты». Картины Уильяма Хогарта получили широкий резонанс в искусстве Европы. Однако достойного преемника на своей родине у художника не оказалось.

Источник: fb.ru

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

Источник: http://monateka.com/article/264915/

«Модный брак»(мини серия с плохим концом) Уильям Хогарт. | Волшебная сила искусства

   Уильям Хогарт(1697- 1764гг.) -английский художник,основатель и крупный представитель английской школы живописи,иллюстратор,автор сатирических гравюр.

  В 1744 году под кистью Хогарта рождаются шесть картин новой серии, самого знаменитого его живописного театра – «Модный брак», где художник высмеивает и осуждает уже не дешевых проституток и своден, не ничтожных развратников, а высшие круги английского общества.

В ней отображена история женитьбы и дальнейшей жизни обедневшего аристократа и дочери богатого торговца.В этой серии художник высмеивает ситуацию,в которой оказались люди из-за безнравственности общества,поэтому герои этих картин вызывают скорее жалость ,чем насмешку.

   В те времена беднеющая аристократия Англии стремилась сблизиться с богатыми буржуа, зачастую идя на «модные браки» — «деловые» союзы без любви.

«Брачный контракт» повествует о начале типичной для того времени истории. Граф по фамилии Сквандер («мот») решил женить своего молодого сына на дочери преуспевающего городского торговца. Действие происходит в одной из комнат дворца графа.

     Богато одетый пожилой граф (крайний справа) гордо восседает на диване, демонстрируя лист со своим генеалогическим древом-единственное своё достояние.

Тут же видны и принадлежащие ему костыли, без которых он уже тоже не может обойтись из-за развившейся подагры.

Склонность к расточительству (помимо говорящей фамилии графа) и тут имеет наглядное подтверждение: сквозь окно видно здание нового еще недостроенного дворца.

      Торговец, весьма скромно одетый, держит в руках текст брачного контракта в то время, как его дочь, сидящая позади него, внимательно слушает молодого адвоката по фамилии Сильвертан «серебрянный язык» .

Сын графа, Виконт, тем временем любуется своим лицом, изучая его прелести при помощи зеркала.

На переднем плане две собаки, скованные одной цепью, символизируют этот брак (обычно в произведениях, изображающих влюбленных или супругов, собака — символ верности).

Вскоре после свадьбы, 1743—45гг.

   Мы видим  молодых, совершенно не интересующихся друг другом. Костюм свежеиспеченного мужа и его шляпа говорят о том, что он провел ночь вне дома, в отличие от молодой супруги, которая, по-видимому, только что встала.

Читайте также:  Музей шерлока холмса в лондоне, англия - описание экспонатов музея.

    Беспорядок в комнате свидетельствует о характере празднества, имевшего место накануне. Из комнаты уходит управляющий имением, в руке которого пачка неоплаченных счетов и всего лишь один оплаченный, одиноко болтающийся на штыре для нанизывания расписок.

    Впавший в апатию хозяин не замечает, что из его кармана торчит дамский чепчик, которым живо интересуется собачка. Декорация комнаты, как и всегда, живо комментирует происходящее: над камином висит картина, изображающая Амура среди развалин.

              Художник подтрунивает над манерами новоявленной графини: пьет кофе, как настоящая знатная дама, и при этом вульгарно потягивается. Следует отметить, что художник скорее высмеивает ситуацию, а не людей, которые в ней оказались. Молодая пара предстает жертвой безнравственности, царящей в обществе, и вызывает у зрителя не насмешку, а сочувствие.

Визит к шарлатану, 1743—45

     Действие «Визита к шарлатану» происходит в комнате так называемого доктора, которого зовут месье де ла Пилюль. Виконт сидит на стуле, а справа от него — его любовница, возможно, содержанка, совсем ещё девочка; слева от него, возможно, мать девочки.

     Очевидно, что это не визит вежливости. Более того, это не первое посещение месье де ла Пилюля. Виконт болеет венерическим заболеванием. Об этом свидетельствует чёрное пятно на его шее (символ венерического заболевания для художника). В то время единственным средством излечения от подобного считалось принятие ртутных пилюль, что и посоветовал ему принимать «доктор».

    Похоже, что пилюли не подействовали, поэтому все требуют от доктора найти альтернативный способ излечения. Виконт держит в руке коробочку с бесполезными пилюлями, желая их вернуть и обменять на что-то действительно стоящее или получить назад свои деньги. Ещё одна коробочка — на стуле Виконта, и ещё одна — в руке девочки-проститутки.

     В качестве способа убеждения посетители используют не только слова: в левой руке Виконта увесистая трость, угрожающе приподнятая; женщина, предполагаемая мать девочки, сжимает в руках нож…

Будуар графини, 1743—45гг.

     Третий эпизод серии показывает будуар графини. После смерти старого графа бывшая дочь торговца получает титул графини (в ознаменование этого события ее будуар украшен несколькими золотыми коронами). 

   В центре картины изображена графиня, принимающая ранних посетителей во время своего утреннего туалета. Она не сводит глаз с адвоката, в то время как ее подруга увлечена оперным певцом. Два напыщенных гостя наслаждаются горячим шоколадом, а тучный гость мирно дремлет в кресле.

  Кажущаяся комичной и безобидной, эта сценка полна тайных намеков, предвещающих приближение большой беды.  Два чопорных джентльмена слушают флейтиста и оперного кастрата. Один из джентльменов сидит в бумажных папильотках, которые на темном фоне выглядят маленькими рожками.

Этот господин еще как следует не проснулся, поэтому лениво подносит к своим губам чашечку горячего шоколада. Рядом сидит гость в парике с черной наклейкой на лице, прикрывающей сифилитическую язву.

Он кривой улыбкой показывает, что слушает певца, и даже пытается слегка дирижировать.

  Позади этой пары расположился тучный розовощекий джентльмен. Он мирно похрапывает, сидя с открытым ртом. В руке он держит стек, что позволяет угадать в нем сельского сквайра, большого любителя выпить и закусить, но не выдерживающего скуки, которая обычно царит на этом утреннем приеме графини. Кстати, спящий вполне мог бы оказаться мужем склонившейся перед певцом женщины в белом.

   Висящие над ними картины «Лот и его дочери» и «Юпитер и Ио» (Корреджо).

Другой намек на супружескую измену — статуэтка Актеона с рогами, которую держит в руках мальчишка-паж (справа на переднем плане).

У корзинке рядом со статуэткой лежит поднос,на котором видны совокупляющиеся Леда и Лебедь.Этот эротический сюжет выбран Хогартом не случайно.Он намекает на запретные удовольствия и неверность в браке.

Дуэль и смерть графа, 1743—45гг.

     Графиня и адвокат после шумного бала-маскарада изрядно подустали и решили снять в  себе комнату, где графиня изменила своему мужу. Виконт тем временем, ещё прежде заподозрив неладное, проследил за влюбленными голубками и застал их во время постельной сцены. Отношения решили выяснять тут же при помощи дуэли на шпагах, в результате которой муж графини получил смертельную рану.

     На картине запечатлен момент, когда графиня просит прощения у умирающего мужа. Второй дуэлянт успешно ретировался через окно. Встревоженные шумом в комнату входят хозяин дома и сторож.

Картину всеобщей горечи и разврата дополняют висящие на стене картины — «Суд Соломона» и портрет куртизанки

Смерть графини, 1743—45гг

    Действие происходит в доме отца графини. Прочитав в газете (которая валяется у ее ног) о том, что Сильвертанг казнен, графиня решает отравиться. К умирающей для прощания подносят ребенка. Так как в сиротах остается девочка, а в роду нет детей мужского пола, титул, ради которого и был устроен этот брак, оказывается потерянным.

   Отец графини снимает с её руки кольцо, поскольку по законам Англии того времени имущество самоубийцы конфисковалось. Справа врач беседует со слугой, обвиняя последнего в приобретении яда.

     Через раскрытое окно виден старый Лондонский мост. Собака, пользуясь всеобщей сумятицей, добралась до еды, лежащей на тарелке.

Слева на стене висят картины фламандских художников, изображающие жизнь низших слоев общества, что говорит о вкусах хозяина дома.

  Серия убедительна потому, что в ней почти нет назидательного элемента, зло остается ненаказанным, мораль отсутствует.

Граф погибает во время дуэли от раны, нанесенной любовником графини, а она бросается перед ним на колени, внезапно осознавая непоправимость утраты.

Между двумя молодыми людьми возможны были искренние чувства, но они были обречены на неудачу из-за навязанных им фальшивых ролей.

     Хогарт впервые создает социальную сатиру, опережая своего современника писателя Филдинга и открывая путь в литературе Уильяму Теккерею и Чарлзу Диккенсу в XIX веке, но в живописи Англии ни при Хогарте, ни позже уже ничего подобного не было.

    Искусство Хогарта, бесспорно, значительнее, чем это представляли себе современники, и мы лишь теперь начинаем осознавать всю глубину и смелость его поисков.

С творчеством этого художника познакомилась совсем недавно.Мне понравилась одна из картин»Брачный контракт»,а оказалось,что это целая серия картин.Прежде всего мне нравится умение художника подчёркивать сюжет  мелкими деталями:это и темы картин,которые висят на стенах,и животные ,и дети.Даже статуэтки на полках расскажут нам многое об  их хозяевах.

  Поразило то,что так много людей болели сифилисом в те времена.Художнику удалось показать нам жизнь этих людей изнутри.Вроде живут в роскоши,всё у них есть,а разъедает их изнутри.Я не помещала очень подробное описание этих картин,вы сами разберётесь и скажете своё мнение.

 Чтобы иметь представление о художнике  и его гравюрах помещаю его цикл 4 стадии жестокости:

Первая стадия.

Вторая стадия.

Совершенная жестокость.

Воздаяние жестокости.

Источник: http://maxpark.com/community/6782/content/1463454

Творчество уильяма хогарта. анализ картины «брачный контракт»

Творчество уильяма хогарта. анализ картины «брачный контракт»

Шуличенко Анастасия Александровна

студент, кафедра дизайна и медиатехнологий, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород.

shulik-ana@mail.ru

Чернявская Наталья Эдвиновна

научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород.

Уильям Хогарт, известный английский живописец, иллюстратор, автор сатирических гравюр и теоретик искусства, его по праву считают основателем английской школы живописи.

Художник родился в семье бедного сельского учителя в пригороде Лондона. С самого раннего детства мальчик проявлял незаурядные способности к рисованию.

Из-за проблем в семье он поздно занялся учебой, однако был очень наблюдательным ребенком с хорошей памятью.

Так и не окончив начальную школу, он стал помощником гравера, а после полностью содержал семью, так как его отец умер. Хогарт много занимался самообразованием, брал различные уроки и старался как можно больше развивать свои навыки в живописи.

В творчестве Хогарт старался правдиво показать жизнь различных слоев общества, иногда даже высмеивая их. Его знаменитые серии картин: «Карьера проститутки», «Выборы в парламент» и «Модный брак», лучше всего выражают суть жизни общества 17-18 веков.

Серия картин «Модный брак» (Marriage a la Mode) стала первой в Британии, высмеивающая нравы высшего общества.

В нее вошли: «Брачный контракт» (The Marriage Contract), « Вскоре после свадьбы» (Shortly After the Marriage), «Визит к шарлатану» (The Visit to the Quack Doctor), «Будуар графини» (The Countess's  Morning Levee), «Дуэль и смерть графа»(The Death of the Earl), «Смерть графини» (The Suicide of the Countess).

[3]  Шесть великолепных полотен целиком отобразили жизнь персонажей. Каждая картина интересна своей уникальностью, насыщена множеством деталей и является очередным жизненным этапом. Сейчас все шесть картин из цикла «Модный брак» находятся в Национальной галерее Лондона.

Картина «Брачный контракт» из цикла картин «Модный брак» была написана в 1743—1745 годах и являлась первой из шести. «Брачный контракт» повествует о начале типичной для того времени истории.

В данной своей картине Хогарт показывает всю суть высшего общества и браков по расчету. Картина наполнена множеством деталей и отсылками к различным библейским сюжетам.

Художник старался показать реалистичность события и красочную детальность стиля рококо.[1]

Граф по фамилии Сквандер («мот») решил женить своего молодого сына на дочери преуспевающего городского торговца. Действие происходит в одной из комнат дворца графа. Сюжет картины это заключение брачного контракта между бедным сыном аристократа и дочерью богатого торговца. Благодаря браку семья жениха избежит финансового краха, а семья невесты купит себе связи в высшем обществе.

Рисунок 1. Уильям Хогарт. Брачный контракт. 1743-45. The Marriage Contract. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон. [2]

Картину можно разделить на две части: левую и правую. Материал, в котором написана картина это масло, оно дает возможность автору показать яркость деталей, выразить эффекты, сделать лица людей реалистичными, а так же детализировать фактуру мебели и интерьера.

В картине два композиционных центра которые можно выделить в треугольники. Первый треугольник — три фигуры слева, и второй — две фигуры справа. Фигуры людей выстроены по принципу золотого сечения, линии идут по касательной от плеч, а так же между лицами. Передний план выделен двумя животными, а задний — различными предметами интерьера.

С левой стороны находятся два человека, это жених и невеста, которые сидят спиной к друг другу, что говорит об их незаинтересованности всем происходящим. Жених, повернувшись к зеркалу, занимается своим туалетом. В глаза бросается пятно на его шее, это говорит о том, что герой скорей всего болен венерической болезнью.

Он полностью отвлечен от происходящего.

Невеста, напротив, очень заинтересованно слушает адвоката по имени Сильверстанг и играет с колечком, надев его на середину платка, как бесполезную вещицу. Юноша же заигрывает с девушкой, близко наклонившись к ее лицу. Он, невзирая на отведенную ему роль жениха, увлечен юной особой.

С правой стороны — отцы жениха и невесты заключают брачный контракт с госслужащими. Отец невесты, приняв скромную позу, как всякий торговец внимательно читает контракт и ищет выгоду для себя, в то время как отец жениха гордо восседает на кресле, поставив травмированную ногу (скорее всего из-за подагры, которую не случайно называют болезнью алкоголиков) на стул.

Отец — торговец указывает левой  рукой на верхнюю часть древа его семьи и правой рукой на себя, видимо объясняя свое положение и важные связи. На столе перед ним небрежно высыпаны монеты, видимо для оплаты составителей контракта.

Богатые одежды и небрежное отношение к деньгам говорит, что этот человек хвастается своим положением аристократа, что он вовсе не беден, хоть на самом деле это не так. Адвокат протягивает ему контракт, но он даже его  не смотрит, так как занят рассказом о себе. Здесь и прослеживается связь между отцом и сыном, они оба очень самолюбивы.

Так же видна связь в позах персонажей: поза дочери направлена в ту же сторону что и отца. Движения же отца и сыном, напротив, обращены в совершенно противоположную им сторону, но их позиции точно так же совпадают.

Печальный конец этого брака предрекает фигура судьи, одетого в черное. Он читает свиток, направив взгляд на улицу, где тревожно собрались темные кучевые облака, словно перед дождем.

Читайте также:  Описание картины репина "не ждали", 1884

На заднем плане картины — различные библейские сюжеты и некоторые значительные детали. Медуза Горгона направила свой взгляд на флиртующую с адвокатом невесту, словно уличила их в бесстыдстве и от этого негодующе открыла рот.

Она так же является символом предательства, так как по греческой легенде это была прекрасная девушка, которая, пытаясь скрыться от греческого бога и ища помощи, спряталась в храме Афины, но Афина не только не помогла ей, но и превратила ее волосы в гидр.

Вокруг Медузы Горгоны расположены несколько картин — это «Давид и Голиаф», в которой Голиаф умирает по своей самонадеянности и глупости, «Мученичество св. Лаврентия», где убивают жестокими пытками за неверие в языческих богов, «Убиение Авеля», где показано братоубийство, «Св.

Себастьян» в которой главный герой так же был подвержен пыткам за веру, «Юдифь и Олоферн», где изображена карательная смерть полководца.[3] Все это словно указывает, что брак будет неудачным и предрекают смерть обоих супругов.

На переднем плане две охотничьи собаки, скрепленные цепью, символ этого брака. Они словно супруги с их отцами, подчинены своим хозяевам и не могут выбрать иную жизнь кроме той, что предрекли им их родители. Но будущее их и не заботит, так как дети знати в то время были увлечены лишь светской жизнью и растратой наследства и приданного.

Эта картина показывает, насколько было печально положение аристократии и знати в 17 веке, эпохе балов, пафоса и веселья. Традиции, моральные устои, все это отходило на самый задний план, достоинство и честь меркли рядом с шутовством и отношениями «купи-продай».

Бытовая живопись Хогарта с ее злободневной тематикой, безжалостной обличительной силой намного опережает свое время, прокладывая пути критическому реализму в искусстве 19 века, а также развитию бытовой и политической карикатуры, и в этом отношении Хогарт был новатором.

Список литературы:

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxxviii/46404

Хогарт Уильям

Другие известные художники

Каждая европейская страна пережила свой «золотой» век классического искусства, отмеченный высочайшими достижениями национальной художественной школы, творчеством самых одаренных мастеров. Для Англии таким веком стал восемнадцатый.

Победившая в конце XVII столетия буржуазная революция дала возможность этой стране стать богатейшей державой мира, где работало целое созвездие талантливых философов, ученых, писателей, театральных деятелей, художников.

 

Но в первой трети XVIII века, когда великий Хогарт был еще молод, этот процесс только начинался. Однако уже тогда в Англии сложились богатые традиции литературы и театра, а славные имена поэтов предшествующего времени Джефри Чосера, Джона Мильтона и особенно Уильяма Шекспира составляли гордость нации. 

Театр еще со времен Шекспира занимал особое место в жизни англичан, оставаясь и в XVIII веке едва ли не самым любимым их увлечением. И не случайно одна из постановок была увековечена в самой ранней тематической композиции Хогарта.

Это был особенно нашумевший в 1720-е годы красочный и остроумный спектакль «Опера нищего» Джона Гея, сюжет которой был подсказан Джонатаном Свифтом.

В этом откровенном памфлете за масками воров и проходимцев зрители без труда различали черты современных высокопоставленных особ.

Автопортрет, 1745.

Рассказывали, будто всесильный премьер-министр сэр Роберт Уолпол громко аплодировал песенке о взятках, очевидно, ему и адресованной, и попросил спеть ее еще раз, остроумно выходя из неловкого положения.

Хогарт откликнулся на спектакль, от которого был в восторге, картиной «Опера нищего» (1727), где очень точно воспроизвел одну из сцен третьего акта пьесы — детали, декорации, исполнители, — то, что обычно навсегда уходит.

А, кроме того, эта работа стала своего рода отправной точкой в том неизведанном мире, куда Хогарта влекла его «Муза комедии».

В воображении мастера постепенно создавался свой «живописный театр» с его артистами, декорациями, трагикомическими коллизиями, а главное — злободневными сюжетами. Авторами «пьес» этого театра были двое: художник и сама жизнь.

Уильям Хогарт родился в Лондоне, в семье бедного школьного учителя-неудачника. Жить приходилось почти в трущобах, в холоде и голоде, один за другим умирали братья и сестры маленького Уильяма. А впечатлительная натура мальчика уже впитывала «крики» Лондона — царившие на его улицах быт и нравы, подмечала противоречия и парадоксы. 

В столице Англии была тогда сосредоточена вся общественно-политическая и культурная жизнь страны. Но здесь же соперничали роскошь и нищета, изысканность и вульгарность, каких в «галантном» XVIII веке не знала ни одна европейская столица.

На улицах Лондона, в кофейнях, в домах Хогарт встречал людей разных сословий, профессий, нравов и взглядов, внимательно присматривался к ним.

Для Хогарта, чье общее образование ограничивалось уроками отца да неоконченной приходской школой, именно Лондон стал подлинным учителем.

И мастер, рисовавший вывески, и гравер, и придворный живописец Джеймс Торнхилл, у которых Хогарт обучался профессиональному умению, в своих художественных интересах были далеки от того, что особенно влекло их подопечного — повседневность, жизненность, реализм. 

«Замысел Компании Южных морей»

За два предыдущих столетия в стране обосновалось множество иностранных портретистов, иногда выдающихся, чаще — заурядных. Аристократия ценила и собирала картины преимущественно старых итальянских и фламандских мастеров, и до XVIII века в Англии не было ни одного значительного отечественного портретиста, а также художника, писавшего жанровые полотна или пейзажи

Хогарт первым вступил на рискованный и тернистый путь зачинателя новых жанров. А, по существу, стал творцом самобытного, чисто английского искусства. «Я обратился к совсем новому жанру — к писанию картин и созданию гравюр на современные нравственные темы — области, еще не испробованной ни в одной стране и ни в какие времена», — вспоминал он позже в «Автобиографии». 

Первая живописная «пьеса» Хогарта — серия из шести картин «Карьера потаскушки» (1731) — показывает дно английского общества.

Это грязные улицы вдали от фешенебельного центра Лондона, жалкие холодные комнаты дешевых домов, становившиеся нередко притоном бродяг и воров; тюрьма, страшный образ которой жил в сознании Хогарта с детства, — его отец был арестован за неуплату долгов. 

Достоверна и типична не только история падения героини Хогарта — Мери Хэкэбаут, неопытной провинциалки, с легкой руки сводни превратившейся в проститутку. Кажется, что все персонажи написаны с подлинных лиц, их даже отождествляли с известными публике современниками. И это не случайно — Хогарт хотел, чтобы сюжет и мораль каждой картины и серии в целом были предельно понятны зрителю. 

«Предвыборный банкет»

Такой подход к живописи был абсолютно новым в изобразительном искусстве, но не в философии, театре, литературе Англии XVIII века. Вера в исправительную, очищающую силу искусства была характерна для английского Просвещения, призывавшего активно вторгаться в жизнь, воздействовать на нее. 

Хогарт стал первым и самым ярким художником-просветителем Англии. Знаменитый писатель-просветитель Генри Филдинг провозгласил Хогарта «одним из самых полезных сатириков своего времени».

По Хогарту, основная задача «полезного искусства» — не развлечение публики, а обличение порока, суд над жизнью, вершит который сатира.

Гравюры, которые со своих картин собственноручно делал Хогарт, раскупались, развозились во все уголки Англии, пересекали Ла-Манш, принесли их автору широкую известность. 

Вдохновленный восторженным приемом своей первой серии — сцены из нее воспроизводились на посуде, веерах, а тема была использована в театральной постановке, — Хогарт приступил к созданию новой. 

К 1735 году появилась «Карьера распутника», состоявшая из восьми картин. Новый живописный спектакль показывал, как вырождаются сыновья того класса, который фактически победил в революции конца XVII века и направил движение Англии по прогрессивному пути капиталистического развития. 

Молодые люди, подобные главному герою серии Томасу Рейквеллу, часто забывали о выдвинутом в новой Англии принципе «здравого смысла», пускались в сомнительные приключения, разматывая нажитые отцами состояния.

В этой серии окончательно определилось основное направление искусства Хогарта: сатирически заостренный реализм. В ХХ веке на несколько видоизмененный сюжет этой серии была написана опера великого композитора И.Ф.

Стравинского «Похождения повесы»

«Агитация»

В отличие от существовавших до Хогарта голландских, фламандских, французских жанровых картинок, английский художник не ограничивается описательным показом одной сцены.

У него каждая серия объединена общим сюжетом, единым героем, действие развивается из картины в картину.

Как в пьесе, здесь есть пролог, кульминация и эпилог, которые позволяют зрителю следить за происходящим, сопереживать действующим лицам, порицать и высмеивать недостойные поступки и нравы. 

Между крайними событиями обеих серий — приездом в Лондон Мери и ее похоронами, вступлением в наследство Томаса и его заключением в сумасшедший дом Бедлам — Хогарт подробно изображает жизнь Лондона.

Впервые в искусстве город становится не просто фоном и даже местом действия, а живым организмом, со своей меняющейся физиономией, характером, настроением.

Он обретает самостоятельную тему в творчестве художника, о чем говорит исполненная большого чувства серия «Четыре времени суток» (конец 1730-х). 

Позже, в своей знаменитой гравюре «Переулок Джина» (1751) Хогарт показывает самую уродливую и отвратительную гримасу города — повальное пьянство и его последствия, ставшие тогда подлинным бичом и болью английского общества. В 1740-е годы в Лондоне джин стоил едва ли не дешевле чая, по этой причине смертность вдвое превысила рождаемость; на сто жителей города, включая детей и стариков, приходилось по питейному заведению. 

К середине 1740-х годов Хогарт был уже видным деятелем английской культуры, достаточно обеспеченным человеком, но продолжал оставаться поборником справедливости, вскрывал «язвы», поразившие не только «низы», но и «верхи» английского общества. 

История жизни Уильяма Хогарта

В 1744 году под кистью Хогарта рождаются шесть картин новой серии, самого знаменитого его живописного театра – «Модный брак», где художник высмеивает и осуждает уже не дешевых проституток и своден, не ничтожных развратников, а высшие круги английского общества. 

Модный брак. Будуар графини

В те времена беднеющая аристократия Англии стремилась сблизиться с богатыми буржуа, зачастую идя на «модные браки» — «деловые» союзы без любви.

Выдающийся английский писатель, младший современник Хогарта Оливер Голдсмит в своем знаменитом сатирическом произведении «Гражданин мира» так описывает подобную типичную ситуацию: «…

теперь, когда молодая пара намеревается вступить в брак, взаимная склонность и общность вкусов будущих супругов является последним и самым незначительным соображением.

А вот если совпадают их имущественные интересы, тогда, поддавшись взаимному влечению души, они готовы в любой момент заключить договор. Давно заложенные лужайки кавалера без памяти влюбляются в достигшие брачного возраста рощи барышни». Такие союзы приводили, как правило, к печальным последствиям. 

Хогарт впервые создает социальную сатиру, опережая своего современника писателя Филдинга и открывая путь в литературе Уильяму Теккерею и Чарлзу Диккенсу в XIX веке, но в живописи Англии ни при Хогарте, ни позже уже ничего подобного не было. 

Серия «Модный брак» замечательна и живописными достижениями, но лишь ХХ столетие сумело оценить высокие эстетические достоинства работ художника, блестящее мастерство Хогарта-колориста. 

В 1750-е годы в творчестве Хогарта дошел черед до «святая святых» английской политической системы – «Выборов в парламент». Это последняя живописная серия из четырех картин стала своего рода итогом «современных нравственных сюжетов».

Совесть и призвание просветителя-борца не позволили Хогарту обойти молчанием то, что было тогда болью всех передовых людей, о чем писали газеты и сатирические памфлеты.

В правящих кругах страны царили подкупы, политика низводилась до уровня мелкой распродажи, и кампания по выборам в парламент, которым так гордилась Англия, была лишь банальной дракой за выгодные места.

И хотя Хогарт был добропорядочным гражданином, сыном своего класса и не собирался ниспровергать существующую в Англии систему, он видел и переживал зло, мешавшее процветанию его родины. Он ополчился на него со всей силой своего сатирического реализма, предвосхищая будущее искусство великих сатириков испанца Гойи и француза Домье. 

Модный брак. Брачный контракт

Конечно, Хогарту было нелегко жить с таким мироощущением, воплощая его в сугубо своеобразном искусстве. Он был знаменит, но далеко не многими признан и любим, а главное, у него не было учеников и близких последователей.

Художники тех лет и позже, в пору расцвета национальной школы живописи предпочитали изображать утонченный быт аристократов, занятия буржуа и фермеров.

Портреты великосветских дам, кавалеров и подражавших им нуворишей оставались любимым жанром в английском обществе. 

Отдал ему дань и Хогарт. Собственно говоря, он начал свою карьеру живописца с небольших заказных портретов, появившихся еще в конце 1720-х годов. Но уже в первых своих полотнах, например, «Бракосочетании С.Бэкингема и М.Кокс» (1729) Хогарт решительно порывает с господствовавшей традицией парадных портретов.

Читайте также:  «сцены из жизни святителя николая», фра беато анджелико — описание картины

Он пишет свои модели чаще в кругу семьи, в интимной обстановке — в интерьере или на лоне природы, где персонажи объединены общим действием, разговором, событием, что придает произведению жанровый характер. Такие «разговорные картинки» стали специфическим английским явлением.

Традиции созданного им жанра группового портрета ощущаются и в оригинальном позднем портрете великого английского трагического актера – «Дэвид Гаррик с женой» (1757). 

Среди друзей и почитателей Хогарта актеров было особенно много, ведь он страстно любил театр. В портретной галерее художника увековечены прославленные мастера английской сцены – «Д.Гаррик в роли Ричарда III», «Лавиния Фентон» и другие. 

В конце жизни, достигший вершин профессионального мастерства, мудрый, старый и одинокий художник обращается к образам людей из народа: «Портреты слуг» (1760-е), «Девушка с креветками» (1763). Главное достоинство этих, словно незаконченных, работ в их удивительной жизненности, характерности. Каждый из изображенных самоценен как личность.

И этот подход к человеку, и сам выбор моделей были принципиально новы. По новаторски смелым было живописное решение «Девушки с креветками», намного опережавшее беглой эскизной импрессионистической манерой исполнения, светлыми красками все, что делалось ненавистными Хогарту «черными мастерами» его времени, которые подражали старинным полотнам.

Эта работа стала подлинным шедевром художника. 

THE FISHING PARTY — УИЛЬЯМ ХОГАРТ

Ломавшим традиционные устои было все творчество мастера, включая его первый в Англии теоретический труд по эстетике – «Анализ красоты» (1752). В последние годы жизни Хогарт все больше чувствовал себя одиноким среди современных молодых художников, особенно ему досаждал становившийся необычайно модным Джошуа Рейнолдс, будущий президент Королевской академии художеств. 

Эпитафию Хогарту написал Гаррик: «…Если гений воспламеняет твою душу, остановись, прохожий, если природа трогает тебя, урони слезу; если же ничего не волнует тебя, уходи, ибо благородный прах Хогарта покоится здесь».

Он создал своего рода энциклопедию английской жизни своей эпохи, заложил особенности национального живописного языка и вошел в историю мирового искусства как «отец английской живописи», проторив дорогу мастерам Англии второй половины XVIII столетия. 

В 1721 году Хогарт сделал гравюры «Пузыри южных морей» и «Лоте-рея» — вещи сенсационные. Как раз накануне разорилась и разорила огромное количество вкладчиков «Компания южных морей», среди учредителей которой были коронованные особы. Что касается лотерей, то они вошли в это время в моду, и Хогарт был первым, кто заподозрил в них изрядную долю мошенничества. 

Вскоре Хогарт пишет «Маскарады и оперы» (1724), «Допрос Бембриджа» (1729), «Сара Малкольм» (1732). Допрос Бембриджа стал еще одним событием дня.

Специальная парламентская комиссия рассматривала дело о чудовищных злоупотреблениях и жестокости директора тюрьмы для несостоятельных должников, и об этом шумел весь Лондон.

А Сара Малкольм была соучастницей зверского преступления и привлекла к себе такое внимание, что ее скелет был выставлен позже на всеобщее обозрение. 

1742 William Hogarth The Graham Children Huile sur Toile 160,5×181 cm Londres, National Gallery

Нравом Хогарт обладал неуживчивым, и впервые доставил себе известность (но не славу) пародиями на придворного живописца Уильяма Кента, чьи работы и в самом деле не возвышались над посредственностью и который, что было особенно ненавистно Хогарту, истому англичанину, был выучеником итальянцев. Потом он поссорился с высоко им ценимым, хотя тоже отнюдь не первоклассным художником Джеймсом Торнхиллом и с самим Гарриком. Конфликт с Торнхиллом имел, правда, основание более глубокое. Хогарт потихоньку обвенчался с его молоденькой дочерью. (Позже разгневанный отец простил их).

С Гарриком же Хогарт был какое-то время не в ладах по причине совсем мелкой. Знаменитый актер сделал Хогарту какое-то небольшое замечание по поводу своего портрета. Выслушав друга, Хогарт бросился к мольберту и замазал его лицо черной краской. Гаррик, впрочем, отнесся к этому всего лишь как к глупой выходке. Он никогда не переставал любить Хогарта.

Источник: http://tunnel.ru/post-khogart-uilyam

Хогарт Уильям (1697 — 1764)

Политический и экономический расцвет Англии начинается с 16-го века. В правление королевы Елизаветы Англия уже по праву считается владычицей морей.

Новые морские пути и связанная с ними торговля сформировала в стране сильную буржуазию, и в 17-м веке в Англии произошла буржуазная революция.

В результате государственного переворота 1688 года была установлена буржуазно-конституционная монархия, ограничившая власть короля и провозгласившая верховенство парламента.

Таким образом, завоевания буржуазной революции пришли в Англию на столетие раньше Франции.

Союз буржуазии с дворянством способствовал расцвету английской культуры и эстетических вкусов. Теперь Англия справедливо считается первой страной в области литературы, драматургии и театра.

Английское изобразительное искусство сложилось позже остальных видов искусств, и процесс этот был трудным. Феодальные войны и Реформация тормозили формирование собственной художественной традиции. В протестанской Англии почти не было религиозной живописи. В 17-м веке медленно начинает развиваться портретный жанр, в основном миниатюра.

Расцвет национальной английской живописи начинается с Уильяма Хогарта.

Этот художник помог сблизиться с передовой английской литературой и театром. Хогарт сначала учился у ювелира, затем стал заниматься гравюрой и как гравер сложился быстрее живописца. В гравюрах он изображает современную жизнь и делал предметом сатиры все ее отрицательные стороны: распущенность нравов, продажность суда, разложение армии и т.д.

Хогарт создает целые серии живописных полотен: «История шлюхи», «История распутника», «Модный брак». В этих сериях художник рассказывает о судьбе простых людей.

Каждая из картин в сериях представляет собой как самостоятельное произведение живописи. Многие картины дошли до нас только в виде гравюр, т.к. живописные произведения погибли во время пожара.

Картины Хогарта, достоверные и по сюжету, и в деталях быта, звучали морализаторски-назидательно, как воскресная проповедь.

Хогарт занимался и исторической живописью, религиозными сюжетами.

Хогарт — это жанровые картины и гравюры, в которых он показал социальную жизненную драму несколько прямолинейно, но без всякого иносказания, в доступной, ясной форме.

На протяжении всей жизни Хогарт обращался и к портрету. Это и групповые портреты, и парадные, и портреты близких людей.

Хогарт был единственным художником английского Просвещния и первым живописцем-просветителем в Европе. Его искусство прочно связано с искусством театра, сатирических журналов, с литературой Просвещения. Справедливо считается, что Хогарт стал первым представителем великой живописи в Англии.

Источник: http://cvetamira.ru/hogart-uilyam-1697-1764

Уильям Хогарт (1697 — 1764)

22.07.2008

Публикации

Для своих современников Хогарт был прежде всего автором сатирических гравюр, представлявших собой своеобразную социальную анатомию эпохи и имевших широкое хождение не только на Британских островах, но и повсеместно в Европе. Мало кому тогда было известно, что популярные серии созданы мастером на основе собственных живописных циклов.

Более того, его картины подвергались нападкам со стороны знатоков, так как яркостью и свежестью колорита, необычностью тем и композиций слишком отличались от темных полотен старых мастеров, столь ценимых ими.

Теперь же, с высоты времени, Хогарт предстает первым крупным колористом в истории английской живописи, новатором и реформатором изобразительного искусства, открывателем новых жанров в живописи и графике.

Бракосочетание Стивена Бекингема и Мери Кокс. 1729

Ранние живописные произведения мастера, которые он называл «разговорными картинами», представляют собой групповые портреты, в которых на смену чинному позированию пришел занимательный сюжет, объединяющий персонажей вокруг какого-либо действия: брачная церемония в «Бракосочетании Стивена Бекингема и Мери Кокс» (1729, Нью-Йорк, Музей Метрополитен); прелестное представление, разыгранное детьми перед взрослыми в «Сцене из «Индейского императора, или Завоевания Мексики»» (1732—1735, собрание Галуэй); многочисленное общество в салоне, разбившееся на две группы вокруг чайного и карточного столов в «Семействе Вулстон» (1730, Лестер, Художественная галерея); наконец, групповой портрет известных английских актеров в ролях из знаменитого в то время спектакля «Опера нищего» (1728—1729, Лондон, Галерея Тейт).

Продолжив поиски голландских и французских живописцев (в частности Ватто) в жанре «собеседований», Хогарт превратил групповой портрет в разновидность бытовой сценки, сопровождаемой массой подробностей и предметов повседневной жизни, точно характеризующих персонажей.

В одних картинах больше уюта, в других — чопорности, некоторые окрашены мягким юмором, но в каждой царит особая индивидуальная атмосфера, точно характеризующая изображаемое общество.

Уже здесь Хогарт проявил себя подлинным мастером мизансцены, свободно владеющим позой, мимикой и жестом.

«Опера нищего». 1728—1729

По его собственному признанию, он стремился трактовать сюжеты как драматический писатель и зачастую выстраивал пространственную композицию картины подобно сценической коробке.

Карьера распутника. Он пирует. Ок. 1735

Словно многоактный спектакль разворачивает Хогарт историю отдельно взятой жизни в своих сатирических циклах. В них критический заряд сочетается с назидательностью, юмор и насмешка перерастают в трагедию. «Карьера распутника» (ок.

1735, восемь сцен, Лондон, Музей Соуна), промотавшего наследство, оканчивается в сумасшедшем доме, печально знаменитом «Бедламе»; легкомыслие и беспутство доводит до гибели сочетавшихся браком отпрыска аристократической фамилии и купеческую дочь в серии «Модный брак» (ок. 1743—1744, шесть сцен, Лондон, Национальная галерея).

Изящество чувств и манер, изысканность любовной игры героев в картинах Ватто и французских мастеров рококо уступает место грубости нравов, вульгарности поведения, откровенной развращенности завсегдатаев аристократических салонов.

Вместе с тем ясная выразительность и четкость мысли, яркость образов, заостренность формы в изображении основных персонажей сочетаются у Хогарта с изысканной красотой и свежестью палитры.

Модный брак. Будуар графини. Ок. 1743—1744

Модный брак. Вскоре после свадьбы Ок. 1743—1744

Сатиры Хогарта тесно связаны с идеями эпохи Просвещения, с ее стремлением к торжеству Разума, в том числе через исправление общественной и частной морали. Хогарт считал, что искусство, развлекая, должно развивать ум и душу. В этом его творчество тесно связано с литературой XVIII века, в частности, с наследием Дж. Свифта, Т.Дж. Смолетта, Г. Филдинга и С. Ричардсона.

Автопортрет с собакой. 1745

Силой характера и цельностью натуры отличаются герои станковых портретов Хогарта. Мастер практически не писал заказных вещей в этом жанре. Большинство моделей — близкие ему люди, связанные с ним родственными или дружескими узами. Их изображения полны искреннего чувства, окрашены особой симпатией и уважением художника к модели.

Даже женские и детские характеры у Хогарта — «Миссис Солтер» (1741 или 1744, Лондон, Галерея Тейт), «Дети семьи Грэм» (1742, там же), «Мери Эдвардс» (ок. 1740, Нью-Йорк, Коллекция Фрик) — лишены изнеженности рококо, отличаясь удивительной цельностью натуры, какой-то земной полнокровностью.

Как и в других жанрах искусства, Хогарт и здесь выступил подлинным новатором. Он смело экспериментировал с композицией, с колористическим решением, пробовал разные манеры наложения мазка.

Знаменитый «Автопортрет с собакой» (1745, Лондон, Галерея Тейт) построен им как натюрморт, центральную часть которого занимает овальное изображение художника, расположенное на стопке книг.

На переднем плане, как бы в реальном пространстве композиции, помещены любимый пес Хогарта — Трамп и палитра с нанесенной на нее волнистой линией, названной мастером линией красоты. Позже в трактате «Анализ красоты» (1753) он отвел ей основополагающее место.

Свое изображение в этом портрете Хогарт вылепил крупно, не смягчая некоторой тяжеловесности черт лица, подчеркивая открытость взгляда и волевое начало в характере по контрасту с простотой обыденного домашнего одеяния.

Именно в портретах палитра Хогарта обладает особой чистотой и светоносной силой, его кисть достигает необычайной виртуозности, мазок варьируется от плотно наложенных слоев пигмента, как бы гранящих объемы, до легких ударов жидкой прозрачной краской, передающих живую нежность лиц, мягкость пушистых волос, легкие ткани и кружева.

Особой непосредственности и свежести восприятия модели полны его наброски и незаконченные вещи, такие как «Бал» из цикла «Счастливый брак» (ок. 1745, Лондон, Галерея Тейт) и две знаменитые работы начала 1760-х годов — Портрет слуг и Девушка с креветками (обе — Лондон, Национальная галерея). Девушка, с легкостью, как роскошный головной убор, несущая корзину с креветками, написанная беглым мазком, полна неподдельной радости бытия. Ее улыбающееся лицо словно излучает внутренний свет. Колорит картины, сочетающий коричневатые, золотистые тона с рефлексами розового, что придает изображению живость и ощущение мимолетности впечатления, достигает необычайной красоты.

Девушка с креветками. 1760-е

Закладывая основы национальной школы живописи, Хогарт всю свою творческую жизнь отстаивал в острой полемике право художника отступать от общепризнанных канонов в искусстве.

Татьяна Воронина

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=586

Ссылка на основную публикацию