«святая касильда», франсиско де сурбаран — описание картины

Сурбаран ФрансискоЖивопись, картины и биография

Художественные идеалы Испании 17 века по-другому воплотились в творчестве Франсиско де Сурбарана (Francisco de Zurbaran) (1598–1664), сыгравшего важную роль в развитии испанского реализма.

Он родился в сельской местности, художественное образование получил в Севилье.

Сурбаран писал сцены из монашеской жизни, мучеников, святых, но в рамках религиозных сюжетов убедительно рассказывал о современной жизни Испании, передавал обыденные сцены в строгих размеренных ритмах и композициях, в монументальных формах.

Персонажи Сурбарана наделены душевным благородством, способностью к сильным чувствам. Они исполнены благочестия, но их религиозность не исступленная, как у Эль Греко, глубокий драматизм скрыт за внешней сдержанностью.

Действующие лица обычно написаны с натуры и часто отличаются портретностью.

Выходец из крестьян, Сурбаран сохранил привязанность к земле, к вещам; их изображения он включал в фигурные композиции, которые, однако, не получали у него жанровой окраски, потому что художник видел в обыденном значительное и находил возвышенное в суровой простоте, порядке, ясности.

Мощное ощущение реальной жизни, лаконизм художественного языка и пластическая сила живописи создают в произведениях Сурбарана впечатление торжественной серьезности. Художник остро чувствовал красоту строгого рисунка, простых четких монументальных объемов, построенных большими плоскостями с помощью контрастов светотени.

Ведущую роль в его произведениях играют цветовые пятна, их средствами он передает объем и движение. Плотно положенные краски глубоки, звучны, насыщенны, богаты полутонами и смелыми контрастами, мазок широк и спокоен.

Сурбаран любил голубые, розово-красные, зеленые, оранжевые, лиловые, градации серо-черных, серо-коричневых тонов.

В 1629 году Сурбаран закончил цикл картин из жизни святого Бонавентуры, избрав местом действия современный ему монастырь, верно передав монотонный патриархальный уклад жизни, степенность монахов. Самая значительная картина цикла – «Посещение святого Бонавентуры Фомой Аквинским».

Строгая обстановка кельи ученого-монаха – деревянная мебель, полки, массивные тома книг написаны с предельной убедительностью, благодаря строгой расстановке они рождают чувство размеренного ритма повседневной жизни. Красно-фиолетовые и синие цвета, гармонично объединенные с серебристо-коричневатыми, подчеркивают настроение умиротворенного покоя и важности происходящего.

Свет, падающий из открытой двери, фиксирует взгляд зрителя на главных действующих лицах – жившем в 12 веке Бонавентуре, молодом южанине-испанце с открытым одухотворенным лицом, и вкрадчивом Фоме Аквинском с умными глазами. Художник писал их с современных ему монахов, и потому образы святых, как и сосредоточенные лица окружающих их монахов, портретны.

Моделированные контрастной светотенью крупные объемы фигур размещены в узком пространстве параллельно плоскости картины, усиливая впечатление пластической насыщенности.

Сурбаран писал портреты теологов, писателей, облаченных в одежды из тяжелых тканей, на фоне пейзажа или архитектуры, освещая их потоками верхнего света. Портретируемые обычно представлены в рост, в спокойных позах, как бы рассказывающими о своих деяниях.

Страстные лирические переживания контрастируют в их лицах со сдержанными, но выразительными жестами. Многие образы лишены религиозности.

Героическая «Святая Касильда» (начало 1640-х годов, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), по легенде, дочь мавританского правителя в Толедо, в сущности, исполненная строгой грации гордая знатная дама; она изображена в нарядном платье из дорогих тканей, с корзиной цветов в руках.

Властное смуглое лицо с решительным суровым взглядом заставляет вспомнить о ее подвиге – тайной помощи пленным христианам. Согласно легенде чудо спасает ее от кары отца, приверженца ислама,– хлеб внезапно превращается в роскошные цветы.

Образ Касильды типичен для Испании 15 века: несмотря на домостроевский уклад, росло самосознание женщины, появлялись среди женщин ученые, политики, конкистадоры. Рождались образы, овеянные романтикой.

Звучные, сильные темно-зеленые, палевые и лиловые тона одежды, блеск шелка, жемчуга, воздушность фона безукоризненно переданы художником-колористом.

Благоговейное отношение Сурбарана к предметам каждодневности чувствуется в его натюрмортах, полных сурового лаконизма и вещественной мощи «Натюрморт с четырьмя сосудами» (1632–1634, Мадрид, Прадо); «Натюрморт с апельсинами и лимонами» (1633, Флоренция, бывшее собрание Контини-Бонакосси, в настоящее время – Музей Нортон Саймон, Пасадена, Калифорния).

В Испании уже в начале 17 столетия распространился обычай писать фрукты, цветы и предметы кухонного обихода. Наиболее характерное из того, что было создано в этом жанре, принадлежит Сурбарану. Наделенные пластическим совершенством, плоды и предметы живут в его натюрмортах вне атмосферы повседневного быта.

Строгий порядок, при котором ни один предмет не закрывает другой, монументальная архитектурно-ритмическая композиция, сила изысканного колорита рождают чувство спокойствия и торжественной значительности их бытия. Каждый предмет остро охарактеризован, подчеркнутые светом крепкие формы обладают весомостью.

Вместе с тем в предметах выявлено то, что сближает их друг с другом,– соотношение форм, фактуры, красок, линий, образующих стройное, исполненное согласия целое.

В конце жизни Сурбарана характер его искусства изменился.

В образах появились мягкость, теплота, нежность; в «Отрочестве Марии» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж) запечатлена скромная девочка, рукодельница – воплощение кротости и душевной чистоты.

Вместе с тем во многих произведениях Сурбарана заметно выражение усталости, формы лишены пластичности. Усилились мистические тенденции и идеализация.

Картина Франсиско де Сурбарана Святой Франциск Ассизский. Образ Святого Франциска, стоящего в своей могиле, восходит к апокрифическому тексту XIII века. Посетители крипты в церкви в Ассизи видели, как Святой Франциск спустя долгое время после своей смерти поднялся в могиле.

Сурбаран создал еще более выразительный образ святого, благодаря сильному свету, падающему слева и выхватывающему его темную рясу и экстатическое лицо, оставляя правую часть в глубокой тени.

Этот эффект освещения вдохновлен караваджистским кьяроскуро, но в отличие от типичных для итальянца Караваджо пламенеющих композиций, Сурбаран наделил свою картину суровой религиозностью, более характерной для живописи испанского барокко того времени.

Однако Сурбаран не смог приспособиться к изменениям живописной моды, которую диктовал Бартоломео Мурильо. Не в силах восстановить свою некогда высокую репутацию, Сурбаран умер в нищете 27 августа 1664 года в Мадриде.

История зарубежного искусства →

Источник: http://smallbay.ru/article/art_spain_surbaran.html

Севильская живопись XVII века

18 04 2013      гид       1 комментарий

Франциско Пачеко

Расцвет натюрморта, а вместе с ним и бытового жанра (так называемых «бодегонес» – кухонных сцен), наблюдается в живописи Севильи в первой половине XVII столетия, когда там учился и работал Франсиско Сурбаран.

Севилья – многоязычный город, населенный разноплеменными купцами, матросами, грузчиками, рыбаками; большой торговый порт, который пропускал через себя богатства Востока и Запада.

В Севилье меньше, чем в других городах Испании, ощущался религиозный фанатизм и давление со стороны родовой аристократии.

Читайте также:  Семейный портрет, к. е. маковский, 1882

<\p>

Гуманизм и образование находили тут благодатную почву, в искусстве же, в частности в живописи, преобладали демократические и реалистические тенденции.

Франсиско Сурбаран много писал на религиозную тему, однако в его религиозных сюжетах реалистично изображены современники художника. Его герои благородны, сдержаны и красивы, а натюрморты реалистичны и лаконичны.

Франсиско Сурбаран Христос де ла Крус

Франсиско Сурбаран Видение Алонсо Родригеса

Франсиско Сурбаран Святой Франциск

Франсиско Сурбаран Святая Касильда

Франсиско Сурбаран Детство Девы

Франсиско Сурбаран Пресвятая Богородица с младенцем и юным святым Иоанном Крестителем

Франсиско Сурбаран Дома в Назарете

Натюрморты Сурбарана особенные. Суровая простота и правдивость изображаемого доведены в них до патетического звучания. Словно их освещает и вызывает из темноты один луч света

Франсиско Сурбаран Чаша воды и роза на серебряном блюде

Франсиско Сурбаран Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой

Франсиско Сурбаран Натюрморт с глиняными флягами

Примечательным является и то, что официальным цензором инквизиции в Севилье был не служитель церкви, не знатный чиновник, а живописец, писатель и педагог – Франсиско Пачеко.Он сам являлся глубоко религиозным человеком и академичным художником, основателем испанского натурализма в искусстве

Франсиско Пачеко Сон святого Иосифа

Франсиско Пачеко Страшный Суд

В  мастерской Франческо Пачеко учились и Сурбаран, и будущий зять Пачеко – Диего Веласкес.  Он тоже родился в Севилье. Тут  научился видеть и правдиво изображать красоту реального мира. Со временем, будучи уже первым живописцем мадридского двора, Веласкес ни разу не изменил правде своего искусства.

Диего Веласкес Водонос

Диего Веласкес Трое мужчин за столом

Диего Веласкес Трактирщик

Диего Веласкес Старая кухарка

Колорит и тональное решение севильских «бодегонес» (по-испански “бодегон” – “харчевня”) Веласкеса свидетельствуют о безусловном влиянии Караваджо, от которого мастер со временем освобождается – отходит от искусственного освещения и контрастной светотени, его палитра обогащается и становится все более светлой.

Изучение венецианской живописи открыло для него неисчерпаемые возможности цвета, – именно тончайшими оттенками цвета виртуозно гравирует он форму.

О портретах Веласкеса и Карреньо в истории севильской живописи XVII века речь пойдет в следующей статье о знаменитых портретах Габсбургов…

Источник: http://museumdoma.ru/sewilya-zhiwopis/

Франсиско Сурбаран. (1598–1664)

Большая часть произведений Сурбарана выполнена по заказам испанских монастырей. Хотя художник показывает чудеса, творимые святыми, в этих композициях отсутствует мистицизм, в них нет ничего фантастического. Простодушные ангелы на картинах Сурбарана напоминают молодых испанских крестьян и обыкновенных церковных служек. Именно они и позировали художнику.

Испанский живописец Франсиско Сурбаран родился в семье небогатого торговца в местечке Фуэнте де Кантос (Эстремадура).

В 1614 году отец привез сына в Севилью и определил в мастерскую по раскрашиванию деревянных статуй, которой руководил художник П. де Вильянуэве. В Севилье Сурбаран, посещавший мастерскую живописца Ф. Пачеко, познакомился с Д.

Веласкесом и Эррерой Старшим. Значительное влияние на молодого Сурбарана оказало искусство Караваджо.

Сведений о жизни Сурбарана сохранилось немного. Известно, что он не покидал Испании. В 1617–1618 годах художник жил в Эстремадуре, в небольшом городке Льеренне, а в 1629 году поселился в Севилье.

Именно здесь ему, пока еще никому не известному мастеру, поручили выполнить ряд крупных, хорошо оплачиваемых заказов для нескольких севильских монастырей. Его работы понравились заказчикам, и городской совет попросил Сурбарана остаться в Севилье.

Успеху провинциального живописца завидовали местные мастера, входившие в севильскую корпорацию, они всячески выражали свой протест. Главное место в творческом наследии Сурбарана занимают религиозные композиции, рассказывающие о жизни святых.

Художник очень реалистично рисует картины монастырского быта, верно передает обстановку монастырей, предметы обихода. Персонажи картин Сурбарана, будь то ангелы, святые или простые монахи, написаны с натуры.

Таковы картины, выполненные в 1629 году совместно с Эррерой Старшим для францисканского ордена, посвященные святому Бонавентуре. Четыре из этих композиций созданы Сурбараном («Молитва святого Бонавентуры перед избранием папы», Картинная галерея, Дрезден; «Посещение святого Бонавентуры святым Фомой Аквинским», не сохранилась; «Святой Бонавентура на Лионском соборе», «Погребение святого Бонавентуры», обе — Лувр, Париж).

Сурбаран писал картины и для других монашеских орденов Испании: доминиканцев, мерседариев, картезианцев, иеронимитов («Видение святому Петру Ноласко Небесного Иерусалима», «Видение святому Петру Ноласко распятого апостола Петра», 1628–1630, Прадо, Мадрид; «Мадонна де лас Куэвас», «Святой Бруно и папа Урбан II», «Чудо святого Гуго Гренобльского», начало 1630-х, Музей изящных искусств, Севилья; «Святой Лаврентий», 1636, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Святой Антоний Аббат», 1636, Прадо, Мадрид; «Благовещение», «Рождество», «Поклонение волхвов», 1638–1639, Музей изящных искусств, Гренобль). Все эти произведения, ныне хранящиеся в различных музеях мира, были предназначены для украшения испанских церквей и монастырей.

Ф. Сурбаран. «Святой Франциск Ассизский», около 1650–1660 годов, Музей изящных искусств Каталонии, Барселона

Хотя Сурбаран изображал чудеса как нечто реальное, персонажи его композиций поражают своей жизненной убедительностью.

Так, ангел, явившийся Бонавентуре в композиции «Молитва святого Бонавентуры перед избранием папы», ничуть не похож на бесплотное существо, сошедшее с небес, а, скорее, напоминает сильного и добродушного юношу-крестьянина. Как нечто обыденное трактует мастер и легенду о чуде святого Гуго.

При посещении трапезы монастыря во время поста святой превратил мясо в тарелках монахов в угли. Монахи, собиравшиеся вкусить запретного, в изумлении взирают на накрытый к обеду стол.

В 1634 году Сурбаран приехал в Мадрид для работы во дворце Буэн-Ретиро. Он не только трудился, но и внимательно изучал громадные королевские собрания произведений искусства.

Вернувшись в Севилью, мастер продолжал выполнять заказы монастырей не только в Испании, но и в ее южноамериканских колониях («Чудо с падре Сальмероном», «Искушение святого Иеронима», «Бичевание святого Иеронима», 1638–1645, капелла монастыря, Гваделупа, близ Касереса; «Мастерская в Назарете», 1630-е, Музей искусств, Кливленд; «Святая Касильда», Прадо, Мадрид; «Святая Доротея», 1635–1645; «Святая Инесса», 1635–1645, обе — Музей изящных искусств, Севилья; «Святая Марина», 1635–1645, Национальная галерея, Лондон). К этому времени художник полностью избавился от влияния Караваджо, практически перестав использовать контрасты света и тени. Он стал выстраивать цветовые композиции на соотношениях больших цветовых плоскостей с пятнами красных тонов, что придавало его картинам особую выразительность и силу.

Несмотря на преобладание в композициях Сурбарана повседневного начала, в котором мистическое приобретает черты реального, его образы порой поражают своей духовностью, аскетизмом и строгостью.

Иногда трудно провести грань между изображениями святых, церковнослужителей и конкретных лиц, показанных с портретным сходством. Одетые в светлые рясы, фигуры выглядят суровыми, а лица — замкнутыми, отрешенными от мирской суеты.

Именно таким представлен Франциск Ассизский на одной из лучших картин Сурбарана, восхищавшей его современников («Святой Франциск Ассизский», около 1650–1660, Музей изящных искусств Каталонии, Барселона).

Читайте также:  Давид с головой голиафа, бернардо строцци

Это произведение навеяно легендой из апокрифического текста XIII столетия, рассказывающей о том, как посетители крипты в церкви в Ассизи увидели поднявшегося из могилы давно умершего святого Франциска, знаменитого проповедника и основателя нищенствующего ордена францисканцев.

Сурбарану удалось создать необыкновенно выразительный образ стоящего на своей могиле святого, на лицо и фигуру которого падает свет, идущий слева и четко выделяющий из мрака его рясу и обращенное к небу лицо, выражающее религиозный экстаз. Правая сторона, остающаяся в тени, почти сливается с фоном.

Хотя в этом произведении и ощущается некоторое влияние Караваджо, в нем нет караваджистской яркости, все детали композиции строги и аскетичны, что характерно для испанского барокко.

В 1650-х годах в творчестве Сурбарана начался спад. Он пытался подражать более молодым мастерам, например ставшему необыкновенно популярным в то время Бартоломе Мурильо, но стремление добиться прежней известности не увенчалось успехом. В 1664 году, забытый прежними заказчиками, Франсиско Сурбаран умер в Мадриде в полной нищете.

Источник: http://mirror8.ru.indbooks.in/?p=41796

«Сурбаран. Новый взгляд»/Выставки в Европе/Выставки

название выставки: «Сурбаран. Новый взгляд»
время проведения: 09.06.2015—13.09.2015
место проведения: Музей Тиссена-Борнемисы, Paseo del Prado 8, Мадрид, Испания
сайт выставки: www.museothyssen.org

Комплексная выставка одного из важнейших представителей испанского Золотого века—Франсиско де Сурбарана предлагает уникальную возможность проследить историю развития мастерства художника от его первых работ до самых известных произведений. Экспозиция картин художника размещается в семи залах Музея Тиссена-Борнемисы и свидетельствует о почётном месте Сурбарана в истории мировой живописи.

Франсиско де Сурбаран—блеск и слава испанского барокко

С конца XVIв и до середины XVIIIв в европейском искусстве господствовал стиль барокко, который в первой половине XVIIIв повсеместно эволюционировал в грациозный стиль рококо. Барокко представляет собой одно из главных стилевых направлений в художественной культуре XVIIв, проявившийся в разных видах изобразительного искусства.

Отличительными чертами барокко стали: масштабность в организации пространства интерьера посредством иллюзорных эффектов (увеличение размера помещений с помощью зеркал и высоты—благодаря расписным плафонам); обилие декора с использованием контрастных материалов и фактур; включение шокирующих «реальных» деталей (настоящих зубов и волос) в произведения искусства—обычно, женские статуи.

Как стилевое направление барокко получило наиболее широкое распространение в Италии—родине этого стиля, где он и завершился. К раннему этапу развития барокко исследователи относят возникновение в 80-х годах XVIв Болонской Академии художеств, основанной братьями Карраччи.

Изобразительная стилистика болонского академизма, за опытом которого стояли богатые традиции Возрождения, сыграла исключительно важную роль в становлении творческой концепции живописи барокко: именно в ней зародилась неповторимая эстетика эффектов—«визитная карточка» этого стиля.

Главными характеристиками барочной живописи стали: усложнённые пространственные построения; резкие светотеневые контрасты; склонность к разработке колористических эффектов, когда ясность локального цвета уступает место мерцающим, меняющимся под воздействием светотени золотистым тонам.

При всех своих видовых различиях живопись, скульптура и архитектура барокко в равной степени воссоздают картину сложного мироздания, исполненного борьбы конфликтующих начал, где человек с его страстями часто оказывается во власти иррациональных сил.

Временным стандартом целого столетия стали грандиозные исторические события и потрясения, захватившие многие государства: Тридцатилетняя война и религиозные войны во Франции, английские революции, борьба за независимость Республики Соединённых провинций с Испанией.

Духовный климат Европы определялся идеологией Контрреформации, вызванной к жизни ожесточённой борьбой Римско-католической церкви с угрозой протестантизма. Изобразительное искусство должно было содействовать укреплению престижа католической церкви и убеждать верующих в незыблемости её основополагающих догматов.

Этим объясняется характерное для барочной живописи стремление поражать зрителя эффектом яркой и торжественной зрелищности в изображении церковных «триумфов» и «апофеозов» святых, которыми изобилует художественная традиция XXVIIв.

«Снятие одежд с Христа» Эль Греко. 1577-1579гг.

Сохраняя основные особенности стиля, барокко в каждой европейской стране имеет свои отличительные характеристики. Испанская живопись XVIв ещё покорно следовала нидерландско-итальянскому стилю, преодолеть который смогла в начале XVIIв.

В переходный период от итальянской традиции к национальному искусству одним из наиболее выдающихся художников Испании был Эль Греко (1541-1614гг), основавший толедскую школу живописи. Этот период отмечен появлением первых форм национального искусства с ярко выраженным испанским акцентом.

XVIIв принёс Испании закат её военной славы—это был закономерный результат ослабления политической и экономической мощи страны. Утрата завоёванных территорий и падение престижа государства на международной арене сопровождались массовым обнищанием народа.

Но этот трагический XVIIв, получивший высокий статус «Золотого века», дал непревзойдённые образцы испанской живописи (прежде всего, Веласкеса), которые позволили Пиренейскому полуострову занять достойное место в европейском художественном сообществе.

Испанская живопись представляла главным образом церковное или придворное искусство, особенностью которого было соединение христианских мотивов с тщательной детализацией бытовых сцен, которые обычно включались в композицию религиозных и портретных картин.

«Проповедь Сан Висенте Феррера» Франсиско Рибальта.

Жанровое направление новой национальной живописи формировали заказчики: церковь требовала преимущественно религиозных изображений; двору нужны были главным образом портреты и исторические картины; кроме того. для украшения замков требовались декоративные композиции на сюжеты мифологических аллегорий, которые в XVIв исполнялись итальянскими мастерами.

Роль католической церкви в сложении испанской школы живописи была ведущей, религиозные идеи освящали всё искусство Испании, поэтому идеал национального героя выражался прежде всего в образах святых.

Пристальный интерес к миру обыденной реальности—специфическая особенность испанского барокко XVIIв—побудил художников представлять обывателей в образах персонажей Священного Писания и мифологических героев.

«Битва Геркулеса с гидрой озера Лерны» Франсиско де Сурбаран. 1634г.

Расцвет испанской культуры не совпал с периодом наивысшего политического и экономического могущества Испании и наступил несколько позднее—XVIIв дал миру плеяду таких выдающихся испанских художников, как Франсиско Рибальта, Хусепе де Рибера, Франсиско де Сурбаран и Диего Веласкес.

«Неверие апостола Фомы» Караваджо. 1602г.

Ведущую роль в развитии испанской живописи играли валенсийская, мадридская и севильская школы. Поскольку валенсийская и мадридская школы были подвержены влиянию итальянского и фламандского искусства, национальный стиль живописи раньше всех сформировался именно в Севилье. Во главе севильской школы стоял Геррера эль Виейо (1576-1656гг), первый учитель Веласкеса.

Работы художников валенсийской школы Рибальта и де Риберы, с их характерными густыми, насыщенными тонами, контрастами света и тени, сложными ракурсами, имеют много общего с письмом выдающегося итальянского живописца Караваджо. Объединяет с Караваджо этих художников и интерес к жанровой живописи, первыми образцами которой являются испанские «бодегонес» (от исп.

Читайте также:  Творчество джованни беллини, картины и биография

«трактир, лавка»).

«Бражник» Хусепе де Рибера. 1637г.

Натуралистический испанский стиль эпохи формируется и достигает устойчивости у севильского художника Франсиско де Сурбарана (1598-1662гг), работы которого кардинально отличаются от творчества его современников—Рибальта и де Риверы. Назначение искусства Сурбаран видел в изображении таинств, чудес и монашеских легенд о видениях.

Творчество художника почти полностью посвящено религиозной тематике с её образами возвышенно-строгой жизни в монастырях. В трактовке Сурбарана мистическая концепция религии приобретает вид реальных событий, а легенды преподносятся как исторические события.

Художник добивается правдоподобности с помощью реалистических образов и убедительного воспроизведения окружающей обстановки

«Молитва св. Бонавентуры» Франсиско де Сурбаран. 1629г.

Эффект достоверности и скульптурная выразительность фигур в картине достигаются контрастной светописью при резком боковом освещении фигуры и прекрасно выписанным костюмным мотивом.

Живопись зрелого Сурбарана отличается самобытностью, она свободна от какого-либо влияния, о чём своей характеристикой лиц и ясным блеском освещения свидетельствует его шедевр—полотно «Торжество св.

Фомы Аквинского».

«Торжество св. Фомы Аквинского» Франсиско де Сурбаран. 1631г.

На протяжении своей творческой деятельности Сурбаран создал многочисленные образы канонизированных монахов, блаженных и мучеников, которые можно условно объединить в два цикла—«святые мужи» и «святые девы».

Большой заказ 1626года на серию из 21произведения для доминиканского монастыря в Севилье принёс славу и новые престижные заказы, один из которых—цикл картин о св. Бонавентуре, Сурбаран выполнил совместно с Франсиско Эррерой Старшим в 1629г.

Главные персонажи серии «святые мужи»—монахи—спокойные, благочестивые, представленные обычно в рост в статичной позе, придающей им оттенок незыблемости—это всегда воплощение достоинства национального характера.

«Портрет Брата Сумел Франсиско» Франсиско де Сурбаран. 1633г.

Титул «живописца города Севильи», который в 1630г городские власти присвоили Сурбарану, был не самым высоким в наградном списке художника: за оформление «Зала королевств» в Мадриде (художник написал несколько композиций и батальных сцен) король Филипп IV удостоил живописца титулом придворного художника, пытаясь таким образом удержать его в Мадриде. Но Сурбаран вернулся в Севилью, где продолжал выполнять заказы местных религиозных общин.

«Святая Касильда» Франсиско де Сурбаран. 1640г.

Художественная деятельность юного Сурбарана началась с росписи вырезанных из дерева фигур святых, предназначенных для красочных религиозных процессий «актес сакраменталес», в ходе которых эти манекены в нарядных одеждах носили по улицам и площадям городов.

По всей вероятности, воспоминания об этой старинной испанской традиции художник оживил в своих многочисленных работах с изображением женских фигур. «Святые девы» изображены в полный рост на нейтральном фоне в полном соответствии с иконографией парадных портретов.

Такие картины обычно развешивались на стенах церквей, где они образовывали подобие процессии шествующих в рай праведников.

Высокое мастерство Сурбарана позволило избежать впечатления однообразия: художник ушёл от монотонного повторения, варьируя позы , мимику и жесты своих героинь.

«Натюрморт с четырьмя сосудами» Франсиско де Сурбаран.1650г.

Лаконичность и выразительность пластических средств Сурбарана особенно ярко прослеживаются в нескольких сохранившихся образцах «чистого» натюрморта. Минимализм художника проявляется в предельном сокращении изображаемых элементов. Расставленные вдоль плоскости картины немногочисленные предметы со всей полнотой демонстрируют свои материальные, фактурные и колористические особенности.

Испанцы, что вполне естественно, первыми «экспортировали» европейское искусство в свои американские колонии. Основываемые в Южной Америке монастыри охотно заказывали у Сурбарана картины. Всё это даёт основание утверждать, что Сурбаран не только участвовал в сложении барокко, но и оказал заметное влияние на дальнейшее развитие мирового искусства.

автор: Людмила Велигорская

Источник: http://2queens.ru/Articles/Vystavki-Vystavki-v-Evrope/Surbaran-Novyj-vzglyad.aspx?ID=2740

Сурбаран и его святые мученицы

В мадридском музее Тиссен — Борнемиса открыта выставка (с июня по 13 сентября 2015) «Сурбаран — новый взгляд».

Для меня, эти портреты молодых красивых девушек, одни из любимых в экскпозиции севильского музея Изящных Искусств.

Лица аристократок и глаза ангелов. Это иконы для церкви. Ведь каждая из святых приняла мученическую смерть за веру и почитается церковью. Но в то же время, это лица простых горожанок. Такой стиль — находка Сурбарана. Он заставлял и заставляет остановиться у этих портретов.
Их фигуры в одеждах из дорогих тканей — настоящей натюрморт. Каждый предмет на этих портретах говорящий.

Святая Аполлония отказалась отречься от христианства. Ее пытали, вырвали зубы и сожгли.

Святая Энграсия  родом из португальского города Брага.  Была христианкой во времена римского императора Диоклетиана. Избита до смерти и по одной из версии в голову ей вбили гвоздь (держит гвоздь на картине).

Святая Касильда Толедская. Мусульманка. Помогала христианам, носила еду пленникам. Сама приняла христианство. Дожила до 100 лет. Место захоронения ее мощей стало местом паломничества.

Святая Марина. С посохом, книгой и сумкой. На месте ее мученичества пробился святой источник. Поэтому по-другому ее называют Святая Марина Святого Источника.

Святая Матильда. Немецкая принцесса. Получила статус святой за свою благотворительность и основание монастырей

Святая Доротея, пожалуй, самая земная из сурбарановских святых: лиловое платье из тяжелого шелка и желтая шаль. Очень красива и набожна. Назвала своим женихом Христа. И когда ее вели на казнь в феврале перед ней появился ангел в виде мальчика, который держал корзинку фруктов и цветов. Эти атрибуты святая держит на блюде перед собой. Её считают покровительницей садоводов и цветочниц.

Святая Евлалия особо почитается в Испании. Она покровительница Барселоны. Родилась в городе Мерида во времена Диоклетиана. Она в 12 лет отказалась поклоняться римским богам и открыто заявила о том что она христианка. Её пытали, а потом распяли!

Святая Агнесса. Ее отвели нагую в публичный дом, требуя отказаться от христианства. Но все с кем она встречалась слепли и умирали. Тогда Агнессу как колдунью бросили в костер.

Святая  Варвара.

Красавица и единственная дочь любящего отца. Женихов много. Но никто Варваре не по душе. Отец не стал неволить дочь. Ждал, когда девушка сама решит.

А она выбрала христианство. Гневу отца не было предела. Требовал и просил отказаться от христианства. Морил голодом и плакал. Но девушка стояла на своем: «я христианка». Ее мучили и казнили.

Автор текста и фотографий из севильского музея Изящных Искусств, Синицына Раиса,

источник – http://espanamyhome.com/?p=4719

Источник: http://blog.arthistoryonline.ru/olga-rudenko/surbaran-i-ego-svyatyie-muchenitsyi/

Ссылка на основную публикацию