«ужин в эммаусе», якопо бассано — описание картины

Ужин в Эммаусе. Иконографическое

Год назад я написал пост про то, как изображали сюжет «Не прикасайся ко Мне» художники разных стран и эпох. Сегодня — продолжение пасхальной истории, «Ужин в Эммаусе».

В византийском, вообще средневековом и даже раннеренессансном искусстве этот сюжет встречается крайне редко. Распространяется он в 16 веке, сначала в Италии, а затем и в других странах. Почему так произошло — не берусь судить.

Дорога в ЭммаусВообще, мой пост про ужин, про дорогу надо отдельное сообщение писать, но несколько картинок все-таки выложу.Дуччо, ок. 1308-1311
Лелио д'Орси, ок. 1560-1565. Замечательная картина, ИМХО.

Здесь ученики (Клеопа, и, как считается, Лука) больше похожи на разбойников.
Ларс Галлениус, ок. 1685. Это специально для С. Лозинского, он очень любит ранние финские примитивы.)

16 в.

Марко Марциале, 1506.
Он же, 1507Обратите внимание на столОчень интересный художник Марко Марциале. Надо бы его с Катеной объединить и написать.Винченцо Катена, ок. 1520Тициан, ок. 1535Якопо Бассано, 1630-еОн же, ок. 1538Он же, судя по стилю, 1570-80-е. Хозяин трактира разжирел и обзавелся помощникамиТинторетто, ок. 1542-1543Веронезе, ок. 1560. Помещаю две репродукции, одна больше, другая лучше по цвету. Как видим развитие иконографии идет в направлении многофигурности. Здесь 20 фигур (или даже 23, если Христа с учениками считать два раза, а может и 26)Это все венецианская школа, а вот флорентийская:Якопо Понтормо, 1525Адам Эльсхаймер, кон. 16-нач. 17 в. Отнес к 16 в., т.к. очень сильно еще маньеристское влияние

17 в.

Если в 16-м столетии иконография сюжета очень разнообразна, (как и стиль живописи, даже в пределах одной школы), то в следующем веке господствует Караваджо. Лишь не многим удается создать оригинальные композиции, но даже в них присутствуют следы влияния великого итальянца.

Работы самого Микеланджело Меризи на этот сюжет широко известны, но все равно помещу их:Караваджо, ок. 1601Он же, ок. 1606Неизвестный художник, ок 1614-1620Бартоломео Кавароцци (?), ок. 1620Бернардо Строцци, вт. четв. 17 в. У Строцци есть еще картина — почти зеркальное отображение этойГерман ван Волленховен, раб. 1611-1628.

Хендрик ван Тербрюгген, ок. 1621Неизвестный голландский караваджист 1 пол. 17 в.Диего Веласкес, ок. 1620.У юного Веласкеса есть еще вот такая работа, возможно парная к «Марфе и Марии»:Братья Ленен, 1645Рембрандт, 1628. Выбрал самую раннюю из нескольких работ Рембрандта на этот сюжетДирк ван Сантворт, 1633.

Это уже школа РембрандтаФилипп де Шампань (1602-1674)Он жеРейно Ливьо (1612-1699). Еще один незаслуженно забытый художник. Молодой человек за Христом очень похож на НаполеонаЯн Стен, 1668. Очень оригинальное решение сюжета.

Христос становится невидимым, растворяется в воздухеКак видим, во второй половине 17 века караваджизм теряет монополию, но его влияние на отдельных художников заметно и в следующем столетии.

18 век

Джованни Баттиста Пьяцетта, ок. 1720Франческо де Мура (1696-1784). На этого тоже следует внимание обратитьШарль Куапель, 1749 (Тут — венецианцы)Генри Фюссли, 1792. Ср. с картиной Понтормо

В заключение — работы двух художников конца 19-начала 20 в.

Леон-Огюстен Лермитт (1844-1925)
Гэри Мелчерз (1860-1932). Эта работа мне нравится больше. После середины 19 века нельзя относится к классической живописи слишком серьезно.

ИМХО — тот же карваджизм, но на другом уровне

Источник: https://tito0107.livejournal.com/486318.html

Картина «Ужин в Эммаусе»

Подробное описание картины, предпосылок, религиозной и политической ситуации на момент написания работы.

Несмотря на краткость карьеры Микеланджело да Караваджо, его творчество является поворотным моментом в мировой истории искусства. Созданный мастером стиль еще несколько столетий был популярен и востребован.

Ужин в Эммаусе

Сюжет

«Ужин в Эммаусе» — популярный сюжет в христианском искусстве. В его основе лежит эпизод, о котором говорится в Евангелии от Луки.

После распятия Христа двое из его апостолов пригласили незнакомца, которого только что встретили, разделить с ними ужин. Во время трапезы незнакомец благословил всех и преломил хлеб. В этот момент апостолы поняли, что их гость, на самом деле, — воскресший Иисус. Именно краткий миг этого озарения и изображает Караваджо.

Предпосылки

Для кого художник написал картину — неизвестно, можно лишь утверждать, что она была создана в Риме, в 1602 году, в разгар rонтрреформации.

Этот период характеризовался потребностью церкви передать свои идеи и послания непосредственно верующим, в том числе — с помощью тщательно подобранных работ на религиозную тематику.

Для следования этой  директиве мастера того времени должны были быть максимально реалистичными.

Таким образом, стиль Караваджо был будто специально предназначен для создания произведений искусства на библейские темы, что соответствовало поставленным клерикальной властью задачам.

Освещение

Передаче глубокого драматизма картины служит использование светотени. Как и во многих других работах Караваджо, здесь можно наблюдать преобладание темно-коричневых тонов, в условиях закрытого помещения используется яркий свет, опускающийся вертикально на изображенных людей, создавая тем самым сильный контраст с затемненными участками.

Шулеры

Перспектива и связь с реальностью

В отличие от многих картин того времени, которые базировались на линейной перспективе, Караваджо пытается стереть границы между картиной и зрителем, пространством картины — и реальным пространством.

Создается ощущение, будто автор не хочет, чтобы его персонажи существовали только в пределах холста.

Фигуры на полотне устремлены вперед, по направлению к зрителю, а изображенная за ними стена кажется отодвинутой на несколько метров .

Кажется, что протянутая рука апостола справа изнутри касается холста, на котором написана картина.

Локоть второго выглядит так, будто он и в самом деле преодолел грань между пространством картины и реальностью.

Корзина с фруктами, ненадежно стоящая на краю стола, создает ощущение, что её может опрокинуть малейший толчок. Включенности изображаемого в реальное пространство способствует отсутствие пола на картине.

Для подобных оптический иллюзий в произведениях Караваджо идеально подходила новая религиозная атмосфера в Риме. Так, святой Игнатий Лойола в своих духовных упражнениях призывал верующих при рассматривании христианских произведений задействовать все пять чувств, чтобы не только понять сюжет на полотне, но и попытаться физически представить себя в изображенной сцене.

Тем не менее, для многих реализм мастера зашел слишком далеко.

На картине «Святой Матфей», написанной в 1602 году для церкви Сан-Луиджи, святой изображен босым и сидящим со скрещенными ногами таким образом, что его правая нога кажется выступающей из пространства картины.

Читайте также:  Картина «берёзовая роща», архип иванович куинджи — описание

Работа была отклонена, так как священники сочли изображенную фигуру непристойной. Позже художнику пришлось создать вторую версию, где святой приседает на колено.

Вторая версия Святого Матфея

Критика

Подобно «Святому Матфею», картина «Ужин в Эммаусе» также подверглась критике. Многих смущал деревенских вид апостолов и Христа, который — вопреки канонам — был изображен безбородым.

«Отсутствие приличий» — наиболее распространенная критика в адрес Караваджо. Неприятие у современников вызывало стремление Караваджо показать апостолов в неприукрашенном виде — грязными, оборванными, неопрятными.

Замечания вызывали и изображенные на столе фрукты: виноград, инжир и гранат. Это осенние плоды, в то время как распятие и воскресение Христа произошло весной.

Но выбор именно этих фруктов можно объяснить, если принять во внимание их символическое значение. Гнилое яблоко — символ искушения и грехопадения, виноград символизирует жертву Христа.

Также узнаваемым символом тела Иисуса в христианской символике является хлеб.

Поздняя версия картины

Спустя пять лет Микеланджело создал вторую, менее амбициозную, версию картины.

Источник: https://artrue.ru/style/barocco/caravaggio/kartina-uzhin-v-emmause.html

Новости

  • В Большом собрании изящных искусств ASG имеется произведение «Христос на кресте», автор которого Шарль де Лафосс был очень заметной фигурой в художественной жизни Франции второй половины XVII – начала XVIII веков. Этому способствовали не только одаренность художника и его официальная должность ректора Королевской академии, но и дружба с сильными мира сего: кредитором короля и меценатом Пьером Кроза, Шарлем Лебреном, Жан-Жаком Руссо, Антуаном Ватто и др. Самыми известными учениками Лафосса были баталист Шарль Парросель и его двоюродный племянник Антуан Пэн, со дня рождения которого исполнилось 335 лет.
  • Формальная сфера в изобразительном искусстве – объект научного и творческого интереса художника Рустема Мирхасанова, автора учебника «Живопись с основами цветоведения». Анализ формы произведения – линий, колорита, композиции и т.д. – осуществлен на примере картины крупнейшего флорентийского мастера Микеле Тозини «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» из БСИИ ASG. Подобный подход особенно продуктивен в отношении творчества старых мастеров, где сюжет, в силу его повторяемости, всегда менее интересен авторской манеры его изображения.
  • Помпео Джироламо Батони – итальянский художник, со дня рождения которого исполнилось 310 лет, интересен как родоначальник парадного портрета в стилистике классицизма, а также автор многочисленных аллегорических и мифологических картин. Оригинальный стиль зрелого Батони включал элементы античного искусства, французского рококо, итальянского классицизма, напоминал манеру таких гениев, как Никола Пуссен, Клод Лоррен и особенно Рафаэль. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится работа мастерской Помпео Батони «Портрет курфюрста Карла Теодора Баварского», в котором заметно то же изящество живописи, совершенной по форме и гармоничной по цветовому решению.
  • Освоение морского пространства является важнейшей вехой в истории человечества. Эволюция способов мореплавания, строительство кораблей, маяков – важная часть истории материальной культуры, а воспроизведение моря в различных видах искусства, его интерпретация вызвали к жизни особый жанр литературы и изобразительного искусства – маринистику. В Большом собрании изящных искусств ASG имеется несколько марин, отражающих различие подходов к интерпретации моря у голландских, французских и итальянских художников XVII века – времени становления их как самостоятельного жанра. В их числе произведение Жана-Анри д'Арля, прозванного за подражание мэтру маринистики «Обезьяной Верне».
  • В МИА атрибутирована картина на сюжет передачи Девой Марией Младенца Иисуса Франциску Ассизскому. В Большое собрание изящных искусств ASG произведение поступило как работа ломбардской школы XVII века. В ходе искусствоведческого анализа установлен ее автор – Джованни Баттиста Креспи, итальянский художник, скульптор, гравер и архитектор, более известный по прозвищу Иль Серано, связанному с местом рождения.
  • В июле 2018 года гостем редакции журнала «Мир искусств» стал художник, выпускник Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова, участник множества российских и зарубежных выставочных проектов, преподаватель Рустем МИРХАСАНОВ. Темой беседы стали тайны «творческой кухни» старых мастеров, обеспечивающие высочайший художественный результат минимальными средствами. Сегодня знание технологий старых мастеров необходимо и для понимания замысла художника, и, особенно, при  реставрации картины.
  • В XVII веке путь женщины в изобразительное искусство был непрост: для этого нужно было не только иметь талант, но и родиться в семье художника, что подтверждают судьбы Мариэтты Тинторетто, Лавинии Фонтана, Артемизии Джентилески, мадам Виже-Лебрен и Анжелики Кауфман. Не была исключением и Элизабет-Софи Шерон, со дня рождения которой исполняется 370 лет.
  • Агостино Тасси, со дня рождения которого исполняется 440 лет, отличался такой бурной биографией, что на ее фоне меркнут жизнеописания его знаменитых соотечественников – Караваджо и Себастьяно Риччи. Жестокий, авантюрный, циничный Тасси воспринимается сегодня в первую очередь в связи с историей Артемизии Джентилески. Между тем он был талантливым художником, виртуозом-декоратором дворцов римской знати, доверенным лицом дома Медичи. В Большом собрании изящных искусств ASG имеется произведение художника, подтверждающее его талант пейзажиста и мариниста.
  • В Большом собрании изящных искусств ASG хранится портрет, атрибутированный французскими экспертами как работа Жана де Труа «Портрет дамы с золотой диадемой». Жан де Труа был сыном и учеником художника Антуана де Труа и отцом и первым учителем своего более знаменитого сына – Жана-Франсуа. Авторство произведений младших де Труа не всегда четко разделялось, что делает предположение о том, что портрет из БСИИ принадлежит кисти Жана-Франсуа, более основательным.
  • Ювелирные изделия – продукт одного из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Определяемые культурой повседневности (например, конструктивными особенностями костюма), ювелирные изделия выступали в роли своеобразных знаков, выявляющих вкус, уровень достатка, знатность и социальный статус их владельца. Большое собрание изящных искусств ASG позволяет проследить стилевое развитие этого вида декоративно-прикладного творчества, основываясь на произведениях станковой масляной живописи старых мастеров.
  • Сенокос и именинный обед, скотный двор и зеркальная зала, кавалькада в роще, купание в пруду и варка варенья на террасе – весь уклад усадебной жизни будет не только продемонстрирован во время фестиваля «Тайны усадьбы», но и на два дня станет реальностью для его участников. Фестиваль пройдет на территории усадьбы Скорняково-Архангельское (Липецкая область) 7-8 июля.
  • 6 июня в день рождения А.С. Пушкина на территории Лядского сада прошел V городской книжный фестиваль «Книга-фест-2018». Разнообразную культурно-просветительскую программу мероприятия объединил Лев Толстой, в честь 190-летия которого 2018 год указом Президента РТ Рустама Минниханова объявлен Годом Толстого. На фестивале был представлен научный проект – Путеводитель по историческому центру г. Казани: экскурсионный маршрут «Душа Толстого до сих пор гостит в Казани…», разработанный ученицей 2А класса гимназии №3 Вахитовского района Амалией Хайруллиной.
  • Многие французские художники, чьи работы хранятся в Большом собрании изящных искусств ASG, являются обладателями Большой Римской премии – специальной стипендии, позволявшей в течение трех-пяти лет изучать античное искусство, живя в Риме за счет королевской казны. Премия была вожделенной наградой для каждого студента академии, известно, что Жак-Луи Давид, не выиграв премию три года подряд, подумывал о самоубийстве. История, как обычно, расставила все по своим местам: многие обладатели Большой Римской премии сегодня забыты, а их неудачливые соперники навсегда вошли в историю искусства.
  • В Большом собрании изящных искусств ASG имеется произведение Луи-Жозефа Ватто, племянника Антуана Ватто, «Военный лагерь». Все художники по фамилии Ватто, а их было по меньшей мере еще трое, находятся в тени своего великого родственника, мастера галантных сцен, создателя стиля рококо. Между тем Луи-Жозеф Ватто, со дня смерти которого исполняется 220 лет, заслуживает собственной страницы в истории искусства как художник, педагог-новатор и создатель одного из крупнейших музеев Франции за пределами ее столицы.
  • Французский художник Пьер Дюлен, со дня смерти которого исполнилось 270 лет, является ярким представителем классицистического стиля. Родился в семье архитектора, и ему было предназначено продолжить дело отца. Дюлен настолько быстро осваивал искусство архитектуры, что попутно отец решил отдать его в обучение живописи, чтобы он мог изящнее оформлять проекты фигурами, орнаментами и т.д. Живопись сразу же стала страстью Дюлена, и вопреки воле семьи он становится художником. Творческое наследие Дюлена разнообразно: картины на мифологические и религиозные темы, портреты, картоны для шпалер. Для российских музеев это имя является малоизвестным, тем значимее его произведение «Вертумн и Помона» из Большого собрания изящных искусств ASG.
  • 25 апреля Международный институт антиквариата был приглашен в Центр «Эрмитаж-Казань» на семинар-презентацию «Музей будущего». Основным содержанием его стало представление инновационных музейных технологий. Главный хранитель МИА Елена Власова обсудила с организатором мероприятия Максимом Махмутовым (г. Екатеринбург) проблемы и перспективы сосуществования традиционных и инновационных технологий в музейном пространстве.
  • Ломберный (то есть карточный) стол стал популярен в России при Екатерине II, поскольку еще при Елизавете Петровне играть в другие азартные карточные игры запретили. Ломбер придумали в Европе, Александр Дюма в своем романе «Габриель Ламбер» дает пояснение, что предшественником ломбера был буйот – азартная карточная игра, разновидность популярного в XVII–XVIII вв. брелана, запрещенного при Людовике XIV. Разрешение играть в ломбер на небольшие суммы сделало этот предмет мебели практически обязательным в каждом дворянском доме. В реставрационных мастерских Международного института антиквариата завершена реставрация двух ломберных столов, о которой рассказали Валерий Ильин, Мударис Мутыгуллин и главный хранитель МИА Елена Власова.
  • В XVII-XVIII веках итальянская пейзажная живопись подразделялась на два основных поджанра – «пейзаж с руинами» и «городской пейзаж». Изображению празднеств и толпы, заполняющей величественные площади, а также «живописи руин» отдавали дань многие художники. В Италии, переживавшей в этот период политический и экономический кризис, это воспринималось как своеобразная дань уважения прошлому величию страны. Становится популярным жанр пейзажной живописи, получивший наименование каприччио (от итал. Capriccio – «каприз»). На картинах этого жанра изображались архитектурные фантазии, в основном руины вымышленных античных сооружений. Для оживления пейзажа нередко использовался стаффаж – фигурки людей и животных, не несущие смысловой нагрузки. Дженаро Греко и отец и сын Кодацци, работы которых представлены в Большом собрании изящных искусств ASG, являются яркими представителями обоих поджанров.
  • История шпалер – это эволюция продуктов ковроткачества, создаваемых для утилитарных целей, в предмет символического потребления, а затем – объект коллекционирования элиты. На протяжении нескольких столетий шпалеры подчеркивали богатство и особый общественный вес их обладателей. Дошедшие до сегодняшнего дня шпалеры требуют неустанной заботы и больших средств не только для реставрации, но и простого поддержания сохранности, поэтому появление их на аукционах случается значительно реже, нежели других предметов прикладного искусства.
  • Жана-Батиста Клодо можно было бы отнести к известным провинциальным пейзажистам XVIII века, поскольку большую часть своей жизни он провел в своей родной Лотарингии в Нанси. Однако его аристократическое происхождение, обучение под руководством знаменитого Жана Жирарде и дружба с Верне доказывают самодостаточность художника, не искавшего себе особой популярности. Картины Клодо из БСИИ показывают, что и в общем увлечении «руинной» живописью ему удалось сказать свое слово, не повторяя стиль более знаменитого и предприимчивого современника – Гюбера Робера.
Читайте также:  Утро, клод лоррен, 1666

Источник: http://int-ant.ru/news/news-culture/art_k/fiery-temperament-bassano-paintings/

Ужин в Эммаусе с рыбой на гриле

?gorbutovich (gorbutovich) wrote,
2017-04-13 16:30:00gorbutovich
gorbutovich
2017-04-13 16:30:00Свобода средневекового творчества
Book of hours. Paris, France, 1430-1435. Pierpont Morgan Library. Manuscript. M.359, fol. 094v. SourceВ описании Библиотеки и музея Моргана эта миниатюра значится как «Тайная вечеря (?)».

Если это Тайная вечеря, то картина такая:Две рыбы жарятся на гридироне /gridiron – решетке-гриль. Оно и понятно: на трапезу собрались всё больше рыбаки. На ужине уже началась (? или еще идет) работа по группам: три персоны – оптимальный состав для беседы. Христос преломляет хлеб, разговаривая с парой апостолов, пока третий занят приготовлением пищи.

Но скорее это не Тайная вечеря, а Ужин в Эммаусе: явление Христа двум ученикам на третий день после Распятия. Тогда всё меняется и встает на свои места.Это тема в христианском 
искусстве впервые встречается во французских романских
 церквах XII века. Иногда, в качестве подходящего «типа» 
трактовки таинства Причастия, Ужин в Эммаусе заменяет изображение Тайной Вечери.2.

Book of hours. Paris, France, 1430-1435. Pierpont Morgan Library. Manuscript. M.359, fol. 094v. Artists: Bedford Master and his workshop. Miniature, medallion and margins: painting, on vellum. Language: Latin. Notes: Liturgy: Hours, Seven Penitential Psalms. School: French, IМ‚le-de-France, Paris. Style: Gothic. The Morgan Library & Museum, New York.

Source

Из «Словаря сюжетов и символов в искусстве» Джеймса Холла:

» Ужин в Еммаусе (Лк., 24:28-32).

Следствие Путешествия в
 Еммаус. Два ученика — Клеопа и другой, безымянный, —
 направлялись в Еммаус, селение неподалеку от Иерусалима.
 Их повстречал Христос, присоединившийся, при этом поначалу они его не узнали.

В Еммаусе они пригласили его в дом, говоря: «останься с нами, потому что день уже склонился к
вечеру». «И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал
 с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. 
Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал
 невидим для них».

Это довольно поздняя тема в христианском 
искусстве, она впервые встречается во французских романских
 церквах XII века.

Читайте также:  Музей истории искусств, вена, австрия

Иногда, в качестве подходящего «типа» 
трактовки таинства Причастия, она заменяет собой изображение Тайной Вечери, которым обычно украшались стены монастырских трапезных. Это был излюбленный сюжет венеци
анской школы XVI века — эпохи ее расцвета; здесь он
 становится полностью секуляризированный по своему настро
ению.

В следующем столетии Рембрандт создал несколько
 версий этого сюжета, которые вернули ему его религиозное
 содержание. Главными здесь являются три фигуры, сидящие за 
столом. Христос в центре — в момент преломления хлеба; на 
лицах двух других персонажей выражение изумления при
 узнавании его.

Согласно одной известной традиции, Христос и иногда двое 
учеников одеты как странники, у него за спиной висит шляпа,
 а на полу лежат пилигримский посох и сума. На плаще одного 
из учеников может быть раковина — характерная эмблема
 пилигрима в средние века. Хотя она является особым атрибутом Иакова Старшего, здесь она указывает просто на
странников вообще.

У венецианских художников трактовка этого сюжета расширяется не только за
 счет щедрот стола, но и количества гостей, слуг и других
персонажей — их число может доходить до пятнадцати и даже 
двадцати; центральная фигура едва ли не теряется среди них.

В Нидерландах XVII века получило развитие сопоставление 
«Ужина в Еммаусе» с греческим мифом о Филемоне и
 Бавкиде — похожем рассказе о гостеприимстве, оказанном
четой престарелых супругов богам, которые открылись им в
ходе трапезы.

Этот классический сюжет был известен в нидер
ландском искусстве этого периода; имеется часто приводимое
 доказательство того, что художники, в том числе Рембрандт, 
основывали свои трактовки «Ужина» на этом мифе. Посредством этого своего рода скрещивания сюжет с Филемоном и
 Бавкидой приобрел, особенно в голландской и немецкой живописи, отчетливые христианские обертоны. «

[Джеймс Холл. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Перевод с английского и вступительная статья Александра Майкапара. — М.: «Крон-пресс», 1999. С.571-572.]

Описание библиотеки: Christ, seated between two disciples, breaking bread. Christ: Last Supper (?) — Christ, with crossed nimbus, seated behind draped table with goblet, knife, and plate, breaks bread. He is flanked by two nimbed apostles.

In foreground, a nimbed apostle grills two fish on a gridiron. Scene in medallion in left margin. Margins with ivy-rinceaux, foliate, and vinescroll ornament.

Примечание. Фраза «Свобода средневекового творчества» позаимствована из названия статьи: Олег Воскобойников.

Свобода средневекового искусства // Новое литературное обозрение. 2009. № 99.

Сюжет Тайная вечеря ранее:

Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/176432.html

Описание картины Леона Бакста «Ужин». Ужин картина

ГлавнаяКартиныУжин картина

На картине Бакста «Ужин» изображена жена Александра Бенуа Ася, в девичестве – Анна Кид. Кстати, сам Бакст эту работу предпочитал называть «Дама с апельсинами» или «Дама в ресторане».

На пятой выставке «Мира искусства» в феврале 1903 года вокруг «Ужина» разразился скандал. Даже великий князь Владимир Александрович с супругой укорили художника в скабрезности и неприличной игривости. Чем же эпатировала искушенную публику эта невинная по сюжету картина?

Идеолог передвижников Владимир Стасов раскритиковал «Ужин» Бакста, камня на камне от него не оставив. Он назвал героиню «кошкой в дамском платье», а саму картину – невыносимой вещью.

«…ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея».

Сравнение с Бердслеем вполне уместно, а оценочное суждение Стасова спорно. Леон Бакст действительно написал картину в стиле модерн. И кошачьей грации героине не занимать.

При внешней сдержанности сюжета изображенная женщина действительно завораживающе чувственная и манящая. Да и сама обстановка может вызвать разные трактовки.

Это что же, она изволит в одиночестве в ресторане ужинать? Известно, что за девицы ходят одни в ресторан!

Изысканный головной убор, богатый наряд, небрежно брошенная на спинку стула меховая горжетка – дама явно обеспеченная (и у благочестивого обывателя возникает вопрос, откуда ее обеспеченность).

А самое невыносимое – дерзкий взгляд! Ох и доставалось за него изображенным в одиночестве красивым женщинам. Будь речь о скандальной «Олимпии» Мане, или овеянной легендами «Неизвестной» Крамского, или бросающей вызов парижскому обществу женщине из кафе на картине Репина.

Всем авторам досталось за эти картины, а уж что говорилось о самих героинях!

Помимо упреков в безнравственности Баксту пришлось выслушать много нелицеприятного и по поводу примитивного колорита.

Отставим в сторону вопросы морали, но однозначно опротестуем последнее утверждение.

При минимальном количестве использованных цветов Бакст проявил виртуозное владение колоритом, изобразив удивительно богатые переходы, переливы, оттенки и контрасты. Чего стоят складки скатерти!

Были и положительные отзывы на «Даму с апельсинами». К примеру, критик и философ Василий Розанов пришел в восторг от картины. В героине он увидел стильную, тонкую декадентку «с улыбкой аля-Джоконда». Кстати, любопытный и забавный нюанс. Возможно, свою лепту в скандализацию «Ужина» внесли устроители выставки.

То ли случайно, то ли по чьему-то умыслу рядом с модерновой изящной дамой Бакста оказались «Три бабы» Малявина. Невольное сопоставление зрителями этих образов: крепких крестьянских баб и изящной декадентки – наводило на множество мыслей.

Такие разные! Такие ли разные? Так далеки друг от друга! Полно, да правда ли далеки? Эти рядом расположенные ипостаси женственности не могли не взволновать посетителей выставки, потому разговоры об «Ужине» долго не смолкали.

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/uzhin-kartina.html

Ссылка на основную публикацию