«встреча иконы», константин аполлонович савицкий — описание картины

Савицкий Константин Аполлонович

Художник-реалист. Представитель бытового жанра. В своих картинах изображал жизнь русского простого народа.

Отец Константина Савицкого был военным врачом.

В 1862 году Савицкий приступил к учёбе в Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящего слушателя. С 1864 года – полноправный академист.

Обучаясь в Академии, Савицкий получил порядка 6 наград – малых и больших серебряных медалей. В 1868 году была отмечена картина «Шарманщик» и эскиз «Распятия Христа» в 1869 году.

Большой поощрительной медали были удостоены работы художника «Посещение больного сына» и «Часовой у порохового погреба» (1870).

В 1871 году написал произведение «Каин и Авель», которое необходимо было выполнить по Академической программе, работа удостоилась малой золотой медали.

После окончания Академии художеств Константин Савицкий стал стипендиатом императора Александра II, повышая своё мастерство в Париже.

Вернувшись в 1874 году из Парижа, создал одно из самых известных полотен «Ремонтные работы на железной дороге», в последствии купленное меценатом П.М. Третьяковым.

Во второй половине 70-х вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, постоянно принимая участие в выставках.

творчество Савицкого стало широко известным различным слоям российского общества. Савицкий писал преимущественно многофигурные жанровые картины, безупречные в композиционном отношении; тяготел к пленэрной живописи; создавал также офорты и литографии.

С 1891 по 1897 годы русский художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1895 году получил звание действительного члена Академии художеств, а с 1897 – академик и директор рисовальной школы в Пензе (позднее она была преобразована в училище). Учениками Константина Аполлоновича Савицкого стали в дальнейшем выдающиеся художники: И. С. Горюшкин-Сорокопудов, Г. Н. Горелов, Г. К. Савицкий, К. Ф. Юон.

Известные произведения Савицкого Константина Аполлоновича

Картина «Ремонтные работы на железной дороге» выполнена в 1874 году, находится в Государственной Третьяковской галерее. Пожалуй, картину эту можно сравнить с известным произведением И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Обе эти вещи рассказывают о тяготах того времени.

Большая группа рабочих с огромными тачками движется в разных направлениях. Они везут песок. Композиция спланирована таким образом, что рабочие движутся снизу прямо на зрителя, который видит их колоссальное напряжение. Груда сломанных тачек, не выдержавших тяжести, на переднем плане.

Каждый рабочий перед зрителем отдельно, тут и отчаянный юношу, и богатырски сложенный, но также прилагающий неимоверные усилия рабочий, пожилой рабочий не может вытянуть свою тачку, один из рабочих обессилив повис в лямке.

С обеих сторон преградой возвышаются насыпи железнодорожного полотна.

И только вдали виднеется перелесок, зелёная трава и голубое небо, но выход в ту сторону преграждает резко очерченная фигура десятника с палкой в руке.

Колорит и композиция картины усиливают идейный смысл произведения.

Картина «На войну» выполнена в 1888 году, находится в Русском музее. Савицкий создал множество картин-эпопей, наполненный драматическими событиями и тяготами русского народа. Влияние на выбор жанра Савицкого оказал его друг и наставник И.Н. Крамской. Русский художник создавал произведения, сложные по композиции.

Предшествующим событием к произведению стала русско-турецкая война 1877-1878 годов. Первый вариант картины, оконченный живописцем в 1880 году, на протяжении десяти лет работал над ним художник, дошёл до нас во фрагментах. В последующие восемь лет был выполнен второй вариант картины.

Перед зрителем сцена проводов на войну, трактованных как народное горе. На лицах крестьян безысходность. На полотне солдаты и провожающие их близкие в минуту расставания. Композиция построена так, что в группах изображённых людей нет определённого центра, все они взаимодействуют и дополняют друг друга, создавая целостный сюжет.

  • Ремонтные работы на железной дороге

Источник: http://rus-artist.ru/saviczkij-ka.html

Энциклопедия мировой живописи(очередной 266 выпуск) | Студия И

Выпуск 266. Савицкий Константин Аполлонович(1844-1905).

Типичный представитель движения передвижников, выдающийся мастер жанровой живописи Константин Аполлонович Савицкий был разночинцем по происхождению.

Главным героем всех его произведений был простой народ, который художник-реалист искренне любил и чаяния которого всецело понимал. Именно по-этому.

творчество Константина Савицкого является яркой страницей в истории русского демократического искусства второй половины XIX века.

Константин Савицкий родился 25 мая (6 июня) 1844 года в Таганроге в в дачной местности под названием Франковка или Бароновка (позже — территория металлургического завода),в семье военного врача. После выхода в отставку отец Константина работал врачом в мужской гимназии, в здании которой в то время и проживала его семья. Детские годы Константина прошли в Таганроге. Впоследствии он писал:

«Таганрог, Азовское море, родная моему сердцу Франковка согревают и поддерживают меня, картины родины вдохновляют мое художественное творчество».

Увлечение рисованием проявилось в раннем детстве, чему родители мальчика были очень рады.

Константин с родителями часто бывал на берегу Азовского моря и в Приазовской степи, делая при этом многочисленные зарисовки с натуры.Родители видели несомненный талант сына и не препятствовали его увлечению.

Когда мальчику исполнилось десять лет, он был определен в гимназию, где его любимым уроком также было рисование.

В возрасте пятнадцати лет Савицкого постигло страшное горе- скоропостижно, друг за другом умерли его родители, и мальчика забрал к себе брат отца, живший в Латвии и ставший для Константина опекуном. Обучение мальчик продолжил уже на новом месте в частном пансионате.

В 1862 году после окончания курса пансиона, Савицкий отправился в Санкт-Петербург, где после успешной сдачи вступительных экзаменов поступил в Императорскую Академию художеств в качестве вольноприходящего слушателя.

Однако, вследствие недостаточной подготовленности, Савицкому пришлось оставить учебу, и лишь после двух лет упорной самостоятельной работы, в 1864 году он вновь продолжил обучение в Академии в классе исторической живописи, как полноправный академист.

Его учителями стали известный русский исторический живописец, академик, заслуженный профессор живописи Императорской Академии художеств Алексей Тарасович Марков(1802-1878),замечательный русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля Фёдор Антонович Бруни (1799—1875), и выдающийся русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи Павел Петрович Чистяков (1832—1919.

Большое влияние на развитие таланта юноши и формирование его общественно-эстетических взглядов оказало общение в Петербурге( в том числе и в стенах академии) с выдающимися представителями русской культуры — И. Е. Репиным, И. И. Шишкиным, В. М. Васнецовым, М. М. Антокольским, Стасовым, Н. М. Карамзиным и другими.

Очень скоро Константин выдвинулся в число лучших учеников академии. За время учёбы Савицкий был награждён семью медалями: в 1868 году три малые серебряные за картину «Шарманщик», в 1869 году большая серебряная за эскиз «Распинание Христа», в 1870 большая серебряная и большая поощрительная за картины «Посещение больного сына» и «Часовой у порохового погреба».

В 1871 году за отличное исполнение конкурсной картины «Каин и Авель» на библейский сюжет Савицкий получил малую золотую медаль, после чего был отправлен Академией за границу, где по 1873 год совершенствовал своё мастерство, будучи при этом стипендиатом стипендии Императора Александра II. Савицкий много путешествовал по Европе и, в конце концов, обосновался в Париже.

Уже в академические годы Савицкий был близок к Художественной артели Ивана Николаевича Крамского, а позднее к Товариществу передвижных художественных выставок.

На рубеже 1870-го и 1871 годов в России возникло «Товарищество передвижных художественных выставок». Оно формировалось под влиянием идей народничества. Основной темой творчества передвижников стала жизнь простого народа во всех ее драматических проявлениях.

В 1873 году Константин Аполлонович экспонировал несколько своих работ на Второй передвижной выставке, вызвав тем самым большое недовольство Совета Академии художеств, который в том же году исключил Савицкого из учебного заведения, придравшись к первому подходящему поводу (не сданный в срок из-за женитьбы экзамен).

Фактически Савицкий был отчислен перед самым конкурсом на большую золотую медаль, и это лишило молодого художника предполагаемого академического пенсионерства и поставило в трудное материальное положение.

Тем не менее Савицкий продолжал участвовать в выставках передвижников вплоть до 1903 года.

Лето 1873 года Савицкий вместе с И. Н. Крамским вынужденно (после отчисления из Академии) проводил на станции Козловка-Засека под Тулой, где ему пришёл в голову замысел картины «Ремонтные работы на железной дороге» (1874) — первого и одного из наиболее значительных своих произведений.

Будучи под впечатлением репинских «Бурлаков», написанных за год до этого, Савицкий также стремится в своей работе отразить не отдельный значимый исторический, факт, а целое явление современной ему жизни.

Главный герой его полотна — крестьянство. В картине Савицкому удаётся мастерски передать ритм и напряженность тяжелейшего труда крестьян, ставших рабочими-поденщиками на строительстве железной дороги.

Представленная на III передвижной выставке, эта картина сделала имя автора широко известным и получила положительную оценку в среде художников и в прессе. П. М. Третьяков(1832-1898) приобрел ее для своей галереи. После продажи картины молодой художник смог осуществить свою мечту— познакомиться с сокро­вищами мирового искусства

Поездка во Францию и Германию была для него полезной и плодо­творной. Здесь он встретился с пенсионерами Академии И. Е. Репиным и В. Д. Поленовым, сделал множество рисунков, этюдов и эс­кизов. Во Франции художник много и дотошно изучал опыт французских живописцев, впервые начал писать на пленэре.

Здесь были созданы его картины «Море в Нормандии (Рыбак в беде)»» (1875), и «Путешественники в Оверни» (1876), в которых художник целиком сосредоточился на передаче световоздушной среды.

Летом 1876 года, пробыв за границей около двух лет, Савицкий после трагической гибели жены вернулся на родину и поселился в Динабурге(ныне Даугавпилс, Латвия). Именно там были написаны самые известные картины художника: «Встреча иконы», «На войну» и некоторые другие.

В эти годы художник много рисовал на различные темы. Переведенные в гравюру, эти рисунки воспроизводились в журналах «Всемирная иллюстрация», «Пчела», «Художественный журнал», «Север», «Артист».

Созданные в последующие годы капитальные произведения художника — многофигурные картины «Встреча иконы» (1878) и «Проводы на войну» (1880-88) — явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 г. русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен — судьбы крестьянства. Не случайно Савицкого назовут позднее «Некрасовым в живописи», «печальником горя народного».

Картина «Встреча иконы», законченная художником в 1878 году была представлена на IV передвижной выставке.

Это произведение нашло горячих сторонников и почитателей и одновременно вызвало нападки реакционной печати, усмотревшей в нем вызов церкви.
Эту картину можно рассматривать как своеобразная параллель репинскому «Крестному ходу в Курской губернии» (1880–1883).

В сходных сюжетах оба художника представили большое скопление народа , толпу, умело показав различие характеров и состояний.

Но если Репин стремится показать представителей разных сословий на своей картине, то Савицкий отдаёт предпочтение исключительно образам крестьян, глубоким и типичным

«В картине… сто разных желаний, надежд и ожиданий несутся из этих бедных человеческих грудей вокруг иконы…», — писал В. В. Стасов о своих впечатлениях после знакоства с картиной.

В 1878 году Константин Савицкий стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. В этом же году художник с успехом выставлялся на Всемирной выставке в Париже.

В конце 1870-х годов Савицкий возвратился в Петербург. Наибо­лее значительным его произведе­нием петербургского периода стала большая картина «На войну» (1880—1888), начатая под впечат­лением русско-турецкой войны. Над картиной «Проводы на войну » Савицкий начал работать ещё в 1880 году.

Первый ее вариант художник впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) он стремился к решению новой задачи — созданию живописной эпопеи. В картине передана сцена проводов новобранцев, их прощание с род­ными. С большим мастерством по­казывает художник своих героев, метко характеризуя сущность обра­зов.

Немногочисленные портреты, ис­полненные за время своего творчества Савицким, принадле­жат к типу портретов-картин. В них очевидна задача психологи­ческого исследования, которую ставил перед собой художник. Та­ковы его портреты «С нечистым знается» (1879), «Отец» (1896), «Аннушка» (1880-е годы), «Крюч­ник» (1884).

Читайте также:  Скульптура архаики: коры и куросы, описание

В 1882 году работы художника с успехом экспонировались на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве.
С 1883 по 1889 годы К. А. Савицкий в Санкт-Петербурге преподавал в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица

К.А. Савицкий много выставлялся. Благодаря его картинам «Темные люди» (1882), «Поймали беглого» (1883), «Панихида на кладбище» (1885), «Отправка новобранцев на войну» (1888) и «У мирового судьи», с успехом экспонировавшимся на выставках Товарищества передвижников, творчество Савицкого стало широко известным различным слоям российского общества.

В 1891 году Савицкий переехал в Москву. где наряду с творческой работой занимался преподаванием в Московском училище живописи ваяния и зодчества (МУЖВЗ). С 1894 года руководил в Училище натурным классом.

С 1895 года Константин Аполлонович Савицкий — действительный член Императорской Академии художеств, а в 1897 году «за известность на художественном поприще» К. А. Савицкому было присвоено звание академика живописи.

В 1897 году Савицкий представил на суд зрителей острую по социальной направленности кар­тину «Спор на меже» . В ней художник показал новые черты характера народа, стремящегося к защите своих исконных прав на землю.

Также хочется особо отметить ещё одну работу этого же года создания — «Павшая лошадь («Кормилица ты наша»)» , в которой заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.

Согласно завещанию, оставленному застреленным в 1890 году в Париже польским социалистом Сигизмундом Падлевским, генерал-лейтенантом Н. Д. Селивёрстовым, в собственность городской казны города Пензы перешли 300 тысяч рублей и коллекция собранных генералом книг и картин с условием организации в Пензе художественной школы, которая должна была носить имя наследодателя.

Первым директором вновь построенной Пензенской картинной галереи и рисовальной школы, позже преобразованной в Пензенского художественного училища имени Н. Д.

Селивёрстова, поступивших в ведение Императорском Академии художеств и Министерства Императорского Двора в 1897 году, был назначен академик живописи К. А.

Савицкий, в полной мере раскрывший на этой должности свой талант организатора и педагога.

Савицкий внёс изменения в планировку здания и разработал свою программу обучения, и эта программа оказалась настолько успешной, что лучшие ученики художественной школы зачислялись в Императорскую Академию художеств без вступительных экзаменов.
Его соратниками и учениками в Пензенском художественном училище были И. С. Горюшкин-Сорокопудов, Г. Н. Горелов, Г. К. Савицкий, К. Ф. Юон и другие известные русские художники.

Среди работ последнего периода творчества художника наиболее интересны картины «Павшая лошадь («Кормилица ты наша»)» и «Спор на меже» (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.

Благодаря Савицкому в Пензу были направлены в 1898 году XXVI и в 1901 году XXIX передвижные художественные выставки. К. А. Савицкий возглавлял Училище до момента своей смерти.

Константин Аполлонович Савицкий скончался 31 января (13 февраля) 1905 года в Пензе, и был похоронен на Митрофановском кладбище города.

Именем художника названы Пензенское художественное училище и Пензенская областная картинная галерея, директором которой он являлся. В ней же открыт музей К.А. Савицкого.

Константин Аполлонович Савицкий оставил нам богатое наследство. В своих картинах он ярко запечатлел противоречия и драматические стороны народной жизни, народные типы и характеры России второй половины XIX века, что очень ценно само по себе и значение чего ещё предстоит оценить любителям живописи нашего и последующих поколений…..

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Студия-И, 2017

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»: — Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода:»общероссийский просветительский проект»; — Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа- просветительский проект;

— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа- общероссийский просветительский проект;

— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: просветительский проект .

Источник: http://www.stydiai.ru/gallery/encyclopedia-12/

Художник Константин Аполлонович Савицкий | Картины

Рубрика: картины и живописьОпубликовано 07.10.2018   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 4 мин   ·   Просмотры:

Ремонтные работы на железной дороге

Художник Константин Аполлонович Савицкий – выдающийся русский живописец, академик живописи, педагог и первый директор пензенского художественного училища.

Биография Константина Савицкого

Константин Аполлонович Савицкий

Константин Аполлонович родился в 1844 года в городе Таганроге (в дачном местечке Франковка), в семье военного врача.

Детство и юность будущего художника прошли в Таганроге. Много лет спустя Константин Аполлонович писал:

Таганрог, Азовское море, родная моему сердцу Франковка согревают и поддерживают меня, картины родины вдохновляют мое художественное творчество.

Рисовать мальчик начал рано. Семья выезжала на берег моря или в Приазовские степи, и маленький Костя с увлечением делал зарисовки с натуры. Да и в Таганрогской классической мужской гимназии его любимым уроком было рисование.

Когда Константин перешел в пятый класс гимназии в его семье случилась страшная трагедия: один за одним, неожиданно, умерли родители. Подростка забрал к себе дядя, который жил в Латвии. Так Константин оказался в частном пансионе при Лифляндской дворянской гимназии.

В 1862 году, после окончания гимназии, Константин Савицкий прибыл в Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств, в класс исторической живописи. Его учителями стали А.Т Марков, Ф.А. Бруни, П.П. Чистяков. 

Очень скоро Константин становится одним из лучших учеников академии, получает (за свои работы) шесть серебряных и одну золотую медаль. 

В 1871 году был отправлен академией за границу, много путешествовал по Европе и, в конце концов, обосновался в Париже.  В 1878 году выставлялся на Всемирной выставке в Париже.

В феврале 1875 года, после трагической гибели жены, вернулся в Россию и поселился в Динабурге. Именно там были созданы самые известные картины художника: «Встреча иконы», «На войну» и некоторые другие. 

С 1878 года – член Товарищества передвижных художественных выставок.

С 1883 по 1889 годы Константин Аполлонович Савицкий живет в Петербурге, преподает в Центральном техническом училище технического рисования.

На войну

В 1894 году художник переезжает в Москву и становится преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

В 1894 году Савицкому присваивают звание действительного члена Императорской Академии живописи, а в 1897 – академика.

В 1890 году в Париже был застрелен польским националистом генерал-лейтенант Селиверстов, который завещал городской казне города Пензы 300 тысяч рублей и коллекцию картин, с условием организации в городе художественной школы, которая должна носить имя наследодателя.

На деньги Селиверстова в Пензе была построена художественная галерея и художественное училище.

В 1898 году Константин Аполлонович Савицкий был назначен первым директором художественной школы и картинной галереи.

Савицкий разработал свою программу обучения и эта программа оказалась настолько успешной, что лучшие ученики художественной школы зачислялись в Императорскую Академию художеств без вступительных экзаменов.

Мечты

Умер Константин Аполлонович в январе 1905 года, на посту директора своей любимой школы.

И прежде чем пригласить вас в картинную галерею я просто обязан вспомнить ещё одного Савицкого – сына художника, который пойдет по стопам отца и станет Академиком художеств СССР.

О творчестве Георгия Константиновича Савицкого я обязательно расскажу на страницах этого сайта.

Картины Константина Аполлоновича Савицкого

Тёмные люди

Охотники

Встреча иконы

Больная лошадь

У мирового судьи

Панихида в 9-й день на кладбище

Беглый

Христова милостыня

Крутой спуск

На стрелке

Охотник

В ожидании приговора суда

Инок

Крестьянка с корзинкой в лесу

Отец

Плачущий солдат

Не сошлись характером

Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-konstantin-savickij-mechty-sbyvayutsya.html

Творчество Константина Аполлоновича Савицкого

Творчество Константина Аполлоновича Савицкого сыграло важную роль в развитии передового русского реалистического демократического искусства. Близкий друг Репина, Крамского, Поленова, Шишкина он был одним из самых активных и последовательных членов Товарищества передвижных художественных выставок.

Савицкий родился в 1844 году в городе Таганроге, в семье врача. С ранних лет проявилось у него необыкновенное стремление к рисунку и живописи.

В 1862 году он поступает в Академию художеств и уже в студенческих работах зарекомендовывает себя талантливым художником, остро воспринимающим современную ему действительность. Савицкий тесно сближается с прогрессивными,  настроенными художниками.

Сознание своего гражданского долга, стремление к демократическому искусству, близкому и понятному народу, становятся определяющими в развитии всего его творческого пути.

Показанная на III передвижной выставке в 1874 году первая картина Константина Аполлоновича Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» привлекла к себе внимание актуальностью темы, неприкрашенным, социально-заостренным показом действительности.

В этом произведении Савицкий первый в русском искусстве наглядно показал бесправие рабочих, их рабский и жестокий труд. Художник запечатлел типические образы людей, измученных непосильной работой, постоянными жизненными невзгодами, но полных внутренней жизни и человеческого достоинства.

Рабочим, которым горячо сочувствует автор, противопоставлены тупые и жестокие эксплуататоры. Картина, купленная с выставки Третьяковым, принесла Савицкому признание и широкую известность.

Художник был принят в Товарищество передвижных художественных выставок; средства, полученные за картину, дали ему возможность совершить поездку за границу и познакомиться с лучшими образцами мирового классического искусства. Однако он пробыл за границей недолго.

Новые течения западноевропейской живописи не отвечали народно-демократическим настроениям художника. Возвратившись на родину, Савицкий с увлечением отдается творческой работе, находит важные и интересные темы. До конца жизни он остается последовательным реалистом, всегда прогрессивным в освещении вопросов современности.

Одно из лучших полотен художника Константина Аполлоновича Савицкого — «Встреча иконы» (1878)

В этой, казалось бы, несложной по содержанию сцене встречи крестьянами иконы художник сумел широко показать типическую жизнь русской деревни. Сатирическим образам попа и дьячка, сопровождающих икону, противопоставлены положительные образы крестьян.

По мнению Стасова, жизненность содержания, глубокая характеристика типов и образов в картине «делают ее одним из самых значительных и важных созданий новой русской школы».

Картина отличается и высокими живописными достоинствами: хорошо передано настроение осеннего пасмурного дня, воздушность среды; мягкая приглушенная красочная гамма объединяет все произведение.

Широтой показа народного характера отличается картина Константина Аполлоновича Савицкого «На войну!»

Это произведение — плод многолетнего труда художника (1880- 1887). Бытовая сцена прощания солдат со своими близкими на станции железной дороги, перерастает здесь в волнующую народную драму. Все в картине полно движения, жизни, напряжения: здесь и ухарская пляска, и прощальные объятия, и горький плач, и крик отчаяния.

Привлекает глубиной и искренностью чувств, сцена прощания пожилого солдата со своей семьей; полна глубокого драматизма группа в центре, где женщина в отчаянии простирает руки к уводимому мужу.

Только фигура рослого мужественного крестьянина, облокотившегося на телегу, не участвует в общем движении; он словно задумался над смыслом происходящих событий.

Образ глубоко задумавшегося человека, как символ пробуждающегося народного сознания, характерен для многих картин Савицкого. Особенно полон внутреннего напряжения, силы, воли образ бурлака в картине «Крючник». Это человек, полный собственного достоинства, готовый к борьбе, уверенно смотрящий в будущее.

Революционные настроения были очень близки Константину Аполлоновичу Савицкого

Неслучайно, он еще в студенческие годы слыл «неблагонадежным».

«Бунтарский» дух художника проявляется и в таких работах как «Поймали» (1883), заставляющей зрителя задуматься над судьбой героя и его семьи, и еще более в картине «Спор на меже» (1897), показывающей столкновение крестьян с помещиками.

Последнее произведение явилось непосредственным откликом художника на крестьянские волнения, распространившиеся в России в эти годы. Революционными настроениями проникнута и картина «В ожидании приговора суда» (1895).

Савицкий был большим мастером тематической картины. Знание современной ему жизни, постоянные жизненные наблюдения помогали ему создавать глубоко содержательные произведения, запечатлевать правдивые художественные образы. Он много работал с натуры, находя в окружающей среде выразительные характеры и типажи для своих будущих композиций.

Всесторонне показывая крестьянскую жизнь, художник вскрывал многие ее теневые стороны. Какой остроты, например, полна характеристика образа старухи в картине «С нечистым знается».

Только художник, близко знавший жизнь деревенской глуши со всеми ее безрадостными подробностями, мог с такой огромной силой обличения воспроизвести темный мир крестьянской знахарки.

Читайте также:  Терраса на берегу моря, с. ф. щедрин, 1828

Произведения Константина Аполлоновича Савицкого разнообразны и по содержанию, и по характеристике образов

Так, обращают на себя внимание ранние работы художника, явившиеся следствием заграничных поездок; например, картины, посвященные жизни рыбаков в Нормандии. Интересна также выразительностью характеров и типов картина «Путешественники в Оверни» (1876), в которой, жизненно-наблюдено переданы фигуры путешествующих иностранцев, и мастерски показан горный пейзаж.

Человек большой культуры, богато одаренный Савицкий занимался не только живописью, но и графикой: офортом, литографией, акварелью. Им создано большое число иллюстраций к произведениям Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Крылова.

Много сил отдал Савицкий преподавательской работе сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а потом в Пензенском художественном училище, где был директором и преподавателем. Умер К. А. Савицкий в 1905 году.

Замечательные произведения художника-реалиста, горячего патриота, в которых нашли свое отражение самые животрепещущие вопросы общественной жизни второй половины XIX века, оказали  благотворное  влияние на развитие дореволюционного и советского искусства.

Смотреть на видео про художника К. А. Савицкого

Источник: https://www.sudba.info/tvorchestvo-konstantina-apollonovicha-savickogo/

Савицкий Константин Аполлонович

Савицкий Константин Аполлонович [25.5 (6.6).1844, Таганрог, — 31.1 (13.2).1905, Пенза], русский живописец. Учился в петербургской АХ (1862—73; действительный член с 1895). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878; см. Передвижники).

Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1891—97) и Пензенском художественном училище (с 1897; был директором). Ученики: Г. Н. Горелов, Г. К. Савицкий, К. Ф. Юон. Для творчества С.

(преимущественно жанровые картины) характерны обличительная направленность, стремление передать сложную психологию народной массы, выразительность народного типажа, мастерство компоновки многофигурных сцен, тяготение к пленэрной живописи («Ремонтные работы на железной дороге», 1874; «Встреча иконы», 1878, — обе в Третьяковской галерее).

В ряде произведений сцены народной жизни приобретают трагедийное звучание («На войну», 1880—88, Русский музей, Ленинград), передают остроту социального конфликта («Спор на меже», 1897, Музей Революции СССР, Москва). Создавал также иллюстрации, офорты и литографии.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии.

Художник Савицкий в Динабурге

Имя художника Константина Аполлоновича Савицкого ныне пребывает в забвении. А зря. Ведь мало того, что он был одним из значительнейших представителей передвижников, определявших художественную жизнь России во второй половине XIX века.

Доказательством заслуг Савицкого является и то, что ныне его картины находятся в Третьяковской галерее и других известнейших музеях. Кстати, один из плодотворнейших периодов его жизни связан с нынешней Латвией, с Динабургом (Даугавпилс).

И это позволяет художнику считаться одним из знаменитейших динабуржцев — пусть даже он родился и не здесь.

Тихой гавани приют

Появление Савицкого в Динабурге состоялось почти 137 лет назад — в феврале 1875 года он приехал в сей уездный город. Увы, не обстоятельства счастливого бытия заставили его поменять место жительства. Константин Аполлонович искал убежище, тихую житейскую гавань, где он мог бы справиться со своим горем.

А горе действительно было невыносимым: незадолго до этого в Париже его горячо любимая жена покончила жизнь самоубийством. Поводом к ужасному поступку послужила ревность.

И хотя позже выяснилось, что вызвана она была трагической ошибкой, утешением скорбящим родственникам и самому Константину Аполлоновичу это, естественно, не послужило.

Бежать, бежать… прочь от блестящих салонов и столичных проспектов, где все напоминало о безвременно ушедшей любимой. Чтобы хоть как-то справиться со своим горем, Савицкий решил уединиться в тихой провинции. На Динабург его выбор пал совершенно случайно — здесь, будучи замужем за офицером Сазановичем, проживала его сестра. Художник решил перебраться поближе к ней.

В Динабурге Савицкий прожил более четырех лет, и эти годы ничуть не были для него тягостны — как и любой выдающийся творческий человек, он нашел забвение в искусстве. Ну а новое место жительства стало для Константина Аполлоновича одним из источников вдохновения.

В письме своему другу и коллеге художнику-передвижнику В. Максимову от 25 февраля 1877 года Савицкий написал буквально следующее: «Я в качестве отшельника нахожусь в одном из прекрасных захолустий Отечества нашего — Динабурге».

Что ж, звучит куда как поэтично…

Из писем родным и коллегам известно и место жительства Константина Савицкого в Динабурге. Это улица Жандармская, дом Козлова (по обычаям того времени указывался не номер дома, а фамилия владельца). Ныне его уж не найти — все перепахано безжалостным плугом времени…

Апогей творчества

По мнению критиков, именно годы, проведенные в динабуржском «прекрасном захолустье», стали для Савицкого самыми золотыми, поскольку именно здесь он сотворил лучшие свои картины — иные из которых стали настоящими шедеврами. К сожалению, некоторые из них не дожили до наших дней: например, полотна «Пастух», «Подолянка».

Увы, вопреки мысли классика, далеко не всегда шедевры человеческого гения не подвластны времени и бедствиям. Однако большинство полотен сохранилось, и ныне мы можем созерцать их подлинники, хотя оригинал выдающейся картины «Пожар в деревне» (или просто «Погорельцы») уже и не увидим. История ее создания напрямую отсылает нас к динабургским реалиям.

В письме к другу, великому Крамскому, Савицкий сообщает: «Одно время Динабург горел чуть ли не каждый день. Пожары переполошили и нас так, что уже с месяц времени вещи собраны в узлах, чтобы на несчастный случай быть наготове. Эти пожары пустили много несчастных по миру. Я написал с них «Погорельцев». Сохранилась одна лишь фотография этой картины.

(Хотя, кто знает, может, она и сейчас жива, осев безвестно в какой-нибудь частной коллекции.)

«Встреча иконы».

Важнейшая вещь Савицкого, написанная в Динабурге — «Встреча иконы». Замысел ее был подсказан художнику курьезным фактом его собственной биографии. Ради заработка он взялся написать несколько икон для одной из динабуржских церквей, но результат его трудов был отвергнут суровыми батюшками.

Подробности приводятся в письме В. Максимова к дочери: «Тетушка из Динабурга рассказала, как Савицкий взялся писать образа и писал портреты хорошеньких женщин, своих родственниц, да так похоже, что никто не хотел молиться на их изображения.

Кончилось тем, что отдали другому мастеру переписать образа».

Жаль все-таки, что «иконы», созданные Савицким, не сохранились — ибо все, что вышло из-под руки гения, имеет право на жизнь. Обескураженный своим провалом как иконописца, Константин Аполлонович подошел к теме с другой стороны, написав «Встречу иконы». Картина рождалась в канун русско-турецкой войны 1877-78 гг., которую Россия вела за освобождение братьев-славян на Балканах.

В одном из боев сложил голову муж сестры, Сазанович. Художник остался едва ли не единственным попечителем вдовы и двух малолетних детей, по-прежнему живших в Динабурге. Поэтому, стесненный в средствах Савицкий был очень рад, когда его картину за солидную сумму приобрел сам Павел Михайлович Третьяков, друг и покровитель художников земли российской.

Ныне «Встреча иконы» заслуженно пребывает в Третьяковской галерее.

Однако прежде, чем украсить анфилады Третьяковки, «Встреча иконы» демонстрировалась на восьмой передвижнической выставке с такими общепризнанными шедеврами, как «Протодьякон» И. Репина, «Рожь» И. Шишкина. По поводу творения Савицкого знаменитый критик того времени В.

Стасов писал: «Господин Савицкий нежданно-негаданно привез на передвижную выставку картину, хотя и небольшую, но превосходную, хотя и грязно и серо написанную, но полную такого содержания, таких типов и такой правды, которые делают ее одним из самых значительных и важных созданий станковой русской школы».

Здесь же, в Динабурге, Константин Аполлонович сотворил другое свое важное произведение — «На войну».

«На войну».

Сюжет ее, как нетрудно догадаться, был навеян событиями продолжавшегося русско-турецкого противостояния. Как и в случае со «Встречей иконы», прототипами изображенных на ней персонажей послужили простые динабуржцы. Всего, кстати, Савицкий сделал два варианта этого полотна – причем, во втором из них весьма сокращено количество действующих лиц.

В свое время первый вариант подвергся неуемным нападкам критиков, посчитавших, что из-за обилия фигур теряется смысл картины.

Огорченный Константин Аполлонович, принявший критику слишком близко к сердцу, спрятал первую версию подальше от чужих глаз, а потом и вовсе порезал ее на фрагменты, некоторые из которых сейчас можно отыскать в музеях и частных коллекциях.

Куда более счастливая судьба ожидала второй, окончательный вариант многострадальной картины.

Полотно «На войну» случайно попалось на глаза императору Александру III, и даже этот грубоватый служака, далекий от искусств, остался ею крайне доволен, высоко оценив за «патриотический дух».

Царь повелел приобрести картину для собственной коллекции, и ныне она красуется в Государственном Русском музее.

С благодарностью к Динабургу

Единственное, чего не хватало Савицкому в благодатной атмосфере тихого Динабурга, так это общения с друзьями-художниками, отсутствие художественных выставок, посещая которые, можно ревнивым и наметанным глазом сразу увидеть все достоинства и недостатки новых работ приятелей-соперников.

Впрочем, об отсутствии выставок Константин Аполлонович сожалел не только из профессиональных побуждений. Ему было искренне жаль, что небогатые динабуржцы не имеют возможности насладиться созерцанием прекрасных творений художнической кисти.

В очередном письме Крамскому он сообщает: «Знаете ли Вы, что я задумал? Смертельно хочется мне, прежде чем отослать или отвезти мои новые вещи в Питер, устроить здесь выставку их в пользу бедных горожан и всех тех нищих, которые мне позировали, словом, с целью благотворительной для города Динабурга; мне ужасно улыбается эта затея курьезно посмотреть, как отнесутся и что выйдет из этого». Не приходится сомневаться, что обуянный передвижническим духом Савицкий горячо взялся за исполнение своего намерения. Однако известия о его динабургской выставке до нас так и не дошли.

Но вот миновали четыре с половиной года, и Константин Аполлонович почувствовал себя достаточно исцеленным для того, чтобы вновь, без горечи в сердце, вдохнуть воздух северной столицы.

Он покидал Динабург с чувством благодарности к месту, где на него снизошли покой и вдохновение, где он создал прекраснейшие свои шедевры.

И с тех пор чем бы ни занимался и где бы он ни был (а прожил Савицкий еще немало — двадцать шесть лет), он с неизменным удовольствием и ностальгией вспоминал это место тихого отдохновения.

Ну а нам сейчас остается любоваться его «Встречей иконы» и гадать мысленно: интересно, с кого из горожан был «списан» вон тот коленопреклоненный крестьянин или та миловидная девушка? А священник — наверное, он и в самом деле служил в одной из динабургских церквей? Ведь искусство — это всегда зеркало реальности…

Специально для портала ХРОНОС,
Владимир Веретенников

Далее читайте:

Художники.

Литература:

Левенфиш Е. Г., К. А. Савицкий, Л. — М., 1959.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/savickika.php

Савицкий К.А

Для увеличения — нажмите на изображение

Грандковский Николай. Портрет художника К.А. Савицкого. 1902

 Константин Аполлонович Савицкий родился 25 мая (6 июня) 1844 года в Таганроге в семье военного врача. После выхода в отставку отец будущего художника работал врачом в мужской гимназии, в здании которой в то время и проживала его семья.

Детские годы Константина прошли в Таганроге. В детстве мальчик увлекся рисованием. Константин с родителями часто бывал на берегу Азовского моря и в Приазовской степи, при этом делая многочисленные зарисовки с натуры.

Когда мальчику исполнилось десять лет, он был определен в гимназию, где его любимым уроком также было рисование. 

Читайте также:  Рыбная ловля, перов, 1878

Однако беззаботные детские годы Савицкого закончились, когда он учился в пятом классе гимназии. Неожиданно, друг за другом, умерли родители мальчика. С этого момента жизнь подростка резко изменилась; Константина забрал к себе брат отца, живший в то время в Латвии, который стал его опекуном. Там юноша продолжил свое обучение в частном пансионе.

В 1862 году после окончания курса пансиона, Савицкий едет в Петербург, где поступает в Академию художеств. Однако, вследствие недостаточной подготовленности, художнику пришлось бросить учебу, и, после двух лет упорной самостоятельной работы, в 1864 году он снова продолжает обучение в Академии.

В 1871 году за картину «Каин и Авель» живописец получает малую золотую медаль. Уже в академические годы Савицкий был близок к Художественной артели Ивана Николаевича Крамского, а позднее к Товариществу передвижных художественных выставок.

В 1873 году Константин Аполлонович экспонировал несколько своих работ на Второй передвижной выставке, вызвав тем самым огромное недовольство Совета Академии художеств, который в том же году исключил Савицкого из учебного заведения, придравшись к первому подходящему поводу (не сданный в срок из-за женитьбы экзамен).

Живописец продолжал участвовать в выставках передвижников до 1903 года. В ряды же Товарищества Савицкий вступил в 1878 году.

Лишившись места в Академии, художник начал самостоятельно работать над большим произведением «Ремонтные работы на железной дороге». Картина была показана на Третьей передвижной выставке, проходившей в 1874 году.

Это полотно для своей знаменитой коллекции приобрел П. Третьяков, что позволило Савицкому для совершенствования мастерства уехать в Европу.

Художник продолжил учебу в Париже (1874-76), где написал ряд картин, среди которых «Море в Нормандии» (1875), «Путешественники в Оверни» (1876).

Летом 1876 вернулся в Россию и поселился в Динабурге. Под впечатлением событий русско-турецкой войны 1877-78 годов начал работу над картиной «На войну». Писал ее десять лет. Лучшим произведением художника стала картина «Встреча иконы», написанная в 1878 году.

Более двадцати лет своей жизни Савицкий посвятил педагогической деятельности. В 1880-м поселился в Петербурге и начал преподавать живопись в Училище технического рисования барона Штиглица.

В 1891 году художник переехал в Москву, где позднее стал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1894-97).

В 1897 году реформированная Академия признала его академиком; в тот же год он был назначен директором Пензенского художественного училища, где и преподавал.

Умер Константин Аполлонович Савицкий в Пензе 31 января (13 февраля) 1905 года. Именем художника названы Пензенское художественное училище и Пензенская областная картинная галерея, директором которой он являлся. В ней же открыт музей К.А. Савицкого.

*   *   *

Галерея (34 изображения)

*   *   *

Источник: http://gorenka.org/index.php/savitskij-k-a

Савицкий Константин АполлоновичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Савицкий Константин Аполлонович – замечательный русский живописец бытового жанра. Родился в 1844 году в Таганроге в семье военного врача. Получил художественное образование в Императорской Академии художеств, посещая ее классы первоначально в качестве вольноприходящего слушателя, затем с 1864 года как полноправный академист.

Ремонтные работы на железной дороге, 1874, Третьяковская галерея
Темные люди, 1882, Русский музей, Санкт-Петербург
Отправка новобранцев на войну, 1888, Русский музей

За время обучения был награжден шестью малыми и большими серебряными медалями (за картину «Шарманщик» в 1868 году, за эскиз «Распятие Христа» в 1869 и за другие этюды и работы).

В 1870 году Савицкий получил большую поощрительную медаль за картины «Посещение больного сына» и «Часовой у порохового погреба» и, наконец, малую золотую медаль за исполненную по академической программе картину «Каин и Авель» в 1871 году.

Состоял с 1871 по 1873 год стипендиатом императора Александра II, совершенствовался в Париже.

У мирового судьи, 1889, Пермская картинная галерея
Мечты, Художественный музей, Нижний Новгород
Встреча иконы, 1878, Третьяковская галерея

После возвращения на родину в 1874 Савицкий написал свое первое значительное произведение «Ремонтные работы на железной дороге», эту картину приобрел известный меценат и собиратель произведений русского изобразительного искусства Павел Михайлович Третьяков. В середине 1870-х годов художник вступил в число членов Товарищества передвижных художественных выставок и с тех пор стал их постоянным участником.

Главные произведения Константина Аполлоновича Савицкого, изображающие различные сцены из русского национального быта: «Рыбаки» (1875), «Встреча иконы» (1878), «Темные люди» (1882), «Поймали беглого» (1883), «Спор на меже» (1884), «Панихида на кладбище» (1885), «Отправка новобранцев на войну» (1888) и «У мирового судьи».

Благодаря этим картинам художника, экспонировавшимися на выставках Товарищества передвижников, творчество Савицкого стало широко известным различным слоям российского общества.

Савицкий писал преимущественно многофигурные жанровые картины, безупречные в композиционном отношении; тяготел к пленэрной живописи; создавал также офорты и литографии.

С нечистым знается, 1879, Государственная Третьяковская галерея
Море в Нормандии, 1875 год, Музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

В своих картинах Савицкий ярко запечатлел противоречия и драматические стороны народной жизни, народные типы и характеры. В 1891–1897 годах Савицкий занимался преподавательской деятельностью в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895 году петербургская Академия удостоила художника звания действительного члена Академии художеств.

В 1897 году Константин Аполлонович Савицкий, уже как академик, был назначен директором открывшейся в Пензе рисовальной школы, позже преобразованной в художественное училище. Его соратниками и учениками были И.С. Горюшкин-Сорокопудов, Г.Н. Горелов, Г.К. Савицкий, К.Ф. Юон и другие художники.

Савицкий Константин Аполлонович скончался в 1905 году в Пензе.

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/savizky.html

Савицкий Константин Аполлонович — это… Что такое Савицкий Константин Аполлонович?

  • Савицкий, Константин Аполлонович — Константин Аполлонович Савицкий …   Википедия
  • Савицкий Константин Аполлонович — Константин Аполлонович Савицкий К. А. Савицкий Дата рождения: 6 июня 1844 Место рождения: Таганрог Дата смерти: 13 февраля 1905 …   Википедия
  • Савицкий, Константин Аполлонович — живописец жанрист; род. в Таганроге в 1844 г.; образование получил в Имп. Академии художеств и, посещая ее классы, получил шесть серебряных медалей (малую за картину «Шарманщик» в 1868 г., две такие же за рисунок и за этюд с натуры,… …   Большая биографическая энциклопедия
  • Савицкий Константин Аполлонович — (1844 1905), рус. художник. Для 2 го тома Собр. соч. Л. (1891, Кушнерев) выполнил ряд илл.: «Морская царевна» (карандаш; ГЛМ); к «Тамани» заставка и 2 илл.; к «Фаталисту» заставка и 2 илл. Для юбилейного изд. (Избр. соч. Л. под ред. В.… …   Лермонтовская энциклопедия
  • Савицкий Константин Аполлонович — [25.5 (6.6).1844, Таганрог, ‒ 31.1 (13.2).1905, Пенза], русский живописец. Учился в петербургской АХ (1862‒73; действительный член с 1895). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878; см. Передвижники). Преподавал в Московском… …   Большая советская энциклопедия
  • САВИЦКИЙ Константин Аполлонович — (1844 1905) российский живописец, передвижник. Ярко запечатлел противоречия и драматические стороны народной жизни, народные типы и характеры ( Ремонтные работы на железной дороге , 1874; Встреча иконы , 1878) …   Большой Энциклопедический словарь
  • Савицкий Константин Аполлонович — Савицкий (Константин Аполлонович) живописец жанрист, родился в Таганроге, в 1844 году, образование получил в Императорской Академии Художеств и, посещая ее классы, получил шесть серебряных медалей (малую, за картину Шарманщик , в 1868 году, две… …   Биографический словарь
  • Савицкий Константин Аполлонович — (1844 1905), живописец, член Товарищества передвижников. Ярко запечатлел драматические стороны жизни пореформенной России, народные типы и характеры («Ремонтные работы на железной дороге», 1874; «Встреча иконы», 1878). * * * САВИЦКИЙ Константин… …   Энциклопедический словарь
  • Савицкий Константин Аполлонович — I живописец жанрист, род. в Таганроге, в 1844 г., образование получил в Имп. Академии худ. и, посещая ее классы, получил шесть серебр. медалей (малую за картину Шарманщик в 1868 г., две такие же за рисунок и за этюд с натуры, одну за эскиз… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  • Савицкий Константин Аполлонович (дополнение к статье) — живописец жанрист; ум. в 1905 г …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/2843/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Художник Савицкий Константин Аполлонович. Картины и биография

Свой 170-летний юбилей сегодня отмечает русскийхудожник Савицкий Константин Аполлонович биография которого начинается  июня 1844 года в Таганроге, где он великий живописец и имел счастье родиться.

***

Очень рано остался без родителей, был определен родственниками на попечительство в один из пансионов при дворянской гимназии в  Венденском уезде (местечке Биркенруэ) Лифляндской губернии.

После завершения учебы в пансионе в 1862 году, Савицкий подал документы на класс исторической живописи в Императорскую Академию художеств.

Савицкий Константин Аполлонович, картины которого мы сегодня с вами  и обсудим, проходил обучение у известных на то время профессоров и А. Т. Маркова, Ф. А. Бруни и П. П. Чистякова.

За все время обучения в Академии был отмечен 7 медалями: в 1868 году 3 малые серебряные награды за написание прекрасной картины «Шарманщик», через 1 год — серебряная медаль (т.н.

«большая» медаль) за неординарный эскиз «Распинание Христа», ещё через год — большая серебряная награда и большая медаль поощрения за написание картин «Часовой у порохового погреба» и «Посещение больного сына».

В 1871 году за картина Савицкого Константина Аполлоновича «Каин и Авель» была отмечена малой золотой медалью, после чего живописец был направлен Академией в командировку за границу, где до 1874 года получал именную стипендию от Императора Александра II.

После посещения вдохновляющих художественных академий таких городов, как Дрезден и Дюссельдорф, приехал жить и заниматься гравировкой металла в Париж.

С 1872 года работал экспонентом, а с 1878 года был назначен действительным членом Товарищества передвижных выставок художественных работ. В том же году выставлял свои картины на Всемирной парижской выставке, а в 1882 году — на Всероссийской московской художественно-промышленной выставке.

После трагедии – смерти жены в конце зимы 1875 года, был вынужден вернуться в Россию. После возвращения поселился в Динабурге, где и были написаны несколько самых ценных картин Савицкого Константина Аполлоновича: «Встреча иконы» (работу завершил в 1878 году)

и «На войну» (1880 год).

В промежутке с 1883 по 1889 год художник проживал в Санкт-Петербурге и занимался преподавательской деятельностью в Центральном училище технического рисования имени А. Л. Штиглица.

Потом пошел на повышение и в 1891 году переехал в Москву работать преподавателем в Московское училище зодчества, ваяния и живописи. Начиная с 1894 года — руководитель класса по натуре в училище. А уже с 1895 года был принят действительным членом Императорской Академии художеств.

За огромный вклад в развитие искусств в 1897 году К. А. Савицкому дано звание академика живописи.

Картина «Семейная ссора» —

Исходя из завещания, убитого в 1890 году в столице Франции, генерал-лейтенанта русской армии Н. Д. Селиверстова, в собственность города Пензы были переданы 300 тысяч рублей и большая коллекция ценных книг и картин, которые генерал собирал всю свою жизнь, с условием открытия в Пензе художественной школы, названной в честь оставившего наследство.

Первым директором возникших Пензенского художественного училища и Пензенской картинной галереи, названных в честь Н. Д. Селиверстова, стал академик К. А. Савицкий.

Руководитель учреждений разработал и применил собственную программу обучения, внес коррективы в планировку здания училища и галереи, лучшие выпускники поступали без экзаменов в лучшую на тот момент Императорскую Академию художеств.

На этом наше повествование о биографии художника Савицкого Константина Аполлоновича заканчивается.

Источник: http://vsenichego.ru/?p=5192

Ссылка на основную публикацию