Актриса пелагея стрепетова, репин, 1882

Как Полина Стрепетова приобрела славу Первой провинциальной актрисы в России?

Слухи о рождении «подкидыша» ходили в Нижнем Новгороде самые разные. Одни говорили, что его оставила игравшая один сезон в местном театре, актриса Глазунова, сбежав из города с юным офицером. Другие твердили, что ребенка привезла из Самары одна семейная пара, которой не на что было жить…

Однако очень скоро в доме Стрепетовых девочка приобрела не только заботливых родителей, но и официальное имя — Пелагея Антипьевна Стрепетова, а попросту стала для всех Поленькой. С первых лет своей жизни девочка знала, что живет с неродными родителями. И хотя в этой едва сводившей концы с концами семье ее никто ни в чем не упрекал, Полина росла замкнуто и отчужденно.

Она жила единственной мечтой — выйти на сцену.

Елизавета Ивановна только качала головой, узнав о решении приемной дочери идти в «артистки», иногда произнося: «А о своей внешности ты подумала…» Полина прятала глаза, втягивала в плечи голову.

Внешностью она, действительно, похвастаться не могла. Неказистая фигура, неправильные черты лица. Но желание девушки было столь велико, что, казалось, остановить ее никто и ничто не сможет.

Заботливый родитель Антип Стрепетов попросил жену похлопотать у известного антрепренера из Рыбинска об устройстве Полины в театр. Так в 15 лет Полина вышла на сцену.

К изумлению многих актеров юная Стрепетова удивила всех своим актерским дарованием. Переиграла множество подростков, деревенских старух, светских дам.

В первые 3 года Полина выступила с гастролями в 7 городах, сыграла больше ста ролей.

Ее могучий талант привлекал многих постановщиков. Душевный голос актрисы, выразительный взгляд завораживали публику. Современники актрисы писали о заметных ее ролях в пьесах А.

Островского «Гроза» (Катерина), «Бедная невеста» (Мария Андреевна), «Без вины виноватые» (Кручинина) и А. Писемского «Горькая судьбина» (Лизавета).

Едва Стрепетовой исполнилось 19 лет, как ей предложили место в самарском театре.

Приму провинциального театра не обошел своим вниманием актер Михаил Стрельский. Она ответила взаимностью, хотя знала, что у него есть жена. Избалованный женщинами, Михаил постоянно изменял Полине Стрепетовой. Но она ждала от него ребенка, надеясь, что этим сможет удержать возле себя мужчину, которого любила до безумия. Но молодой ловелас скоро исчез из ее дома, даже не простившись.

Оставшись с дочкой на руках, Стрепетова пытается наладить собственную жизнь. Кто-то из актрис сообщил ей, что в нее тайно влюблен актер Модест Писарев. Образованный, интеллигентный, он сделал Стрепетовой предложение. И она, не раздумывая, согласилась. Полине хочется верить, что Модест ее не обманет.

Стрепетова, как и прежде, много работает, без устали репетируя роль за ролью. Известность о ней докатилась до Москвы и Петербурга. Ей предлагают гастроли в Москве.

Вот что по этому поводу писал брату композитор П. И. Чайковский: «Видел Стрепетову. Громадина ее таланта меня подавила». Все только и говорили в это время о ней.

Ее игра всех поразила, «она лишена позы, все по-бабьи, правдиво и жестко».

В одном из писем Модест писал жене: «Ты для меня все… И женщина, и актриса, и человек. И Бог!» Она ценила Писарева, но, когда узнала о его новом увлечении молодой актрисой, решила уйти от него. В 31 год она решается с двумя детьми, дочерью Машей от Стрельского и сыном Виссарионом от Писарева, перебраться в Петербург.

Руководство Александринского театра предлагает Стрепетовой заключить контракт. После долгих лет работы в провинции она чувствует себя неуверенно в большом коллективе.

Вокруг Полины Антипьевны плетут интриги, сплетни. За ее спиной актеры наперебой пересказывают друг другу ее личную жизнь.

В прошлом такая же, как Стрепетова, провинциалка, ведущая актриса театра Мария Савина явно не желает разделять с «новенькой» свою славу.

Актриса играет уже известные ей роли: Катерину в «Грозе», Лизавету в «Горькой судьбине». Иногда ее занимают в пьесах «Без вины виноватые» или в «Иванове».

Спектакль за спектаклем выпадает из ее репертуара, но Стрепетова понимает, что идти за помощью ей не к кому. А.

Островский, который знал о положении в театре, с возмущением говорил знакомым о том, как относятся к актрисе Стрепетовой, которую называл «великой». Но даже он не мог ее защитить.

10 лет работы в театре показались ей бесконечно долгими. Травля, развязанная Савиной против «провинциалки», привела актрису к частым болезням. Но ей не разрешают ехать на лечение.

Полина Антипьевна составляет письмо на имя директора императорских театров г-на Всеволжского, где просит его вникнуть в проблемы «Александринки».

Но тот, даже не пытаясь разобраться в сути вопроса, издает приказ об увольнении актрисы.

Стрепетова нравственно измучена, но желание играть на сцене у нее осталось. Покинув столь нелюбимый ею казенный театр, она вновь устремляется в провинцию: 9 лет она выступает в разных городах, едет, куда позовут, играет, в чем предлагают.

Когда ее вновь приглашают в Александринский театр, Стрепетова возвращается, надеясь, что ее взрослым детям там будет лучше. Ее дочь Маша, с которой у Стрепетовой были всегда натянутые отношения, мечтала о карьере актрисы.

Но Полина запретила ей даже об этом думать, боясь, что она повторит ее судьбу.

Все жизнь Полина Стрепетова жила очень скромно, откладывая деньги на учебу детей. Маша по ее просьбе избрала профессию учительницы. А любимый сын Виссарион выучился на дипломата, хотел жениться, но Стрепетова не одобрила его выбор. И сын, разорвав отношения с девушкой, выехал на службу в Турцию.

Казалось, что худшего в ее жизни уже не будет. Но в эти годы в Стрепетову страстно влюбился 28-летний студент Александр Погодин. Он собрался жениться на актрисе.

Она знает, что его родственники против этого союза, просит Александра ничего не менять в их отношениях, но он неумолим. И Стрепетова соглашается. Их союз был недолгим.

Когда его направляют на службу в Москву, Стрепетова отказывается ехать с ним, ссылаясь на нездоровье… Могла ли она тогда предположить? Не могла, не знала… Не выдержав расставания с любимой женщиной, Погодин застрелился.

Спустя годы Стрепетова напишет: «Я ведь, наверное, могла его спасти, но не поверила в его любовь». Родственники Погодина видели в ней виновницу случившегося. Кто знает, что чувствовала в этот момент Полина, которая столько раз обманывалась в своей любви.

Из театра ее вновь увольняют, Стрепетова понимает, что она подходит к своему роковому концу. Чтобы за что-то зацепиться в жизни, актриса, вспомнив о давнем приглашении сына погостить у него, распродает вещи, мебель, готовится к отъезду.

Она, будто предчувствуя свой уход, едет проститься с Модестом Писаревым, дочерью…

Сына Виссариона Стрепетова так больше и не увидела. Полина Антипьевна умерла в больнице 4 октября 1903 года в возрасте 53 лет, в день, который всегда считала днем своего рождения.

Следом за матерью ушел из жизни и ее сын. По собственной воле.

«Великую» Стрепетову похоронили в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище. Через 30 лет ее прах перенесли в Некрополь мастеров искусств.

В Москве в Третьяковской галерее есть ее портрет. На нем изображена женщина с полными грусти глазами. Под ним надпись: И. Репин «Портрет трагической актрисы Стрепетовой». В этих словах глубокий смысл художника. Стрепетова на сцене играла драматические роли, и сама ее жизнь стала трагедией…

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/19056/

Театральная история Пелагеи Стрепетовой

Илья Репин. Галерея картин и рисунков художника — Актриса Пелагея Стрепетова. 1882

Русский художник Илья Ефимович Репин

Актриса Пелагея Стрепетова. 1882

Точная дата ее рождения неизвестна. Доподлинно известно, что 4 октября 1850 года мальчишка-подмастерье нижегородского парикмахера Антипа Стрепетова обнаружил на крыльце хозяйского дома какой-то кулек и бесцеремонно пнул его ногой.

Кулек перевернулся, зашевелился и пискнул, подмастерье страшно испугался. На крик мальчишки выскочили хозяева и развернули таинственный кулек: там оказалась совсем крошечная девочка. Подкидыша приняли в семью, окрестили Пелагеей и воспитывали как родную.

Настоящими родителями девочки, по свидетельству проницательных современников, были «ненадолго соединившиеся в тайной страсти» водевильная актриса Глазунова и гвардейский офицер Балакирев.

Кстати, его законный сын, ставший впоследствии знаменитым композитором, был и внешне, и характером очень похож на Пелагею.

Многодетная семья Стрепетовых, все члены которой служили в театре, была очень религиозной. Маленькая Пелагея воспитывалась на молитвах, на страшных сказках няни Ефросиньи и на спектаклях нижегородского театра. Там же играла ее мать, с семи лет детские роли иногда получала и маленькая Пелагея.

В Нижнем в ту пору на сцене господствовали «жестокая мелодрама, дешевая оперетка и водевиль» – купцы, основной контингент зрительного зала, высокой трагедии предпочитали куплеты и канканы. Однако на гастроли в Нижний Новгород во время ярмарок изредка заглядывали и великие мастера.

Маленькая Пелагея видела на сцене американского чернокожего трагика Олдриджа в роли Отелло и выдающуюся русскую трагическую актрису Никулину-Косицкую, которая была первой исполнительницей роли Катерины в «Грозе».

Девочка не имела никаких внешних актерских данных – она была сутула, у нее был с детства искривлен позвоночник, так что иногда ее принимали за горбатенькую, хороши были только лучистые глаза и чистый грудной голос.

Приемные родители были категорически против ее поступления на сцену, не видя в ней никаких перспектив, но вмешались обстоятельства.

Антип Стрепетов тяжело заболел распространенной театральной болезнью (алкоголизмом), мать уже не могла по возрасту рассчитывать на хорошие роли и жалованье, и девочку 14 лет от роду (к ее радости) погнал на сцену в прямом смысле голод.

Мать снабдила ее рекомендательными письмами, и Полина – для сцены она взяла себе это имя – Стрепетова отправилась в Рыбинск в местный театр к антрепренеру Василию Смирнову. Он сжалился и взял ее на амплуа «все, что понадобится» с жалованьем всего 18 рублей в месяц.

Кто бы мог предположить, что некрасивая, «без данных и гардероба» молоденькая актриса через несколько лет будет получать в десятки раз больше, и не в месяц, а за один спектакль! Опыт работы в провинциальном театре закалил Полину Стрепетову.

Антрепренер и по совместительству главный режиссер Смирнов, человек малограмотный, случайно получивший театр, научить ничему не мог. Но он давал Стрепетовой роли, ее учила жизнь, она жадно впитывала опыт и знания коллег.

Она много играла, в основном в водевилях, но иногда ей доставались и драматические роли, которые заставили публику всерьез обратить на нее внимание. Она умела страдать на сцене так заразительно, в ней просыпалась такая неукротимая при слабом здоровье и телосложении энергия, что она захватывала в свой водоворот всех зрителей в зале.

Первой такой ролью, которая оказалась ее визитной карточкой на всю жизнь, стала роль Лизаветы в «Горькой судьбине» Писемского. Пьеса – о свете любви, нечаянно проникшем в сумрачное деревенское житье, о запретной страсти, о запретном материнстве и о страшной каре, последовавшей вслед за ними.

Шквал страстей, который Стрепетова обрушивала на зал, околдовывал и потрясал. В актрисе обнаружился стихийный взрывной темперамент, доселе не виданный на русской сцене. Поражали ее нервные затраты, трудно было представить, что она, так натурально умирая от любви сегодня, сможет восстановить силы для завтрашнего спектакля.

К этому нужно прибавить неимоверное количество премьер провинциального театра – их выпускали каждую неделю, и надо было учить текст. Многие актеры играли под суфлера, а Стрепетова всегда знала текст назубок, много времени отнимали у нее репетиции, другие театральные обязанности, необходимость лично развозить приглашения на спектакль влиятельным лицам города, унижаться перед ними и кокетничать с антрепренером. Последнее было ненавистно Стрепетовой – дипломатом она быть не умела.

Настоящий успех у начинающей актрисы был впереди, а пока она перебиралась из одного провинциального театра в другой, неизменно повышая свой гонорар. В Самаре она получала уже 75 рублей за спектакль. О своих юношеских скитаниях она рассказала в блистательно написанных воспоминаниях «Минувшие дни».

К 20 годам Стрепетова стала известной провинциальной актрисой, она играла разнообразные роли, большей частью опереточного и мелодраматического репертуара, в основном о несчастной любви, и наконец… влюбилась сама.

Ее избранник Михаил Кузьмич Стрельский был героем–любовником на сцене, любимцем дам в жизни, красавцем и, к сожалению, мерзавцем. Он женился на Стрепетовой, уже будучи женатым и не разведенным. Стрепетова все бросила ради любимого – в том числе и театр – и попала в ситуацию, многократно ею обыгранную на сцене.

От Стрельского она родила дочь и маялась с фальшивым мужем до тех пор, пока не застала его, и до этого не раз изменявшего ей, с собственной горничной. Было это в Казани, куда Стрепетова последовала за ним в качестве жены героя–любовника.

Читайте также:  Лот и его дочери, франческо фурини

Но после развода со Стрельским именно в Казани началась ее огромная всероссийская слава. Внезапно театр покинула премьерша, на ее место некого было пригласить, и тогда вспомнили о Стрепетовой.

Казань тогда была крупным культурным центром России. В местном театре, принадлежавшем знаменитому антрепренеру Медведеву, играли выдающиеся артисты: Давыдов, Ленский, Писарев. Здесь начинала и будущая звезда Александрийского театра Мария Гавриловна Савина, ставшая впоследствии главной соперницей Стрепетовой в Петербурге.

Их судьбы поначалу были очень схожи: Савина тоже начинала в провинции, была в Казани подающей большие надежды актрисой, тоже несчастлива в первом браке, тоже беременна (ребенка она не родила, тогда умели ограничивать деторождаемость, провоцируя выкидыш). Но у Савиной был совсем другой характер.

Она была изысканно хорошенькой, дипломатичной, умелым тактиком и стратегом в театральной жизни, была привержена тонкой французской игре, продуманной, выверенной, без «плебейских эмоциональных перехлестов». Стрепетова же была безудержна во всем, прямодушна и беспощадна к себе и партнерам и блистательно умела портить отношения с полезными людьми.

Но успех Стрепетовой в Казани был умопомрачителен! Она сыграла здесь в «Марии Стюарт», «Бедной невесте», «Грозе», «Коварстве и любви», «Горе от ума». Стрепетова совпала с эпохой и была востребована ею.

Отмена крепостного права, появление класса разночинцев, обращение культурной публики к истинной, а не «лубочно стилизованной» народной жизни, появление таких писателей, как Достоевский, Помяловский, Успенский, Чехов, сама жизнь требовали новой актерской манеры, новых страстей и обнаженности чувств.

В 1873 году Стрепетова в первый раз приезжает на гастроли в Москву. Выступает на частной сцене Общедоступного театра и имеет бешеный успех. Дело доходит до того, что зрители из Петербурга специально приезжают в Москву, чтобы посмотреть на «чудо Стрепетовой».

В 1876 году Стрепетова впервые играет на сцене Александринки и покоряет петербургскую сцену. Пора творческого подъема совпадает со счастливым браком.

Она выходит замуж за выпускника школы Малого театра Модеста Писарева, блестящего провинциального артиста и, что не менее важно, образованного и интеллигентного человека. Он имел благотворное воздействие на неукротимый нрав жены, много сделал для упорядочивания ее вкуса и репертуара.

Он был ее партнером и, как бы сейчас сказали, продюсером: ввел ее в круг своих друзей, выдающихся деятелей русской культуры, познакомил с драматургом Островским, литератором Писемским, художниками Репиным и Ярошенко (впоследствии оба писали ее портреты).

От брака с Писаревым у Стрепетовой родился сын, которого назвали Виссарионом в честь Белинского. Они много и триумфально гастролировали с мужем по России, она получала фантастические гонорары, но провинциальный успех Стрепетову уже не удовлетворял, ей захотелось стать официально признанной премьершей в столице.

В 1881 году Стрепетова совершает роковую ошибку – поступает в императорский Александрийский театр. Ей назначают громадное по тем временам жалованье, ее замечательно принимает публика.

Но критика встречает довольно прохладно. Дело в том, что в Александринке уже была своя премьерша – Мария Савина.

Она уже давно перебралась в Петербург, своим изысканным талантом идеально ему соответствовала и не хотела никому уступать лидирующего положения.

Началась отчаянная борьба, в которой Стрепетова была обречена на проигрыш. Собственно, Савиной и не пришлось особенно интриговать против Стрепетовой, та все испортила себе сама. Она всегда говорила то, что думает, и очень скоро нажила себе в Петербурге множество врагов.

Она могла влиятельному антрепренеру в лицо сказать, что он подлец, была раздражительна, беспощадна и часто несправедлива к партнерам. Труппа Александринки ее не приняла, она была другой, чужой. В ее народном (даже простонародном), импровизационном, самоотверженном даровании было что–то враждебное мастеровитому аристократичному ансамблю императорского театра.

Да и кому из партнеров было приятно, что зритель смотрит только на Стрепетову, а не на них? Начались актерские «подставки» в театре (например, во время ее трагической тихой сцены в «Грозе» артисты массовки начинали громко разговаривать и чихать), все более болезненные уколы в прессе.

Трудно было вдохновенно работать во враждебной обстановке, она срывалась во время спектаклей, ей стали изменять вкус и мера. Разладилась личная жизнь – Стрепетова разошлась с Писаревым, он остался ее другом, но жить с ней уже не мог. У нее были трудные отношения с дочерью и сыном, которого она страстно любила и чрезмерно опекала.

Несмотря на блестяще сыгранные ею новые роли, в 1890–м, ее контракт с Александрийским театром не продляют. Это страшный удар для актрисы. Она уезжает в Москву, потом – в провинцию. Но у нее уже нет ни прежних сил, ни, что страшнее, прежнего успеха.

Зато она влюбилась. В третий и последний раз в своей жизни. В 1891 году она выходит замуж за 28–летнего Александра Погодина – внука известного историка. Это вызвало скандал в Петербурге, говорили, что Стрепетова вышла замуж за ровесника своих детей. Это было неправдой.

Погодин был моложе на 13 лет, он безумно любил ее, и она его боготворила. Но отношения их были драматическими, неровными. Он умолял ее бросить сцену, которая в последнее время приносила ей одни несчастья, она не могла решиться на это. Они мечтали уединиться в Крыму, так благотворно действующем на ее здоровье.

По просьбе мужа она строит дом в Ялте. За время работы на сцене она накопила немалые деньги, и 45 000 рублей тратит на эту затею. Но несмотря ни на что она не может бросить театр, не может жить без ролей, без зрителей.

Измучившийся муж, страшно ревновавший ее и к театру, и к поклонникам, практически на ее глазах стреляет в себя из пистолета.

Смерть Погодина окончательно надорвала Стрепетову. Совершенно разбитая, она возвращается в Александринку на роли «характерных старух» с унизительным гонораром, еще играет, но тяжело заболевает – рак желудка – и 4 октября 1903 года умирает в больнице общины сестер милосердия Белого Креста.

Незадолго перед этим актрису навещали друзья, утешали ее, говорили, что она немало послужила русскому театру. Стрепетова тогда сухо и гордо ответила: «Театру Савина служит, а я служила народу».

О гениальной актрисе писал Немирович–Данченко, восхищенным партнером ее по «Горькой судьбине» был Станиславский. Впоследствии они создали театр, в котором главенствовали художественные принципы Стрепетовой.

Они мечтали в новом театре подготовить артистов не к наигранному вдохновению императорских театров, а к новой, «сердечной» манере игры, правде чувств, в которых так сильна была Стрепетова.

К несчастью, она не дожила до расцвета Художественного общедоступного театра и, к счастью, не дожила до смерти сына, который, как бы продолжая трагическую судьбу матери, вскоре после ее похорон покончил жизнь самоубийством из–за несчастной любви.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://mashinavremeni1.ru/blog/43838292248

СТРЕПЕТОВА, ПЕЛАГЕЯ АНТИПЬЕВНА

СТРЕПЕТОВА, ПЕЛАГЕЯ АНТИПЬЕВНА (1850–1903), трагическая актриса второй половины 19 в., создавшая образ простой, страдающей и протестующей женщины России.

Выбранный путь

Родилась 4 (?) октября 1850 в Нижнем Новгороде в семье театрального парикмахера, удочерившей «подкидыша» и давшей ей свою фамилию. Своим днем рождения считала день, когда ее нашли приемные родители. Образования не получила. С 7 лет выходила на сцену нижегородского театра в детских ролях.

Впечатление на эмоциональную девочку произвело выступление гастролирующей в Н.Новгороде московской знаменитости Л.П.Никулиной-Косицкой.

Она стала своего рода эталоном для юной Стрепетовой, которая повзрослев, стала продолжательницей, созданной Никулиной традиции сочувственного, поэтичного изображения русской женщины, мечтающей и любящей, страдающей, а также отстаивающей свою любовь. Ее взросление происходило на самых различных провинциальных подмостках России.

Играть приходилось все, в основном, оперетки и водевили. Если другие начинающие артисты оттачивали на них свое мастерство, Стрепетовой этот жанр не давался, а свой репертуар она обнаружила не сразу. Переломным стал для нее год, когда удалось поступить на самарскую сцену.

Именно в Самаре Стрепетова выступила в ролях, где проявилась ее индивидуальность: Верочка (Ребенок П.Д.Боборыкина), Лиза (Горе от ума А.С.Грибоедова), Дуня (Не в свои сани не садись А.Н.Островского) и, наконец, Лизаветта (Горькая судьбина А.Ф.Писемского).

Рождение темы

С самого начала Стрепетова заявила о себе как актриса одной большой темы. В этом была ее несомненная сила, в этом крылась и слабость ее, как художника. Ее трагические героини жили отчаянием сопротивления, отстаивая свою любовь до конца. Они защищали свое право на большое чувство. Чувство пробуждало их души от спячки, пробуждало их незаурядные силы, преодолевало униженность.

Лучшие роли актрисы

Этапной стала роль Аннеты из Семейных расчетов (Н.И. и Н.Н.Куликовы), также сопровождавшая актрису на протяжении всей творческой жизни. Образ Аннеты давался Стрепетовой в развитии – от жизнерадостного доверчивого полуребенка до сломленной взрослыми расчетами девушки, лишенной детства и дома и обманом выданной замуж.

1871 – год признания таланта Стрепетовой и ее трагического искусства совпал с большими общественными событиями. С этого времени ее роли пронизывает обличительный пафос, что притягивает к ее творчеству интеллигенцию и студенчество.

Всю жизнь Стрепетову преследовал репертуарный голод, связанный с особенностью ее дарования. Отсутствие школы и навыков сценического мастерства заменялись интуитивными прозрениями и находками.

Точно обозначил ее границы Островский, знаток законов сцены: «Как природный талант это явление редкое, феноменальное, но сфера, в которой ее талант может проявляться с особенным блеском, чрезвычайно узка… Болезненная, бедная физическими силами, неправильно сложенная, она из сценических средств имеет только гибкий, послушный голос и дивной выразительности глаза. Она не имела школы, не видала образцов и молодость свою провела в провинции; при ее средствах ей доступны только те роли драматического репертуара, где не требуется ни красоты, ни грации, ни изящных манер, ни величавой представительности. Ее среда – женщины низшего и среднего классов общества; ее пафос – простые сильные страсти; ее торжество – проявление в женщине природных инстинктов – стихийных сил».

Роль Катерины в творчестве Стрепетовой

Одна из самых любимых и важных для нее ролей – Катерина из Грозы Островского. Актриса подчеркивала колоссальный внутренний конфликт Катерины, борьбы в ее душе двух начал: стихийно проснувшейся страсти и догматов поведения.

На протяжении ряда лет роль Катерины в ее исполнении менялась, эволюционировала, в зависимости от общественных настроений и ее состояния. Пора расцвета искусства Стрепетовой пришлась на рубеж 1870–1880-х годов на волне общественного подъема, совпавшего с художественной зрелостью актрисы.

В эти годы роль Катерины в ее исполнении наполнялась особым смыслом. Она бросала открытый вызов силам, погубившим Катерину.

Но уже в 1880-х произошел общественный спад, интерес к революционному народничеству исчерпал себя, и, потерявшая свою почву Стрепетова, все больше акцентировала внимание на болезненной экзальтации героини. На закате ее творчества произошел непоправимый надлом.

«Высшая правда жизни»

В годы расцвета своего творчества с небывалым успехом выступала в Москве, сначала в Общедоступном театре Ф.М.Урусова и С.В.Танеева, затем в Артистическом кружке. Но камерность сцены Артистического кружка сужает возможности актрисы, и она нашла для себя новую сцену – Пушкинский театр А.А.Бренко, где собрались лучшие силы провинции.

Она была по-настоящему народной актрисой. Известный критик А.Кугель, не увлекающийся ее талантом, тем не менее писал: «Никто не был народнее ее. Она вышла из народа и всем своим творчеством в народ стремилась.

И казалось, в ее Катерине или Лизавете открывалась вся высшая правда жизни, то, ради чего стоит жить и выше чего нет и не может быть для русской души…». Поэтому ее сценические творения оказывали мощнейшее воздействие на публику.

Рациональное объяснение искусства актрисы находили только в сравнительных аналогиях. Как сказал писатель А.Плещеев: «играла, как Толстой говорит, как Репин пишет…».

На сцене александринского театра

В 1876 с большим успехом сыграла Лизавету на сцене петербургского Александринского театра в бенефисе актрисы Е.Левкеевой. Но на казенную сцену приглашена была лишь через пять лет.

Она надеялась в стенах императорского театра обрести благоприятные условия для творчества, но она не влилась органично в ансамбль театра.

После 9 лет службы Стрепетовой на сцене Александринского театра, контракт с ней на будущие годы не был продлен.

Из 22 новых ролей, сыгранных ею за тот период, только три соответствовали масштабу ее таланта: Кручинина (Без вины виноватые А.Н.Островского), Степанида (Около денег В.А.Крылова)и Сарра (Иванов А.П.Чехова).

Каждая из этих героинь переживает свою трагедию, крушение любви и надежд. После смерти Островского (1886), защищавшего ее талант, создававшего специально для Стрепетовой роли, творчество актрисы полностью зашло в тупик.

Читайте также:  Музей истории города барселоны, испания

В нем все отчетливее появляются ноты болезненной экзальтации.

Последним большим достижением Стрепетовой стала, уже после ее ухода с казенной сцены, роль Матрены из Власти тьмы Л.Н.Толстого на сцене Театра Литературно-художественного кружка в 1895.

После страшных жизненных потрясений, прежде всего, самоубийства второго мужа, Стрепетова после тяжелой болезни умерла в день, который всегда считала днем своего рождения – 4 октября 1903.

Написала мемуары Минувшие дни, в которых дана подробная картина жизни провинциальных артистов.

Екатерина Юдина

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/STREPETOVA_PELAGEYA_ANTIPEVNA.html

Екатерина Алленова — Илья Репин

В воспоминаниях Далекое близкое, в главе о Владимире Соловьеве Репин рассказывает, как неприятно поразил его визгливый, «детский» смех Соловьева — «будто дурачок какой хохочет». Этот смех до странности не соответствовал возвышенному облику знаменитого философа, с «глазами, как у Христа» и «впечатляющей фигурой».

В манерах и поведении каждого человека можно найти подобные черты, нарушающие общее представление о личности. Однако эти же черты и составляют неповторимость, особость любой индивидуальности. Найти момент равновесия между случайным, сиюминутным, и характерным, типическим — одна из главных задач портретиста.

Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять себя» — позируя, он играет определенную роль. Это ролевое поведение раздваивает образ и облик человека между тем, что он есть и чем он хочет казаться, между лицом и личиной, маской.

В том, как человек теряет и находит себя среди взятых им или навязанных ему социальных, профессиональных и иных масок, — актуальная, общеинтересная проблема на все времена.

А поскольку живопись имеет дело только с образами видимости, то пути и способы, которыми существенное, внутреннее проявляется, просвечивает, проскальзывает во внешнем, — эти пути составляют собственную специальную проблему искусства живописи.

Портрет Дмитрия Ивановича Менделеева в мантии профессора Эдинбургского университета. 1885

Государственная Третьяковская галерея, Москва

В творчестве Репина эта проблема решена с большим мастерством. Модели художника всегда представлены в конкретной, легко прочитываемой жизненной ситуации: как правило, это ситуация «диалога» — со зрителем или с невидимым собеседником.

Глубоко задумался среди шедевров своей галереи Третьяков, скрестив руки на груди, — в полной достоинства позе, однако в движении пальцев его руки присутствует какая- то нервная трепетность, нарушающая общее спокойствие.

Откинулся в кресле, в то же время слегка приподнявшись, прищурясь, точно приготовившись произнести решающий аргумент в споре, сенатор Дельвиг.

Вопросительным взглядом, вздернув бровь и желчно сомкнув губы, смотрит Алексей Писемский.

Актриса Пелагея Антиповна Стрепетова Этюд. 1882

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Репинское «непостоянство» оборачивается поразительным богатством и разнообразием. В каждом конкретном случае Репин демонстрирует способность к модификации живописной манеры, изменению композиционных, колористических, световых эффектов, эмоционального строя портретов.

Портрет Николая Ге выполнен в сумрачных «рембрандтовских» тонах, мелкими, рельефными мазками. Близкий по времени портрет Пелагеи Стрепетовой — размашисто, этюдно. Эта «горячая» эскизная живопись прекрасно соответствует сильному, порывистому, даже экзальтированному характеру знаменитой актрисы.

Репин всякий раз словно заражается личностью портретируемого, подчиняя свою живописную манеру свойствам характера и стилю поведения модели.

Портрет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой. 1879

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет художника Рафаила Сергеевича Левицкого. 1878

Музей Атенеум, Хельсинки

Портрет Елизаветы Николаевны Званцевой. 1889

Музей Атенеум, Хельсинки

Портрет военного инженера Андрея Ивановича Дельвига. 1882

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ощущение условности портретной ситуации, ситуации позирования, «игры на публику», необходимость представить человека не только таким, каков он есть, но и таким, каким он желал бы казаться, — это ощущение оберегает Репина от прямолинейного «физиологизма», к которому он был иногда склонен, в чем и сам признавался: «Мой главный принцип в живописи: материя как таковая. Мне нет дела до красок, мазков и виртуозности кисти, я всегда преследовал суть: тело так тело».

Этот «материализм», однако, часто не позволял художнику добиться того, что великолепно получалось, например, у его ученика Валентина Серова, — легкости изящества, грации. В репинском лексиконе эти категории отсутствуют.

Осенний букет. Портрет Веры Ильиничны Репиной, дочери художника. 1892

Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Стрекоза». Портрет Веры Репиной, дочери художника. 1884

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет писателя Алексея Феофилактовича Писемского. 1880

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Мы уже упоминали, что Репин не пожелал написать для Третьякова красивую девушку. И во время путешествия по Испании Стасов часто напоминал Репину, что здесь-то он должен обязательно написать красавицу. Наконец нашлась дама, показавшаяся им «чуть не идеалом красоты», и Стасов устроил портретные сеансы.

И тут — «куда, куда девалась ее красота?! Это была самая простая, самая обыкновенная и очень молчаливая дама… Этюд вышел очень заурядный, неинтересный», — вспоминал Репин. Чем же объясняет художник свою неудачу? Просто-напросто тем, что дама позировала очень старательно и добросовестно, и ему от этого стало скучно. «…

Часто, то есть почти всегда, когда позируют очень безукоризненно, терпеливо, портрет выходит скучный, безжизненный, и, наоборот, при нетерпеливом сидении получаются удачные сюрпризы. Так, например, у меня с П.М.

Третьякова, который сидел с необычайным старанием, портрет вышел плохой, а Писемский, вскакивавший каждые пять минут для отдыха, помог мне. Его портрет имел большой успех».

О своей картине Осенний букет — портрете дочери Веры — Репин, излагая его живописную программу, писал Татьяне Львовне Толстой: «Теперь начал писать с Веры; посреди сада, с большим букетом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких изящных; в берете, с выражением чувства жизни, юности и неги». По живописи, по красоте и благородству колорита — это одна из самых удачных репинских работ.

Девочка Ада. 1882

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Александра Владимировича Жиркевича. 1891

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет художника Николая Владимировича Ремизова (Реми). 1917

Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург

Автопортрет. 1887

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1883

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Софьи Михайловны Драгомировой. 1889

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет баронессы Варвары Ивановны Икскуль фон Гильденбандт. 1889

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет художника Василия Дмитриевича Поленова. 1877

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Но «выражение чувства жизни, юности и неги» совершенно не удалось Репину — правильнее было бы сказать, что лицо модели вообще лишено всякого выражения.

Следует заметить, что аналогичная художественная программа была в полной мере осуществлена несколькими годами раньше в знаменитой Девочке с персиками Серова, где не только модель, но и сама живопись картины наполнена ощущением свежести, юной радости и полноты жизни.

Источник: https://profilib.org/chtenie/43821/ekaterina-allenova-ilya-repin-4.php

Актриса: Стрепетова, Полина Антипьевна | Натуральная красота

Поли́на (Пелаге́я) Анти́пьевна Стре́петова — известная российская театральная актриса.

Мемориальная доска на доме 10 по ул. Пушкинской в Санкт-Петербурге.

Биография

Родители Стрепетовой и точная дата рождения Полины неизвестны, её ребёнком подкинули на крыльцо дома нижегородского театрального парикмахера Антипа Стрепетова. В его семье она и была воспитана. Детство провела в Нижнем Новгороде.

С приёмными родителями девочке определённо повезло. Антип Григорьевич Стрепетов был человеком, что называется, редкой души, разве что увлекался водкой, которая в конце концов и свела его в могилу.

Приёмная мать Елизавета Ивановна слыла даровитой актрисой, обладательницей неплохого сопрано, и одновременно дамой высоких моральных качеств. Вместе со своими сёстрами и братьями служила в крепостном театре Д. Д. Шепелева (её отец, Иван Кочетов, был управляющим его выксунского имения). Пела в опере.

Так что в семье культивировали любовь к сцене, но бдительно ограждали детей от закулисной грязи. Но Полина уже в детстве решила, что станет актрисой.

Стрепетова впервые вышла на театральную сцену в 1865 году в Рыбинске. Она не получила театрального образования, но многое восприняла от товарищей по сцене: ученицы М. С. Щепкина — А. И. Шуберт, своего мужа — видного актёра М. И. Писарева и других.

Среди ранних ролей Полины Стрепетовой: Верочка («Ребёнок» Боборыкина), Софья («Перемелется — мука будет» Самарина, 1866). В первые годы пребывания на сцене Стрепетовой приходилось играть в драме, комедии, водевиле, оперетте («Фауст наизнанку», «Фру-Фру», «Прекрасная Елена» и др.).

Горячая любовь к народу, дух активного протеста против угнетения делали искусство Стрепетовой близким устремлениям революционно-демократической интеллигенции. Стрепетова первая в русском театре раскрыла духовную силу русской женщины.[источник не указан 1125 дней]

В Саратовском театре она встретилась с будущим мужем — актёром Михаилом Стрельским, и эта встреча стала роковым поворотом судьбы. Избалованный красавец не ограничивал себя в любовных связях и кроме того имел законную супругу, проживавшую за границей.

Терпеть и молчать Стрепетова не умела, а потому нервные срывы и бурные ссоры становились всеобщим достоянием.

Но Полина вынуждена была переезжать из города в город в качестве незаконной жены Стрельского, поскольку уже ждала ребёнка и на собственный ангажемент рассчитывать не могла.

Талант Стрепетовой как трагедийной актрисы проявился в период работы её в Казани (1871). Здесь она с огромным успехом играла свои лучшие роли — Лизавета («Горькая судьбина» Писемского), Катерина («Гроза» Островского), Марья Андреевна («Бедная невеста» Островского), Аннета («Семейные расчёты» Куликова).

В 1876 году Полина Стрепетова впервые выступила на сцене Александринского театра. С 1881 по 1890 в Александринском театре Полина сыграла свыше 30 ролей. Её талант ценили И. С. Тургенев, В. И. Немирович-Данченко, П. И. Чайковский. Портреты Стрепетовой писали И. Е. Репин, В. М. Васнецов, Н. А. Ярошенко.

П. А. Стрепетова в роли Лизаветы (Горькая судьбина). Картина работы И. Репина (1881)

Последние годы жизни Стрепетова провела в Санкт-Петербурге. В 1895—1896 играла в Малом (Суворинском) театре и писала воспоминания, правда закончить их не успела.

Полина Стрепетова была похоронена на Никольском кладбище Санкт-Петербурга. В 1936 году прах перенесён в Некрополь мастеров искусств.[1]

Адреса в Санкт-Петербурге

1881—1882 — набережная реки Фонтанки, 19. 1882—1884 — Лиговский проспет, 67. 1884—1893 — Пушкинская улица, 10, кв. 15 (мемориальная доска).

1893—1903 — Клинский проспект, 27[2].

Роли в театре

  • 1889 — «Иванов» А. П. Чехова (Александринский театр) — Анна Петровна
  • «Ребёнок» Боборыкина — Верочка
  • «Перемелется — мука будет» Самарина — Софья
  • «Горькая судьбина» Писемского — Лизавета
  • «Гроза» Островского — Катерина
  • «Бедная невеста» Островского — Марья Андреевна
  • «Семейные расчёты» Куликова — Аннета

Литература

  • П. А. Стрепетова. Жизнь и творчество трагической актрисы. Л. — М., 1959
  • Гаевская М. Ю. Пелагея Стрепетова. Роковой талант. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. — 320 с. — 5 000 экз. — ISBN 5-462-00313-7

Примечания

  1. Стрепетова
  2. Энциклопедия «Санкт-Петербург» — М.:РАСПЭ, 2004, стр.843

Источник: http://naturalclub.ru/act/index.php?id=773

Репин : Мир искусства

Февраль 15, 2013

Илья Ефимович Репин (1844–1930) родился в г. Чугуеве, бывшей Харьковской губернии, в семье военного поселенца. Первые уроки рисования он получил в местной школе топографов, а затем в мастерской Чугуевского иконописца Бунакова. В 1864 году Репин поступил в Академию художеств, которую блестяще закончил в 1871 году.

Находясь в Академии, Репин с увлечением читал сочинения русских революционных демократов – Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Его внеакадемическим наставником в искусстве был И. Н. Крамской. Идеи шестидесятников были той закваской, на которой поднялось замечательное искусство Репина.

Программной работой Репина была картина на тему «Воскрешение дочери Иаира», небольшой эскиз которой представлен в Третьяковской галерее. Выполняя академическую программу, Репин в то же время работал над своей собственной темой, ничего общего не имеющей ни с античной, ни с библейской мифологией.

Эта тема была подсказана ему самой жизнью. Совершая однажды прогулку по Неве, Репин увидел группу бурлаков, тянувших баржу. Контраст между группой оборванных людей, обращенных во вьючных животных, и нарядной гуляющей толпой глубоко поразил Репина.

У него возникло решение запечатлеть эту сцену, как бы воплотившую в себе кричащие противоречия русской жизни.

Первоначальный замысел картины вполне отвечал духу обличительной жанровой живописи 60-х годов с ее тяготением к изображению резких социальных контрастов. Художник хотел контрастно противопоставить бурлаков господскому обществу. Однако в процессе работы замысел картины претерпел существенные изменения.

Близко наблюдая бурлаков (Репин дважды ездил на Волгу, где изучал их жизнь), знакомясь с их биографиями, Репин открыл в них целый мир, сам по себе достойный изображения. Окончательный вариант картины изображает только ватагу бурлаков, тянущих бечевой судно. Эта картина, называющаяся «Бурлаки на Волге», находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

В Третьяковской галерее представлен небольшой эскиз картины и ее вариант «Бурлаки, идущие вброд» (1872).

Бурлаки на Волге

«Бурлаки» Репина показывают совершенно новое и неизвестное искусству 60-х годов отношение к теме народа. Раньше народ выступал главным образом как жертва насилия и угнетения, изображался с целью обличения несправедливости общественного устройства. Репина он интересует сам по себе. Он видит в бурлаках могучие и самобытные характеры, ощущает в народе огромную силу.

Читайте также:  «мучения святого антония», микеланджело буонарроти — описание картины

После окончания «Бурлаков» Репин провел три года (1873– 1876) вне России, преимущественно в Париже, в качестве пенсионера Академии художеств. Во Франции Репин создал ряд произведений, рисующих природу и быт этой страны. По возвращении на родину художник с необыкновенной жадностью впитывает в себя впечатления русской жизни.

Он много работает, создавая в одни и те же годы и жанровые картины, и портреты, и полотна на исторические сюжеты. К числу лучших произведений этих лет принадлежит «Протодиакон» (1877). Эту картину Репин писал как портрет определенного лица – Чугуевского дьякона Ивана Уланова. Но по своему значению это больше, чем индивидуальный портрет.

«Вы неверно называете этюдом портрет диакона – это даже более, чем портрет,– это тип, словом, это картина»,– писал Репин П.М. Третьякову. И действительно, «Протодиакон», создавая необычайно живой индивидуальный образ, одновременно является типом, настолько все элементы его характеристики подчинены раскрытию социальной сущности этого образа.

Налитое кровью, мясистое лицо протодиакона, украшенное синим носом и бровями, которые Стасов сравнивал с пиявками, растопыренная пятерня, лежащая на животе, самый колорит картины, насыщенный горячими оттенками и как бы передающий жар тучной плоти, – все создает необычайно яркий образ «льва духовенства», в котором «ни на одну йоту не имеется ничего духовного», который весь «плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный, но торжественный и сильный…» (Стасов). В «Протодиаконе» еще больше, чем в «Бурлаках», выразился пафос искусства Репина.

В 70-е годы Репин создал несколько картин, посвященных теме революционного народничества. Первым произведением в цикле революционных жанров явился эскиз «Под конвоем» (1876).

В нем художник при помощи немногих, но весьма выразительных элементов сумел вызвать представление о необъятной, печальной и нищей стране, создать ощущение ее придавленности.

Унылый осенний пейзаж составляет выразительный фон для изображенной на переднем плане телеги, запряженной тремя тощими лошадьми, на которой увозят в далекую ссылку политического «преступника». Он сидит между двумя жандармами с шашками наголо.

Вся эта небольшая группа на фоне безлюдного пространства вызывает у зрителя то же чувство затерянности, одиночества, тоски, от которого ежится сидящий в телеге человек, одетый в серую арестантскую одежду, а ямщик с какой-то отчаянной удалью погоняет лошадей.

Арест пропагандиста

В 1878 году Репиным был написан первый вариант картины «Арест пропагандиста», второй, основной вариант которой датируется 1880–1892 годами. Лучшее в картине – образ самого пропагандиста. Он выделен из полумрака избы красным цветом своей рубахи.

Этот красный цвет, привлекая к фигуре пропагандиста внимание зрителя, помогает художнику выразить и внутреннее содержание образа, подчеркнуть горячую страстность натуры пропагандиста. Репин верно передал ту атмосферу недоверия и непонимания, которая разделяет пропагандиста и крестьян, то есть тех, за кого он боролся. В этом проявилась глубина репинского проникновения в жизнь.

Крестьянство не пошло за народниками. Но это не помешало художнику увидеть истинную красоту и благородство в пропагандисте-революционере.

Образ революционера еще раз был показан Репиным в картине «Отказ от исповеди» (1879–1885). Картина исполнена суровой трагической сосредоточенности. Действие происходит в тюремной камере. Священник пришел сюда к заключенному, чтобы исповедать его перед казнью.

Выступающее из мрака бледное лицо приговоренного выражает гордую непреклонность, сознание своей правоты и нежелание «смириться».

В этом героическом и суровом образе художник утверждает духовную красоту подвижников революции, способных идти на любые испытания ради освобождения народа.

Отказ от исповеди

В Третьяковской галерее представлен эскиз картины «Запорожцы». Сюжетом для этой картины послужило историческое предание о том, как запорожцы на предложение турецкого султана Магомета IV перейти к нему на службу ответили письмом, полным самых острых насмешек и «соленых» словечек.

Сочиняющими это знаменитое послание они и предстают в картине Репина. Глядя на них, мы как бы слышим смех запорожцев в полной гамме его оттенков, от хихиканья до громового хохота.

В «Запорожцах» очень сильно проявилось одно из важнейших качеств репинского искусства: яркое ощущение художником богатства человеческой натуры, разнообразия характеров, красоты сильно выраженной индивидуальности.

Запорожцы

Но с особой силой любовь и интерес к человеку проявились в портретных работах Репина, которые, без сомнения, принадлежат к числу наиболее высоких достижений русского искусства XIX века. Портретную галерею Репина отличает огромная широта социального охвата. Он портретировал всех: от бурлаков и русских мужиков до царских сановников.

Репин создал замечательные крестьянские портреты («Мужик с дурным глазом», 1877) и великолепные по характерности портреты царских сановников (этюды к картине «Заседание Государственного совета»: «Портрет И.Л. Горемыкина и Н.Н. Герарда», «Портрет С.Ю. Витте», 1903).

Но при всей широте репинского интереса к человеку на первом месте для него стояли «люди, дорогие нации»,–выдающиеся деятели русской культуры.

«Портрет композитора М. П. Мусоргского» (1881) явился значительным достижением художника. Репин писал Мусоргского незадолго до смерти композитора, когда Мусоргский находился на излечении в военном госпитале. Портрет был сделан всего за четыре сеанса.

Портрет Мусоргского поражает нас жизненностью образа. Кажется, что Репин, создавая его, руководствовался только непосредственным впечатлением от натуры, как она предстояла ему в данный момент и при данных обстоятельствах.

Мы видим Мусоргского именно таким, каким он был в последние дни своей жизни: с отекшим от болезни лицом, всклокоченными волосами, одетым в серый больничный халат. Но портрет Мусоргского захватывает нас вовсе не только живостью передачи непосредственного впечатления.

Он потрясает глубиной человеческого содержания, внутренним трагизмом образа.

Изображая больного, измученного жизнью Мусоргского, художник не переставал ощущать в нем огромную, несломленную болезнью духовную силу, яркую колоритность характера.

Репин мастерски использовал те немногие возможности, которые давала больничная одежда – малиновые отвороты халата, видную из-под него вышитую русским узором рубаху,–для того, чтобы оттенить красочность в самом внешнем облике композитора.

Изображая лицо Мусоргского, художник стремился показать его характерную особенность – мягкость, открытость. Он дал лицу прямой поворот и почти прямое освещение, написал его, как говорил Стасов, «все в свету», то есть без сколько-нибудь резких теней.

Открытость лица Мусоргского являлась для Репина не только его внешней отличительной чертой. Она связывалась в представлении художника с внутренним обликом композитора, с его душевной открытостью и сердечной чистотой.

Благодаря повороту, найденному художником для головы Мусоргского, лоб оказался наиболее освещенной частью лица. Беспорядочно спутанные пряди волос оттеняют мраморную гладь этого широкого умного лба, почти лишенного морщин. Но едва ли не самой большой выразительностью обладают глаза Мусоргского.

В мягком свете этих глаз перед нами раскрывается чистота взгляда этого человека на жизнь, ясность его ума, незамутненная болезнью, кротость его широкой души. И одновременно этот взгляд раскрывает для нас трагедию Мусоргского.

Он со своей большой и открытой душой чувствует себя бессильным противостоять натиску темных сил, понимает, что сломлен ими.

В галерее репинских портретов особое место занимает изображение знаменитой актрисы П.А. Стрепетовой. Репин писал Стрепетову дважды. Первый раз он изобразил ее в роли Лизаветы из драмы Писемского «Горькая судьбина» (1881).

Однако портрет не удовлетворил автора, и в 1882 году он сделал новую попытку изобразить актрису. На этот раз усилия художника увенчались большим успехом, несмотря на то, что созданное им произведение не является вполне портретом.

Оно называется по имени артистки «Актриса Пелагея Антиповна Стрепетова» и имеет в подзаголовке слово «этюд».

Создавая этот образ, Репин, видимо, больше стремился к тому, чтобы запечатлеть яркую экспрессию лица Стрепетовой, раскрыть определенное психологическое состояние, чем дать глубокую портретную характеристику прославленной актрисы. Это является причиной, по которой данное изображение Стрепетовой кажется нам этюдом для какой-то картины, где ее состояние получит объяснение в сюжете.

И все же, не являясь портретом в точном смысле этого слова, этюд Репина раскрывает в Стрепетовой наиболее в ней существенное: то, что сделало ее одной из лучших трагических актрис русской сцены,– живую, страдающую человеческую душу. Яркое выражение человеческого страдания, при этом страдания, сдержанного усилием воли, лишенного аффектации, глубокого и подлинного, делает этот этюд Репина шедевром его искусства.

Среди портретов, созданных Репиным, должно отметить «Портрет основателя галереи П. М. Третьякова» (1883). В отличие от других репинских портретов, где изображение человека давалось на нейтральном фоне, Третьяков представлен в одном из залов своей галереи.

Такое решение портрета было подсказано художнику стремлением увековечить образ Третьякова именно как основателя замечательного музея русского национального искусства.

Изображенный в уединении со своими картинами Третьяков, кажется, мысленно пробегает всю историю их собирания, сознавая, что дело всей его жизни близко к завершению.

Портрет основателя галереи П. М. Третьякова

Репин прекрасно уловил свойственную Третьякову строгую манеру держаться. Самое лицо Третьякова, иконописно правильное, обрамленное окладистой бородой, вызывает представление о нем, как о человеке почти аскетического склада. Его черный, наглухо застегнутый сюртук усиливает это впечатление.

Однако в умных, спокойных глазах Третьякова читается духовная одаренность. Его рука с длинными тонкими пальцами – это рука человека тонкой психологической организации.

Таков правдивый, ничего не утаивающий, написанный с большим уважением к изображенному человеку и сознанием его огромной заслуги перед русским искусством образ Третьякова на портрете Репина.

Тема человека в его отношении к природе особенно интересует Репина. Одно из лучших его произведений 90-х годов картина «Осенний букет» (1892) изображает дочь художника В. И. Репину на фоне осеннего сада, с букетом цветов в руках.

Фигура девушки, несколько сдвинутая с центральной оси картины и откинутая назад, вызывает впечатление замедленного движения в своей плавности прекрасно вяжущегося с неторопливым течением осеннего дня. Чуть ленивому выражению ее глаз отвечает безвольное движение рук, держащих поникшие цветы.

Гармония человека с природой ощущается и в колорите картины, построенном на сочетании осенних красок. Рыжеватые краски, данные в букете осенних цветов и в пейзаже, повторены в одежде девушки.

Репин прожил огромную жизнь. Он умер восьмидесяти шести лет. Его творческая энергия была поистине неистощимой. Когда в старости у него отнялась правая рука, он научился писать левой и продолжал работать.

В русском искусстве XIX века трудно назвать другого художника, который бы создал столь же широкую картину современной ему жизни, с такой глубиной раскрыл присущие ей противоречия, с такой силой выразил народный характер и показал красоту революционного подвига.

Как организовать детский праздник 13.

Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»

Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»

Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»

Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса

Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса

Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур

Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена

Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»

Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца

Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе

В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля

Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора

Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь

На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия

Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд

Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь

Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»

Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Источник: http://ourarts.ru/?p=920

Ссылка на основную публикацию