Автопортрет писсарро 1873 года

Камиль Писсарро: французский живописец, картины которого продавались по цене пирожного

Камиля Писсарро называли предтечей европейского импрессионизма, оказавшим огромное влияние на художников, писавших в дальнейшем в этом жанре. Художник бросил высокооплачиваемую работу, чтобы посвятить себя живописи, однако это занятие не приносило приличного дохода. Это сегодня его картины стоят сотни тысяч долларов, а при жизни их стоимость иногда оценивалась в одно пирожное.

Далвич-колледж. Лондон. Камиль Писсарро, 1871 год.

В своих воспоминаниях французский художник Камиль Писсарро писал: «Я был в 1852 году хорошо оплачиваемым клерком в Сен-Тома, но я не смог там выдержать.

Не раздумывая долго, я все бросил и удрал в Каракас, чтобы сразу порвать связь с буржуазной жизнью. То, что я претерпел, невообразимо, то, что мне приходится терпеть сейчас, – ужасно.

[…] Однако если можно было бы начать сначала, я думаю, я не стал бы колебаться и пошел бы по тому же пути».

Бульвар Монмартр весной. Камиль Писсарро, 1897 год.

Но, как говорится, одной духовной пищей сыт не будешь. Тем более что дома художника ждали жена и восемь детей. На помощь Камилю Писсарро пришел его друг Эжен Мурер.

Он тоже очень любил живопись и относил себя к импрессионистам, но основным занятием Эжена была кондитерская.

Он часто подкармливал голодных художников, а они, чтобы хоть как-то отблагодарить Эжена, презентовали ему свои полотна.

Автопортрет. Камиль Писсарро, 1873 год.Эжен Мурер у своей печи. Камиль Писсарро, 1877 год.

Картины Камиля Писсарро продавались и ряда вон плохо, и однажды Эжен Мурер решил ему помочь. Владелец кондитерской устроил лотерею. Одними из призов были 4 картины Писсарро. Для участия в лотерее необходимо было заплатить 1 франк за вход.

Одну картину художника выиграла девушка, однако она считала себя слишком далекой от искусства и отдала Муреру полотно, заплатив им за пирожное. Художнику тяжело было наблюдать эту сцену, но в тот вечер Эжен Мурер передал ему целых 100 франков.

Это считалось довольно хорошим заработком для Писсарро. Ему было чем накормить семью.

Портрет Эжена Мурера. Камиль Писсарро, 1878 год.

История с картиной, проданной за пирожное, ударила по самолюбию художника, но гораздо тяжелее ему пришлось после возвращения домой в Париж из Англии в 1871 году. Тогда бушевала франко-прусская война.

Писсарро с семьей вынужден был скрываться на Британских островах. По возвращении домой он увидел, что дом практически разграблен (во время войны там квартировали немцы). Но тяжелее всего было видеть испорченные картины. Их скопилось примерно 1500, а уцелело только 42.

Немцы использовали холсты вместо фартуков, стелили их на пол, выбрасывали на навозную кучу.

Картина импрессиониста Камиля Писсарро.

Камилю Писсарро посчастливилось добиться признания еще при жизни, правда, уже в преклонном возрасте. Что касается его друга Эжена Мурера, то у владельца кондитерской собралась приличная коллекция картин.

Некоторые художники считали, что он нажился на полотнах, ведь к концу XIX века за работы импрессионистов стали хорошо платить. Однако Эжен Мурер не сумел разбогатеть на этом, т. к.

еще раньше распродал свою коллекцию практически за бесценок, потому что очень нуждался в деньгах.

Источник: http://chert-poberi.ru/interestnoe/kamil-pissarro-frantsuzskiy-zhivopisets-kartinyi-kotorogo-prodavalis-po-tsene-pirozhnogo.html

Писсарро, Камиль (1830 — 1903)

28.08.2014

Камиль Писсарро. Автопортрет. 1873 г.

Камиль-Жакоб Писсарро родился 10 июля 1830 года на острове Сен-Тома, в то время принадлежавшем датской короне. Его отец, Абрам Писсарро, торговал скобяными изделиями и рассчитывал, что Камиль, со временем, продолжит его дело.

В 1842 году мальчика отправили учиться во французский коллеж в Пасси, где он провел пять лет, изучая, наряду с другим, и рисунок. В семнадцать лет Писсарро вернулся на родину, где, поначалу, торговал в лавке отца, не оставляя, также, занятий рисованием.

В 1851 году, когда он вел учет погрузки товаров в порту и одновременно пытался зарисовывать матросов, на него обратил внимание приезжий живописец Фриц Мельби (1826 — 1896).

Молодые люди подружились, и Мельби, убедив Писсарро в том, что у него есть несомненный художественный талант, предложил ему избрать путь живописца. Неожиданно для самого себя, Писсарро согласился.

Остров Сен-Тома. 1856 г. К.Писсарро

Вернувшись на Сен-Тома летом 1855 года, Писсарро поставил родителей перед свершившимся фактом: он решил стать художником

Отец ни слова не возразил ему. Напротив, отправил сына учиться в Париж, в Школу изящных искусств, и даже выделил ему небольшую стипендию.

В скором времени, Писсарро был уже в художественной столице мира, где успел застать знаменитую Всемирную выставку и увидеть на ней полотна Энгра, Делакруа, Коро, Добиньи, Руссо, Милле и Курбе. Увиденное, определило всю его дальнейшую судьбу.

Он с готовностью приступил к занятиям в Школе изящных искусств, но академическая манера преподавания довольно быстро охладила его пыл, и молодой художник перебрался в так называемую Академию Сюиса.

В это заведение, открытое разбогатевшим натурщиком, мог приходить любой, и за скромную плату писать модели согласно своему представлению. По-видимому, сразу же по приезде, Писсарро познакомился с Антуаном Мельби, старшим братом Фрица Мельби и весьма преуспевающим живописцем.

Некоторое время он пользовался его советами и, выставляя свои картины, подписывал их как ученик Мельби. Еще одного наставника он нашел в лице Коро. Художник тогда уже не брал учеников, но согласился, время от времени, давать консультации. Среди других новых знакомых Писсарро значился и Клод Моне, в то время такой же вольнослушатель Академии Сюиса.

В 1859 году Писсарро впервые послал свою картину в Салон

Ее приняли для выставки, но неудачно разместили, что отметил ее в своем обзоре лишь один из критиков. Тем не менее, для Писсарро это событие явилось началом творческого пути. В это же время, в жизни живописца произошли и другие значительные события.

С острова Сен -Тома переселяются в Париж его родители; в их доме Писсарро познакомился с горничной Жюли Веллей, роман с которой стоил ему осложнения отношений с отцом, который отказался признать Жюлли Веллей своей законной невесткой и лишил сына его ежемесячной стипендии. Молодой художник и его подруга остались без средств к существованию. Обвенчаться они смогли лишь через одиннадцать лет. Еще труднее стало в 1863 году, когда у четы родился первенец сын Люсьен. Денег не было, в 1861 году ни одну из картин Писсарро не приняли в Салон.

Читайте также:  Автопортрет с семьей, отто ван веен, 1584

Орешник. 1873 г. К.Писсаро

В это время, в Париже разворачивались события, предопределившие развитие европейского искусства на пятьдесят лет вперед. В 1863 году впервые был организован Салон отверженных, где выставлялись работы художников, которые не были приняты в официальный Салон.

Картины Писсарро здесь были выставлены, но сам он еще не определился в художественных предпочтениях. В 1864 году Писсарро вновь предложил картины официальному Салону; на сей раз, они были приняты.

Но лишь спустя еще один год, молодой мастер постепенно, начал находить свой стиль, оказывавшийся более близким к оппозиционному, чем к салонному.

Наводнение в Понтуазе. 1882 г. К.Писсарро

В 1865 году Писсарро с семьей перебрался в Понтуаз

Жизнь здесь была дешевле, места живописнее, а воздух здоровее чем в Париже (к этому времени у художника родилась еще и дочь Жанна).

Несмотря на переезд, Писсарро старался не терять связей с артистической жизнью, бурлившей в столице, и довольно часто покидал свое деревенское уединение ради сборищ в парижском кафе Гребуа. Здесь он познакомился с Сислеем и Ренуаром. Через три года, в 1868 году, Писсарро перевез свою семью в Лувесьен.

Спокойное течение жизни, наполненной трудами и заботами (в небольшом саду возле дома мадам и мсье Писсарро сажали картофель, чтобы кормить семейство), было прервано начавшейся войной с Пруссией.

Дорога в Лувенсьен вдоль леса. 1871 г. К.Писсарро.

Будучи датским подданным, Писсарро мог не опасаться призыва в действующую армию, но война приближалась к Лувесьену, и в 1870 году он счел необходимым вывезти жену и детей в Бретань, где у его друга имелась небольшая ферма. От Бретани было недалеко до Англии, и, вскоре, Писсарро оказался в Лондоне. Примерно в то же время туда прибыл и Клод Моне.

Англия дала обоим художникам возможность познакомиться с работами Тернера и Констебла, а также с торговцем картинами Полем Дюран-Рюэлем (здесь, Писсарро, также, смог обвенчаться со своей женой), хоть оба они и стремились как можно скорее вернуться во Францию.

Это стало возможным лишь в июне 1871 года, когда улеглись беспорядки, вошедшие в историю под названием Парижской коммуны.

Лувенсьен. Догора в снегу. 1872 г. К.Писсарро

Вернувшись на родину (а Францию Писсарро почитал своей второй родиной) художник нашел свой лувесьенский дом разграбленным

Десятки его картин были уничтожены. Солдаты, стоявшие в доме, использовали их в качестве настила, чтобы не ходить по грязи. Пережив тяжелые часы разочарования в человеческой природе, Писсарро вновь принялся за работу.

В 1874 году он смог, наконец, увидеть плоды своего труда, а также и плоды труда своих товарищей: с 15 апреля по 15 мая в Париже прошла выставка Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, граверов и пр., ныне известная как Первая выставка импрессионистов.

Впоследствии, Писсарро, было суждено стать единственным постоянным организатором и участником выставок импрессионистов. В это время он жил и работал в Понтуазе, в окружении своей все более разрастающейся, полуголодной, но дружной семьи, изредка выезжая в Париж.

Лишь в самые последние годы жизни, когда художник жил и работал в Эраньи, к нему пришел относительный достаток, чего, к сожалению, нельзя было сказать о признании.

Мороз и туман в Эраньи. 1892 г. К.Писсарро

Не прошло мимо Писсарро и общее для импрессионистов увлечение сериями

Работать сериями он начал, если судить по письмам, еще на рубеже 1870-х 1880-х годов. Писсарро начинал на пленэре несколько полотен с различными эффектами атмосферы и освещения, а дописывал их в мастерской. Работая таким образом, художник получал возможность показать один и тот же пейзаж при разных условиях освещения и, тем самым, создать о нем наиболее полное представление.

Бульвар на Монмартре весной после дождя. 1897 г. К.Писсарро

Рисунки Писсарро (так же, как его гуаши и веера) часто остаются за рамками интересов исследователей его творчества, хотя именно мастерство рисовальщика позволило Писсарро добиться значительных успехов в жанре гравюры (при жизни художника было издано лишь пять его офортов и несколько литографий).

В рисунках художника, в первую очередь, очаровывает особая мягкость и плавность, которая свойственна и его живописным работам. Несмотря на постоянные материальные затруднения, Писсарро никогда не терял оптимизма и пробовал свои силы в самых различных жанрах пастели, гравюре, гуаши.

В масляной живописи Писсарро также постоянно искал новых путей, что нашло свое выражение в сближении, не какое-то время с постимпрессионистами Сера и Синяком (так называли в 1880-х годах пуантилистов).

Люди на картинах Писсарро всегда представлены в связи и гармонии с окружающей средой

Чтобы выразить и передать эмоцию, художнику было достаточно показать склон холма, силуэт фигуры и небо с блуждающим облаком. И перед зрителем возникал законченный смысловой и эмоциональный образ, в котором все привычное, с большой степенью декоративной обобщенности, возвышалось до поэзии.

Писсарро скончался 13 ноября 1903 года в Париже. Лишь спустя какое-то время после смерти художника, его картины смогли получить достойную оценку, заслуженно заняв место среди лучших работ импрессионистов второй половины XIX века.

При подготовке публикации были использованы материалы из открытых источников, а также из предисловия к Каталогу выставки Камиля Писсарро. Октава Мирбо. Париж, апрель 1904 г.

Галерея работ Камиля Писсарро:

Камиль Писсарро. Автопортрет. 1873 г.Остров Сен-Тома. 1856 г. К.ПиссарроОрешник. 1873 г. К.ПиссароНаводнение в Понтуазе. 1882 г. К.ПиссарроДорога в Лувенсьен вдоль леса. 1871 г. К.Писсарро.Лувенсьен. Догора в снегу. 1872 г. К.ПиссарроМороз и туман в Эраньи. 1892 г. К.ПиссарроБульвар на Монмартре весной после дождя. 1897 г. К.ПиссарроХризантемы в китайской вазе. К.ПиссарроСбор яблок в Эраньи (фрагмент). Пуантилизм. 1888 г. К.ПиссарроВ саду. 1876 г. К.ПиссарроУголок Понтуаза. 1867 г. К.Писсарро

Источник: https://8-poster.ru/onenews/198/

Крупные ретроспективы Писсарро в Париже открывают художника по-новому

Previous Entry | Next Entry

lyarderКамиль Писсарро. Урожай. 1876Сразу две крупные выставки в Париже фокусируются на творчестве «крёстного отца импрессионизма»: крупная ретроспектива проходит в Музее Мармоттан-Моне, а Музей в Люксембургском саду предоставил необычную экспозицию «Писсарро в Эраньи». Она посвящена двум последним, десятилетиям его жизни. Наименее изученный период его творчества иллюстрируют семейные архивы, а также около ста картин, рисунков и гравюр.Камиль Писсарро. Городской парк в Понтуазе. 1873До сих пор ретроспективы Писсарро посвящались его городским пейзажам, портретам и сотрудничеству с другими художниками. Проект «Писсарро в Эраньи» фокусируется не только на творчестве, но и политических взглядах знаменитого мастера.«Его личным талантом, помимо зоркости душевной и эмоциональной, было умение «постичь суть места». Писсарро — художник земли. В сельском садике под Парижем, у обочины пыльной дороги, на широкой городской улице или посреди замерзшего поля — как будто пульс Писсарро менялся в зависимости от того места, в которое он попадал».Камиль Писсарро. Автопортрет. 1873

Читайте также:  Венера и купидон, лоренцо лотто

Более подробно о жизни и творчестве живописца можно прочитать в его биографии на «Артхиве» (здесь).

Камиль Писсарро за работой. Фрагмент трейлера выставки «Писсарро в Эраньи»Последняя крупная ретроспектива работ Камиля Писсарро в Париже проходила 35 лет назад в Большом дворце.

В начале 1980-х он был на волне популярности — особенно в связи с публикацией пяти томов переписки, инвентаризацией большой коллекции рисунков в Музее Ашмола в Оксфорде и монументальным каталогом его картин, который выпустил Институт Вильденштейна в Париже.Камиль Писсарро. Дилижанс. Дорога в Эннери.

1877В нынешнем году поклонники импрессионизма стали свидетелями триумфального возвращения старейшины этого направления на парижскую сцену. Музей в Люксембургскои саду проводит выставку «Писсарро в Эраньи» параллельно с ретроспективой в Музее Мармоттан-Моне (23 февраля — 2 июля).Сад художника в Эраньи. Камиль Писсарро.

1898Камиль Писсарро купил дом в деревне Эраньи-сюр-Эпт благодаря займу от Клода Моне и оставался там до конца жизни. Он разработал своего рода утопию, которая нашла отражение как в его картинах, так и в жизненном укладе.Камиль Писсарро. Три крестьянки.

1891Кураторами выставки «Писсарро в Эраньи» выступили два крупных специалиста по творчеству художника — его правнук Йоахим Писсарро и профессор Университета Техаса Ричард Бреттелл. Они собрали воедино картины, рисунки и гравюры, которые были созданы в последние 20 лет жизни мастера, но практически незнакомы широкой публике.

В залах Музея в Люксембургском дворце представлены произведения из европейских и американских галерей, а также частных коллекций.Женщина, омывающая ноги в ручье. Камиль Писсарро. 1895В экспозиции можно увидеть не только полные движения пейзажи фермы — подчёркнуто деревенские, в отличие от красочной роскоши Живерни, — которые Писсарро писал во все времена года.

Тут есть и множество портретов, созданных в студии, а также пасторальные окрестности Эраньи. Значительная часть выставки посвящена графическим работам того же периода, ослепительным акварелям и гравюрам, столь же радикальными, как и произведения Гогена.Камиль Писсарро. Натюрморт с кофейником.

1900-еКроме того, Камиль Писсарро придумал новую форму творческого и семейного сотрудничества, кульминацией которой стало создание Eragny Press вместе с сыном Люсьеном. Этот небольшое издательство, основанное в Эраньи и работающее в Лондоне, выпускало любимые литературные произведения семьи с иллюстрациями и в красочно оформленных переплётах.Сбор яблок в Эраньи.

Камиль Писсарро. 1888В эстетике произведений «периода Эраньи» хорошо прослеживаются и политические взгляды Писсарро. Как известно, он был ярым анархистом и поддерживал убийство президента Сади-Карно (24 июня 1894 года ему нанёс смертельное ножевое ранение итальянский анархист Казерио).

На выставке собраны свидетельства его интереса к этому событию, в частности, удивительная коллекция под названием «Социальные кошмары», написанная в стиле Домье, а также анархистские журналы, куда он отправлял иллюстрации.Укладка сена. Эраньи, вечер. Камиль Писсарро. 1893Эти идеи находили отражение и в живописи.

Если Моне превратил свой небольшой сад в Живерни в настоящий цветочный рай, то Писсарро при поддержке своей прагматичной жены Жюли создал работающую коллективную ферму — с домашним скотом, обширными садом и огородом, а также полем под зерновые.Камиль Писсарро. Портрет дочери художника. 1872 Семья художника могла питаться исключительно продуктами собственного производства. Для них пейзаж символизировал жизнь и красоту, а цветы занимали лишь несколько участков ближе к дому. Интересно, что сад Моне и ферма Писсарро находились на берегах одной реки, Эпта, которая проходит и через Эраньи, и через Живерни.Выставка «Писсарро в Эраньи» в Музее Люксембургского сада продлится до 9 июля 2017 года.

Источник: artchive.ru. По материалам официального сайта Музея в Люксембургском саду

Уголок сада в Эраньи. Камиль Писсарро. 1893

Источник: https://lyarder.livejournal.com/49955.html

Постимпрессионизм

ПодробностиКатегория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенностиОпубликовано 23.07.2015 17:14Просмотров: 4373

Термин «постимпрессионизм» объясняется латинским словом post – «после», т.е. это те направления в искусстве, которые возникли во второй половине 1980-х годов и пришли на смену импрессионизму. 

В середине 1880-х годов состоялась последняя выставка импрессионистов – это и было начало постимпрессионизма. В 1886 г. поэт Жан Мореас опубликовал «Манифест символизма». Он декларировал неприятие и эстетики импрессионизма, и эстетики реализма.

Новые (в отношении предыдущих) течения в искусстве объединяла готовность передавать в картинах не сиюминутную (как в импрессионизме), не зримую действительность (как в реализме), но длительные состояния жизни (материальные и духовные).

Хотя, как мы уже говорили в статье «Реализм», импрессионизм тоже является реализмом, потому что художники импрессионисты изображали реальную природу, но только такой, какой они видели её в данный момент. Идеология постимпрессионизма – выражение чувств.

Поиски нового стиля шли различными путями: через пуантилизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), символизм (Поль Гоген и группа «Наби» – Морис Дени, Поль Серюзье, Эдуард Вюйар, Пьер Боннар и др.), конструктивизм (Поль Сезанн), экспрессионизм (Ван Гог) и другие направления – всё это было постимпрессионизмом.

Эти разные творческие системы и техники объединялись, по существу, лишь тем, что отталкивались от импрессионизма. И понятно, что смена художественного стиля не происходит одномоментно. Этот процесс растягивается во времени, и некоторое время старое и новое направления сосуществуют.

Почему вообще происходит смена стилей в искусстве? Здесь много причин: общественно-политические, философские, а также желание художников найти новые методы и выразительные средства, более созвучные той эпохе, в которой они жили. Но хотя постимпрессионисты пошли дальше импрессионистов в отрицании догм, форм, канонов академического искусства, эти два направления неотделимы друг от друга.

К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Анри де Тулуз-Лотрек. 

Анри де Тулуз-Лотрек «Диван»

Винсент Ван Гог (1853-1890)

Винсент Ван Гог «Автопортрет» (1889)

Нидерландский художник-постимпрессионист. Жизнь и творчество Ван Гога – тяжёлый путь человека, несущего бремя своего таланта и своей болезни.

Арсений Тарковский***Пускай меня простит Винсент Ван ГогЗа то, что я помочь ему не мог,За то, что я травы ему под ногиНе постелил на выжженной дороге,За то, что я не развязал шнурковЕго крестьянских пыльных башмаков,За то, что в зной не дал ему напиться,Не помешал в больнице застрелиться.

Читайте также:  Богатырский галоп, васнецов - описание картины

Стою себе, а надо мной нависЗакрученный, как пламя, кипарис.Лимоннный крон и темно-голубое, -Без них не стал бы я самим собою;Унизил бы я собственную речь,Когда б чужую ношу сбросил с плеч.

А эта грубость ангела, с какоюОн свой мазок роднит с моей строкою,Ведет и вас через его зрачокТуда, где дышит звездами Ван Гог.

1958

Винсент Ван Гог «Пшеничное поле с воронами» (1890)

Поль Гоген (1848-1903)  

Французский художник, крупнейший представитель постимпрессионизма. Ранний период его творчества связан с импрессионизмом. Испытывал с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считал цивилизацию «болезнью». Он хотел «слиться с природой», и в 1891 г.

уехал на Таити (остров во Французской Полинезии), где проживал в Папеэте, создав там 80 полотен. После кратковременного (1893-1895) возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию: сначала на Таити, а с 1901 г.

на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где берёт себе в жены молодую таитянку и интенсивно работает: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом. На этом острове он и умирает. Несмотря на болезни (в том числе проказу), бедность и депрессию, лучшие свои работы Гоген написал именно там.

Наблюдение над реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами.

Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 г. в Париже было выставлено 227 его работ.

Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» (1897-1898)

Поль Сезанн (1839-1906)

Поль Сезанн «Автопортрет» (1875)Французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма.

Получил хорошее общее образование, но в детстве способностей к живописи не проявлял. Его талант раскрылся позже. Произведения Сезанна открывают внутреннюю жизнь художника, наполненную внутренней энергией притяжения и отталкивания.

Фанатично трудился над своими картинами. Под влиянием К. Писсарро увлёкся пейзажами. Но его пейзажи, в отличие от пейзажей Писсарро, составляют единое живописное поле, а не разные планы, как у Писсарро.

В его пейзажах почти нет абсолютно прямых линий.

П. Сезанн «Гора Сент-Виктуар». 1902-1904 гг. Филадельфийский музей искусствСезанн пытался ценой титанических усилий примирить классику и современность, Пуссена и природу, законы большого стиля и право на индивидуальный выбор.

Сезанн верил, что в основе бытия лежит порядок, а не хаос, и творческая сила всё упорядочивает, выстраивая из хаоса гармонию. Он отрицательно относился к живописи многих своих современников-новаторов: Гогена, Ван Гога, Сёра и др.

, потому что видел в их работах перевес индивидуального над поиском основных законов его реального существования, которые должна была выразить живопись. Работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками».

Но в итоге именно Сезанн стал родоначальником новых форм в европейском искусстве.

Сезанн стремился и смог соединить в своём творчестве две ведущие французские традиции: классицизм и романтизм, интеллект и страсть, уравновешенность и порыв, гармонию и кипение чувств.

Работы художника многомерны, каждый может взять для себя из работ Сезанна то, что хочет, а не то, что диктовал раньше художественный канон.

П. Сезанн «Пьеро и Арлекин» («Масленица»), 1888 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва)
Именно поэтому творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. «Работать, ни на кого не оглядываясь, и набирать силу – вот в чем цель художника. А на все прочее – наплевать!» (П. Сезанн)

Направления в постимпрессионизме

К постимпрессионизму относят как отдельных художников (П. Сезанн, П. Ван Гог, А. Тулуз-Лотрек и др.), так и целые направления (Понт-авенская школа, «Наби», интимизм, пуантилизм, клуазонизм, синтетизм и др.
Расскажем об одном из них.

Пуантилизм (дивизионизм)

Термин произошёл от французского слова point – точка. В основе этого направления лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. При просмотре увеличивайте картинки.

Камиль Писсарро «Крестьянский дом»

Пауль Баум «Крестьянский двор» (1890)

Альберт Дюбуа-Пилле «Банки на Марне на рассвете»
Возникновение пуантилизма связывают обычно художником Жоржа Сёра, который увлекался теорией цвета. Первая картина «Воскресный день…», выполненная в манере пуантилизма, экспонировалась на последней выставке импрессионистов в 1886 г.

Ж. Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» «1884-1886). Институт искусств (Чикаго)

Жорж-Пьер Сёра (1859-1891)

Его живопись была отклонена Парижским салоном, он начал искать свой стиль – так им был изобретён пуантилизм. Этот метод рассчитан на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании изображения на расстоянии.

Ж. Сёра «Речной пейзаж с лодкой»

Поль Синьяк (1863-1935)

Начал писать картины под влиянием импрессионистов. Познакомившись в 1884 г. с Жоржем Сёра, начинает вместе с ним разработку живописной техники пуантилизма. Он стал классиком французской живописи ещё при жизни.

Поль Синьяк «Гавань в Марселе» (1906). Эрмитаж

Камиль Писсарро (1830-1903)

Камиль Писсарро «Автопортрет» (1873)
Камиля Писсарро считают одним из первых художников-импрессионистов. Он выработал многие принципы, лёгшие в основу этого стиля живописи. Творческая дружба многие годы связывала Писсарро с другими художниками-импрессионистами: Э. Дега, П. Сезанном и П. Гогеном. К. Писсарро – единственный участник всех 8 выставок импрессионистов.

Камиль Писсарро «Уборка сена» (1887)Познакомившись с Жорж-Пьером Сёра, Писсарро увлёкся техникой пуантилизма. Постепенно этот метод исчерпал себя и перестал приносить ему художественное удовлетворение. И тогда Писсарро вернулся к своей обычной манере.

Его сын, Люсьен Писсарро (1863-1944), продолжил творческую традицию отца: он писал и в стиле импрессионизма, и в стиле постимпрессионизма.

Картина Люсьена Писсарро

Картина Люсьена Писсарро
Методика пуантилизма существовала и в музыке – точечная музыка. Хрестоматийным примером пуантилизма в музыке считаются некоторые сочинения А. Веберна (например, II часть «Вариаций для фортепиано, op. 27; начало «Вариаций для оркестра», op.

30), а древнейшим его «предвосхищением» – средневековый гокет, где мелодия рассекается на фрагменты, исполняемые по очереди разными певцами.
«Точечная фактура» нередко используется в целях музыкальной изобразительности. Её использовал Д.Д. Шостакович в опере «Нос», А.Г. Шнитке в «Pianissimo», написанной по мотивам рассказа Ф.

Кафки, в этом произведении с помощью пуантилизма изображается аппарат для изощрённой казни иглами.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/raznoobrazie-stilej-v-iskusstve-i-ikh-osobennosti/490-postimpressionizm

Ссылка на основную публикацию