Белорус, илья ефимович репин, 1882

Рассказываем об имении под Витебском, где жил Илья Репин

125 лет назад в мае знаменитый художник Илья Репин приобрел имение под Витебском. Благодаря той, как сказали бы сегодня, «сделке с недвижимостью», Беларусь имеет шанс привлечь туристов к месту, которое вдохновляло Мастера. Репинская «дача» в бывшей деревне Здравнево всего в 16 километрах от Витебска.

Продала имение одинокая женщина Софья Яцкевич. Ее семья владела им с 1836 года. А вообще, усадьба под разными названиями известна с 1785-го. Есть соответствующие архивные документы.

И птица счастья на… дверях

7 мая 1892 года художник писал дочери Льва Толстого, что он находится в Западном крае, близ Витебска. Вот цитата: «…Очень ладный кусочек… Я был 1 мая там. Тепло, зелено, поют соловьи.

И мне не хотелось уезжать оттуда. Меня тянет туда: взяться за топор, вычищать лес, перестраивать возле дома, укреплять набережную, которую безжалостно обрывает сердитая, бурная Двина, и т. д.

Туда! Туда!..»

В следующем письме отметил, что работает очень мало. Сначала стал писать восход солнца над рекой. Но пейзаж не удается. Потом писал этюд с дочери Нади на воздухе. Она в охотничьем платье, с ружьем через плечо и «с героическим выражением»…

И сообщил, что начал делать портрет еще одной дочери — Веры. Она стояла посреди сада, с большим букетом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонкой, изящной. Была в берете. На лице выражение чувства жизни, юности и нежности…

— Илья Ефимович давно мечтал о возможности оставлять на летнее время Петербург с его суетой и «суррогатами еды и питья». И хотел жить в деревне «среди природы».

После того как император Александр III приобрел за 35 тысяч рублей картину «Запорожцы», художник получил финансовую возможность осуществить мечту, — рассказал Валерий Шишанов, заместитель директора Витебского областного краеведческого музея по научной работе.

Почему знаменитый живописец приехал покупать имение на Витебщину, точно неизвестно. Но «ласкающие разнообразные» пейзажи, «красивая, но злая и быстрая Двина» вызывали у него неприкрытое восхищение. Действительно, место, выбранное Репиным, было не совсем обычное.

Неподалеку выходят на поверхность слои доломита. И это привело к появлению порогов на реке. Под действием воды на порогах образовались выбоины, колдобины, уступы. Ударяясь о них, вода бурлила, пенилась.

Да так, что, по словам современников, «все это представляло в миниатюре точное подобие водопада и его действий».

На самом деле странное место! Кроме красоты окрестностей великого живописца приятно удивляли трудолюбие и сердечность народа. И белорусы открыли Мастеру мир своих традиций и преданий.

— Пребывание в Беларуси наполнило жизнь Репина радостью общения с природой, интересными знакомствами, новыми творческими замыслами… Здесь художник создал ряд картин, вошедших в сокровищницу мирового изобразительного искусства. Среди них: «Белорус», «Осенний букет», «На солнце», «Дуэль», «Лунная ночь» и другие, — продолжает сотрудник музея.

Интересно, что в музее-квартире Исаака Бродского в Санкт-Петербурге хранится работа «Птица Сирин». Это райская птица с девичьей головой… И мало кто знает, что написана она была на дверной филенке…

Произвел настоящую сенсацию

Очарованный местом, художник не мог похвастаться благоустройством усадьбы. Имение на 108 десятинах земли на момент покупки находилось в неприглядном состоянии.

В мае-июне текущего 1892 года Репин сообщал об этом в письмах к Татьяне Толстой. «Лес страшно запущен, завален хламом и разворован. Шальная Двина с остервенением обрывала ее прекрасные черноземные берега. Фруктовый сад пуст. Крыши дома сгнили…» — писал он.

Чтобы сделать уютный загородный дом, Репину невольно пришлось стать архитектором и, наверное, прорабом.

— Илья Ефимович отдал много сил благоустройству Здравнево. С гребня речной террасы открывались прекрасные перспективы на поросший лесом противоположный берег, поля и отдаленные поселения. Но несколько нарушил гармонию ряд хозяйственных построек.

В центре усадьбы находился хозяйственный двор, с амбаром, домом управителя, домом для рабочих и флигелем. По берегу вниз по течению реки застройку завершали хлева, сеновалы, скотный двор и молотильное гумно. Чтобы улучшить эту пеструю картину, Репин высаживает ели на выезде на большак.

А вокруг сада — полосы из ельника, березы, лещины. Из лощины сделали пруд. В саду разбили липовую аллею. Устраивается площадка для игры в крокет. Напротив окон мастерской насыпали горку для позирования. И художник с юмором назвал ее «Монблан». Еще была дерновая лавка, в виде почти замкнутой окружности.

Ее за сходство с кратером вулкана художник прозвал Везувий, — продолжает Валерий Шишанов.

Не желая уступать напору Двины, Репин осуществляет строительство действительно «циклопического» сооружения. Берег был выложен камнем на протяжении 300 метров.

По воспоминаниям местных крестьян, строительство стены «было настоящей сенсацией, многие приходили посмотреть на это сооружение».

Доминантой усадьбы стал господский дом, с надстроенной по эскизам художника центральной частью с декорированными террасами, балконами и двухэтажной башней со смотровой площадкой вокруг верхнего этажа…

Разрушение и возрождение

В Здравнево художник проводил время с мая по сентябрь в 1892-1897 годах. А до 1902 года там бывал редко и надолго не останавливался. В усадьбе отдыхали его многочисленные родственники.

Подолгу жил тесть, академик архитектуры Алексей Шевцов, приезжал брат Репина — Василий со своим сыном Ильей.

Гостили и ученики Ильи Ефимовича — Иван Тряпичников, Константин Вещилов, Николай Борисов, Алексей Явленский.

Последние два года жизни в Здравнево провел отец Репина — Ефим Васильевич. Он умер в 90-летнем возрасте — в июне 1894 года. Похоронили его на кладбище деревни Слобода в 5 верстах от усадьбы. К сожалению, могила не сохранилась…

Репин последний раз посетил Здравнево в 1904-м. После Февральской революции 1917 года помещичьи усадьбы были разграблены. Но Репинскую, сохраняя добрую память о художнике, крестьяне не тронули.

В июле 1918 года, спасаясь от голода, из Санкт-Петербурга в имение переехала младшая дочь Репина Татьяна с дочерью Татьяной. По просьбе крестьян в двух комнатах дома усадьбы расположилась школа. И две Татьяны стали учительницами.

А заведующим школой был назначен Иван Дьяконов, бывший семинарист. Он сын священника Слободского церкви, с которым Репин давно поддерживали дружеские отношения.

— В январе 1921 года состоялась свадьба внучки Репина Татьяны и Ивана. В Здравнево родились правнуки Репина: Валентин, Кирилл, Галина, Роман. Судьба родственников вызывала глубокую обеспокоенность у Ильи Ефимовича.

Он, проживая в другой усадьбе — «Пенатах», после 1918 года оказался на территории Финляндии. В 1925-м над близкими художника в Здравнево нависла угроза раскулачивания и выселения. Обращения Репина к советской власти помогли.

И на некоторое время уберегли усадьбу и ее обитателей, — рассказывает Валерий Шишанов.

Однако в конце 1929 года новая волна репрессий заставила родственников художника добиваться разрешения на выезд из СССР. Что им и удалось осуществить в августе 1930 года. Перед отъездом обветшавший дом был продан на дрова.

Здравнево десятилетия оставалось в запустении. Усадьбу начали восстанавливать во второй половине 1980-х. Музей создали в 1988 году. Но восстановленное здание в 1995 году уничтожил пожар. И только через пять лет пристанище Репина снова встретило посетителей.

Валерий Шишанов делает фотографии Здравнево и окрестностей. Сейчас их можно увидеть в Витебском музее частного коллекционирования. И они завораживают: насколько по-разному выглядит любимая обитель художника! Фотографии, сделанные в течение нескольких лет в разные времена года и время суток, позволяют увидеть усадьбу по-новому…

Возрожденная усадьба стала привлекательным местом для туристов. И, безусловно, в честь юбилея приобретения Репиным усадьбы, обязательно нужно ее посетить.

Здесь действует не только музей. Часто проводятся пленэры, музыкальные вечера, народные праздники. Тот же, кто хочет покоя, уединения, общения с природой, найдет убежище в тени липовой аллеи или на берегу Двины. Здесь можно прикоснуться к тайнам и сокровищам, которые вдохновляли великого художника.

Александр ПУКШАНСКИЙ

рukshаnskі@zvіаzdа.bу

Фото Валерия ШИШАНОВА

Источник: http://zviazda.by/ru/news/20170606/1496746401-rasskazyvaem-ob-imenii-pod-vitebskom-gde-zhil-ilya-repin

Репин, Илья Ефимович

Илья  Ефимович Репин (1844—1930) — русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое» .

Преподаватель, был профессором — руководителем мастерской (1894—1907) и ректором (1898—1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников — Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П.

Остроумова-Лебедева, давал также частные уроки В. А. Серову.

В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге. В Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским, который стал его наставником. Обучался, также у Р. К. Жуковского. Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья».

Академия Художеств в Петербурге

«Иов и его друзья» 1869

Во время своего путешествия по Волге в 1870 году написал ряд этюдов и эскизов; по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину «Бурлаки на Волге», оконченную в 1873 году. Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков.

«Бурлаки на Волге»1873

В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование.

«Воскрешение дочери Иаира»

С 1873 года Репин путешествует за границей в качестве пенсионера Академии, где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление. В Париже он пишет «Парижское кафе» и сказочного «Садко»

«Парижское кафе»

«Садко»

Возвращается в Россию летом 1876 года. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву.

В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.

Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Она была закончена только в 1891 году.

“Запорожцы пишут письмо турецкому султану”

В 1882 году переезжает в Петербург, где становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок, к которому он примкнул с 1874 г., став одним из вождей реалистической школы живописи.

На выставках товарищества появляются его картины: «Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879), «Крестный ход в Курской губернии» (1883), «Не ждали» (1884), «Иоанн Грозный и его сын Иван» (1885).

«Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879)

«Крестный ход в Курской губернии» (1883)

«Не ждали» (1884)

«Иоанн Грозный и его сын Иван» (1885)

В 1887 году Репин развёлся с женой. В том же году он вышел из Товарищества художественных передвижных выставок. Ему не нравилось, что передвижники замыкаются в себе и не принимают новых членов, особенно молодых.

В этот же период созданы картины: «Дуэль», «Поприщин» (1882), портреты Ференца Листа и Михаила Глинки (1887), а также портреты П. А. Стрепетовой, Н. И. Пирогова, П. М. Третьякова, И. Н. Крамского, И. С. Тургенева, В. М. Гаршина, В. В. Самойлова, М. С. Щепкина, баронессы Икскуль и многих других.

«Дуэль»,

“Портрет Льва Толстого”

«Афанасий Фет»

«Портрет Д. И. Менделеева»

«Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника»

«Портрет композитора Антона Григорьевича Рубинштейна»

В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.

м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.

На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

На почве переутомления у Репина стала болеть, а потом перестала действовать правая рука, но он научился писать левой рукой.

Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года»

В 1899 году Репин женился на Наталье Нордман и переехал жить к ней в усадьбу «Пенаты» в посёлке Куоккала в Финляндии. Там он провёл последние тридцать лет жизни. Посёлок Куоккала после Октябрьской революции оказался за границей, в составе независимой Финляндии.

Художник скончался 29 сентября 1930 года в Куоккале, где и был похоронен в своем любимом саду рядом с домом.

Политические взгляды

Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта „мерзость“ рухнет».

Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.

Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают…» Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.

Источник: http://lifeglobe.net/blogs/details?id=618

Мемория. Илья Репин — ПОЛИТ.РУ

5 августа (24 июля) 1844 года родился художник Илья Репин

Личное дело

Илья Ефимович Репин (1844 – 1930) родился в городе Чугуев Харьковской губернии в семье военного поселенца. С ранних лет проявив способности к рисованию, помогал родителям, зарабатывая написанием икон и портретов. С 1854 по 1857 год учился в Чугуеве в школе военных топографов.

После упразднения военных поселений школа была закрыта, и Илья Репин стал учеником местного иконописца Ивана Бунакова, вместе с которым расписывал церкви в Харьковской губернии. В возрасте 16 лет присоединился к кочевой артели иконописцев.

В 1863 году, скопив денег, он решил отправиться в Петербург, чтобы учиться в Академии художеств.

С первого раза поступить в академию Репину не удалось, так как он не владел в достаточной мере приемами передачи тени в рисунке. Установив для себя режим суровой экономии, Репин остается в Петербурге и посещает рисовальную школы Общества поощрения художеств.

Там он познакомился с молодым Иваном Крамским, которого позднее назвал своим учителем. Репин вскоре стал лучшим учеником школы и на следующий год успешно сдал вступительный экзамен в академию.

За время учебы Репин получил несколько наград: серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за картину «Иов и его братья» (1869), большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871).

Читайте также:  Автопортрет с желтыми лилиями, н. с. гончарова, 1907

Наряду с традиционными для академии библейскими и историческими сюжетами Репин начинает создавать работы, посвященные современности. Еще студентом он начал картину «Бурлаки на Волге» (1870 – 1873), которая сделала его знаменитым как в России, так и в Западной Европе.

По окончании Академии художеств Илья Репин получил стипендию для заграничной поездки. В 1873 – 1876 годах он побывал во Франции, Италии и Англии. Вернувшись в Россию, Репин провел год в Чугуеве, занимаясь работой над картинами, посвященными современной жизни. С 1877 года он поселился в Москве.

Часто посещал имение Саввы Мамонтова Абрамцево. В Москве были созданы многие знаменитые работы художника, например, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Крестный ход в Курской губернии». В 1882 году Репин перебрался в Петербург, откуда часто совершал длительные поездки по России.

Побывал на Украине, в Курской губернии, на Кавказе. В 1891 – 1892 годах в обеих столицах с большим успехом прошли персональные выставки Репина. С 1894 года он стал профессором Академии художеств.

Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников», поддерживая близость и с объединением «Мир искусства».

В 1899 году Илья Репин купил имение в финском местечке Куоккала, недалеко от Петербурга. Он поселился там, дав своему дому название «Пенаты».

После получения Финляндией независимости, Репин оказался за границей, однако в Советской России продолжали считать его своим художником. В 1924 году в честь 80-летия Репина в Москве и Ленинграде прошли его выставки.

Несмотря на неоднократные приглашения, в Россию художник так и не переехал. Умер Илья Репин в «Пенатах» 29 сентября 1930 года.

Чем знаменит

Выдающийся русских художник-реалист, создавший множество работ в самых разных жанрах: исторические полотна, портреты, социальные картины о современной жизни, книжные иллюстрации. Его картины стали энциклопедией жизни России второй половины XIX века.

Наиболее известны картины Репина «Крестный ход в Курской губернии», «Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста», «Торжественное заседание Государственного Совета», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный и сын его Иван», портреты Модеста Мусоргского, Павла Третьякова, Льва Толстого, дочери Веры («Осенний букет») и другие.

О чем надо знать

Значительно менее известна религиозная живопись Ильи Репина. Между тем, этому жанру он посвятил как свои студенческие работы, так и картины последних лет жизни. В качестве выпускной работы в Академии художеств он представил полотно на евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира».

Как вспоминал потом Репин, он постарался передать, как восприняли бы члены его семьи, если бы некто «обладавший даром целителя», смог вернуть жизнь его рано умершей сестре Усте. В результате академический сюжет превратился в «живую картину жизни».

Работа 1888 года «Святитель Николай Мирликийский, спасающий трех невинных от казни», отражая сюжет из жития святого, была одновременно и остро социальной картиной, в которой художник выразил свой призыв к отмене смертной казни в России. В 1890 году Репин начал работу над картиной «Изыди от меня, сатана», продлившуюся десять лет.

Чтобы «увидеть своими глазами древние стены и природу, в окружении которой жили люди, описанные в Библии», художник посетил Палестину. Картина находилась в музее города Харькова и погибла во время войны. Одной из последних работ Репина стала «Голгофа» (1922 – 1925), которая ныне находится в музее города Принстон в США.

Прямая речь

Я не могу заниматься непосредственным творчеством, делать из своих картин ковры, ласкающие глаз… Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворять мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст.

Илья Репин

Меня охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина. Вот она, вещь, в уровень таланту… И как написано, боже, как написано!… Что такое убийство, совершенное зверем и психопатом?..

Отец ударил своего сына жезлом в висок! Минута… В ужасе закричал… схватил его, присел на пол, приподнял его… зажал одной рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев)… а сам орет… Этот зверь, воющий от ужаса… Что за дело, что в картине на полу уже целая лужа крови на том месте, куда упал на пол сын виском… Эта сцена действительно полна сумрака и какого-то натурального трагизма…

Иван Крамской о картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван»

Прощайте, прощайте, милые друзья! Мне много было отпущено счастья на земле: мне так незаслуженно везло в жизни. Я, кажется, вовсе не стою моей славы, но я о ней не хлопотал, и теперь, распростёртый в прахе, благодарю, благодарю, совершенно растроганный добрым миром, так щедро всегда меня прославлявшим.

Из одного из последних писем Ильи Репина

12 фактов об Илье Репине

  • В 1872 году Илья Репин женился на дочери архитектора Вере Шевцовой. У них родились три дочери и сын. В 1884 году Вера покинула мужа, узнав о его связях с другими женщинами. Официальный развод состоялся три года спустя. Второй женой Репина стала писательница Наталья Борисовна Нордман (Северова).
  • Юрий Ильич Репин тоже стал известным художником.
  • В 1940 году Куоккала вновь вошла в состав России. Усадьба Репина стала музеем. Во время Второй мировой войны музей сгорел, но был восстановлен и в 1962 году открыт вновь. С 1948 года Куоккала получила новое название – Репино.
  • Мемориальные музеи Репина есть также в Чугуеве, в селе Ширяево Самарской области и в усадьба Здравнево под Витебском.
  • Среди учеников Репина были Валентин Серов, Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Иван Куликов, Филипп Малявин и другие художники.
  • Приезд Репина в Париж в 1874 году совпал с первой выставкой импрессионистов. Он отнесся к их творчеству двойственно. С одной стороны, Репин высоко оценили передачу света в работах импрессионистов, но одновременно их творчество показалось Репину «легковесным» с социальной точки зрения.
  • Когда из-за переутомления у Репина стала болеть, а потом перестала действовать правая рука, он научился писать левой рукой.
  • Для работы над картиной «Царевна Софья» жена Репина сшила одеяние царевны по эскизам из Оружейной палаты Кремля. В нем художнику позировали мать Валентина Серова и жена композитора Бларамберга.
  • Александр III в 1885 году запретил показ картины «Иван Грозный и сын его Иван», а П. М. Третьякову, который ее приобрел, предписывалось «не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения её в публике какими-либо другими способами». Запрет был снят через три месяца.
  • 16 января 1913 года молодой старообрядец Абрам Балашов нанес три удала ножом по картине «Иван Грозный и сын его Иван». Репину пришлось заново написать лица царя и его сына. Хранитель Третьяковской галереи Егор Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.
  • Не существует общепринятого объяснения, почему на картине Репина «Бурлаки на Волге» торговый флаг России изображен вверх ногами.
  • В селе Тамбовка Мелитопольского района Запорожской области установлена скульптурная композиция «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану».

Материалы об Илье Репине

Статья об Илье Репине в русской Википедии

И. Е. Репин «Далекое близкое»

Илья Репин на сайте «Энциклопедия русской живописи»

Статья об Илье Репине в энциклопедии «Кругосвет»

Источник: http://polit.ru/news/2016/08/05/repin/

Репин Илья Ефимович (1844 — 1930)

И.Е. Репин принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19-го века. Его творчество олицетворяет собой высшие достижения живописи
передвижников, стремившихся сделать искусство понятным и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни.

Репин не признавал «Искусства для искусства». » Я не могу заниматься непосредственным творчеством, — писал он, — делать из своих картин ковры, ласкающие глаз…приноравливаясь к новым веяниям времени.

Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст.»

Репин был величайшим реалистом. Его искусство, основанное на глубоко реалистической основе, отвечает на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.

Родился Репин в 1844 году в г.Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей.

Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками.

Тронька подарил краски Илье, и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни.

Начальное обучение рисованию Репин получил в школе военных топографов. Но мечта о высоком искусстве влекла его в Академию художеств. Когда ему исполнилось 19 лет, Репин смог поехать в Петербург. Здесь он сначала поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников, а в 1864 году был принят в Академию.

Первые годы учения были для Репина очень трудными. Он испытывал крайнюю нужду и впоследствии так вспоминал об этом времени: «Чтобы погибнуть от голода, я бросался на всякую работу — красил на домах железные крыши, красил экипажи и даже железные ведра.» Родители не могли помочь, так как сами очень нуждались.

Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры.

Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. Много учился на написании портретов близких и друзей.

Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно «Бурлаки на Волге», которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами.

Полотно «Бурлаки на Волге» на академической выставке 1873 года стало событием общественной жизни. Художник , казалось, в простой жанровой картине сумел воплотить большие идеи своей эпохи, создав монументальное произведение.

В 1871 году Репин закончил Академию художеств с Большой Золотой медалью, полученной за программное произведение на заданную тему «Воскрешение дочери Иаира». Также он получил право на пенсионерскую поездку за границу для повышения своего мастерства. За границей он пробыл 3 года, и раньше положенного срока вернулся на родину, в Чугуев. Здесь Репин много и плодотворно работает.

Еще во время работы над образами к картине «Бурлаки на Волге» художник много размышляет о несправедливом устроении жизни, о нищете и бесправии трудового люда. Стал прислушиваться к революционным идеям, которые в то время активно витали в обществе. Под влиянием этих идей Репин создает много произведений на эту тему.

Репин прожил долгую жизнь. И каждая минута ее была отдана творчеству. Он писал портреты, картины на исторические, бытовые сюжеты. К старости он так перетрудил руку, что она начала сохнуть. Тогда Репин научился держать кисть в левой руке — жить и не писать он не мог.

Весьма значительна и его деятельность как педагога. Репин преподавал в Академии художеств. Также он написал талантливую книгу воспоминаний «Далекое близкое».

С 1900 года Репин поселяется на даче «Пенаты» в Куоккала и постепенно отходит от художественной жизни. После революции местечко Куоккала остается за границей, в Финляндии. Первое время его еще навещают русские художники, но с годами эта связь ослабевает.

Репин болезненно переживает оторванность от жизни, продолжает живо интересоваться событиями в России. Он очень хотел вернуться, но дочь Вера была категорически против, к тому же помешала болезнь. 29 сентября 1930 года его не стало.

Творческое наследие Репина очень велико. Популярность художника в мире с годами не ослабевает, так как оно всегда близко и понятно людям.

Источник: http://cvetamira.ru/repin-ilya-efimovich-1844-1930

Репин И.Е

Для увеличения — нажмите на изображение

Автопортрет. 1887

 «Ну, знаете, если какому-нибудь художнику не нравится Репин, то это не художник, а просто балда!»

Крымов Н.П.

 Русский художник Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 года в городе Чугуеве Харьковской губернии в Украине. Художественные способности у мальчика впервые обнаружились когда он помогал матери расписывать пасхальные яйца.

Однако мать не имела возможности дать Илье художественное образование, и мальчик был отдан в местную школу топографов. После того как школа была закрыта, юноша поступил в мастерскую иконописца Н. Бунакова.

Здесь Репин получил необходимые навыки, и с пятнадцати лет стал принимать участие в росписи сельских церквей. 

В 1863 году 19-летний Репин скопил 100 рублей и поехал в Петербург поступать в Академию художеств. Однако поступить в Академию с первого раза ему не удалось, и Репин поступил в подготовительную художественную школу Общества поощрения художеств. Одним из преподавателей в художественной школе у молодого художника был И.Н. Крамской, ставший впоследствии его наставником на долгие годы.

В январе 1864 года Репин был принят в Академию художеств вольнослушателем. Материальное положение художника в этот период было очень тяжелое, и ему приходилось браться даже за малярные работы.

Во время учебы в Академии наряду с академическими произведениями на исторические, мифологические, библейские темы, среди которых «Похищение сабинянок», «Голгофа», «Избиение первенцев египетских», «Иов и его друзья» Илья Ефимович также писал работы по собственному желанию: портрет «Академического сторожа», «Воздушный поцелуй, или Приготовление к экзаменам».

Одна из наиболее известных картин Репина «Бурлаки на Волге», которую он писал с 1870 по 1873 год. Сюжет картины возник у художника во время его прогулки под Петербургом: на Неве он увидел рядом с прогуливающимися барышнями и кавалерами черных от пота и грязи, оборванных бурлаков, тянущих баржу. Впечатлившись увиденным, Илья Ефимович совершил две поездки на Волгу, чтобы собрать там типажи.

Впоследствии картина «Бурлаки» была показана на многих европейских выставках и имела большой успех. После «Бурлаков» Репин окончательно в своем творчестве выбрал путь реалистического искусства. В 1871 году уже состоявшийся художник Репин окончил Академию художеств. Тема его дипломной работы на соискание премии — Золотой медали, — «Воскрешение дочери Иаира».

Илья Ефимович блестяще справился с поставленной задачей: он сумел передать в картине жизненные, правдивые черты и получил Золотую медаль, что дало ему право на заграничную поездку за казенный счет. Многие наши современники сходятся во мнении, что это была одна из лучших дипломных работ за все время существования Академии художеств.

Ещё в юношеском возрасте Репин стал наибольшее внимание уделять портретам. Когда художнику было пятнадцать лет, он начал писать портреты близких ему людей: матери, брата, своего друга А.В. Прахова. В 1869 году живописец запечатлел молодую В.А. Шевцову, которая впоследствии стала его женой. В 1873 году Репин впервые пишет портрет своего близкого друга, известного художественного критика В.

Читайте также:  «смерть прокриды», пьеро ди козимо — описание картины

В. Стасова. Однако известность художник получил после написания группового портрета «Славянские композиторы» в 1871 году. На картине были изображены 22 фигуры, среди которых были известные русские, чешские и польские композиторы. Успех картины был значителен, а сам Репин получил за нее 1500 рублей.

Этот гонорар оказался очень кстати: в феврале 1872 года Илья Ефимович женился на семнадцатилетней В.А. Шевцовой. В 1873 г. Репин в качестве пенсионера вместе со своей семьей отправился в Париж. Однако живописец был не в восторге от французского искусства импрессионизма. Также художник посетил Италию и Австрию.

За границей Репин пишет произведения «Продавец новостей в Париже», «Парижское кафе», «Еврей на молитве», «Девочка-рыбачка», портрет И.С. Тургенева. В качестве отчета о пенсионерской поездке перед Академией художеств он пишет картину «Садко». В июле 1876 года Илья Ефимович Репин возвращается в Россию, после чего осенью того же года едет в Чугуев повидать родных.

Результатом этой поездки стали картины художника о провинциальной жизни: «Мужик с дурным глазом», «Мужичок из робких», « Протодиакон », « По грязной дороге», эскиз «Крестного хода», «Возвращение с войны» «В волости», «На родину» — все произведения написаны в 1877 году. Картины «Протодиакон» и «Мужичок из робких» экспонировались на VI выставке передвижников 1878 году.

В сентябре 1877 живописец переезжает в Москву, где в последующие пять лет создает несколько выдающихся произведений: «Крестный ход в дубовом лесу», «Крестный ход в Курской губернии» (закончен в Петербурге), «Царевна Софья». В период пребывания Ильи Ефимовича Репина в Москве большое значение для него имело знакомство с семьей Мамонтовых.

В своем имении Абрамцево Мамонтовы создали мастерскую, где проводили время многие молодые и известные художники, среди которых был и Репин. Именно там в 1878 году художнику впервые попался текст послания казаков турецкому султану. Сюжет настолько захватил Репина, что в тот же день он набросал эскиз.

После этого Илья Ефимович в течении нескольких лет изучал историческую литературу, путешествовал по местам Запорожской Сечи. В результате в 1891 году была закончена картина «Запорожцы». Произведение имело огромный успех и была приобретена императором Александром III за 35 000 рублей. Репин был тесно знаком с известным русским меценатом и коллекционером Третьяковым.

За картину «Крестный ход в Курской губернии» художник получил от него крупную сумму денег. На полученный гонорар в 1883 году живописец вместе со Стасовым едет в Париж. В своем творчестве Илья Ефимович уделил место и революционной тематике. Художник пишет картины «Под конвоем» (1876), «Сходка» (1883), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста» (1878-92), «Отказ от исповеди» (1879-85).

Одно из самых известных произведений Репина картина «Иоанн Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», написанная в 1885 году. Картина была выставлена на XIII выставке передвижников в Петербурге. Однако после первого дня показа на выставке в Москве полотно было приказано убрать. Больших усилий стоило получить разрешение выставить картину в частной коллекции П.М.

Третьякова, который ее приобрел. В 1880-е годы Илья Ефимович Репин пишет ряд портретов: химика Д.И. Менделеева, военного инженера А.И. Дельвига, П.М. Третьякова, М.И. Глинки, В.И. Икскуль фон Гильдебрандт, итальянской артистки Э. Дузе, Т.Л. Толстой, певицы А.Н. Мола, дочери Третьякова А.П. Боткиной, жены врача и другие. В этот же период Репин тесно сошелся с великим русским писателем Л.Н.

Толстым. Художник написал множество портретов Толстого и членов его семьи. Он запечатлел Толстого в разные периоды его жизни и в самой различной обстановке — «Л.Н. Толстой в кабинете под сводами», «Толстой на отдыхе в лесу», «Толстой на молитве», «Толстой на пашне». Кроме того Репин проиллюстрировал некоторые произведения Толстого. В 1887 году Репин расходится с женой Верой Алексеевной.

В том же году Илья Ефимович выходит из Товарищества передвижных художественных выставок, обвинив его в бюрократизме. Кроме того ухудшилось здоровье художника. Чтобы обрести душевную гармонию, он приобретает имение Здравнево в Витебской губернии на берегу Западной Двины, занимается хозяйством и творческой деятельностью. В 1894-1907 годах — Репин руководитель мастерской в Академии художеств.

В 1901 году Илья Ефимович получив правительственный заказ, начинает монументальное полотно «Государственный совет». Художнику было дано разрешение посещать все заседания совета с правом писать, рисовать с натуры, фотографировать. Произведение было завершено через два года. Площадь полотна составила 35 кв. метров. «Государственный совет» стал последним большим произведением Ильи Ефимовича.

В 1899 году Репин женится во второй раз. Его избранницей стала Наталья Борисовна Нордман-Северова. В 1900 году они переезжают на дачу «Пенаты», в местечке Куоккала на Карельском перешейке, недалеко от Петербурга, где прошли последние тридцать лет жизни Репина. В 1917 году был отмечен 45-летний юбилей творческой деятельности художника. А в 1918 году Илья Ефимович, проживающий в «Пенатах», был отрезан от России в результате войны с белофиннами. Настали трудные времена. Чтобы прокормить себя, художник был вынужден продать некоторые свои картины. В 1926 году Репин получает приглашение от советского правительства приехать в СССР, однако здоровье не позволило этого сделать. Умер художник Илья Ефимович Репин 29 сентября 1930 года.

*   *   *

Галерея (313 изображений)

*   *   *

 Историко-биографический фильм «Далекое и близкое Ильи Репина» (Из коллекции «Тайники русского музея» видеостудии «Кварт»)

Год выпуска: 2007Продолжительность: 00:25:59Формат: aviРазмер: 173 МбРежиссер: Г. ИвановаНи один художник не представлен в Русском музее так полно, как Илья Ефимович Репин.

Письма, статьи, многочисленные воспоминания современников и, конечно, книга художника «Далекое – близкое», которая определяет содержание будущего фильма. Рассказ о сложной, противоречивой натуре художника должен вызвать интерес зрителя.

Скачать для ознакомления: Далекое и близкое Ильи Репина

Источник: http://gorenka.org/index.php/repin-i-e

Репин Илья Ефимович — картины, биография, творчество художника

Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он… не написал. Великий представитель русского реализма в живописи… страстно увлекавшийся другими творческими методами.

Классик, снискавший прижизненную славу в СССР, но закончивший жизненный путь в буржуазной Финляндии и… на территории Санкт-Петербурга одновременно.

Творец, оставивший множество гениальных полотен, и… находивший время для множества других занятий — от преподавания и мемуаристики с публицистикой до насыщенной личной жизни и постоянных приемов гостей.

Догадались, о ком речь? Да, этот художник — Репин Илья Ефимович. Кто не знает его картин «Бурлаки на Волге», «Запорожцы», «Не ждали», «Лев Толстой на пашне», «Иван Грозный убивает сына», и кто не произносил в непростой ситуации «картина Репина «Приплыли»»! Так что вполне естественный интерес потомков вызывает краткая биография Ильи Репина, которую я с удовольствием изложу.

Биография художника Ильи Репина

Детство и юность

Родился Илья Ефимович 5 августа (24 июля ст.ст.) 1844 года. Родной город живописца — Чугуев Харьковской губернии. Отец, Ефим Васильевич — отставной военный, торговавший лошадьми, пригоняя табуны с Донщины.

Мать, Татьяна Степановна, шила и продавала шубы, много занималась образованием собственных детей, да еще и организовала для горожан всех возрастов маленькую школу, где преподавались Закон Божий, арифметика и грамота.

Дар художника у Илюши проявился благодаря двоюродному брату Трофиму, принесшему в дом Репиных акварельные краски и раскрасившему арбуз на странице детской азбуки. Увидев «ожившую» ягоду, словно по волшебству ставшую сочной и яркой, мальчик так увлекся рисованием, что маме стоило труда уговорить его отложить кисточку и покушать.

https://www.youtube.com/watch?v=qUwe3lyABTg

В возрасте 11 лет Илья начал учебу в школе топографов, считавшейся в Чугуеве престижной, но спустя два года закрывшейся.

Не растерявшись, отрок нашел первое применение таланту в иконописной мастерской местного художника Ивана Бунакова.

А в шестнадцать лет вступил во взрослую жизнь — расстался с родительской семьей и первым наставником, получив приглашение в артель кочевых богомазов с месячным жалованием 25 рублей.

Летом 1863 года Илья оказался неподалеку от города Острогожска Воронежской губернии, где родился знаменитый Иван Крамской. Местные жители поведали артельщикам о земляке, к тому моменту семь лет как уехавшему в Санкт-Петербург и поступившему в Академию художеств. Услыхав эту историю, юный Репин скопил немного денег и по примеру Крамского подался в столицу.

Первые достижения

Первая попытка юноши попасть в Академию была провальной, но он не сплоховал — снял комнатушку в мансарде и пошел в рисовальную школу, где вскоре стал лучшим учеником. Со второго раза Илья сдал экзамен, а плату за его учебу внес известный благотворитель Федор Прянишников.

Написанные в годы обучения первые картины Ильи Репина были удостоены нескольких наград вплоть до большой золотой медали за «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Это полотно и принесло молодому живописцу первую славу, докатившуюся до Москвы.

Как результат владелец гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков именно Репину заказал картину с изображением знаменитых славянских композиторов.

После многих лет нужды гонорар в 1500 рублей показался художнику огромным, и к 1872 году он блестяще справился с заказом.

Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге».

Замысел картины возник в конце 1860-х во время работы над этюдами на Неве, когда Репина поразил контраст между беззаботно гуляющей по берегу публикой и изможденными людьми, тянущими баржи на лямках.

В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.

Завершенные в 1873 году «Бурлаки» произвели фурор как в России, так и далеко за рубежом, покорив публику горячей искренностью автора, тщательной прорисовкой персонажей и ассоциациями группы обездоленных бурлаков с процессией проклятых из дантовской «Божественной комедии».

Из Петербурга в Москву — через Париж и Чугуев

Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет, и дочка немножко подросла.

Супруги посетили Вену, Венецию, Неаполь, Рим и Флоренцию, после чего на три года поселились в Париже, сняв квартиру и мастерскую. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.

Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.

Вернувшись на родину, чета Репиных неполный год прожила в Чугуеве. Малороссийские (украинские) мотивы обогатили творчество живописца, включая знаменитых «Запорожцев» (1891), сочиняющих жестко-юморной ответ на ультиматум турецкого султана.

Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.

Московский период начался с неоднозначно воспринятой критиками исторической картины «Царевна Софья», после которой Репин создал множество портретов выдающихся современников (композитора Мусоргского, писателей Толстого и Тургенева, мецената Третьякова и др.

), начал писать шедевральный «Крестный ход в Курской губернии» (1883), сделал наброски «Ивана Грозного», «Запорожцев» и других известных полотен.

Тем временем в семье Репиных появилось четверо родных детей (три дочери и сын) и поселившийся в доме наставника юный Валентин Серов, благодаря покровительству Ильи Ефимовича ставший видным художником-портретистом. Сам Репин охотно писал портреты близких, а наилучшим из них я считаю изображение старшей дочери Веры Ильиничны «Осенний букет».

Снова в Северной столице

Почувствовав, что Москва стала утомлять его, художник с семьей и огромным багажом переехал обратно в Санкт-Петербург, где жил с 1882 по 1900 год. Здесь вышли из-под кисти великие произведения Репина Ильи Ефимовича— историческое полотно «Иван Грозный и сын его Иван» и картина возвращения из ссылки революционера-разночинца «Не ждали».

Название последней спустя много лет помогло родиться выражению «Картина Репина «Приплыли»». Основная версия его происхождения — посетители Сумского художественного музея по ошибке отнесли к работам Ильи Ефимовича висевшее рядом с ними произведение Льва Соловьева под оригинальным названием «Монахи. Не туда заехали». А картиной «Приплыли» окрестили по ассоциации с «Не ждали»!

Куоккала — Репино

С 1900-го и до кончины 29 сентября 1930 года Репин жил в имении Пенаты в Куоккале, которая в 1918-м стала территорией Финляндии, а после Второй мировой отошла к СССР.

Вопреки стараниям советского руководства, при жизни великий живописец не вернулся в Россию, не желая оставлять насиженное место в преклонном возрасте.

Зато теперь экс-Куоккала называется Репино и входит в состав города Санкт-Петербурга.

Илья Ефимович был женат дважды. Вера Алексеевна ушла от знаменитого мужа, не выдержав тягот «салонной жизни» и повышенного внимания к нему поклонниц. Детей чета поделила поровну: старшие Вера и Надежда — мужу, младшие Юрий и Татьяна — жене.

Вторая супруга — писательница Наталья Нордман-Северова, к которой Репин и переехал в Пенаты. Заболев туберкулезом, Наталья Борисовна оставила имение мужу, отказалась от его денег и уехала лечиться в Швейцарию, где скончалась в 1914 году.

Их общая дочь прожила на этом свете две недели.

Илья Ефимович продолжал работать до самой смерти в возрасте 86 лет, даже после того, как его перестала слушаться правая рука. Живописец научился писать левой рукой и картины, и письма, которые в последние годы стали для него последним способом общения с друзьями, находящимися в СССР.

Музеи Репина, кроме Пенат, находятся в Самарской области, г. Чугуеве и под Витебском.

Картины Ильи Репина

Бурлаки на ВолгеНе ждалиЗапорожцыПортрет императора Николая IIСадкоИскушениеДуэльОсенний букетТайная вечеря

Источник: http://surzhyk.org/repin-ilya-efimovich/

Илья ефимович репин — художники

«ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН»

Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Художник писал: «Искусство я люблю больше добродетели… Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, — неизлечимо.

Читайте также:  Мальмезон, франция - описание и адрес музея

Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, — оно всегда и везде в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях — лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни.

И радости, и горести — радости до счастья, горести до смерти — все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни».

Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 года в небольшом украинском городе Чугуеве, неподалеку от Харькова. «Я родился военным поселянином. Это звание очень презренное — ниже поселян считались разве что крепостные», — писал позднее художник.

Как и многие дети военных поселян, Репин поступил в военную школу, на отделение топографии. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Однако мальчику не повезло, потому что отделение было вскоре закрыто.

Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову.

Почти четыре года Илья проработал в артели художников, где занимался писанием икон и реставрацией старинных иконостасов. Но он мечтает о большем. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург.

Но поступить в Академию художеств ему не удается, поскольку он не знал классического рисунка. Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И.Н. Крамской. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости.

С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина.

По рекомендации Крамского через два месяца Репин был принят вольнослушателем в академию. В конце первого курса за картину «Плач Иеремии на развалинах Иерусалима» он получил высшую оценку и стал студентом академии. Параллельно с учебой Илья посещал вечера в доме Крамского, где собирались члены артели передвижников. Общение с ними и определило его творческое кредо.

В 1871 году Репин завершает обучение в академии участием в конкурсе на Большую золотую медаль. Он пишет картину на евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира». Картина получила высокую оценку в академии. Репину была присуждена Большая золотая медаль, которая давала право на шестилетнюю поездку за границу за счет академии.

В 1873 году Репин завершает картину «Бурлаки на Волге». Сюжет ее возник у художника еще в 1868 году, во время воскресной прогулки по Неве.

«ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН»

Репина поразил контраст между встретившейся ватагой бурлаков и «чистым ароматным цветником господ». В своих воспоминаниях он пишет, что «своим тяжелым эффектом бурлаки, как темная туча, заслонили веселое солнце; я уже тянулся вслед за ними, пока они не скрылись с глаз».

В мае 1870 года вместе с художником Ф. Васильевым Репин поехал на Волгу, где делал зарисовки и этюды к задуманной картине. «Бурлаки» были показаны на всемирной выставке в Вене и принесли художнику европейскую известность. Ее приобрел для своего собрания один из великих князей.

В.В. Стасов пишет: «…Не для того, чтобы разжалобить и вырвать гражданские вздохи, писал свою картину г. Репин: его поразили виденные типы и характеры, в нем жива была потребность нарисовать далекую, безвестную русскую жизнь, и он сделал из своей картины такую сцену, для которой ровню сыщешь разве только в глубочайших созданиях Гоголя».

В мае 1873 года Репин уезжает за границу как пенсионер Академии художеств. Он едет вместе с женой и маленьким ребенком, своей первой дочерью Верой. Женился Репин в феврале 1872 года, его избранницей стала Вера Алексеевна Шевцова.

Около трех лет художник провел в Париже. Он не в восторге от современного искусства. Стасову он пишет: «Учиться нам здесь нечему… у них принцип другой, другая задача, миросозерцание другое». Он пишет этюды парижского предместья, уличные сцены, портреты (в частности, И.С. Тургенева), задумывает и выполняет большую картину «Парижское кафе».

В 1876 году Репин пишет портрет жены, поясной, в сером платье и черной шляпке со страусовым пером. Облик Веры Алексеевны полон изящества. В ее туалете чувствуется парижский вкус.

В том же году Репин возвращается в Россию. Здесь, уже на русской земле, он пишет замечательную картину «На дерновой скамье», представляющую собой групповой портрет в пейзаже. Художник И.Э. Грабарь так откликнулся на это произведение: «Блестящая по мастерству, свежая и сочная, она принадлежит к лучшим пейзажным мотивам, когда-либо написанным Репиным».

Репин с семьей едет в Чугуев, в свои родные места. Из работ этого периода выделяются этюд «Мужичок из робких» (1877) и портрет «Протодьякон» (1877).

Композитор М. Мусоргский в письме к Стасову пишет: «…видел «Протодьякона», созданного нашим славным Ильей Репиным. Да ведь это целая огнедышащая гора! а глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь!»

«Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году.

Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых.

«ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН»

Он еще не раз бывал здесь с семьей, много работал, писал портреты, в частности, самого Мамонтова и его супруги, пейзажи и натюрморты.

С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879).

Учитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. Он писал, что образ царевны «соответствует истории». А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности… Он не драматик, он не историк».

Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи.

Толпа разных сословий и состояний, собранная воедино свершением религиозного обряда, давала как бы наглядный разрез существующих в действительности отношений между слоями русского общества.

Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности.

Также в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему — «Под жандармским конвоем» (1876). Далее художник не раз обращается к образу революционера.

В «Аресте пропагандиста» (1880-1889) главный герой — молодой революционер, схваченный полицией. Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного.

Художник талантливо показал одиночество героя среди людей, во имя которых он отдал свою свободу.

К этому циклу примыкают картина «Отказ от исповеди», «Сходка», «Не ждали» (1884).

«Вместе с членами семьи все наше внимание обращено на входящего мужчину. Он в стоптанных, много хоженых сапогах, рыжем армяке, выгоревшем на солнце и не раз омытом дождями.

Глаза ввалились, смотрят испытующе и выжидательно, губы привычно сжаты, а пальцы, неуклюже высвободившись из-под слишком длинного рукава, робко прижимают к себе жалкую шапчонку.

Раз взглянув на него, нельзя забыть этих вопрошающих глаз. Незабываемое лицо!

В лицах и позах родных целая гамма сложнейших чувств, выраженных у каждого из них по-разному — радость, изумление, испуг; даже равнодушие прислуги делает эти переживания еще убедительнее.

Все — каждая поза участников сцены, выражение их лиц, жесты подчинено единой цели — подчеркнуть значительность происходящего события — внезапное появление близкого человека после долгой и трагической разлуки.

«ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН»

Вместе с тем каждая деталь в картине: скромная обстановка комнаты, портреты Некрасова и Шевченко на стене еще глубже раскрывают основной замысел произведения, выявляют те симпатии и устремления, какими жила передовая интеллигенция того времени», — анализирует картину «Не ждали» Н. Шанина.

В 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван».

Жена великого химика Менделеева вспоминает: «Никогда не забуду, как раз неожиданно Илья Ефимович пригласил нас в мастерскую. Осветив закрытую картину, он отдернул занавес.

Перед нами было «Убиение Грозным сына». Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали».

Силу воздействия этого полотна ярко передал Крамской: «Прежде всего меня охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина. Вот она вещь в уровень таланту!..

Выражено и выпукло выдвинута на первый план — нечаянность убийства! Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами.

Отец ударил своего сына жезлом в висок! Минута, и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени, и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Подробность шекспировского комизма… «Иван Грозный» — явление в русской живописи необычайное».

Консервативная же часть русского общества резко осудила картину. Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство».

Картину купил П.М. Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении. Только в 1913 году шедевр увидели зрители.

Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878-1891). Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер.

Создание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий. Уже приближаясь к завершению своего труда, он писал в ноябре 1890 года: «Запорожцев» я еще не кончил.

«ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН»

Какая трудная вещь — кончить картину! Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии!.. Конца не предвижу: туго идет. Совсем на время картину закрыл».

12 лет работал Репин над историческим полотном, запечатлевшим свободолюбивых людей, воплотившим возвышенный дух запорожской вольницы. Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены. Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним. Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств.

«Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену — 35000 рублей. Цена была настолько большой, что даже Третьяков был не в состоянии ее купить. Картину приобрел Александр III.

Конец восьмидесятых — тяжелые годы для Репина. В 1887 году он расходится с женой. С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню, и сына Юрия берет мать. В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. В 1888 году он возвращается, но в 1890 году окончательно покидает Товарищество, не соглашаясь с изменением его Устава.

В результате всех этих переживаний, душевной тоски, творческого перенапряжения предыдущих многих лет здоровье Репина пошатнулось. Он пишет 7 марта 1889 года Н.В. Стасовой: «У меня просто переутомление, должно быть, всех нервов: почти работать не могу… Только мысли мрачные вследствие недомогания. Думаешь умрешь, и все останется недомалеванным».

Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после продажи «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины.

Некоторое время Репин увлекается новым своим положением — занимается пристройкой к дому мастерской и другими хозяйственными делами.

Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры — «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем.

Репин вошел в историю как крупнейший художник-портретист. Он создал целую галерею портретов своих современников: М.П. Мусоргского (1881), А.Г. Рубинштейна (1881), В.И. Сурикова (1885), А.И. Дельвига (1882), Д.И. Менделеева (1885), П.М.

Третьякова (1883), М.И. Глинки (1887), И.Н. Крамского (1882), Т.Л. Толстого (1893), А.П. Боткиной (1900), В.А. Серова (1901), Л.Н. Андреева (1904), Н.А. Морозова (1910), В.Г. Короленко (1912), В.М. Бехтерева (1913), П.П. Чистякова (1914).

За каждым изображением стоит незаурядная личность. И.Э. Грабарь справедливо замечает, что «такой потрясающей портретной галереи, какую оставил нам Репин, не было создано никем».

Он писал портреты быстро, иногда видя свою модель урывками, писал даже по памяти, как, например, Льва Толстого, лежащего под деревом.

Настоящим шедевром является портрет композитора Мусоргского, друга Репина, написанный накануне смерти великого музыканта. Крамской, сам блестящий портретист, увидев портрет Мусоргского, по словам Стасова, «просто ахнул от удивления». Стасов писал Третьякову: «Портрет Мусоргского кисти Репина — одно из величайших созданий всего русского искусства».

Другой шедевр художника — портрет А.Ф. Писемского. Грабарь не скрывает своего восторга: «Здесь не просто рядовой портрет знаменитого писателя… а из ряда вон выходящее художественное произведение. Не надо знать изображенного лично, чтобы не сомневаться в силе и правде этой характеристики».

В 1901 году Илья Ефимович приступает к работе над грандиозным (4,62×8,53 метра) групповым портретом «Торжественное заседание Государственного совета». В работе над картиной Репину помогали его ученики Кустодиев и Куликов.

Художник дал блестящее по силе обобщения изображение правящей верхушки России. Работа над этой картиной продолжалась несколько лет. Замысел картины в процессе работы несколько раз менялся, и традиционный официальный портрет постепенно превратился в глубокое эпическое полотно.

В 1899 году Репин сочетался вторым браком с Натальей Борисовной Нордман-Северовой. Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга.

До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». В его дом каждую среду съезжались гости. Здесь читали свои произведения Л. Андреев, М. Горький, В. Короленко, пел Ф.

Шаляпин, приезжали В. Бехтерев и И. Павлов.

Наталья Борисовна была культурной женщиной, обладавшей властным характером. Она организовала такой порядок жизни, чтобы Репину можно было спокойно работать. Нордман умерла в 1914 году от туберкулеза.

После Октябрьской революции Куоккала оказывается за пределами нового советского государства. Репин так больше и не вернулся в Россию. Он умер в «Пенатах» 29 сентября 1930 года.

Источник: http://the100.ru/painter/ilya-repin.html

Ссылка на основную публикацию