Благовещение, джорджо вазари — анализ картины

Джорджо Вазари. Основоположник искусствознания

Посвятив всю свою жизнь созданию шедевров архитектуры и живописи, Джорджо Вазари вошел в историю по большей части как создатель «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».

Этот труд стал уникальным явлением, вобрав в себя 178 биографий художников эпохи Возрождения, с описанием нескольких их работ.

Некоторые произведения Вазари поистине гениальны и не уступают творениям его учителя — Микеланджело, однако они не обрели столь невероятной популярности.

Родился 30 июля 1511 года в городе Ареццо, Италия. Наблюдая за отцом, занимавшимся гончарным ремеслом, юный Вазари решил посвятить свою жизнь искусству. Первым его учителем стал французский художник Гильом де Марсилья, приехавший в город расписывать витражи в местной церкви. 

В возрасте тринадцати лет Джорджо Вазари едет во Флоренцию, где учится и работает в мастерских именитых итальянских художников Андреа дель Сарто и Микеланджело.

Микеланджело оказал особое влияние на стиль письма будущего живописца, под его чутким руководством Вазари нашел для себя то направление архитектуры и живописи, основы которого отражены во всех работах мастера. Вазари начинает творить в стиле маньеризма.

Для художников-маньеристов характерны деформированность форм изображения, преувеличенность, неестественность пропорций фигуры. Главная тема — неустойчивость мира, его непостоянность, неспособность человека противостоять судьбе, высшим силам природы, которые оказываются сильнее.

Художники создают изображение согласно своему мироощущению, при этом их персонажи обладают аристократической замкнутостью характера. Это направление является частью эпохи Возрождения, отражает кризис гуманистических идеалов.

В картинах преобладает холодная цветовая гамма и темные оттенки.

Джорджо Вазари служит художником при дворе кардинала Медичи, который в скором времени покидает город из-за сложной ситуации в стране. За это время Вазари совместно с Аллори успевает расписать Студиоло Франческо в Палаццо Веккьо. Вазари отправляется домой.

В Ареццо он получает ряд заказов, создает фрески. Там же встречается с итальянским живописцем Россо, который делится секретами мастерства с молодым художником. Одну из своих картин Вазари пишет по его рисункам. Позже в своих «Жизнеописаниях…

», в знак благодарности, Вазари одну из глав посвятит своему наставнику, описав его труды и жизненный путь. 

Эти годы стали тяжелым этапом в жизни художника. Умер его отец, оставив семью без средств к существованию. Чтобы хоть как-то обеспечить пятерых своих братьев и сестер, Вазари готов взяться за любую работу. В эти же годы он обучается искусству серебряного и золотого ремесла и снова возвращается во Флоренцию.

1529 год становится судьбоносным для флорентийцев: республика осаждена войском испанского императора Карла V. Вазари вынужден уехать, он направляется в Пизу, где продолжает заниматься живописью.

В поисках работы, художник много путешествует по стране и в скором времени вновь встречает герцога Ипполито Медичи, который приглашает его в Рим, трудиться под своим покровительством.

Через некоторое время Медичи заказывает Вазари написание картины «Венера и Грации». 

В 1531 году Карлу V удалось восстановить власть семейства во Флоренции и Джорджо Вазари возвращается во двор к Александру Медичи, который является большим ценителем живописи. Следующие годы становятся более плодотворными в жизни Вазари как художника. Он занимается написанием картин, преподает архитектуру и декоративное искусство.

В то же время получает большой заказ: ему поручено декорирование местности по случаю посещения Карлом V Рима. В эти годы он пишет картину «Благовещение» для монастыря св. Клары в Ареццо. На первый взгляд кажется, что Вазари приобретает заслуженную популярность, однако большинство его заказов по-прежнему составляют копии с произведений известных живописцев.

Собственные же картины выходят из-под пера художника гораздо реже.

1537 году Александр Медичи убит своим кузеном. К тому моменту, Вазари считается достаточно популярным художником, поэтому получает множество приглашений и заказов.

После недолгих странствий Джоджо Вазари останавливается в северном городе Италии, Болонье, где получает заказ на написание полотна «Трапеза св. Григория». Эта работа считается одной из лучших творений живописца. На картине автор изобразил лица своих современников. 

Одним из лучших творений архитектуры, созданным Вазари, принято считать его собственный особняк, построенный в 1547 году. Также Вазари принимает участие в создании виллы Джулия, построенной по просьбе папы Римского Юлия III. Все здания художника отличаются своеобразной красотой и оригинальностью.

В 1550 году выходит книга, ставшая одним из самых значимых трудов Джорджо Вазари. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» стали первой в своем роде книгой, вобравшей в себя подробную историю жизни и описание работ известнейших итальянских художников ренессанса, в том числе и его собственные.

Ранее подобных сведений, собранных воедино, не было, они отбирались из тщательно подобранных источников (автобиографий, писем, воспоминаний приближенных). Книга стала своеобразным зарождением науки искусствознания, имела научную ценность и была переведена на французский и немецкий языки.

Джорджо Вазари долго работал над созданием произведением, он неоднократно вносил поправки и передавал свой труд лицами, знающим толк в литературе, для перепроверки. Так, его цензорами стали итальянский писатель Аннибале Каро и монах Маттео Фаэтани, получивший литературное просвещение. Но и этого оказалось мало.

Через восемнадцать лет, в 1568 году, Вазари выпустил книгу, в ее окончательном виде, внеся туда еще ряд изменений и добавив новые главы. Второй экземпляр востребован и в наши дни, а книга не имеет аналогов.

https://www.youtube.com/watch?v=x1gQTr99fJw

Архитектурным шедевром, созданным Вазари, принято считать Палаццо дель Уффици во Флоренции, решение о строительстве которого было принято в 1560 году, а завершен он был только после смерти художника в 1581 году.

В 1564 году Вазари создал «Коридор Вазари», приуроченный к свадьбе Франческо I Медичи и Иоанны Австрийской. «Коридор» расположен намного выше уровня земли и представляет собой галерею длинной около километра, проходящую от Палаццо Веккьо к Палаццо Питти.

Произведения Вазари имеют успех и славятся своей красотой, однако есть и ряд неудачных работ, в которых художник не смог сохранить единство архитектурного изображения. 

В 1562 году Джорджо Вазари основывает Флорентийскую академию художеств, на сегодняшний день — Академию Изящных искусств. Позже расписывает Зал Реджа в Ватикане (1571–1573), купол Кафедрального собора и создает надгробие на могилу своего учителя — Микеланджело в церкви Санта-Кроче. 

27 июня 1572 года художник умирает в возрасте шестидесяти двух лет. На данный момент география его работ распространяется по всей территории Италии. Большинство произведений расположено во Флоренции, также они находятся в музеях и галереях Венеции, Ареццо, Ватикана, Венгрии, Будапешта, а картина «Благовещение» передана в Лувр с 1814 года.

Мария Сурмина



Источник: http://www.dailyculture.ru/stati/art/dzhordzho_vazari_osnovopolozhnik_iskusstvoznaniya/

Благовещение / шедевры Леонардо | Вазари | Веронезе

В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.

Благовещение входит в число двенадцати важнейших праздников православия и является третьим по значению праздником после Пасхи и Рождества Христова.

Церковь установила празднование Благовещения в IV ст. после того, как самостоятельно начали отмечать Рождество Христово.

Празднование Благовещения не отменяется, даже если праздник приходится на Пасху, и пост ради него ослабляется.

Говорят, что весна в этот день окончательно поборола зиму, Бог благословляет землю и открывает ее для сева, а потому только после Благовещения можно было начинать полевые работы.

В целом на Благовещение категорически запрещалось делать какую-то работу: «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет».
религиозный сюжет вдохновил великих на прекрасные живописные полотна,
которые отследила с описанием.

Благовещение

— Леонардо Да Винчи.

Около 1472. Дерево, масло, темпера. 98х217

Благовещение

— Сандро Боттичелли.

1485. Дерево, темпера. 19,1×31,4

В этой небольшой по размеру картине Гавриил, явившись Марии, все еще летит, что видно не только по его трепещущим крыльям и белому шлейфу, который раздувается за спиной, но и по тому воздуху, который наполняет одежду архангела. А Мария, хоть и склонилась на одно колено, словно стоит на воздушной подушке, которая несет Ее к вестнику.

Читайте также:  Абу-симбел, египет

Этот полет навстречу друг другу зрительно приостанавливает лишь колоннада со светлой драпировкой, разделяющая персонажей. Движение чувствуется и в ангельском одеянии, складки которого ложатся причудливыми волнами, и в струящейся белой занавеси у колонн, но оно несколько сдерживается строгой архитектурой интерьера. Цвета у художника глубокие, но тоже воздушные.

В плаще Марии — насыщенная голубизна небес и морей (в Италии Богоматерь еще и покровительница моряков). Чувство цвета у Боттичелли было настолько тонким, что одних оттенков белого в картине множество: цвет ангельского одеяния, крыльев, лилий, мраморной колонны или драпировки разный. И все краски живописца — словно промытые, новые, никем еще не использованные.

В его картинах всегда царит утро.

Благовещение

— Джорджо Вазари.

1564-1567. Дерево, масло. 216х166 см

В этом полотне Вазари использует ставший каноническим для живописи библейский мотив — явление архангела Гавриила Деве Марии с известием о ее непорочном зачатии. Картина — яркий образец маньеризма — сложные очертания образов, обилие драпировок, замысловатые позы, множество символов.

Все эти детали характерны для работ в этом стиле и для творчества художника этого периода.

На полотне изображены две крупные фигуры — Дева Мария в свободно драпирующихся развевающихся одеждах и женоподобный светловолосый архангел с золотыми крыльями, преклоняющий колена перед будущей Богоматерью и держащий в руках ветку цветущей лилии — символ невинности.

Оба персонажа запечатлены на темном фоне, благодаря чему рельефно выступают из темноты и кажутся воздушными и легкими. Свет падает на них спереди, со стороны зрителя, и исходит сверху, от парящей над ними голубки — символа Святого Духа.

Обращает на себя такая деталь, как место, где встретились Мария и посланец Бога. Это типичная комната эпохи Возрождения, с каменным порталом двери и пышным бархатным балдахином кровати, на которой сидит Дева Мария. Это также характерно для живописи той эпохи, которая использовала современный антураж для изображения давно прошедших событий.

Благовещение

— Паоло Веронезе.

1578. Холст, масло. 271х541

«Благовещение» было написано для Скуолы Деи Мерканти (ее герб — рука, благословляющая крест — сияет в середине композиции, над аркой), здание которой и сегодня находится близ церкви Мадонны дель Орто.

Первоначально полотно составляло центральную часть триптиха, его боковые холсты изображали Монохромные аллегорические фигуры Милосердия и Beры (сегодня — в Национальной библиотеке Святого Марка в Венеции). На базах колонн помещены гербы заказчиков полотна — семейств Кадабраццо и Копони.

Композиция строится как театральное представление в декорациях с архитектурной перспективой.

В глубине анфилады — маленький храм, словно втягивающий в себя великолепное пространство и напоминающий церковь Санта — Мария Новелла в Виченце, городе Андреа Палладио, не только великого зодчего, но и создателя великолепных сценографических иллюзий, прославивших на весь мир городской Театро Олимпико.

Источник: https://li-ga2014.livejournal.com/532801.html

«Благовещение» Леонардо да Винчи — Православный журнал «Фома»

«Благовещение» Леонардо да Винчи – одна из самых известных картин мировой живописи на этот классический библейский сюжет. Она находится в знаменитой галерее Уффици во Флоренции. Работа прибыла в музей в 1867 году из монастыря Сан Бартоломео в Тоскане.

До 1869 года она считалась произведением Доменико Гирландайо, и лишь позже была атрибутирована историком искусства и коллекционером Карлом Эдуардом фон Липгартом как картина кисти Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи написал свое «Благовещение» примерно в 1472–1475 годах, еще будучи молодым художником.

Распространенная практика того времени, когда ученики помогали мастеру в выполнении крупных заказов, явилась причиной трудности определения авторства или меры участия молодого Леонардо в работах 1470-х годов, нередко выполнявшихся совместно с учителем Веррокьо и другим его известным учеником — Лоренцо да Креди.

Характерный анекдот об этом приводится в знаменитом жизнеописании Леонардо да Винчи, написанном Джорджо Вазари: «В юности своей, как было помянуто, он по решению сера Пьеро совершенствовался в искусстве у Андреа Делла Верроккьо, который, выполняя заказ на одну картину—«Иоанн, крестящий Христа», поручил Леонардо написать ангела, держащего одеяния.

И хотя тот был юнцом, однако выполнил это так, что ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигура Верроккьо. Это явилось причиной того, что никогда больше Андреа не хотел прикасаться к живописи, считая обидным, что у мальчика больше мастерства, нежели у него.»

И все же сохранилось как минимум несколько ранних полотен художника, где авторский почерк проявился в полную силу и чья принадлежность уже не находит сомнений у искусствоведов. Одна из них – «Благовещение».

В основе картины лежит сюжет, взятый из Евангелия от Луки. Работы на подобную тему были вполне типичны для художников итальянского Возрождения, среди которых нельзя не отметить таких мастеров, как Фра Беато Анжелико, Симоне Мартини или Тинторетто.

Картина Леонардо имеет, однако, ряд ярких и отличительных свойств.

Созданная в качестве алтарного образа, крупная по масштабам XV века и вытянутая по горизонтали композиция (длина ее около 2,5 метров) изображает Марию и архангела Гавриила в пространстве, не типичном для традиционного изображения данного сюжета.

Художник разместил сцену не в комнате Богоматери, а вынес ее на террасу около дома, более похожего на богатую тосканскую виллу. Кроме того, одним из новшеств стало большое внимание, которое Леонардо уделил пейзажу с изображением сада, выполненном с необыкновенной тщательностью.

Помимо этого, на картине присутствуют символы, связывающие библейский сюжет с жизнью Италии времен художника.

Цветок лилии в руке архангела Гавриила — одновременно и символ чистоты Богоматери, и символ города Флоренции, а орнаменты на мраморном подставке для Библии, расположенной перед Марией, практически списаны с надгробия Пьеро и Джованни Медичи из базилики Сан Лоренцо, над которым в это же время работал учитель Леонардо Андреа Верроккьо.

Одной из оригинальных особенностей, показывающей особый интерес молодого художника к природе, является тот факт, что по позднейшему признанию самого Леонардо, крылья архангела Гавриила были написаны им с этюдов настоящих птичьих крыльев.

Чуть позже Леонардо еще раз возвратился к теме «Благовещения» и создал небольшую по формату работу для алтаря собора в Пистойе, находящуюся сейчас в Лувре.

Авторство ее до конца не подтверждено, возможно, это был еще один коллективный труд мастерской Верроккьо, однако многие исследователи отмечают особую ценность именно этой работы, так как она — единственная, из сделанных во флорентийский период, дошла до современности в законченном виде.

Из более поздних картин, сделанных уже после того, как Леонардо ушел от Верроккьо, одни остались неизвестны, а другие — не закончены.

Обе работы написаны необыкновенно мягко и чисто по цвету, без присущей предыдущим поколениям итальянских художников угловатости в изображении складок и черт лиц.

Ощущение простора и свободы перспективы несомненно свидетельствуют о появлении нового великого мастера, свободного от сухих канонов, и в тоже время сохраняющего лиризм и проникновенность в трактовке одного из самых трогательных и радостных евангельских событий.

Леонардо да Винчи (1452-1519) — один из самых знаменитых и популярных художников в истории искусства.

Его фигура, олицетворяющая все достижения Высокого Возрождения в Италии, остается окутанной завесой тайны, а каждое творение — загадкой.

Инженерия, живопись, изучение природы, философия, скульптура — вот далеко не полный список занятий, в которых в равной силе проявился гений этого поистине неординарного человека.

Леонардо родился в 1452 году в местечке Анкиано близ Винчи, неподалеку от Флоренции. Он был внебрачным сыном флорентийского нотариуса Пьеро да Винчи, мать его — простой крестьянкой. Художественные способности проявились у мальчика рано, и отец отдал его на обучение к знаменитому скульптору Андреа Верроккьо.

Мастерская Веррокьо была не просто местом освоения ремесла художника — изучения свойств красок, упражнения в этюдах и зарисовках и небольших доделках в полотнах учителя.

Читайте также:  Японский музей снежинок

Здесь ученики получали всестороннее образование вполне в духе эпохи Возрождения, обретая навыки одновременно в живописи, скульптуре, архитектуре, инженерии и ювелирном деле.

Источник: https://foma.ru/blagoveshhenie-leonardo-da-vinchi.html

Фоторепортаж: Благовещение в картинах и иконах разных художников и эпох

Annunciation with Saints Ansano and Giulitta, Simone Martini, 1333

Армянская рукопись

Annunciation, Fra Angelico

Annunciation, Edward Burne-Jones, 1876

Gentile da Fabriano

Андрей Северетников

Michael Pacher Annunciation,1465-70

А. Иванов

Benvenuto Tisi Garofalo(Benvenuto da Tisi)The Annunciation,1550

Annunciation, Peter Paul Rubens, 1610

Давид Герард Благовещение 1520 Нидерланды

Annunciation, John Collier

Джованни Батиста Питони, 1758

Шнорр фон Карольсфельд, 1818

Фрагмент иконостаса

Бароччи, Федерико, 1535-1612 Благовещение, 1581

13 в. Армянское Евангелие

Fra Angelico

Annunciation, Jean Hey, Master of Moulins, 1490-5

The Cestello Annunciation, Sandro Botticelli, 1489

Annunciation, stained glass window, origin unknown

Китайская икона

Annunciation, Henry Ossawa Tanner, 1898

Капков Яков Федорович. Благовещение, 1852

Царские врата 1620

Annunciation, Fra Angelico, 1438

«Благовещение Марии» Алессо Бальдовинетти

Тициан Вечеллио да Кадоре. Благовещение, 1562-1565

Царские врата 15-16 в.

Paolo di Grazia

Благовещение. Fra Filippo Lippi (1406—1469)

Annunciation, Petrus Christus, 1452

Паоло Вернезе 1560

Икона 14 в.

Bayerischer Meister The Annunciation, 1500

Благовещение. Кампин Мероде Мидден, 1425-30

Византийская икона

Икона ХХI в. Роман Николайчук

Annunciation, John William Waterhouse, 1914

Annunciation, Fra Angelico

Fra Angelico

Григорий Гагарин

Annunciation, Titian, 1522

Guido Reni Annunciation

The Annunciation with two Kneeling Donors Fra Filippo Lippi (1406—1469)

Михаил Нестеров

Annunciation, Gherardo Stamina, 1482

Дуччо ди Буонинсенья 1308-1311

Коптская икона

Индийская икона. 18 век

Пинтуриччино

Тициан Вечеллио да Кадоре. Благовещение, 1535

Египетская икона

Annunciation, Antonello da Messina, 1474

Вазари Джорджо. Благовещение. Ареццо, 1512 — Флоренция, 1574

Болгарская икона

Бартоломео Мурильо, 1655

El Greco

Annunciation, Dante Gabriel Rosetti, 1850

Filippino Lippi Gabriel from the annunciation,1483-84

Ambrogio Lorenzetti

Annunciation, George Hitchcock, 1887

Philippe de Champaigne

Андрей Рублев. 1408

Annunciation, Leonardo da Vinci & Andrea del Verrocchio, 1472

Коптская икона

Богослов.ru

Источник: https://spbda.ru/digest/fotoreportaj-blagoveschenie-v-kartinah-i-ikonah-raznyh-hudojnikov-i-epoh/

Джорджоне [Джорджо да Кастельфранко] (1477/1478 — 1510)

11.07.2008

Публикации

Сведения о Джорджоне очень скудны. По-видимому, он учился в Венеции, затем вернулся в свой родной город Кастельфранко, входивший в состав материковых владений Венецианской республики, где работал несколько лет.

Документы из архива венецианского Дворца Дожей свидетельствуют, что он в 1507 году снова находился в Венеции и получил заказ написать картину для зала Совета Десяти.

Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо).

Он же, видимо со слов Тициана, пишет, что Джорджоне был талантливым музыкантом («его игра на лютне и пение почитались в те времена божественными»). Осенью 1510 года, как следует из переписки мантуанской маркизы Изабеллы д’Эсте с ее поверенным в Венеции, Джорджоне скончался во время эпидемии чумы. Ту же дату, видимо, со слов Тициана, сообщает и Вазари, добавляя, что Джорджоне заразился чумой от своей возлюбленной.

Ценным источником сведений о работах Джорджоне являются Записки венецианского патриция Маркантонио Микиеля, составившего в 1525—1543 годах описание всех существовавших в те годы частных коллекций в Венеции и Падуе; среди перечисленных Микиелем работ Джорджоне такие известные картины, как «Гроза», «Три философа», «Спящая Венера». Микиель называет и имена владельцев этих картин, которые, видимо, были и заказчиками Джорджоне.

Суд Соломона. 1500—1505

С ранним периодом творчества Джорджоне связывают ряд небольших композиций на библейские и евангельские темы. К числу его первых работ принадлежат две небольшие парные композиции «Испытание младенца Моисея огнем» (ок.

1500—1502) и «Суд Соломона» (1500—1505, обе — Флоренция, Галерея Уффици).

Действие таких сцен часто разворачивается на фоне тихих идиллических пейзажей, композиция построена на ритмических повторах плавных, спокойных линий и очертаний.

Поклонение пастухов. Ок. 1504

Таково» Поклонение пастухов» (ок. 1504, Вашингтон, Национальная галерея искусства), где плавная дуга, объединяющая Марию, Иосифа и склоняющихся перед Младенцем пастухов повторяется в очертаниях арки грота.

Мадонна Кастельфранко. 1504—1505

Период творческой зрелости Джорджоне характеризует его первая бесспорная и достаточно точно датируемая работа — алтарный образ «Мадонна Кастельфранко» (1504—1505, Кастельфранко, собор Сан Либерале).

Очевидно, заказчиком картины был уроженец Кастельфранко военачальник Туцио Костанцо, потерявший в 1504 году своего юного сына Маттео, — герб семьи Костанцо украшает в картине Джорджоне нижнюю часть постамента трона Мадонны, которая напоминает деревянный саркофаг, — такие саркофаги, затем заменявшиеся на мраморные, часто устанавливали в это время под алтарным образом в семейных капеллах.

Композиция картины отдаленно напоминает традиционные для итальянской живописи Святые Собеседования, но это лишь внешнее сходство.

Вместо традиционной алтарной ниши перед нами четко обозначенное, но неопределенное пространство: залитая дневным светом вымощенная плитками площадка, отделенная высоким темно-красным парапетом от расстилающейся на заднем плане, окутанной легкой дымкой пейзажной панорамы с гладью озера, деревьями и кустарником, лугами и небольшим замком на холме. Очень высокий трон Мадонны вознесен к небу, его спинка уходит за верхний край картины, а Мадонна, чуть склонив прекрасное, промоделированное легкой дымкой светотени лицо, задумчиво смотрит вниз, где у подножия трона стоит саркофаг с гербом рода Костанцо; туда же смотрит и притихший Младенец, лежащий на ее коленях. Внизу у саркофага к нам обращаются стоящие здесь, как верные стражи, прекрасный рыцарь в вороненых латах — Святой Либерале, покровитель Кастельфранко, и монах Святой Франциск. Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби. Картина, призванная напоминать о юноше, безвременно покинувшем прекрасный, расстилающийся на заднем плане мир, проникнута тишиной и очень сдержанно выраженной печалью.

В «Мадонне Кастельфранко» впервые во всей полноте раскрывается поэтический склад творческой натуры Джорджоне, присущее этому мастеру тонкое музыкальное чувство ритмического единства, гармонического согласия красок. Стилистически эта картина с ее немногословием, безупречным композиционным равновесием, мягкой и обобщенной моделировкой форм уже принадлежит Высокому Возрождению.

Лаура. 1506

Юдифь. Ок. 1505—1506

По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана «Юдифь» (ок. 1505—1506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

Об этом свидетельствует и легкая дымка, моделирующая лицо Юдифи, и плавность очертаний ее фигуры, и рисунок складок одеяния, и невысокая стена, отделяющая первый план от далекой пейзажной панорамы с серебристо-голубой гладью озера.

К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть; в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму.

Юдифь, победительница грозного врага своего народа — Олоферна, была в эпоху Возрождения одной из излюбленных библейских героинь и изображалась в виде суровой воительницы.

У Джорджоне она предстает в момент, когда никто еще не знает о ее подвиге, на фоне тихого утреннего пейзажа, задумчиво облокотившись о парапет, осторожно сжимая меч тонкими пальцами и попирая обнаженной ногой голову Олоферна.

Очертания ее стройной фигуры спокойны и плавны, юное лицо задумчиво, и лишь ломающиеся складки золотисто-розового одеяния, окрашивающиеся внизу в красноватые тона, напоминают о драматических событиях.

Читайте также:  Детский музей в риме - музей эксплора » музеи мира и картины известных художников

Последний, по-видимому, самый плодотворный период творчества Джорджоне (1507—1510) представлен сюжетными композициями и портретами.

Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне.

Гроза. Ок. 1507

Видимо, самой ранней из картин такого рода является небольшая композиция «Гроза» (ок. 1507, Венеция, Галерея Академии), которую упоминавшийся выше Микиель видел в 1530 году в доме патриция Габриэле Вендрамина.

Интерпретации сюжета этой картины посвящена обширная литература. Однако просвечивание картины рентгеном показало, что на подмалевке картины вместо пастуха была изображена вторая женщина, сидевшая на берегу, опустив ноги в воду. Это позволяет предположить, что персонажей не объединяет какая-то сюжетная линия.

Молодой пастух и полуобнаженная женщина, кормящая грудью ребенка, разделенные узким ручьем с обрывистыми берегами, предстают здесь как дети Природы, олицетворяющие род человеческий.

Такой же частью ее, как деревья, вода, облачное небо предстают и руины, на фоне которых предстает пастух, и деревянный мост, и дома, башни, украшенный куполом храм маленького городка, удивительно напоминающего город Кастельфранко.

«Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские, и немецкие мастера.

Но «Гроза» — первое произведение европейской живописи, тональность которого определяет состояние природы, ее жизнь.

Предгрозовое затишье, о котором напоминает зеркальная гладь воды, спокойствие пастуха и молодой матери, на наших глазах нарушается вспышкой молнии, прорезающей сизо-синие, набухшие влагой тучи, высвечивающей башни маленького городка, деревянный настил моста; написанные мелким, открытым мазком листья и травы как бы трепещут от порыва ветра. Джорджоне отказывается от традиционной для итальянской живописи этого времени эмалевой сплавленности красочной поверхности; колеблемые ветром листья и травы, блики на воде и поверхности моста, шероховатая поверхность стен старых домов, сам зигзаг молнии обозначены у него мелким открытым мазком, нанесенным тонкой кистью, создающим ощущение охватившего природу беспокойства. С поразительной тонкостью передает Джорджоне и померкшие краски охваченной грозой природы, и холодный мертвенный свет отблесков молнии на стенах башен.

Три философа. Ок. 1507—1508

Не меньше споров вызывает и сюжет «Трех философов» (ок. 1507—1508, Вена, Музей истории искусства).

Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры). Другие исследователи видят в образах философов персонификацию трех философских течений — средневекового аристотелизма, восточного аверроизма и ренессансного неоплатонизма. Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы. Скорее всего, обо всех этих тонкостях современных интерпретаций не помышляли ни сам Джорджоне, ни его молодой заказчик. Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой), и предпочитающий размышление восточный философ, и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию. Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно, и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета); легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор. Природа и человек предстают в этой картине Джорджоне в идеальном гармоническом равновесии. Оно подчеркнуто самой композицией картины — группа философов, предстающих на фоне темных стволов больших деревьев, идеально уравновешена темной массой скалы с окутанными тенью очертаниями грота.

Три возраста. Ок. 1510

Спящая Венера. Ок. 1510

Как воплощение гармонии природы предстает богиня любви и красоты в самой известной из дошедших до нас работ Джорджоне — «Спящей Венере» (ок. 1510, Дрезден, Картинная галерея).

В Записках Маркантонио Микиеля она упомянута как Обнаженная Венера с Купидоном, спящая на фоне пейзажа, находившаяся в 1525 году в доме Джироламо Марчелло; Микиель добавляет, что фигура Купидона и пейзаж были написаны Тицианом.

Очень плохо сохранившаяся фигура Купидона, сидевшего у ног Венеры, была обнаружена под более поздними записями при просвечивании картины рентгеновскими лучами. Мелкие выпадения верхнего красочного слоя, замаскированные реставрационными записями, заметны и на прекрасном теле обнаженной богини.

Но и в теперешнем своем состоянии Спящая Венера остается самым совершенным творением Джорджоне. Спящая обнаженная женщина в его картине целомудренно прекрасна и естественна, в ее совершенной красоте как бы воплощена вся гармония и поэтическая прелесть Природы, спокойного и мирного пейзажа, на фоне которого она предстает.

Плавные очертания ее обнаженного тела находят отклик в очертаниях холмов и складок почвы, теплые, золотистые тона освещенных заходящим солнцем облаков, позолоченная солнечными лучами зонтичная крона небольшого дерева гармонируют с теплыми, золотистыми тонами обнаженного тела и коричневатыми тонами скалы, у подножия которой спит богиня, обратившая к нам свое спокойное, ясное лицо. Столь же гармонично, как и сама богиня, вписывается в облик мирной природы и поселение на вершине холма (возможно, написанное Тицианом).

Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок. 1509—1510, Париж, Лувр), по-видимому, законченный Тицианом. Картина эта не фигурирует в документах XVI века, и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля.

Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды.

Автопортрет. Ок. 1508

С именем Джорджоне связывают ряд портретов. Большинство из них вписывается с традиционную для Венеции начала XVI века схему погрудного портрета-бюста. Но, по крайней мере, два из них являют нам новый тип портрета-картины. Первый — это широко известный в XVI веке и воспроизведенный в ряде гравюр «Автопортрет» в виде Давида, который Вазари видел в доме патриарха Гримани.

Единственный живописный вариант этого «Автопортрета» (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха), по мнению ряда исследователей, является подлинником, нижняя часть которого, с головой Голиафа на парапете, ныне утрачена.

Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — «Старухи» (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и «Гроза», из собрания Габриэле Вендрамина.

Существует предположение, что эта полная экспрессии картина, написанная в неожиданной для Джорджоне энергичной манере — не портрет, а предостережение молодой женщине, позировавшей для героини «Грозы». Черты ее лица напоминают черты лица старухи, которая держит в руке свиток с надписью «Col tempo» («С течением времени»).

Старуха. 1506—1508

Влияние Джорджоне на венецианскую живопись было колоссальным, но неоднозначным.

Во втором десятилетии XVI века ее захватила волна «джорджонизма», появилась целая группа молодых художников, которые тиражировали его темы и подражали его стилю.

Истинным продолжателем традиций Джорджоне стал Тициан; в его работах 1510-х годов излюбленные темы Джорджоне находят дальнейшее развитие, приобретая новое, свойственное его могучему темпераменту, звучание.

Ирина Смирнова

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=528

Ссылка на основную публикацию