Девочка с персиками, валентин александрович серов, 1887

12 интересных фактов о «Девочке с персиками»

Автор Святослав ЗеленскийИногда лучше не знать историю жизни прототипов персонажей известных произведений. Девочка с персиками в реальности прожила всего 32 года (умерла от пневмонии), ее муж больше не женился, остались трое детей. Будущее в глазах героини картины Валентина Серова не считывается.

По ней даже не видно, что она дочь богатого промышленника

Валентин Александрович Серов. «Девочка с персиками», 1887

1 ДЕВОЧКА. Озорной характер Веры Мамонтовой читается и в ее лукавом взгляде, и в складке губ — того и гляди рассмеется.

Растрепанные волосы, румянец во все лицо, пылающая мочка уха указывают на то, что она только что носилась по двору. А через минуту вскочит и побежит дальше. Тем не менее это был ее первый опыт продолжительного позирования.

Искусствовед Элеонора Пастон говорит: «Считается, что ее внешние черты Врубель придал «Снегурочке», «Египтянке», Тамаре на иллюстрациях к «Демону». Веру Саввишну со временем прозвали «абрамцевской богиней». Ее портреты также писал Васнецов («Девушка с кленовой веткой», «Боярышня»).

2 БЛУЗКА. На Вере повседневная одежда, хоть и украшенная ярким бантом. Просторная блуза кажется несколько мешковатой и слишком детской для 11-летней девочки.

То, что она не переодевается специально для позирования, подчеркивает спонтанность ситуации и простоту отношений.

Розовая блузка становится самым ярким и праздничным акцентом картины, и создается впечатление, что свет исходит не только из окна, но и от героини.

3 КОМНАТА. Место действия — столовая Мамонтовых в усадьбе Абрамцево, одна из анфиладных комнат.

4 СТОЛ. За большим раздвижным столом всегда собиралось много народу — члены семьи и друзья. Элеонора Пастон рассказывает, что Серов часто работал здесь.

5 ПЕРСИКИ выращены в оранжерее Мамонтовых. Деревья для нее семья купила в имениях Артемово и Жилкино в 1871 году. Выращивал персики артемовский садовник, которого Мамонтовы пригласили к себе после того, как он продал им деревья.

6 КЛЕНОВЫЕ ЛИСТЬЯ. Серов заканчивал работу над портретом в сентябре. Желтеющая листва за окном и на столе — свидетельство долгого терпения девочки. Кроме того, осенние кленовые листья рядом с летними персиками будто напоминают: жизнь быстротечна, и надо радоваться, пока ты юн и светит солнце.

7 ГРЕНАДЕР. Игрушечный деревянный солдат в левом углу — изделие сергиево-посадских кустарей.

По словам заместителя директора по науке музея-заповедника «Абрамцево» Елены Митрофановой, Мамонтовы купили игрушку в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году. Фигурка была некрашеная, расписывал ее Серов.

В Абрамцевском музее есть даже выполненный художником эскиз росписи. Гренадер до сих пор стоит на тумбочке в том же самом углу.

8 КРАСНАЯ ГОСТИНАЯ. Соседняя комната, часть которой видна слева, — так называемая Красная гостиная, где собирались писатели и художники, друзья Мамонтовых. Там они читали по ролям произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, музицировали, дискутировали.

9 СТУЛЬЯ. Добротные стулья из красного дерева достались Мамонтовым от Аксаковых вместе с традицией художественных посиделок.

Те два, что стоят у окна, — со спинками в виде лиры — были очень модными в начале XIX века, а в конце его уже превратились в антиквариат. В Красной гостиной виден стул в стиле жакоб.

Подобная мебель строгих прямых очертаний, с вставками из золоченой латуни, появилась в России еще при Екатерине II. В Абрамцеве сохранились и стулья-лиры, и жакоб, который по-прежнему стоит в Красной гостиной.

10 ОКНО столовой, как и терраса, примыкающая к Красной гостиной, выходит в Абрамцевский парк, на аллею, названную Гоголевской в честь писателя, любившего здесь гулять. Видно, что оконные рамы далеко не новые, краска на них кое-где облупилась. Это добавляет картине естественности и ощущения того уюта, которое можно испытывать только в «родных стенах».

11 ТАРЕЛКА. Савва Мамонтов увлекался прикладным искусством. В 1889 году он даже открыл при усадьбе гончарную мастерскую, в которой создавались изделия из керамики в технике майолика. В частности, этим занимался Врубель.

Судьба тарелки, изображенной Серовым за два года до открытия мастерской, неизвестна, но она настолько гармонично вписана в интерьер, что позже на той же стенке появилась другая майоликовая тарелка, уже из мастерской Мамонтовых.

Она и сейчас висит в столовой на этом месте.

Августовским днем 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова, отвлекшись от уличных игр, вбежала в дом и присела за стол, схватив персик. Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. Художник знал модель с младенчества.

Он часто бывал и даже подолгу жил в имении Мамонтовых Абрамцево, которое те купили у дочери писателя Сергея Аксакова в 1870 году. Еще при Аксаковых усадьба была центром русской культурной жизни. При Мамонтовых традиции продолжились. Здесь гостили Тургенев, Репин, Врубель, Антокольский…

Абрамцево было и «домом творчества», и местом, где в атмосфере домашнего уюта собирались друзья.

Впервые Серова привезла в Абрамцево мать-композитор в 1875 году. Он рос вместе со старшими детьми Мамонтовых, постоянно терпя их проказы. Младшая Вера тоже подшучивала над юным Серовым. Все изменилось в 1887 году, когда 22-летний художник вернулся из Италии, вдохновленный солнечными пейзажами и шедеврами Ренессанса.

Тогда у Серова, по его воспоминаниям, был дурман в голове и желание «писать только отрадное». Еще недавно художник был невольным участником Вериных игр, а теперь та, которую до сих пор никто не мог заставить усидеть на месте, часами позировала ему каждый день почти два месяца. Со стороны девочки это была дань по-родственному близким отношениям.

А картина явилась «своеобразной благодарностью Серова теплу и уюту дома Мамонтовых, ставших для художника второй семьей», — считает доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Элеонора Пастон.

«Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов… К таким… надо отнести и тот удивительный серовский портрет.

Из этюда «девочки в розовом»… он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи», — писал о картине художник Игорь Грабарь.

Источник: https://vakin.livejournal.com/764521.html

Девочка с персиками. Почему картина стала шедевром

Валентин Серов. Девочка с персиками (Портрет Веры Мамонтовой). 1887 г. Третьяковская галерея, Москва

«Девочка с персиками» – не просто визитная карточка Валентина Серова (1865-1911 гг).

Это уникальная работа, которая позволяет понять художника на очень глубинном уровне. В ней так много «зашито» Серовского, что рассказывать об этом можно бесконечно.

Юный Серов

«Девочка с персиками» показывает, насколько Серов был самобытен. Достаточно знать обстоятельства, при которых она была написана.

Представьте, она была создана ещё совсем молодым художником, у которого впереди ещё сотни других работ.

Ему было всего 22 года. Это говорит об одном. Серов был настолько талантлив, что умудрялся создавать шедевры, ещё не обладая серьезным мастерством.

Хотя у Серова было одно важное преимущество перед другими.

Он родился в творческой семье. Его мать была композитором. Именно с ее подачи Серов уже в 9 лет (!) начал обучение не у какого-то посредственного живописца. А у самого Ильи Репина.

Поэтому уже в 15 лет он писал довольно сильные работы. Как, например, портрет Ляли Симонович.

Валентин Серов. Портрет Ляли Симонович. 1880 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Но меня поражает ещё один факт. «Девочка с персиками» была создана сразу после поездки Серова в Италию. Где он изучал шедевры старых мастеров.

И несмотря на все свои впечатления, он создаёт свою «Девочку с персиками», мало похожую на работы художников эпохи возрождения или барокко.

Она написана в стиле … импрессионизма. Как Вы понимаете, в Италии импрессионизмом в то время и не пахло.

Серов-импрессионист

Серов не видел ни одной работы французских импрессионистов до создания своей «Девочки с персиками». Да и мало, кто из русских художников их видел. Особо даровитых, как Вы уже поняли, отправляли в Италию. Учиться реализму.

Получается, что Серов писал, как импрессионист, интуитивно. Причём это не единственная его работа в стиле впечатленцев. Следующим летом он создал ещё один свой шедевр «Девушка, освещённая солнцем».

Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Признаков этого «воздушного и солнечного» стиля в «Девочке с персиками» очень много.

Мазки на ней не спрятаны, создавая атмосферу легкости и свежести.

Видно и желание Серова поймать жизненный момент. Как будто девочка только-только вбежала в комнату. Об этом говорит румянец на ее щеках. Села за стол, схватила персик. Вот она сейчас его разрежет ножом и будет им наслаждаться.

Все, как любили импрессионисты. Никаких кульминаций, закрученных сюжетов. Просто момент из обычной жизни.

Есть здесь и свойственный импрессионистам эффект «случайной» композиции. Посмотрите, как интересно «обрезано» рамой пространство.

Слева край другой комнаты и стула в ней. Справа еле-еле влез «в кадр» подсвечник. Это тоже очень подчеркивает жизненность происходящего.

Но один момент все же отличает Серова от импрессионистов. Те, как правило, работали быстро. Ведь они хотели запечатлеть момент здесь и сейчас. Пока, например, не зашло солнце. Их шедевры – это результат работы нескольких часов.

Серов же быстро работать не умел. И «Девочка с персиками» – не исключение. Он писал эту картину … 2 месяца. Начал в августе, а закончил в сентябре.

Отсюда – желтая листва за окном. И сами персики, которые созревали в оранжерее Мамонтовых как раз в сентябре-октябре.

Серов-психолог

Серов был психологом по натуре. И ему даже в таком молодом возрасте удалось запечатлеть характер Веры Мамонтовой.

Девочка была очень подвижной и любознательной. Но при этом она уже вступала в стадию подросткового возраста. Поэтому умела держать себя в руках и позировать художнику.

Все это мы легко читаем из созданного образа.

Валентин Серов. Девочка с персиками (фрагмент). 1887 г. Третьяковская галерея, Москва

Живые глаза, в которых виден искренний интерес к происходящему. Загорелая кожа. Девочка явно все свободное время проводила на свежем воздухе.

Слегка растрепанные волосы, просто постриженные. Руки непринуждённо держат персик. Легкая на подъем, умеющая веселиться девочка.

Ее светло-розовая кофточка с нарядным бантом, а также простая обстановка комнаты очень удачно вторят такому характеру.

А теперь сравните портрет Веры с портретом ее двоюродной сестры Прасковьи Мамонтовой. Он был написан в том же году, тем же 22-летним Серовым.

Валентин Серов. Портрет Прасковьи Мамонтовой. 1887 г. Частная коллекция

Вишневое платье. Серо-бордовый фон. Подбородок опущен. Глаза смотрят слегка исподлобья.

Совсем другое цветовое решение, другое выражение лица, другая поза.

Перед нами девочка, склонная погружаться в себя. Она более ранимая, менее подвижная, чем Вера.

Серов и семья Мамонтовых

Хотя Вера Мамонтова изображена крупным планом, в окружающую обстановку Серов умудрился включить много примечательных деталей.

Сразу становится понятно, что он хорошо знаком не только с самой девочкой, но вообще с этим домом и его атмосферой.

И в самом деле, Серов считал усадьбу Мамонтовых в Абрамцево своим вторым домом. Он подолгу бывал здесь каждый год с 10-летнего возраста.

Его мать была очень занятой женщиной, не особо занимающейся сыном. А здесь он чувствовал себя любимым и нужным. Отсюда столько интересных деталей.

Всеволод, Сергей, Александра и Андрей Мамонтовы (братья и сестра Веры Мамонтовой). Столовая в усадьбе Абрамцево (где и позировала Вера Мамонтова). Конец 1880-х годов.

Что же мы можем прочесть по этим деталям?

Обратите внимание, сколько «в кадр» картины уместилось стульев! На фото той же столовой видно, что их и в самом деле было много. Очевидно, что семья была большая и гостей в ней любили.

Да, усадьба Мамонтовых была по сути клубом для творческих людей. Здесь часто бывали и Васнецов, и Врубель, и Коровин. И многие другие художники, писатели, актеры.

Ещё мы видим, что обстановка дома довольно простая. Хотя Мамонтовы были людьми богатыми. Светлые стены, обычная скатерть, одинокое расписное блюдо.

Никакой роскоши. Хозяева были людьми не кичливыми.

Валентин Серов. Савва Мамонтов. 1891 г. Тульский музей изобразительных искусств.

Савву Момонтова, главу семьи, называли русским Медичи. За его покровительство талантливым людям. Ему было не важно материальное положение гостя. Людей в этом доме ценили за одаренность и человеческие качества.

Читайте также:  «святая маргарита антиохийская», франсиско де сурбаран — описание картины

Серов тоже оценивал людей по поступкам, никогда – по их статусу. Поэтому не удивительно, что в этом доме он себя так комфортно чувствовал.

Семья Мамонтовых и их дом – очень важная часть жизни художника. И как раз на картине «Девочка с персиками» мы прекрасно это чувствуем.

***

Интересно, что широкая публика не видела «Девочку с персиками» целых 40 лет после ее создания (если не считать участия картины в эпизодических выставках).

Она была в семье Мамонтовых до 1929 года. Пока ее не вывезли из усадьбы Абрамцево и не передали в Третьяковскую галерею.

Может, оно и к лучшему. Вряд ли бы публика оценила «Девочку с персиками» тогда, когда были популярны художники-передвижники. Ее время на тот момент ещё не пришло.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/devochka-s-persikami-serov/

Пять тайн «Девочки с персиками»: что стало с героиней знаменитой картины Серова

Выдающемуся российскому художнику Валентину Серову для его знаменитой картины «Девочка с персиками» позировала дочь знаменитого богача и мецената Саввы Мамонтова Вера. Полотно было написано в 1887 году, девочке тогда исполнилось 12 лет.

Любимица отца, друзей и близких, она казалась воплощением счастья, все были уверены: ее ждало блестящее, счастливое будущее, долгая, спокойная жизнь. Однако судьба той, кем восхищаются миллионы любителей искусства, сложилась трагически.

«Девочку с персиками» Серов написал, когда ему было всего 22 года. В тот год он ездил в Италию, а по возвращении заехал в гости к Мамонтову, в его подмосковное имение Абрамцево. Эти места вдохновляли не одного российского живописца, и молодой художник также поддался их очарованию.

Творил он с огромным подъемом и вдохновением, однако его модели пришлось позировать долго: работа над картиной длилась больше месяца. Мастер старался добиться «той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Он сетовал, что замучил Веру, «бедную, до смерти».

Что касается самой Верочки, то она была моделью для нескольких выдающихся российских мастеров: погостить в имение хлебосольного Мамонтова заезжали Репин, Васнецов, Врубель.

Последний придал ее черты героиням своих картин «Снегурочка», «Египтянка», даже Тамара на его иллюстрациях к «Демону» походит на юную Веру Саввишну.

Художников притягивали ее красота и обаяние – как они сами говорили, типично русские.

Серов же писал Веру в столовой. За окном этой комнаты виден Абрамцевский парк, а именно аллея, которая названа Гоголевской – в честь автора «Мертвых душ» и «Вечеров на хуторе близ Диканьки», который также очень любил бывать в этих местах. Художник поймал момент, когда Верочка вдруг вбежала в дом, схватила персик и присела за стол.

Закончив полотно, Валентин Александрович преподнес его Вериной матери Елизавете Мамонтовой. Та повесила  картину в той же комнате, где позировала девочка. Портрет провисел там довольно долго, а затем был передан в Третьяковскую галерею. В Абрамцево осталась его копия.

«Девочка с персиками» принесла Серову успех и славу модного портретиста. А героиня тем временем подросла и в 1903 году вышла замуж. Ее избранником стал предводитель дворянства Москвы и будущий обер-прокурор Священного синода Александр Самарин.

Молодые венчались в столице, в церкви Бориса и Глеба на Поварской улице. Когда к власти пришли большевики, храм был разрушен. Теперь на том месте, где он высился когда-то – это неподалеку от выхода из станции метро «Арбатская», – стоит часовня.

Вера и Александр были счастливы в браке. У них родились трое детей: сыновья Юрий и Сергей и дочь Елизавета. Однако затем горе обрушилось на семью: через пять лет после свадьбы молодая женщина заболела сильнейшим воспалением легких и спустя считаные дни умерла. Ей было всего 32 года. Похоронили «девочку с персиками» в Абрамцеве.

Самарин после смерти супруги больше не женился, а в память о любимой построил неподалеку от их усадьбы в Аверкиево – это современный Павлово-Посадский район Подмосковья – храм Живоначальной Троицы. Во времена СССР святыню разорили и устроили в ней склад. В настоящее время храм восстановлен.

Жизнь Александра Самарина сложилась трагически. Он был арестован: в первый раз в 1918 году, а в 1922 году отпущен. Однако в 1925 году за ним пришли вновь, после чего он был приговорен к ссылке на три года в Якутию. В последний раз Самарина арестовали в 1931 году и поместили в костромскую тюрьму. Он умер около года спустя и был похоронен там же, в Костроме.

Картину Валентина Серова «Девочка с персиками» можно увидеть в экспозиции Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве, приуроченной к 150-летию художника и вызвавшей ажитотаж.

Она продлится до 31 января. Чтобы попасть на выставку, люди часами стояли в очереди на морозе.

МЧС пришлось даже организовать полевую кухню и оделять любителей прекрасного кашей и горячим чаем.

Источник: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201601250031-re2b.htm

Девочка с персиками. Очередь в историю | Милосердие.ru

В.Серов, «Девочка с персиками» (1887). Изображение с сайта wikipedia.org

При том, что как раз ради «Девочки с персиками» на Крымский вал идти совсем не обязательно –  в обычное время картина находится в постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке.

Мало того, что сам портрет стараниями бойцов фотошопа нынче превращен в анекдот (но все это, к счастью, скоротечно), так ведь еще и обстоятельства серовской выставки добавили масла в огонь.

Все эти конфузы с бесконечными очередями, электронными билетами, выломанной дверью, полевой кухней и очередной лавиной демотиваторов и гифок, не прибавили серьезности моменту, а, наоборот, добавили веселья вокруг знаменитого портрета.

А между тем, эта картина – памятник одной из романтичнейших историй, имевших отношение к отечественной живописи.

Абрамцевская история

В 1887 году в подмосковную усадьбу Абрамцево Саввы Ивановича Мамонтова прибыл молодой, двадцатидвухлетний живописец Валентин Серов. Место это было непростым, что называется, с историей.

Еще в 1843 году усадьбу приобрел известный писатель-славянофил Сергей Тимофеевич Аксаков. Усадьба сразу сделалась своего рода загородным клубом для деятелей искусств, разделяющих взгляды владельца.

Здесь бывали Гоголь, Погодин, Тютчев, Тургенев и другие знаменитости той эпохи.

Абрамцевский усадебный дом, фото ок. 1900 г. Фото с сайта feb-web.ru

Один из современников писал: «Живо вспоминаю я сельцо Абрамцево, летнее местопребывание Аксаковых, где я в молодости часто бывал. Господский дом стоял на пригорке, внизу протекала рыбная и довольно глубокая речка, дом был, сколько помню, одноэтажный, длинный, окрашенный в серую краску».

В 1870 году усадьбу покупает не менее известный Савва Мамонтов — предприниматель, меценат, один из интереснейших людей своего времени. Конечно, обновляется состав гостей — в Абрамцево съезжаются Нестеров, Врубель, Левитан, Коровин и Шаляпин – сливки московской богемной тусовки.

Вечер у С.Мамонтова,1892: И.Репин, В.Суриков, С.Мамонтов, К.Коровин, В.Серов. Фото с сайта noadressblloga.blogspot.ru

Критик В. Стасов вспоминал: «Дружеские собрания, художественные беседы, чтения книг и журнальных статей, интересовавших всех членов этого молодого, талантливого общества, – все настраивало новых художников на творения важные и оригинальные, все устремляло вперед и окружало их атмосферою самой счастливою».

Серов впервые оказался в этом творческом раю в десятилетнем возрасте – его взяла с собой в гости маменька,  Валентина Семеновна Серова, в то время популярный композитор и музыкальный критик, автор модной оперы «Уриэль Акоста», вошедшая в историю как первая в России женщина-композитор.

Правда, Петр Чайковский был настроен критически: «Никогда еще я не видел в печати более неуклюжих, безобразных гармоний, такого отсутствия связанности, законченности, такого неизящного и неумелого письма… Г-жа Серова… ничему никогда не училась; она даже и грамоты музыкальной не знает.

И вот теперь она обратилась ко мне, прося давать ей уроки гармонии, контрапункта, инструментовки и т. д. Я решительно уклонился от этой чести… трудно ожидать, чтобы она исправилась».

Опера, тем не менее, с успехом шла в Большом театре.

Больше, чем портрет

Словом, когда молодой Валентин Александрович, вернувшись из Италии, явился в Абрамцево, он, можно сказать, уже был здесь своим человеком.

Хозяин встретил его радостно, приветливо. Выслушал творческие планы: «Написать так, как я вижу, забывая обо всем, чему учили. И, конечно, писать в первую очередь портрет, а не пейзаж».

– Пока найдешь тему для картины, рисуй Верушу, — в полушутку предложил Савва Иванович.

– А это возможно? — спросил молодой художник.

Вера Мамонтова в домашнем спектакле в костюме Иосифа (1880). Фото с сайта podmoskovnye.ru

Тут появилась и собственно Вера. Игорь Грабарь писал: «Он был несказанно очарован при виде старшей дочери Мамонтовых, Веруши, которой давно уже не видел. Она так расцвела и похорошела, что он едва узнал ее. Черноглазая, с румянцем во всю щеку, с копной густых каштановых волос на голове, она казалась старше своих лет, почти барышней, хотя ей не было полных двенадцати лет.

Серов сразу решил ее писать  – в том самом наряде, в котором увидал  – в розовой кофточке, с черным бантом…

Садясь в абрамцевской столовой против своей модели, Серов не был уверен, удастся ли ему выразить в своей картине то, что задумал. Ибо задумал он не просто портрет, а портрет-картину – как ни восхищала его сама модель, ясные, детские чистые глаза чудесной русской девушки, и весь ее обаятельный образ.

Вера Мамонтова (третья слева) на веранде абрамцевского усадебного дома (1892). Фото с сайта hotkovo.net.ru

Валентин Серов и Вера Мамонтова виделись далеко не первый раз. Первый визит вместе с матушкой был далеко не единственным, Валентин частенько приезжал в Абрамцево, подолгу здесь живал и чувствовал себя практически как дома.

Дети вместе ходили в лес, катались верхом, бегали взапуски, плавали на лодке. Только тогда это были дети, а сейчас в Абрамцево приехал вполне сформировавшийся и поднабравшийся заграничного лоска молодой человек.

Да и Вера Саввишна вошла в тот возраст, когда девочек интересуют не одни лишь куклы.

Вера Мамонтова в лесу близ усадьбы. Фото с сайта podmoskovnye.ru

Не удивительно, что у девочки возникло по отношению к Серову первое, самое светлое, самое непорочное чувство. Чем еще объяснить, что по характеру абсолютная непоседа и егоза, она на протяжении почти двух месяцев садилась и по нескольку часов к ряду позировала Серову. И смотрела на него вот этими, теперь уже известными на весь мир, огромными, восторженными, каштановыми глазами.

Вера была счастлива. Валентин, впрочем, тоже. Он, разумеется, не видел в своей модели ничего, кроме живого и красивого ребенка, но зато получалось задуманное.

Серов писал: «Все, чего я добивался, – это свежести, той особой свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах.

Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, – вот как у старых мастеров».

Первоначальное название картины было скромным – «Портрет В. М.» Но уже упоминавшийся Игорь Грабарь, увидев в 1889 году картину на одной из выставок, восторженно воскликнул: «Девочка с персиками!»

Так и пошло. Действительно, эта картина была много больше, чем простой портрет. Сам Серов, было дело, обмолвился: «Мою Верушу портретом как-то не назовешь».

 Спокойная Россия

Казалось бы, история требует совершенно определенного продолжения  – с взрослением Веры и соединением двух сердец. Но вмешался другой сюжет.

В 1903 году Вера Саввишна вышла замуж, но не за Серова, а за подающего надежды чиновника, камер-юнкера и богородского уездного предводителя дворянства Александра Дмитриевича Самарина. Он вскоре сделался московским губернским предводителем дворянства и обер-прокурором Священного Синода.

Современники, все как один, называли этот брак удачным, лишь усугубляя сходство с пушкинской Татьяной Лариной. У них родились дети – Юрий, Елизавета и Сергей.

Вера Саввишна и Александр Дмитриевич Самарины, 1903 год. Италия, Рим, свадебное путешествие. Фото с сайта wikipedia.org

Сложилась жизнь и у Серова  –  он женился еще раньше, в 1889 году, на Ольге Трубниковой, воспитаннице своей тетушки. А детей было пять –  Ольга, Александр, Юрий, Михаил, Антон и Наталья. В семье художника тоже все было хорошо – с обывательской точки зрения. Его дочь писала в мемуарах: «Квартира… была выстроена по старинному образцу, в три этажа.

Читайте также:  Суриков: картины, биография. работы василия ивановича сурикова

Внизу – парадное и кухня, на втором этаже –  комнаты для взрослых, на третьем, в мезонине – комнаты для детей… Окна выходили в огромный долгоруковский сад. В этом саду было много птиц, в особенности ворон, которых папа так любил и которых он мог наблюдать и зарисовывать бесконечное количество раз… Папа стоял у окна и внимательно, я бы сказала – любовно, наблюдал за ними.

Работал папа у себя в кабинете. Мастерской у него не было…

Там, где теперь музей изящных искусств имени Пушкина, находился плац, на котором проезжали верховых лошадей, и мы детьми залезали на деревья и часами наблюдали это зрелище».

Но со временем фортуна отвернулась от участников абрамцевских событий 1887 года. В 1899 году арестовали Савву Мамонтова. Якобы за растрату средств пайщиков Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, а по сути  – за то, что имел наглость выделяться из общей массы московских тит-титычей.

От Мамонтова неожиданно потребовали предъявить 800 тысяч концессионных рублей. Но в кассе оказалось только 53 рубля с полтиной – все остальное было вложено в разные предприятия. Савва Иванович в принципе не понимал, почему деньги вместо того, чтобы работать, создавать что-то новое, нужное людям, должны мертвым грузом лежать под замком.

Но у проверяющих было иное мнение.

«У нас редки люди энергии, предприимчивости и смелого, широкого замысла. А как ни суха «деловая область», она нуждается в художниках дела, — они дают ей толчок, движение, инициативу. И таким людям у нас тяжело. Тяжело летать в этом свинцовом воздухе», –  писал о процессе над Мамонтовым Влас Дорошевич.

Валентин Серов, работавший в то время над портретом Николая Второго, попытался вступиться, во время сеансов умолял императора выпустить Савву Ивановича из таганского застенка хотя бы на время следствия. Увы, не помогло.

В 1907 году, в возрасте 32 лет ушла из жизни Вера Мамонтова-Самарина. Ее унесла пневмония.

Вскоре после этого, в 1911 году в возрасте 46 лет скончался Валентин Серов  –  от приступа стенокардии.

А Савва Мамонтов умер в 1918 году  –  не перенесло здоровье старика революционных потрясений. Абрамцево же превратили в музей.

В.Серов, «Зима в Абрамцево» (1886), с усадебным домом и церковью. Изображение с сайта wikiart.org

Принято считать, что современный интерес к Серову вызван тоской по настоящей, правильной, спокойной и свободной от всяческих потрясений России. Будучи по большей части портретистом, он создал не так уж много жанров и пейзажей.

Зато они действительно исполнены какого-то торжественного, всеутверждающего спокойствия: «Волы», «Зима в Абрамцеве», «Заросший пруд», «Купанье лошади». Но самая светлая – все таки «Девочка с персиками».

Особенно, когда знаешь, при каких обстоятельствах она появилась на свет.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/devochka-s-persikami-ochered-v-istoriyu/

Ответы@Mail.Ru: Описание Картины Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками» Помогите пожалуйста описать картину

А если без вышевылитой водищи, то это русский импрессионизм, подражание О. Ренуару 100%.

«Девочка с персиками» — картина русского живописца Валентина Серова, написана в 1887 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее. Героиня портрета – дочь известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова – Вера. Девочке было всего 12 лет, когда мастер взялся писать её портрет.

Девочка сидит неподвижно, но по её смуглому румяному лицу, по тёмным всклокоченным волосам, заметно, что ещё несколько минут назад она играла в залитом солнцем саду. Она одета в розовую кофту с нарядным чёрным бантом. Загорелая девочка пристально смотрит вперёд. У нее большие темные глаза, слегка растрепанные волосы и четко очерченные брови.

Можно подумать, что девочка задумала какую-то шалость. Она держит один персик, собирается съесть его. Поза девочки выражает нетерпение. Ещё мгновение, и она сорвётся, словно бабочка с цветка, снова в сад играть с детьми. И вот этот самый момент ухватил талантливый художник.

Вся картина залита солнечным лучами, свет заливает всю комнату, играет разноцветными бликами на стене, на мебели, на подсвечнике, виднеющемся справа, на серебряном ноже, лежащем на белоснежной скатерти. Через окно мы видим, что на улице ранняя осень, также это заметно по жёлтым листьям, лежащим на столе. Дверь, открытая в другую комнату дает нам представление о неограниченном пространстве.

Вся картина наполнена белым светом, что придаёт ей чистоту, свежесть и спокойствие. Благодаря приёмам, взятым из импрессионизма, В. Серов сумел неподражаемо передать игру солнечного света, его насыщенность, и даже то, что трудно собственно нарисовать – воздушность и мимолётность мгновения.

«Девочка с персиками» изложение На картине изображена общая любимица художников, гостивших в то время в Абрамцеве, Вера Мамонтова, дочь Саввы Мамонтова. Глядя на картину, мы видим очень живую и загорелую девушку. У нее большие темные глаза, в которых затаился какой-то огонек. Вся залитая светом, врывающимся через окно, она пристально смотрит на зрителя.

Этот необыкновенно бодрящий солнечный свет насыщает все пространство большой и светлой комнаты. Он играет разноцветными отблесками и на стене, и на повешенном в простенке блюде, и на спинке стульев, и на столике у окна. Притаившийся на столе и виднеющийся справа подсвечник тоже отражает этот радостный свет. Серебряный нож, который лежит на столе, ярко сверкает на фоне белоснежной скатерти.

Не задерживаясь на окружающих предметах, свет скользит по лицу девочки, рождает на ее розовой блузке игру сиреневых и голубых бликов. Смуглое лицо девочки оттеняется общим голубоватым тоном картины. Этот на первый взгляд, холодноватый тон смягчается теплыми тонами лежащих на столе персиков и листьев и завершается звучным мажорным тоном красного банта на груди.

Глядя на девочку, вся поза которой выражает сдерживаемое нетерпение, кажется, что она лишь на минуту уселась за столом. У нее чуть раздуваются ноздри, будто бы она не может отдышаться от быстрого бега, а карие глаза искоса поглядывают на нас, словно замышляя очередную проделку. Несмотря на то, что губы ее серьезно сжаты, в них бездна детского лукавства.

Когда смотришь на картину, чувствуешь, как от нее веет свежестью, молодостью и одновременно каким-то благородством. Обстановка изображенной на картине комнаты такая уютная, что рождает чувство защищенности от невзгод окружающего мира. Поэтому не удивительно, что картина «Девочка с персиками» поразила тогдашнюю Москву и стала одним из перлов русской портретной живописи. Источник: http://www.ktoikak.com/devochka-s-persikami-opisanie-kartinyi/ Энциклопедия полезных знаний © ktoikak.com

Картина написана в усадьбе Саввы Ивановича Мамонтова Абрамцево, которую тот приобрел у дочери писателя Сергея Аксакова в 1870 году. На портрете изображена 12-летняя Вера Мамонтова.

Девочка нарисована сидящей за столом; на ней розовая блузка с тёмно-синим бантом; на столе нож, персики и листья. На картине изображена столовая дома Мамонтовых в усадьбе Абрамцево.

В 1871 году Мамонтовы купили персиковые деревья в имениях Артемово и Жилкино, и эти деревья были посажены в оранжерее Мамонтовых. За деревьями ухаживал специально нанятый садовник из Артемово.

Изображенный за правым плечом девочки деревянный гренадер был куплен Мамонтовыми в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году, фигурку раскрасил сам Серов. Впервые Серов попал в Абрамцево в 1875 году, его привезла туда его мать, которая была композитором.

Одна из самых известных картин Валентина Серова — «Девочка с персиками» трудно давалась своему автору: он писал её в течение трёх месяцев. Как известно, на картине изображена дочь мецената и предпринимателя Саввы Мамонтова — Вера. На тот момент ей было 12 лет. Портрет девочки получился очень лёгким, светлым и очень воздушным.

Девочка на картине изображена спокойной, уравновешенной, внимательной, но румянец, проступивший на её лице, и растрепавшиеся волосы говорят зрителю о том, что совсем недавно она резвилась на улице. Кажется, что она только и ждёт разрешения бежать обратно в сад играть и веселиться.

При внимательном рассмотрении картины, можно заметить много интересных вещей. Например, края скатерти не свисают со стола, а аккуратно завернуты наверх и уложены. Так делали в семьях с маленькими детьми, чтобы они не могли уронить все, что находится на столе, потянув за край скатерти.

Вещи, находящиеся на столе также не случайны — нож нужен девочке для того чтобы разрезать персик и достать косточку, а кленовые листья — элемент некой игры, от которой её на мгновение оторвал художник. Взгляд девочки необычен: он очень загадочен, есть в нем что-то хитрое, игривое.

По этому взгляду заметно, что она — вожак среди детворы, на минуту забежала она в дом, чтобы захватить угощение для остальных своих товарищей. Картина Валентина Серова «Девочка с персиками» очень гармоничная и по композиции, и по своему колориту.

В ней чувствуется несомненное влияние импрессионизма, благодаря приёмам этой техники художнику отлично удалось передать игру солнечного света, поймать и запечатлеть неуловимое мгновение, и, в конечном итоге, нарисовать такой шедевр, который до сих пор восхищает зрителей.

Картина написана в усадьбе Саввы Ивановича Мамонтова Абрамцево, которую тот приобрел у дочери писателя Сергея Аксакова в 1870 году. На портрете изображена 12-летняя Вера Мамонтова.

Девочка нарисована сидящей за столом; на ней розовая блузка с тёмно-синим бантом; на столе нож, персики и листья. На картине изображена столовая дома Мамонтовых в усадьбе Абрамцево.

В 1871 году Мамонтовы купили персиковые деревья в имениях Артемово и Жилкино, и эти деревья были посажены в оранжерее Мамонтовых. За деревьями ухаживал специально нанятый садовник из Артемово.

Изображенный за правым плечом девочки деревянный гренадер был куплен Мамонтовыми в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году, фигурку раскрасил сам Серов. Впервые Серов попал в Абрамцево в 1875 году, его привезла туда его мать, которая была композитором.

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/176943338

К 150-летию валентина серова, история одной картины. девочка с персиками

?tiina (tiina) wrote,
2015-01-12 00:49:00tiina
tiina
2015-01-12 00:49:00
Верочка Мамонтова, конец 1880-х.Персики были свои, выращенные в мамонтовской оранжерее садовником.И девочка своя — самая живая, самая любимая.»Абрамцевская богиня», как называли потом Верочку все — и художники, и родители.

Ее портрет Валентин Серов писал целых три летних месяца 1887 года, пока гостил у Саввы Мамонтова в Абрамцево.
Вера Мамонтова в домашнем спектакле в костюме Иосифа. 1880 год.


Писал с трудом: сначала еле уговорил попозировать дочь Саввы, 11-летнюю Верочку Мамонтову, а потом с трудом удерживал ее за столом — сидеть часами в жару, не шевелясь, у той получалось плохо.
Но портрет удался.
Он стал не только одной из лучших картин Серова, но и одним из самых известных портретов в русской живописи.

Никто не верил, что этому, никому не известному художнику, всего 22 года.»Девочка с персиками» — начало славы Валентина Серова, его точка отсчета.

А как сложилась судьба девочки?

«Девушка с кленовой веткой». В.Васнецов, 1896 год
В этом же платье Вера венчалась с А.Д.Самариным

Через девять лет после «Девочки с персиками» еще один портрет Веры написал Виктор Васнецов, пообещав подарить ей его только в том случае, если она выйдет замуж за русского.

Вскоре подарок уже висел над письменным столом ее мужа: Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства города Москвы.

Популярность его среди православных москвичей была так велика, что когда летом 1917 года в Москве избирали митрополита, среди кандидатов были: архиепископ Тихон Ярославский (позже избранный Патриархом) и мирянин Александр Самарин.

Вера Саввишна и Александр Дмитриевич Самарины, 1903 год. Италия, Рим, свадебное путешествие.

Венчались они в Москве на Поварской в церкви Бориса и Глеба — это был приход Самариных, живших неподалеку. Позже церковь уничтожили большевики, сейчас на этом месте часовня – прямо рядом с выходом из метро «Арбатская».

Читайте также:  Лот и его дочери, франческо фурини

Радовались за них все – молодые давно любили друг друга, но пожениться смогли только после смерти отца Александра Дмитриевича, который долгие годы не давал согласие на его брак с Верой.

Поселились молодожены в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павло-Посадского района.

А в апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юрочка.

Вера Саввишна Самарина (Мамонтова) с сыном Юрием, 1904 год.

В августе 1905 года родилась дочь Лиза, в мае 1907 года — второй сын, Сергей.
А 27 декабря 1907 года Вера Саввична внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. Сгорела за три дня. Собирались на Рождество всей семьей в Абрамцево, остановились проездом в своем московском доме на Поварской и…

Панихида по Вере Саввишне, 1908 год.

Похоронили ее в любимом Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного.
Вере было всего 32 года.

Все заботы о детях взяла на себя ее сестра Александра Саввишна. Вот она на фото, первая слева. Рядом Савва Мамонтов с детьми Веры — Сережей, Лизой и Юрием. Италия, 1910 год.Александр Дмитриевич пережил Веру на 25 лет. Больше он никогда не женился.
В память о любимой жене Самарин построил храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, недалеко от их усадьбы.
Храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, архитектор Башкиров.

В 30-е годы храм был закрыт и разграблен и все годы советской власти использовался как подсобное помещение, в том числе для хранения различных химических удобрений. Сейчас усилиями прихожан, спонсоров и меценатов храм почти восстановлен.

А.Д.Самарин с дочерью Лизой в якутской ссылке, 1926 год.

Сам Александр Дмитриевич погиб в ГУЛАГе в 1932 году.
Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза.

Спасибо sadalskij

Источник: https://tiina.livejournal.com/5262513.html

Валентин Серов. Девочка с персиками

В Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) в Лаврушинском переулке с 15 декабря 2011 года по 20 мая 2012 года прошла выставка знаменитого русского художника Валентина Серова — Линия жизни (Из фондов графики Государственной Третьяковской галереи). В творчестве художника слились воедино величайшее профессиональное мастерство и тонкие психологические прозрения. Наиболее известная работа мастера – это светлая, лучезарная картина «Девочка с персиками».

Валентин Серов. Девочка с персиками

Усадьба Абрамцево принадлежала известному предпринимателю и прославленному меценату Савве Ивановичу Мамонтову. Здесь работали и отдыхали В.Д.Поленов, И.Е.Репин, М.В.Нестеров, И.И.Левитан, М.А.Врубель, К.А.Коровин, В.М.Васнецов, М.М.

Антокольский. К жизни гостеприимного старинного поместья присоединился и Валентин Серов. Именно здесь он создал свой первый шедевр – полотно «Девочка с персиками». Оно поразило зрителей небывалой свежестью и новизной. И.Э.

Грабарь писал:

Вера Мамонтова

Именно молодость, первозданная свежесть остаются важнейшим отличием «Девочки с персиками», залогом ее неизменного воздействия на зрителей.

Необычным в портрете было все: напоенный светом и воздухом интерьер с окном в сад, еле сдерживаемая живость смуглой непоседливой девочки, дочери Саввы Ивановича Мамонтова, которую гости и домашние называли Верушей.

До сих пор это полотно воспринимается как великое откровение, посетившее молодого художника в подмосковной усадьбе, в которую он приехал в сентябре 1887 года после путешествия по Италии. Валентин Александрович Серов говорил:

Вера Саввишна и Александр Дмитриевич Самарины, 1903 год, Рим, свадебное путешествие

Судьба подарила «девочке с персиками», Вере Саввишне Мамонтовой, недолгую и не слишком безмятежную жизнь, но ее образ по-прежнему погружает в радушную атмосферу Абрамцева.

Вера Саввишна вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, который в будущем стал обер-прокурором Святейшего Синода (министром по делам церкви) и предводителем дворянства Москвы. Венчание этой пары произошло 26 января 1903 года на Поварской улице в Москве в церкви Бориса и Глеба.

У Самариных родилось трое детей – Юрий, Лиза и Сергей. А 27 декабря 1907 года Вера Саввишна внезапно умерла. У нее случилось скоротечное воспаление легких, и за три дня ее не стало. Ей было всего 32 года.

Александр Самарин с дочерью Лизой в якутской ссылке, 1926 год

Александр Дмитриевич пережил ее на 25 лет, больше не женился. Недалеко от их усадьбы в Аверкиеве в память о любимой жене он построил Храм Живоначальной Троицы. Он погиб в ГУЛАГе в 1932 году, и все эти годы якутской ссылки с ним была его дочь Лиза.

Источник: https://valentina-site.ru/russkie-hudojzniki/valentin-serov/valentin-serov-devochka-s-persikami-1

Картины, описание картин — Девочка с персиками (фрагмент) 1887 — Музей Арт-Рисунок

Начальн ое художественное образование Валентин Серов получил под руководством Ильи Репина. Он учился у него так, как когда-то учились художники Возрождения, работая рядом с мастером — часто над одной моделью.

Потом в жизни Валентина Серова была Академия художеств с чистяковской системой преподавания, сочетавшей лучшие традиции академической школы и новое, реалистическое восприятие и изображение натуры. А завершилось все знакомством с классическим искусством в европейских музеях.

Восхищенный и очарованный Венецией, Валентин Серов все же писал в одном из писем невесте: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Таким «отрадным» произведением искусства, произведением молодого счастья и светлого восприятия мира и является «Портрет B.C.

Мамонтовой», написанный летом 1887 года в Абрамцеве, в имении известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова, куда художник заглянул после Италии.Серов был почти членом мамонтовской семьи. Его знали и любили здесь с самых ранних юношеских лет, он жил здесь веселой и привольной жизнью.

Так и в этот раз быстро уехать отсюда ему не удалось, хотя он и стремился навестить своих родных.Художник жадно вглядывался в знакомые пейзажи. Частенько он удирал один, с утра, даже не позавтракав. Он шел — и вдруг надолго останавливался при виде солнечного луча, упавшего на цветок, при виде тени, опустившейся на траву из облака.

Он приглядывался к тому, каким делается воздух в непогоду, как меняются его свойства, когда он пронизан светом, как меняется его затемнение и какие оттенки у лежащих рядом теней… Художником постепенно и всецело овладевала одна мысль: «Написать так, как я вижу, забыв обо всем, чему учили. И, конечно, писать в первую очередь портрет, а не пейзаж».

Но взрослым было некогда позировать. Мальчики Мамонтовы тоже выросли, стали молодыми людьми — непоседливыми, говорливыми. Их сидеть не заставишь… Не раз попадалась на глаза В. Серову и подросшая Верочка Мамонтова, которую он знал с рождения. Она тоже превратилась в веселого, самостоятельног о человечка, очаровательного своей юной свежестью.

Она по-прежнему любила пошалить, задирала своего друга-художника , любила с ним прокатиться верхом или на лодке, и Серов не раз заговаривал о ее портрете. Уж очень была красочной эта милая девочка-подрост ок: яркие губы, темные волосы, темные, как спелая смородина, глаза с синеватыми белками. А кожа нежная, чуть-чуть еще пушистая по-детски, и сейчас, под летним загаром, совсем персиковая…

Серов, которого в Абрамцеве все называли Антоном, стал уговаривать Верочку: «Ну, посиди, сделай милость… Я такой портрет напишу, сама себя не узнаешь. Красавицей будешь!» А она, мило и лукаво капризничая, отвечала: «Ты же замучишь меня… Скучно сидеть, лето…

»Здесь, в Абрамцеве, Серов и написал один из самых «молодых» портретов в русской живописи. Не только потому, что на ней изображена 12-летняя девочка и что молодым был писавший ее художник. Главное заключалось в том, что детское счастье Верочки Мамонтовой и ее безоблачность совпали со счастьем самого художника.

Писал он ежедневно, около трех месяцев, но его «муки творчества» зрителю незаметны, так и кажется, что картина создана в едином порыве счастливого вдохновения.Нет, наверное, сейчас человека, который бы не знал этого живописно произведения.

Портрет Верочки Мамонтовой стал чем-то гораздо большим, чем просто этюд с натуры, недаром за ним прочно закрепилось название «Девочка с персиками». Это была именно картина, а не портрет, так как полотно это переросло всякие представления о портрете.

«Все помнят, — пишет искусствовед В.

Смирнова-Ракити на, — угол большой комнаты, залитой серебристым дневным светом: за столом сидит смуглая, черноволосая девочка в розовой кофточке с черным в белую горошину бантом. В руках у девочки персик, такой же смугло-розовый, как ее лицо.

На ослепительно белой скатерти лежат вянущие листья клена, персики и серебряный нож. За окном светлый-светлый летний день, в стекла тянутся ветки деревьев, а солнце, пробравшись сквозь их листву, освещает и тихую комнату, и девочку, и старинную мебель красного дерева…»

Портрет Верочки Мамонтовой чарует зрителя своей необыкновенной жизненностью и идеальностью художественного образа. Эта работа молодого художника поразила сразу многих современников свежестью светлого, сияющего колорита, тонкой передачей света и воздуха. Савва Иванович Мамонтов и все приезжавшие в Абрамцево только ахали перед картиной.

Покрякивал и Константин Коровин, которого до глубины души пронзило красочное мастерство Валентина Серова.Все в этой картине естественно и непринужденно. Прелесть девичьего лица, поэзия жизненного образа, светонасыщенная красочная живопись — все в этом произведении казалось новым.

Недаром для наиболее проницательных критиков стало ясно, что в лице 22-летнего художника русская живопись приобрела мастера европейского масштаба.В этой небольшой по размерам картине, сохранившей всю прелесть и свежесть этюда, органически соединились две тенденции, две силы, образовавшие единую форму живописного видения.

Каждая деталь в «Девочке с персиками» на своем месте, написаны все стулья зимней столовой, подсвечники на окне, даже фигурка игрушечного солдатика в глубине комнаты, на стене — фарфоровая тарелка, за окном сад в дни позднего лета. Ничего нельзя убрать или сдвинуть без того, чтобы не нарушить внутреннего равновесия всего полотна.

Все кажется таким простым и естественным, но сколько в этой простоте глубины и цельности! Как во всех этих, будто бы «случайностях», сквозит неповторимая радость жизни! С предельной выразительность ю Серов передал свет, льющийся серебристым потоком из окна и наполняющий комнату.

Свет этот сияет на стене и на фарфоровой тарелке, бликами отражается на спинках стульев, мягко ложится на скатерть, скользит по лицу и рукам девочки. А белый цвет скатерти, белый цвет стены, белый цвет тарелки вдруг оказываются совершенно различными, и также по-разному падают на них тени, зеленый отблеск листвы и розоватые рельефы кофточки.

Девочка сидит за столом и ничем не занята, словно действительно на миг присела, машинально взяла в руки персик и держит его, глядя на вас просто и откровенно. Но покой этот только минутный, и через него проглядывает страсть к резвому движению. Даже бант, как бабочка, кажется, готов вот-вот улететь.

И как бабочка выглядит сама девочка: вспорхнула в дом на миг, с солнцем и теплым ветром, присела на краешек стула, озарив комнату улыбкой, и сейчас же улетит обратно — на улицу, где вовсю сияет летний день.Да и в самой комнате, кажется, все так и хочет нарушить тишину и успокоенность.

«Побежал» в глубину стол, увлекая за собой взгляд зрителя. Льются звонкие лучи солнца, принося с собой аромат сада, открыта дверь в соседнее помещение…

Вот, казалось бы, и все, что изобразил на своей картине Валентин Серов.

А вместе с тем это целый роман о людях, которым принадлежит дом, сад, все эти вещи; это история девочки, рассказ о ее характере, о ее переживаниях — чистых, ясных и юных.

Внутренний мир героини интересовал художника не сложными противоречиями, не глубокими психологическим и нюансами, а именно своей естественной простотой и целомудрием. Может быть, сам того не сознавая, художник рассказал в этом полотне все, что он знал о Мамонтовых, показал все, что любил в них — в их семье и в их доме.

Картина «Девочка с персиками» долгое время находилась в Абрамцеве, в той же комнате, где и была написана. А потом ее передали в Третьяковскую галерею, в Абрамцеве же в настоящее время висит копия этого произведения.

Источник: http://www.art-drawing.ru/gallery/647-serov-valentin-alexandrovich/detail/4671-serov-valentin-alexandrovich2

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации