Драка крестьян при игре в карты, адриан броувер

Броувер (Браувер) Адриан (1606 — 1638)

Адриан Броувер (барокко)

Важное место в искусстве Фландрии занимает мастер бытового жанра, талантливый художник Адриан Броувер. Много лет проживший в Голландии, Броувер писал небольшого размера картины на бытовые темы. Его герои — крестьяне в городской таверне, они играют в карты, пьют, дерутся, горланят песни.

В произведениях Броувера нет широкой декоративности фламандской школы, они выполнены в духе голландского реализма и рассчитаны на близкое рассмотрение («Деревенский лекарь»). Сюжеты иногда драматичны, лица, мимика, позы, жесты необычайно выразительны, ирония переплетается с горечью, и в этом смысле Броувер продолжает традиции Брейгеля («Драка»).

Письмо его виртуозно, артистично, полно тонких цветовых соотношений.

Выпивоха

Народная картинка из жизни Фландрии. Это кабачок, в одной части которого за столом группа мужчин пьют местное вино или пиво, курят рубку. А в другой части кабачка, на переднем плане, другая группа: трое мужчин и женщина, хозяйка заведения. Двое мужчин, рассказывая байки, курят трубку, а один внимательно слушает разговор мужчин.

В центре группы — герой картины, сам «выпивоха», он с довольной улыбкой уже много выпившего наливает себе еще из кувшина с вином. Среди них на таком же стульчике сидит располневшая хозяйка харчевни, она снисходительно выслушивает захмелевших мужчин. В левом углу девочка, вероятно, дочка хозяйки, ест кашу из миски, пристроившись к треножной табуретке.

Она обратила свое лицо к собаке, которая явно взывает к совести девочки, чтобы та угостила ее.

Если в задней части кабачка относительно чисто, то в кухне кругом царит беспорядок: мусор на полу, кое-где разбросанная посуда, сломанный стул — все говорит о том, что хозяйка не слишком усердна и чистоплотна в своем заведении, она лучше предпочитает веселые байки пьяных гостей.

Картина не вызывает улыбки, скорее, горечь, что люди так бессмысленно растрачивают свою жизнь.

Операция на ноге

Картина рассказывает о лекарях, которые в средние века были очень распространены, поскольку врачей было мало, да и дорого было такое лечение для простых людей. В темной захламленной комнате на переднем плане лекарь, скорее всего вскрывает нарыв на ноге или вытаскивает из ноги занозу, щепку или осколок стекла.

Конечно, нет никакой стерилизации или обезболивания, но больной терпит, доверившись искусству лекаря. Рядом пожилая женщина, знахарка. готовит какое-то зелье, она обернулась на открывшуюся дверь, в которую входит посетитель, больной. В дальнем углу, у окна, другой лекарь заглядывает в рот больному, вероятно, рвет зуб, т.к.

это было единственное лечение зубов в те времена.

И снова художник здесь не хочет посмеяться, осудить этих людей, он только рассказывает один момент из жизни своего народа.

Деревенский шарлатан

В этой картине больного лечит шарлатан прямо на улице. Под дружный смех окружающих лекарь-шарлатан лечит голову больного, которому явно не до смеха, хотя он изо всех сил показывает вид, что ему тоже смешно. Улыбается и сам лекарь. как бы разделяя мнение окружающих о своих способностях. Художник здесь все-таки скорее веселится вместе с окружающими, чем огорчается в данной ситуации.

Абсурдность происходящего подчеркивает дополнительная сцена за спиной шарлатана, где из 2-го этажа мужчина льет воду из кувшина. которую пытается поймать руками другой мужчина снизу.

Курильщики

Сцена в кабачке

Ссора при игре в карты

Очередная сцена в кабачке. Рассевшись вокруг перевернутой бочки, выполняющей роль стола, играют в карты трое мужчин. Рядом стоит кувшин из-под вина. Видно, выпито уже много.Одного из друзей заподозрили в шулерстве.

Один настолько разъярился, что схватил провинившегося бедолагу за волосы, а другой пытается ударить глиняной кружкой по голове. Второй игрок, такой же обозленный, схватил в руки нож. Сам шулер-неудачник сжался от боли и молит о пощаде.

На втором плане к разбушевавшейся группе обернулись трое сидящих там людей — двое мужчин и пожилая женщина. Они с любопытством наблюдают сцену расправы над шулером.

Со стороны художника это не иллюстрация морального поведения людей, это всего лишь наблюдение их повседневной жизни.

Пьяница

Источник: http://cvetamira.ru/brouver-brauver-adrian-1606-1638

Адриан Браувер: гений, воспевший кабак

Адриан Браувер… Это имя не очень известно: если в истории искусств его и упоминают — то походя, в нескольких строчках. Общепринятое мнение об этом художнике можно свести к следующему утверждению — несмотря на замечательную технику, его картины отвратительно вульгарны. Конечно, фи, у него же на картинах сплошь пьяное мужичьё…

Не будем голословны: вот оно, пьяное, дерущееся из-за картёжной ссоры, мужичье. «Дерущиеся крестьяне», Адриан Браувер, масло, дубовая доска, между 1630 и 1640 годами.

Кто он такой? Что мы о нем знаем? Почти ничего, на самом деле — в основном догадки и предположения. Родился Адриан Браувер около 1605 года в Ауденарде, во Фландрии (сейчас это Бельгия). Его отец, по видимому, работал на производстве гобеленов.

Вероятно, отец и дал Адриану первые уроки рисования.

Предполагают, что он учился у кого-то из последователей Питера Брейгеля-старшего («Мужицкого») и у сына Брейгеля — тоже Питера, тоько младшего; достоверно известно, что он учился в Гарлеме у Хальса.

Эта картина может дать представление об образе жизни Браувера. «Сцена в таверне», дубовая доска, масло, около 1630.

Судя по всему, Хальс — который был преизрядным выпивохой — научил юного Адриана не только живописи. Предполагают, что Браувер был законченным алкоголиком. Соответственно, деньги у него в карманах не задерживались.

Существует анекдот о том, как он продал богатому коллекционеру картину «Картежники в таверне» за немаленькую сумму в 100 гульденов (стоимость портрета в те времена составляла от 2 до 20 гульденов, популярный мастер мог получить 30-40)*.

Получив деньги, Браувер пришел домой, высыпал их на кровать, покачался вдоволь в золотых монетах, рассовал их по карманам и ушел. Девять дней его не могли найти. На десятый он появился — пьяный в дребезги и без гроша.

Когда его привели в чувство и спросили о судьбе денег — он радостно (хотя и не очень внятно) сообщил, что благополучно избавился от этой всей чертовой тяжести.

Те самые «Картежники в таверне» (или «Крестьяне, играющие в карты»), дорого проданные и благополучно пропитые. Между 1630 и 1640 годом, дерево, масло.

Но вернемся к юности художника: переняв у Хальса секреты мастерства и страсть к выпивке, шестнадцати лет от роду, Браувер сбегает из дому. Предполагают, что сперва он завербовался в голландскую армию, воевал с испанцами; затем дезертировал и вступил в труппу бродячих комедиантов.

Возможно как раз этим фрагментом биографии объясняется его любовь к своеобразным спектаклям с переодеваниями и к эпатированию публики? Например, однажды он заявился в театр в роскошном плаще, усыпанном изображениями неимоверной красоты цветов.

Наслушавшись восторженных ахов и охов, художник вынул из под плаща грязную тряпку и хладнокровно стер цветы — плащ он разрисовал несколько минут назад у себя в мастерской…

Дерущиеся крестьяне. 1630-е годы. Масло, дерево.

Не щадил он даже родственников: рассказывают, что богатый кузен, пригласив Браувера на свою свадьбу, чуть-ли не на коленях умолял его одеться поприличнее.

Наш веселый живописец просьбу выполнил — пришел на торжество в роскошном костюме темно-красного бархата. Потом выпил. Потом взял соусник и тщательно полил жирной подливой костюм. Разделся. Догола.

Костюм сжег в камине. И ушел пить в кабак.

И ведь действительно веселее, чем на всяких скучных приемах… Здесь вам извините, там вам — пожалуйста… Нет чтобы для души… «Драка». Масло, дерево, 1630-е годы.

В итоге, после всех перипетий бурной молодости, Адриан Браувер остановился на ремесле живописца. И, как бы там ни было, при всех хулиганских выходках, он был популярным и востребованным художником.

Ещё при жизни он столкнулся с огромным количеством подделок под его работы — тогда незаконное копирование тоже служило мерилом успеха. Его картины собирали Рубенс и Рембрандт (У Рубенса в коллекции было 17 картин Браувера — больше, чем картин любого другого художника)**.

На доходы от продажи картин он даже сумел купить земельное владение — правда со временем поместье всё равно конфисковали за долги.

Адриан Браувер. «Горький напиток». Масло, дерево, 1630-е годы.

Не менее поразительно то, что несмотря на разгульный образ жизни, Броувер был довольно известным литератором, членом литературных кружков в Гарлеме и Антверпене; также он не забросил актерское ремесло — известны свидетельства о его выступлениях на театральных подмостках.

Не спиртом единым. «Жарка блинов». Масло, дерево, около 1625 года.

1633 год — одна из немногих достоверных дат жизни Браувера. В этом году испанские власти арестовали его за шпионаж в пользу голландцев. Художнику пришлось просидеть четырнадцать месяцев в антверпенской крепости. Правда, можно усомнится в том, что лишение свободы ввергло художника в юдоль страданий — за время заключения он умудрился прогулять 500 гульденов.

В итоге, в ареле 1634 года испанцы объявили амнистию, и Браувера выкупил из плена его покровитель — богатый торговец шелком ван ден Бош. Предание, правда, гласит, что выпустили его по ходатайству другого великого художника — Рубенса, но факты — увы — говорят о другом.

Хотя, возможно, что Рубенс таки принял участие в судьбе собрата по ремеслу — после освобождения Браувер поселился у гравера, работавшего на Рубенса.

Адриан Браувер. «Таверна». Масло, дерево, 1630-е годы.

Умер Браувер в январе 1638 года, возможно от чумы. Сперва был похоронен в безымянной общей могиле, но в феврале — по требованию членов Гильдии Св. Луки***, в которой он состоял — был перезахоронен в церкви Кармелитов в Антверпене. После себя он оставил около 80 картин — по крайней мере это то, что известно на данный момент.

* — Рембрандт в дни своей славы получал 500 гульденов за групповой портрет, но учтите, что размер «Урока анатомии доктора Тульпа» 170 х 216 сантиметров, а размер «Крестьян, играющих в карты» — 33 х 43 сантиметра.

Читайте также:  Мазаччо — картины и биография

** — думаю, вы понимаете, что можно сделать с мнением искусствоведов…

 *** — Гильдия Святого Луки объединяла голландских художников.

Источник: http://tempora.club/adrian-brauver-genij-vospevshij-kabak/

Адриан Браувер и его натурализм. Драку заказывали?

Почему он был выпивоха? На трех его полотнах (по меньшей мере) — на стенах захудалой нищей пивнушки висят картины! Откуда бы им взяться, и для чего? Да когда Адриану нечем было платить за выпивку и разбитую посуду — он рисовал, а хозяин милостиво разрешал повесить его произведение на стене.

И потом: для того чтобы так рисовать, нужно было знать предмет в деталях, наблюдать его. Вряд ли эти картины Адриан писал в студии.

Скорей всего, студией был очередной кабак: детали интерьера не повторяются, что говорит о постоянном перемещении художника из одного заведения в другое.

(Как пишут в «Википедии», «неисправимому гуляке» оказывал покровительство Рубенс, который купил несколько его полотен для своей галереи.)

А вот зачем надо было художнику на своих картинах воспроизводить свои же полотна? Да для рекламы! Вероятно, это действовало на мозги выпивох, может быть, и они что-то покупали у него (или ставили ему выпивку). Если бы картины не продавались и не покупались — мы бы никогда не узнали об Адриане Брауэре.

Правдивость событий не вызывает сомнений — настолько живо написаны персонажи. И тем более для нас ценны и детали интерьера, и одежда, и манеры героев.

Его картины — шедевральное отображение быта и нравов того времени: никто больше в таких количествах не писал таких полотен.

И честь и слава ему, что он смог зафиксировать современность (конечно, в той части, которая ему была доступна и известна в деталях)!

Начнем с интерьера. Бедность, даже нищета.

И не только в харчевнях, пивнушках или притонах (скорее, последних, потому что на большинстве картин еда как таковая отсутствует), но и в поликлинике — если можно так назвать какое-то подобие комнаты, в которой один эскулап вытаскивает занозу из ноги, а второй пытается то же самое сделать с зубом. Кстати, на то, что в этой комнатушке работают люди, имеющие отношение к медицине, указывает череп на полке, которая висит на стене рядом с входом.

Между прочим, есть деталь — свидетель не очень спокойных времен — решетка на окне. Антисанитария (с сегодняшней точки зрения) просто жуткая: земляной пол и метла посреди комнаты. Судя по тому, что на стенах не видно картин, художник платил за услуги лекарей деньгами.

Однако вернемся к действию, а именно — дракам. Как дерутся сегодня — ясно всем. В ход идут кулаки, мебель, бутылки, ножи и прочая дребедень.

Оказывается, современные драчуны хорошо восприняли наследство: на картинах Адриана Брауэра дерутся так же! Только что вместо стеклянных бутылок народ бьет о головы своих противников глиняные кувшины. И ножи несколько старомодные — длиннее и шире.

Свирепость на лицах не оставляет сомнений в серьезности намерений дерущихся. И бьют за дело: мухлеж в картах!

На другой картине мотив драки непонятен, но звучит на агрессивном мажоре: за волосы и мордой об бочку! Сословную принадлежность дерущихся сегодня установить сложно.

Но публика относительно культурная: под верхним платьем — белое белье, полусапожки без дырок и заплат. Можно предположить, что эти люди — не крестьяне, не ремесленники, они — разбойники.

Отсюда и азартные игры, и пьянство, и разврат, и жестокость.

Еще полотно — дешевый притон. Слева две ступеньки, которые никуда не ведут.

На площадке этой никчемушной лестницы сидит пара явно не деликатных манер: он запустил руку под юбку с таким выражением, что там что-то нашел.

Она как бы сопротивляется, но: что она делает в такой компании? Почему вдруг она оказалась в центре внимания всех мужиков? Они с большим интересом наблюдают за этой парой! И как бы подбадривают их!

Интерьер выглядит странновато. Сохранился набросок этой картины, на котором помост — пониже, нет ступенек, он пошире и подлиннее. Похоже, что это место служило лежбищем для работников или бродяг. На наброске и фигуры выглядят иначе, и расположение дверей другое. Почему художник при переходе на краску изменил все до неузнаваемости (даже до потери здравого смысла) — совершенно непонятно.

А вот еще сценка: около столба стоит писальщик. Ну, нет у него сил выйти на улицу, во двор! Он едва держится на ногах! Спасибо, что до столба дошел!

Любит ли автор своих героев? Большой вопрос! Скорее нет, чем да, — вы посмотрите, насколько обобщенно они написаны. Ни одного живого лица, сплошь карикатуры!

Еще раз можно выразить благодарность мастеру за непритязательность в выборе сюжетов! Именно это привело к тому, что документально зафиксированы бытовые мелочи, вплоть до семейных отношений и гигиенических правил. Посмотрите на «Неприятную семейную обязанность»: папа подтирает ребенка.

Во-первых, зафиксировано, что в 17 веке во Фландрии детей подтирали каким-то подобием современных пеленок.

Во-вторых, этим занимались и отцы! И попробуйте найти упоминание об этом в литературе! Как бы зафиксировано равноправие мужчин и женщин — и те, и другие это делали, уход за дитем не был уделом только женщины!

За что этнограф и историк костюма может сказать спасибо Адриану Брауэру — это за штаны! Посмотрите: у них отстутствует то, что сегодня называется гульфиком.

Я думаю, что в то время гульфик был недоступен героям картин. (И штаны эти — кожаные, кожа с задней части коровы, а может быть, лошади).

Тут уместно вспомнить происхождение слова «лосины»: это портки, сделанные из содранной с зада лося кожи.

Судя по всему, подгонять шкуры под размер человека тогда не было принято: посмотрите, как свисают штаны курильщика, сидящего в центре вполоборота к зрителям. Видимо, животное было очень крупным — может быть, бык. А шкуру портить жалко!

Талант художника не поддается измерению. У Браувера не просто документальная точность изображения, его персонажи живут. Да еще как живут! Не он один писал бытовые сцены, но разве можно сравнить его произведения с холодными картинами его современников?

Отношение к пьяницам вряд ли когда-нибудь было положительным. Чаще пьянство осуждалось, потому что у пьяного и талант пропадает, и все окружающие страдают… Но в случае с Адрианом Брауэром потомки должны сказать большое спасибо ему за то, что он пил: его картины — документальное свидетельство жизни самых низов в средние века.

И если бы Адриан не был пьяницей, гулякой и почти разбойником — мы с вами никогда бы не увидели эту самую жизнь во всех подробностях!

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/31184/

Адриан Браувер (1605 — 1638)

18.07.2008

Публикации

Рядом со знаменитыми произведениями Рубенса, Ван Дейка, Йорданса и других фламандских живописцев первой половины XVII века работы их современника Адриана Браувера кажутся необычными.

В его небольших картинах изображены непритязательные сцены в сумрачных убогих кабачках, где крестьяне, бедняки, бродяги пьянствуют, играют в карты и кости, затевают яростные драки. Герои Браувера — задавленные нищетой, опустившиеся, озлобленные люмпены с тупыми лицами. Искусство этого самобытного мастера не было, однако, исторической случайностью.

Оно отражало реальные теневые стороны жизни фламандского общества, восходило к нидерландской национальной традиции XVI века, к гротескным образам Питера Брейгеля Старшего. Одинокая фигура в живописи Фландрии, Адриан Браувер был ее порождением.

То, что утверждало себя во фламандском искусстве XVII века, эпохе ее высшего расцвета, находило как бы обратный отклик, резко изменялось, утрировалось в творчестве Браувера. Ликующая полнота жизни превращалась в дерзкую бесшабашность, радостное веселье уступало место горечи и апатии, возвышенная красота оборачивалась уродством.

Образы фламандской живописи словно воспаряли над повседневностью, образы Браувера опускались на дно жизни. При этом художник оставался фламандцем. Столь непохожее на произведения соотечественников, его искусство отличалось и от современных ему голландских жанристов со схожими сюжетами попоек, карточных игр и потасовок.

Сельский кабачок. Ок. 1631

Знакомство Браувера с Голландией началось еще в юности. Уроженец небольшого городка Оуденарде, он покинул семью зажиточных родителей, уехал в Харлем, где, по-видимому, работал в мастерской Франса Халса.

В Голландии художник усвоил практику создания небольших картин из жизни низов общества, а также тональный колорит и передачу световоздушной среды. Эти завоевания голландской живописи способствовали развитию великолепного колористического дара Браувера.

Он превзошел голландских жанристов не только блеском живописного мастерства, но и смелостью образов, остротой их восприятия, темпераментом и драматизмом.

Его картины, подчас грубоватые и безрадостные, не знали назидательности, бытописательства, постного благонравия, занимательной повествовательности. Жанровые картины подражавшего ему голландца Адриана Остаде кажутся наивно простодушными и пестро расцвеченными.

Сцена в кабачке

По возвращении в Антверпен в 1631 году Браувер прожил недолгую беспорядочную жизнь, связанную с миром богемы. Последние годы он поселился в доме известного гравера П.

Понтиуса, сотрудничавшего с Рубенсом, с которым Браувера связывали дружеские отношения. Рубенс материально поддерживал Браувера, вечно находившегося в долгах, покупал его картины.

Великий мастер почувствовал в работах молодого живописца нечто гораздо большее, чем вызов общепринятому.

Творчество Браувера — редкий пример сочетания гротеска и лирической окраски образов, жестокой прозы сюжетов и живописной красоты. Эти особенности выявили себя не сразу.

В ранних картинах, например в берлинской «Школе», написанной еще в Голландии и подобной свалке гномоподобных уродцев, преобладает откровенный шарж. Во многих произведениях Браувера сохраняется однотипность изображения и прямолинейность характеристики.

Помещая на переднем плане группу фигур, расположенных обычно вокруг стола или скамейки, он связывает их общим действием, показывает их изменчивые позы, повороты, резкие жесты и подвижную мимику лиц.

Курильщики. Ок. 1637

Запрещенное во Фландрии XVII века курение табака, естественно, всячески нарушалось. Курильщики собирались в тайных притонах. В картинах Браувера на эту тему ощущается некая бравада.

Главным героем одной из картин стал помещенный в центре молодой курильщик, возможно, новичок.

Округлив глаза и пуская дым из широко раскрытого рта, он разыгрывает состояние изумления и восторга, за которым насмешливо наблюдают его спутники.

Читайте также:  «смерть прокриды», пьеро ди козимо — описание картины

Операция на плече

Подчеркнутая мимика лиц особенно привлекала художника в фигурах, данных крупным планом. Лицо искажается гримасой боли, как в сцене жестокого домашнего врачевания, которое становится испытанием выносливости больного в картине «Операция на плече» (Осязание; Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), гримасу отвращения вызывает «Горькое лекарство» (1636—1637, там же).

Одновременно Браувер создает картины, в которых словно стихают низменные страсти. Усиливаются созерцательный характер, юмор, лирическая окраска образов.

Компании выпивох и курильщиков мирно беседуют, играют в шары, распевают песни.

В Крестьянском концерте (Мюнхен, Старая пинакотека) четыре крестьянина самозабвенно поют, смешно открыв рты; толстая крестьянка с ребенком греется у очага. В картине есть человеческая теплота и ощущение жизненной правды.

Крестьяне, играющие в карты в кабачке

В сценах, которые происходят в тесных кабаках или на улице близ грязных заборов и лачуг, единая световоздушная среда связывает фигуры, близкие и дальние планы. Тончайшие переходы света и тени смягчают формы.

Дальний план, где идет своя обыденная жизнь, написан легко и прозрачно в серо-желтоватых тонах. Одежды фигур первого плана образуют красочные пятна блеклых нежных голубоватых, кремовых, розовых оттенков.

Живописная техника Браувера удивляет своим артистизмом.

С годами в его творчестве усиливается тема одиночества. Написанный в последние годы жизни «Автопортрет» (Гаага, Музей Маурицхейс) необычен для своего времени: опустившийся, равнодушный ко всем внешним приличиям человек полон сложной внутренней жизни.

Отпечаток личного восприятия лежит на всем творчестве Браувера. Он особенно заметен в его поздних пейзажных работах, в которых непосредственно проявился его лиризм. Одни из них проникнуты чувством особой интимности, покоя и умиротворенности природы. Другие драматичны и взволнованны.

Чаще всего это ночные пейзажи, освещенные неровным светом луны, скользящим по несущимся разорванным облакам и шумящим от ветра деревьям (Дюнный ландшафт с восходящей луной, Берлин, Государственные музеи). Тревожному настроению такого типа пейзажа соответствуют одинокие зловещие фигуры бродяг, мазок приобретает стремительный беспокойный ритм.

Пейзажи мастера по силе выразительности перекликаются с пейзажами Рембрандта.

Творчество Браувера сумели оценить в XVII веке лишь немногие.

Татьяна Каптерева

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=565

Художник —

АДРИАН БРAУВЕР (1605/1606-1638)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Антонис ван Дейк. Портрет Адриана Брaувера

«Бродяга», завсегдатай веселых полутёмных кабачков, и  крупнейший мастер фламандского бытового жанра, автор портретов и пейзажист — это  один и тот же человек, воплотивший на своих великолепных  реалистических картинах именно ту жизнь, те привычки, манеры, изъяны, пороки людей, которых он видел вокруг себя и к которым сам был причастен.

Брaуверу приписывают чрезвычайно беспутный и безнравственный образ жизни, якобы, проводившему все свое время в грязных кабаках. Все это повторялось и позднейшими историками искусства, хотя достоверность этих фактов жизни далеко не несомненна.

 Возможно, на каждом полотне, среди выпивающих посетителей таверн, курящих  разное зелье, а не только  табак, играющих и, порой  мошенничая, в карты, кости и трик-трак, дерущихся по малейшему поводу на изрядном подпитии, присутствует и  сам автор. Но ни на одной картине не обозначен его автопортрет. Ни одно из произведений Брауэра не подписано.

Лишь на некоторых стоят его монограммы. Исследователи его творчества приписывают ему всего около 80 картин и несколько рисунков.  Большинство картин невелики по размерам и написаны на дубовых панелях. 

Он родился в 1605 или 1606 году в небольшом фламандском городке Ауденарде (Oudenaarde) в семье скромного ремесленника, занимавшегося изготовлением эскизов для шпалер. По-видимому, первые уроки живописи мальчик получил у своего отца.

В 16-летнем возрасте сбежал из дома и поселился в Антверпене, где попал под влияние Питера Брейгеля Младшего и писал картины в духе старой фламандской живописи. После переезда в Голландию около 1621 года палитра художника изменилась под сильным влиянием живописи Франса Халса.  в мастерской  которого он какое то время и работал, живя в то время преимущественно в Харлеме.

  Заметив необыкновенные успехи в живописи своего ученика, мастер, якобы, запер его на чердаке, заставляя писать маленькие жанровые картинки, которые  после  продавал за немалую  цену. Парень вначале  мирился с такой жизнью, но Хальс обращался с ним довольно  дурно, мог и побить, порой лишал пищи, которая была не бог весть какая, а то и прескверная.

Все это заставило молодого художника расстаться с своим учителем и сбежать в Амстердам,  где жил почти в нищете,  принимаясь за живопись только тогда, когда в кармане у него не было ни копейки. При таких обстоятельствах он отправлялся в кабаки и таверны и писал с натуры своих товарищей-гуляк, крестьян навеселе, пьяниц-меломанов. раздраженных игроков и  драки по малейшему поводу.

Ему было тогда восемнадцать лет. Но уже в 1630 г. его принимают в антверпенскую гильдию художников св. Луки. В 1631 г. Брауэр вернулся во Фландрию и поселился в Антверпене. В 1633 году он  попал в тюрьму, возможно за долги, хотя не исключено, что и по политическим причинам, как подозреваемый в шпионаже испанцами в о время войны.

Ради развлечения в однообразии тюремных дней, он и занялся там живописью и впервые, но весьма правдоподобно и талантливо,  изобразил на доске группу игроков. Герцог Ауренбергский, комендант крепости, показал картину Рубенсу, находившемуся тогда в Антверпене, а  тот, окинув её взглядом и моментально  распознав талант, выхлопотал освобождение Брaуверу.

 Мало того, он поселил его у себя в доме, дал ему одежду, еду, но  неуёмному весельчаку и бродяге в душе вовсе не нравилась жизнь вельможи, которую вел Рубенс. Он оставил его и поселился у какого-то Иосифа Кресбеке, булочника, с которым бражничал и которого в то же время учил живописи.

В последние годы Браувэр много работал, но жил в крайней бедности, хотя на портрете Ван Дейка художник изобразил его одетым как гранд. 1 февраля 1638 г. Браувэр умер (предположительно от чумы) и был похоронен по последнему разряду — в общей могиле.

  Рубенс, скупой на  похвалы, но покупавший, как, кстати, и Рембрант, картины некогда сбежавшего квартиранта, узнав о его смерти, приказал перенести тело на другое кладбище и устроил пышные похороны.

Он хотел поставить Броуверу  памятник и сделал даже рисунок его, но умер прежде, чем осуществил задуманное.

Несмотря на фламандское происхождение, Браувер испытывал большое влияние голландской живописи и был далек от пышной барочной фламандской школы. Он один из самых замечательных юмористов в живописи.

Его картины отличаются редким талантом композиции, гармонией в колорите, удивительной оригинальностью, ибо в них  несколько контрастирует мягкая манера живописи с агрессивными сюжетами.

В Голландии гораздо более широкое распространение, чем во Фландрии, получил бытовой жанр, и здесь художники чаще обращались к изображению представителей «низших» сословий, прежде всего крестьян

Картины Браувера проникнуты такою наивностью замысла, таким забавным комизмом и неиссякаемой веселостью, какие не встречаются ни у кого другого. Техника его отличалась  некоторой размашистой бойкостью, но она более скромна в подборе красок, вполне соответствуя особенностям его таланта.

Браувер обнаруживает необыкновенно тонкую наблюдательность, юмор и типичность.

Некоторые его картины напоминают карикатуру, но в них нет ничего искусственного или фальшивого,  а видна только высшая степень веселости и юмора, возбужденного состояния или физического страдания под руками сельского брадобрея или заезжего лекаря.

Наблюдая посетителей, завсегдатаев питейных и игровых заведений, где люди накурившись и напившись, становились глупыми, смешными, жалкими, уродливыми, Браувер изображал, сопереживал и одновременно высмеивал их пороки, характеры и поведение, их позы и лица. На одной  из картин — портретов художник показывает юношу, который корчит гримасу, демонстрируя и передразнивая кого-либо из загулявших посетителей кабачка или таверны.

Youth Making a Face. (Юноша, делающий гримасу).
       Adriaen Brouwer.  1632-1635. National Gallery, Washington

Ни в одном музее мира не сосредоточено большинство его картин, они оказались разбросанными  в небольшом числе по разным галереям и частным коллекциям.

Поэтому мне представляется заманчивым, собрав их копии с помощью выручающего нас Интернета, представить читателям своеобразный вернисаж, выставку его основных полотен и по мере своих сил и возможностей прокомментировать их.

Все мои комментарии — результат собственных рассуждений и впечатлений от представленных картин и не претендуют на истину в последней инстанции. Возможно, у некоторых возникнет иное прочтение изображенного художником на его полотнах. И это вполне естественно.

Но, если читатель согласиться поддержать мой взгляд или моё понимание картин, то  это доставит мне некоторое удовлетворение в том, что я не зря написал этот очерк, будучи врачом, а не художником или искусствоведом.

Грубости изображаемой жизни противостоит, облагораживает ее удивительно красивый и глубокий колорит, построенный на сочетаниях серых, зеленоватых,  золотисто-коричневых и красных тонов, что можно увидеть на первой же из представленных читателю картин:

Fight of the Peasants while Playing Dice art (Драка крестьян во время игры в кости)

Двое дерущихся посетителей кабачка в ярких одеждах в экстазе, с экспрессивным злобным выражением на лицах, самозабвенно предаются рукоприкладству.  Один из драчунов угрожающе поднял кувшин, зажав в кулаке, по-видимому, сломанную ручку.

Вот-вот он нанесёт удар, но ему мешает рука третьего в тёмно-серой одежде, лица которого не видно; лишь черная шапка на голове. Кулак  сидящего драчуна  уже достиг зубов угрожающе нависшего  над ним. Рот открыт в крике ругани или боли от укушенного пальца, попавшего, возможно, случайно в рот напавшего.

Оставленные кости ожидают конца поединка и продолжения игры.

Драка крестьян.1631-35 г. Старая Пинакотека. Мюнхен. Peasants Fighting (1631-35).  Alte Pinakothek, Munich

Драка. 1630. Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Москва

Драка крестьян при игре в карты. 1635-1636

Три следующие  картины художника о драках выглядят более тёмными и скупо окрашенными. Это, по сути, три высокохудожественных рисунка с натуры сцен драки крестьян. Можно предположить, что сам художник примостился где-нибудь в уголке этих кабачков и делает наброски, наблюдая за дерущимися.

Читайте также:  Музей кораблей викингов в осло: любимый музей норвежцев

Убогая нищенская обстановка, полуподвальные тёмные помещения без окон, свет в которые проникает сквозь раскрытые настежь двери. Во всяком случае, ни на одной из картин никаких ламп или лучин не видно. Утоптанный земляной пол, каменные ступеньки без перил. Захламленные тёмные углы.

Деревянная вешалка на стене в пятнах с висящей на ней грязной  тряпкой, возможно используемой как полотенце для вытирания рук. Посудины на гвоздях, там и сям прибитых к опорному столбу, либо сложенные на полках предметы кухонной утвари; некоторые кувшины разбиты, другие валяются вокруг и стоят  по углам….

«Изысканная» мебель дополняет эту мрачную обстановку: перекинутые дном кверху бочки, приспособленные вместо стола, неожиданный  столик на тонких ножках, бог весть из чего составленные низкие сидения. Тряпки на «тумбочке», на бочке-столе, подложенная для куска сыра, мяса или хлеба. Другая тряпица наброшена на миску, висящую на столбе.

Ухваты, лопата, метла, либо просто палки для запирания дверей местами  прислонены к стенам. Все эти, как будто, случайные  предметы и обрывки материи усиливают впечатление дисгармонии и неустойчивости; вносят динамику, порождая у зрителя чувство беспокойства.

Среди преобладающих тёмных цветов обстановки, преимущественно коричневатого, фиолетового, грязно жёлтого и серовато-чёрного оттенков, художник, как бы, выделил для контраста цвет одежды, лица и руки драчунов.

Если штаны остаются в той же гамме темных оттенков, то верхняя одежда — куртки, жилеты, сорочки показаны более ярко: от грязно-серого и грязно-жёлтого до синего, бурачного и кофейно-терракотового.

На одном из драчунов надет красный колпак.

Позы и движения рук во время нанесения ударов не всегда кажутся анатомически выверенными и динамичными, возможно, что такая  их динамика скрыта тёмным фоном картин и не всегда кажутся прорисованными конечности. Приходиться всматриваться, чтобы различить, где,  чей кулак.

Трудно вначале заметить предательский удар сзади по голове на первой картине каким-то большим чёрным предметом. На второй картине удар со спины вот-вот будет нанесен палкой, хотя замахнувшегося не совсем чётко видно.

На второй картине видим, как драчун в чёрной шапке схватил за волосы другого, а третий пытается эту руку оторвать, хотя бы не вместе с волосами. Конечно, нет уверенности, что участники драки не на приличном подпитии, о чём косвенно свидетельствуют кувшины и бутылки на полу вокруг «столов».

Но, в общем, драка вполне достоверна и веришь в ту ситуацию. которую художник пытается выстроить на своём реалистичном полотне.

Если повод для драки на первых двух картинах нам не известен, то на третьей явная причина указана автором, мол, драка при игре в карты. Да и одна чья-то взятка разложена на бочке позади тряпки с едой.

  Не все игры в карты проходили так мирно, как на следующей картине Браувера, когда вокруг той же бочки, что на предыдущих двух картинах, чинно восседают три игрока, а позади старая седая женщина (или старик) наблюдает за игрой.

The Card Players. Картёжники. Koninklijk Museum voor Schone Kunsten, Antwerpеn. Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Судя по кувшину в руке левого игрока с двумя головными уборами, возможно, надетыми один на другой (либо это один головной убор по голландской моде того времени), возлияния продолжаются.

  Об этом свидетельствует и кувшин рядом на полу, да и закуска на бочке позади игрока в светло-голубых штанах, отражающем свет розоватом камзоле и чёрном берете. Очевидно, его ход и он выбирает карту.

В тёмном коричневом углу картины можно заметить фигуры завсегдатаев этого кабачка, но  в чём они там копошатся и что делают не ясно. Белый стриженный беспородный пудель поглядывает из-за бочки на птиц рядом с корзиной.

Peasants Play Cards in a Tavern. «Крестьяне, играющие в карты в таверне»

Полными внимания к ходу игры выглядят на следующей картине игроки в трик-трак  (бэкгаммон, нарды, старинная игра в шашки).

Они склонились над круглым столом. Стоящий игрок в подпоясанном жилете доказывает свою правоту в оценке числа  на выпавшей кости, а его визави разочарованно смотрит, хотя и вынужден согласиться. Видны весёлые лица болельщиков.

Обращает на себя внимание разнообразие головных уборов по их покрою и цветам, буквально индивидуального пошива: от беретов и капюшонов, до колпаков и шляп.

Несмотря на преобладающие тёмные цвета, в основном коричневого и черного по бокам и на заднем плане картины, художник высвечивает лица и детали одежды персонажей, а также их занятия, включая драки и пьянство.

Все штаны, сорочки, жилеты, камзолы, накидки, пояса, манжеты и головные уборы он разнообразит красками и формой. В итоге мы получаем о них ясное представление. Второстепенные фигуры не на переднем плане не отвлекают нашего внимания, так как их краски почти сливаются с цветом окружающих стен и предметов.

Bauern beim Tricktrackspiel (1635). Игра в трик-трак     

Несколько картин Адриан Браувер посвятил изображении. курильщиков и самому процессу курения в тех же кабаках., а также выпивке, обычно сочетавшихся с выкуривание трубок, походящих на длинные самокрутки, хотя это только моё предположение, порой сопровождается возлияниями, по-видимому,  пивом, судя по форме и величине кружек.

Clio Team. 1618-1638. Adriaen Brouwer Deux paysans se disputant auprès d'un tonneau. «Дискутирующие крестьяне»

 Если весёлые добродушные люди, понимающие бокалы с вином или солидно держащие кружку в согнутой руке, на первой картине ещё вполне трезвы, то на второй можно увидеть настоящую бурную попойку, гульбу, с сидящими выпивохами в разной степени опьянения вокруг стола.

Женщина с ребёнком за сбоку  стоящим столиком, либо бочкой в правом углу картины, тоже выглядит нетрезвой, а её пацан уже навалился на стол и опрокинул посуду то ли попробовавший  напитка, то ли опьяневший. Огромный кувшин, стоящий под столом обещает обеспеченное продолжение «банкета».

Женщина позади пьющей братии беспрерывно наполняет кружки. Здесь то же разнообразие одежды, её  фасонов и расцветок.

Adriaen Brouwer  was a Flemish genre painter active in Flanders in the seventeenth century

На фрагменте одной из картин видна трубка курящего посетителя таверны. Очевидно, так эти трубки, которые  лепились из глины, выглядели в то время в Голландии. Не зря же существует голландская пословица: «Если голландца оставить без курительной трубки и табака, то ему и рай будет не в радость» .

Курильщик в корчме. Народный музей в Варшаве

In the Tavern. Alte Pinakothek, Munich.  «В кабачке»
Старая пинакотека, Мюнхен

А так, очевидно, выглядела штрафная доза, которую с лукавой улыбкой отмеривает пришедшему гостю в серовато- палевой куртке с ножом позади  за поясом.

На нижней картине — позирующие ценители табакокурения. Судя по одежде — не бедный франтоватый субъект, уже не крестьянского сословия. Да и его сосед с кружевным белым воротником ближе к дворянскому роду, аристократ. Но он не дурак погулять и выпить в тёплой компании. Обстановка примерно такая же, как и на прежних картинах, но в этом притоне уже имеется окно, либо открытая настежь дверь.

Источник: http://www.andersval.nl/publikatsii/esse/3644-khudozhnik-brodyaga-adrian-brauver

Адриан Брауэр Браувер Драка крестьян при игре в карты Германия 1959г

ВНИМАНИЕ! Покупки на сумму менее 100 руб. отправляются только по почте.

Просьба все вопросы решать до покупки (ставки), в обсуждении лота -«Задать вопрос продавцу». После претензии не принимаются. Ставки не удаляются и не отменяются.
Отправка по РФ. Возможность отправки за границу, стоимость отправки, способ оплаты обсуждаются до покупки (ставки).

Делая ставку Вы соглашаетесь с условиями покупки: 1.Покупатель первым выходит на связь, в течение трех дней. 2. Оплата лота в течении 7 дней после завершении аукциона/покупки: — при личной встрече. — на карту сбербанка. — по банковским реквизитам — в любом банке на территории РФ. — системой Юнистрим. — другие варианты оплаты, только после предварительного согласования.

3. Отправка лота только после 100% предоплаты, включая стоимость отправки, в течении пяти дней.

В случае несоблюдения условий выставляется негативный отзыв. Пожалуйста, внимательно читайте условия торгов и доставки товара. Не делайте необдуманных покупок, давайте уважать друг друга! Покупателям с нулевым рейтингом, просьба подтвердить Вашу покупку перед ставкой, в обсуждении лота — «Задать вопрос продавцу».

Приобретая несколько моих лотов, Вы экономите на доставке. Удачных покупок!!!

ВНИМАНИЕ! Все покупки отправляются по почте, встречаться и передавать покупки лично нет возможности.

Убедительная просьба, перед покупкой (ставкой) подумать, а нужно ли Вам это вообще? как можно оплатить и как быстро можно получить покупку.

Просьба все вопросы решать до покупки (ставки), в обсуждении лота -«Задать вопрос продавцу». После претензии не принимаются. Ставки не удаляются и не отменяются. Возможность отправки за границу, стоимость, способ оплаты обсуждаются до покупки (ставки).

Делая ставку Вы соглашаетесь с условиями покупки:
1.Покупатель выходит на связь, в течение 3 дней и указывает адрес (полностью) для расчета стоимости почтовых расходов и дальнейшей отправки. Как правильно писать адрес: https://www.pochta.ru/support/post-rules/write-address

2. Оплата лота в течении 7 дней после завершении аукциона/покупки: — на карту МИР сбербанка. — по банковским реквизитам — в любом банке на территории РФ.

— через Яндекс денги (яндекс кошелек) на карту сбербанка, из любой точки мира.

— другие варианты оплаты, только после предварительного согласования.

Покупки отправляются по тарифам Почты России.
Стоимость отправки будет зависеть от веса, способа отправки и Вашего местонахождения.

3. Отправка после 100% предоплаты, включая стоимость отправки, в течении пяти дней.

4. К сведению. Согласно правил Почты России, заказными (письмо, бандероль) отправляется только бумажная продукция. Все вложения отправляются посылкой. Дешевая отправка сугубо на Ваш страх и риск.

Источник: https://chtopor.meshok.ru/item/50965915_%D0%90%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD_%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%83%D1%8D%D1%80_%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%83%D0%B2%D0%B5%D1%80_%D0%94%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD_%D0%BF%D1%80%D0%B8_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B5_%D0%B2_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_1959%D0%B3

Ссылка на основную публикацию