Грачи прилетели, алексей кондратьевич саврасов, 1871

Грачи прилетели! Алексей Саврасов — Аргументы Недели

В начале марта 1871 г. Алексей Саврасов начал писать свою знаменитую картину «Грачи прилетели». Наверное, это самое «весеннее» полотно в нашей живописи. Так давайте его вспомним – ведь весна уже на календаре!

Волжская поездка

«Грачи» – шедевр, с которым Саврасов навсегда вошёл в число великих русских художников. А шедевр есть шедевр: написано про эту картину немало. Что ж, обложимся литературой – и поразмышляем над прочитанным.

«Грачи» – известный факт – запечатлели пейзаж костромского села Молвитино (см. справку). Как Алексей Кондратьевич там оказался – тоже любопытно.

Годом ранее он из поездки на Волгу привёз серию замечательных полотен («Волга под Юрьевцем», например, получила первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств).

В конце 1870‑го попросил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где вёл пейзажный класс, отпуск до мая – и снова махнул с семьёй в полюбившиеся края. В Ярославле сняли большую квартиру. Всё шло замечательно – и вдруг удар: умерла новорождённая дочь.

Третья смерть ребёнка в семье. Жена от потрясения слегла. И Саврасов горевал. Сохранился его печальный рисунок – могила девочки. Была у мастера такая привычка – постоянно что-то рисовал, набрасывал.

Господин полицмейстер

Привычка появилась ещё в детстве (родился Саврасов в 1830-м). Уже тогда стало ясно, что мальчишка без рисования не может. Сам научился работать кистью, его картинки вроде «Извержения Везувия» по 6 рублей за дюжину стал покупать для перепродажи сосед.

Тут уж отец, небогатый купец из Замоскворечья, согласился отдать сына в училище живописи. Правда, почти сразу пришлось уйти – заболела мать. А там оказалось, что и денег на учёбу дома нет.

Но был в тогдашней Москве такой добрый и просвещённый человек – генерал Иван Лужин, городской полицмейстер, тяготевший к «изящным искусствам», знававший Пушкина, член Московского художественного общества. Когда узнал о проблемах юного таланта – стал оплачивать его учёбу из своего кармана.

И дальше Лужин Саврасова опекал. Юный талант быстро становился талантом зрелым, картины пользовались успехом, одну даже купила великая княгиня Мария Николаевна – президент Академии художеств. Тоже прониклась к молодому художнику симпатией…

Похоже, к нему все проникались симпатией! Ведь мало что талантище, так и по-человечески невероятно обаятельный – большой, могучий, при этом интеллигентно-застенчивый, мягкий…

Но вернёмся к «Грачам».

Восклицательный знак

Накануне 8 Марта как не сказать доброе слово о саврасовской тогдашней жене! Софья Карловна Герц (сестра саврасовского соученика и друга, дочь крупного искусствоведа) в те дни сама отправила своего Алёшу под Кострому – сочла, что в тяжкой ситуации ему надо переключиться, занявшись любимым делом. Хотя, если вдуматься, женщина недавно пережила роды, её не меньше потрясла смерть ребёнка, она не вставала с постели и вполне была вправе попросить мужа быть рядом. Но отправила – и без этого мы «Грачей» не имели бы.

Молвитино – это достаточно далеко от Ярославля. Как Саврасов там оказался? Есть предположение известного искусствоведа Е. Коншина, что художника интересовали сусанинские места. Правда, костромской краевед Н. Зонтиков напоминает, что всё же родина Сусанина – Домнино, это в семи верстах от Молвитина, и тоже места живописные.

Туда Саврасов вряд ли доехал, иначе обязательно остались бы какие-то наброски, зарисовки. Но, в конце концов, чего гадать! Это же художник. Увидел в Молвитино Воскресенскую церковь, радостную синеву пробивающегося сквозь облака мартовского неба, тающий снег, извив речушки, берёзы, грачей, кружащих над гнёздами, – что ещё надо? Родимый русский пейзаж, от которого замирает сердце.

Смешно, но и при жизни Саврасова и тем более в советские годы находились умники, всё пытавшиеся присобачить к «Грачам» какой-нибудь социальный подтекст. Вот, дескать, ещё одно воплощение «немытой России».

И природа какая-то изображена скудная, и снег не такой, и церковь – символ народного невежества. Надо сознательно не замечать главного – тихой прелести запечатлённых мастером мест, замечательно переданного восторженного ощущения приходящей весны.

Ведь он полотно назвал «Грачи прилетели!» – с восклицательным знаком, явно желая передать свои бьющие через край эмоции.

Картину сразу купил Павел Третьяков. Но в декабре 1871-го впервые представляло публике свои работы «Товарищество передвижных выставок» (передвижники). «Грачи» сначала были показаны там. Потом выставка ездила по стране. Лишь в 1873-м полотно поступило владельцу.

Третьяков заплатил за него 600 рублей. Сумма, равная годовому окладу Саврасова в училище.

Слом

Деньги всем всегда нужны. И Саврасову очень даже требовались. Ещё перед поездкой на Волгу его с семьёй попросили освободить квартиру при училище – так сказать, служебную. С тех пор кочевали по съёмным.

А пейзажи в те времена считались чем-то вроде второстепенного жанра – соответственно, покупатели ценили их дешевле. При этом у самого Саврасова было странное убеждение, что художник и не должен быть богат.

Наверное, он мог бы сработать заказной портрет, ещё что-то прибыльное – но хотел писать своё. К тому же у него начало портиться зрение…

Но даже не всё это стало причиной саврасовской драмы. Если без обиняков – пить он начал. А потом и спиваться.

Где, с какого момента обычное мужское молодечество, привычка давануть с друзьями бутылку, уверенность, что уж ему-то, богатырю, с лишней стопки ничего не будет, вдруг стала оборачиваться чем-то необратимым? Выше сказано – этого человека все любили. Но к таким обычно и идут с рюмкой – престижно и приятно выпить с великим художником, к тому же славным мужиком! А Саврасов не отказывался…

Собственно дальше – то, что бывает всегда. Ушла жена – и кто осудит женщину, не пожелавшую жить с алкоголиком (тем более две дочки на руках)? В 1881‑м выгнали из училища. Формальный повод – мало учеников.

Учеников бывало иногда много, иногда мало, а если даже и мало – так ведь среди них, например, Коровин, Левитан (всегда любившие учителя, прощавшие ему всё).

А на самом деле просто слёг в болезни (и вскоре умер) задушевный друг, великий художник Василий Перов, – и некому стало Саврасова защищать. Но и начальство можно понять – сколько можно держать в штате запойного, на глазах опускающегося человека?

Есть воспоминания В. Гиляровского о Саврасове у «последней черты». Описано несколько встреч, но сюжет один: какие-то люди (друзья, сам Гиляровский, некий заказчик) решили помочь художнику.

Нашли, накормили, похмелили, отмыли, одели, сняли комнату – работай, Алексей Кондратьевич! Тот воодушевлённо приступает к новой картине – но через неделю холст стоит недописанный, Саврасов валяется рядом и на все вопросы пьяно ревёт: «Никаких!» А там глядишь – он снова на улице, грязный, всё пропивший, с всклокоченной бородой у дверей дешёвого трактира шарит в карманах в поисках нескольких копеек. И так – много раз. Что с таким делать? Нет, и после слома им было написано несколько отличных полотен, осталась прелестная графика… Но в общем-то ему проще было быстренько, «на автопилоте», сляпать, например, повторение «Грачей» и чуть ли не на улице загнать кому попало за бутылку.

Его многие (тот же Третьяков) пытались поддержать, к 50-летию творчества друзья выпустили альбом рисунков, ему удалось обеспечить пенсию в 25 рублей – нищенскую, но ведь сколько ни дай, всё равно пропьёт! Умер в 1897-м в больнице для бедных.

Лишь один

В те годы Саврасов дважды сходился с разными женщинами – наверное, хорошими, если жалели его. Родилось ещё двое сыновей.

Один тоже известен как яркий художник, но другого направления – входил в объединение «Бубновый валет», потом был сподвижником Малевича (правда, в советские годы пришлось перейти на сугубый соцреализм). Это Алексей Моргунов (1884–1935).

Фамилия по матери, Евдокии Моргуновой, ведь брак родителей не оформлялся. То, что он пошёл иным путём, закономерно. Не только потому, что вообще пришли времена новых исканий. Возможно, понимал – в традиционной живописи отца не превзойти, надо пробовать что-то своё.

Среди других потомков Алексея Кондратьевича тоже есть художники, но и они не носят фамилию «Саврасов».

Может, логично? Саврасов в нашей живописи может быть лишь один.

Источник: http://argumenti.ru/history/n528/437179

Грачи прилетели. Почему пейзаж Саврасова стал культовым — Дневник живописи

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Старые березы. Неказистые дома. Облупившаяся штукатурка на церковной колокольне. Чёрные грачи. Потускневший снег. Тёмная талая вода.

Казалось бы, ничего примечательного. Никакой феерии красок. Необычного сюжета. Да и размеры картины небольшие. 62 на 48,5 см.

Однако, картина стала культовой. Это самый известный русский пейзаж. По ней пишут сочинения в школе. Мимо неё не пройдёт ни один гид в музее.

Как же пейзаж Саврасова стал таким популярным? Что в нем такого особенного? Есть ли у Саврасова ещё шедевры? Или это его единственное достойное творение?

Необычная композиция

Вот вы взглянули на картину “Грачи прилетели”. На что вы смотрите в первую очередь?

Большинство посмотрит на грачей в ветвях берёз. Потому что это композиционный центр картины. Художник намеренно “ведёт” ваш взгляд сюда. Тонкие полупрозрачные ветки на синем небе совсем не отвлекают наше внимание от птиц.

Важно другое. Это не центр картины. В центре – церковь и дома. Но не они главные герои. В этом “изюминка” работы Саврасова. Смещённый центр композиции в правый верхний угол полотна.

У Саврасова есть ещё одна картина “Грачи прилетели”, написанная 10 лет спустя. На ней берёзы с грачами находятся как раз по центру.

Как вы понимаете, это работа почти не известна. Хотя на ней те же детали. Та же церковь. Те же дома.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1880-е гг. Астраханская картинная галерея. Wikipedia.org

Эффект бескрайнего пространства

Несмотря на малые размеры полотна, на картине изображено большое пространство. За церковью – бескрайние просторы с талым снегом. Скорее всего, вы их даже не сразу заметите. Настолько ваше внимание будут удерживать грачи и берёзы.

Но бессознательно это влияет на наше восприятие. Вы ощущаете величие природы. И перестаете замечать, что картина небольшая.

Саврасов был мастером в изображении пространств. Ничего удивительного, что бескрайняя даль  и на его “Грачах”.

Алексей Саврасов. Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода. 1871 г. Нижегородский художественный музей. Wikipedia.org

Ещё один важный момент. По бокам картины часть берёз “срезаны” рамой.

Этот приём придуман не Саврасовым. Такой эффект “занавеса” можно увидеть ещё у первого русского пейзажиста Семёна Щедрина (18 век).

Семён Щедрин. В царскосельском парке. Конец 18 века. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Но “занавес” у Саврасова приобретает совсем другое назначение. У Щедрина он добавляет камерности, уюта. В “Грачах” же, наоборот, расширяет пространство. Заставляет нас мысленно продолжить пространство вширь.

“Русскость” пейзажа

Есть в картине много деталей, которые придают ему так называемую “русскость”.

Как ни крути, наша сельская глушь всегда немного неряшлива, с налётом старины. Мы и сейчас в деревне вряд ли увидим ряды аккуратных домиков с разукрашенными заборчиками.

Но эта потрепанность как раз и мила русскому человеку. Это нам ближе, чем яркие сады и весёлые домики французских или итальянских пейзажей.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели (фрагмент). 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Красивое в неприглядном

Саврасов как будто специально выбирает самое неприглядное время года. До него раннюю весну русские художники не изображали.

Согласитесь, проще написать куст цветущей сирени на фоне аккуратного заборчика и дорожки с гравием. Чтобы было приятно смотреть. А тут слякоть, потемевший снег, кривые деревья.

Зачем же художник намеренно усложнил себе задачу? Выбрав для пейзажа конец марта.

Возможно, чтобы мы ощутили настроение художника. Которое легче обозначить как раз на таком фоне.

Первый лирический пейзаж

Критики сразу разглядели в “Грачах” высокую поэзию. Как выразился Александр Бенуа, “в картине есть не просто вода, снег и воздух. В ней есть душа”.

Что это значит? Куда смотреть, чтобы эту душу разглядеть? И почему картину Саврасова называют самым первым лирическим пейзажем?

В 19 веке в России было два вида пейзажа. Эпический и романтический.

Самые известные эпические пейзажи – это “На пашне” Клодта и “Рожь” Шишкина. Это повествовательные пейзажи. О сельских жителях. Об их тяжелом и важном труде. О вечном течении времени.

На них вы видите низкий горизонт. Бесконечное пространство. Спокойное величие природы. Это скорее философский пейзаж.

Сверху: Михаил Клодт. На пашне. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея. Снизу: Иван Шишкин. Рожь. 1872 г. Третьяковская галерея

Ещё были пейзажи романтические. Самые известные из них – “Девятый вал” Айвазовского и “Дуб, раздроблённый молнией” Воробьева.

Природа у художника-романтика эмоциональна. Часто с преувеличенными или даже выдуманными эффектами. Как, например, неправильные волны у Айвазовского. А ещё это противоборство стихий. Или борьба человека с природой. Это драматический пейзаж.

Слева: Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. Справа: Максим Воробьев. Дуб, раздроблённый молнией. 1842 г. Государственная Третьяковская галерея, г, Москва

Читайте также:  «приказ об освобождении», джон эверетт милле — описание картины

Саврасов пошёл другим путём. В его “Грачах” можно разглядеть немного философии. Едва ли драму. Но в них много лирики. Потому что художник добавил своё собственное отношение к природе.

Чувствуется его безграничная любовь к родине. К русской глубинке. Он вплетает в картину душевное тепло. Выходит трогательно. Поэтично.

Сберегла берёза от зимы седой
Гнёзда птичьей стаи, что спешит домой…

(Э. Терешкин)

Ученик Саврасова, Исаак Левитан подхватил это знамя. С тех пор поэзия и душа присутствуют почти в каждом русском пейзаже.

Стали это называть пейзажем настроения. Когда через берёзки и лужи мы чувствуем приподнятое настроение художника. Или его душевные терзания.

Картины Исаака Левитана. Слева: Март. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея. Справа: Буря. 1887 г. Радищевский государственный музей, г. Саратов

Были ли у Саврасова другие шедевры?

Шедевров у Саврасова не так много. “Грачи” были созданы в сложный период его жизни. Академия художеств лишила его казённой квартиры. Умерла новорожденная дочь.

Лишь “Проселок” можно назвать ещё одним  шедевром. Который по значимости уступает лишь картине “Грачи прилетели”.

Алексей Саврасов. Просёлок. 1873 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

***

Спустя 10 лет после написания картины “Грачи прилетели” жизнь Саврасова пошла под откос. Он серьёзно страдал алкоголизмом. Искусствоведы так и называют его работы с 80-х годов 19 века – “пьяный Саврасов”.

Грачи иногда “возрождались” в рисунках. Которые он наспех набрасывал, чтобы продать на ближайшем рынке за 2 рубля.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1894 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Wikipedia.org

Саврасову было не суждено оставить обширную галерею шедевров, как его современнику Айвазовскому или ученику Левитану.

Однако “Грачи прилетели” внесли серьёзную лепту в развитие живописи. С его культовой картины началась история русского пейзажа. Который повествует о русской природе. И главное, о любви к ней.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/savrasov-grachi-prileteli/

Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»

Ищите синонимы на sinonim.org, чтобы сочинение не совпадало с тем, что в интернете. Нажмите 2 раза на любое слово в тексте.

Тема: картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели», приход весны, возвращение первых птиц.

1. Короткое сочинение

Передо мной художественное произведение А. Саврасова «Грачи прилетели». На нем нарисованы первые прилетевшие птицы весны – грачи.

Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях. Эти деревья – постаревшие, поломанные березки, в их ветвях хлопочут и вьют свои гнезда птицы. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега.

Возле лужи мы видим одинокий голый куст. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. Сразу за березами художник нарисовал постаревший сырой забор, за которым виднеются деревянные, скорее всего, жилые постройки. Около них расположена старенькая, но работающая церковь.

Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня.

На заднем плане раскинулось тающее, с проталинами и сырым снегом, черное поле. По потускневшему небу, изображенному художником, плывут весенние облака. Скорее всего, автор писал картину в тот момент, когда небо было хмурым и пасмурным, и именно эту мрачность неба он и передал в своей работе.

Мое мнение о работе художника: картина очень хорошая, она написана от души и поэтому очень мне понравилась.

2. Второе сочинение по картине «Грачи прилетели»

Одна из лучших работ художника Алексея Кондратьевича Саврасова – картина «Грачи прилетели» написана в 1871 году. Это полотно – один из шедевров художественного искусства не только в России, но и во всем мире.

Автор картины изобразил на ней один из обыкновенных весенних дней. В этом дне очень ощутим приход весны – снег почти растаял, и прилетели одни из первых птиц весны – грачи.

Хотя в работе художника и доминирует серый цвет – в ней полно радости из-за приближающейся весны. В этот период года природа оживает, а вместе с ней оживают деревья и цветы, просыпаются насекомые, солнце начинает светить дольше, ярче и теплее. Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны.

На картине птицы изображены сидящими на березах в своих гнездах, летающими или прыгающими по последнему весеннем снегу. Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами. Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид.

Но пройдет совсем немного времени и деревья наденут на себя красивую зеленую, яркую, сочную листву. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей.

Справа от деревьев мы видим талую, не покрытую льдом воду, а это означает, что земля нагревается и что на улице с каждым днем становится теплее.

На втором плане изображена деревня, влажные от растаявшего снега дома которой будто тоже оживают после длительного зимнего сна. Также на втором плане мы видим старую часовню.

Судить о ее возрасте можно по кое-где отпавшей штукатурке и по кирпичной кладке. За деревней виднеется поле, идущее далеко вдаль и сливающееся с линией горизонта. Это поле является кормильцем для всех жителей деревни.

Скоро крестьяне начнут его обрабатывать.

https://uchim.org/sochineniya/po-kartine-savrasova-grachi-prileteli — uchim.org

Небо, изображенное на картине – особенное. Оно уже не имеет тех серых кучевых, характерных для зимы облаков, которые роняли белые пушистые снежинки на замерзшую землю. Все чаще оно становится более глубоким, облака из серых превращаются в белые, и на их фоне отчетливо видны прилетевшие грачи.

Эта картина известного художника Алексея Саврасова, несмотря на ее серые и мрачные краски, понравилась мне своим весенним, теплым, ласковым настроением.

3. Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»

Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Это произведение искусства символизирует некий гимн природе России, начинающейся весне и весеннему настроению, пробуждающемуся в нас.

Произведение художника не показывает весну прямо, оно как бы намекает о ней: мы чувствуем начало этой поры года буквально в момент первого взгляда на полотно.

Такое случается, если люди, уставшие от долгого ношения зимней одежды, выходя на улицу, вдруг замечают, что теплые одежды им больше не понадобятся, ведь с приходом весны каждый новый день становится приветливее и теплее.

Пейзаж, изображенный на картине довольно прост, обыден и неказист. Природа еще не совсем отошла от зимнего сна и не успела преобразиться, она только-только пробуждается. Вначале можно подумать, что на картине изображены теплые дни зимы. Но, внимательно присмотревшись в умело преподнесенные детали, понимаешь, что это весна.

Передний план картины открывает нашему взору талый, рыхлый, почти серый снег, не мерцающий на свету из-за своей тусклости. Также мы видим оголенные, искривленные и поломанные березы. Вдалеке раскинулось черное поле. Все еще низкое серое небо покрыто облаками. Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа.

На самом же деле эта обыденность мнимая. Прежде всего, потому, что за березами виднеется привычная для деревень средней полосы России церковь с колокольней. Эта церковь расположена в Костромской области, и до сих пор находится на том же месте, где видел ее автор картины. Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро.

Также, приглядевшись, мы увидим первые признаки приближающейся весны – проталину, наполненную водой и лучи солнца, как бы бросающие свет на полотно откуда-то извне.

Более того – мы видим воздух, который невозможно нарисовать, и довольно сложно, но можно изобразить.

Художник Алексей Саврасов известен своим мастерством и умением передавать воздух, приносящий в его картины дыхание, чувство, полноту. Картина наполнена и дышит свежим, теплым воздухом весны.

И основная деталь, подтверждающая наши выводы о приближении весны – грачи. Эти птицы облепили ветки деревьев, вернувшись в свои гнезда, которые оставили осенью. Как известно, грачи – птицы перелетные, и раз они вернулись, то это, безо всяких сомнений, означает, что началась весна.

Всё для учебы » Сочинения » Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Источник: https://uchim.org/sochineniya/po-kartine-savrasova-grachi-prileteli

Сколько раз Алексей Саврасов переписывал «Грачей»?

Постоянные прогулки привели к тому, что Алексей знал каждый уголок в родном городе. Ему нравилось Замоскворечье с его стариной, многочисленные улочки, в которых незнакомцу было легко заблудиться.

Однажды Саврасов-младший понял для себя: эту красоту да на полотно! Попробовать передать те чувства, которые его переполняют при наблюдении багряного заката. Или красивой радуги, которая зависла после майской грозы над величественными куполами Кремля.

Словом, он уговорил отца купить ему все необходимое для работы.

К удивлению отца, у Алексея получалось очень даже неплохо. Он умел выхватить главное и точно передать его в четких мазках.

То, что он не обделен талантом чувствовалось сразу, а потому москвичи и гости столицы расхватывали пейзажные работы юного Саврасова, как «горячи бублички», едва делался последний штрих.

Это приносило какой-никакой доход, а потому Кондратий Саврасов к тому моменту, когда нужно было определяться с дальнейшей судьбой сына, не стал противиться тому, что Алексей собрался поступать в Московское художественное училище живописи, ваяния и зодчества.

Несмотря на ранний возраст (Саврасову тогда было всего 14 лет), талантливого парнишку взял к себе в класс сам Карл Иванович Рабус, обрусевший немец, прекрасный пейзажист, получивший в 1827 году за картину «Вид Гурзуфа в Крыму» звание академика.

Рабус был очень терпеливым педагогом, и «ставил кисть» неторопливо, основательно, стараясь приучить своих учеников к тому, что хороший художник должен работать на мелочах, на том, мимо чего нелюбопытный глаз, как правило, проходит.

Судьба вознаградила Карла Ивановича: два его ученика — Саврасов и Шишкин затмили славу своего учителя, продолжив ее в своих картинах.

А вот отец не мог в должной мере помогать Алексею, у него не хватало на это средств. Зато на талантливого парня, по словам Рабуса, его лучшего ученика, обратили внимание другие. Так, член Совета Московского художественного общества И. В. Лихачева выделил средства на поездку Саврасова.

На средства мецената Саврасов в числе учащихся летом 1849 года едет на юг России и пишет виды Одессы и Малороссии. За программные работы этого года художника награждают похвальным листом. А в следующем году ему за картины «Вид Московского Кремля при луне» и «Камень у маленького ручья» присваивается звание неклассного художника.

Ныне «Вид Московского Кремля…» украшает государственную Третьяковскую галерею.

Очень подробно на творчестве Саврасова я не буду останавливаться, скажу лишь о том, что самая значительная и узнаваемая картина Алексея Кондратьевича — «Грачи прилетели» была начата этюдом в 1871 году.

Это потом ее назовут «живописным символом России», а пока Саврасов живет в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии.

Талый снег, весенние грачи на березках, блеклое небо, темные избы и старая церквушка на фоне стылых дальних лугов, — все это нашло отражение в картине и проникнуто удивительным чувством — теплотой и любовью к Отечеству.

Работа началась в марте, но была закончена очень быстро. Во всяком случае, в том же, 1871 году она была впервые показана на Первой передвижной выставке.

Но мало кто знает, что художники-передвижники не только выставлялись вместе, они еще старались помогать друг другу. Показательна в этом плане творческая дружба Саврасова с Василием Перовым.

Перов помогал Алексею Кондратьевичу писать фигуры бурлаков в картине «Волга под Юрьевцем», Саврасовым же написан пейзаж в картинах Перова «Птицелов» и «Охотники на привале».

К сожалению, Перов рассорился со своими коллегами и ушел от них уже в 1877 году. И после этого судьба отмерила ему всего пять лет. Но в 1871 году, когда у Саврасова случилась личная драма — погибла юная дочь, моральная поддержка Перова ему очень помогла. Возможно, сохрани они дружеские отношения с Саврасовым, наше искусство получило бы еще немало шедевров.

Но дальше в жизни Саврасова наступил трагический перелом.

Недостаток средств, постоянные «разборки» с начальством, нетерпение жены, которая не хотела жить в бедности и постоянно «теребила» Алексея Кондратьевича, привели к тому, что художник попал в состояние острой депрессии, в том числе и творческой.

Последовавшие за этим уход жены и тяжкая болезнь практически поставили крест на его творчестве. И как любой особо чувствительный к несправедливости человек, он не нашел ничего лучшего, как запить горькую.

Читайте также:  «инок», константин савицкий — описание картины

https://www.youtube.com/watch?v=SODzT2CaY0s

Великий репортер Владимир Гиляровский так вспоминал о последних годах жизни Алексея Саврасова: «Совсем старик спился… Жаль беднягу. Оденешь его — опять пропьет все. Квартиру предлагал я ему нанять — а он свое: «Никаких!» — рассердится и уйдет. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился.

Я его разыскивал, так и не нашел… Иногда заходит оборванный, пьяный или с похмелья. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Опохмелю его, иногда позадержу у себя дня на два, приодену — напишет что-нибудь. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». А потом все-таки сбежит.

Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких!».

Сегодня уже трудно подсчитать, сколько копий со своих «Грачей» сделал Саврасов. Несколько десятков. Но это не помогло ему подняться над суетой. И яркие, запоминающиеся картины были в то время как луч солнца в хмуром декабре. Запомнились разве что «Рожь» (1881) да «Весна. Огороды» (1893).

Умер Алексей Кондратьевич 26 сентября (8 октября) 1897 года в больнице для бедных, так и не выбившись из горькой нужды.

А один из его самых ярких учеников — Исаак Левитан написал в одной из московских газет так: «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов, с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле.

Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».

Что можно вынести их этой яркой, но, увы, очень тяжелой судьбы? Только одно — талант, увы, пропить можно. Даже если он и очень большой…

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/5952/

Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»

Самая вдохновенная картина Алексея Кондратьевича Саврасова состоялась в Поволжье во время пребывания художника вместе с семьей  в  Ярославле. Перед этим  Саврасов провёл лето на Волге.

Вероятнее всего под впечатлением этой поездки, возможно с «заказом» от Третьякова, в котором упоминалась зимняя Волга, и окрестности в 1870 году Алексей Кондратьевич вывез  семью в Поволжье.

  В 1871 году в феврале умерла,  только что родившаяся, дочка и слегла жена. Саврасов тяжело переживал потерю.

Об этом можно судить по циклу рисунков и эскизов посвящённых памяти дочери и одновременно отражающих, так называемый, «исцеляющий простор».

Целый ряд натурных этюдов и зарисовок зимних пейзажей посвящен  живописной  местности вокруг старинного  приволжского городка.

Под кистью Саврасова  голые берёзы, сугробы и кустики, почерневшая под мокрым снегом крыша шатровой церквушки, начинающая просматриваться под тающим  снегом  земля на пашне и птицы — и на ветках берёз, на пашне, на сугробах. Всё свидетельствует о пробуждении природы.

В суровом климате Поволжья зима с неистовством старообрядца сражается за свои права, но весна с её высоким светлой голубизны небом, с мокрым ветром, сдувающим снег, без солнечных лучей теплом —  подрывает устои, призывает на помощь птиц и соки земли, стремящиеся вверх по стволам деревьев и предательски выглядывающих в едва наметившихся почках.
Воздух!

Вот что писал Саврасов в ту несчастливую весну, по утверждению критиков и биографов, в селе Молвитино Костромской губернии.

Было сделано много эскизов с натуры и карандашных зарисовок — мотив заворожил художника. Он работал в творческом экстазе, не замечая ни холода, ни непогоды.

Вернувшись в том же году в Москву, Алексей Кондратьевич продолжал работать над картиной, переосмысливая свои натурные впечатления.

В 1871 году работа была представлена суду публики на Первой выставке Товарищества художественных передвижных выставок. Абсолютно лишенная академического блеска, казалось бы обыденный мотив: серенький день перехода зимы в весну, работа предстала  перед коллегами, коллекционерами и зрителями, как откровение!

И хотя уже к этому времени выставлялись такие художники- пейзажисты, как И. Шишкин, Ф. Васильев, М. Клодт и А. Куинджи, А.К. Саврасов  отличался особенным видением природы, умением «писать воздух» и так компоновать  части изображения, что критика  сравнивала его работы с музыкой М. Глинки, П. Чайковского и Н. Римского-Корсакова.

Отличительной чертой творчества Саврасова было самобытное понимание русского пейзажа, где он среди повседневного умел найти такое, что зрителям до него было не знакомо. Он смог заставить этой красотой восхищаться до сих  пор.

Этюды для картины «Грачи прилетели»

Автор И. Шмитц

Посмотреть еще картины Саврасова А.К. с описаниями

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/savrasov-aleksej-kondratevich-grachi-prileteli/

“Грачи прилетели”. Где была написана картина?

Картина: Грачи прилетели

Автор: Алексей Кондратьевич Саврасов

Дата создания: 1971 год

Место экспонирования: Третьяковская галерея (Лаврушинский переулок, 10, зал 18)

Описание картины

Картина художника-передвижника Алексея Саврасова стала одной из ключевых в русской живописи. Эта картина – тихий гимн русской природе, весне, которая еще только начинается, весеннему настроению, которое только пробуждается в нас. Эта картина говорит о весне не прямо, а намеком, чувством, что весна началась буквально в этот миг, когда мы взглянули на картину.

Вариант картины. А. Саврасов. «Весна. Грачи прилетели». 1872 год, частное собрание

Картина представляет собой довольно обыденный пейзаж. Мы видим природу, совсем не отошедшую от зимнего сна, не преобразившуюся, а только пробуждающуюся. С первого взгляда, кажется, что художник нарисовал зиму. И, лишь вглядевшись в детали, понимаешь: это – весна.

Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Но эта заурядность кажущаяся. Во-первых, из-за берез видна церковь с колокольней, типичная для русской деревни средней полосы.

Саврасов А.К.

Во-вторых, стоит посмотреть внимательнее и мы видим признаки весны – огромную проталину с водой с правой стороны, луч солнца, освещающий картину откуда-то извне.

А еще мы видим то, что нарисовать невозможно, но можно изобразить – воздух. Алексей Саврасов был большим мастером именно по изображению воздуха, который и давал его картинам чувство, дыхание, наполненность.

Картина наполнена воздухом – весенним, свежим, теплым.

Главная же деталь, которая подтверждает наступление весны – грачи. Они облепили ветки березы, вернулись в свои старые гнезда, которые покинули осенью. Грачи – перелетные птицы, раз они прилетели, значит, весна точно началась, в этом нет сомнений.

Церковь в селе Сусанино в Костромской области

Изображенное место

Этюды к этой картине были написаны в селе Молвитино Костромской губернии (в настоящее время посёлок Сусанино Костромской области). На ней изображена Воскресенская церковь, сохранившаяся до наших дней (сейчас в церкви — музей Ивана Сусанина). Доработка картины происходила в Москве, в мастерской художника.

Памятная табличка в селе Сусанино

Произведение было сразу же куплено Павлом Третьяковым для его коллекции. В 1872 году Саврасову было впервые заказано повторение картины «Грачи прилетели». Позже Саврасовым было сделано ещё несколько реплик картины.

История написания картины

В конце 1870 года, вдохновленный впечатлениями от летней поездки на Волгу и получив (видимо, от Павла Третьякова) заказ на исполнение “рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге”, Саврасов взял отпуск до первого мая и вместе с семьей надолго уехал в Ярославль. Сняв большую квартиру, они какое-то время вели счастливую, “тихую и сосредоточенную” жизнь в старинном живописном приволжском городе.

А.К. Саврасов. Ранняя весна. Оттепель 1880-ые. Астраханская картинная галерея.

Астрахань

Приподнятое состояние духа, в котором находился художник (об этом он писал Герцу и Третьякову), было внезапно нарушено трагическими событиями: в феврале умерла новорожденная дочка (уже третий умерший ребенок Саврасовых), тяжело заболела жена. О глубине горестных переживаний живописца свидетельствуют исполненные им в это время на ярославском кладбище изображения могилы дочери.

И все-таки именно ранней весной 1871 года под влиянием помогающего преодолеть страдания “врачующего простора”, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы, под кистью Саврасова рядом с исполненными душевной боли этюдами появляются подготовительные работы к картине “Грачи прилетели”. Первый биограф художника А. Солмонов, видимо, со слов самого Саврасова писал в 1894 году об охватившем мастера в ту весну творческом экстазе. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине.

Итоговый вариант картины. “Грачи прилетели”. А.К.Саврасов.

Третьяковская галерея

Масштабность замысла, потребность в натурных впечатлениях обусловили продолжение работы в “глубинке” и поездку Саврасова в расположенное в шестидесяти верстах от Костромы село Молвитино, где, видимо, можно было наблюдать более поздний, замедленный приход весны и где были сделаны новые этюды и эскизы. Потом, по возвращении в Москву, художник внес новые подробности и дорабатывал композицию уже в мастерской.

Вариант картины. А. Саврасов. «Грачи прилетели». 1879 год, Нижегородский государственный художественный музей.

Нижний Новгород

Искомое художником единство рисунка и живописи, состояния природы и строя чувств и при этом удивительная естественность и непосредственность выражения были достигнуты в картине в полной мере.

Не случайно изображение простого, знакомого типичнейшего для России ландшафта и из года в год повторяющегося состояния природы было воспринято чуткими современниками как нечто совершенно новое, как откровение.

В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. «Грачи» стали открытием в живописи.

А. Саврасов. Набросок к картине. «Пейзаж с церковью и колокольней». Начало 1870-х. Третьяковская галерея

Действительно, мировосприятию Саврасова, его работам была присуща совершенно особенная музыкальность. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его “Грачей..

”, стоит внимательнее вглядеться, например, хотя бы в изображения ветвей деревьев, то радостно тянущихся к весеннему голубому небу, то печально застывших и поникших.

Порой его картины дают нам возможность словно услышать весенний гомон грачей, пение жаворонка, трепещущего над полем, журчание первых мартовских ручейков, ропот ветвей под порывами ветра.

Источник: https://wanderings.online/grachi-prileteli-gde-byla-napisana-kartina/

Алексей Саврасов: почему спился автор картины «Грачи прилетели»

Алексей Саврасов: почему спился автор картины «Грачи прилетели»

Картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели» наверняка знакома практически каждому. Хотя кроме нее художник написал еще множество талантливых полотен. Однако, несмотря на явную одаренность, под конец жизни Саврасов спился до такой степени, что просил милостыню у крыльца художественного училища, где он когда-то сам преподавал.

Будущий художник появился на свет в 1830 году в Москве. Отец Алексея Кондратий Соврасов (до 1850-х годов эта фамилия писалась через «о») был купцом, поэтому неудивительно, что художественные способности сына его только раздражали.

Кондратий мечтал о том, чтобы Алексей продолжил его дело. Но мальчик оказался упорным. Вопреки желанию Саврасова-старшего юноша поступил в училище живописи и ваяния. Он сам платил за свое обучение.

Деньги Алексей выручал от продажи собственных картин.

Многие маститые художники и критики в те годы хвалили произведения Саврасова. Его наградили высоким званием академика и предложили место преподавателя в том училище, которое он закончил. Алексею Кондратьевичу даже выделили служебную квартиру, за которую с него не взимали плату.

Жизнь шла своим чередом. Саврасов вел класс в училище, писал картины, путешествовал. В 1857 году он женился. Его избранницей стала уже немолодая по меркам того времени 31-летняя Софья Герц, которая являлась сестрой однокашника художника. Жена родила Саврасову пятерых детей. Однако трое из них умерли еще в детстве. Выжили только две девочки. Но беды на этом не закончились.

В 1870 году Саврасова и его жену просят покинуть служебную квартиру, мотивируя это тем, что в классе живописца занимаются слишком мало учеников.

Однако платить за другую жилплощадь Алексей Кондратьевич не в состоянии: не по карману. Тогда семья временно перебирается в Ярославль. Там он продолжает рисовать. Тем не менее денег вечно не хватает.

Кроме того, работы художника получают все более и более низкие оценки экспертов в области искусства.

Саврасов впадает в депрессию. Масла в огонь подливает супруга, которая регулярно попрекает мужа отсутствием средств к существованию. В конце концов Софья Карловна не выдерживает, забирает дочерей и уезжает к сестре в Петербург. Алексей Кондратьевич остается один и начинает злоупотреблять спиртным.

С каждым днем Саврасов опускается все ниже и ниже. Доходит до того, что он позволяет себе не являться на службу в училище. Понятно, что терпеть подобные выходки никто не собирается, и в начале 1880-х годов его увольняют.

С тех пор художник перебивается случайными заработками, рисует копии, в том числе собственных картин, и продает их практически за бесценок. Иногда он появляется возле училища и просит своих бывших коллег о помощи.

В какой-то момент Саврасову удалось-таки взять себя в руки. Он сошелся с женщиной, которая родила ему двоих детей. Однако ни здоровье, ни почет ему так и не удалось вернуть. В последние годы жизни Алексей Кондратьевич потерял зрение. Он умер в возрасте 67 лет в больнице для малоимущих.

Источник: http://russian7.ru/post/aleksey-savrasov-pochemu-spilsya-avtor/

Грачи прилетели

Весне посвящается.

Российский цикл известен: летом жарко, зимой холодно, весной реформы, а осенью – кризис.

Читайте также:  Богатырский галоп, васнецов - описание картины

А. Я. Лившиц.

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)Грачи прилетели (1871).холст, масло.62/48 см.ГТГ.Картина Грачи прилетели, является самым заметным этапом творчества Саврасова, который написал эту прекрасную работу в 1871 году, как раз это год создания передвижных выставок и вскоре после создания картины она была куплена П. М. Третьяковым, приобретший к тому времени уже четвертое полотно, набиравшего популярность Саврасова. Некоторое время картина Грачи прилетели экспонировалась на выставке Общества любителей искусств в Москве, после она выставлялась и в Санкт Петербурге, переезжая из одной выставки в другие, и только к 1873 году полотно возвращается к ее владельцу Третьякову, на то время все его купленные работы украшали его кабинеты и гостиные, так как, галерея картин собранная им, будет намного позже. Грачи прилетели задумывалась как картина с лирическим настроением, в котором отражалась исконно русская природа, на фоне небольшой церквушки, и привычных сельских домиков. На улице полным ходом весна, тает на лугах мартовский снег, худенькие извилистые березки с заселившимися на них только, что прилетевшими грачами, хлопотно занятыми созданиями своих гнезд, подчеркивают весенний настрой в картине. Картина Грачи прилетели настолько привычно восприятию русского человека, что складывается впечатление о этих окрестностей, которые находятся где то недалеко уже не раз виданные и близкие нашему сердцу.

Картина «Грачи прилетели» была выставлена в 1871 году на первой передвижной выставке и стала одним из ярких и запоминающихся ее экспонатов. Безыскусный на первый взгляд пейзаж произвел огромное впечатление на современников.

В простой передаче ранней весны Саврасов словно открыл зрителям глаза на родную природу, на ее беспафосную поэтичность, ее интимную задушевностью.

В знакомом облике захолустного села, в кривых березах с грачиными гнездами, в сараях, заборах, в церквушке пейзажист сумел подглядеть и передать подлинную красоту в обыденном.

1871лавным результатомявилось создание картины Грачи прилетели. в Костромск губерни, Буйско уезд Молвитино. наблюдать более поздний, замедленный приход весны. Здесь и были сделаны подготовительные этюды и эскизы. Вернувшись в Москву, художник уже в мастерской внес новые подробности и доработал композицию.

В 1872 году картина, замеченная на передвижной выставке, была куплена П.М. Третьяковым. Много позднее, в свой последний период жизни, Саврасов, страдавший алкогольным недугом и постоянно нуждавшийся в деньгах, сделал несколько десятков повторения своего шедевра. Но лучшее полотно – первое, находящееся в Третьяковке.

«Грачи прилетели» — картина, написанная человеком сильной впечатлительности, острой наблюдательности, и вместе с тем художником огромного мастерства.

Внутреннему содержанию картины при внешней простоте соответствуют точно взвешенная композиция и виртуозная живописи, избегающая внешних эффектов. Но сквозь изломанный узор березовых ветвей просвечивает удивительное небо, легкое и сквозное.

Михаил Врубель, мастер другой эпохи, метко заметил: «Нарисуйте попробуйте просветы воздуха в ветвях – не нарисуете. Как они красивы».

Сдержанная гамма бело-голубых и светло-коричневых цветов с едва заметными переходами и с ускользающими светотенями вызывает ощущение скрытого движения, живой жизни картины.

Между тем, произведение Саврасова больше чем только изображение весеннего пейзажа, пускай и чрезвычайно удачного. Суть картины не исчерпывается одной лиричностью природы. Здесь запечатлено пространство жизни русского народа, который придал ему свой национальный колорит и выражение. Образ природы стал обобщающим образом России.

«Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» – писал И.Н Крамской, – есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов… и барон Клодт, и И.И.Шишкин. Но все это деревья, вода, и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»».

От себя добавлю – душа русского народа. Не случайно картина прочно вошла в массовый культурный обиход: в школьные учебники, альбомы, календари и хрестоматии.

Глядя на творение Саврасова, дети со школьной скамьи начинают понимать природу своей страны и связывать ее с национальными традициями и историей.

Пелевин Ю.А.

Говностих про картину. Just for LULZ.

Что говорит о картине педивикия.

Методическое пособие. Сочинение по картине «Грачи прилетели».

Статья о картине из книги «Сто великих картин» Н.A.Иoнина, издательство «Вече», 2002г.

Давайте отбросим ложный стыд и срам, вооружимся лупой и зачем-то на всякий случай пинцетом и поближе разглядим это батальное полотно под красочным логотипом «Грачи прилетели». До сих пор ходят упорные слухи и два нелепых домысла, что Алексей Кондратьевич замышлял целый цикл подобных произведений типа: «Ежи дали дёру», «Колодец засорился», «Опорос свинок» и ,конечно же, «Канифоль кончилась». Рассматриваемое нами полотно довольно крупное и к тому же изрядно окаймлено рамой. Что же? А вот. Видите большая группа пьяных селян с песнями, пляшущими девками, трезвыми цыганами и одним медведем прошли здесь метрах в трёх от объектива и поэтому некоторые члены пернатой дружины, сидевшие только что внизу, испуганно взбежали вверх по стволу и там затаились в ветвях старой ивы.Настораживает обилие крылатых тушек на единицу берёзовой площади. Кажется вот-вот они сорвутся с веток и полетят на пашенку, чтобы тихо-мирно заклевать до смерти двух-трёх мирных пахарей и пахариц (тоже четырёх).В середине снежного покрова краснеется иссиня чёрный грач. Самка. У неё в зубах здоровый бамбуковый сук, припёртый ею же из-за моря-океана с острова Килиманджаро в качестве сувенира, чтобы похвастаться перед тупыми жирными гусями своей недюжей находкой.Благодаря современной технике послойного сканирования и осторожного капанья 75% раствора сильно поваренной соли на поверхность полотна, удалось разглядеть в одном из гнёзд старую свинью ахалтекинской породы. Как она залезла туда? Что пообещали ей подлые грачи? Остаётся только гадать. Но мы предоставим это вам, дорогие вы наши любители прекрасного.

Источник: https://art-shmart.livejournal.com/19363.html

Алексей саврасов «грачи»…

САВРАСОВ Алексей Кондратьевич (1830-1897)

«ГРАЧИ»…

В юбилейном издании, посвящённом 25-летию Передвижников, напечатанном тиражом 100 экземпляров на веленевой бумаге для любителей особенно роскошных изданий, Саврасов упоминается в таком перечне: «…нельзя тоже обойти молчанием таких художников как Айвазовский, Боголюбов, барон Клодт, Саврасов, давший нам, правда одну только, но замечательную картину «Грачи прилетели», Беггров, Волков…». Многие считали Саврасова автором одной картины.

Так ли это? И так, и не так.

Земное. (Сокрушение)

Эпоха романтизма в искусстве. Бунт супротив существующего порядка, смутный и неясный, поиски неких «новых идеалов», утверждение самостоятельной ценности человека, внешняя свобода, субъективность чувств и фантазий и, по сути, отрицание божественного мироустройства, протест против Бога, «постановка» человека в центр мироздания.

В пейзажной живописи: контрасты света и тени, цвета, борьба неба и земли, эмоциональный надрыв, тяжело «задрапированные» передние планы. Все это присуще и ранним работам Саврасова: «Кремль в ненастную погоду» (1851), «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854), «Озеро в горах Швейцарии». Однако присмотримся. Да, «каноны» романтизма.

Но не внешне ли? Глубоки тени переднего плана. Однако они дышат, легки; кисть воздушна, смиренна. Кремль на заднем плане: он не просто в свету проникшего сквозь «грозное» небо луча, он еще и светел. Да и небо, нет, не бушует революцией. И во всем чувствуется едва приметно, но явно чудная роса нового обретения неба.

Воздух еще не другой, но уже не воздух протеста…

Переходным периодом явилась картина «Лосиный остров в Сокольниках» (1869). И вот появляются «Грачи прилетели» (1871). Чудо русского национального самосознания.

Явилась, потаённо, не сразу… как дар русскому народу.

На выставке в Москве (1871) столкнулись две работы: «Оттепель» Ф.А. Васильева и «Грачи». «Грачей» приняли не сразу, некоторые отдавали предпочтение «Оттепели».

В конце октября «Грачи» переехали в Петербург на I передвижную выставку и показаны вместе с другой картиной Саврасова «Лесная дорога». Картину заметили. Восторженный И.Н. Крамской: «…душа есть только в «Грачах». В.В.

Стасов умереннее: «…лучшая и оригинальнейшая картина Саврасова». Высоко оценили картину М.Е. Салтыков-Щедрин, П.П. Чистяков, другие.

Что же такое «Грачи»?

Саврасов: Алёша — защитник; большой, громадного роста, с могучей, в 80-х годах уже всклокоченной и седой бородой библейского пророка. Любимый профессор Училища живописи, воспитавший многих пейзажистов. И.И. Левитан: «Я ученик Алексея Кондратьевича». В 1882 году его выгоняют из Училища.

Пил горькую, если закусывал клюквой, запивал надолго. Бродяжничал. Люди его берегли: привечали у себя, обогревали; похмеляли, обували, одевали, предлагали пожить, снять квартиру. Он жил несколько дней, писал (чаще повтор «Грачей»), потом уходил; или сразу уходил:
— Никаких! — и пропивал все.

Такая беда.

«Но всегда милый, ласковый, стесняющийся» (по В.А. Гиляровскому). Смиренный человек, кроткий. Дорогой человек.

«Юродивый» от живописи.

Что же такое «Грачи»?

Дар. Чудо. Весна, март, окраина провинциального городка, местечка, берёзы, грачиные гнёзда, сами грачи, низенькие строения, за ними храм с шатровой колокольней, вдали поля… И воздух. Тот воздух, который едва намечался в ранних работах. Всё просто, и как просто! Но это не гениально (ибо человеческое понятие), это чудо.

«Крестопоклонная» уже, наверное, миновала, впереди «Страстная» и… Пасха — Светлое Христово Воскресение. И надежда на милость Божию разлита в вешнем воздухе. Тяжести в сердце нет, есть сознание своей греховности; снег ещё лежит, но тает-тает-тает, и ещё есть время покаяния, для всех нас, пока живущих здесь.

Небо открыто, повсюду разлита любовь. Хочется вдыхать и вдыхать этот воздух, соггричаститься с Алёшей в неизбывной любви ко Господу, надежде Воскресения. Русская тайна, русское небо (какредко!), Покров Пресвятой Богородицы.

Боже мой, это всё мое, дорогое, любимое, сердечное, это весь я сам… Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных… Что же такое «Грачи»?..

Покаяние. Смирение. Кротость. Любовь.

Небесное. (Обретение)

«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною и Дух Божий носился над водою» (Быт 1, 2). «И создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт 2,7). Картина Саврасова позволяет узреть всегдашнее бытие от сотворения, передаёт извечное, свидетельствует его, века и века назад… вперёд.

Внутренний слух позволяет художнику прикоснуться, отчувствовать здешнее время (земное), — прослышать уверенную, распятую поступь первых христиан и гул изваяний дохристианской Руси, шум событий Киевской Руси и тяжкий, смертный топот копыт татарского ига с его разором, кровью, бедой; увидеть историю собирания земель русских, трудную шапку Московского княжества; промерить велико-аршинную толщину стен подклети Иоанно-Предтеченского храма, что в селе Коломенское; порадоваться подвижникам Соловецкого монастыря; присесть на камень-валун у берега Белоозера и ощутить прошедшее: волна накатывает, бьет в камень, пенится — из всегда, из изначала. И вся земля — храм… Время… время всегда, и нет времени. Растворяется время в пространстве любви. В картине явно присутствует и вечность, и миг, краткий миг нашего пребывания на этой земле. Что же мы? Соответствуем ли мы Господней любви (вопрос к каждому из нас)? Ответ Саврасова, соработника Божия на земле, — его картина. Исповедь художника (хорошо бы и моя, и наша), откровение художника, его «Грачи» — лампада любви, непрестанно горящий светильник ко престолу Божию. Жизнь — миг. Молись!
Что же такое «Грачи»?

«…И без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет чел овеков. И Свет во тьме светит и тьма не объяла его» (Ин 1,3-5). Свет, просвещающий всех. Преодоление, отчуждение себя, уничижение самости позволяют художнику прикоснуться к вечному и он пишет, свидетельствуя.

Художник — тайновидец, видит свет исходящий… преобразующий.

Чудо Фаворского света здесь зрится, вернее не зрится (ибо видеть эту ослепительную чистоту не могут грешные люди, не ослепнув, или не впав в обморок), а означается и мы вместе с Саврасовым ощущаем, что он есть — этот Свет, всегда был и навсегда, и как он, этот Свет, велик… Внутреннее прозрение художника, приближение к «обожению» подвигает нас к пониманию, уразумению (не хватает слов, есть ли они?) — как, верно, дивна была наша грешная земля до грехопадения. Земное не пишется: простыми красками постигается, приоткрывается небесное; или так: в земном видится, осуществляется небесное, Божие. Повсюду ощутимо присутствие Господне, зрима благодать, посылаемая на нас, грешных, и моление всего сущего в радости общения с Богом. И нет смерти, есть живущие и усопшие, и есть молитвенное предстояние всех перед Господом в ожидании второго пришествия и надежде Воскресения…
Господи, помилуй!..

Что же такое «Грачи»?
Путь…

Что же такое «Грачи»?
Непрестанная молитва ко Господу.

Что же такое «Грачи»?
Живое, истинное свидетельство веры, «…осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11, 1).

Так, автором одной ли картины (и картины ли?) является Саврасов (не названы проникновеннейшие «Проселок», «Радуга», прозрачнейший этюд «Весна» и др.)?

Да, нет же — многих, и удивительных картин. …И одного чуда.
По милости Божией. Для всех нас… во вразумление.

Борис Швырев

Источник: http://orthodoxmoscow.ru/savrasov-aleksej-grachi/

Ссылка на основную публикацию