Грехопадение, хуго ван дер гус, около 1480

Хуго ван дер Гус: жизнь и творчество художника

Хуго ван дер Гус (нидерл. Hugo van der Goes) (ок. 1420-25, Гент — 1482, Одергем) — фламандский художник, которого Альбрехт Дюрер считал крупнейшим представителем ранненидерландской живописи, наряду с Яном ван Эйком и Рогиром ван дер Вейденом.

СОДЕРЖАНИЕ

Родился в Генте или в местечке Тер Гус в Зеландии. Точная дата рождения неизвестна, однако найден указ от 1451 г., который разрешил ему вернуться из изгнания. Следовательно он успел к тому времени в чем-то провиниться и побыть некоторое время в изгнании.

Вступил в гильдию св. Луки. В 1467 стал мастером гильдии, а в 1473-1476 был ее деканом в Генте.

Работал в Генте, с 1475 в августинском монастыре Родендале близ Брюсселя. Там же в 1478 принял монашеский сан.

Последние годы его были омрачены душевной болезнью. Однако он продолжал работать, выполнял заказы на портреты. В монастыре его посетил будущий император Священной Римской Империи Максимилиан Габсбург.

В 1482 году Хуго ван дер Гус скончался.

Его самой большой и известной работой является алтарный образ «Поклонение волхвов» или «Алтарь Портинари». Триптих был написан в 1475-1476 годах по заказу итальянского банкира Томмазо Портинари для церкви святого Эгидия госпиталя Санта-Мария-Нуова во Флоренции.

ТВОРЧЕСТВО

Он продолжил художественные традиции нидерландской живописи первой половины XV в. Художественная деятельность разнообразна. В его ранних работах заметно влияние Баутса.

Участвовал как декоратор в украшении города Брюгге по случаю свадьбы в 1468 герцога Бургундии Карла Смелого и Маргариты Йоркской, позже в оформлении торжеств в городе Генте по случаю въезда в город Карла Смелого и новой графини Фландрской в 1472.

Очевидно его роль в этих работах была ведущей, ибо по сохранившимся документам он получил большую плату чем остальные художники. К сожалению картины, бывшее частью оформления не сохранились.

Творчеству Гуса, продолжавшего в нидерландском искусстве традиции Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена, свойственно тяготение к мужественной правдивости образов, напряженному драматизму действия.

В свои композиции, несколько условные по пространственному построению и масштабным соотношениям фигур, полные тонких, любовно трактованных деталей (фрагменты архитектуры, узорные одеяния, вазы с цветами и т.п.

), художник Хуго ван дер Гус вводил множество ярко индивидуальных по характеристике персонажей, сплоченных единым переживанием, нередко отдавая предпочтение острохарактерным простонародным типажам.

Оплакивание Иисуса Христа. 1467-68Распятие. 1470Успение Богородицы. 1480

Фоном для алтарных образов Гуса часто служит поэтический, тонкий по красочным градациям ландшафт (“Грехопадение”, около 1470, Музей истории искусств, Вена).

Живописи Гуса присущи тщательная пластическая лепка, гибкость линейных ритмов, холодный изысканный колорит, основанный на созвучиях серо-синих, белых и черных тонов (триптих “Поклонение волхвов” или так называемый алтарь Портинари, около 1474–1475, Уффици; “Поклонение волхвов” и “Поклонение пастухов”, Картинная галерея, Берлин-Далем).

Черты, свойственные живописи поздней готики (драматическая экстатичность образов, острый, изломанный ритм складок одежд, напряженность контрастного, звучного колорита), проявились в “Успении Богоматери” (Муниципальная художественная галерея, Брюгге).

“ГРЕХОПАДЕНИЕ”

Полуящерица, получеловек, змий в этом изображении грехопадения Адама и Евы с беспокойством следит, как Ева, стыдливо прикрытая продуманно посаженным ирисом, протягивает руку к Древу Познания за вторым яблоком, отведав кусочек первого.

Тщательность, с какой выписан каждый лист, былинка, завиток волос, поразительна. (Обращает на себя внимание необычная коса на затылке у змия.) Данная сцена образует левую створку диптиха (алтаря, составленного из двух досок, скрепленных петлями).

“ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ”

В «Поклонении пастухов» на первом плане находится новорожденный Иисус – слабый и беззащитный младенец, окруженный группой людей, смотрящих на него с восхищением и умилением одновременно. Мадонна тиха и кротка, но преисполнена душевного подъема и материнской гордости за свое дитя.

Далеко за яслями простирается традиционный голландский пейзаж – суровая северная природа, холмистый рельеф, редкая растительность, переплетающиеся дороги. Трогательность и одновременно жесткая угловатость, свойственная готическому стилю, сильно заметны в картине.

Собственно, даже ангелы, окружившие ясли, так же некрасивы, как и простые люди.

Принято считать, что мастера живописи того времени вообще были значительно более реалистичны в своем творчестве, чем современные живописцы, и классические художественные образы, являвшие собой стремление к изображению великого в человеке, столь характерные для итальянских художников, были неприемлемы для северного живописца.

Интересные факты из жизни художника

Творческая биография художника имеет множество неясностей и пробелов, так как ни одна из картин не датирована художником и не подписана им.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • А. Плюшар. Энциклопедический лексикон, том 8. — Типография А. Плюшара; С.-П., 1837 — с. 225 (Вандергусъ, Гуго)
  • Гус, Гуго // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
  • С. Дзуффи. Возрождение. XV век. Кватроченто. — М.: Омега-пресс, 2008
  • Н.Н. Никулин. Золотой век нидерландской живописи. XV век. — 2-ое. Исправленное и дополненное. — М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1999
  • Королева А.Ю. Великие художники Нидерландов XV—XVII вв. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2005
  • Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , artclassic.edu.ru, northernrenaissance.jimdo.com, smallbay.ru, jivopis.org

Хуго ван дер Гус: картины художника

Хуго ван дер Гус — все картины
Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Хуго ван дер Гус: жизнь и творчество художника

5 (100%) 1 голос(ов)

Источник: http://allpainters.ru/van-der-gus-hugo.html

Гус Хуго ван дер. Hugo van der Goes

Гус Хуго ван дер Искусство Нидерландов Хуго ван дер ГусПортрет молодого человека, 1480 Музей Метрополитен, Нью-ЙоркГрехопадение, около 1470 Музей истории искусства, ВенаАлтарь Монфорте, 1470 Картинная галерея, Берлин Гус Хуго ван дер (Hugo van der Goes) (около 1435 — 1482) Нидерландский живописец эпохи Возрождения. Работал главным образом в Генте, с 1475 – в монастыре Родендале. Около 1481 посетил Кельн. Творчеству Гуса, продолжавшего в нидерландском искусстве традиции Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена, свойственно тяготение к мужественной правдивости образов, напряженному драматизму действия. В свои композиции, несколько условные по пространственному построению и масштабным соотношениям фигур, полные тонких, любовно трактованных деталей (фрагменты архитектуры, узорные одеяния, вазы с цветами и т.

Читайте также:  Виды залов зимнего дворца. кабинет императрицы александры федоровны, эдуард гау, 1858

п.), художник Хуго ван дер Гус вводил множество ярко индивидуальных по характеристике персонажей, сплоченных единым переживанием, нередко отдавая предпочтение острохарактерным простонародным типажам.

Фоном для алтарных образов Гуса часто служит поэтический, тонкий по красочным градациям ландшафт («Грехопадение», около 1470, Музей истории искусств, Вена).

Живописи Гуса присущи тщательная пластическая лепка, гибкость линейных ритмов, холодный изысканный колорит, основанный на созвучиях серо-синих, белых и черных тонов (триптих «Поклонение волхвов» или так называемый алтарь Портинари, около 1474–1475, Уффици; «Поклонение волхвов» и «Поклонение пастухов», Картинная галерея, Берлин-Далем). Черты, свойственные живописи поздней готики (драматическая экстатичность образов, острый, изломанный ритм складок одежд, напряженность контрастного, звучного колорита), проявились в «Успении Богоматери» (Муниципальная художественная галерея, Брюгге).

Картина Хуго ван дер Гуса «Грехопадение». Полуящерица, получеловек, змий в этом изображении грехопадения Адама и Евы с беспокойством следит, как Ева, стыдливо прикрытая продуманно посаженным ирисом, протягивает руку к Древу Познания за вторым яблоком, отведав кусочек первого. Тщательность, с какой выписан каждый лист, былинка, завиток волос, поразительна.

(Обращает на себя внимание необычная коса на затылке у змия.) Данная сцена образует левую створку диптиха (алтаря, составленного из двух досок, скрепленных петлями).

Чистые, светоносные краски и откровенность в изображении этих фигур типичны для нидерландской живописи 15 века. Слава художника распространилась вплоть до Италии, где один из его алтарей произвел сенсацию во Флоренции.

Согласно преданию, по дороге в Кельн в 1481 году художник потерял рассудок; он умер в следующем году так и не обретя его. Искусство Франции.

Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства.

От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.

Источник: http://www.nitpa.org/gus-xugo-van-der-hugo-van-der-goes/

Хуго ван дер Гус Нидерландский живописец эпохи Возрождения. Работал главным образом в Генте, с 1475 – в монастыре Родендале. Около 1481 посетил Ке..

Хуго ван дер Гус

Нидерландский живописец эпохи Возрождения. Работал главным образом в Генте, с 1475 — в монастыре Родендале. Около 1481 посетил Кельн. Творчеству Гуса, продолжавшего в нидерландском искусстве традиции Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена, свойственно тяготение к мужественной правдивости образов, напряженному драматизму действия.

В свои композиции, несколько условные по пространственному построению и масштабным соотношениям фигур, полные тонких, любовно трактованных деталей (фрагменты архитектуры, узорные одеяния, вазы с цветами и т. п.

), художник Хуго ван дер Гус вводил множество ярко индивидуальных по характеристике персонажей, сплоченных единым переживанием, нередко отдавая предпочтение острохарактерным простонародным типажам. Фоном для алтарных образов Гуса часто служит поэтический, тонкий по красочным градациям ландшафт («Грехопадение», около 1470, Музей истории искусств, Вена).

Живописи Гуса присущи тщательная пластическая лепка, гибкость линейных ритмов, холодный изысканный колорит, основанный на созвучиях серо-синих, белых и черных тонов (триптих «Поклонение волхвов» или так называемый алтарь Портинари, около 1474−1475, Уффици; «Поклонение волхвов» и «Поклонение пастухов», Картинная галерея, Берлин-Далем).

Черты, свойственные живописи поздней готики (драматическая экстатичность образов, острый, изломанный ритм складок одежд, напряженность контрастного, звучного колорита), проявились в «Успении Богоматери» (Муниципальная художественная галерея, Брюгге).

Полуящерица, получеловек, змий в этом изображении грехопадения Адама и Евы с беспокойством следит, как Ева, стыдливо прикрытая продуманно посаженным ирисом, протягивает руку к Древу Познания за вторым яблоком, отведав кусочек первого.

Тщательность, с какой выписан каждый лист, былинка, завиток волос, поразительна. (Обращает на себя внимание необычная коса на затылке у змия.) Данная сцена образует левую створку диптиха (алтаря, составленного из двух досок, скрепленных петлями).

Чистые, светоносные краски и откровенность в изображении этих фигур типичны для нидерландской живописи 15 века. Слава художника распространилась вплоть до Италии, где один из его алтарей произвел сенсацию во Флоренции.

Согласно преданию, по дороге в Кельн в 1481 году художник потерял рассудок; он умер в следующем году так и не обретя его.

Гуго ван дер Гус — третий, после Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена, величайший живописец Нидерландов. О его жизни нам известно немного. Художник родился около 1440 г., умер в 1482 году. Местом рождения Гуго ван дер Гуса в разное время считались разные города: местечко Тер Гус в Зеландии, Лейден, Антверпен, Брюгге, но, вероятнее всего, он родился в Генте.

О его юношеских годах, так же, как и о его учителях мы ничего не знаем. Впервые имя Гуго ван дер Гуса упоминается в документах Гента, в 1465 году. Он работал в этом городе до 1475 г., в 1467 г. получил права мастера, а в 1474 г. стал деканом гильдии живописцев. Художник занимался украшением города к разнообразным торжествам. Около 1475 г.

, или чуть позже, он поступил в августинский монастырь Рооде близ Брюсселя. Несмотря на развивавшуюся душевную болезнь, мастер продолжал работать вплоть до самой смерти. В монастыре его посещал будущий император Священной Римской империи, Максимилиан I, а монахи пытались врачевать душевный недуг художника музыкой. Ни одна работа Гуго ван дер Гуса не подписана и не датирована.

В документах упоминается лишь «Алтарь Портинари».

Центральной работой мастера и одним из самых значительных произведений нидерландского искусства второй половины XV в. мы вправе считать знаменитый «Алтарь Портинари», вошедший в историю под именем заказчика. Его заказал в середине 70-х гг.

агент Медицейского торгового дома Якоб Портинари. Таким образом, устанавливается некая традиция — медицейские представители, банкиры на Севере Европы, в Нидерландах, в Германии, во Франции еще со времен Арнольфини выступают в качестве заказчиков произведений искусства.

Эта своеобразная традиция будет развиваться и дальше.

Читайте также:  Стрелки гильдии св. адриана, франс хальс, 1633

В 1478 г. «Алтарь Портинари» был перевезен морем во Флоренцию, где он хранится и поныне в Галерее Уффици. Он произвел ошеломляющее впечатление на флорентийских художников.

Поколению Гирландайо, Боттичелли вдруг стало ясно, что возможно высочайшее искусство, основанное на других принципах, на другой технике, потому что это масло, а во Флоренции все еще использовали темперу, технику очень утонченную, но более косную по сравнению с масляной живописью, с ее практически неограниченными возможностями. И когда мы говорили о Гирландайо, об известных нидерландских влияниях, сказавшихся на его творчестве, то в первую очередь я имел в виду именно «Алтарь Портинари» Гуго ван дер Гуса, который по своей значимости, по проблематике может быть вполне сопоставлен с наиболее философичными произведениями предшествующих поколений нидерландцев — с «Гентским алтарем» Яна ван Эйка, с работами Рогира ван дер Вейдена.

Источник: http://www.inpearls.ru/815457

Гуc ван-дер Гуго

Краткая справка из БСЭ:

Гус (Goes), Хуго ван дер ок. 1435—40, Гент (?)) — 1482, монастырь Родендале, близ Брюсселя], нидерландский живописец. Работал главным образом в Генте, с 1475 в монастыре Родендале. Смело и оригинально развивал реалистические традиции нидерл. живописи 1-й половины 15 в.

, стремясь к единству драматического действия, к остроте индивидуальной характеристики персонажей (зачастую — людей из народа), к мужественной и яркой эмоциональности образов («Поклонение волхвов», Эрмитаж, Ленинград; «Поклонение пастухов» — т. н. алтарь Портинари, около 1474—75, Гал. Уффици, Флоренция; «Поклонение волхвов» и «Поклонение пастухов» — в Картинной галерее, Берлин-Далем).

Необычайно выразителен насыщенный холодный колорит произведений Г., проникновенно лиричны его пейзажные фоны («Грехопадение», Художественно-исторический музей, Вена), остро характерны портретные фигуры заказчиков (в алтаре Портинари и др.). При этом у Г. сохранялись угловатость, ломкость ритма, условность пространственных и масштабных соотношений. В поздней картине Г.

«Успение богоматери» (Муниципальная художественная галерея, Брюгге) образы приобретают крайне напряжённый, экстатический характер.

Цитаты:

Нечто подобное мы видели в дижонской картине «Флемаля», но как далеко ушел вперед от этого опыта предшественника Гуго ван дер Гус, работая над картиной, заказанной ему богачом-банкиром Портинари (представителем в Брюгге торговых дел Медичисов) и предназначенной для отсылки во Флоренцию.

Возможно, что у самого Портинари Гус видел картины любимых Медичи художников: Беато Анджелико, Филиппо Липпи, Бальдовинетти. Возможно и то, что в нем заговорило благородное честолюбие показать Флоренции превосходство отечественного искусства.

К сожалению, мы ничего не знаем о Гусе, кроме довольно подробного (но тоже сути не выясняющего) рассказа о его помешательстве и смерти.

Читать о ван дер Гусе в тексте книги

Можно спорить против тех, которые хотят выставить Гуса как художника, ушедшего вперед в смысле техники. Техника его слабее техники ван Эйка и даже Боутса и немногим лучше сухой техники «Флемаля» или Роже. В смысле знаний он даже отстал от века… Однако все это не играет никакой роли в общем эффекте грандиозного целого, дышащего глубочайшим проникновением в жизнь природы, людей и вещей.

Читать о ван дер Гусе в тексте книги

Картины:

Гуго ван-дер Гус. Пейзаж на правой створке алтаря Портинари (около 1470 г.) Галлерея Уффици во Флоренции

Источник: http://www.benua-history.ru/gugo.html

Кристина Ляхова — Мастера иконописи и фрески

Г. Мемлинг. «Диптих Мартина ван Ньювенхове», 1478 год, Музей Мемлинга, Брюгге

Удлиненные грациозные фигуры с их мягкими движениями и жестами вызывают в памяти замедленную киносъемку. Алтарь Святых Иоаннов, а также «Богоматерь с младенцем на троне» (Уффици, Флоренция) указывают на знакомство мастера с итальянской живописью. Именно от нее идут такие декоративные детали, как гирлянды, путти, делающие картину более лиричной.

Работы, созданные Мемлингом в последний период жизни, свидетельствуют о стремлении к повествовательности. Например, в известной композиции «Семь радостей Марии» (1480, Старая пинакотека, Мюнхен) художник размещает множество эпизодов, рассказывающих о жизни Богоматери и Христа.

Зритель видит картины природы, городскую архитектуру, на фоне которых разворачиваются действия. Каждая сцена располагается в отдельной ячейке, отделенной от других стенами строений или скалистыми склонами.

В «Семи радостях Марии» Мемлинг в полной мере показал свое дарование миниатюриста: настолько тщательно и точно переданы детали не только первого, но и дальних планов. Так же скрупулезно выписаны предметы в росписи раки святой Урсулы (1489, Музей Мемлинга, Брюгге).

Дубовый ларец, выполненный в форме готической капеллы, покрыт живописными композициями, рассказывающими о жизни и смерти святой.

Художник очень живо и увлекательно показывает эпизоды, в которых святая Урсула предстает на палубе корабля, на фоне архитектурных сооружений, в окружении нарядных грациозных девушек.

Г. Мемлинг. «Снятие с креста». Фрагмент, 1480–1490 годы, Королевская капелла, Гранада

Диптихи-складни, на одной створке которых изображена Мадонна, а на другой — заказчик, представляют Мемлинга талантливым портретистом.

Наибольшую известность получил «Диптих Мартина ван Ньювенхове» (1478, Музей Мемлинга, Брюгге).

Художник очень достоверно показал свою модель, чувствуется, что мастера интересуют не благочестивые чувства портретируемого, а его характер, внешнее сходство и внутренний мир.

В одном из испанских храмов хранится композиция Мемлинга «Снятие с креста» (1480–1490, Королевская капелла, Гранада). Евангельский сюжет представлен мастером как портретное изображение трех человек, снимающих с креста тело Христа.

В живописи Г. ван дер Гуса поразительно то, с каким вниманием мастер изображает человека, его характер, душу. Чувствуется, что благочестие для художника — не изначальное общечеловеческое качество, а результат долгих исканий и нравственного выбора личности. Вероятно, поэтому каждый из изображенных на картинах мастера персонажей обладает индивидуальностью.

Нидерландский живописец Гуго ван дер Гус родился в Генте. О начале его творческого пути и первых произведениях ничего не известно. С 1465 года художник жил и работал в Генте, спустя два года он вошел в гильдию живописцев. В 1474 году Гус стал деканом гильдии. С 1476 года как светское лицо он проживал в монастыре. В 1481 году художник побывал в Кёльне.

В последние годы жизни страдал от депрессии, связанной, вероятно, с душевным заболеванием. Творческое наследие мастера включает ряд алтарных композиций, а также произведения декоративного характера.

Читайте также:  Скульптура древней греции - кратко, архаика, классика, эллинизм

Известно, что в 1468 году Гус принимал участие в украшении города Брюгге к праздникам, а в 1471–1472 годах он создавал декоративные панно, предназначенные для украшения Гента.

Гуго ван дер Гус не подписывал и не датировал своих произведений, но неповторимый стиль мастера позволил исследователям определить его авторство по отношению к ряду картин.

Около 1470 года художник создал для украшения церкви картину, состоящую из двух частей. На левой створке данного диптиха изображена сцена «Грехопадение», а на правой — «Оплакивание Христа» (Художественно-исторический музей, Вена). Автор развернул перед зрителем главные, по его мнению, этапы жизненного пути человечества: первородный грех и искупительную жертву, принесенную Христом.

Чтобы усилить воздействие своего произведения, Гус применяет резкие контрасты, показывая противопоставления добра и зла, духа и плоти. Большой интерес представляет «Грехопадение». Змей-искуситель в образе ящерицы с головой человека внимательно следит за тем, как Ева пытается сорвать второе яблоко с дерева познания после того, как попробовала первое.

Художник тщательно и скрупулезно выписал каждый листочек с тоненькими прожилками, каждую травинку и цветок. Удивляет и изображение змея, волосы на голове которого заплетены в косу. Чистые и звучные краски, откровенное изображение обнаженных тел — все это характерно для нидерландской живописи XV столетия (похожие фигуры Адама и Евы представлены и в Изенгеймском алтаре работы Яна ван Эйка).

Справа, в сцене «Оплакивание Христа», на склоне мрачной, каменистой Голгофы возле тела Христа стоят оплакивающие его люди. На их скорбных лицах — самые разнообразные оттенки горя, от глубоко отчаяния до молчаливого страдания.

В 1473–1475 годах Гус создал самое известное из своих произведений — монументальный и торжественный алтарь Портинари.

Г. ван дер Гус. «Грехопадение», около 1470 года, Художественно-исторический музей, Вена

Его заказчиком был купец из Флоренции Томмазо Портинари, представитель банка Медичи в Нидерландах, в городе Брюгге. Алтарь представляет собой триптих с боковыми створками. В его центральной части представлена сцена «Поклонение пастухов». Создавая ее, мастер отступил от иконографических традиций.

В центре композиции изображен лежащий на земле младенец, за ним стоит одетая в черное Богоматерь с печальным лицом, слева — молитвенно сложивший ладони Иосиф, вокруг — хрупкие, маленькие фигурки коленопреклоненных ангелов.

Явным контрастом к этим образам выглядит группа пастухов, нарисованных настолько реалистично, что они кажутся чужими в этом утонченном мире.

Их грубые лица выражают разные чувства, но все они внутренне преображаются, глядя на Божественного младенца. Духовное преображение наступает постепенно.

Так, во взгляде серьезного пастуха, опускающегося на колени и сближающего ладони, ощущается понимание того, что он стал свидетелем свершившегося чуда.

Его товарищ, седой старик с бородой, уже стоит на коленях. Его губы тронула улыбка, в глазах — нежность, умиление, радость и пробуждающаяся надежда. Выглядывающий из-за его спины третий пастух, прижимающий к груди снятую шляпу, полон любопытства: он еще не успел понять, что на земле свершилось нечто необыкновенное и важное.

Внутренние створки алтаря показывают святых покровителей заказчика и его родных, а также самого Томмазо Портинари и его семейство. Очень трогательны образы детей Портинари — двух мальчиков и девочки. До Гуса ни один нидерландский художник не сумел так тонко и искренне передать натуру ребенка.

Г. ван дер Гус. Алтарь Портинари, около 1473–1475 годов, Уффици, Флоренция

Когда работа над алтарем была завершена, его переправили во Флоренцию, где он вызвал настоящую сенсацию. Благодаря этому художник прославился не только в родной стране, но и в Италии.

Позднее Гус снова вернулся к мотиву поклонения пастухов и написал картину с тем же названием, ныне хранящуюся в берлинских Государственных музеях. Данная работа интересна тем, что выполнена в виде сценического представления: по краям вытянутого по формату полотна размещены полуфигуры пророков, раздвигающих занавес. За ним и разворачивается сцена поклонения пастухов младенцу Христу.

На лицах людей, пришедших к месту рождения Спасителя, те же чувства, что переживают пастухи алтаря Портинари.

Последним произведением мастера стала драматическая композиция «Успение Богоматери» (Городская художественная галерея, Брюгге).

Лица апостолов, окруживших усопшую Богоматерь, отмечены печатью скорби и безграничного отчаяния.

В этой картине Гус показал душевные страдания людей более остро и многообразно, чем в диптихе «Оплакивание Христа».

Необыкновенно выразительна цветовая гамма картины, выдержанная в сине-голубой тональности.

Известно, что Гус был талантливым портретистом. Правда, до нас не дошло ни одного портрета, не считая вышеупомянутого алтаря Портинари. Но и по нему можно судить о таланте Гуса-портретиста.

В нью-йоркском Метрополитен-музее хранится изображение мужчины, молитвенно сложившего руки, которое считается створкой несохранившегося алтаря, созданного Гусом около 1475 года. Образ поражает зрителей взволнованностью и одухотворенностью, чувствуется, что человек, показанный мастером, — личность незаурядная и сильная.

О последних годах жизни талантливого живописца известно мало. Согласно сохранившимся свидетельствам, в 1481 году, во время поездки в Кёльн, художник потерял рассудок. Так и не выздоровев, он в следующем году умер в монастыре Родендале недалеко от Брюсселя.

Источник: https://profilib.org/chtenie/155836/kristina-lyakhova-mastera-ikonopisi-i-freski-40.php

Ссылка на основную публикацию