«искушение святого антония», маттиас грюневальд — описание картины

Искушение святого Антония

Никому не предлагай того, никого не учи тому, что прежде сам не исполнил на деле. Святой Антоний.

Святой Антоний — один из самых известных христианских аскетов и подвижников. Его жизнь для многих была примером великой святости и праведности, которая словно столб света пронизывала светлый образ святого.

За великие духовные подвиги, стойкость и постоянное пребывание в молитве, Бог даровал святому Антонию глубокую мудрость, власть над бесами, прозорливость, и еще много разных даров, благодаря которым Антоний прославился и навсегда вписал свое имя в историю.

Образ святого Антония популярен не только в религии, а и в искусстве: немало знаменитых художников изображали его на своих картинах.

Причем изображали в кульминационный момент жизни – во время тяжелой и героической внутренней борьбы с многочисленными бесами и чертиками (которые, между прочим, в каждом из нас живут, на шее сидят и ногами мотают), картины же назывались: «Искушение святого Антония».

Родился Антоний примерно 250 году в Египте в богатой семье, и когда парню исполнилось 20 лет, умерли оба его родителя, так что он был вынужден взять на себя управление поместьем и уходом за младшей сестрой.

Однако душа его неуклонно стремилась вверх, поэтому Антоний продает свое поместье, раздает деньги бедным, сестру отправляет в монастырь.

(История умалчивает о дальнейшей судьбе сестры) Сам идет в пустыню, где уединяется в пещере, проводя все время за раздумьями о Боге, молитвою и рукоделием (которым зарабатывает себе на жизнь, а заодно и борется с «чертиком скуки»). Местный крестьянин раз в неделю приносит ему еду, в обмен на рукоделие.

Святой Антоний на картине испанского художника Сурбарана.

Так просто и незамысловато живет Антоний в своей пещере, но чертики не спят, а так и хотят сбить подвижника с его пути к праведности. Тогда начинается великая невидимая брань, где линия фронта с окопами, траншеями и артиллерией проходит внутри нас.

Соблазняли святого Антония сильно и долго, сначала активно досаждал «чертик сожаления», который то и дело напоминал ему про покинутое поместье, тщетно розданные деньги, кучу земных удовольствий, от которых он добровольно отказался, про сестру, брошенную на произвол судьбы и так далее в том же роде. Антоний стоял твердо и непоколебимо в своем намерении духовного совершенствования, злые жалостливые мысли (помыслы) отгонял размышлениями о том, что все покинутое и все нынешние терпения — ничто по сравнению с бесконечными благами, которые уготовал Бог для тех, кто будет служить Ему.

Так интересно «Искушение святого Антония» изобразил малоизвестный голландский художник Joos van Craesbeeck (Жус Ван Краесбек) На картине в большой голове святого продолжает копошится вся разнообразная суета нашего мира, хотя он и покинул ее (суету) уединившись в пустыне, но она никуда не исчезла из головы, которую мы хотим или нет, а всегда должны носить с собой. И даже в уединении продолжает жить тяга по той мирской суете и всяческими приземленными удовольствиями и развлечениями, к которым мы привыкли в жизни.

В конце «чертик сожаления» таки отступил, а на смену ему пришел другой куда более мощный «чертик сексуальной похоти» или блуда. Численные сексуальные мысли и фантазии с необычайной силой начинают смущать святого и днем и ночью.

Антоний побеждает их постом, молитвой, тяжелым физическим трудом (когда о сексе уже думать совсем сил нет).

По легенде, дьявол неоднократно превращался в красивую сексуальную женщину и являлся к святому Антонию, но тот всегда гнал его (точнее ее) прочь.

Так «Искушение святого Антония» сексуальными желаниями изобразил бельгийский художник Ропс Фелисьен.

Или еще такая картина английского художника Джона Чарльза Долмана. (В живописи этот художник прославился иллюстрациями к книге Киплинга «Маугли»).

В конце концов, дьявол, терпя не удачу и с этой стороны, решил пойти на хитрость (а это он прекрасно умеет делать).

Блудные помыслы отступили от святого, дьявол же превратился в чернокожего подростка и явился к Антонию со словами: «Ты победил меня великий святой и подвижник, я — дух блуда и разврата, многих аскетов и подвижников я свел на их пути, но только ты смог поломать мое оружие, и вот я повержен тобою «. Хитрость была в том, что дьявол пытался вызвать у святого гордость (типа вот какой я крутой праведник, победивший даже самого духа блуда). Но Антоний не поддался на провокацию товарища сатаны и ответил темнокожему парню: «Не я тебя победил, а Бог и только Его в этом заслуга. Черным допустил тебя мой Бог появиться ко мне в доказательство черноты злых замыслов твоих и подростком на разоблачения твоего бессилия. Поэтому и достоин ты всякого презрения «.

Дьявол убежал от этих слов словно ошпаренный кипятком. (Кстати, в эту ловушку гордыни попадает немало духовных подвижников, аскетов, всевозможных гуру, которые действительно начинают считать себя великими духовными гуру и сразу – бульк.)

После того как у чертиков не получается соблазнить святого через мысли и помыслы они начинают появляться ему явно в виде страшных уродливых существ, пытаясь посеять страх, и вообще свести Антония с ума. Благодать Божия допускает это для прогресса подвижника, открывая ему тем выход на высшую ступень и одновременно наделяя особой властью над самими духами-искусителями.

Последняя битва святого Антония с темными силами стала источником вдохновения для многих талантливых художников:

Картина «Искушение святого Антония» немецкого художника Матиаса Грюневальда. В иступленной злости бесы избивают святого, но еще чуть-чуть и святой им покажет, где раки зимуют.

А эта картина на тему «Искушение святого Антония» вышла из под кисточки гениального художника эпохи ренессанса — . За преданием, однажды, когда святой Антоний вышел из церкви на него налетели многочисленные бесы и подняли его высоко в небо, а потом оттуда бросили вниз.

А эту очень известную картину нарисовал голландский художник . (Про него была одна из первых статей на этом сайте) Святой Антоний стоит в центре картины, а многочисленные бесы в виде страшных причудливых существ вертятся вокруг.

А это уже картина «Искушение святого Антония» более современного последователя Босха — Сальвадора Дали.

После того как святой Антоний победил все дьявольские искушения и ловушки он наконец получил великую духовную власть, мудрость, спокойствие и заслуженно стал одним из крупнейших христианских святых.

P. S. Духи вещают: Долгое время Святой Антоний жил в пустыне в простой пещере. Жить в пещере конечно хорошо и полезно для тех, кто хочет повторить подвиги Антония, а для тех, кто не хочет, можно порекомендовать хорошие , которые помогут найти хорошее жилье по кошельку и комфорту.

Источник: http://waking-up.org/iskusstvo/yskushenye-svyatoho-antonyya/

Путеводитель по картине Босха «Искушение святого Антония» — Дневник живописи

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

[sg_popup id=”1″ event=”onload”][/sg_popup]

Человек-дерево с чешуйчатым хвостом. Монстр на коньках с воронкой вместо шляпы. Летающие рыбы. Ощипанный гусь с головой овцы в башмаках. Много-много разнообразной нечисти. Жутковато. Очень любопытно.

Конечно, это о картине Босха. Об “Искушении святого Антония”. Как всегда, деталей на полотне очень много. Как обычно, в их символике крайне сложно разобраться современному человеку.

Для этого нужно хорошо понимать, в какое время художник жил. А время по нашим меркам было тёмное. Охота на ведьм в самом разгаре. Алхимики на полном серьезе ищут философский камень и колдуют над элексиром молодости. Свирепствуют жуткие болезни типа эрготизма и чумы. Люди напуганы.  Люди в ожидании конца света.

В такой обстановке Босх и пишет картину “Искушение святого Антония”. Попробуем в ней разобраться.

Почему “Искушение святого Антония” появилось на свет?

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г. Национальный музей старинного искусства в Лиссабоне, Португалия

Для современников Босха мир был насквозь пропитан злом. Представьте. Целыми деревнями люди впадают в истерии. Сжигают половину женского населения. Ведь они искренне верят, что из-за их колдовских деяний град побил весь урожай.

Вокруг ловушки дьявола. Очень легко впасть в грех. И уже никогда свою душу не спасти. Мировоззрение той эпохи и отражается на картине Босха.

Поэтому образ святого Антония был столь популярен в те времена. Он вселял людям надежду, что злу можно противостоять.

Святой Антоний родился в 3 веке н.э. в Египте. Уверовав в единого Бога, совсем молодым он решает покинуть мирскую суету. Чтобы в тишине пустыни бороться с земными искушениями.

Но его намерения были неугодны дьяволу. Сильно его злило, что обычный человек отказывается от всех соблазнов ради спасения своей души. С этого момента и начинается искушение святого. Но он стойко выдержит все испытания. Став одним из самых известных отшельников христианства.

Кстати, подробности его искушений Босх и его современники узнали из книги монаха Якова Ворогинского “Золотая легенда”. Это книга описывает жизнь почти 200 святых. В том числе и жизнь святого Антония.

Миниатюра об искушении святого Антония из книги “Золотая легенда”. Издание 1470 года, Франция. Хранится в национальной библиотеке Лондона

Левая створка триптиха. Как бесы истязали святого Антония

Сначала дьявол решил истязать святого физически. Шайка бесов подхватила его, подняла высоко в небо. Там они его терзали, били. Но как мы видим на фрагменте левой створки, святой продолжал молиться, углубившись в себя.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Кстати, этот образ Босх мог взять не только из “Золотой легенды”.

Но и познакомившись с гравюрой Шонгауэра. Бесы двух художников, конечно, не очень похожи. Однако становится понятно,  что во времена Босха было обычным делом изображать такое количество нечистой силы.

Причём в самом жутком Ее облике.

Мартин Шонгауэр. Искушение святого Антония. Гравюра на меди. 1470 г. Музей изящных искусств, Будапешт

Когда святой Антоний уже был при смерти от терзаний бесов, они скинули его вниз на землю. Мы видим на левой створке вторую сцену с отшельником. Два монаха и сельский житель ведут измученного святого по дряхлому мостику. Он без сознания повис на их руках.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Центральная часть триптиха. Святой Антоний и алхимики

Святой Антоний выжил. После чего продолжил свои молитвы. Раздасадованный дьявол решил действовать по-другому. Наслав к нему видимо-невидимо бесов. Чтобы демонстрацией превосходства зла на земле запугать святого.

И вот перед нами третья сцена с отшельником. Он смотрит на зрителя спокойным смиренным взглядом. Очевидно, что бесы его не пугают. Он владеет собой и своими страхами. Они тоже его не трогают. Хотя заняты своими дьявольскими делишками.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Около святого бесы в людском обличии занимаются алхимией.

Читайте также:  Исторический музей амстердама, голландия

Целью этой псевдонауки было видоизменить вещество или даже живое существо. Из железа сделать золото. Из сперматозоида вырастить в пробирке гомункула. Из воды сделать элексир вечной молодости. И так далее.

Это, конечно, вызывало негодование у глубоко верующих людей. Которые твёрдо верили, что нечего вмешиваться в то, что дано всевышним. Поэтому Босх, как ортодоксальный верующий, алхимию считал делом бесовским.

Итак, рядом со святым три беса занимаются алхимией. В образе белой, красной и чёрной женщин. Это скорее всего цвета элементов алхимии. Соль, ртуть, земля.

Черная женщина держит поднос с гомункулом. Он же держит философский камень. Во времена Босха его ещё называли “философским яйцом”. Это реактив, который по представлениям алхимиков должен превращать металл в золото. Бесы демонстрируют его. Чтобы соблазнить святого Антония. Ведь многие были одержимы в его поисках. Даже короли.

Красная женщина протягивает чашу с элексиром вечной жизни бесу со свиной головой. Калека видимо ожидает, что ему дадут панацею от его увечий. Ее тоже алхимики стремились получить в своих опытах.

Женщина в розовом платье и подолом в виде хвоста ската протягивает старухе элексир вечной молодости. Дабы та могла помолодеть.

Все эти соблазны оставляют отшельника равнодушным. В разрушенной башне стоит Иисус Христос и смотрит на святого. Он помогает ему не поддаться искушению.

Правая створка триптиха. Святой Антоний и сладострастие

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Правая створка триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Дьявол понял, что запугать святого не удастся. Золотом и перспективой вечной молодости его тоже не соблазнить. Тогда он решает действовать по-другому.

Он превращается в прекрасную царицу. Та приходит к святому и поражает того своей набожностью. Но святой сразу понял, с кем имеет дело, когда та попыталась его соблазнить. Эта сцена и изображена на правой створке триптиха.

Обнаженная женщина стоит у шатра и прикрывает рукой своё лоно. Она смотрит в сторону святого. Возможно, зовёт его разделить с ней ложе. Но тот отвернулся. Он не поддался греху сладострастия.

Почему “Искушение святого Антония” – шедевр ?

Конечно, картина очень любопытна благодаря своим невероятным персонажам. Но как я уже писала, таких картин и миниатюр было немало в то время. Так почему же именно Босха мы знаем лучше всего? Чем он так поражает?

Босх был виртуозом в проработке деталей. Их так много, что становится жутко. Он как будто охватывает весь мир. И ничто не скроется от его глаз.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Чего только стоит вид горящей вдали деревни. Всполохи пламени, падающий шпиль, толпа спасающихся людей. И все это просто микроскопично. Но так реалистично!

Босх создавал невероятное ощущение глубины пространства. Для этого он высветлял небо у самого горизонта. Но делал его темнее у самого верха картины. За счёт этого картина наполняется воздухом. Это усиливает воздействие образов на зрителя.

Даже самые уродские создания Босха можно назвать изящными. Они чудовищны, но не отвратительны. Омерзения они не вызывают. Скорее любопытство. Каждый из них тщательно продуман.

Считается, что в изображении всяких монстров и бесов именно в картине “Искушение святого Антония” Босх превзошёл самого себя. Всех остальных тем более.

Некоторые монстры даже сделали свою собственную карьеру. Они узнаваемы. Хотя не всегда люди знают, с какой картины Босха она прибыли. Пожалуй, вот этот – самый известный.

Иероним Босх. Фрагмент левой створки триптиха “Искушение святого Антония”. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Расшифровать самых интересных существ я попробовала в статье “Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины”.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»

Источник: https://arts-dnevnik.ru/bosh-iskushenie-svyatovo-antoniya/

Картина «Мучения святого Антония»

Автор: Приписывается Микеланджело. Дата создания: 1487–1488 годы. Габариты: 47*35 см.

Местонахождение: художественный музей Кимбелл.

Мучения святого Антония

Данная работа является самым ранним известным произведением скульптора, архитектора, художника и поэта Микеланджело, являющееся окрашенным и расширенным вариантом гравюры Шонгауэра (1470 год). Картина была написана в раннем возрасте (12-13 лет). В настоящее время находится в постоянной коллекции музея Кимбелл (Техас, США). 

Сюжет работы

Картина показывает известный средневековый сюжет, в котором святой Антоний подвергается нападкам демонов в пустыне и пытается противостоять их соблазнам.

«Искушение Святого Антония» — более широкое название для этой темы.

Однако данная работа сосредоточена на моменте, когда преподобный Антоний, как правило передвигавшийся с поддержкой ангелов, попадает в дьявольскую засаду.

Центральный фрагмент

Ранее картина приписывалась мастерской Доменико Гирландайо, под руководством которой проходило ученичество Микеланджело. На аукционной площадке (2008 год) была куплена за два миллиона долларов. Такая низкая цена и была связана с некорректно (возможно) установленным авторством.

Когда была получена лицензия на экспертный анализ, картина была доставлена в музей Метрополитен (Нью-Йорк), где впервые была очищена и внимательно изучена. На основании некоторых стилистических признаков, таких как «выразительность штриховки», например, было решено, что картина действительно принадлежит Микеланджело.

 Позже работа была куплена художественным музеем Кимбелл, однако сумма сделки не разглашается. Предположительно, она превышала шесть миллионов долларов.

Оригинальная идея

Джорджо Вазари в своем знаменитом труде «Жизнеописания», благодаря которому мы знаем о жизни художников эпохи Ренессанса и других фактах, отмечает, что Буонарроти нарисовал святого Антония после того, как увидел гравюру Шонгауэра. Однако оригинал был расширен и дополнен.

Для того, чтобы реалистичнее изобразить текстуру чешуи, Микеланджело пошел на местный рынок, в поисках подходящей рыбы. Усовершенствованию также подверглись задний план, в оригинале его попросту не было, и выражение лица святого.

 Стоит отметить, что поздний готический стиль Шонгауэра находится в сильном контрасте с творчеством Микеланджело, даже в юные годы.

Согласно записям Вазари, это одна их четырех панельных картин Буонарроти, что доказывает утверждение о пренебрежительном отношении мастера к масляной живописи.

Картина «Мучения святого Антония» обновлено: Октябрь 25, 2017 автором: Глеб

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/michelangelo/kartina-mucheniya-svyatogo-antoniya.html

Искушения святого Антония

Антоний Великий (251-356) — христианский святой, основатель пустынножительства и отец монашества. Антоний родился в Египте, в семье христиан. После смерти родителей на попечении 20-летнего юноши осталась младшая сестра.

На Антония сильно повлияли слова из Евангелия от Матфея:»Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21).»Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34).

Следуя этим заветам, Антоний продал имущество, раздал деньги бедным, оставив часть денег сестре, которую отдал на воспитание добродетельным христианкам. Сам Антоний поселился недалеко от своего селения в бедной хижине, начал подвижническую жизнь. Трудами рук своих он зарабатывал на пропитание и на милостыню бедным.

Иногда юноша посещал и других подвижников, живших в окрестностях, и от каждого старался получить наставления и пользу. В этот период Антоний подвергся искушениям от дьявола:

«ненавистник добра завистливый диавол, видя такое расположение в юном Антонии, не потерпел этого, но как привык действовать, так намеревается поступить и с ним.

Сперва покушается он отвлечь Антония от подвижнической жизни, приводя ему на мысль то воспоминание об имуществе, то заботливость о сестре, то родственные связи, то сребролюбие, славолюбие, услаждение разными яствами и другие удобства жизни, и наконец жестокий путь добродетели и ее многотрудность, представляет ему мысленно и немощь тела, и продолжительность времени, и вообще, возбуждает в уме его сильную бурю помыслов, желая отвратить его от правого произволения. Когда же враг увидел немощь свою против Антониева намерения, паче же увидел, что сам поборается твердостью Антония, низлагается великою его верою, повергается в прах непрестанными молитвами; тогда, в твердой надежде на те свои оружия, яже на пути чрева (Иов. 40, 11), и хвалясь ими (таковы бывают первые его козни против юных), наступает он и на юного Антония, смущая его ночью, и столько тревожа днем, что взаимная борьба их сделалась приметною и для посторонних. Один влагал нечистые помыслы, другой отражал их своими молитвами; один приводил в раздражение члены, другой, по-видимому, как бы стыдясь сего, ограждал тело верою, молитвою и постами. Не ослабевал окаянный диавол, ночью принимал на себя женский образ, во всем подражал женщине, только бы обольстить Антония; Антоний же, помышляя о Христе, и высоко ценя дарованное Им благородство и разумность души, угашал угль его обольщения. Враг снова представлял ему приятность удовольствий; а он, уподобляясь гневающемуся и оскорбленному, приводил себе на мысль огненное прещение и мучительного червя, и противопоставляя это искушению, оставался невредимым.» (Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах).

Felicien Rops — Искушение святого Антония

 Alexander Louis Leloir — Искушение святого Антония

Dominicus van Wijnen — Искушение святого Антония

John Charles Dollman — Искушение святого Антония

Vallin — Искушение святого Антония

Lucas van Leyden — Искушение святого Антония

Искушение святого Антония

Антоний принимал пищу один раз в сутки, а иногда один раз в два-три дня; все ночи проводил в молитве, предаваясь краткому сну лишь на третью или четвертую ночь после непрерывного бдения. Для большего уединения святой поселился вдалеке от селения, в гробнице. В определенные дни его друг приносил ему скудную пищу.

«Тогда враг, не стерпя сего, даже боясь, что Антоний в короткое время наполнит пустыню подвижничеством, приходит к нему в одну ночь со множеством демонов и наносит ему столько ударов, что от боли остается он безгласно лежащим на земле; и, как сам Антоний уверял, весьма жестоки были его страдания, и удары, нанесенные людьми, не могли бы, по словам его, причинить такой боли».

Микеланджело — Искушение святого Антония

Стефано ди Джованни Сассетта — Искушение святого Антония

Искушение святого Антония

Едва Антоний оправился от ударов, как дьявол созвал своих бесов и сказал им:

«смотрите, ни духом блуда, ни ударами не усмирили мы его; напротив того, отваживается он противиться нам. Нападем же на него иным образом». А диавол не затрудняется в способах изъявить свою злобу.

Так и теперь ночью демоны производят такой гром, что, по-видимому, все то место пришло в колебание, и как бы разорив четыре стены Антониева жилища, вторгаются, преобразившись в зверей и пресмыкающихся. Все место мгновенно наполнилось призраками львов, медведей, леопардов, волов, змей, аспидов, скорпионов, волков. Каждый из этих призраков действует соответственно наружному своему виду.

Лев, готовясь напасть, рыкает; вол хочет, по-видимому, бодать; змея не перестает извиваться: волк напрягает силы броситься. И все эти привидения производят страшный шум, обнаруживают лютую ярость.

Антоний, поражаемый и уязвляемый ими, чувствует ужасную телесную боль, но тем паче, бодрствуя душою, лежит без трепета, и, хотя стонет от телесной боли, однако же, трезвясь умом и как бы посмеваясь, говорит: «ежели есть у вас сколько-нибудь силы, то достаточно было прети и одному из вас. Но поелику Господь отнял у вас силу, то пытаетесь устрашить множеством.

Читайте также:  Подсолнухи, поль гоген - описание картины

Но и то служит признаком вашей немощи, что обращаетесь в бессловесных». И еще с дерзновением присовокупляет: «если можете и имеете надо мною власть, то не медлите и нападайте. А если не можете, то для чего мятетесь напрасно? Нам печатию и стеною ограждения служит вера в Господа нашего». Так демоны, после многих покушений, скрежетали только зубами на Антония; потому что более себя самих, нежели его, подвергали посмеянию».

Сальвадор Дали — Искушение святого Антония

Herman Saftleven — Искушение святого Антония

«Господь же не забыл при сем Антониева подвига, и пришел на помощь к подвижнику. Возведя взор, видит Антоний, что кровля над ним как бы раскрылась, и нисходит к нему луч света.

Демоны внезапно стали невидимы; телесная боль мгновенно прекратилась; жилище его оказалось ни в чем неповрежденным.

И ощутив эту помощь, воздохнув свободнее, чувствуя облегчение от страданий, обращается он с молитвою к явившемуся видению, и говорит: «где был Ты? Почему не явился вначале — прекратить мои мучения?» И был к нему голос: «здесь пребывал Я, Антоний, но ждал, желая видеть твое ратоборство; и поелику устоял ты и не был побежден, то всегда буду твоим помощником и сделаю именитым тебя всюду». Услышав это, Антоний восстает, и начинает молиться, и столько укрепляется, что чувствует в теле своем более сил, нежели сколько имел их прежде. Было же ему тогда около тридцати пяти лет».

Annibale Carracci — Искушение святого Антония

Приобретя духовный опыт в борьбе с дьяволом, преподобный задумал уйти в глубь Фиваидской пустыни и в полном уединении служить Господу трудом и молитвой. Дойдя до одной горы, преподобный увидел какое-то заброшенное огороженное строение и поселился в нем, заложив камнями вход.

Тот же верный друг приносил ему дважды в год хлеб, а вода имелась внутри ограды. В полном молчании принимал преподобный приносимую пищу. Спустя 20 лет уединения в Фиваидской пустыне к Антонию проникли его почитатели. Пустыня наполнилась иноками — учениками Антония.

Во время гонения на христиан в 311 году Антоний покинул пустыню и пришел в Александрию, где поддержал христианское учение, после чего вновь удалился в пустыню. Потом Антоний еще раз пришел в Александрию, чтобы защитить христианство от арианской ереси.

Антоний умер в возрасте 105-ти лет, из которых 85 лет провел в отшельничестве.

Основной источник — «Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах».

Источник: http://top-antropos.com/religion/hristianstvo/item/107-iskushenija-svjatogo-antonija

Описание картины Босха «Искушение Святого Антония» :

Человечество периодически возвращается к культурному наследию прошедших веков, черпая в нем все новые идеи для современного творчества. Потомки нередко пытаются по-новому трактовать те сюжеты, образы и символы, что прошли многовековой путь, не утратив своей актуальности.

Сегодня особенно популярной является средневековая живопись. Ее таинственность, загадочность сюжетов заставила ценителей искусства всех времен переосмыслить предназначение картин. Мифические сюжеты и образы продолжают привлекать художников и по сей день.

Одним из ярчайших полотен того времени было «Искушение святого Антония».

Средневековье

Именно в эту эпоху живопись стала одним из главнейших видов искусства.

Появлялись все новые приемы, мотивы, жизнь общества стремительно менялась – все это дало художникам необычайно богатый материал для создания картин. Они были пронизаны глубоким гуманизмом, несли в себе определенное послание.

Эти произведения должны были наставлять массы на правильный путь. В результате они совершили настоящую революцию в западноевропейском искусстве.

Дворцовые покои, замки стали украшать с особым великолепием. Париж, Прага, Лондон, города Италии – все они просто переполнились прекрасными картинами. Не только служители церкви, но и знать жаждали новых полотен.

Но поскольку эпоха Средневековья характеризуется прежде всего своим вниманием к церкви, то и сюжеты работ носили преимущественно религиозный характер.

«Искушение святого Антония» – мотив, который стал необычайно популярным и нашел отражение в картинах множества художников.

Личность Антония

Преподобный Антоний Великий – реальная личность. Годы его жизни пришлись на эпоху распространения и становления христианской веры в Египте, в III-IV веках от Рождества Христова.

Он известен как раннехристианский монах-отшельник, который смог познать божественное, пройдя сложный путь самоотречения и добровольного затворничества.

Бытует мнение, что именно он положил начало отшельническому монашеству.

Антоний нашел уединение в пещерах воинского форпоста в Писпире на берегу Нила. Свое отшельническое существование он лишь иногда прерывал, чтобы помочь людям и поддержать христиан, жестоко преследуемых и гонимых. Он также способствовал формированию еще молодой религии.

В себе он воплотил образ «идеального отшельника». Преподобный вел аскетический образ жизни, но славился хорошим физическим здоровьем. Это подтверждал Афанасий Александрийский в агиографическом произведении «Жизнь Антония».

Из жизни отшельник ушел в рекордном для нас возрасте – 105 лет. Византийский император Юстиниан обнаружил его гробницу и организовал перезахоронение останков в Александрии. В 623 году мощи Антония снова переместили, уже в Константинополь, а в 980-м – в Монт-Сен-Дидье. Там останки преподобного обрели свое окончательное пристанище.

Популярность жития отшельника и величие его деяний сподвигли многих художников использовать сюжет «Искушения святого Антония» в своем творчестве. Иероним Босх стал одним из них.

Повышенный интерес к образу

Триптих Босха «Искушение святого Антония» — одна из самых знаменитых работ художника. Специалисты утверждают, что она как нельзя лучше отражает все особенности творческой манеры и мировосприятия автора.

Босх неоднократно обращался к образу св. Антония. Среди работ художника есть более раннее полотно с изображением искушений преподобного (1790-е), которое хранится в Прадо. Исследователи до сих пор ведут дискуссии относительно авторства этой картины. Ряд ирландских специалистов утверждает, что работа написана последователем Босха, а не им самим.

Рисунок, относящейся к этой же теме, размещен в Берлинской картинной галерее. Его авторство также приписывают великому художнику. Даже знаменитый Лувр может похвастать образцами, которые предположительно написал Босх.

Однако сенсационным стало открытие 2016 года: небольшая по размерам картина «Искушение святого Антония», размещенная в Канзас Сити и ранее считавшаяся лишь подражанием стилю великого художника, теперь считается подлинной работой Босха.

Почему святой Антоний?

Исследователи находят в подобной заинтересованности определенным образом личные мотивы. Биография Босха тесно связана с этим именем: его отца звали Антонисом, а семейная церковь ван Акенов носила имя Святого Антония.

Общая информация о композиции картины

Картина Босха «Искушение святого Антония» — триптих. Центральная часть имеет одноименное название, левая створка – «Полет и падение святого Антония», правая – «Видения святого Антония».

Лиссабонский триптих отражает общую направленность творчества Босха.

Художник мастерски изображает не только вечную борьбу человека с грехами, а также общество, погрязшее в них, но и Страсти Христовы, сцены искушения святого, который смог выстоять благодаря твердости веры.

В эпоху Средневековья достоверность существования Рая и Ада была неоспоримой, а приход Антихриста заставлял служителей церкви находиться в постоянном напряжении. Поэтому изображение стойкости духа у святого, который неустанно борется с силами зла и побеждает их, должно было служить поддержкой для людей, символом надежды.

Центральная часть

Стоит начать описание картины «Искушение святого Антония» с центральной части триптиха. Она привлекает внимание современного наблюдателя прежде всего насыщенностью фантастическими существами.

Их так много, что первые секунды трудно остановить взгляд на одном из них. Каждый удивительно непохож на других, изображен детально.

Вальтер Бозинг признавал великое мастерство Босха, который смог создать большое количество демонов, атакующих святого, но не олицетворяющих толпу, а строго индивидуальных в своем обличии.

К примеру, ближе к правому краю центрально части художник изобразил необычную группу. Нечто, в чем можно разглядеть черты женского тела, держит на руках ребенка и одновременно сидит на спине у крысы.

Перед ней на странном животном с телом кувшина и ногами лошади изображен демон с чертополохом на голове, символизирующий первородный грех.

Немного ниже по реке плывет утка с отверстием вместо головы, через которое проглядывает человеческое лицо.

Отведя взгляд влево, можно увидеть демона, который играет на лютне. Вместо головы у него лошадиный череп.

Он, как и предыдущие персонажи картины, восседает на странном животном, тело которого похоже на птичье, а шею завершает морда овцы.

На пару миллиметров выше – огромная красная ягода (символизирующая алхимический процесс, а следовательно – греховный). Из нее вылезают демоны, похожие на птиц, людей и животных.

Еще выше расположена не менее интересная группа персонажей. Один из них телом напоминает человека, однако его лицо проглядывает сквозь насаженное дупло в древесном стволе. Это существо как будто ведет под уздцы удивительный гибрид лошади с головой собаки, шествующей на двух ногах. Позади них нечто похожее на дракона, жареную курицу и других существ.

Впереди этой странной процессии идут собаки, человек с головой кабана и мандолиной в руках. Сверху него сидит сова, которая, по одним источникам, символизирует ложь и тьму, по другим же — представитель светлых сил, служащит в роли глаза Божьего, чтобы на Страшном суде давать показания против алхимиков.

В центральной части «Искушения святого Антония» демоны расположены во всех стихиях – их можно наблюдать и в воде, и на суше, и в воздухе. У них есть общая цель. Все чудища стремятся к центру полотна, где изображена полуразрушенная гробница с распятием Христа.

Вокруг Антония, который стоит на коленях, происходит дьявольская месса. Совершается она женщинами, одна из которых держит чашу для причастия. Рядом с ними игроки бросают кости. Ведьмы, летающие в воздухе, подожгли деревню в глубине полотна.

Святой Антоний изображен отвернувшимся от всего происходящего вокруг и как будто смотрит на зрителя.

Левая створка

В описании «Искушения святого Антония» не менее важное место занимают сюжеты боковых створок. В левой части триптиха изображен Преподобный, который во время творения молитвы был захвачен демонами. Они избили его и, подняв высоко в небо, сбросили вниз.

Святой Антоний в этой части картины занимает центральное место. После падения его поднимают монахи ордена (антониты). Лицо одного из членов этой группы, по мнению исследователей, очень напоминает самого Босха.

В сцене, где Антония захватили демоны и унесли на небеса, он изображен с молитвенно сложенными руками, что является знаком твердости его веры даже перед лицом смертельной опасности.

В средней части створки изображена пещера, но, присмотревшись, можно четко различить фигуру человека, который стоит на четвереньках. Между его ног размещена пещера.

Часть исследователей утверждают, что именно она была пристанищем Антония. Туда, как и в разрушенную гробницу в центральной части, стремится демоническая процессия странных существ.

В ней участвует олень, который является символом верности души, но художник использует этот образ как символ святотатства.

В нижней части створки под хрупким мостом группа бесов слушает монаха, который читает письмо. К ним направляется птица в странной одежде и обуви, похожей на коньки.

Читайте также:  Картина "постоянство памяти", сальвадор дали, 1931

Правая створка

В правой створке картины Босха «Искушения святого Антония» изображена соблазнительная женщина. Она являлась Антонию, когда он жил в пещерах, и пыталась искушать его плоть. Обнаженная женщина является бесом, принявшим облик королевы. Дама стоит за сухим деревом, что тоже символично: это алхимический образ, без которого не обходится ни одна работа художника.

Преподобный снова не обращает взор в сторону соблазна и предстает победителем над коварными силами зла. Вся правая створка посвящена силе духа Антония, который остается неискушенным.

Однако в этой части картины взгляд отшельника все же не полностью избегает греховных сцен. В углу створки он наблюдает пиршество, устроенное бесами. Они призывают Антония к себе. Накрытый стол, который поддерживают обнажённые бесы, — изображение последнего искушения святого — греха чревоугодия.

Где хранится

Картина Иеронима Босха «Искушение святого Антония» (1505-1506) хранится в Национальном музее старинного искусства в Лиссабоне. Существует около 20 копий триптиха — полных и (чаще) фрагментарных, из которых, пожалуй, самая точная и полная находится в брюссельском Музее старинного искусства.

Символичность

Каждый элемент картины наполнен смыслом. К примеру, старик-гном, изображенный на правой створке.

Он идет в детских ходунках, которые являются символом людской невинности, которую человек может сохранить в течение всей жизни. Вообще символизм в произведениях эпохи Средневековья — прием обычный, даже обязательный.

К сожалению, тайный язык картин, понятный живописцу и его современникам, часто так и остается неуслышанным…

Выводы

О чем же хотел сказать Иероним Босх? «Искушение святого Антония» демонстрирует зрителю, что соблазн и присутствие дьявола сопровождают нас по жизни, и только мы можем противостоять ему, сохраняя твердость веры. Полотно подтверждает мастерство Босха, поскольку не всякий мастер смог бы вложить в работу такой великий смысл, не повторяясь и проявляя исключительную изобретательность в изображении демонов.

Источник: https://www.syl.ru/article/329437/opisanie-kartinyi-bosha-iskushenie-svyatogo-antoniya

7 великих картин, от которых мурашки по коже

7 великих картин, от которых мурашки по коже. Когда слышишь словосочетание «произведение искусства», в голове возникают романтические пейзажи и безукоризненные реалистичные портреты, но уж никак не кровавые сцены убийств. Сегодня редакция поставила перед собой задачу показать обратную сторону высокого искусства.

Оказывается, если картина считается шедевром, то это вовсе не значит, что она блистает красотой и вызывает у зрителя приятные эмоции. Это 7 самых страшных картин великих художников, и от этих шедевров становится не по себе.

Как-то даже жутко… Уильям Блейк «Великий красный дракон и морское чудовище» У Блейка есть целая серия картин, изображающих красного дракона из библейской книги Откровения.

Адольф Вильям Бугро «Данте и Вергилий в аду» Ад великого Данте вдохновлял многих его последователей не только в сфере литературы. На представленной картине Данте и Вергилий наблюдают за осужденными на вечные муки.

Эдвард Мунк «Смерть Марата» Мунк, знаменитый благодаря своему «Крику», по праву считается одним из самых известных художников современности. Жан-Поль Марат — историческая личность, в свое время этот человек был одним из зачинщиков Французской революции.

Марат страдал от болезни кожи и нервного расстройства, поэтому подолгу засиживался в ванной, где работал над записями и улаживал некоторые рабочие моменты. Именно там он и был убит приверженкой жирондистов Шарлоттой Корде.

Картина Мунка пропитана особой жестокостью.

Теодор Жерико «Отрубленные головы» Эта картина была нарисована на начальном этапе творчества Теодора Жерико. В ней прослеживается мистический дух романтизма. Кстати говоря, для своих работ художник срисовывал настоящие части тела, найденные в моргах и научных лабораториях.

Маттиас Грюневальд «Искушение святого Антония» Основная тема, которая красной нитью пронизывает творчество художника, — это религиозные сюжеты. Считается, что святого Антония испытывали демоны во время его молитвы в пустыне. Согласно легенде, нечистая сила убила святого в пещере. Позже Антоний воскрес и уничтожил демонов. На полотне изображен святой Антоний, который подвергся атаке демонов.

Караваджо «Юдифь и Олоферн» Эта работа написана по мотивам ветхозаветной книги Юдифи. Олоферн служил полководцем в армии царя Навуходоносора, вторгшейся в Иудею.

Армия царя осадила город Ветилую, в котором жила богобоязненная вдова Юдифь. Облачившись в красивый наряд и взяв с собой служанку,Юдифь отправилась в стан врага, соблазнила Олоферна и отрезала ему голову.

Собственно, эта кровавая сцена и изображена на картине.

Франсиско Гойя «Сатурн, пожирающий своего сына» Как известно из римской мифологии, Сатурн пожирал собственных детей, чтобы никто из них не мог занять его место. Кстати говоря, картина «Сатурн, пожирающий своего сына» не была предназначена для суда общественности — она была изображена на одной из стен дома художника.

Источник: https://mir-prekpasen.ru/blog/43307723420/next

7 «Искушений святого Антония»

«О! велико было искушение. Но как я избавился от него!» — написал Гюстав Флобер в романе «Искушение Святого Антония», основанном на библейской истории.

И не зря этот мастер слова затронул тему искушения, которая зародилась в Средневековье и была столь популярной в искусстве эпохи Ренессанса, а новую жизнь обрела уже в ХХ веке, ведь на протяжении всей истории человечества всем приходилось сталкиваться с искушениями.

Конечно, в основу всех полотен был положен классический библейский сюжет, который красочно повествовал об отшельнической жизни Святого Антония и о его борьбе с соблазнами, которые были своего рода воплощёнными «демонами».

В разное время эти сцены из жизни святого виделись в ином свете, ведь в живописи для художника был важен не только его уникальный стиль, но и дух времени, ментальность народа и культурная среда, в которой было сформировано его мировоззрение.

Но как же отличалось видение искушения как морально-этической категории и объекта для живописи в разные времена?! Из нескончаемого множества полотен на эту тему можно выделить 7 лучших «Искушений Святого Антония», ведь здесь прослеживается и аналогия с семью смертным грехам, которые напрямую созвучны с этим сюжетом.

Прежде всего, стоит начать с эпохи Возрождения, которая подарила нам великих мастеров религиозной живописи. И здесь нельзя обойти вниманием таких титанов искусства, как Микеланджело Буонаротти и Иероним Босх, которые глубоко погрузились в щепетильную тему искушения, что была одной из доминирующих в религиозном искусстве XV-XVI веков.

Но работы этих двоих гениев совершенно отличны друг от друга по духу и стилистике. У Микеланджело картина представляет скорее переход от средневековой живописи к Возрождению, ведь на момент создания работы классические каноны ренессансной живописи ещё не устоялись.

На картине нет ещё глубины и объёма, но сам сюжет довольно реалистично и смело повествует о напряжённой борьбе Антония с внутренними демонами. Кроме того, спорным является и авторство Микеланджело относительно «Мученичества Святого Антония», так как во время написания картины в 1477-1478 гг.

мастер был ещё в совсем юном возрасте, хотя исторические источники и утверждают, что он действительно сделал рисунок с гравюры немецкого художника ХV века Мартина Шонгауэра.

Поистине же выдающейся стала работа зрелого периода творчества Иеронима Босха. Она представляла собой великолепный триптих наполненный детальными живописаниями всех искушений, которые довелось испытать Антонию. Центральная же часть триптиха повествует о победе Святого Антония над монстрами искушений.

В присущей ему смелой манере Босх крайне изобретателен в изображении мук ада и всевозможных греховных наслаждений, которые под кистью художника обретают глубокий мистический подтекст. На левой створке триптиха можно увидеть легион демонов, а на правой святой окружён персонификациями разных искушений.

В итоге же, несмотря на присутствие Дьявола в человеческом мире, Босх всё же изображает торжество Святого Антония над бесами и его вечное спасение.

Пожалуй, предисловием к новому видению жизнеописания Святого Антония стала работа одного из самых дорогостоящих представителей постимпрессионизма Поля Сезанна, который в 1867-1869 гг. создал одну из своих ранних работ – «Искушение Святого Антония».

Конечно же, новое направление в живописи диктовало свои правила, и академизму места уже не было.

На полотне акцент был сделан на обнажённых женских телах, которые и были главным искушением для Антония по замыслу Сезанна, но в то же время существовали как-то отрешённо от главного действующего лица.

Здесь автор, вероятно, и не хотел создавать общей атмосферы напряжения и внутренней борьбы, а всего лишь продемонстрировать пластику женских тел. Таким образом, можно увидеть, что в работе совмещены утрированные черты импрессионизма и фовизма, который на тот момент ещё не вышел на мировую сцену.

Стоит заметить, что одним из первопроходцев в теме искушений в ХХ веке стал польский художник, писатель и философ Станислав Виткевич, который в 1921-1922 гг. возродил вновь к жизни полузабытую библейскую историю, уже находясь в течении экспрессионизма и отчасти сюрреализма. После него к этому источнику для искусства припали и многие творцы.

Пожалуй, одними из наиболее ярких были Макс Эрнст, Айвен Олбрайт и непревзойдённый Сальвадор Дали. Каждый из них в своей уникальной манере обратились к этому многострадальному сюжету.

Так, Макс Эрнст в характерной ему драматической авангардной манере изобразил на полотне жутких монстров с клыками и клешнями заживо поедающими Святого Антония.

Художник, по его собственным словам, стремился передать охватившую его в то момент тревогу, делая отсылки к некоторым мастерам Северного Возрождения.

Менее известной, но не менее впечатляющей является картина «Искушение Святого Антония» (1944-1945), принадлежащая руке Айвена Олбрайта.

Американский художник крайне нетипично, но очень детально описал на полотне все злоключения Святого Антония вполне в духе магического реализма.

Полотно наполнено потусторонним светом и из всех выше упомянутых работ является наиболее реалистичным в своей жуткой наготе.

Кульминацией в живописи, посвящённой мукам Святого Антония, стала работа поистине великого экспериментатора Сальвадора Дали. Картина появилась в 1946 году благодаря конкурсу, который объявил кинопродюсер Альберт Левин. Для его экранизации новеллы Ги де Мопассана «Милый друг» требовался образ искушаемого святого.

В самом конкурсе Дали не победил, а «лавровая ветвь» досталась Максу Эрнсту. Но Дали не был бы собой, если бы не создал нечто невероятное в духе сюрреализма. Он с помощью «Искушения Святого Антония» как бы обозначил символическое единение небесного и земного в своей вселенной.

Воплотил он свою идею в образах слонов с тонкими длинными ногами, стремящихся к небу, и далианских полубредовых фрейдистских персонажах, которые символизировали скорее чувственность и наслаждение, искушая Святого Антония всеми возможными способами.

Это полотно стало для Дали началом эры ядерного мистицизма, когда разум художника всецело занимал синтез науки и религии в контексте живописи.

Так или иначе, эти 7 «искушений» являются лишь малой частицей того множества работ представителей разных эпох, разных стилей, разных стран и разных конфессий, которым эта тема была близка в силу её общечеловеческого значения.

Каждый видел классический сюжет по своему: кто-то обращал внимание на борьбу Святого Антония с искушением чувственностью и женским телом, а кто-то красочно описывал его муки, совершаемые демонами.

Но объединяло их всех то, что на свои полотна они переносили свои собственные страдания и почти суеверный страх за свою судьбу.

Источник: http://styleinsider.com.ua/2016/09/7-iskusheniy-sviatogo-antonia/

Ссылка на основную публикацию