«изгнание из рая», мазаччо, фреска

Изгнание из рая

Друзья, приветствую вас на своём канале, сегодня поговорим о самой фундаментальной легенде, легенде на которой зиждется всё христианское учение – изгнании человека из рая.

Если мы возьмём библию и откроем, в самом начале, то с первых же строк найдём описание создания мира и человека, а затем изгнание человека.

Бытиё повествует нам, что Бог создал весь мир, создал человека, более того, для человека Он создал особый прекрасный сад, а позднее, за нарушение запрета срывать плоды древа познания добра и зла, Господь изгоняет человека из райского сада.

Вот, как это описано в книге «Бытия»:

«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».

Бытие 2:22.

Церковь сделала из этой легенды неверный вывод и сейчас, буквально парой слов, я покажу, где заблудились теологи.

Итак, церковь сделала вывод, что человек наказан Богом за своё непослушание. И вся последующая человеческая жизнь это всего лишь следствие грехопадения.

Однако, если вдуматься, именно этим утверждением, теологи сами того не подозревая возвели невиданную хулу на Бога.

Ну, посудите сами, всемогущий Бог создаёт человека, потом говорит ему: не трогай плоды с этого дерева (разве, Он не может убрать древо сглаз?). Выходит Господь искушает, а когда человек не может устоять, то наказывает.

За что, за то что Сам же создал человека не совершенным?

Отсюда проистекают все основные церковные заблуждения, теологи приписали Богу человеческие свойства, мол, Он испытывал его преданность, Он разгневался, Он наказал…

Подумайте и сами придёте к тому же выводу – Бог не может быть человеком, а значит, не может иметь человеческих амбиций. Либо Бог совершенное существо, либо нет, но тогда это уже не Бог.

Как же правильно понимать легенду об изгнании из рая?

Представьте, на минуту, что Бог это могучий дуб, представили?

А теперь представьте, что люди это жёлуди на том дубе.

Сначала они только-только появляются, и дуб питает их своими соками, но приходит время, и жёлуди созревают (сравните этот момент с вкушением плода познания добра и зла).

Созревшие жёлуди должны отделиться от дуба, чтобы дальше расти самостоятельно (изгнание человека из рая), они больше не могут питаться от прародителя, и вынуждены пасть в землю, чтобы стать самостоятельными дубами.

Переложим этот образ на человека, и нам откроется простая истина:

Человек изгнан от Бога не в наказание, а для своего роста, только так человеческая душа может вырасти, только так можно объяснить: необходимость свободы воли, неизбежность страданий, необратимость смерти.

Таким образом, Бог предстаёт уже не капризным властелином, а мудрым отцом, который ждёт, когда его дети вырастут.

Конечно, не каждый жёлудь прорастёт, не каждый станет могучим дубом, но и человек не каждый унаследует жизнь вечную и не каждый войдёт в царствие небесное.

Полагаю, теперь вы правильно понимаете легенду изгнания человека из рая, потому что это краеугольный камень всего духовного учения, стоит неправильно его уложить (понять) и всё учение не устоит.

На этом лекцию заканчиваю, надеюсь, вам понравился выпуск, оставляйте свои лайки и подписывайтесь на канал. Спасибо.

Источник: http://avtor-vm.ru/izgnanie-iz-raya/

Павел Загребельный — Изгнание из рая

Загребельный Павел

Изгнание из рая

Павел Архипович Загребельный

Изгнание из рая

Роман

Авторизованный перевод с украинского Ивана Карабутенко

Роман известного украинского писателя Павла Загребельного «Изгнание из рая» является продолжением романа «Львиное сердце». В нем показано, как в современной колхозной деревне ведется борьба против бюрократов, формалистов, анонимщиков за утверждение здорового морально нравственного климата.

ПРЕАМБУЛА, ИЛИ ПРЕДИСЛОВИЕ,

КОТОРОЕ МОЖНО И НЕ ЧИТАТЬ

Несколько лет назад (как не соответствует такое спокойное словосочетание спазматическим ритмам времени конца XX века!) автор опубликовал книжечку «Львиное сердце».

Где она теперь? Навеки ли утонула в той древнегреческой реке Лете, название которой странным образом перекликается с нашими словами «пролетать» и «залетать», то есть исчезать в безвестности, — или, быть может, зацепилась за чье-нибудь критическое перо и растекается неуклюжими кляксами в гнетущих перечислениях имен и названий имя же им легион!

А тем временем автор в своем нахаль…

(заменим это слишком категорическое слово более мягким — «дерзости»), так вот в своей дерзости отваживался тешить себя мыслью, будто его книжечка уже зацепилась где-то хотя бы за самый краешек памяти благодарного читателя и еще посылает в миры свои слабые сигналы, как это делают улетающие от нас галактики, которые умерли миллионы лет назад и потому исчезают в безбрежности времени и пространства темные и безнадежные, а их прежнее свечение еще мчится в космосе и ищет теплых прибежищ в холодных полях вечности.

Что касается галактик — это если верить астрономам. А что касается книг? Кто поставит свой высокий авторитет на защиту книги? Кроме того, книга — и миллионолетия? Го-го, коза! Го-го, серая! — как писал сам же автор «Львиного сердца» (кстати, проблема коз в новой книге найдет свое дальнейшее развитие).

Так давайте же мобилизуем все свое добродушие и снисходительно улыбнемся на такую авторскую наивность (и на его нахальство, да, да!).

В особенности если вспомнить, что до сих пор в литературе высочайшие мечтания не достигали дальше тысячелетий или столетий, а ныне, с развитием нашей любимой техники и невероятным распространением книгоиздательского дела, отсчет времени для книг ведется на десятилетия, а то уже и не на летия, а на месяцы или… дни.

И дело не в скоропреходящести и неустойчивости авторских мыслей (если они есть в книге, если есть!), а скорее в качестве бумаги, на которой печатаются книги, а еще: в качественном составе атмосферы, попросту говоря — того воздуха, в котором они должны жить вместе с нами. Люди еще как-то выдерживают. Приспосабливаются.

Адаптируются (слово такое, будто тебя бьют чем-то деревянным по голове, но ты только почесываешься и продолжаешь жить дальше). Хотя человек и развивался вместе с животными, но он оказался намного устойчивее своих диких побратимов.

Может, он и не животное, а что-то загадочное и необъяснимое, как тот домовой, о котором все говорят уже тысячи лет, а видеть никто не видел? Животные не переносят грандиозных достижений цивилизации и безмолвно исчезают (мы вносим их в Красную книгу и очень гордимся своим благородством и благодетельством!), умирают, как те неведомые галактики, мы же упрямо существуем дальше, не имея иного выхода, но и не теряя надежд. Но книги наши, напечатанные на целлюлозной (а не на тряпичной, как когда-то) бумаге, тоже не переносят чрезмерной концентрации промышленных и автомобильных газов в атмосфере и постепенно разрушаются, растворяются и разлагаются, будто неустойчивое химическое соединение. Автор видел в Нью-Йоркской публичной библиотеке книги, напечатанные пятьдесят лет назад. От них остались только обложки. Страницы же напоминали то ли рыбацкие сети, то ли кружева, то ли химерную паутину. Ни слов, ни мыслей, ни идеалов — все сожрала всемогущая научно-техническая революция.

Читайте также:  Московский дворик, василий дмитриевич поленов, 1878

Как бороться с этой новой бедой, какие средства изыскивать?

Во все времена человечество противопоставляло угрозам уничтожения свое бессмертие, вечную жажду жизни, собственное великое право на жизнь, величайшее право, скажем мы сегодня!

У писателя точно так же может быть единственный выход: взамен книги забытой, отживающей, замалчиваемой или просто незамеченной или недооцененной написать книгу новую в надежде на лучшую долю для нее. Так появляется намерение продолжить «Львиное сердце» романом «Изгнание из рая».

Намерение вполне естественное, если вспомнить, что принцип умножения, — или, как говорили древние римляне, мультипликации, — относится, быть может, к главнейшим для рода людского вообще. Плодитесь и размножайтесь.

Кто откажется от этого призыва? В этом легко убедиться, спросив у малышей, как они относятся к мультфильмам.

Книги «Львиное сердце» и «Изгнание из рая» можно бы еще рассматривать как два вагона пассажирского или товарного поезда. Каждый вагон может существовать отдельно, а если его соединить еще с одним вагоном, то это уже поезд. Известно, что с билетами на поезда бывает трудно.

Скажем, кум достал билет в один вагон, а кума — в другой. Вот так и с этими романами. Не все герои протиснулись в «Львиное сердце», кое-кому пришлось ждать нового вагона. Были и пассажиры нежелательные, как это всегда ведется.

Но раз уж проникли в вагон — ничего не поделаешь!

Итак — «Изгнание из рая».

А ПОЧЕМУ ТАКОЕ НАЗВАНИЕ?

Название книг — дело ответственное и опасное. Это не то что имена детей. Там сплошная родительская диктатура, не подлежащая обжалованию. С книгами труднее. Тут название сразу рождает всякие культурно-исторические параллели или просто примитивные намеки.

Поэтому безопаснее называть книги либо просто именами героев (женские ценятся выше, в чем автор убедился на примере «Роксоланы»), или явлениями природы (ветры, дожди, снега, времена года, дни, месяцы), небесными телами (солнце, луна, звезды, созвездия, галактики, туманности, квазары, пульсары, даже черные дыры), пространственно-временными понятиями, а то и просто — лишь бы назвать… А «Изгнание из рая» — что это? Снова Библия, бог, Адам и Ева? Еще одно объяснение древнейшего юридического акта (несправедливого, ох какого же несправедливого!), который применил бог к первым детям своего мира?

Автор предостерегает: объяснений не будет! Хотя можно было бы и объяснить. Ведь у автора есть свой взгляд на то, что произошло когда-то в райских садах. Известно, что там жили первые люди, которых звали Адамом и Евой.

Бог изгнал их оттуда, дескать, за то, что Ева съела какое-то там запретное яблоко, а потом дала его еще и Адаму.

Это напоминает наших скупых и жестоких дядек, стреляющих из двухстволок по детворе, которая хочет полакомиться плодами их садов.

Источник: https://libking.ru/books/sci-/sci-history/60422-pavel-zagrebelnyy-izgnanie-iz-raya.html

Мазаччо ГвидиКартины и биография

Мазаччо Гвиди (Masaccio Guidi) (1401–1428)
Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Собственно, Гвиди Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Guidi Tommaso di Giovanni di Simone Cassai). Родился 21 декабря 1401 в семье нотариуса в местечке Сан Джованни Вальдарно.

Прозвище Мазаччо («Неуклюжий») художник получил за рассеянность и невнимание к событиям в обычной окружающей жизни. Работал (нередко в сотрудничестве с Мазолино де Паникале) во Флоренции, а также в Пизе и Риме.

Один из крупнейших мастеров флорентийской школы, законодатель ренессансных традиций, реформатор живописи эпохи кватроченто, Мазаччо продолжил художественные искания Джотто, придавая изображениям невиданную ранее жизненную убедительность.

Изгнание из Рая, фреска, 1426–1427,Капелла Бранкаччи, собор Санта-Мария

дель Кармине, Флоренция

Святые Иероним и Иоанн Богослов

1428, Национальная галерея, Лондон

Портрет молодого человека, 1425

Национальная галерея, Вашингтон

Наиболее ранние из достоверных работ художника ( полиптих в церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе, 1426, отдельные части Национальная галерея Лондон, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь, и другие собрания) отмечены энергичной светотеневой лепкой, острым ощущением пластической трехмерности фигур, стремлением к монументализированному обобщению форм.

В росписях капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (между 1425 и 1428; среди композиций, бесспорно принадлежащих Мазаччо, – “Изгнание из Рая”, “Чудо со статиром”, “Святые Петр и Иоанн, раздающие милостыню”, “Святой Петр, исцеляющий больных своей тенью”) Мазаччо, помещая фигуры в пространственно развернутой среде, подчеркивая их телесность обобщенной моделировкой и колоритом, решительно порывает со средневековой традицией.

В фреске “Троица” (около 1426–1427, церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция) художник, очевидно под влиянием перспективных штудий Филиппо Брунеллески, создал (впервые в настенной живописи) величественное центрально-перспективное построение.

Изображение коробового свода во фреске даст совершенный образец линейной перспективы, столь увлекавшей флорентийских художников той эпохи.

Мазаччо трактует сцену таким образом, что вес зрительные линии пересекаются в единой точке схода, как если бы мы видели начертанные на гладкой дороге линии сокращающимися по мере их удаления в глубину.

Кассетированный свод, колонны и пилястры отражают оживившийся в то время интерес к классической архитектуре. Рельефно моделированные, весомые фигуры создают такое впечатление реального, физического присутствия в пространстве, какого не знала живопись до Мазаччо.

За свою короткую жизнь этот новатор стал одним из величайших флорентийских мастеров 15 столетия, оказав влияние на последующее развитие искусства. Этот самобытный художник умел передать драматизм действия с помощью мимики и жестов своих персонажей, наделенных большой силой воздействия, и скупыми средствами достигал осязаемого ощущения пластики форм в пространстве.

В августе 1428 года в Риме Мазаччо, едва успев приступить к работе над фреской Голгофа в соборе Сан Клементе, неожиданно скончался (по одной из версий живописец был отравлен). Несмотря на кратковременность жизненного пути и творчества Мазаччо, художник оказал сильнейшее влияние на новое зарождающееся искусство.

Наиболее значительными из сохранившихся работ Мазаччо являются фрески. С искусством Мазаччо на смену средневековым традициям пришли черты новой грандиозной эпохи – Возрождения. Мазаччо порвал с господствовавшими в живописи второй половины 14 столетия тенденциями декоративности и повествовательности.

Он сделал решительный шаг в объединении фигуры и пейзажа, впервые дал воздушную перспективу и линию естественного горизонта. Вместо напыщенной декоративной красочности в картинах и фресках художника появилась сдержанная и гармоничная цветовая гамма.

Суровое и мужественное искусство Мазаччо оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения и, в частности, на творчество Пьеро делла Франческа и Микеланджело. Трагично, что столь блестящий живописец умер, не дожив до тридцати лет.

Источник: http://smallbay.ru/artitaly/masaccio.html

Изгнание Адама и Eвы из рая

Изгнание Адама из рая — самое страшное событие, которое произошло от сотворения мира и многое определило в жизни всего человечества и каждого из нас. В результате этого люди утратили единство с Богом, друг с другом и с остальным миром.

Адам и Ева – первые, сотворенные Богом, люди на земле, являются прародителями всего человеческого рода. Бог создал Адама и Еву для того, чтобы они, и весь их род, т.е. мы с вами жили в раю, познали Господа и могли с Ним общаться. Описание жизни Адама и Евы можно прочесть в первой книге Библии – Бытие – в главах 2 – 4.

Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой и поселил в Эдемском саду (Рае). Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам.

Читайте также:  Скульптура романского стиля

Ева была создана как помощница Адама. Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному».

Создание жены — это один из главных замыслов Бога — обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

Бог наделил Адама свободной волей выбора. Это величайший, но и очень ответственный дар. Как испытание свободного выбора, как утверждение верности Отцу, в Рае росло Древо Познания Добра и Зла.

Бог разрешил Адаму есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Конечно же и оно тоже было предназначено для человека, но Господь предрек и указал, что о добре и зле еще не пришло время знать юному Адаму.

Он еще не окреп, не усовершенствовался, и поэтому, если вкусит от этого древа, то умрет.

Неизвестно, как долго Адам и Ева жили в Эдемском саду (согласно Книге Юбилеев, Адам и Ева прожили в Эдемском саду 7 лет) и находились в состоянии чистоты и невинности.

Искушение

Сатана хотел погубить Адама и Еву. В облике змея, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», дьявол уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла.

Ева отказывается, ссылаясь на Бога, который запретил им есть с этого дерева и обещал смерть всякому, кто вкусит этот плод. Змей искушает Еву, обещая, что, вкусив плод, люди не умрут, но станут Богами, знающими Добро и Зло: «если вкусите от этого древа, то будете как боги. Сразу!».

А у Адама, действительно, была эта цель — быть как Бог. Он и создан был по образу и подобию Божию и, совершенствуясь, шел именно в этом направлении.

Известно, что Адам и Ева поддались дьявольскому искушению и совершили первый грех — они ослушались Бога, даже не догадываясь о том, к каким последствиям это приведет.

История грехопадения

Сначала Ева, а потом Адам, увлеченный своей женой, нарушили Заповедь Божию и вкусили от плода Дерева Познания Добра и Зла.

Следует отметить, что нарушение Заповеди Божией было лишь предложено Адаму и Еве, но не навязано. Причиной грехпадения Адама и Евы была их свободная воля.

Они участвовали в своем падении по доброй воле, ибо вне свободной воли — нет греха и нет зла. Дьявол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему.

Отведав запретное лакомство, Адам и Ева проявили непослушание, то есть противопоставили данную им свободную волю воле Божией.

Когда первые люди согрешили, им стало стыдно и страшно. Вместо того чтобы получить совершенство, равное Божиему, как они того хотели, получилось наоборот: разум их помрачился, совесть стала мучить, и они лишились душевного спокойствия.

Грех настолько изменил людей, что когда они услышали голос Бога в раю, то в страхе и стыде спрятались между деревьями, уже сразу забыв, что от вездесущего и всеведущего Бога нигде и ничего скрыть нельзя.

Так всякий грех удаляет людей от Бога.

Но Бог, по милосердию Своему, стал призывать их к покаянию, то есть чтобы люди поняли свой грех, признались в нем перед Господом и попросили прощения. Однако Адам и Ева не раскаялись, а начали перелагать вину друг на друга: Адам — на жену, а жена — на змея.

Страшное наказание постигло Адама и Еву вслед за грехопадением. Впустив грех в свою душу через непослушание и противостояние воле Божией, Адам и Ева «умерли», как и предупреждал их Господь.

Сначала умерли духовно для жизни вечной, как умирает любой человек, предавшийся греху, а потом и «физически». Стоит сказать, что сама природа человеческая изменилась – грех стал паразитировать на ней – появились болезни, вместо благодати человек стал испытывать страдания.

В результате грехопадения человек утратил абсолютную праведность и бессмертие. Первородный грех Адам передал всем своим потомкам – всему человечеству.

Грехопадение Адама и Евы судьбоносно для всего человечества. Падением был нарушен Богочеловеческий порядок жизни, люди пожелали стать Богами, минуя Бога.

Последствия греха Адама и Евы сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу — на всех нас. Вот почему мы рождаемся уже грешными и подлежим всем последствиям греха: скорбям, болезням и смерти.

Чему учит рассказ о запретном плоде?

  • Послушанию. Нужно стараться строить жизнь по законам Божьим, ибо даны они неспроста. Когда порой мы думаем, что нарушение того или иного запрета ничего страшного не несёт, мы сами препятствуем своему возвращению в райский сад.
  • Доверию к Богу и его руководству нашей судьбой. Даже изгнание из Эдема может обернуться на пользу. Возможно, тёмная полоса, через которую вы проходите, послана, чтобы помочь вам скорее увидеть свет?
  • Противостоянию искушениям. Очень актуальная тема в пост! Причём понимать её можно и в узком смысле, проведя аналогию между запретным плодом и скоромной едой, так и в широком, видя в этом образе грех в целом. Чтобы не повторить ошибку прародителей и дотянуться-таки до рая, придётся научиться противостоять соблазну. И пост – лучшее время для тренировки.

За грехопадением Адама и Евы последовало наказание: женщина была обречена рожать в муках и подчиняться мужчине, а мужчина — трудиться в поте лица.

Кроме того, Бог дает обетование о пришествии Спасителя, Который родится от Девы, победит диавола и спасет людей, но для этого Сам должен будет пострадать: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; Семя жены сотрет тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту».

Т.к. как люди стали грешными, то не могли уже больше жить в раю, и Господь изгнал Адама и Еву из Эдемского сада. Чтобы человек не смог вернуться и вкусить снова плодов с Дерева жизни, у входа в Рай был поставлен херувим с пылающим мечом.

Согласно Библии, Адам прожил 930 лет. По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию — на Голгофе.

О судьбе Евы неизвестно, однако в апокрифическом «Житии Адама и Евы» сказано, что Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать детям своим высечь на камне историю жизни первых людей.

***

Библейское предание об изгнании Адама и Евы означает, что человек по своей воле отдалился от Бога, и человечество утратило рай — единство с Богом. Люди неминуемо должны были погибнуть. Но Бог не захотел допустить, чтобы созданный им человек действительно был создан напрасно и избрал другой путь для людей.

Как любящий родитель не отвернётся от нарушившего его запрет ребенка, так и Бог не оставил своё творение. Да, Бог изгоняет людей из рая.

Читайте также:  «поклонение волхвов», якопо бассано — описание картины

Но на самом деле, этим изгнанием Господь дает шанс, Он хочет спасти человека от вечной смерти: «Я не хочу, чтобы погибло Мое создание, но Я хочу, чтобы оно спаслось и пришло к познанию истины, потому что приходящего ко Мне Я не изгоню.»

Изгнание Адама и Евы было вынужденной мерой, необходимой для их спасения. Следуя по сложному пути самосовершенствования, набивая на нём себе синяки и шишки, человечество учится противостоять злу и тем спасается от смерти, вновь обретая жизнь вечную.

А через много лет Сам Бог сошёл на землю в облике своего Сына, чтобы облегчить нам этот путь!

Снова, как и много веков назад, Господь Бог Христос, отворяет двери Своего Царства всем, кто идет с Ним, и кто хочет потрудиться, чтобы его жизнь не была существованием, а превратилась в паломничество к небесному раю.

Перед началом Великого поста Церковь вспоминает плач Адамов, который понял, что он лишился своей самой великой мечты – быть похожим на Бога.

Этот плач относится к каждому из нас – а не изгонят ли меня, за то, что я сделал в жизни, из Рая?

Для этого мы и вступаем в пост, чтобы приложить максимум сил для спасения души, чтобы вырваться из греха и научиться жить просто – жить любя, а не ненавидя.

Возможно, в этот пост мы изменимся и станем наконец-то настоящими христианами по смыслу, а не по названию, и поймем жизнь, увидев ее другими глазами.

Источник: http://www.hram-troicy.prihod.ru

Просмотрено (263) раз

Источник: http://vichuga-voskr.cerkov.ru/2018/02/18/izgnanie-adama-i-evy-iz-raya/

Адамово изгнание из Рая: потерянная вечность — Православный журнал «Фома»

Накануне Великого поста, в Прощеное воскресенье, Церковь вспоминает, как Адам и Ева нарушили Божью заповедь и были изгнаны из Рая. Церковь как будто ставит нас перед дверьми Рая и напоминает нам о цели нашего пути. Что потеряли люди, лишившись Эдема? О своем восприятии этого ключевого момента человеческой истории рассказал “Фоме” писатель Евгений Водолазкин.

Время – приглашение к смерти

Стремление к Раю, в моем представлении, определяет жизнь всякого человека, который внимательно относится к своему существованию. Рай – это удивительное понятие. Вероятно, это то, что не имеет ни места, ни, тем более, времени.

Один из героев моего романа говорит: «Мне кажется, что Рай – это отсутствие времени». Почему? Потому что время – это приглашение к смерти. Если есть время, значит, есть смерть.

В Раю есть условные дни творения, когда был создан мир, были созданы Адам и Ева, но это райское время, которое и не время вообще.

Человек в каком-то смысле повторяет в своей отдельной маленькой жизни жизнь всего человечества. Райское время для каждого человека – это детство, время, когда душа еще почти безгрешна, время счастья. Недаром до семи лет дети даже причащаются без исповеди.

Потом человек взрослеет, и в его жизни возникает грехопадение – в самом разном виде. В определенном возрасте человек становится взрослым плотью, и перед ним возникают все взрослые проблемы. И именно в этот момент он всерьез сталкивается со смертью. В детском состоянии мы знаем о существовании смерти, но не относим ее к себе. Мы как бы делаем для себя исключение.

А вот в юности, когда приходит понимание, что мы абсолютно такие же кандидаты на смерть, как и все остальные, мы впервые открываем для себя смерть – и ужасаемся. Я вот в свое время ужаснулся не тому, что меня не будет, а тому, что, если есть смерть, если человек умирает раз и навсегда, без воскресения, – тогда все бессмысленно.

И эта мысль перевернула меня и очень многое определила в моей жизни.

Время первых людей

Материал по теме

Почему за грех Адама и Евы расплачиваемся мы

Почему так получилось? Потому что человек был задуман как постоянно пребывающий с Богом и в Боге. Это не какой-то дополнительный бонус к нашему существованию, а самая главная его основа, фундамент. С Богом человек — бессмертный царь вселенной. Без Бога — смертное существо, слепое орудие дьявола.

Время не всегда было одинаковым. Каково было время людей, которые только что потеряли вечность? Каково было время Адама? Из Книги Бытия мы узнаем, что Адам прожил 930 лет, Мафусаил еще больше – 962 года, потом количество лет ветхозаветных праотцев понемногу уменьшалось. О чем это говорит? О том, что вечность еще какое-то время сопротивлялась времени.

И время отдельного человека – оно тоже не равноценно. Время ребенка почти бесконечно, его почти нет. Насколько оно длительно и тягуче, и насколько незаметно его течение! Но чем взрослее человек, тем быстрее его время. Вот я сейчас достиг достаточно зрелого возраста и ощущаю, насколько быстро все стало вращаться.

Это то, о чем говорил Окуджава: «Чем дольше живем мы, тем годы короче». Время – совершенно относительное явление не только из-за различий в восприятии в разные годы жизни: оно зависит от того, кто его наблюдает. Средневековый человек жил в среднем меньше, чем нынешние люди. Но жизнь его была в каком-то смысле дольше.

Потому что она своей частью пребывала в вечности. Это время было разомкнуто, у него, кроме горизонтального движения – от начала к концу, был вертикальный вектор, соотнесенность с вечностью. И эта соотнесенность малую жизнь средневекового человека делала большой. У наших современников этого вертикального вектора зачастую нет.

И поэтому большое количество прожитых лет словно слипается, и жизнь кажется маленькой. Особенно, если к ней относиться неосмысленно.

Наиболее трудные фрагменты текстов я пишу в Великий пост

Материал по теме

Евангелие Прощеного воскресенья

Не будь лицемером, не печалься, помни о том, что должен делать по отношению к Богу, радуйся этим дням, расцветай на пути к Пасхе. Но самое важное – начни этот путь с самого главного – с прощения.

Осознавая разрыв с Творцом, человек стремится преодолеть последствия грехопадения. В этом отношении все равны. Все грешат – короли и нищие, поэты и бухгалтеры. И у всех один путь спасения.

Но для себя я осознал, что писателю или, к примеру, актеру иногда особенно тяжело достигать духовного равновесия. Актер, когда играет злодея, проникается своей ролью, и это сильно травмирует его в духовном отношении. С писателем происходит то же – он ведь играет за всех, за хороших и за плохих.

И чтобы грех описать убедительно, ему надо пройти этот грех – по крайней мере, мысленно. Ему надо погрузиться в пучину, в которую в другом состоянии он бы не погрузился. Неслучайно иногда писателям приписывают те грехи, которые они описывают, хотя ничего подобного в их жизни и не было.

Получается такое духовное испытание – довольно опасное, поскольку очень легко остаться там, куда ты нырнул всего на несколько минут.

Мой опыт складывается так, что наиболее трудные фрагменты текстов – духовно трудные, психологически трудные – я пишу в Великий пост.

Подготовила Алла Митрофанова

На заставке: Джованни ди Паоло. Изгнание из рая (фрагмент)

Источник: https://foma.ru/adamovo-izgnanie-iz-raya-poteryannaya-vechnost.html

Ссылка на основную публикацию