Картина «пир валтасара», суриков, 1874

«Пир Валтасара»

Длинные узкие коридоры Академии, такие темные в эти ноябрьские дни, освещались только пламенем печей, отапливающих классы.

Топок было много, но, несмотря на то что все они были раскрыты, в коридорах стоял леденящий холод.

Когда студенты в перерыв между занятиями выходили в коридор покурить и поспорить, неровное пламя топок озаряло их возбужденные лица, а черные тени от их фигур плясали и корчились на соседней стене, словно черти в аду.

В этот раз шумно обсуждалась статья в журнале «Всемирная иллюстрация» с откликами на очередную выставку ученических работ.

— Вы только послушайте, господа, что про него пишут! — кричал молодой художник в косоворотке, присев на корточки перед печью и ероша свои густые рыжие волосы. — Оказывается, он «герой нынешнего академического года, в смысле научной и практической подготовки могучего самостоятельного творчества»! Каково! Вот так Суриков!..

— Нет, нет, ты читай дальше! — перебил его другой студент, торопливо пробегая строчки журнала. — Ты читай вот это! — Он ткнул в страницу своей раскуренной трубкой.

— «…Простота концепций, — подхватил рыжий с энтузиазмом, — и сила типов, прекрасная кисть, ум, просвечивающий в общем и деталях, дают право видеть в нем надежду, не обманчивую на талант, способный принести честь народному искусству». Так и сказано — народному искусству!

Но тут резко задребезжал колокольчик, оповещавший о конце перемены, и взбудораженную толпу мигом разметало по классам.

Вся Академия была растревожена в этот день страницами журнала, выдвинувшего на первое место молодого сибиряка Сурикова.

«…Талант этот особенно ярко дает себя чувствовать в эскизе «Пир Валтасара». Не много таких страниц видели академические выставки и не между ученическими попытками создавать свое…»

Недовольно морщась, читали эти строки властители Академии, ежась от неприятного холодка, хотя в профессорских квартирах было достаточно тепло.

Это был успех! Две картины на выставке 1874 года принесли Сурикову первый успех, которого он не то чтоб ждал, но предчувствовал его и, может быть, потому не придавал ему большого значения.

На конкурс была дана полубиблейская, полуисторическая тема: «Пир Валтасара». Валтасар, последний царь Вавилона, во время пира в своем богатейшем дворце видит, как чья-то рука выводит на стене огненную надпись: «Мене, текел, фарес».

Не поняв знамения, Валтасар призывает пророка Даниила, чтобы тот растолковал ему таинственные письмена. А надпись эта предрекала скорую гибель Вавилона, и строчки означали: «Отмерено, взвешено, разделено». Пророчество сбылось: в ту же ночь Валтасар был убит персами, и Вавилон пал.

Сурикова больше занимали исторические подробности темы, чем философские и библейские толкования. Он чувствовал, что можно интересно скомпоновать эту фантастическую сцену.

Занимался изучением исторических деталей, рылся в архивах, искал типы людей того времени на старинных гравюрах библейского содержания, изучал архитектуру, одежду, украшения и наконец принялся за работу.

Картина удалась. Небольшое по размеру полотно обладало драматизмом и значительностью крупного произведения… Сюжет, облеченный в художественную форму, был шире библейской притчи.

Суриков поставил пророка Даниила в глубину и в тень. Не Даниил был центральной фигурой картины и не Валтасар, который в противоположном углу увяз где-то в нагромождении дворцовых украшений, среди ослепительной роскоши. Центральными фигурами были люди, окружавшие царя, — народ, мечущийся между царем и пророком. Народ, который понимал, что приходит конец царству.

Гроза. Молния, раскалывающая тучи над дворцом. Рабыни, заламывающие руки в отчаянии и страхе. Невольники упавшие в смятении на колени. Музыканты, только что услаждавшие слух своего повелителя сладчайшей музыкой, оборвали звон струн. Все сдвинулось. Что-то взметнулось к небу, кто-то повергнут ниц…

Преподаватели Академии, как истые чиновники, осуждали столь вольную трактовку библейского нравоучения. Их пугала смелость решений, неистовство и темперамент художника, настойчиво пронизывающие небольшой кусок холста. А зрителю, ежегодно посещавшему выставки молодых, нравился Суриков, искавший нехоженых путей. Возле этой маленькой, но сильной картины толпился народ.

Вторая картина Сурикова — более спокойная и обычная композиция — «Милосердный самарянин» не пугала профессоров, она получила малую золотую медаль. Это притча о том, как некто был ограблен в пути разбойниками.

Священник прошел мимо пострадавшего, а проезжий самарянин (человек, исповедовавший сектантское учение самарян) остановился, перевязал ему раны и отвез его на своем осле в гостиницу.

Знойный колорит пустыни, выразительные движения и лица, полная равнодушия уходящая вдаль фигура священника в тусклой желтоватой дымке очень понравились Петру Ивановичу Кузнецову.

Он был в восторге от новой работы своего подопечного, и Вася подарил ему эту картину, радуясь тому, что может хоть чем-нибудь отблагодарить Кузнецова за все его заботы и затраты. До конца жизни Кузнецова эта картина украшала его собрание. Но настоящий успех имел все же «Пир Валтасара». Эта маленькая картина выходила за рамки дозволенного и обусловленного духом Академии. Эта вещь возбуждала ум, пленяла глаз, будила воображение. Она обещала новые порывы и новое слово, никем еще не сказанное.

А Василий писал своим:

«20 декабря 1874

Здравствуйте, милые мама и Саша!

Пишу вам, что получил золотую медаль за картину, о которой писалось в некоторых газетах. Если хочешь, Саша, то прочти статью обо мне в «Всемирной иллюстрации», 14 ноября, № 307. Там скоро напечатают мой эскиз «Пир Валтасара». Я уже рисую его для печати.

Потом вместе с медалью я получил диплом в окончании курса наук. Так что теперь я имею уже чин губернского секретаря. Потеха, да и только, как подумаешь о чине! Теперь он мне вовсе не нужен.

На будущий год буду работать на большую золотую медаль — и конечно, это уже последняя медаль.

Время я провожу весело. Поработаешь, погуляешь, иногда в театр сходишь. Квартирку я занимаю очень хорошенькую, окнами на улицу. Одним словом, живу очень хорошо. Не нуждаюсь. Чтобы успокоить тебя, мама, скажу, что у ценя очень хорошая скунсовая шубка и зимняя теплая шапка.

Так что твой старший сын франт. Я забочусь об вас с Сашей, есть ли у вас теплая обувь и зимнее пальто! Покуда не получу побольше денег за картину в «Иллюстрации», посылаю вам на расходы пятнадцать рублей. Потом Пришлю еще. Обо мне, бога ради, не беспокойтесь.

Я живу хорошо…

О себе больше писать ничего не нахожу. Целую вас тысячу раз.

В. Суриков».

Итак, Академия закончена! В ящике стола, в папке, хранится аттестат. На хрустящей гербовой бумаге с водными знаками и императорским двуглавым орлом напечатано:

АТТЕСТАТ

Дан сей ученику Императорской Академии Художеств по живописи, Василию Сурикову в удостоверение оказанных им успехов на выпускном испытании из наук:

Истории церковной — отличные.

Истории всеобщей — очень хорошие.

Истории русской — очень хорошие.

Истории изящных искусств и археологии — очень хорошие.

Механики и математики — хорошие.

Физики — отличные.

Химии — хорошие.

Русской словесности и эстетики — очень хорошие.

Перспективы и теории теней — хорошие.

Строительного искусства, строительного законоведения, архитектуры — отличные.

Анатомии — хорошие.

Товарищ президента (подпись)

Конференц-секретарь (подпись).

Теперь осталась еще одна серьезная работа на большую золотую медаль и на звание классного художника первой степени. А вместе со званием лучшим ученикам давалась заграничная командировка.

Источник: http://mirror2.ru.indbooks.in/?p=265751

Последний пир Валтасара

Древний Вавилон казался могучим и несокрушимым государством, но и его величие закатилось под звон бокалов «Валтосарова пира».

Что же привело великое государство к краху? Все началось еще при царе Вавилонии Навуходоносоре Втором, вступившем на престол в 605 году до нашей эры. В результате трех военных походов в Иудею он пленил сотни тысяч евреев в основном это были молодые мужчины и женщины и превратил их в рабов на семьдесят долгих лет.

Подобные деяние не могли не вызвать лютую ненависть еврейского народа к Вавилонянам и они даже объявили царя Вавилонии «Тенью антихриста», поскольку вавилоняне поклонялись не Богу, а золотому истукану.

Еврейский пророк Даниил попавший в рабство вместе с другими плененными евреями заявил однажды, что ему было видение и в нем было сказано, что «Вавилонскую блудницу» очень скоро ожидает погибель.

Историческая справка: Язык древнего Вавилона

Языком на котором разговаривали древние жители Вавилона был шумерский, он же древний аккадский или ассиро-вавилонский. Все эти языки были основаны на одном основном языке древней Месопотамии — аккадском.

Но с исчезновением цивилизаций использовавших этот язык, он постепенно превратился в «мертвый язык», но благодаря тому, что древние оставили множество глиняных клинописных табличек, ученым удалось оживить этот язык и сейчас он изучен настолько, что некоторые музыканты даже исполняют на нем древние песни.

Это потрясающе! «Мертвый язык» можно услышать в живую. Питер Прингл музыкант из Канады исполняет на этом языке, древнейшее литературно-музыкальное произведение шумеров — «Эпос о Гильгамеше«.

Вавилоняне же в ответ только смеялись над подобными предсказаниями и им казалочь, что Великий Вавилон никогда не падет, но вскоре Навуходоносор Второй скончался.

Это произошло в 562 году до нашей эры и на престол взошел его единственный сын Евилмеродах (Авель-Мардук), который вскоре был убит в результате дворцового переворота устроенного дочерью Навуходоносора и на престол взошел ее муж Ниглисар.

Но наслаждаться полученной властью узурпаторам удалось совсем не долго, вскоре к границам Вавилона подступили войска персов и началась жестокая война в результате которой в одной из битв Ниглисар был убит в бою.

«Пир Валтасара», Джексон, Питер (1922-2003)

Престол занял его сын Лабаши-Мардук, но и он пробыл у власти недолго, поскольку был свергнут и убит в тот же год, когда стал царем.

Эта череда смертей правителей Вавилона, сопровождаемая нескончаемым потоком заговоров и усугубленная идущей войной с персами ослабила некогда великую страну.

Последним царем занявшим трон Вавилона стал Набонид. Стоит отметить, что царица Никотрис не отказалась от своих планов на власть и не стала утруждать себя трауром по погибшему мужу и сыну, и сумела обольстить нового царя выйдя за него замуж в том же году.

В этом новом браке она родила мужу сына, которому дали имя Валтасар (Бел-сар-усур).

Историческая справка. История Валтасара в мировой литературе.

В мировой литературе историю Валтасара не обошли стороной и в 16 веке Г.

Сакс опубликовал свою комедию «Комедия о Данииле», а в 17 веке писатель Кальдерон представил публике свой труд «Мистический и подлинный Вавилон».

Кроме того известны такие литературные произведения, как «Валтасар» — оратория Генделя опубликованная в 1744 году и «Пир Валтасара» — оратория Уильяма Уолтона вышедшая в 1931 году.

Читайте также:  Описание картины «богатыри. (три богатыря)» васнецова, история картины

В 550 году до нашей эры царь Набонид объявил Валтасара «сопровителем» и поставил его командовать армией. Помимо этого в ведении Валтасара оказались дела по сбору налогов и вопросы связанные с религией (почитанием богов).

В 539 году до н.э персидский царь Кир Второй начал последнее и самое решительное наступление на Вавилон. Царь Набонид знал о начале наступления заранее и казалось бы успел подготовить свою армию к предстоящему вторжению, но он не учел одного — предательства.

Как только персидская армия вторглась на территорию Вавилона, на сторону захватчиков перешли высокопоставленные наместники царя Набонида, управлявшие провинцией Гутиум. Управлял этой провинцией наместник Угбару, который не только встретил персов с распростертыми объятиями, но и возглавил армию персов идущую на захват столицы Вавилона.

Пир Валтасара. Художник Рембрандт ван Рейн. 1635—1638 гг.

Армия Вавилона возглавляемая царем Набонидом выступила навстречу персам и состоялось грандиозное сражение двух армий в котором войска вавилонян были разбиты, а царь Набонид с позором бежал.

Оставалась одна не поверженная цитадель — столица Вавилон, оборону которой после бегства царя возглавил «соправитель» Валтасар. По сути с этого момента он являлся настоящим царем Вавилона.

Когда персидская армия подошла к стенам Вавилона, Валтасар вывел свою армию им навстречу, но в результате скоротечного сражения им не удалось победить персов и остатки войска отошли в город за крепостные стены.

Картина «Пир Валтасара», Суриков, 1874

Персы взяли город в осаду, но Вавилон был готов к такому развитию событий и заранее были запасены значительные запасы провизии, которые позволили бы выдержать даже многолетнюю осаду.

Но было у хорошо укрепленного Вавилона одно уязвимое место — река протекавшая через него и питавшая его жителей пресной водой. Персидский царь Кир разделил свое войско. Одну часть он направил к тому месту где из-под крепостных стен выходило русло реки, а со второй частью своей армии он прорыл отводной канал и отвел русло реки в расположенное рядом с городом озеро.

Русло реки проходившее через город обмелело. Вторая часть персидского войска ждала этого момента и по пересохшему руслу реки вошла в город под крепостными стенами.

«Пир Валтасара», Джон Мартин (Martin, John) 1820 г.

Историческая справка. Выражение «Валтасаров пир»

История царя Вавилона — Валтасара оставила свой след в истории человеческой цивилизации и существует даже выражение «Валтасаров пир», оно употребляется и в наши дни. Оно означает — безбожие, распущенность, вакханалию устроенные в самое неподходящее для этого время. Это выражение похоже на аналогичное по смыслу определение «Пир во время чумы».

Казалось бы защитники города должны были видеть эти приготовления врага, но о том, что персы отвели русло реки вавилоняне не знали до последнего. даже когда персы уже вошли в город и окраины его были заняты ими в центре Вавилона никто не догадывался об этом.

Дело в том, что в этот день в городе был большой праздник и все его жители пировали, танцевали и веселились не подозревая о том, что город уже захвачен персами.

Вавилон уже пал, но его правитель и защитник Валтасар еще не догадывался об этом и пировал в своем дворце.

Тысячи придворных, наложниц, жен вельмож и их мужья, командующие армией и другие приближенные царя участвовали в этом празднестве. Вино лилось рекой.

В какой-то момент царь Валтасар охмелев от возлияний, приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые когда-то были захвачены вавилонянами в Иерусалиме.

Историческая справка. «Валтасаров пир» в поэзии.

Освещая зал высокий, Мрамор розовых колон, Фимиам из чаш глубоких, Золотой в сапфирах трон. На диванах возлегают, Гости с кубков пьют до дна, Кушают и созерцают, Обнажённые тела.

Здесь красавицы танцуют, И движенья живота, Разжигают страсть такую, Что гостям не до вина. Царь на троне восседает, Не внимая никому,

Опахалами мелькают, Угождают все ему. Вот четыре музыканта, Вместе звуки издают, В разноцветных шароварах,

Песни юноши поют. Чернокожие рабыни, Блюда на главах несут, У царя тарелка стынет, До еды ли в недосуг? Нет, ничем не угодят, Безутешен их владыка, Слуги с трепетом глядят.

Стало на один миг тихо, Грянул гром вдруг с потолка, Гости разбежались, Чертит огненно рука: «Мэнэ, тэкел, фарес!».

Строки из поэмы «Хадисса», поэта Михаила Шифмана

Как только он произнес свой приказ, в воздухе появились кисти человеческих рук, которые написали на стене загадочные слова: Мене, текел, перес (meneh, tekel, upharsin). В переводе означает: Исчислено, взвешено, поделено.

Это чудо наблюдали все присутствующие и происходящее вызвало благоговейный ужас даже у царя. Валтасар воскликнул, — Кто прочтет и объяснит начертанное, того осыплю золотом и будет он третьим властителем царства моего!». Но ни вельможи, ни царские мудрецы не смогли дать объяснения и тогда мать Валтасара, царица Нитокрис предложила обратиться за разъяснениями к пророку Даниилу.

Даниил согласился и объяснил, что кисти рук, которые начертали надпись, это руки самого Бога и означает это следующее: Царство твое бог взвесил на весах и нашел его очень легким, посему царство твое будет разделено и отдано мидянам и персам.

Историческая справка. «Пир Валтасара» в кино.

Кадр из фильма «Нетерпимость». Эпизод «Падение Вавилона»

Кинематограф так же не обошел стороной это историческое событие и еще в 1916 году в эпоху немого кино, вышел фильм, который можно по масштабу съемок сравнить с такими современными блокбастерами, как «Звездные войны».

«Нетерпимость» — фильм вышедший на экраны в 1916, сыграл большую роль в развитии всего мирового кинематографа. Ее и сейчас считают шедевром эпохи немого кино. Фильм шел три с половиной часа и состоял из 4 эпизодов: «Мать и закон», «Жизнь и страдания Христа», «Варфоломеевская ночь» и «Падение Вавилона».

Только вдумайтесь — на съемки эпизода в котором показывался пир Волтасара, было потрачено 650 тысяч долларов! Было задействовано 16000 статистов, а за наряд царицы заплатили 7 тысяч долларов и еще тысячу за ее мантию.

Исторические костюмы взятые на прокат, обошлись создателям картины еще в 360 тысяч и 300 тысяч ушло на строительство декораций. Всего было потрачено два с половиной миллиона долларов, что по тем временам было очень огромной суммой.

Режиссер Дэвид Гриффит применил новые методы съемки, на площадке работало сразу несколько камер, ведущих съемку с разных направлений и высоты, одна из камер была установлена на воздушном шаре.

Той же ночью халдейский царь Валтасар был убит. Так и пал Вавилон. Впрочем если учесть дошедшие до наших времен клинописные таблички, то можно понять, что участь его была предрешена заранее.

Лишь царь Валтасар и отряд верных ему воинов пытался защищать город, а когда персы уже проникли за его стены, только он со своими воинами заперся в дворцовой крепости Бит-Саггу, что бы держать здесь последнюю оборону.

Купцы же и вельможи, и большая часть городского гарнизона просто сдались врагу или более того, приветствовали занятие им города. На трон взошел предатель Укбару, а вскоре вся Вавилония вошла в состав Персидской державы.

Источник: earth-chronicles.ru

Источник: https://moodysgartner.net/poslednii-pir-valtasara/

Пир Валтасара

Живопись русских художников Картина Василия Ивановича Сурикова «Пир Валтасара». Холст, масло, размер 81 × 140 см.

В библейских текстах Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение великого Вавилона. Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь Валтасар и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни.

По случаю одного незначительного праздника в самый напряженный момент осады Вавилона беспечный царь Валтасар устроил грандиозный пир, на который приглашены были тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим, и дорогие сосуды из Иерусалимского храма.

В самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать на камнях стены огненные слова.

Книга пророка Даниила (Даниил, V, 1–30)
Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино.

Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его.

Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных.

В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое.

Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить, и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве.

Тогда отвечал Даниил, и сказал царю: дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему. Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу.

Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал.

Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.

Читайте также:  Картина "жизнь", пабло пикассо, 1903

Увидев ее, «царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабели, и колена его от ужаса стали биться одно об другое». Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись.

Тогда, по совету царицы, позвали престарелого пророка Даниила, который не раз, еще при Навуходоносоре, проявлял необыкновенную мудрость, и он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: «Мене, текел, упарсин».

Это означало: «Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел – ты взвешен и найден очень легким; упарсин – разделено царство твое и отдано мидянам и персам». «В ту же самую ночь, – продолжает библейское повествование, – Валтасар, царь халдейский, был убит» (Даниил, V, 30).
Далее →

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/surikov_pir_valtasara.html

Описание картины Василия Сурикова «Пир Валтасара»

Василий Суриков родился в 1848 году в Красноярске в семье потомственных донских казаков, которые пришли вместе с Ермаком еще в XVI веке при покорении Сибири.

Талант к живописи проявился у него довольно рано, но из-за ранней смерти отца средств на достойное образование у семьи не было. Лишь случай помог Сурикову когда енисейский губернатор Замятин увидел его рисунки, нашел мецената И.П.

Кузнецова, который оплатил его обучение в академии, и в возрасте 21 года Василий Суриков становится студентом в Санкт-Петербурге.

Его монументальные полотна, благодаря которым Суриков снискал себе славу и известность, выполнены с глубоким композиционным, цветовым и пластическим подходом.

Большинство картин – «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком» – наполнены большим количеством различных персонажей, каждый из которых проработан со своим характером, моментом эмоций, с тщательным подбором цветовых решений.

И хотя многие его современники часто критиковали Сурикова за такую «мешанину» лиц и тел, сравнивали его картины с «парчовым ковром», это стало отличительной особенностью полотен, его особой энергией и ценным историческим и художественным достоянием российской культуры.

Картина «Пир Валтасара» также выполнена в излюбленной манере художника – кульминации значимого события истории.

Валтасар, унаследовав после смерти отца правление Вавилоном, устраивает грандиозный пир, на котором в вине и пороке утопает огромное количество гостей, слуг, наложниц, жрецов и рабов.

Когда приглашенным не стало хватать посуды, Валтасар распорядился принести золотые ритуальные кубки, награбленные еще при разрушении Иерусалимского храма.

Но лишь новый повелитель мира прикоснулся к кубку, небо задрожало от грозных раскатов грома, молния осветила бесчинствующую толпу, а на стене появилась светящаяся зашифрованная надпись.

Предчувствуя беду, Валтасар ищет того, кто мог бы прочитать роковое послание, и к нему приводят пророка Даниила.

На картине запечатлен момент, когда Даниил переводит царю таинственную надпись, которая предрекает скорую гибель осквернителю святынь, указывая на горящие знаки, а вокруг обезумевшего от страха Валтасара в ужасе и панике корчатся многочисленные … гости и слуги.

Богатые яркие дорогие одежды, украшенные драгоценностями, золотая посуда, светильники, мебель – сколь жалкими они выглядят под огнем божественного гнева.

Красные плащи, красные ковры, разлитое красное вино на переднем плане картины – все это видится предвестником скорого кровопролития, ведь празднующему царю было не до охраны города, к стенам которого подобрались персидские войска.

Вавилонские жрецы еще простирают к языческим идолам руки и мольбы о защите, но исход грандиозного и трагического пиршества совершенно ясен – осквернителям не избежать небесной кары.

Источник: http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-vasiliya-surikova-pir-valtasara/

Религиозные сюжеты в творчестве В.И. Сурикова. Репродукции

Искушение Христа. Василий Иванович Суриков. 1872 г. Бумага на картоне, уголь, белила. 68 x 50 см Академическая программа. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде. Василий Иванович Суриков. 1872 г. Холст, масло. 89 x 71 см. Академическая композиция. Государственный Русский музей, С.-Петербург В 1873 году Суриков получил за эту композицию премию в 25 рублей.

Богач и Лазарь. Василий Иванович Суриков. 1873 г. Академическая композиция.  Санкт-Петербург. Государственный Русский музей В 1873 году Суриков получил за эту работу премию в 75 рублей.

Милосердный самаритянин. Василий Иванович Суриков (1848-1916). 1874 г. 140×210. Художественный музей имени В. И.

Сурикова, Красноярск 4 ноября 1874 года за картину «Милосердный самаритянин» Суриков получил малую золотую медаль.

Картина экспонировалась на академической выставке того же года; была подарена Суриковым П. И. Кузнецову, меценаиу, который оплатил обучение автора в Академии художеств.

Пир Валтасара. Василий Иванович Суриков. 1874 г. Холст, масло, 81х140. Академический эскиз.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Пир Валтасара. Суриков В. И. 1874 г. Холст, масло, 81х140. Государственный Русский музей

4 марта 1874 года Суриков получил денежную премию (100 рублей) за эскиз «Пир Валтасара». Рисунок Сурикова с эскиза «Пир Валтасара» был гравирован на дереве К.

Крыжановскнм и помещен в журнале «Всемирная иллюстрация», 1875, № 339, с. 8-9. Пояснение к репродукции заканчивалось словами: «…

от молодого таланта, умеющего заключать так много смысла и идей в рамку срочного эскиза, вправе ожидать мы многого в будущем».

Нерукотворный образ («Посол Авгаря, князя Эдесского к Иисусу Христу»). В. Суриков. 1872 г. Холст, масло. 54 x 86 см Академический эскиз. Государственный Русский музей, С.-Петербург 28 октября 1872 года Суриков получил премию в 25 рублей за эскиз «Посол Авгаря, князя Эдесского к Иисусу Христу». По этому эскизу им была написана картина того же названия.

Изгнание торгующих из храма. В. Суриков. 1873  г. Холст, масло. 78 x 118 см Академическая композиция. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей В 1873 году Суриков получил за эту работу премию в 50 рублей.

И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. Евангелие от Матфея

Борьба добрых духов со злыми. Суриков Василий Иванович. 1875 г. Бумага, уголь, сангина. Академическая программа. Государственный Русский музей, С.-Петербург 21 февраля 1875 г. за этот эскиз Суриков был удостоен премии в 100 рублей

Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста. Суриков Василий Иванович. 1875 г. Холст, масло. 142 x 218,5.

Государственная Третьяковская галерея Программная работа была выполнена на большую золотую медаль. Конкурировали В.И. Суриков, Н.П.Загорский, И.Н.Творожников и Н.К.

Бодаревский, но никому из конкурентов большая золотая медаль присуждена не была.

Апостол Павел перед судом иудейского царя Агриппы и римского проконсула Феста. Литография с картины В.И. Сурикова. 1876. Бумага. Размер: 29 х 49 см. Паспарту: 36,4 х 60 см.

Санкт-Петербург, Типография А. М. Котомина и Ко. 

***

По окончании Академии художеств Сурикову было поручено написать на хорах строящегося в Москве Храма Христа Спасителя четыре больших фрески (402×363) на темы Первого, Второго, Третьего и Четвертого Вселенских соборов.

Для предварительной работы над эскизами Сурикову, по его просьбе, была предоставлена мастерская в Академии художеств.

Работа протекала под контролем специальной комиссии, что препятствовало осуществлению первоначальных замыслов художника, ограничивало его творческие возможности, вынуждало идти на уступки официальным требованиям. Работы по росписи храма Христа Спасителя Суриков закончил летом 1878 г.

Одна из этих фресок, изображающая Четвертый Вселенский собор, была сохранена после разборки храма, и передана в Музей истории религии и атеизма Академии наук СССР (сейчас Государственный музей истории религии), располагавшийся тогда в Казанском соборе в Ленинграде.

Четыре первоначальных эскиза — 1, 2, 3, 4-й Вселенские соборы (30х32), подписанные Суриковым, исполнены маслом в 1876-77 году, ныне хранятся в Государственном Русском музее, вариант эскиза к 1-му Вселенскому собору — в Государственной Третьяковской галерее.

Кроме того, есть сведения, что помимо эскизов маслом Суриков подготовил «картоны» — большие эскизы, исполненные карандашом (впоследствии с них писались картины на стене храма). Для их изготовления Академией Сурикову была предоставлена мастерская 16 марта 1877 года.

Они хранились в семье художника. Возможно, в настоящее время находятся в частных коллекциях.

Первый Вселенский Собор. Василий Иванович Суриков. 1876 г. Холст на картоне, масло, 33,9 х 32,3. Эскиз росписи в верхней части стены на хорах храма Христа Спасителя в Москве. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Первый Вселенский Никейский Собор. Василий Иванович Суриков. 1876-77 г. Бумага на картоне, масло, 47 х 35.

Эскиз к росписи Храма Христа Спасителя Государственная Третьяковская галерея, Москва

Второй Вселенский Константинопольский Собор. Василий Иванович Суриков. 1876 г.

Холст на картоне, масло, 30,5 х 32 см Эскиз росписи в нижней части северной стены га хорах храма Христа Спасителя в Москве Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Третий Вселенский Эфесский Собор. Василий Иванович Суриков. 1876 г. Холст на картоне, масло, 33,6 х 32,2. Эскиз росписи в верхней части южной стены на хорах храма Христа Спасителя в Москве Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Четвертый Вселенский Халкидонский Собор. Василий Иванович Суриков. 1876 г. Холст на картоне, масло. 30 x 32 см. Эскиз росписи в нижней части южной стены на хорах храма Христа Спасителя в Москве

Читайте также:  Мадонна с младенцем, ангелами и пророком (мадонна с длинной шеей), пармиджанино

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Четвёртый Вселенский Халкидонский собор. В.И. Суриков. 1877 г. Фреска.

Государственный музей истории религии

Второй Вселенский Константинопольский Собор. В.И. Суриков. 1876-1878-е годы. Бумага, итальянский и графитный карандаши, 134х109 см. Эскиз росписи для Храма Христа Спасителя в Москве Частная коллекция

Четвёртый Вселенский Халкидонский Собор. Суриков Василий Иванович (1848-1916). 1876-1878-е годы. Бумага, итальянский и графитный карандаши, 140х110 см. Эскиз росписи для Храма Христа Спасителя в Москве На обороте присутствуют номера, свидетельствующие об экспонировании произведений на юбилейных выставках В.И.

Сурикова в залах ГТГ в 1937 и 1948 годах.

Вслед за эскизами маслом (в связи с требованиями Комиссии по строительству храма), Суриков подготовил так называемые «картоны» — большие эскизы, исполненные карандашом (впоследствии с них писались картины на стене). Все четыре «картона» к четырем Вселенским Соборам работы В.И.

Сурикова находились в своё время в собрании семьи художника. Они были представлены в экспозициях юбилейных выставок В.И. Сурикова в 1937 и 1948 годах в залах ГТГ (вошли в каталоги выставок).

Неоспоримым доказательством экспонирования на этих выставках данных эскизов служат номера, проставленные на оборотах этих рисунков: 02987 и 028495 (Второй Вселенский Собор), 02986 и 028496 (Четвертый Вселенский Собор). Данные номера полностью соответствуют документации Отдела учета ГТГ.

В период работы выставки 1937 года работы были сфотографированы. Ныне фотографии хранятся в Отделе Фотодокументов ГТГ. Данные фотографии эскизов росписи воспроизведены в монографии: В.С. Кеменов. «В.И. Суриков. Историческая живопись 1870-1890-х годов». М., 1987, стр.85 и стр.89.

На основании полной идентичности рисунков с указанными фотографиями, можно с уверенностью утверждать, что представленные произведения – этюды, исполненные В.И. Суриковым для росписи в Храме Христа Спасителя. Антикварные сезоны

Богословский диспут на одном из семи Вселенских соборов. Суриков Василий Иванович (1848 — 1916). 1899 г. Бумага, графитный карандаш, гуашь. 32 x 44 см

Частное собрание

***

Исцеление слепорожденного Иисусом Христом. Василий Суриков. 1888-1893 гг. Холст, масло. 162х107. Музей Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Сергиев Посад Московской области (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии). Дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I 1956 г. Подпись с датой справа внизу.

Начатая Суриковым в 1888 году работа над картиной «Исцеление слепого Иисусом Христом», в период душевного смятения, упоминается им впервые в письмах 1892-1893 годов. В дальнейшем, отвечая В. А.

Никольскому на вопрос, где эта картина находится, коротко сообщает: «Она у меня» (No211).

Можно предполагать, что произведение, которое оставалось у художника до конца жизни, имело для него особый смысл, поскольку создание его было связано с глубоко личными тяжелыми переживаниями после смерти жены. 

Благовещение. Василий Суриков. 1914 г. Холст, масло. 160 x 206.

Художественный музей имени В. И. Сурикова, Красноярск

Для «Благовещения» Сурикову позировал Н. С. Ченцов. Василий Иванович писал его руки. Суриков так трактовал «Благовещение»: «В протянутых руках Гавриила должна быть земная страсть, хотя он и архангел. Не надо забывать, что мужем Марии был старец, а у нее все же родился сын» (Г.А. Ченцова).

Выставленная в 1915 году на ХII выставке Союза русских художников картина не вызвала восторга критиков и коллег.

По версии искусствоведов, причина в том, что Суриков к тому времени был признанным мастером исторических полотен.

Художник-реалист обошелся без привычных для изображения Благовещения деталей — лилии, веретена и Библии в руках Девы Марии. Радость встречи и величие момента подчеркнуто теплом золотого сияния.

Мария. Суриков В.И. 1914 г. Холст, масло. 89х50,5. Этюд к картине «Благовещение».

Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова

Голова Марии. В.И. Суриков. Этюд к картине «Благовещение».1914 г. Холст, масло.

Музей-усадьба. В.И. Сурикова в Красноярске

В собрании Музея-усадьбы представлены этюды к большинству знаменитых полотен Сурикова. Один из них — «Голова Марии» к картине «Благовещение», последней большой картине Василия Ивановича, законченной в 1914 году.

Этот этюд был подарен музею правнуком Сурикова Н.С. Михалковым в 150-ю годовщину со дня рождения Василия Ивановича, и на сегодняшний день является последним живописным произведением художника, поступившим в фонды.

Голова Марии.

Василий Иванович Суриков. 1913-1914 гг.

Этюд к картине «Благовещение» (1914)

Гравюра на стали с картины В.Л. Боровиковского «Благовещение» была издана в сер. XIX века, напр., в альбоме Н. Кукольника «Картины русской живописи» 1846 г., М.О. Вольфа, 1862 г.

Благовещение (с гравюры с картины В. Л. Боровиковского). В.И. Суриков. 1866 г. Бумага, акварель.

Музей-усадьба В.И. Сурикова в Красноярске

Важным этапом в постижении Суриковым техники рисунка было копирование работ известных художников. Учитель Василия Ивановича Н.В. Гребнев приносил ему гравюры с классических произведений для копирования. Процесс этот развивал в нем творческое начало. Одной из нескольких копированных работ в собрании нашего музея является акварель «Благовещенье». Очень миниатюрная и тонкая по своей технике.

Каждую линию и складку художник прописывает с большой любовью и старанием. Образ для акварели позаимствован у Владимира Лукича Боровиковского, но краски Суриков добавляет «от себя». И только приехав в столицу, художник «познакомился» с первоисточником: «Я по приезде в Петербург сейчас же пошел в Казанский собор – Боровиковского посмотреть, ведь похожи краски у меня — угадал».

Ещё по теме:

Источник: http://ros-vos.net/christian-culture/7/surikov/2

Свет миру в полотнах Василия Сурикова / Православие.Ru

В.И. Суриков. Благовещение (1914)    

Широкому кругу любителей искусства Василий Иванович Суриков, чье 170-летие со дня рождения мы вспоминали 24 января, известен прежде всего как автор масштабных эпических полотен на темы русской истории.

Его картины «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» покоряют широтой охвата. В них исторические типы, колорит и атмосфера эпохи воссозданы так достоверно, как если бы автор был сам очевидцем изображаемых событий.

Менее известны картины Сурикова на библейские сюжеты.

Автопортрет (1879)Василий Иванович родился в Красноярске в казацкой семье. Его одаренность проявилась очень рано. Во время обучения в Красноярском уездном училище на Сурикова обратил внимание учитель рисования Гребнев – первый наставник будущего художника.

Суриков рано лишился отца и, чтобы поддержать семью, устроился на службу канцелярским писарем. «Иногда приходилось, – вспоминал он позднее, – расписывать пасхальные яйца по три рубля за сотню».

И однажды начинающий художник написал на заказ икону «Богородичные праздники».

Позднее, уже учась в Петербургской академии художеств, куда он поступил в 1869 году, Суриков исполнил ряд картин на сюжеты как Ветхого, так и Нового Заветов. В этих произведениях, созданных в основном в соответствии с академическими канонами, уже видна рука мастера в разработке колорита, композиции и психологии характеров.

По ним можно проследить, как выкристаллизовывался суриковский стиль. Герои этих полотен показаны в окружении народа. Но это отнюдь не безликая толпа – каждый наделен яркой индивидуальностью. Таковы «Пир Валтасара» (1874), «Изгнание Христом торгующих из храма» (1873) и «Нерукотворный образ» (1872).

В картине «Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде» (1872) весь интерьер комнаты, где происходит библейская сцена, убран кроваво-красным. Алая расцветка преобладает и в нарядах обеих женщин. Иродиада со злорадством взирает на отрубленную голову Предтечи.

В ее выпученных глазах и открывающей зубы ухмылке есть что-то патологическое – в то время как Саломея опускает глаза, словно не в силах выдержать этот сатанинский взгляд.

Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вероники и проконсула Феста (1875)    

Совершенно иначе звучит полотно «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вероники и проконсула Феста» (1875), ставшее подлинной вершиной раннего творчества художника.

В строгом соответствии с текстом Деяний святых Апостолов художник запечатлел римского гражданина Павла в тот момент, когда тот, простерши руку, стал говорить в свою защиту (Деян. 26, 1). В его лице и осанке чувствуется мудрость, уверенность и решительность великого проповедника и столпа Церкви.

В то время, как лицо Феста выражает смешанное с сомнением уважение, Вероника словно зачарована проповедью Павла, а Агриппа так захвачен ею, что в волнении подался вперед. На заднем плане в некотором затемнении показаны тысяченачальники и знатнейшие граждане – язычники и иудеи.

Тщательно выписав не столь много фигур, художник мастерски создает впечатление большой массы людей, наблюдающих за этой сценой.

За эту картину Суриков в 1875 году удостоился звания классного художника первой степени. Полотно стало последней его работой за время учебы в академии.

Через полгода художник получил возможность поехать за границу, однако предпочел остаться в России, чтобы расписывать только что возведенный Храм Христа Спасителя.

В 1877 году Василий Иванович окончательно переехал в Москву и в течение последующих двух лет выполнил в новом кафедральном соборном храме Церкви Русской фрески на темы четырех Вселенских соборов. Больше Суриков никогда на заказ не работал.

Исцеление слепорожденного Иисусом Христом (1888)    

К христианским сюжетам он вновь обращается в 1888 году. Тогда им была создана картина «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом». Написанию этого полотна предшествовала тяжелая личная драма: умерла горячо любимая жена художника Елизавета Августовна Шаре.

Мастер так тяжело переживал потерю, что в течение года не брал кисть в руки. Картина «Исцеление слепорожденного» стала символом личного исцеления Сурикова и его духовного возрождения. Лицо Христа спокойно – почти бесстрастно, как иконописный лик. В этом спокойствии чувствуется уверенность «власть имеющего».

Показанный в затемненном пространстве, Он – образ света: И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 5). Справа за плечом Христа – ангельский лик, в котором угадываются черты лица почившей жены. Из-за левого плеча выглядывают недоверчивые свидетели чуда.

А на самого слепорожденного направлен мощный поток света – символ исцеляющей благодати: Доколе Я в мире, Я – свет миру (Ин. 9, 5).

Последней крупной работой Сурикова стало «Благовещение» (1914). Здесь златозарный свет заполняет почти все пространство полотна. Он концентрируется в виде нимбов вокруг глав архангела, возвещающего о будущем рождении Сына Божия с жестом ликования, и Пречистой Девы, исполненной смирения и детской веры. Это свет, окончательно побеждающий тьму!

Источник: http://www.pravoslavie.ru/110495.html

Ссылка на основную публикацию