Картина «самсон и далила», рубенс, 1609

Картина Самсон и Далила (картина Рубенса)

Кто автор: Питер Пауль Рубенс

Как называется картина: Самсон и Далила

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1609
  • Холст, масло.
  • 185 на 205 см.
  • Национальная галерея

Описание картины «Самсон и Далила (картина Рубенса)»

«Самсо́н и Дали́ла» — картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса, написанная около 1609 года.

На картине запечатлён библейский эпизод, в каком Самсон засыпает на руках у Далилы. Подвиги Самсона описаны в библейской Книжке Арбитров (гл. 13-16). Он происходил из колена Дана, более страдавшего от порабощения филистимлян.

Самсон вырос посреди рабского унижения собственного народа и решил отомстить поработителям, чего и достигнул, совершив огромное количество избиений филистимлян. Будучи посвящёным Богу в качестве назорея, он носил длинноватые волосы, служившие источником его необыкновенного могущества.

Самсон поддался страсти к каверзной филистимлянке Далиле (в российской традиции Далида), обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. После трёх неудачных попыток ей удалось выяснить секрет его силы. «И усыпила его на коленях собственных, и призвала человека, и повелела ему подстричь семь кос головы его.

И начал он слабеть, и отступила от него сила его.» (Трибунал. 16:19) Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу.

Рубенс употребляет библейских героев как исторических персонажей, не придавая им религиозного смысла. Основная сцена картины состоит из четырёх ярко освещённых лиц. Мускулистый Самсон заснул на коленях у Далилы, которая глядит, как пришедший филистимлянин обрезает ему волосы — источник силы Самсона.

Четвёртое действующее лицо — старуха-сводница, отсутствующая в библейском тексте. Рубенс перенёс место деяния в бордель. Красноватое платьице Далилы символизирует страсть и следующие кровавые действия. Кроме изображения основного эпизода, Рубенс намекает на то, что должно произойти с Самсоном далее.

Так, в дверцах видны бойцы с орудиями для ослепления.

В нише на заднем плане видна скульптура римской богини любви Венеры с Купидоном, наклон головы которой повторяет позу Далилы.

Сусанна и старцы, 1608

Лот с семьёй покидает Содом, 1615

Давид отрубает голову Голиафу, 1616

Бегство Лота, 1622

Встреча Иакова и Исава, 1624

Авраам и Мельхиседек, 1625

Поклонение волхвов, 1634

Вирсавия у фонтана, 1635

Источники

Patrick de Rynck How to Read a Painting — Decoding, Understanding And Enjoying The Old Masters. — Thames & Hudson, 2004. — С. 234—235. — ISBN 978-0-500-51200-5.

Сусанна и старцы, 1608

Лот с семьёй покидает Содом, 1615

Давид отрубает голову Голиафу, 1616

Бегство Лота, 1622

Встреча Иакова и Исава, 1624

Авраам и Мельхиседек, 1625

Поклонение волхвов, 1634

Вирсавия у фонтана, 1635

Источник: http://peresvetovgallery.ru/kartiny/kartina-samson-i-dalila-kartina-rubensa.html

Картина «Самсон и Далила»

Анализ и описание работы Рубенса на популярный в живописи барокко сюжет.

Питер Пауль Рубенс — чрезвычайно важная для стиля барокко фигура. Художник создал «Самсона и Далилу» после восьмилетнего отъезда в Италию. Работа была заказана Алдерманом  Николасом Рококсом (1560–1640) для частной резиденции.

Самсон и Далила Рубенса

Библейская история

Согласно Ветхому Завету Библии, Самсон — сын Манои — был избран Богом, чтобы помочь израильтянам одолеть своих врагов — филистимлян. В обмен на принятие обета не бриться и не стричься (обет назорейства), Самсон получил сверхъестественную физическую силу, которую он охотно использовал в своих приключениях.

К сожалению, герой влюбляется в соблазнительницу Далилу, в долине Сорек. Когда филистимляне прознали об этом, они подкупили женщину за 1100 шейкелей серебра, дабы та разузнала секрет силы Самсона.

В конце концов, она выясняет, что его мощь исчезнет, если отрубить волосы. Однажды ночью, пока Самсон спал, Далила требует сбрить его волосы слугу, после чего филистимляне ворвались и одолели мужчину.

Позже, Самсон, чьи волосы отросли, обрушил свою жестокую месть на похитителей.

Эта история легла в основу большого числа религиозных картин, созданных в эпоху барокко. Свое виденье истории было у Рембрандт (Картинная галлерея в Берлине). Гуэрчино (Музей искусств де Страсбург).

Анализ картины

Фрагмент полотна

В этом шедевре библейского искусства Рубенс показывает спальню Самсона, который лежит в объятьях возлюбленной Далилы. На заднем плане филистимлянские солдаты ждут момента, чтобы наброситься на ослабленную жертву.

Рубенс использует различную символику, чтобы выделить обман Далилы. Например, руки парикмахера скрещены — это символизирует ложь. Позади, на стене, расположена статуя Венеры, богини любви, со своим сыном (Купидоном).

Это намек на то, что именно любовь стала причиной поражения Самсона.

 Стоящая за спиной Далилы старая женщина, держащая свечу, не упоминается в Библии, добавлена Рубенсом, вероятно, как символ того, что в будущем ждет предательницу.

Персей и Андромеда. Рубенс.

На первый взгляд сцена выглядит довольно спокойной, но на самом деле полна напряжения. Особое внимание стоит уделить положению руки женщина на спине еврейского героя. Это может интерпретироваться как любящий жест, но Далила лишь успокаивает Самсона, дабы тот не пробудился и не убил возлюбленную за измену.

Мастерское использование светотени, на что, вероятно, повлияли работы Караваджо, подчеркивает великолепное телосложение героя. Итальянское влияние проявляется также в выборе цвета. Чувственность сцены усиливается благодаря ярким краскам и текстуре. В частности пестрому красному платью Далилы, узорным коврам и драпировки ткани, свисающей с потолка.

Семь деяний Милосердия, фрагмент, Караваджо. Самсон с челюстью осла.

Авторство

Ранее картина приписывалась голландскому художнику Герриту ван Хонтхорсту, работавшему в Риме в начале 17-го века. Недавний дендрохронологический анализ подтвердил авторство Рубенса.

Источник: https://artrue.ru/style/barocco/rubens/kartina-samson-i-dalila.html

Антонис ван Дейк Самсон и Далила: Описание произведения

Двадцатилетний Ван Дейк написал свою версию библейского сюжета о Самсоне и Далиле, когда работал в мастерской Рубенса.Противостояние израильского вождя Самсона с племенем филистиямлян описывается в ветхозаветной Книге Судей. Самсон обладал огромной силой и был непобедим до тех пор, пока не влюбился в филистимлянку Далилу.

По поручению правителей своего народа, Далила выведала у Самсона, что его сила заключена в его волосах, которые не обрезались с рождения. После любовных утех женщина позвала к уснувшему на её коленях Самсону цирюльника. Волосы были острижены, Самсон лишился силы, был схвачен филистимлянами, брошен в тюрьму и ослеплён.

Конечно, в том, как Ван Дейк трактует эту библейскую сцену, еще несомненно влияние его учителя – Питера Пауля Рубенса. На десяток лет раньше Рубенс написал своих «Самсона и Далилу» (1609), и Ван Дейк явно находится под впечатлением от этой картины. В частности, он заимствует у Рубенса одного из персонажей – старуху. В библейском тексте она не упомянута.

Скорее всего, именно Рубенс придумал это новое действующее лицо – старуху-сводницу, которая устроила встречу Самсона и филистимлянской продажной красавицы Далилы.

Разрабатывая систему персонажей, Ван Дейк предпринимает и следующий шаг: старуха у него изображена в паре с другой женщиной, гораздо моложе. Вместе они, молодая и старая, глядят с выражением ужаса на то, что вот-вот должно произойти.

Интересно, что этот приём, нащупанный в «Самсоне и Далиле» – парное изображение, в котором герои даются в контрастном противопоставлении – впоследствии станет у Ван Дейка одним из любимых.

Он часто будет работать в жанре парного портрета, противопоставляя его героев, по колориту и по темпераменту (смотри, например, «Автопортрет вместе с сэром Эндимионом Портером» или представленный в Пушкинском музее «Портрет леди д`Обиньи и графини Портленд»).

Помимо рубенсовского, в картине Ван Дейка также наличествует влияние Караваджо.

Оно проявляется и в присущей искусству барокко контрастной светотени, и в энергичной, почти караваджиевской жестикуляции персонажей, а также в том, что принято несколько саркастически называть «эстетика грязных пяток».

Именно эту шокирующая деталь заимствуется Ван Дейком у Караваджо, картины которого он наверняка мог видеть в личной коллекции Рубенса.

«Самсон и Далила» Ван Дейка изображает тот момент, когда коварная полуобнажённая Далила посылает брадобрею предостерегающий жест рукой, чтобы он ненароком не разбудил только-только уснувшего после любовных упражнений героя. На дальнем плане, за колонной стоят стражники, готовые схватить Самсона, как только он лишится своей баснословной силы.

Между 1628 и 1632 годами (т.е. еще десятилетие спустя) Ван Дейк вновь вернётся к этому библейскому сюжету в картине «Взятие Самсона под стражу». Она куда более драматична, чем та, которую мы рассматривали, поскольку изображает следующий момент в этой истории: Самсон проснулся и испытывает ужас и разочарование от осознания того, что только что был предан той, кого любил.

Источник: https://artchive.ru/artists/378~Antonis_van_Dejk/works/265274~Samson_i_Dalila

Картина Самсон И Далила

Поспорили на тридцать рубашек и тридцать смен одежды. 13-16). lajla, ночь) лисицы, поджигающие хлебные поля, – дни летней засухи и т. д. В агаде имя С. этимологизируется как солнечный, что толкуется как свидетельство его близости к богу, который есть солнце и щит (Пс. Абрахам Кёйленборг родился в 1619 году в Утрехте.

Читайте также:  Музей истории города барселоны, испания

Мильтон сделал из него трагического героя. А родители невесты, видимо, не имели ничего против. Сила возвратилась к нему перед смертью в награду за смирение: будучи судьёй израилевым, он ни разу не возгордился и не превознёсся ни над кем (Сота 10а).

Она принялась выспрашивать, Самсон несколько раз обманывал ее, но наконец сдался и сказал правду: «Бритва не касалась головы моей ибо я назарей Божий от чрева матери моей если же остричь меня, то отступит от меня сила моя я сделаюсь слаб и буду как прочие люди».

Филистимлянка увлекает героя на ложе и, пока он спит, срезает его волосы. Она жила одиноко и Самсон стал приходить к ней как любовник.

Сын Маноя из колена Данова из города Цора. Действие третье Картина первая. Собирается гроза. Потеря чудесной силы (или гибель) в результате женского коварства также характерна для ряда эпических героев. Встревоженный шумом, появляется верховный жрец Дагона.

Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле (в русской традиции Далида), обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. Что коварная Далила была женой Самсона.

Заковав обессилевшего богатыря в цепи, враги выкололи ему глаза и посадили в темницу. Тюрьма в Газе. Лишь один раз она навестила бывшего любовника в темнице и горькими речами, рыдая у него на плече, просила Самсона простить ее.

Подвиги Самсона описаны в библейской Книге Судей (гл.

Часто он вступал в бой с филистимлянами и не давал им, прибывшим с далекого острова Крит и господствовавшим на его родной земле в течение сорока лет, продолжать вторжение на юг и захватывать все новые и новые иудейские земли.

На картине запечатлён библейский эпизод, в котором Самсон засыпает на руках у Далилы. Перед красотой и умом девушки герой не сумел устоять и провел в ее обществе вечер. В гневе Самсон убивает Абимелеха, сопровождавшие его воины в панике бегут.

Те в полночь вломились в дом блудницы, но Самсон с легкостью разорвал веревки и расправился с врагами.

Появляется верховный жрец. Самсон родился в семье израильского судьи Маноя и его красавицы жены. 13-16). 13-16). Один из ветхозаветных судей.

И начал он ослабевать и отступила от него сила его» (Суд. 16:19) Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу. Так, в дверях видны солдаты с орудиями для ослепления. Она восхищается мужеством Самсона и поет обольстительную арию о весне. Наконец, пришел первый день свадьбы, которую положено было праздновать семь дней.

Описание картины Питера Рубенса «Самсон и Далила»

Красное платье Далилы символизирует страсть и последующие кровавые события. Он уже отчаялся, когда ему явился Ангел Господень и предрек, что пожилая жена Моноя забеременеет и родит великого героя: «И он начнет спасение Израиля от руки филистимлян». Богиня Диана стала его «идеей фикс».

Четвёртое действующее лицо— старуха-сводница, отсутствующая в библейском тексте. Будучи посвящен Богу в качестве назорея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества.

Иудеи сомневаются в успехе сопротивления, но страстный призыв Самсона убеждает их. Праотец Иаков, предрекая будущее колена Данова словами: Дан будет судить народ свой.

Подвиги Самсона описаны в библейской Книге Судей (гл.

Видимо, не слишком-то симпатичен ей был Самсон. Так, в дверях видны солдаты с орудиями для ослепления. По ее зову воины врываются в дом и хватают Самсона.

Далила согласилась. Он поведал ей ответ на загадку, а она рассказала наутро гостям Филистимляне выиграли спор. Среди произведений художественной литературы наиболее значительна драматическая поэма Дж. Филистимляне празднуют победу.

Помимо изображения основного эпизода, Рубенс намекает на то, что должно произойти с Самсоном дальше. Далила (или Далида) — женщина-филистимлянка, обольстившая и предавшая Самсона. «И усыпила его на коленях своих и призвала человека и велела ему остричь семь кос головы его.

Описание картины «Самсон и Далила»

Представители старой солярно- метеорологической школы видели в С. олицетворение солнца, на что, по их мнению, указывает имя С. (солнечный) волосы С.

будто бы символизируют солнечные лучи, срезаемые ночной тьмой (Далила рассматривается как олицетворение ночи, её имя частью учёных производится от евр. Влюбленный мужчина поверил коварной предательнице.

Приходит смущенный Самсон. В гневе и отчаянии герой взывает к Богу и умоляет вернуть ему силу.

После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы. Филистимляне в ужасе бежали прочь, а Далила поклялась любовнику в своей невиновности. С. просит отрока-поводыря подвести его к центральным столбам храма, чтобы опереться на них.

Картина Абрахама Кёйленборха «Самсон и Далила» написана на библейский сюжет о том, как великий герой древнего Израиля Самсон имя которого означает «сильный» стал жертвой любви к женщине., – он чувствует, что сила отступила от него. 49, 16-17) имел в виду времена судьи С.

А он подобен змею: оба живут одиноко, у обоих вся сила в голове, оба мстительны, оба, умирая, убивают врагов (Берешит рабба 98, 18-19). Когда Самсон заснул, коварная женщина остригла ему волосы. Далила ожидает Самсона, но мысли ее полны не любви, а мести.

В завершение церемонии Самсон должен преклонить колени перед статуей Дагона. 83, 12). Три раза Самсон обманывал ее, но потом, раздраженный ворчанием Далилы, открыл правду: «Если же остричь меня, то отступит от меня сила моя».

Наконец, вожди филистимлян подкупили Далилу, любовницу Самсона, чтобы она выведала секрет его необычайной силы. Все основные события жизни С. отразил в своём творчестве Рембрандт (С. Ортодоксальный иудаизм назарейства не признавал и считал ересью.

Подвиги Самсона описаны в библейской Книге Судей.

После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы. Они обращаются к Богу с молитвой: уже давно их народ томится в рабстве у филистимлян. Действие второе Долина Сорек в Палестине. Когда на С.

сходил дух господень, он обретал такую силу, что, поднимая две горы, высекал из них огонь, как из кремней делая один шаг, преодолевал расстояние между двумя городами (Вайикра рабба 8, 2). Рождение С.

, которому суждено спасать Израиля от руки филистимлян (13, 5), Маною и его жене, долго бывшим бездетными, предрекает ангел. Ночь.

задаёт загадку на пиру, С. и Далила, Ослепление С. и др. ). (Быт. Он проявился больше как безрассудный авантюрист огромной физической силы и женолюб, легко уступавший женской лести.

какой момент легенды запечатлен на картине Монтеньи Самсон и Далила, на что сосредотачивает нас автор и почему

Существует следующая легенда о рождении мальчика. Узнав об этом, филистимляне предложили Далиле: «Уговори Самсона и выведай, в чем великая сила его и как нам одолеть его, чтобы связать его и усмирить его а мы дадим тебе за это каждый тысячу сто сиклей серебра». Погиб под руинами и Самсон.

Так, в дверях видны солдаты с орудиями для ослепления. Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле (в русской традиции Далида), обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. Он также является прототипом Храбрости, чей атрибут – сломанная колонна.

Читайте также:  Скульптуры сальвадора дали: фото, описание

Рубенс использует библейских героев как исторических персонажей, не придавая им религиозного смысла. Израильский силач всегда слыл ходоком по женщинам, но в этот раз словно потерял разум. И начал он ослабевать и отступила от него сила его» (Суд.

Подвиги Самсона описаны в библейской Книге Судей (гл. Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле (в русской традиции Далида), обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. Чтобы насладиться унижением С.

, филистимляне приводят его на праздник в храм Дагона и заставляют забавлять собравшихся. По ночам Далила осуществляет всё это, но С., просыпаясь, с лёгкостью разрывает любые путы (16, 6-13). При этом им руководит тайное желание найти случай отомстить филистимлянам (14, 3-4).

В плену волосы Самсона снова отрасли.

Описание картины Антониса ван Дейка «Самсон и Далила»

6, 1-5). Родился Шарль в 1835 году в Париже, умер в 1921-м в Алжире. Рубенс перенёс место действия в бордель. На картине запечатлён библейский эпизод, в котором Самсон засыпает на КОЛЕНЯХ у Далилы. Этим С. (как Исаак, Самуил и др.

) избирается на служение богу от чрева матери, причём даётся повеление – подготовить ребёнка к пожизненному назорейству (обет, состоявший в соблюдении ритуальной чистоты и в воздержании от вина для всецелого посвящения себя богу внешний признак назорея – длинные волосы, которые запрещено стричь, – Чис.

Его отец Моной успел состариться, но так и не дождался рождения сына. Это даёт ему повод на брачном пиру задать тридцати филистимлянам – брачным друзьям – неразрешимую загадку: Из ядущего вышло ядомое и из сильного вышло сладкое (14, 14). Затем ангел возносится на небо в пламени сжигаемой Маноем жертвы (13, 20-21). Средневековая Церковь считала его одним из прообразов Христа.

И одной из самых тиражируемых в изобразительном искусстве. Он происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян.

ниже) от французского композитора Шарля-Камиля Сен-Санса (Charles-Camille Saint-Saens), повествующая о предательстве Далилы. Рубенс перенёс место действия в бордель. Она выдала филистимлянам секрет его богатырской силы.

Однажды Самсон оказался во вражеском городе Газа, где повстречал хитрую и коварную Далилу.

Начали готовить свадьбу. Три дня они мучились над загадкой. Самсон одним движением своротил опору и храм рухнул. Из храма выходит жрица Далила, окруженная девушками. Она – в волосах Самсона.

Репродукция картины Самсон и Далила

Он происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. С. прощались все грехи за то, что он никогда не произносил имя божие всуе но открыв Далиле, что он назорей, С. тотчас был наказан: ему вменились все прежние грехи – и он, который следовал влечению очей своих (любодействовал), был ослеплён.

Рубенс перенёс место действия в бордель. Вдохновленный работами учителя, Абрахам пересказывал те же мифологические сюжеты изображая их на фоне пейзажей и гротов.

Самсон — герой из Ветхого Завета известный своими подвигами в борьбе с филистимлянами (древний народ, населявший береговую часть Израиля — ныне территорию от Тель-Авива до Газы). Самсон (Шамшон) — великий герой древнего Израиля. Четвёртое действующее лицо— старуха-сводница, отсутствующая в библейском тексте.

Четвёртое действующее лицо — старуха-сводница, отсутствующая в библейском тексте. Он бросился на льва и, схватив его челюсти, разорвал животное пополам.

  • Картина Самсон и Далила, Рубенс, 1609
  • Картина Самсон и Далила Абрахама Кёйленборха
  • Картина «Самсон и Далила», Рубенс, 1609
  • Художники / Графика / Калюта Марина Омаровна / Картины художника / Самсон и Далила

Одной из самых запоминающихся свадеб в Ветхом Завете. Герой ветхозаветных преданий (Суд. Болоньи), предательство Далилы (картины А. Мантеньи, А. ван Дейка и др. ), героическая смерть С. (мозаика церкви Санкт-Гереон в Кёльне, 12 в., барельеф Нижней церкви в Пече, 12 в.

, Венгрия, барельеф Б. Беллано и др. ). Красное платье Далилы символизирует страсть и последующие кровавые события. Самсон сумел настоять на своем. Дан будет змеем на дороге.

«Самсон и Далила» является самой известной оперой композитора, а также очень популярной среди исполнительниц в жанре меццо-сопрано.

рис. ) (гравюра А. Дюрера, статуя для Петергофского фонтана работы М. И. Козловского и др. ), борьба С. с филистимлянами (скульптуры Пьерино да Винчи, Дж. Филистимлянские военачальники не могли справиться с иудейским богатырем. Он происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян.

Далила уверяет его в своей любви, молит быть откровенной с ней, хитростью и лаской выведывает тайну его непобедимой силы. 13-16). Самсон, предчувствуя неладное, пробрался в полночь к городским воротам, убил всех стражников, снял ворота и отнес их на вершину горы.

13-16), наделённый невиданной физической силой двенадцатый из судей израилевых.

  1. Самсон и Далила — Лукас Кранах Старший
  2. Неистовый Самсон (Книга Судей, главы 13-16)
  3. Рембрандт, Рубенс и библейский Самсон
  4. Словари и энциклопедии на Академике
  5. – САМСОН И ДАЛИЛА КАРТИНА РУБЕНСА
  6. Картины по стилям и направлениям
  7. Добавить комментарий Отменить ответ

Наконец, устав от упрёков Далилы в нелюбви и недоверии к ней, С. открыл ей всё сердце своё: он назорей божий от чрева матери и, если остричь ему волосы, обет нарушится, сила покинет его и он станет, как прочие люди (16, 17).

А когда Самсон спросил, как же они узнали, гости ответили загадкой на загадку: «Что слаще меда и что сильнее льва.

» Самсон понял, что они имели в виду: любовь жены слаще меда, а сладострастие оказалось сильнее льва и сокрушило героя Самсон разгневался и, чтобы отдать им выигранное, пошел в город Аскалон, убил тридцать филистимлян и снятую с них одежду отдал своим гостям. Рубенс перенёс место действия в бордель.

Помимо изображения основного эпизода, Рубенс намекает на то, что должно произойти с Самсоном дальше. Верховный жрец насмешливо приветствует поверженного героя. рис. ). Так, юноша С. вопреки воле родителей решает жениться на филистимлянке.

Картина вторая. Самсон (правильно произносить — Шимшон) родился в семье знатной и был с детства посвящен в назареи. Красное платье Далилы символизирует страсть и последующие кровавые события. Позже С. находит в трупе этого льва пчелиный рой и насыщается оттуда мёдом (14, 8).

Красное платье Далилы символизирует страсть и последующие кровавые события. Но ночью Самсон убил охрану и беспрепятственно вышел за пределы города. Ангел потребовал, чтобы Моной стал назареем и вырастил из своего сына назарея. Он чувствует, что молитва услышана и просит мальчика-поводыря подвести его к колоннам.

Приводят слепого Самсона. Однажды, следуя в гости к своей невесте, Самсон увидел, как лев нападает на ягненка. Группа иудейских старейшин собирается на молитву, чтобы возблагодарить Бога за победу. На площади собрались иудеи.

Тогда, осуществляя первый акт своей Когда жители Газы Филистимской, оповещённые о том, что С. проведёт ночь в доме блудницы, запирают городские ворота, дабы не выпустить его живым из города, С.

, встав в полночь, вырывает ворота из земли, взваливает на плечи и, пройдя с ними половину Ханаана, водружает их на вершине горы близ Хеврона (16, 3).

И в конце концов пришли к жене Самсона с угрозой: «Уговори мужа, чтоб он разгадал нам загадку иначе мы сожжем огнем тебя и дом отца твоего». Он происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян.

Но Далила не нуждается в награде: ее ненависть к Самсону и без того велика. Далила или овдовела или как-то еще рассталась с супругом. И начал он ослабевать и отступила от него сила его» (Суд.

16:19) Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу. И начал он ослабевать и отступила от него сила его» (Суд.

Говорили, что тогда погибло несколько тысяч человек.

После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы. Четвёртое действующее лицо – старуха-сводница, отсутствующая в библейском тексте. Сначала он сказал, что потеряет силу, если его тело будет граничит семью веревками.

Читайте также:  Картина весна, сандро боттичелли

Его издевательская речь возмущает иудеев. Если назарей соблюдал все это — он мог стать первосвященником. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы. На пути в Фимнафу, где жила невеста С., на него нападает молодой лев, но С.

исполнившись духа господня, раздирает его, как козлёнка (14, 6).

Толкнув их, Самсон разрушает храм и гибнет под обломками вместе со своими врагами. Так, в дверях видны солдаты с орудиями для ослепления. Хотя богатырь вел неправедную жизнь, он пользовался большим уважением у граждан.

Во время пира Самсон предложил тридцати гостям из числа филистимлян загадку: «Из ядущего вышло ядомое, а из сильного вышло сладкое». Филистимляне схватили его и ослепили, а затем заставили молоть зерно на мельнице в Газе.

С Божьей помощью он обрушил колонны храма и сам погиб под обломками вместе со всеми. Имя его означает «сильный». Все поступки С. имеют скрытый смысл, непонятный для окружающих. Самсон призывает своих соплеменников к восстанию.

Назареи были уверены, что в своих обетах и жертвах они черпают уникальную силу. Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле (в русской традиции Далида), обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. Волнения привлекают внимание сатрапа Абимелеха, правителя Газы. Храм бога Дагона.

Между тем волосы его постепенно отрастают. На картине запечатлён библейский эпизод, в котором Самсон засыпает на руках у Далилы.

«Самсон и Далила (Samson and Delilah)» — опера по ветхозаветному сюжету в 3-х действиях (Книга Судей, глава 16, см.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201807/kartina-samson-i-dalila/

Рубенс, «Самсон и Далила». Любовь на продажу?

14. И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружающих их, и не могли уже устоять пред врагами своими.
15. Куда они ни пойдут, везде рука Господа была им во зло, как говорил им Господь и как клялся им Господь. И им было весьма тесно.

Ну, нет жизни евреям! Совсем! И тогда в них просыпается совесть, они возвращаются к вере в своего Господа. Тогда и Господь возвращает свою милость — среди евреев появляется сильный, храбрый человек, который становился мстителем за страдания евреев, наказанием для обидчиков, строгим судьей для грабителей и притеснителей:

16. И воздвигал им Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их…

В третьей главе книги Судей перечислены эти вожди: Гофониил, Аод, Девора-пророчица… Среди судей оказался и Самсон — легендарный силач.

Самсон — поздний и единственный ребенок. Его мать долго не могла родить, но вот…

Явился Ангел Господень женщине и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына (Судей, 2, 11).

Это были не лучшие времена: за очередное отступление от заповедей Господних народ Израиля попал под власть филистимлян на сорок лет (Судей, 13, 1).

В чем же была вина евреев? В том, в чем и раньше: они перестали чтить единого бога, отвернулись от него и стали поклоняться богам окружающих их народов. Вероятно, были и другие прегрешения. Прямых указаний на это в Книге Судей нет, но Ангел Господень, который возвестил о том, что женщина родит, сказал ей также:

Итак берегись, не пей вина и хмельного, и не ешь ничего нечистого (Судей, 13. 4).

Из этого наказа следует, что и вина, и хмельных напитков пили столько, что нужно было это предупреждение повторить дважды — для матери и для сына. То есть были известны дурные последствия алкоголя. Причем как для потомства, так и для взрослых людей.

Но вот рождается Самсон, единственный ребенок. Вырос баловнем, и, когда пришла пора жениться, он потребовал себе жену из филистимлянок. Родители согласились, нарушив еще один запрет Господа: соединяться с народами, среди которых жили евреи.

Самсон вырос невероятно сильным и настолько же необузданным. Он разорвал на части льва, которого встретил в пустыне по пути к невесте. А его необузданность привела к тому, что он убил сначала 30 человек, потом три тысячи, потом пожег все угодья филистимлян.

Его поведение могло принести большие неприятности: филистимляне обещали евреям то же самое, что Самсон сделал для них. Попытка выдать Самсона кончилась ничем: когда его связали, он порвал все путы.

Тогда евреи приняли мудрое решение: они назначили его судьей, судьей врагов Израиля. Иначе говоря, воеводой. Регулярной армии тогда не было. Каждый раз, когда надо было идти против обидчиков, бойцы собирались под командованием судьи. И Самсон 20 лет исполнял свои обязанности. Пока его не развратила власть.

Власть дала деньги, ощущение свободы. И Самсон пустился во все тяжкие: пошел к филистимской блуднице. Вероятно, он пользовался и услугами соплеменниц, но переспать с филистимлянкой — это давало ему ощущение какого-то превосходства над поработителями. Его обнаружили у этой блудницы, а для того, чтобы схватить, заперли городские ворота. Самсон ушел вместе с воротами.

Дальше — больше. Он нашел себе любовницу среди филистимлянок. Вероятно, он ее любил. Может быть, и она его тоже. И, кто знает, если бы они не происходили из разных племен, «жили бы долго, счастливо и умерли бы одновременно».

Но случилось так, что соплеменники, которым очень не нравились «подвиги» Самсона, уговорили ее вызнать секрет необычной силы. Обещали за это громадные деньги: с каждого из вождей филистимских по 10 килограммов серебра.

И она стала шпионкой.

Далила начала выведывать у Самсона секрет его силы. Женщина она была бесхитростная, поэтому так прямо и спросила его: почему он такой сильный? Самсон был немножко похитрее, он не сказал своей любовнице правду, обманул ее. И даже не один раз.

Но женщина настаивала. И Самсон сдался (видимо, был к ней очень сильно привязан, а она пригрозила отлучением от тела), он сказал ей, что если его остригут, его сила уйдет.

18. Далила, видя, что он открыл ей все сердце свое, послала и звала владельцев Филистимских, сказав им: идите теперь; он открыл мне все сердце свое. И пришли к ней владельцы Филистимские и принесли серебро в руках своих. 19.

И усыпила его Далила на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его.

21.

Филистимляне взяли его и выкололи ему глаза, привели его в Газу и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников.

Самсон стал развлечением: на него ходили смотреть. И на каком-то празднике собралась куча народа, все развеселились, издевались над ним. Дом, в котором проходил праздник, стоял на столбах. А за то время, что Самсон сидел в тюрьме, его волосы отросли. Только он был слеп.

Но есть волосы — есть сила. Он попросил мальчика, который вывел его на свет из тюрьмы, дать пощупать колонны, на которых держится крыша. И когда мальчик его подвел к колоннам, Самсон уперся в них, колонны сломались и рухнули вместе с крышей. Погибло много филистимлян.

Погиб и Самсон.

На картине Рубенса «Самсон и Далила» спящий мужчина лежит в коленях женщины. (Поза неестественная, похоже, что сон свалил его внезапно.

Скорее всего, Далила дала ему выпить вина, которое подействовало на героя моментально. Намек на это — бутылки на полочке.) Самсона стригут. Старушка держит свечку, цирюльник отрезает пряди волос.

В проеме двери стоят филистимские солдаты — пришли вязать Самсона.

Похоже, Далила не испытывает никаких чувств по поводу происходящего. Любовь попрана и продана. Венера скорбит. Амур плачет навзрыд, и чтобы его рыдания никто не слышал, Венера завязала ему рот платком.

Бесстрашный силач. Народный мститель. Умелый воевода. Его любовь была продана за 10 килограммов серебра (или за 30 — невелика разница).

Плен и позор. После этого не стоило жить. Геройская смерть — и легенда на все времена.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/48309/

Ссылка на основную публикацию