Картина «среди волн», айвазовский

Среди волн

Ivan Aivazovsky — Among the Waves Иван Айвазовский «Среди волн» (1898) 

Иван Айвазовский «Среди волн» (1898) 
Холст, масло. 284 x 429 см 
Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского 

В 1898 году Айвазовский написал картину «Среди волн», которая стала вершиной его творчества. Художник изобразил бушующую стихию — грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении одна с другой. 

Он отказался от обычных в своих картинах деталей в виде обломков мачт и гибнущих кораблей, затерявшихся в безбрежном морском просторе.

Он знал много способов драматизировать сюжеты своих картин, но не прибег ни к одному из них, работая над этим произведением.

«Среди волн» как бы продолжает раскрывать во времени содержание картины «Черное море»: если в одном случае изображено взволнованное море, в другом — уже бушующее, в момент наивысшего грозного состояния морской стихии. 

Мастерство картины «Среди волн» — плод долгого и упорного труда всей жизни художника. Работа над ней протекала у него быстро и легко. Послушная руке художника кисть лепила именно ту форму, какую хотел художник, и клала краску на холст так, как это подсказывал ему опыт мастерства и чутье большого художника, не исправлявшего раз положенного мазка.

Видимо, сам Айвазовский сознавал, что картина «Среди волн» значительно выше по исполнению всех предшествующих работ последних лет.

Несмотря на то, что после ее создания он еще два года работал, устраивал выставки своих произведений в Москве, Лондоне и Петербурге, эту картину он не вывозил из Феодосии, завещал вместе с другими произведениями, находившимися в его картинной галерее, родному городу Феодосии. 

Но картина «Среди волн» не исчерпала творческих возможностей Айвазовского. В последущее время им было создано еще несколько картин, прекрасных по исполнению и содержанию. В 1898 году, на восемьдесят первом году жизни, Айвазовский создает самое эмоциональное и величественное полотно «Среди волн». 

Это плод долгого неустанного труда и поисков всей жизни мастера. Оно написано, как и большинство его произведений, свободным импровизационным методом. Картина полна движения и экспрессии.

Только большой художник мог так поразительно легко, буквально на одном дыхании, изобразить на полотне кипящий, движущийся и пенящийся водоворот волн. Живописная палитра состоит из серовато-голубовато-зеленоватого цвета с тончайшими оттенками и нюансами.

Луч солнца, проходящий по диагонали холста, усиливает цветовой строй настолько, что узкая полоса грозового неба не нарушает общего мажорного колорита. Мастерски прописанная белоснежная невесомая кружевная пена придает полотну особое состояние радости и приподнятости чувств.

В душе художник до последних дней жизни оставался романтиком. Это полотно можно отнести к феноменальному явлению в изобразительном искусстве

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Sredi_voln/

Описание картины «Среди волн» Айвазовского. Айвазовский картина среди волн

Главная » Картины айвазовского » Айвазовский картина среди волн

 Картина «Среди волн» считается вершиной творчества Айвазовского. Она была написана в 1898 году, когда художнику было уже за 80 лет.

Описание картины «Среди волн» Айвазовского 

Вместо взволнованного моря художник изображает теперь бушующую стихию – бурлящее, покрытое волнами, штормовое море и грозовое небо.

На огромном полотне вверху изображена лишь узкая полоска грозового неба с низко мчащимися тучами, все остальное пространство заполнили волны бурного моря. Луч солнца, пробившись сквозь облака, как бы тонет в морской пучине.

Волны пенятся, сталкиваются в бешеном водовороте, достигая на переднем плане почти натуральных размеров. Композиционным стержнем произведения служит центральная вздыбившаяся волна с белоснежной пеной на гребне, насквозь пронизанная солнечным светом.

Как и большинство произведений художника, картина «Среди волн» написана импровизационным методом. Все в ней полно поэзии, особой музыкальной гармонии. Поразительно сочетание серебристо-серых, серовато-синих, сине-зеленых тонов.

Краски палитры мастера легко и свободно ложатся на поверхность холста; слой их настолько тонок, что местами проступает белый цвет грунта.

В картине великолепно передана пластическая красота разбушевавшегося моря. Художник словно бы тщательно исследует малейший изгиб волны, легкое кружево пены, и эта тщательность не мешает ему создать пейзаж, в котором все частности сведены воедино, благодаря чему возникает героический и в то же время проникновенно-лирический образ моря.

В картине отражено стремление к лаконичности цвета, конкретизации образа. Со страстной напряженностью, в повышенно-эмоциональной и предельно обобщенной гамме красок выражены красота и мощь бушующего моря.

С большим мастерством изображен необозримый морской простор, ослепительно сверкающие белизной пены крутые волны, насыщенный влагой, пронизанный солнечными лучами воздух.

Этот одухотворенный образ моря — один из шедевров русской и мировой маринистической живописи.

ktoikak.com

Среди волн

Жизнь мастера прошла в непрерывной взаимосвязи с морем как символа простора и свободы. Море, то волнующееся, то спокойное или бурное, щедро одаривало Айвазовского богатством впечатлений. Свою картину «Среди волн» Айвазовский написал, когда ему уже было восемьдесят лет. Она по праву является вершиной его мастерства.

Яростные седые валы мечутся над бездной. В гневе они рвутся ввысь, но свинцовые чёрные тучи, которые гонит штормовой ветер, нависли над пучиной. И здесь, как в аду, властвует природная стихия. Море бурлит, клокочет и пенится. Гребни валов искрятся. Кроме моря мы ничего не видим на картине. Ни одна живая душа не может зреть этот разгул морской стихии.

Даже вольной птицы не видно на полотне…безлюдно… Увидеть этот настоящий планетарный миг, запомнить его, и перенести на полотно мог только великий художник. В этот миг можно осмыслить первозданность бытия на нашей земле. Сквозь рёв и грохот шторма вдали слышна тихая мелодия радости и умиротворения. Это пробивающийся в темноте луч солнца. Узкая полоска света, видимая где-то вдали.

На картине Айвазовский изобразил морскую стихию – море под грозовым небом покрылось высокой волной. Сталкиваясь, волны как бы кипят. Художник в этом произведении отказался от изображения столь привычных для него деталей картины – обломки гибнущих кораблей, затерявшихся в безбрежной морской пучине.

Айвазовский прекрасно мог драматизировать свои сюжеты, но, работая над этим произведением, он не воспользовался ни одним из них.

Мастерство, которое достигнуто в картине «Среди волн», это плод упорного и долгого труда на протяжении всей жизни художника. Работал над картиной Айвазовский легко и быстро. Отработанная рука художника уверенно лепила кистью именно ту форму, какую художник хотел ей придать. Краска ложилась именно так, как подсказывал ему многолетний опыт и чутьё великого мастера.

Такое чувство, что сам автор осознавал, что эта картина по своему исполнению значительно выше всех предыдущих работ за последние годы. Именно эту картину он не вывозил из Феодосии, несмотря на то, что после того, как её закончил, активно устраивал выставки своих работ в Лондоне, Москве и Петербурге. Он завещал это произведение галерее, находящейся в его родном городе Феодосии.

До последних лет жизни Айвазовский испытывал приток новых замыслов, которые его волновали. Написавший 6 тысяч картин, 80-летний мастер всё же оставался молодым начинающим художником, который ищет свой путь в искусстве.

Обсудить на форуме

art-on-web.ru

«Среди волн» | Интересные факты, познавательные статьи, фото и картинки

«Среди волн»

Картину «Среди волн» Иван Айвазовский написал в год своего восьмидесятилетнего юбилея, всего за два года до смерти. Как и все свои картины, этот поэт водной стихии творил ее легко и с любовью. Кроме узкой полоски неба весь холст отдан Его Величеству Морю.

Завершая свой жизненный путь, находясь на вершине своего мастерства, гениальный маринист все меньше и меньше добавляет в свои картины инородные для моря объекты: автор уже не нуждается ни в обломках кораблей, ни в уцепившихся за них людях, чтобы передать свои чувства.

Здесь нет никого и ничего, кроме моря, ветра, неба и… света.

Потрясающая передача цвета пронизанной светом воды, как и в его всемирно известном шедевре «Девятый вал», оставляет на втором плане чувство страха перед штормом, взбивающим пену и тучи, прижавшем к вспененным верхушкам волн почти черное грозовое небо.

Сейчас картина хранится в Картинной галерее Айвазовского в Феодосии. Но даже просмотр репродукций заставляет в восхищении замереть сердце. Не нужно быть художником, чтобы оценить гений автора, — достаточно, как и он, любить море. Картина поражает своим мастерством.

Море под кистью Айвазовского оживает, вспененные волны словно выплескиваются за пределы экрана, не давая возможности думать о чем-то другом. Даже ракурс подобран так, что сложно представить себя стоящим на скале, на борту корабля или еще на чем-то привычном.

Ты словно Дух Господень, что носится над водами: здесь и сейчас нет ничего и никого, кроме тебя и неукротимой стихии.

Смотря на эту картину, начинаешь понимать, что слова Айвазовского: «Море — моя жизнь» — не красивые слова для публики, а отражение его истинных идеалов, его Истинной Любви.

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny-ajvazovskogo/ajvazovskij-kartina-sredi-voln.html

Сочиненин по картине Айвазовского “Среди волн”

Айвазовский является одним из самых любимых моих художников. Всю свою жизнь он посвятил созданию картин с морской тематикой. Он мастерски изображал морскую стихию, никто другой ни до, ни после него не делал это лучше. “Море – это моя жизнь”, – говорил Айвазовский, и вправду страстно, до обожествления преклонялся перед объектом своей любви.

Картина “Среди волн” была написана в 1898 году, на 81 году жизни художника.

На этой картине автор мастерски изобразил разгневанную морскую стихию. Мы видим на полотне шторм, бушующее море, грозовое небо, сильные волны, бурлящие и кипящие, готовые поглотить в себе все живое. Примечательно, что автор изображает только море, слитое с грозовым небом.

Здесь нет обломков кораблей, мачт, гибнущих мореплавателей, которые пытаются бороться со стихией, хотя все это присутствует на других картинах автора. Айвазовский изображает очень низкий горизонт, штормовое небо и бушующая морская стихия почти не разделены.

Это полотно вызывает у меня бурю эмоций, здесь волнение, тревога, страх, но в это же время и восхищение величием морской стихии. Только гениальный мастер мог создать такую простую по композиции, но вызывающую такую сложную палитру эмоций картину. Когда я смотрю на эту потрясающую картину, мне кажется, я слышу рокот волн и устрашающие раскаты грома.

Живописная палитра красок состоит из многочисленных оттенков серого, зеленого, синего. Удивительно красочная гамма, при этом предельно скупая по цвету, практически монохромная. Также мы видим белоснежную кружевную пену волн, что добавляет картине торжественного колорита. Композиционно и сюжетно картина очень простая, но очень глубокая по восприятию.

Мы видим здесь свинцовые тучи, штормовой ветер, злые волны, но при этом можно заметить широкий луч света в углу картины, как надежду на грядущие светлые перемены. Буря скоро стихнет, и мы снова увидим спокойное море. Самое удивительное, что море на картинах Айвазовского всегда живое.

На этой картине нет людей или животных, главный герой картины, как и большинства картин художника, море.

Мне бы хотелось сравнить картину “Среди волн” с другим творением этого великого мастера, которое называется “Волна”.

Читайте также:  Портрет молодого человека с черепом (ванитас) - франс халс

С одной стороны эти картины очень похожи, на обеих мы видим шторм, бурлящее и бушующее море, низкую линию горизонта, что объединяет морскую стихию с разгневанным небом. Картины похожи и по цветовому строю.

Но при этом картина “Волна” мрачная, на ней изображена разрушающая стихия, которая поглощает в себе корабль и все живое на его борту, несет смерть.

А картина “Среди волн” удивительно торжественная, в ней много светлых тонов, здесь мы видим величие морской стихии, а не смерть и разрушение.

Картина “Среди волн” по праву считается вершиной творчества художника и шедевром мировой живописи.
Для автора она тоже имела особенное значение, потому он и завещал ее своему родному городу – Феодосии, где она хранится до сих пор.

(No Ratings Yet)
Loading…Сочиненин по картине Айвазовского “Среди волн”

Источник: https://goldsoch.info/sochinenin-po-kartine-ajvazovskogo-sredi-voln/

Сочинение по картине «Среди волн» Айвазовского

Полотно «Среди волн» принадлежит кисти великого русского мариниста Ивана Айвазовского. Оно написано в тот период, когда художник уже завоевал достойное место в мире искусства не только России, но и за рубежом и по праву считался основоположником живописного жанра, известного, как «марина».

Картина «Среди волн» была написана в 1898 году — это последний отрезок жизни Айвазовского, умершего спустя три года. К моменту создания «Среди волн» автор знал наизусть морскую стихию с ее изменчивым настроением и цветом, изучил принцип написания морских пейзажей, в том числе разработал собственную технику письма марины.

Поэтому представленная картина так понятна и фотографически точно передает настроение, которое связывают с определениями «волнение», «тревога», «страх».

О компоновке композиции картины говорить и просто, и сложно. Ее здесь словно нет. Пространство холста поделено на две горизонтальные плоскости первого и дальнего планов.

В сюжете отсутствуют главные герои, зато ярко выражено олицетворение надвигающейся войны света и тени. Небосвод прописан глубоким аквамарином с примесью черной сажи.

Это позволило углубить горизонт и наделить картину мрачным колоритом.

С ювелирным мастерством передано естество водной стихии — хребты волн и паутина белой пены, словно вены живого существа, пульсирующие на глянце прозрачного тела, далее — нисходящие вниз морские хребты.

Сквозь толщу воды пробивается лазурное свечение, оно переходит в седую ватную текстуру и растворяется в прозрачных брызгах.

Удивительно, как масло может играть в руках Айвазовского, напоминая акварельное прозрачное письмо.

Нельзя не упомянуть об основных принципах и приемах написания работы. Иван Константинович четко следует игре светотени, тем самым наделяя детали нужным объемом.

Контраст ночной синевы и выбеленных волн на первом плане оживляет сюжет. Мазки ложатся один к одному ровно и гладко.

Техника айвазовского письма превращает густое масло в глянец без сумбурных и хаотичных штрихов, свойственных, например, пуантилизму.

Что хотел показать Айвазовский зрителю в этой работе? Свое мастерство? Конечно. Способность обуздать морскую стихию и заточить ее в рамки холста? Да, автор умеет и это. Но более всего подкупает удивительный симбиоз живописной работы и названия картины «Среди волн».

Иван Константинович словно заставляет упасть в эту леденящую пучину, испытать себя свою волю к жизни, попробовать на вкус это страшное словосочетание «среди волн» и, быть может, спастись, а может отдаться воле упругой соленой воды.

Но палитра произведения такова, что наделяет стихию колючим холодом, убивая желание окунуться.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Хочется думать, что это произведение, как и многие, по словам автора, было написано быстро и на одном дыхании. «Сделав набросок на клочке бумаги…», он приступил к работе и до тех пор не отходил от полотна, «…пока не высказался на нём своей кистью».

Это заставляет испытать эффект присутствия в мастерской Ивана Айвазовского, понять его талант, узнать с чего началась эта работа, как художник играл с цветом и задавал направление волнам, исправлял неточности, перекрывая слои прежнего рисунка, «вытягивал» светлые участки и отдалял горизонт, жил своей картиной и творил настроение сюжета «Среди волн».

Представленная марина читается легко простым обывателем. Вот небо, вот вода и плохая погода. Однако автор использовал состояние природы, как способ передать свое собственное ощущение тревоги и некое предчувствие беды. Уж так повелось — творцы пишут то, о чем думают и чем живут. Но хочется осознавать, что Айвазовский нашел свой берег и теплый штиль среди синих волн.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/03/sochinenie-po-kartine-sredi-voln-ajvazovskogo.html

Айвазовский. 7 морских шедевров, три льва и один Пушкин

Говоря об Айвазовском, мы сразу представляем морские пейзажи.

Кажется, что можно найти в картинах Айвазовского? Одно сплошное море с кораблями. Бытует мнение, что достаточно взглянуть на 5-7 его картин и познать всего Айвазовского.

Я докажу, что это не так. Что Айвазовского нельзя назвать скучным пейзажистом.

Он был художником-романтиком. Его картины – это драматические кораблекрушения, морские сражения. Сюжеты весьма занятные для просмотра.

Еще это лунные дорожки, дымящиеся вулканы, деревья до небес. Все то, что поражает своей красотой.

К тому же Айвазовский писал не только морские пейзажи. Среди его работ вы найдёте изображение львов, убивших верблюда. Портрет прекрасной женщины. И даже Пушкина.

Айвазовский был изобретателен. Не любил повторяться. Задача кажется маловыполнимой. Учитывая, что за всю жизнь он создал 6 000 работ!

Вот лишь 7 тематик его амплуа. Которые раскрывают все разнообразие его творчества.

Все репродукции в статье кликабельны.

1. Шторм и кораблекрушение

Девятый вал. 1850 г

Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

“Девятый вал” – самое известное кораблекрушение Айвазовского.

Рассвет. На отломанной мачте – горстка спасшихся моряков. Они герои. Которые противостоят грозной стихии. Драма. Но не трагедия. Айвазовский был оптимистом. Поэтому большая волна проходит стороной. Художник оставляет несчастным шанс на спасение.

В состоянии шторма волны у Айвазовского выглядят особенно эффектно. Посмотрите, насколько прозрачна волна.

Вам может показаться, что такую картину создают долгие месяцы. Но Айвазовский был удивительно мастеровит. Свои работы он начинал рано утром. А заканчивал … в полдень. Иногда работал до вечера.

Его не смущало даже присутствие зрителей. Иногда показывал этакий мастер-класс для молодых художников. Создавал на их глазах очередной шедевр. Приводя новичков в шоковое состояние. Ведь чистый холст всего за 1,5 часа превращался в плескающееся море!

С годами Айвазовский не растерял мастерства. Посмотрите на его работу “Корабль среди бурного моря”. Созданную 37 лет спустя после “Девятого вала”.

Иван Айвазовский. Корабль среди бурного моря. 1887 г. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Преклонный возраст не помешал Айвазовскому изобразить потрясающе красивую воду. Как вы понимаете, эта картина также создана за несколько часов.

Читайте также статью “Девятый вал” Айвазовского. Почему это шедевр”

2. Величие российского флота

Чесменский бой. 1848 г

Иван Айвазовский. Чесменский бой. 1848 г. Картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия. Wikipedia.org

“Чесменский бой” – одна из самых известных картин в батальном жанре.

Очень яркий огонь. Будто картина на самом деле горит. Летят щепы от взрыва. В воде пытаются спастись моряки.

Все так живо и правдоподобно. Как будто художник присутствовал при этом сражении.

Этот морской бой российских и турецких кораблей произошёл в 1770 году. Так что Айвазовский его вживую не видел. Он ещё к тому времени не родился. Но это не значит, что он вообще не видел сражений.

Ещё как видел. Ведь он был официальным художником военно-морского флота. Ему был открыт доступ на все корабли. В том числе во время реальных военных действий.

Он не боялся пуль. Даже игнорировал риск для жизни. С линии огня уходил лишь по приказу главнокомандующего.

Айвазовский отлично знал оснастку кораблей. Даже если корабль изображён далеко, детали на нем все равно тщательно прописывал.

Иван Айвазовский. Смотр черноморского флота в 1849 г. 1886 г. Центральный военно-морской музей, г. Санкт-Петербург

3. Ночное море

Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 г

Иван Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия, Крым

Особенно хороши были у Айвазовского ночные пейзажи. “Неаполитанский залив в лунную ночь” – одна из первых таких работ.

Очень яркая, но далёкая луна. Лунная дорожка. Дымящий Везувий. На переднем плане высоченные деревья. Монастырь. Двое монахов в белом.

Луна была такой яркой, что некоторые посетители на полном серьезе заглядывали за картину. Надеясь найти там зажженную свечку. Которая сзади подсвечивает картину.

Пейзаж написан во время длительного турне по Европе. Поначалу туда его отправила Академия художеств. Картины Айвазовского хорошо продавались в каждой стране. Поэтому он смог позволить себе продлить путешествие. В его загранпаспорте по возвращению в Россию насчитывалось 130 виз!

Луна часто появлялась на картинах Айвазовского. Но невероятный ночной свет он мог изобразить даже без луны. Как на картине “Взгляд из Байдарских ворот”.

Иван Айвазовский. Взгляд из Байдарских ворот, Чёрное море. 19 век. Частная коллекция

На картине – отраженный лунный свет. Мы видим чуть ли не каждый камешек в горах. Фантастическое зрелище. Повествующее о самых прекрасных видах природы на нашей планете.

4. Религия и море

Хаос или Сотворение мира. 1841 г

Иван Айвазовский. Хаос. 1841 г. Музеи Ватикана

Картина “Хаос” – самая известная религиозная работа Айвазовского. Лунная дорожка прокладывает себе путь через тёмные волны. Но на небе не просто луна, а силуэт Бога с распростертыми руками. Очень эффектно.

Эту картину приобрел Папа Римский Григорий XVI. Этот случай прославил Айвазовского ещё больше.

Прежде чем совершить сделку, комиссия Ватикана тщательно изучила картину. Но не нашла в ней ничего, что могло бы помешать покупке.

Николай Гоголь лично поздравил Айвазовского “…Ваня, пришёл ты … в Рим и сразу поднял хаос в Ватикане!”

Не знаю, почему картину художник назвал “Хаосом”. Все на ней гармонично и торжественно. Есть у Айвазовского гораздо более хаотичные картины.

Посмотрите на другую религиозную картину “Всемирный потоп”. Фигуры погибающих людей и животных вперемешку с волнами и брызгами. Вот где настоящий хаос. Хотя и очень помпезный.

Неожиданно, правда? Попробуйте найти тонущего слона в этом хаосе (картина кликабельна).

Иван Айвазовский. Всемирный потоп. 1864 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. biblia-zhivopis.ru

5. Море и Пушкин

Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г

Иван Айвазовский. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г. Одесский художественный музей

Иногда Айвазовский вписывал в свои морские пейзажи важную персону. Около десятка раз он это проделывал с Пушкиным.

Правда на большинстве из них фигура поэта мелкая. Черты лица еле различимы. Узнаваем он лишь по характерным бакенбардам. Как, например, на картине “Пушкин в Крыму…”

Айвазовский был художником-романтиком. Для которого природа всегда величественнее человека. Каким бы великим этот человек ни был. Отсюда “мелкие” Пушкин, Наполеон или Петр I.

Читайте также:  Портрет художника ге, ярошенко, 1890

Но есть одно исключение. На картине “Прощание Пушкина с морем” фигура поэта покрупнее.

Иван Айвазовский (в соавторстве с И. Репиным). Прощание Пушкина с морем. 1877 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Но эту картину сложно назвать исключением. Потому что Пушкина написал … Илья Репин.

Об этом его попросил Айвазовский. Знаменитый маринист признавал, что Репину гораздо лучше удаются портреты. И даже не обижался на критику с его стороны.

Однажды Репин обратил внимание, что фигуры у Айвазовского освещены солнцем с обеих сторон. И что это противоречит природе. На что Айвазовский нисколько не обидевшись, ответил “Ах, Илья Ефимович, какой же вы педант”.

Интересно, они заранее договорились, что работа будет подписана только именем Айвазовского? Думаю, Репин не возражал. Судя по тому, как скромно он оценил свою работу: “Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку”.

6. Просто море

Среди волн. 1898 г

Иван Айвазовский. Среди волн. 1898 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия, Крым. izi.travel

“Среди волн” – самая большая картина Айвазовского. 285 на 429 см. Как вы думаете, сколько писал ее художник? Несколько лет? Долгие месяцы?

10 дней! И это в свои 80 лет! Правда за эту работу Айвазовский чуть не поплатился своим здоровьем.

Чтобы написать верхнюю часть, он поднимался на деревянный помост. Но однажды забылся и начал двигаться спиной назад, чтобы оценить написанное. Он полетел вниз… К счастью его успел подхватить слуга. А иначе травмы было бы не избежать.

“Среди волн” очень реалистичная картина. Здесь нет слишком яркой луны. Лишь широкий луч. Нет и эффектно накренившихся кораблей… Хотя нет.. Одна лодка все-таки была.

Когда Айвазовский показал своё творение близким, высказался один из его зятьев, корабельный инженер. Он удивился, как эта хрупкая лодка-скорлупка держится на волнах.

Айвазовский вышел рассерженный. На следующий день шлюпка на картине исчезла. Художник безжалостно ее закрасил.

Есть у него ещё одна похожая работа. Чёрное море. Лишь тёмные волны. Небольшой шторм. Здесь есть и парусник. Вы его видите? (Картина кликабельна).

Иван Айвазовский. Чёрное море. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. wikipedia.org

7. Неожиданный Айвазовский. 3 льва и один портрет

Иван Айвазовский. Львы в пустыне. 1874 г. Частная коллекция

Три льва, убившие верблюда. Не ожидали такого от мариниста? Казалось бы, совсем не по-Айвазовски. Но приглядитесь.

Разве он здесь не в похожей стихии? Бескрайняя пустыня вместо моря. Погибший от лап львов верблюд. Он словно затонувший корабль под натиском свирепых волн. Только цветовая гамма другая. Не синяя, а желтая.

А ещё Айвазовский писал портреты. Правда среди них нет шедевров. Они были скорее мемуарными. Наиболее известный среди них – портрет второй жены.

Иван Айвазовский. Портрет жены художника. 1894 г. Феодосийская картинная галерея, г. Феодосия, Крым. wikipedia.org

Этот портрет был написан, когда художнику было за 70. Разница в возрасте со второй женой была 40 лет. Их брак продлился 18 лет.

Красивая, скромная женщина. Которая после смерти мужа хотела лишь уединения. Она проведёт ещё 45 лет своей жизни в полном одиночестве.

***

Однажды на первых курсах обучения в Академии Айвазовский принёс свой рисунок. Учителя были поражены.

Иван Айвазовский. Предательство Иуды. 1834 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.

Они были уверены, что Айвазовский не сам его нарисовал. А если и сам, то сделал копию с работы какого-то мастера.

Но это не копия. А творение раннего Айвазовского. Оно говорит лишь об одном.

Если бы Айвазовский не родился у моря, если бы он не стал маринистом, он бы все равно стал выдающимся художником.

Только мы бы лицезрели роскошные леса и романтические города. Разнообразные и точно не скучные.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/aivazovsky-kartiny/

Как Айвазовский создавал свои картины и как правильно смотреть,

?matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
2016-07-07 22:01:00matveychev_oleg
matveychev_oleg
2016-07-07 22:01:00чтобы насладиться его шедеврами в полной мере

Очень ценная статья и для зрителя, и для профессионального художника.

За счет чего море Айвазовского такое живое, дышащее и прозрачное? Что является осью любой его картины? Куда нам смотреть, чтобы насладиться его шедеврами в полной мере? Как он писал: долго ли, коротко ли, радостно или мучительно? И какое отношение к Айвазовскому имеет импрессионизм?Конечно, Иван Константинович Айвазовский родился гением. Но было еще ремесло, которым он владел блестяще и в тонкостях которого хочется разобраться. Итак, из чего же рождались морская пена и лунные дорожки Айвазовского?

«Секретные краски», волна Айвазовского, лессировка

Иван Крамской писал Павлу Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок».

Некоторые секреты Айвазовского дошли до нас, хотя главный вовсе не тайна: чтобы так писать море, нужно родиться у моря, прожить подле него долгую жизнь, за которую так и не пресытиться им.Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям — движущуюся, стремительную, живую.

Прозрачности художник достигал, используя технику лессировки, то есть нанося тончайшие слои краски друг на друга. Айвазовский предпочитал масло, но нередко его волны кажутся акварельными. Именно в результате лессировки изображение приобретает эту прозрачность, причем цвета кажутся очень насыщенными, но не за счет плотности мазка, а за счет особой глубины и тонкости.

Виртуозная лессировка в исполнении Айвазовского — отрада для коллекционеров: большинство его картин в прекрасном состоянии — тончайшие красочные слои меньше подвержены растрескиванию.Писал Айвазовский стремительно, часто создавал работы за один сеанс, поэтому у его техники лессировки были авторские нюансы.

Вот что пишет об этом Николай Барсамов, многолетний директор Феодосийской картинной галереи и крупнейший знаток творчества Айвазовского: «…воду он иногда лессировал по полусухому подмалевку. Часто художник лессировал волны у их основания, чем придавал глубину и силу красочному тону и достигал эффекта прозрачной волны.

Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины. Но лессировка в живописи Айвазовского не была обязательным последним этапом работы, как это было у старых мастеров при трехслойном методе живописи.

Вся живопись у него в основном проводилась в один прием, и лессировка часто применялась им как один из способов наложения красочного слоя на белый грунт при начале работы, а не только как завершающие прописки в конце работы.

Лессировкой художник иногда пользовался на первом этапе работы, покрывая полупрозрачным слоем краски значительные плоскости картины и используя при этом белый грунт холста как светящуюся подкладку. Так иногда писал он воду. Умело распределяя красочный слой различной плотности по холсту, Айвазовский достигал правдивой передачи прозрачности воды».

К лессировкам Айвазовский обращался не только при работе над волнами и облаками, с их помощью он умел вдохнуть жизнь и в сушу. «Землю и камни Айвазовский писал грубыми щетинистыми кистями. Возможно, что он их специально подрезывал, чтобы жесткие концы щетины оставляли борозды на красочном слое, — рассказывает искусствовед Барсамов.

— Краска в этих местах обычно положена плотным слоем. Как правило, Айвазовский почти всегда лессировал землю. Лессировочный (более темный) тон, попадая в борозды от щетины, придавал своеобразную живость красочному слою и большую реальность изображенной форме».Что же до вопроса «откуда краски?», известно, что в последние годы он покупал краски берлинской фирмы «Mеwes».

Все просто. Но имеется еще и легенда: будто бы Айвазовский покупал краски у Тёрнера. На этот счет можно сказать только одно: теоретически это возможно, но даже если так — Айвазовский точно не написал тёрнеровскими красками все 6 000 своих работ.

И ту картину, которой впечатленный Тёрнер посвятил стихотворение, Айвазовский создал еще до знакомства с великим британским маринистом.
Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь.«На картине твоей вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем, в нем отражающуюся. Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок. Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое вечно и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений», — стихотворения Уильяма Тёрнера о картине Айвазовского «Неаполитанский залив в лунную ночь».
Иван Константинович Айвазовский. Среди волн.

Главное – начать, или В темпе Айвазовского

Айвазовский всегда начинал работу с изображения неба, причем писал его в один приём — это могли быть и 10 минут, и 6 часов. Свет в небе он рисовал не боковой поверхностью кисти, а ее торцом, то есть «освещал» небо многочисленными быстрыми прикосновениями кисти.

Небо готово — можно отдохнуть, отвлечься (впрочем, такое он позволял себе только с картинами, на которые уходило достаточно много времени). Море же мог писать и в несколько заходов.Долго работать над картиной в представлении Ивана Айвазовского — это, к примеру, писать одно полотно 10 дней.

Именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать свою самую большую картину — «Среди волн». При этом, по его признанию, вся его жизнь была подготовкой к этой картине. То есть работа потребовала максимум усилий от художника — и целых десять дней.

А ведь в истории искусства не редкость случаи, когда картины писались по двадцать и более лет (например, Федор Бруни писал своего «Медного змия» 14 лет, начал в 1827-м, а закончил в 1841-м).В Италии Айвазовский в определенный период сошелся с Александром Ивановым, тем самым, который писал «Явление Христа народу» 20 лет, с 1837-го по 1857-й.

Они даже пытались вместе работать, но довольно скоро повздорили. Иванов мог месяцами трудиться над этюдом, пытаясь добиться особой точности тополиного листочка, Айвазовский же успевал за это время исходить все окрестности и написать несколько картин: «Писать тихо, корпеть месяцы не могу. Не отхожу от картины, пока не выскажусь».

Столь разные таланты, разные способы творить — каторжный труд и радостное любование жизнью — не могли долго держаться рядом.

Иван Айвазовский рядом со своей картиной, фотография 1898 года.

Айвазовский у мольберта.«Обстановка мастерской отличалась исключительной простотой. Перед мольбертом стоял простой стул с плетеным камышовым сиденьем, спинка которого была залеплена довольно толстым слоем краски, так как Айвазовский имел привычку закидывать руку с кистью за спинку стула и, сидя в пол-оборота к картине, оглядывать ее», — из воспоминаний Константина Арцеулова, этот внук Айвазовского тоже стал художником.

Творчество как радость

Муза Айвазовского (извините нам эту высокопарность) — радостна, а не мучительна.

Читайте также:  Портрет напольного гетмана, иван никитич никитин

«По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица, можно было смело сказать, что такой труд — истинное наслаждение», — это впечатления чиновника Министерства императорского двора, литератора Василия Кривенко, наблюдавшего за тем, как Айвазовский работает.

Айвазовский, безусловно, видел, что для многих художников их дар — то ли благословенье, то ли проклятье, иные картины пишутся едва ли не кровью, истощая и выматывая своего создателя.

Для него же подходить с кистью к холсту всегда было самой большой радостью и счастьем, он обретал особую легкость и всемогущество в своей мастерской. При этом Айвазовский внимательно прислушивался к дельным советам, не отмахивался от замечаний людей, которых ценил и уважал. Хотя не настолько, чтобы поверить, что легкость его кисти есть недостаток.

Пленэр VS мастерская

О важности работы с натурой в те годы не твердил только ленивый. Айвазовский же предпочитал с натуры делать мимолетные наброски, а писать в мастерской. «Предпочитал», пожалуй, не совсем то слово, дело не в удобстве, это был его принципиальный выбор.

Он считал, что невозможно изобразить с натуры движение стихий, дыхание моря, раскаты грома и сверкание молнии — а именно это его интересовало. Айвазовский обладал феноменальной памятью и своей задачей «на натуре» считал впитывать происходящее.

Ощущать и запоминать, для того чтобы, вернувшись в мастерскую, выплеснуть эти ощущения на холст — вот зачем нужна натура. При этом Айвазовский был великолепным копировальщиком. Во время обучения у Максима Воробьева он продемонстрировал это свое умение в полной мере.

Но копирование — хоть чьих-то картин, хоть природы — представлялось ему куда меньшим, чем он способен сделать.

Иван Константинович Айвазовский. Бухта Амальфи в 1842 году. Набросок. 1880-е
Иван Константинович Айвазовский. Побережье в Амальфи.О стремительной работе Айвазовского и о том, что представляли из себя его наброски с натуры, оставил подробные воспоминания художник Илья Остроухов:«С манерой выполнения художественных работ покойным знаменитым художником-маринистом Айвазовским мне пришлось случайно ознакомиться в 1889 году, во время одной из моих заграничных поездок, в Биаррице. Приблизительно в одно и то же время, в какое я прибыл в Биарриц, приехал туда и Айвазовский. Почтенному художнику было уже тогда, как помнится, лет этак за семьдесят… Узнав, что я хорошо знаком с топографией местности, [он] тотчас же потянул меня на прогулку по океанскому берегу. День был бурный, и Айвазовский, очарованный видом океанского прибоя волн, остановился на пляже…Не спуская глаз с океана и ландшафта далеких гор, он медленным движением достал свою крохотную записную книжку и нарисовал всего лишь три линии карандашом — очертание далеких гор, линию океана у подошвы этих гор и линию берега от себя. Потом мы пошли с ним дальше. Пройдя около версты, он снова остановился и сделал такой же рисунок из нескольких линий в другом направлении.— День пасмурный сегодня, — сказал Айвазовский, — и вы мне, пожалуйста, скажите только, где у вас здесь восходит и заходит солнце.Я указал. Айвазовский поставил в книжке несколько точек и спрятал книжку в карман.— Теперь пойдемте. Для меня этого достаточно. Завтра я нарисую океанский прибой в Биаррице.На другой день действительно были написаны три эффектные картины морского прибоя: в Биаррице: утром, в полдень и при закате солнца…»
Иван Константинович Айвазовский. Биарриц. 1889

Солнце Айвазовского, или При чем тут импрессионизм

Армянский художник Мартирос Сарьян заметил, что какую бы грандиозную бурю Айвазовский ни изображал, в верхней части холста всегда сквозь скопление грозовых туч будет пробиваться луч света — иногда явственный, иногда тонкий и едва заметный: «Именно в нем, этом Свете, и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь».
Иван Константинович Айвазовский.

Буря на Северном море.
Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь. 1849
Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1892
Иван Константинович Айвазовский. Корабль «Императрица Мария» во время шторма. 1892
Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь на Капри.

1841Если это солнце, то оно осветит самую черную бурю, если лунная дорожка, то заполнит своим мерцанием все полотно. Мы не собираемся называть Айвазовского ни импрессионистом, ни предтечей импрессионизма.

Но процитируем слова мецената Алексея Томилова — он критикует картины Айвазовского: «Фигуры пожертвованы до такой степени, что не распознать: на первом плане мужчины это или женщины (…) красуется воздух и вода». Об импрессионистах мы говорим, что главные герои их картин: цвет и свет, одна из основных задач — передача световоздушной массы.

В работах Айвазовского на первом месте — свет, и да, совершенно верно, воздух и вода (в его случае это о небе и море). Всё прочее выстраивается вокруг этого главного.Он стремится не просто правдоподобно изобразить, но передать ощущения: солнце должно сиять так, чтобы хотелось зажмуриться, от ветра зритель съёжится, от волны отпрянет в испуге.

Последнее, в частности, проделал Репин, когда Айвазовский внезапно распахнул перед ним дверь комнаты, за которой вставал его «Девятый вал».
Иван Константинович Айвазовский. Девятый вал.

Как смотреть на картины Айвазовского

Художник дал совершенно однозначные рекомендации: следует искать на холсте самую яркую точку, источник света, и, пристально всмотревшись в нее, скользить взглядом по холсту.

К примеру, когда его упрекали, что «Лунная ночь» не закончена, от утверждал, что если зритель «обратит главное внимание на луну и постепенно, придерживаясь интересной точки картины, взглянет на прочие части картины мимоходом, и сверх этого, не забывая, что это ночь, которая нас лишает всяких рефлексий, то подобный зритель найдет, что эта картина более окончена, нежели как следует».
Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь в Крыму. Гурзуф, 1839, 101×136.5 см.Константин Айвазовский не из тех художников, которые теряют вдохновение в процессе и бросают работы неокончеными. Но однажды такое случилось и с ним — он не дописал полотно «Взрыв корабля» (1900). Помешала смерть. Эта неоконченная работа особенно ценна для исследователей его творчества. Она позволяет понять, что художник считал главным на картине, с проработки каких элементов начинал работу. Мы видим, что Айвазовский начал с корабля и пламени взрыва — того, что возьмет зрителя за душу. А детали, по которым зритель будет просто скользить глазами, художник оставил на потом.
Иван Константинович Айвазовский. Взрыв корабля. 1900
Иван Константинович Айвазовский. Лазоревый грот. Неаполь. 1841Современного зрителя порой обескураживает интенсивный колорит полотен Айвазовского, его яркие, бескомпромиссные краски. Этому есть объяснение. И это вовсе не дурной вкус художника.
Фрагмент картины Ивана Айвазовского «Корабль среди бурного моря» (Эрмитаж).Сегодня на марины Айвазовского мы смотрим в музеях. Часто это провинциальные галереи, с обветшалым интерьером и без специального освещения, которое заменяется просто светом из окна. Но при жизни Айвазовского его картины висели в богатых гостиных и даже во дворцах. Под лепными потолками, на оклеенных роскошными шпалерами стенах, в свете люстр и канделябров. Вполне возможно, художник заботился о том, чтобы его картины не потерялись на фоне пестрых ковров и мебели с позолотой.

Знатоки говорят, что ночные пейзажи Айвазовского, которые нередко выглядят простовато при скудном естественном освещении или под редкими лампами, оживают, становятся таинственными и благородными, какими их задумывал художник, если смотреть на них при свечах. Особенно те картины, которые Айвазовский при свечах и писал.(с)

Источник: https://matveychev-oleg.livejournal.com/3698672.html

Сочинение по картине Айвазовского Среди волн

Свою картину «Среди волн» Айвазовский писал уже в преклонном возрасте восьмидесяти лет. Наверное, к тому времени он уже достаточно глубоко изучил море во всех его проявлениях, поэтому и картина оказалась шедевром. Она вобрала в себя всю любовь художника к морю. Все свои чувства он выразил на этом полотне.

Интересно, что  картина всецело посвящена морю. На ней нет изображений кораблей, или людей, здесь нет драматичного сюжета. Сюжет картины – просто из жизни моря. Это отличает ее от  других полотен художника. Главный ее герой и образ – море.

Оно штормит и во время этой стихии выглядит грозно, но величественно. Хотя, как говорят биографы Айвазовского, в первоначальном варианте на картине была изображена тонущая лодка, но потом он зарисовал этот предмет.

Наверное, этим своим поступком он подчеркнул свою необъятную любовь к морю.

Смотрю на картину и думаю о вечности. Море наедине со мной. И, кажется что я среди волн, которые могут меня поглотить в морскую пучину.

В зависимости от времени суток, то есть освещения, цвет волн на картине меняется, но образ моря остается грозным, таинственным, загадочным и прекрасным.  Они не кажутся безжалостными и темными благодаря использованию автором полутонов.

Бескрайнее, ослепительно красивое море сливается воедино с узкой полоской грозового неба. Но эта полоска не может нарушить общий колорит красок, которыми изображены волны.

А как мастерски постает кружевная пена на гребнях волн! Смотришь на нее, и настроение приподнимается, чувствуешь радость и восторг от этой морской реальности. И даже волны кажутся не такими уж и грозными.

Так и хочется сказать: «Море, возьми меня в дальние дали…»

На фоне казалось  непокоренного моря, в верхней части картины пробивается луч света, как будто луч надежды на светлое будущее. И именно этот луч просветляет морское пространство и думаешь, что все будет хорошо, что море не враг, а друг, с которым нельзя спорить, его надо любить.

Картина излучает небывалую позитивную энергетику. Можно долго смотреть на нее и думать о море. Можем только догадываться, какие чувства испытывал автор, создавая это полотно, ведь всю свою жизнь он общался с морем, он его боготворил.

Описание настроения картины Среди волн

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Русская зима. Лигачево Юона 6, 7 класс

    В картине преобладает белый цвет. Художник изобразил разгар настоящей русской зимы, которую сейчас почти нигде не встретишь. На полотне везде изображен снег, белоснежный и пушистый

  • Сочинение по картине Шмаринова Крестьянские дети 5 класс

    На этой картине изображены четверо детей. Они собирали в лесу грибы, а сейчас возвращаются домой. Наверное, это братья и их старшая сестра.

  • Сочинение по картине Сурикова Портрет дочери художника Оли

    На очень трогательной картине Сурикова Василия Ивановича, мы видим девочку, которая является старшей дочерью автора по имени Ольга. Она была написана в 1888 году и имела грандиозный успех

  • Сочинение по картине Грабаря Февральская лазурь 5 класс

    Когда смотришь на произведение «Февральская лазурь» на первый взгляд, кажется, что художник изобразил самую обыкновенную зимнюю природу. На земле голубоватым покрывалом лежит снег.

  • Сочинение по картине Юона Новая планета 8 класс

    Итак, на картине изображены планеты. Но внимание приковывает именно та, которая зарождается в данную минуту. Она поднимается из-за горизонта и моментально ослепляет всех людей. Вокруг разносятся ярко-оранжевые лучи

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/ajvazovskij/sredi-voln

Ссылка на основную публикацию