Картина «царевна-лебедь», михаил александрович врубель, 1900 — описание

Царевна-Лебедь — 1900 Михаил Врубель

Октябрь 26, 2012

Царевна-Лебедь

1900; 142,5х93,5 см; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Самым ярким «театральным» творением Врубеля исследователи называют декорации и костюмы к постановке оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, премьера которой состоялась в 1900 году на сцене Частной оперы. Оформление принесло Врубелю известность и имело большой успех — даже у тех, кто прежде относился к творчеству мастера пренебрежительно.

Под впечатлением оперы Врубель пишет картину «Царевна-Лебедь» — сценический портрет Надежды Забелы-Врубель. На полотне предстает не сама певица, а таинственный образ Царевны, навеянный ее лиричным и задушевным пением.

По воспоминаниям современников, голос и внешность певицы полностью соответствовали сказочным и фантастическим образам, которые она воплощала на сцене: голос у нее был «ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, легкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и совершенно спокойно льющийся… И какой облик! Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело».

Картину художник пишет на хуторе Ге близ станции Плиски в Черниговской губернии летом 1900 года. Врубель изображает жену на фоне собственных декораций к «Сказке о царе Салтане», в костюме, сочиненном им для спектакля. Но сценическая условность претворена в сказочную, пейзаж — это не фон-задник, а реальное пространство, где происходит чудесное превращение.

Момент перевоплощения лебедя в хрупкую и загадочную красавицу-царевну словно остановлен и длится, а свет заката преображает реальность, делает ее зыбкой и многозначительной. Мерцание больших глаз Царевны-Лебеди подобно блеску драгоценных камней перстней и кокошника, которые своим обилием и тяжестью усиливают впечатление ее хрупкости.

Врубель обладал редким даром видеть музыку в цвете. По словам жены художника, перламутровые оттенки, свойственные колориту «Царевны-Лебеди» и других картин, Врубель нашел в теме мор в музыке Римского-Корсакова.

Врубель — «Восточная сказка»

Восточная сказка

1886; 16,7х24,5 см;бумага на картоне, акварель, белила, лак

Киевский музей русского искусства

«Восточная сказка» была задумана как большая картина, заказанная киевским меценатом и коллекционером Иваном Терещенко. Над картиной Врубель работал около года, но так ее и не написал, ограничившись небольшой акварелью. Полученные авансом деньги он компенсировал картиной «Девочка на фоне персидского ковра».

На выбор сюжета повлияло чтение «Сказок Шехерезады» на французском языке, которые слушал Врубель в семейном кругу Праховых. Композицию подсказало впечатление от персидского ковра, который в это время находился в доме Праховых. Художник написал сцену в гареме восточного падишаха, в шатре из персидских ковров. Узору ковра подчинена вся композиция.

На примере «Восточной сказки» можно говорить о музыкальной основе работ Врубеля, построенных, как правило, на чередовании линейных и цветовых ритмов.

Сказочный мир Врубель драматизирует, наделяя психологической выразительностью лица основных фигур.

Их три — царевич, лежащий на ложе, юная женщина с потупленным взором, стоящая перед ним, и смуглая красавица в темных одеждах, ревниво и грозно устремившая взгляд на новую избранницу.

Драматическое начало произведения получает развитие в самом живописном языке акварели. Контрастные сопоставления цветов, где красный ложится рядом с зеленым, синий — с желтым и оранжевым, заставляют ощутить внутреннюю заостренность происходящего. И особое настроение тревоги создает тон кобальта, объединяющий все планы изображения.

Техническое замечание

Работа представляет собой ювелирную по тщательности и тонкости письма акварельную миниатюру. Художник прокладывал большие поверхности широкими заливками краски.

Затем кончиком тонкой киски покрывал их точками или мельчайшими разноцветными пятнышками, добиваясь эффекта мозаичного мерцания цвета в узоре восточных ковров, одежд, вещей, освещенных сложным светом луны и горящего масла или погруженных в глубину тени.

Врубель разнообразит форму красочных пятнышек, превращая их то в треугольник, то в ромбы, то в полосочки. Эти отличающиеся друг от друга по своим очертаниям пятна, как в калейдоскопе, образуют самые неожиданные комбинации и создают необычные декоративные эффекты.

Вместе с тем в силу своего разнообразия, в силу различной направленности этих полосок, точек, ромбов, треугольников поверхность листа наполняется движением, или плавно текущим, или напряженно-беспокойным.

(1856-1910) Михаил Врубель

Поделиться ссылкой в социальных сетях

Источник: http://www.filoli.ru/artists/077-wrobel/tsarevna-lebed.php

Р. Кирсанова. Картина М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

Врубель был очень и очень разносторонним художником, он писал и делал самые разные работы: выступал как керамист, как автор настенных росписей, великолепных портретов и живописных панно. В панно, которое мы будем рассматривать, мы видим черты и символизма, и, конечно, стиля модерн, современного Врубелю.

Судьба Врубеля была очень не простой.  Вообще, наверное, в русской живописи баловней и счастливцев практически нет. Начиная с 1906 года он начал слепнуть, а в 1910-м ушел из жизни. Одна из последних его больших работ – прелестных, красивых, великолепных – это, конечно, «Царевна-Лебедь».

К сожалению, эту удивительную картину растиражировали на конфетных коробках, на обертках, фантиках, ее бесконечно повторяли, так что она утратила свою первоначальную загадочность.

Но я надеюсь, что со временем всякий, кто придет в картинную галерею и увидит эту переливающуюся живопись, поймет, что врубелевское полотно действительно прекрасно.

«Царевна-Лебедь» Михаила Александровича Врубеля – своего рода символ прекрасной героини русской сказки, облаченной в великолепный наряд.

В основе сюжета о царевне Лебедь лежит как «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина, увидевшая свет в 1832 году, так и одноименная опера Римского-Корсакова, поставленная в 1900 году, в которой главную партию исполняла жена художника, Надежда Ивановна Забела-Врубель.

Врубель создает ее портрет в этой роли, однако пишет тем не менее не конкретный, а некий обобщающий образ героини русских сказок. Перед нами прелестная девушка в девичьем головном уборе, из-под которого видны волосы.

Конечное, это сказочная, даже фантастическая героиня, здесь все сверкает – серебрятся перламутрово-сияющие отблески белого на ее крыльях, белое на белом, с темными тенями, ее огромные глаза, косы, спускающиеся вдоль спины, серебряное кружево на платке, высокое очелье с жемчужными поднизями. Здесь есть все, что характерно для роскошного национального костюма. 

Врубель-художник вообще тяготеет к такого рода таинственности.

Достаточно вспомнить другие его картины, где у него так же переливается цвет, будь то знаменитая «Сирень», когда буквально ощущаешь аромат влажной сирени с набухшими гроздями, или «Пан», глядя на которого мы слышим и ароматы, и шорохи написанного поля. А здесь иное ощущение влажности, связанное с образом Лебедя, только что превратившегося в прекрасную девушку.

Время, когда была написана эта картина – рубеж веков. Время, когда заметна менялась вся стилистика жизни. Очень многие захотели попробовать себя творцами своего мира: обустраивали свои дома, изобретали себе наряды. На помощь им пришли художники. Врубель был одним из таких художников.

Он работал для театра, в частности, потому, что его жена была известной певицей. Но кроме того он просто придумывал для нее повседневную одежду. И очень многие художники того времени сочиняли новые платья, которые должны были соответствовать стилистике нового дома. Нам стиль модерн кажется очень свободным.

 Мы думаем, что это был такой период в искусстве, когда появились раскованные тела, когда люди могли двигаться свобожно, как хотят. Но это неправда. Модерн, в отличие от последующих направлений в искусстве, как раз заковывал женщину, причем буквально – в корсет.

Она даже не могла нормально сидеть на стуле, потому что корсет передней своей планшеткой упирался ей в ноги. А впечатление легкости, ползучести создавалось из-за тягучих линий, которыми струилось платье на актрисе на сцене или на женщине в повседневной жизни.

 Врубелю однако удавалось то, что не удавалось другим: насыщать формы дивными переливающимися цветами, которые придавали картинам какое-то, пожалуй, слегка мистическое настроение. Даже границы этих переливающихся платьев не всегда отчетливо различимы в его портретах, в том числе портретах Забелы-Врубель.

Именно она вдохновила художника на создание такого выразительного и яркого образа, как Царевна-Лебедь,  определившего наши представления о том, что есть русское национальное на весь следующий век…

Источник: http://yos.ru/mxk/39—1.html

Описание картины «Царевна-Лебедь» М.Врубеля

Мистичность М. Врубеля давно уже общепринятый факт, учитывая всех его демонов. Художника словно притягивали потусторонние силы. Не стали исключением и сказки, причем не народные, а литературные.

Он создавал их зыбкий, фантастический и не всякому понятный мир. Истоки этого – в образовании живописца. Он увлекался музыкой, театром и оперой.

После знакомства с Надеждой Забелой он открыл для себя мир театральных декораций и эскизов сценических костюмов для жены.

Они поражали публику и критиков настолько, что они ожидали не столько премьеры спектакля, сколько приходили воочию увидеть костюмы оперной певицы.

Супруга стала музой для портретов, а Врубель был влюблен в ее голос, в создаваемый женщиной образ, в то, что так услужливо подсказывало воображение. В 1900 году композитор Н. Римский-Корсаков презентовал московской публике оперу «Царевна-Лебедь».

Врубель трудился над эскизами костюмов для актеров, а Надежда Забела исполнила партию Царевны. Сам художник, как известо, боготворил жену и жил для нее, посещал все репетиции, ночами сидел над декорациями и костюмами, и бесчисленное количество раз рисовал.

Вдохновленный музыкой и красотой сказочной героини, мастер создал картину «Царевна-Лебедь», прообразом для которой и послужила супруга.

Картина поражает своей статичностью. Вы не увидите здесь живой игры светотеней, вы лишь ощутите неясную тревогу. Замершая вода и неживые огни дальнего города, огромные глаза бледнокожей девушки навеивают воспоминания о тех таинственных и роковых женщинах, из-за которых мужчины не спят ночами и бросают семьи.

Если проводить параллель между демонами и Царевной-Лебедью, многие с уверенностью скажут, что она – демоница. Согласно опере и сказке, эта девушка помогает Гвидону. Но перед знатоками культуры невольно встает вопрос: «Почему ее хотел убить коршун?».

Она была волшебницей, чародейкой, то есть, имела прямую связь с потусторонним миром. А еще не зритель, не читатель не знает, откуда появилась эта незнакомка в кристально белых одеждах и роскошном кокошнике.

Точно известно происхождение всех героев пушкинской сказки, а она лишь «… поверх текучих вод

Вторая ассоциация – Афродита, рожденная из вод и строчка из цветаевского «я – бренная пена морская». Царевна-Лебедь появилась из моря, в котором, согласно перечню мифов и легенд жили прекрасные девы с чарующим голосом и бездонными глазами, а чтобы выбраться из пучины, они превращались в прекрасных белых птиц.

Очи врубелевской героини – отдельный разговор. Они приковывают к себе и не отпускают, они похожи на взгляд существа из другой вселенной. Они страшны и одновременно загадочны, причем загадка эта настолько дикая и первозданная, что просто не подлежит объяснению.

Девушку, изображенную на картине, довольно сложно назвать красивой по стандартным канонам. Но в ее бледной коже, темных волосах и хрупких длинных пальцах определенно есть магия и притягательность для сильного пола. Князь Гвидон перед Лебедью не устоял.

Загадочная царевна занимает всю композицию картины. Ее наряд – белый с оттенками серебра, настолько легкими, что они почти незаметны. Причем цвет платья и крыльев не мягкий и жизнерадостный, а кристаллический с оттенками голубого – такой поразительно холодный и неживой, что вы невольно задумаетесь о Снежной Королеве.

На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова. Волны бьются о его скалы, словно заманивая к себе. Невозможно разглядеть дома и княжеский замок, поскольку на картине лишь блики красного, оранжевого и желтого – единственные светлые пятна во всей композиции.

Они символизируют жизнь, а еще – страсть, которую скрывает взгляд Царевны. Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот «закипит, поднимет вой», слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом.

Узенькая полоска света вдали словно говорит о том, что есть в облике Лебеди нечто человеческое – она смогла полюбить.

Весь задний план холста наполнен сгущающимися сумерками. Это прощание ночи и дня, самое таинственное время суток. Сумеречная темнота накрывает чудный остров, морскую гладь и саму Царевну. Начинается та самая загадка – превращение.

Вы видите лебединые белоснежные крылья, которые через долю секунды станут морской пеной, а само превращение кажется бесконечным. Реальность картины Врубеля настолько искажена, что создается впечатление, будто некие демонические силы остановили время.

Читайте также:  Мазаччо — картины и биография

В первую очередь, это проявляется в одежде Лебеди. Роскошный кокошник, украшенный замысловатыми узорами, белыми и голубыми камнями – все сияет, подобно языческим украшениям.

Платье демонической красавицы – белое, цвета невинности и чистоты, а еще – бесконечности и холода, чем-то напоминает свадебный наряд. Возможно, художник передал тот миг, когда Царевна должна была явить себя Гвидону.

Поэтому мистическая девушка к зрителю не приближается, она уходит от него навстречу своему счастью, подобно блоковской незнакомке. Она смотрит на вас вполоборота, словно предупреждая, что демонов усмирить дано не каждому.

Картина выполнена в любимой технике живописца – все те же четкие черты лица, конечностей и деталей, игра теней, придающая им объем, а в остальном – грубые мазки мастихином, подчищенные ножом.

Говорят, Врубель сошел с ума, рисуя демонов. Уж не была ли Царевна-Лебедь одной из них? Критики, историки искусства, да и потомки самого художника ищут ответ на этот вопрос и не находят его и по сегодняшний день.

Говорят, что арт-терапия – изобретение Врубеля. Рисуя своих демонов и демониц, он мог контролировать свою шаткую психику. Психиатры, исследовавшие картины художника, пришли к выводу, что в его состоянии бывали улучшения, когда он рисовал и вспышки, когда он только задумывал картину.

Говорят, художник, верный жене, был соблазнен. И это правда. Его соблазнила та неведомая и ускользающая, мистическая и опасная сила искусства, которую он лишь на миг хотел остановить на картине «Царевна-Лебедь». Оказалось, остановил на вечность.

Источник: http://5sec.info/kartiny/kartina-vrubelya-carevna-lebed/

Царевна-Лебедь

Живопись русских художников Картина Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь». Холст, масло.

Силу богатырского эпоса Врубель чувствовал, но, вероятно, ему ближе были образы более хрупкие и лирические, «тающие и ускользающие», подобные тем, что создавала на сцене его жена.

Большая вереница сказочных произведений венчается двумя знаменитыми картинами, которые непременно вспоминаются каждому, кто хоть сколько-нибудь знает живопись Врубеля: «Пан», написанная в 1899-м, и, наконец, в завершение –  «Царевна-Лебедь» в 1900 году.

https://www.youtube.com/watch?v=cNGFnlMZNbs

О достоинствах «Царевны-Лебедь» высказываются разные суждения – не все согласны считать ее шедевром.

В ней нет той безмятежности, которая так трогательна в «Морской Царевне» – в сказочный мир вдруг вкрадывается тревога, вещие предчувствия. А. П.

Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий?»

Да, врубелевская Царевна-Лебедь скорее ведет свое происхождение от Девы-Обиды «Слова о полку Игореве», чем от героини пушкинской «Сказки о царе Салтане» или оперы Римского-Корсакова на этот сюжет. У Пушкина и Римского-Корсакова она дневная, светлая.

Царевич Гвидон спас ее от злого коршуна, она становится женой Гвидона и все устраивает к общему счастью.

На картине Врубеля загадочная птица с ликом девы едва ли станет женой человека, и благополучия не обещает ее томный прощальный взор, ее жест руки, предостерегающий, призывающий к молчанию.

Настроение картины тревожное: сгущаются синие сумерки, видна багряная полоса заката и какие-то недобрые красные огни вдалеке – не такие, как в ясном городе Леденец. Царевна не приближается – она уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный знак предостережения.

Необыкновенно красиво ее лицо – действительно, «красота неописанная» сказочных царевен, и ее волшебно-мерцающее оперение, дымчатое, отливающее розовым, и воздушная фата, и жемчуга кокошника, и блистающие драгоценные перстни. Все даже «слишком красиво» – может быть, потому эта картина и не всем теперь нравится.

Ее упрекают в театральности. Но, думается, она не более и не менее театральна, чем другие фантастические картины Врубеля: в его «волшебном театре» «Царевна-Лебедь», пожалуй, представляет кульминацию, увенчание и конец сказочной темы.

Никаких прямых связей со сценической трактовкой «Царя Салтана» в картине нет, и сама царевна даже не похожа на Н. И. Забелу – совсем другое лицо, в отличие от «Морской Царевны», где портретное сходство несомненно. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с его сестрой, Е. А. Праховой.

Вероятнее всего, Врубель придумал лик Царевны, в котором отдаленно отразились и слились черты и его жены, и дочери когда-то любимой им женщины, а может быть, и еще чьи-то.

Картину «Царевна-Лебедь» особенно любил Александр Блок. Фотография с нее всегда висела у него в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю».

Каких-либо прямых «иллюстративных» перепевов врубелевских образов в нем нет – поэтические представления возникают ассоциативно, внушаются, будятся картиной, ее переливами и вспышками красок, ее атмосферой неясных пророчеств, прощания с былым, предчувствия нового…

Дали слепы, дни безгневны,Сомкнуты уста. В непробудном сне царевны, Синева пуста. Были дни – над теремамиПламенел закат. Нежно белыми словами

Кликал брата брат…

Видится волшебный всадник:
Белый конь, как цвет вишневый…Блещут стремена… На кафтан его парчовый Пролилась весна. Пролилась – он сгинет в тучах,

Вспыхнет за холмом…

Предчувствуются смятения:
Будут вёсны в вечной смене И падений гнет. Вихрь, исполненный видений,– Голубиный лет… Что мгновенные бессилья? Время – легкий дым… Мы опять расплещем крылья,Снова отлетим! И опять, в безумной смене Рассекая твердь, Встретим новый вихрь видений,

Встретим жизнь и смерть!

Это писал еще юный Блок, автор «Стихов о Прекрасной Даме» и «Нечаянной радости»; писал, стоя на распутье, прощаясь с мистическими идиллиями своей молодости. «С Врубелем я связан жизненно», – скажет он позже.

Врубель ничего об этом не знал – не знал ни Блока, ни вообще молодую русскую поэзию; он любил Римского-Корсакова, Тургенева, Чехова, Ибсена, у него был свой «вихрь, исполненный видений», и свои прощания.

«Царевной-Лебедь» он прощался с «безгневностью», бестревожностью русского эпоса – прекрасная царевна уплывала, кончалась сказка, и снова настойчиво звал Демон, тот «монументальный Демон», который был отложен на будущее.
Далее →

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/vrubel_zarevna-lebed.html

Картина «Царевна-Лебедь». написана в 1900 году

Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, в семье военного юриста. Предки со стороны его отца были выходцами из прусской Польши («wro?bel» по-польски – воробей).

По службе его отец должен был часто переезжать.

Вследствие частых перемещений его отца, Врубель с детства испытал много новых впечатлений, живя попеременно в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове и опять в Петербурге.

Рисовать мальчик начал примерно в пятилетнем возрасте и время от времени брал уроки живописи. С начала января 1864 года по апрель 1867 года семья Врубелей жила в Саратове. В эти годы юный Михаил занимался у известного в Саратове художника, выпускника Академии художеств А.С. Година. Предметы гимназического курса ему преподавал НА.

Песков, исключенный из Казанского университета «за участие в студенческих беспорядках». В мае 1867 года семья Врубелей вновь переезжает в Петербург. В 1874 году он окончил Ришельевскую классическую гимназию в Одессе. По желанию отца Врубель окончил юридический факультет Петербургского университета.

В 1879 году в возрасте 23 лет Михаил окончил университет с золотой медалью. После этого отбыл воинскую повинность, получив чин бомбардира запаса. А осенью 1880 года он был принят в Академию художеств. Он сразу начал выделяться среди прочих студентов необычностью стиля и оригинальным взглядом на классические сюжеты (импрессионизм).

Из рассеянного и легкомысленного студента он превратился в фанатика своей работы.

В 1884 году Врубель уехал в Киев – для участия в реставрации Кирилловской церкви XII века и росписи Владимирского собора. В Киеве написаны картины «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка» (обе в 1886 году). Особое место принадлежит иконостасу Кирилловской церкви. Для создания икон Врубель побывал в Венеции и копировал там фрески.

В Киеве произошло первое обращение художника к теме демона, образ которого стал ключевым в творческом мировоззрении Врубеля. Сделанные им эскизы росписи Владимирского собора «Надгробный плач», «Ангел с кадилом и свечой» показались комиссии неканоническими, и в работе Врубелю было отказано.

В 1889 году художник приехал в Москву; здесь он познакомился со знаменитым меценатом СИ. Мамонтовым, в доме которого жил и работал над «Демоном (сидящим)» (1890 год), иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М.Ю. Лермонтова (1891 год).

В 1890 – 1893 годах Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства – создал проект фасада дома Саввы Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1892 год), а для ворот дома Мамонтова в Москве – декоративную скульптуру «Маска льва».

В 1894 году художник участвовал в оформлении спектаклей Русской частной оперы Мамонтова, а в конце декабря 1895 года вместе с труппой уехал на гастроли в Санкт-Петербург. Там в Панаевском театре он познакомился с певицей Надеждой Забелой, своей будущей женой. Михаил Врубель и Надежда Забела обвенчались 28 июля 1896 года в Женеве.

1 сентября 1901 года у Михаила и Надежды родился сын. Его назвали Саввой, в честь мецената Саввы Мамонтова, так помогавшего художнику.

В начале 1902 года у художника появились признаки психического расстройства. Жена увезла Врубеля на дачу в Рязанскую губернию. С апреля до конца августа он лечился в Москве.

В 1905 году болезнь обострилась. В марте Врубель перешел на лечение в клинику Ф.А. Усольцева.

При этом продолжал работать над картинами «Азраил» и «Видение пророка Иезекииля», «После концерта», графическим автопортретом.

В ноябре 1905 года Врубель был удостоен звания академика. В декабре у него резко ухудшается зрение. Последняя картина, которую он смог написать – портрет поэта В.Я. Брюсова. В конце февраля 1906 года художник полностью потерял зрение.

В том же году Сергей Дягилев устроил ретроспективу произведений художника на выставках «Мира искусства» в Санкт-Петербурге и русского искусства на Осеннем салоне в Париже, где произведениями Врубеля восхищался Пабло Пикассо.

Врубель во многом был новатором для своего времени. Художник рвет с академическими принципами изобразительного искусства XIX века: непременное изображение движения и присутствие интриги. Теперь молчание и тайна – полноправные персонажи в изобразительном искусстве.

Врубель доказывает это в своем творчестве такими шедеврами, как «Гамлет и Офелия» (1883 год), «Демон сидящий» (1890 год). Любовь и смерть – любимые темы Врубеля, которые открываются зрителю под разными символами.

Так, в картине «Девочка на фоне персидского ковра» (1886 год) мы видим некую переизбыточность роскоши, которая и является аллегорией тленности, печали и неизбежности конца. Идея смерти замечена и в «Гадалке» (1895 год).

Русская тема у Врубеля нашла емкое отображение в таких работах, как «Богатырь» (1898 год), «Микула Селянинович» (1895 – 1896 годы) и хрестоматийной «Царевна-Лебедь» (1900 год).

Врубель должен быть причислен к классикам русского искусства – значение его в истории русской живописи очень велико. Он замечателен не только как автор прекрасных картин, но и как один из первых, указавших путь современной монументальной живописи. Произведения его находятся в музее Александра III, в Третьяковской галерее, в музее Академии Художеств и во многих частных собраниях.

В 1910 году 14 апреля в клинике доктора Бари Врубель скончался.

«Царевна-Лебедь» – картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы НА. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки А.С. Пушкина.

Читайте также:  Описание картины "письмо с фронта", 1947, лактионов

Премьера оперы, лежащей в основе картины, состоялась в Частной опере СИ. Мамонтова 21 декабря 1900 года. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Н.И. Забела-Врубель.

Сохранились ее фотографии в роли царевны, по которым видно, что художник достаточно далеко ушел от натуры при создании своего произведения. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо ее печально.

Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далекого города.

В композиции картины не заметно какого-то явного движения. Тревожное небо, в предгрозовом состоянии, возможно, таит в себе беду. Прощальный взор Царевны-Лебеди полон грусти, перед сумрачным будущим. Однако она смело смотрит на приближающиеся невзгоды. Художник запечатлел образ женской красоты и загадочности, безропотно поклоняясь ей.

Источник: http://mirror7.ru.indbooks.in/?p=258112

Статья «Царевна-Лебедь Михаила Врубеля»

Царевна-Лебедь. М. Врубель. 1900

21 декабря 1900 года на сцене Частной оперы С. И. Мамонтова состоялась премьера музыкальной драмы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке А. С. Пушкина). Эскизы для декораций и костюмов создал художник Михаил Врубель, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Надежда Забела-Врубель.

Под впечатлением оперы художник начинает писать картину «Царевна-Лебедь». Врубель изобразил жену на фоне созданных им декораций к «Сказке о царе Салтане», в костюме, который он сам сочинил для спектакля.

Но полотно изображает не саму певицу, а загадочный образ Царевны, который был навеян ее лирическим и душевным пением.

По словам современников, голос у неё был «ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, лёгкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и совершенно спокойно льющийся… И какой облик! Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоумённая улыбка, тонкое и гибкое тело» (Михаил Гнесин).

В момент, когда лебедь перевоплощается в нежную и таинственную красавицу-царевну время словно застыло, а свет заката преобразил реальность. Большие глаза Царевны-Лебеди сверкают как драгоценные камни кокошника, обилие и тяжесть которых делают лишь более выразительным ее хрупкий образ.

У Врубеля был редкий дар видеть музыку цвета. Как говорила его жена, перламутровые оттенки, колорит которых был использован в «Царевне-Лебеде» и других картинах художника, Врубель смог найти в теме моря музыки Римского-Корсакова.

Если же говорить о точном портретном сходстве Царевны и жены художника, его нет! Глядя на фотографии Надежды Забелы в роли царевны, мы видим, что Врубель достаточно далеко ушёл от натуры в создании своего произведения.

Вероятнее всего, Врубель придумал лик Царевны, в котором отдалённо отразились и слились черты и его жены, и когда-то любимой им женщины (речь о Эмилии Львовне Праховой, в которую художник был влюблён во время работы над иконой «Богоматерь с младенцем»). Сын Эмили Львовны, Николай, находил в лице Царевны-Лебеди сходство со своей сестрой Еленой.

Надежда Забела-Врубель в костюме Царевны-Лебедь

Город Леденец на декорации Врубеля

Голова женщины (Э. Л. Прахова) Врубель. 1885.

Эмилия Прахова. Фотография 1870-х.

Богоматерь с младенцем (фрагмент). Врубель. 1885

Портрет Е. А. Праховой. 1894. Васнецов В. М.

Источники информации

http://opisanie-

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tcarevnalebed_mihaila_vrubelya_194248.html

Михаил Врубель. Царевна-лебедь

Источник своего вдохновения Михаил Александрович Врубель находил в русском былинном эпосе, национальной фольклорной традиции.

Опираясь на миф, легенду, былину, художник не иллюстрировал их, но создавал свой собственный поэтический мир, красочный и напряженный, полный торжествующей красоты и вместе с тем тревожной таинственности, мир сказочных героев с их земною тоской и человеческим страданием.

Надежда Ивановна Забела, известная певица и муза художника, внесла во внутренний мир Врубеля не только обаяние женской прелести. В его сердце еще больше вошла музыка. Искусство Врубеля и творчество Забелы были нерушимо связаны между собой незримыми, но прочными нитями.

Дарование Забелы формировалось при самом непосредственном участии Врубеля.
Надежда Ивановна создала незабываемый образ Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Знаком этого успеха послужила и открытка, выпущенная после бенефиса, — фотография Забелы в роли Царевны-Лебеди.

Эта открытка, по-видимому, и явилась толчком к появлению нового произведения Врубеля — картины «Царевна-Лебедь». Истинная музыкальность — в самой живописи, в том, как мерцают и переливаются воздушные, невесомые краски на первом плане, в тончайших градациях серо-розового, в поистине нематериальной живописной материи полотна, «превращающейся», тающей.

Вся томительная, печальная красота образа выражена в этой особенной живописной материи. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.

Каким надо было обладать даром, чтобы воплотить этот чистый и целомудренный облик в картину! Рассказать языком живописи о сновидении, о невероятном. Это мог сделать только великий художник, постигший прелесть Руси.

«Крылья — это родная почва и жизнь», — писал Михаил Врубель, а в другом обращении к близкому товарищу он восклицал: «Сколько у нас красоты на Руси… И знаешь, что стоит во главе этой красоты — форма, которая создана природой вовек. А без справок с кодексом международной эстетики, но бесконечно дорога потому, что она носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою?» Так осознать глубину самого сокровенного в искусстве дано очень немногим, и Врубель потому-то и смог написать этот шедевр, ибо любил Отчизну, народ, красоту. «Царевна-Лебедь». Девушка оборачивается, тонкое, нежное лицо печально, загадочной грустью светятся глаза; в них щемящая тоска одиночества. В самую глубину твоей души заглядывают широко открытые чарующие очи царевны. Она словно все видит. Поэтому, может быть, так печально и чуть-чуть удивленно приподняты собольи брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит.

Композиция построена таким образом, что создается впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далекому таинственному берегу. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками.

Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника, и мнится, что это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях морских волн и своим призрачным светом словно окутывает тонкие черты бледного лица, заставляет оживать шелестящие складки полувоздушной белой фаты, придерживаемой от дуновения ветра девичьей рукой.

Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны-Лебедь волнуется море. Мы почти слышим мерный шум прибоя о скалы чудо-острова, сияющего багровыми, алыми приветливыми волшебными огнями.

Далеко-далеко, у самого края моря, где оно встречается с небом, лучи солнца пробили сизые тучи и зажгли розовую кромку вечерней зари… Вот это колдовское мерцание жемчугов и драгоценных камней, трепета зари и бликов пламени огней острова и создает ту сказочную атмосферу, которой пронизана картина, дает возможность почувствовать гармонию высокой поэзии, звучащей в народной легенде. Невероятная благость разлита в холсте. Может, порою только легкий шорох крыльев да плеск волн нарушают безмолвие. Но сколько скрытой песенности в этом молчании. В картине нет действия, жеста. Царит покой. Все как будто заколдовано. Но вы слышите, слышите живое биение сердца русской сказки, вы будто пленены взором царевны и готовы бесконечно глядеть в ее печальные добрые очи, любоваться ее обаятельным, милым лицом, прекрасным и загадочным. «Царевна-Лебедь» — один из самых пленительных, задушевных женских образов, созданных художником. В ней нет безмятежности «Морской Царевны» — в сказочный мир вкрадывается тревога, вещие предчувствия. А.П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли это Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий. Да, врубелевская Царевна-Лебедь скорее ведет свое происхождение от Девы-Обиды «Слова о полку Игореве», чем от героини пушкинской «Сказки о царе Салтане» или оперы Римского-Корсакова на этот сюжет. У Пушкина и Римского-Корсакова она дневная, светлая. Царевич Гвидон спас ее от змеи, коршуна, она становится женой Гвидона и все устраивает к общему счастью. На картине Врубеля загадочная птица с ликом девы едва ли станет женой человека, и благополучия не обещает ее прощальный, томный взгляд, ее жест руки, предостерегающий, призывающий к молчанию. Настроение картины тревожное: сгущаются синие сумерки, видна багряная полоса заката и какие-то недобрые красные огни вдалеке — не такие, как в ясном городе Леденец. Царевна не приближается, она уплывает во тьму, и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный знак предостережения. Необыкновенно красиво ее лицо: «красота неописанная» сказочных царевен, и ее волшебно — мерцающее оперение, дымчатое, отливающее розовым, и воздушная фата, и жемчуга кокошника, и блистающие драгоценные перстни. «Царевна-лебедь», пожалуй, представляет кульминацию, увенчание и конец сказочной темы.

Картину «Царевна-Лебедь» особенно любил Александр Блок. Фотография с нее висела всегда у него в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю»:

Дали слепы, дни безгневны, Cомкнуты уста. В непробудном сне царевны Синева пуста. Что мгновенные бессилья? Время — легкий дым… Мы опять расплещем крылья, Cнова полетим! И опять, в безумной смене Рассекая твердь, Встретим новый вихрь видений,

Встретим жизнь и смерть!

О чудодейственных свойствах эфирных масел, о том, что натуральные эфирные масла отлично справляются с различными недугами и являются прекрасными косметическими средствами сказано уже немало. Однако нередко лучше всего проявляют себя не чистые эфирные масла, а ароматические смеси, в которых свойства одних масел дополняют и усиливают свойства других.

Источник: http://k-a-r-t-i-n-a.ru/mihail-vrubel-tsarevna-lebed/

Описание картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь» (материал для сочинения)

В настоящее время картина находится в Третьяковской галерее.

Создана картина по мотивам оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и сюжету сказки Пушкина.

Год создания: 1900 г.

Статья содержит факты биографии художника М. А. Врубеля и описание картины «Царевна-Лебедь». Информация будет полезной для написания сочинения в 3, 5 классе школы.

История создания картины

Первый год двадцатого века (1900) сулил Врубелям удачу, все складывалось как нельзя более благоприятно.

Надежда Ивановна Забела, жена художника Михаила Александровича Врубеля, только что с успехом исполнила партию Марфы в опере Римского-Корсакова «Царская невеста», написанную композитором специально для ее голоса, и теперь готовила партию Царевны-Лебеди в пленительной «Сказке о царе Салтане». Постановка на сцене Русской частной оперы предполагалась в декорациях Врубеля.

В том году в квартире Врубелей на Пречистенке часто устраивались шумные многолюдные вечера с веселыми затеями, которые придумывал Михаил Александрович, всегда элегантный, подтянутый, выглядевший моложе всех присутствующих, хотя ему исполнилось уже сорок четыре года.

За полночь затягивались импровизированные концерты, Надежда Ивановна пела много и охотно. Ее исполнительская деятельность началась совсем недавно, и довольно успешно. Она выделялась и прелестью своего голоса, и своеобразием певческой манеры. «Все певицы поют как птицы, а Надя — как человек»,— говорил Врубель. Чаще всего она пела Римского-Корсакова. Это был кумир дома.

Михаил Александрович испытывал к композитору чувство, похожее на восторженное юношеское преклонение. Бывая на всех репетициях и спектаклях Забелы (она пела и в «Садко», и в «Снегурочке»), слушая иногда по сто раз одни и те же арии и сцены, он не уставал наслаждаться. Ему казалось, что композитор открывает новые пути не только в музыке, он помогает рождению нового русского искусства.

Читайте также:  Картина «лунная ночь на днепре», куинджи, 1880

Самому Римскому-Корсакову, который очень любил бывать у Врубелей, Михаил Александрович полушутя говорил, что в чертах его лица видит сходство с царем Берендеем, себя же сравнивал с тем путником, который, блуждая по темному лесу, вдруг набрел на тропинку, которая вывела его в страну счастливых берендеев. «…Я благодаря Вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду»,— писал Врубель композитору.

Дружеские отношения с Римским-Корсаковым вносят в жизнь Врубеля особый свет. Музыка композитора как бы давала ему новые силы, наполняла желанием искать новые живописные решения. Получив заказ на роспись плафона в помещении Русской частной оперы, Врубель решает вместо традиционных Муз изобразить героев царства берендеева: Леля, Снегурочку, Купаву.

Возникает замысел панно на тему «Сказки о царе Салтане», создается целая серия керамических скульптур: «Садко», «Волхова», «Весна», «Берендей» и другие. Берендею Врубель придал черты портретного сходства с Римским-Корсаковым. И наконец полотно, ставшее таким популярным,— «Царевна-Лебедь».

Описание Царевны

В первые весенние месяцы 1900 года почти как экспромт родилось полотно «Царевна-Лебедь».

В прекрасном лице Царевны угадывались черты Надежды Ивановны, неточного сходства не могло быть, ведь Врубель писал не портрет жены в сценическом костюме,— вдохновленный музыкой «Сказки о царе Салтане», он пытался средствами живописи передать услышанный, прочувствованный им сказочный образ.

У картины появилось много поклонников. Вскоре же законченные Врубелем декорации «Салтана» понравились в театре, с большим одобрением принял их Римский-Корсаков. Пожалуй, такой счастливой не была судьба ни одной из прошлых работ Врубеля.

Перламутром отливают крылья Царевны в заходящих лучах солнца.

Так черна вода под нею, так узка полоска зари, так бездонна грусть в ее глазах… Шелестят под ветром сказочные крылья, сверкают дорогие каменья в ее уборе, затягивает, манит ее взгляд, взгляд не царицы, не повелительницы, а девушки-чернавушки, изведавшей сполна тоску-кручину русской женщины, для которой любовь неразрывна с жалостью…

В 1880 году Врубель поступил в Академию художеств, перед этим окончив юридический факультет Петербургского университета.

Занимался он с фанатическим упорством—по 14—15 часов в сутки, его не смущал ни голод, ни засаленный пиджачок, в котором приходилось иногда ходить в гости.

Через несколько лет он добивается успехов почти невероятных. Его академические рисунки выставляются рядом с рисунками Брюллова.

Преподаватели академии рекомендуют его для проведения реставрационных работ в Киеве, в Кирилловской церкви XII века. Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью. Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию.

Из Венеции он пишет одному из своих знакомых, что, наслаждаясь творениями Беллини и Тинторетто, самим воздухом чудесной Венеции, он понял для себя как художника, что «крылья—это родная почва и жизнь».

«Ах, милый, милый… сколько у нас красоты на Руси»,—продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «…она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою».

На протяжении ряда лет, захваченный разными образами и темами (в начале 90-х годов Врубель создает цикл иллюстраций к произведениям Лермонтова, «Демона», «Гадалку», «Испанию», ряд портретов и монументальных панно), он продолжает думать о выражении средствами живописи национальной красоты.

«Сейчас я опять в Абрамцеве, и опять меря обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать и на холсте, и в орнаменте. Это музыка цельного человека…»—пишет Врубель сестре.

На колоссальном панно он изображает былинного крестьянина-землепашца Микулу Селяниновича, монолитного, косая сажень в плечах, в голубых глазах его детское простодушие человека, не знающего своей силы.

Рядом с ним, пешим, Вольга на лошади — колдун, чародей, обучившийся «серым волком рыскать во темных лесах, щукой-рыбою нырять во синих морях». И в глазах Вольги — ужас, он не может понять этого гиганта-ребенка, оказавшегося сильнее его.

Врубель писал и наслаждался певучей былинной ритмикой, этим языком, запечатлевшим образ жизни невозвратный—с ее полнотой завершенности, покоем уверенной в себе силы…

В 1899 году Врубель пишет «Богатыря»— как бы новый вариант темы Микулы Селяниновича. В его образе сказочное переплетается с реальным. Толчок к работе в этом направлении дали «Богатыри» В. М. Васнецова, написанные в 1898 году.

Врубель находил их недостаточно «былинными».

Сам он искал образ большой обобщающей силы, образ-символ, который выразил бы его представление о неизмеримой мощи и силе русской земли, русского народа, в самом цвете картины он хотел передать «земную», «земляную» силу богатыря.

Только после долгих, мучительных для художника переговоров «Богатырь» был принят устроителями на выставку «Мира искусств». Полотно оценили по достоинству немногие, среди них — композитор Римский-Корсаков…

Л. Осипова, по материалам журнала «Семья и школа», 1968 год

Источник: http://mamotvet.ru/opisanie-kartiny-m-vrubelya-carevna-lebed-material-dlya-sochineniya/

Михаил Врубель Царевна Лебедь 1900

Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Летом 1896 г. Забела и Врубель обвенчались в Женеве. И сколько любви было в этом пении. Образом для героев многих его работ (например, «Снегурочка») стала муза всей его жизни известная певица Надежда Забела.

Еще мгновение – и она превратится в дивного белого лебедя. Первым крупным художественным опытом в этой сфере стало монументальное панно «Микула Селянинович», которое мастер представил в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Время, когда заметна менялась вся стилистика жизни. Она была волшебницей, чародейкой, то есть имела прямую связь с потусторонним миром.

О том же говорит фон картины – страстный и тревожный одновременно. Теплые, огромные и белоснежные крылья излучают жемчужный, перламутровый свет. Сначала это задумывалось как эскиз костюма к спектаклю, но затем выросло в нечто гораздо большее – в загадочный и манящий образ, гипнотизирующий тоской по нездешним мирам. Это неслучайно.

Врубель Михаил Александрович «Царевна-Лебедь» 1900

МоскваКогда композитор Римский-Корсаков сочинил оперу на сюжет пушкинской «Сказки о царе Салтане», Врубель создал для спектакля декорации, придумал костюмы.

«Другие певицы поют, как птицы, а Надя поёт, как человек», – сказал художник. Но это неправда. Образ мятущегося Демона преследовал художника десятилетиями, он видел в нем дух не столько «злобный», сколько «страдающий и властный».

На помощьим пришли художники. Врубель был одним из таких художников.

Изображение кажется бесплотным призрачным видением». Это показывает, насколько Врубель любил свой народ, отчизну и красоту. Царевна-Лебедь Врубеля печалится о чем-то невидимом за пеленой видимого мира.

Мерцает голубые, бирюзовые изумрудные самоцветы узорчатого кокошника. Впервые услышав пение Забелы, он подошел к ней за кулисами, целовал руки и повторял: «Какой прелестный голос. ».

Она старалась не выдавать своего беспокойства и поддерживала художника до последних дней. Именно вот таким образом Надежду Забелу называли ангелом-хранителем Врубеля.

Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот «закипит, поднимет вой», слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом.

Согласно опере и сказке, эта девушка помогает Гвидону. Волны бьются о его скалы, словно заманивая к себе. Но перед знатоками культуры невольно встает вопрос: «Почему ее хотел убить коршун. ». Они познакомились в Русской частной опере Саввы Мамонтова, на репетиции спектакля. Начиная с 1906 года он начал слепнуть, а в 1910-м ушел из жизни.

Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь. «Голос ровный-ровный, лёгкий, нежно-свирельный и полный красок. В картине живёт непостижимое, манящее и тревожное, чудо красоты, мечты, сказки. Таинственная дева изображена на фоне сумрачного моря и наступающего заката.

Создать образ «царевны-лебеди», Врубеля подтолкнул образ, который создала на сцене в опере Римского-Корсакова, его муза и певица, Надежда Забела. Она пережила Врубеля всего на три года и ушла из жизни в 45 лет. Изящная, хрупкая, невесомая, она — как сказочное видение. Надежда Ивановна.

Но картина «Царевна-Лебедь», за которую вскоре взялся художник, — не портрет жены в этой оперной роли.

Сколько красоты на Руси и трудно сказать, что стоит во главе этой красоты». Ощущение невероятной благости разлито в холсте.

Художник познакомился с певицей Надеждой Забелой, в которую влюбился, услыхав ее неповторимый голос – «ровный, легкий, нежно-свирельный, полный красок», как вспоминали современники. Художник и певица обвенчались в том же году.

Однако все же Царевну-Лебедь нельзя уподобить падшему ангелу.

В медленно спускающихся на землю сумерках с алой линией заката царевна уплывает прочь, она оглянулась, чтобы сделать последний многозначительный и предостерегающий жест Гвидону.

На картине вы не увидите ни жестов, ни действия. Изображение кажется бесплотным призрачным видением»5. После выступления Забелы в роли «царевны-лебедя» была выпущена открытка, которая и явилась толчком к написанию картины.

Царевна-Лебедь – 1900 Михаил Врубель

Одна из последнихего больших работ – прелестных, красивых, великолепных – это, конечно, «Царевна-Лебедь». После блестящего исполнения роли Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», художник незамедлительно решил писать ее портрет в этом образе. И какой облик. Время, когда была написана эта картина – рубеж веков.

На создание полотна «Царевна-Лебедь» Врубеля вдохновила постановка оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С.

Пушкина, где роль сказочной девы-птицы играла Надежда Забела-Врубель. Художник наделяет свой образ демоническими чертами.

Сказочную атмосферу, которая ощущается в каждом моменте картины, создает трепет зари, мерцание драгоценных камней и жемчугов, блики пламени.

На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова. Такое впечатление, что художник рассказывает зрителям о невероятном своем сновидении.

«Царевна-Лебедь»1900г. Холст, масло 142, 593, 5Государственная Третьяковская галерея. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Герои этого сказочного мира, подвержены человеческим страданиям и земной тоски.

Символ образуется на остове многочисленных смыслов, так он углубляет свое содержание и так он несет в себе не только идею одного произведения, но и всего творчества. «Царевна-Лебедь» опера Римского-Корсакова.

Вообще, наверное, в русской живописи баловней и счастливцев практически нет. Судьба Врубеля была очень не простой.

Это не могло не ранить сорокалетнего художника. Они символизируют жизнь, а еще – страсть, которую скрывает взгляд Царевны. Врубель описывал картину – «крылья девушки, это родная почва и жизнь.

Радужными красками переливается на белоснежном оперении девушки последние лучи солнца. И какой облик.

Картина «Царевна-Лебедь» Врубеля стала своеобразным гимном женскому образу эпохи модернизма – иррациональному, почти бесплотному, ускользающему и предвещающему некие перемены. Царит полный покой, все как – будто заколдовано.

Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Произведение вызвало скандал, комиссия Петербуржской Академии художеств признала работу «нехудожественной».

Вдали, на скалистом острове, чернеет сказочный замок, его узкие бойницы помечены полосками густого мрачноватого золота — огонь ли горит или падают на стёкла последние отблески заката, прикоснувшиеся и к тёмным вершинам дальних деревьев. У Врубеля между героями полотен есть определенная связь.

  • «Царевна-Лебедь» – одна из самых загадочных картин Врубеля
  • О чем тоскует Царевна-Лебедь Врубеля
  • Описание картины Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь»
  • Описание картины Михаила Врубеля «Царевна Лебедь»

Чудо чудное, диво дивное. » – говорил о Забеле композитор М. Гнесин.

Душа сказки сливалась в нём с душой человека. Катина «Царевна – лебедь» пожалуй, один из самых задушевных и пленительных женских образов, которые создал художник. Точно известно происхождение всех героев пушкинской сказки, а она лишь « поверх текучих вод плывет». Партию Царевны-Лебедь исполняла его жена.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201805/mihail-vrubel-carevna-lebed-1900/

Ссылка на основную публикацию