Картина тяжелый камень (чудо с камнем), спинелло аретино, 1387

Италия 7: день 7, часть 4: Флоренция (Санта-Кроче)

?J. Andrey Manoukhin (j_j_j) wrote,
2016-07-16 18:43:00J. Andrey Manoukhin
j_j_j
2016-07-16 18:43:00Санта-Кроче получилась у нас 6 лет назад базиликой Шредингера: вроде, мы ее и посетили, но была закрыта вся алтарная часть и практически весь музей. Так что, считай, и не ходили — непорядок. Необходимо было наверстать.

Справка: то, что базилика Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce, сайт, wiki), построенная в XIV веке, — самая большая францисканская церковь и один из известнейших готических храмов вообще, есть в любом путеводителе. Построили ее по проекту Арнольфо ди Камбио на месте часовни, заложенной лично Св.

Франциском (ее остатки внезапно обнаружились под полом базилики после наводнения 1966 года). В отличие от других итальянских готических храмов (Сиенский, Миланский, Орвиетский соборы) Санта-Кроче оформлен довольно строго, без вычурности — это связано, естественно, с тем, что нынешний фасад появился только в XIX веке.

Доминантой внешнего декора принято считать шестиконечную звезду Давида, которая, будучи почитаемым христианами ветхозаветным символом, в храмах встречается нечасто. Разгадка проста: архитектором фасада был правоверный иудей Никколо Матас, который использовал магендавид в качестве «универсального религиозного символа».

А спонсировал работы Анатолий Демидов, русский «князь Сан-Донато», вместе с братом Павлом. (Фасад нормально пофоткать не удалось, а почему — скажу в следующей части.)

Вход по-прежнему слева, там, где орел клюет задумчивого Данте в задницу. Очередь, несмотря на негуманные 8 евро за билет, приличная.Внутри базилика совершенно потрясающая: к и без того впечатляющей готике по проекту Вазари удачно добавлены раннебарочные детали.

Большую часть ранних алтарей заменили надгробия «лучших людей Флоренции», превративших Санта-Кроче в этакий флорентийский Пантеон (правда, Пантеон тогда был всего лишь полуразвалившимся римским храмом).

Хотя можно, конечно, сказать, что флорентийцы хоронили здесь всегда: первые могильные плиты на полу уже совсем истерлись, и только остатки надписи говорят, что здесь лежит Бьондо из рода Убертини, удачливый кондотьер и подеста (градоначальник) Пизы.Есть и семейные захоронения (причем вплоть до начала XX века: а что, уплочено).

Похоже на комаров, а ведь это всем известные пчелы Барберини.Среди похороненных в Санта-Кроче — изобретатель фортепиано Бартоломео Кристофори, автор врат баптистерия Лоренцо Гиберти, основатель современной политической мысли Никколо Макиавелли, великий оперный композитор Джоакино Россини, автор «Полонеза» Михаил Огинский.

Кое-кто представлен кенотафами (пустыми саркофагами): в первую очередь стоит упомянуть так и не отданного Равенной Данте, великого архитектора Леона Баттисту Альберти, Флоренс Найтингейл, Энрико Ферми и Гульельмо Маркони.Надгробие графа Витторио Альфьери, «отца итальянской трагедии», работы Антонио Кановы.Лично для меня тут очень важны два человека. Первый — это Галилей.

Пышный саркофаг — обманка, его поставили позже, и мало кто знает, что на самом деле Галилей лежит вот под этой плитой почти у центральных дверей базилики.А второй — Микеланджело.Вазари устроил ему величественное надгробие, но что-то мне подсказывает, что сам Микеланджело вряд ли бы рад: сам он считал лучшим памятником себе свои работы.

Впрочем, как бы кто ни относился к Вазари, такого кривого посвящения он, безусловно, не заслуживает: «Джорджо Вазари, рыцарю закона — благодарные потомки. Сделал Лоренцо Таккини, 1585 год»

Надгробия — это, конечно, интересно, но пресловутый «синдром Стендаля» возник у Стендаля (или, как мы знаем, не возник, а был позже придуман) именно здесь. Давайте переходить к росписям.

Левые капеллы нас в этом плане не интересуют: во-первых, они открыты только для верующих, во-вторых, половина расписана в XVIII-XX веках. Да, я бы посмотрел на работы Бернардо Гадди (Cappella Pulci-Berardi) и Мазо ди Банко (Cappella Bardi di Vernio, wiki), но если нельзя. то нельзя. А знаменитое распятие работы Донателло (wiki) до осени в Уффици, обидно: было бы интересно хотя бы заочно поучаствовать в его знаменитом споре с Брунеллески, приведенном у Вазари:

«Между тем Донато в то время как раз закончил деревянное распятие, которое впоследствии поместили в церковь Санта Кроче во Флоренции под картиной, написанной Таддео Гадди, и пожелал узнать мнение Филиппо; однако он в этом раскаялся, так как Филиппо ответил ему, что он посадил на крест мужика. Тот ответил: «Возьми кусок дерева и сам попробуй» (откуда и пошло это выражение), как об этом пространно повествуется в «Жизнеописании» Донато. Посему Филиппо, который хотя и имел повод для гнева, но никогда не гневался на что-либо ему сказанное, молчал в течение многих месяцев, пока не закончил деревянное распятие того же размера, но столь высокого качества и исполненного с таким искусством, рисунком и старанием, что, когда он послал Донато вперед к себе домой, как бы обманным образом (ибо тот не знал, что Филиппо сделал такую вещь), у Донато выскользнул из рук фартук, который был полон яиц и всякой снеди для совместного завтрака, пока он смотрел на распятие вне себя от удивления и от вида тех остроумных и искусных приемов, которыми Филиппо воспользовался для передачи ног, торса и рук. Фигура была скомпонована и сложена с такой цельностью, что Донато не только признал себя побежденным, но и превозносил ее как чудо. Вещь эта находится ныне в Сан-Мариа Новелла, между капеллой Строцци и капеллой Барди да Вернио, безмерно прославляемая и в наше время».
Для справки — распятие Брунеллески (wiki). Не знаю, как кому, но мне донателловское нравится больше.

Еще одна работа Донателло (говорят, чуть ли не единственная ни разу не переезжавшая со своего места). «Благовещение Кавальканти» (wiki) он выполнил почти через 30 лет после «Распятия». Его особенностью является то, что Мария стоит перед коленопреклоненным, как и положено, ангелом.

Видно, насколько Донателло свободнее в скульптурной форме, чем в юности, но также видно и то, что с пространством он до сих пор не освоился: фигуры полные, без свойственных композициям в нишах сокращений, и поэтому кажется, что им тесновато (посмотрите, как ангел поджимает левую руку) — как будто в рассказанном Вазари анекдоте про Нанни ди Банко фигурировал не Донателло, а кто-то другой.

«Под этой нишей стоят в другой нише четыре святых из мрамора, заказанные тому же Нанни цехом кузнецов, деревообделочников и каменщиков; и рассказывают, что, когда они были закончены круглыми и стоящими отдельно один от другого и ниша была сложена, то, как ни старались, в нее входили только три статуи, ибо некоторых он изобразил с распростертыми руками. Огорчившись и отчаявшись, обратился он к Донато за советом, как пособить несчастью и исправить недосмотр. Донато же, посмеявшись на этот случай, сказал: «Если ты обещаешь заплатить за ужин для меня и всех молодчиков из моей мастерской, я готов заставить этих святых влезть в нишу без всякого затруднения». Когда же Нанни обещал это с большой охотой, Донато на несколько дней отослал его в Прато для снятия кое-каких обмеров и для всяких других дел. Отправив Нанни таким способом, Донато со всеми своими учениками и подмастерьями принялся за работу и стесал у этих статуй у одной плечи, а у другой руки, так что они, потеснившись, поместились в нише и оказалось, что одна положила руку на плечо другой. Таким образом решение Донато, сочетавшего их воедино, скрыло ошибку Нанни, так что, стоя и сейчас на том же месте, они являют очевиднейшие признаки согласия и братства, и тот, кто не знает в чем дело, не замечает первоначальной ошибки».
Впрочем, говорят, что это ошибка или мистификация Вазари, поскольку эти двое святых (wiki) считаются вырезанными из одного куска мрамора.А вот в восьмигранной кафедре Бенедетто да Майано идея перспективы обыгрывается вовсю, что и понятно: как-никак, полвека прошло.Алтарная капелла потрясает даже на общем плане.Росписи Аньоло Гадди посвящены сюжету «Обретение истинного креста». Ключевые моменты: «Хосров, шах персидский, завладевает крестом». Персы в волчьих шапках чудо как хороши.»Сон Ираклия, императора Византийского».

К сожалению, снять что-то в капелле Перуцци (wiki) очень сложно: фрески сильно выцвели и осыпались, а места очень мало. Поэтому скажу лишь, что расписывал ее Джотто на сюжеты житий Св. Иоанна Крестителя и Св. Иоанна Богослова.

А вот соседняя капелла Барди (wiki) после реставрации выглядит прилично, что не может не радовать: она считается одной из вершин творчества Джотто. Здесь снова «Францисканский цикл», но он сильно отличается от того, что представлен в верхней церкви в Ассизи.

«Явление братии в Арле».»Испытание огнем».»Похороны Св. Франциска».»Видение о вознесении Св. Франциска».Св. КлараАллегория послушанияАллегория целомудрия.Считается, что алтарный образ до-джоттовской эпохи, написанный в византийской манере, был перенесен еще из той, первой церкви. Некоторые исследователи писали, что это рука Чимабуэ, — но, видимо, от незнания других имен и манеры Чимабуэ. На Коппо ди Марковальдо похоже больше, но тонировка и характерная прорисовка лиц говорят не в пользу и этой гипотезы. Так что кем был «мастер Св. Франциска Барди», остается неизвестным. Зато видно, как далеко шагнула живопись с появлением Джотто.Боковые капеллы продолжаются и на правой стене, загибаясь в трансепт. Здесь традиционный островок для всех не долетевших до середины Днепра.

Капелла Веллюти (Cappella Velluti, wiki): «Бой Св. Архангела Михаила с драконом» Якопо дель Казентино, ученика Джотто и автора витражей алтарной капеллы. Посмотрите, как интересно с инженерной точки зрения организована многоголовость дракона — пожалуй, я больше нигде такого не видел.

Капелла Барончелли (Cappella Baroncelli, wiki) расписана Таддео Гадди (говорят, что «Введение Богородицы во храм» — первый сюжет с построением перспективы на ракурсных объектах, т.е. лестнице и зданиях). Алтарный полиптих приписывают Джотто.

Капелла Кастеллани (Cappella Castellani, wiki), выполненная сыном Таддео, Аньоло Гадди, наиболее разнообразна в смысле сюжетов и наиболее сюрреалистична в смысле подачи.

«Апокалиптическое видение Св. Иоанна на Патмосе»

Видимо, это не львы: «И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево» (Откр 7:1). Но на львов очень похожи.

«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю.

Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.

А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней» (Откр 12:1-6)

Как-то все не так. Дракон, одна штука — есть. Жена с муками рождения — имеется. Младенец в наличии, предположительно мужеского пола. Солнца, луны, венцов, звезд, диадем не наблюдается, а младенец перепеленут, прямо скажем, в тюремную робу. Странно все это.»Св.

Иоанн Богослов превращает хворост и камни в золото и драгоценности, а потом обратно» — фреска сохранилась фрагментарно из-за поставленного поверх нее надгробия графини Олбани, жены «молодого претендента» Карла Стюарта (он же Bonnie Prince Charlie) и любовницы Альфьери.»Чудо с золотым кубком» и «Усмирение шторма Св. Николаем»»Три чуда Св.

Николая»Особенно модно здесь издеваться над стариками: «Чудо с телегой» (за него Св. Николай получил дополнительный день почитания).»Избиение Св. Антония бесами, разрушившими его скит».»Мученичество Св. Аполлонии».

«Язычники схватили также Аполлонию, дивную старушку-девственницу, били по челюстям, выбили все зубы; устроили за городом костер и грозили сжечь её живьем, если она заодно с ними не произнесет кощунственных возгласов. Аполлония, немного помолившись, отошла в сторону, прыгнула с разбега в огонь и сгорела» (Евсевий Памфил, «Церковная история», VI,41).

Теперь Аполлония покровительствует стоматологам — как говорится, у кого что болит. Интересно, откуда растет рука у правого язычника?Чуть дальше направо, в небольшом коридоре, ведущем в капеллу Медичи работы Микелоццо, уже начинается музей. Здесь представлены произведения многочисленных флорентийских художников.

Читайте также:  Портрет девушки с книгой стихов петрарки, андреа дель сарто, 1528

Но мне больше всего запомнился терракотовый алтарь Андреа делла Роббиа (Андреа все-таки мягче, чем Лука, хотя техника очень близка).В сакристии есть работы Таддео Гадди, Спинелло Аретино и Джованни делла Роббиа, но на них мало кто обращает внимание. Крохотную капеллу Ринуччини, расписанную Джованни да Милано, и ее алтарный образ работы Джованни дель Бьондо даже не замечают.

Потому что все сразу смотрят на «Распятие» Чимабуэ (wiki) и вспоминают его трагическую историю.

«Распятие» было почти утрачено после наводнения 1966 года. Вот как об этом пишет в «Автобиографии» Франко Дзеффирелли:

«А какой горестной оказалась потеря «Распятия» Чимабуэ, которое бережно хранилось в музее Санта-Кроче! Вода сорвала с деревянного креста слой левкаса с живописью, и его фрагменты еще лежали в грязи, когда вода начала спадать.

Группа ребят из городских художественных училищ все утро терпеливо копалась в грязи, приветствуя криками радости каждый найденный кусочек.Они собирали их с благоговением, как святыню, и складывали на деревянную доску для просушки. Благодаря найденным фрагментам «Распятие» можно было бы восстановить.

Когда подъехал грузовик, развозивший еду, они, ненадолго прервавшись, чтобы перекусить, возбужденно рассказывали приехавшим ребятам, чем занимаются.

В этот короткий перерыв в музей приехали уборщики и, в соответствии с полученным приказом, мощной струей воды стали вымывать из зала Чимабуэ грязь.

Доска, на которую ребята бережно складывали фрагменты для просушки, была смыта. Вернувшись, они не могли поверить собственным глазам, глядя, как последний ручеек грязной воды навсегда уносит их сокровище».

Ничего не могу с собой поделать, каждый раз глаза на мокром месте.Некоторые спрашивают: как же так, почему «Распятие» так сильно пострадало, оно же, вроде бы, не на полу лежит, а висит, причем довольно высоко (питерцы, кстати, не спрашивают — но у них и скалигерский способ размещения саркофагов вопросов не вызывает). Разгадка проста и печальна.

Видите верхнюю табличку? Вот на сколько поднималась тогда вода (ниже — уровни других наводнений).

Ну, а закончим мы прогулку по Санта-Кроче капеллой Пацци (Cappella Pazzi, wiki), построенной Филиппо Брунеллески: считается, что именно здесь он опробовал знаменитую конструкцию купола, примененную позже в соборе.

Все скульптурные фрагменты выполнены Донателло.

Полихромный купол портика — работы Луки делла Роббиа.Он же добавил «фирменные» бело-голубые медальоны с апостолами.А вот полихромные тондо с евангелистами — работа самого Брунеллески.

Строительство было начато в 1429 году, но постоянные задержки с выплатами привели к тому, что портик был закончен только через полвека, в год знаменитого заговора, когда Пацци, подстрекаемые кардиналом Риарио, убили в соборе Джулиано Медичи и ранили его брата Лоренцо Великолепного.

На этом у Пацци, соперничавшего с Медичи рода, окончательно кончились деньги, и одно из величайших произведений Возрождения таи и осталось не законченным. Возможно, и к лучшему: глядишь, пришел бы через сотню-другую лет какой-нибудь Палладио и разрушил бы до основания. А зачем?

продолжение следует

Источник: https://j-j-j.livejournal.com/348450.html

Камень карнеол: магические свойства

Среди современных любителей самоцветов трудно найти ценителя, целиком и полностью приверженного одному лишь карнеолу. Ничего удивительного: почти непрозрачные камни коричневого, желтого, оранжевого с густой примесью красного, иногда еще красновато-розового оттенков – вот и все вариации окраски минерала.

…известен и любим карнеол – с древности!

На Руси такие камни звали сердоликами – за сходство с сердцем. На Востоке же карнеол нередко украшался гравированной молитвой Всевышнему с просьбой об избавлении от дьявольского влияния, оправлялся в золото и носился в перстне или подвеской.

Древние египтяне, вытачивавшие из карнеола фигурки священных скарабеев, и вавилоняне, делавшие из него печати, не самые давние почитатели красоты красного камня. Полюбоваться глубокой игрой света любили, оказывается, самые дальние наши предки. Палеолитические стоянки древнего человека нередко содержат внушительные коллекции природных сердоликов.

Откуда красное свеченье?

Карнеол – камень непрозрачный, но просвечивающийся. Цветность его обусловлена распределением окислов разновалентного железа в толще диоксида кремния. Неустойчивость металла в некоторых его соединениях и дает все разнообразие цветовой гаммы карнеола.

Издавна замечено, к примеру, что индийские сердолики богаты цветом и интересны на просвет. Выяснилось, что под жарким солнцем тропиков малооцвеченные камни обретают густоту, плотность и благородство окраски. Вызываются изменения естественными процессами распада соединений железа, ускоряемыми нагреванием.

Наиболее ценным считается появление у камня коричнево-красного цвета огненно-ярких, но размытых оранжевых тонов. Будучи тщательно отполирован, такой карнеол выглядит как тлеющий уголь, охваченный всполохом пламени.

Подделки

Добиваясь появления теплой расцветки обычно бесцветных (серых) халцедонов, мошенники подкрашивают полосчатые от природы камни азотистым железом. Эффект неглубок, а подделка сравнительно легко распознается – как по недостаточности эстетического воздействия, так и методом раскалывания камня.

Народными умельцами практикуется медленное прокаливание слабоокрашенных кремнеземов на огне. При должном старании итог нередко получается впечатляющим – однако опытный покупатель знает главное.

По-настоящему дорогой карнеол отличается внутренней «облачностью» в структуре распределения примесей.

Контрастная полосчатость, столь ценимая у сардоникса (ближайшего минерального «родственника»), карнеол не красит.

Денежное выражение

В зависимости от интенсивности окраски и рисунка внутренней структуры камня, один грамм обработанного карнеола может стоить от двух до десяти долларов. Истратив всего сотню, можно собрать коллекцию камней, добытых из лучших месторождений мира. Индия и Монголия, Зея и Приамурье, Крым и Болгария, Уругвай и Бразилия, Монтана и Мадагаскар будут представлены в ней характерными экспонатами.

Исторические камни (часто – граненые октаэдром и украшенные гравировкой) ценятся на уровне музейных раритетов.

Символика карнеола

Древние египтяне без колебаний дарили карнеол богине женственности и материнства Исиде. Ее расписные одеяния всегда окрашивали в цвета, присущие этому минералу. В эллинских традициях этот самоцвет олицетворял веселого и деятельного Эрота.

Средневековое восприятие связывало ярко окрашенный минерал с мучеником Варфоломеем. Однако ренессанс вернул эротическое звучание символике камня.

Карнеол лечит

Сердоликотерапия – популярное направление современной натуропатии. Отринув радикализм готической эпохи, требовавшей ношения бус из карнеола на пояснице для лечения гастрита, целители наших дней рекомендуют тот же способ для восстановления потенции. Женские украшения, декорированные карнеолом – незаменимое средство усиления чувственности.

Кроме прочего, минерал лечит зрение – правда, для достижения эффекта нужно ежедневно и неотрывно вглядываться в его глубины по четверти часа. Облегчает самоцвет и лечение болезней щитовидной железы.

Вечная магия

Ведуны и колдуньи всех рангов и специализаций единогласно относят карнеол к регуляторам любовных отношений. Помимо помощи в реализации матримониальных планов, минерал способствует развитию искусства красноречия, умения договариваться и улаживать разногласия.

По мнению практиков магии – еще древнеримских – этот камень действует как безотказный защитник от природных стихий и техногенных катастроф. Во всяком случае, пишет древний автор, из-под развалин ни разу не было извлечено трупа, на руке или груди которого красовался бы карнеол…

Зодиакальные Львы и Раки могут носить украшения из карнеола с уверенностью в получении позитивного результата.

Название этого камня восходит к латинскому наименованию кизила, то есть «cornis», на цвет ягод которого очень похож по окраске карнеол.

По второй теории, название произошло от другого латинского слова, «карнеус», что в переводе означает «телесный». Однако наиболее часто употребляемое наименование этого камня вовсе не «карнеол», а «сердолик».

По своей видовой принадлежности карнеол принадлежит к халцедону, отличительной особенностью которого является окраска. Камень имеет различные оттенки красного, которые обусловлены наличием в его состав минерала гематита. Камень может иметь реже оттенки оранжевых, коричневатых и розовых тонов. Минерал просвечивает на свет, однако достаточно мутно.

Добывают этот минерал преимущественно в Индии, где находятся самые красивые экземпляры этого камня. Известны также богатые месторождения карнеола в Уругвае и Бразилии.

Лечебные свойства карнеола

Лечебные свойства карнеола были известные ещё в Древнем Египте, где этот камень часто в растёртом виде добавляли во все целебные зелья. Считалось, что камень оказывает стабилизирующее воздействие на психику, помогает восстановить силы, увеличивает целебное действие лекарства.

Камень положительно влияет на психику человека. Он способен излечивать человека от различных нервных расстройств, улучшать настроение, избавлять от депрессии и меланхолии, снимать последствия сильного стресса.

Карнеол действует на человека в зависимости от того, что его попросят сделать. Одним из символов просьбы является локализация его ношения. Так, если вы карнеол вправите в кольцо, то камень займется сердцем и кровообращением.

Если носить его в виде серёжек, то лечебные свойства карнеол направит на область головы, улучшит мозговое кровообращение, избавит от мигрени и головных болей, снимет эмоциональное возбуждение.

Если носить камень в виде браслета, то он будет воздействовать преимущественно на работу желудочно-кишечного тракта, ускорит метаболизм, сможет избавить от запоров и диарей.

Магические свойства карнеола

Главной особенностью этого минерала является его способность благотворно влиять на характер человека. Издревле магические свойства карнеола использовали в амулетах, которые кроме функций по защите, имели ещё и функцию формирования характера.

Считается, что у мужчин карнеол способен убрать излишнюю агрессию, смягчить вспышки внезапного гнева, не уменьшая при этом мужественность и смелость натуры.

Он увеличивал привлекательность его владелицы, наделял способностью флиртовать с противоположным полом, помогал при случае сделать правильный выбор.

Благодаря энергетике, излучающей тепло, кристаллы сердолика являются прекрасными талисманами для влюблённых, которые способствуют поддержанию супружеского счастья и сохранению верности любящих сердец. Люди полагают, что кристалл способствует усилению чувств, одновременно оберегая своих владельцев от вмешательства в их отношения недоброжелателей.

Карнеолы минералы c насыщенным тёмно-красным окрасом способствуют повышению либидо, разжигают сексуальную энергетику, создавая вокруг своего обладателя притягательную ауру.

Помимо этого, камни с красноватыми оттенками являются хорошими оберегами от сглаза недоброжелателей, и помогают избежать ссоры, скандала и отыскать компромисс.

При этом натуральным сердоликам приписывают целый ряд магических свойств:

  • натуральные кристаллы сберегают жизненную энергию и защищают от завистливых людей и колдовства;
  • сердолики усиливают интуицию и дар предвидеть будущее;
  • карнеолы приносят удачу в начинании различных дел;
  • магические камни привлекают финансовое благополучие;
  • самоцветы поднимают настроение, укрепляют память и способствуют красноречию своих обладателей.

Магические качества кристаллов используют для изготовления разнообразных амулетов, которые защищают своих владельцев от несчастных случаев, излечивают всевозможные заболевания и предупреждают преждевременные старение и смерть.

Сердолик помогает личностям, связанным с творчеством, коммерцией и людям физического труда. Самоцвет способствует в раскрытии потаённых талантов, устанавливает связь с космосом и притягивает деньги.

Не рекомендовано покупать камни с белыми или тёмными вкраплениями, которые нарушают общую структуру, так как такие экземпляры классифицируются людьми, занимающимися, магией как умирающие и несущие негативную энергетику.

Лечебные качества карнеола

Некоторые целительные качества сердолика подтверждены не только тем, что практикуемая повсеместно терапия минералом является отдельной ветвью литотерапии, а и тем, что это было зафиксировано научными фактами.

Исходя из медицинских исследований, незначительные радиационные дозы, излучаемые кристаллами сердолика, стимулируют работу человеческого организма.

По этой причине ношение карнеола помогает быстро регенерировать клетки кожного покрова и затягивать раны.

Однако не рекомендовано постоянно использовать камни людям, у которых обнаружены злокачественные опухоли или новообразования.

На территории РФ ещё в довоенные времена практиковали лечение различных патологий с помощью нагретого сердолика, приложенного, к проблемной зоне на несколько минут. При этом было засвидетельствовано, что через несколько сеансов некоторые больные излечивались от разнообразных опухолей и гнойных нарывов. Также чудодейственный камень помогал избавиться и от других недугов.

  • Целители древнего Египта дробили камни до порошкообразного состояния и добавляли в различные настойки. Считалось, что благодаря такому компоненту оказывалось общеукрепляющее воздействие на организм.
  • Индийские медики считали, что лечебными свойствами обладают камни с оранжевым оттенком как на фото. Они восстанавливают нервные ткани, лечат патологии, связанные с мочеполовой и дыхательной системой, оказывают благотворное воздействие на кровообращение.
  • Народы, живущие на Древнем Востоке, предпочитали кристаллы с красным цветом. Например, с помощью самоцветов вылечивали бесплодие у женщин и импотенцию у мужчин. Красные сердолики как на фото, сжатые в руках роженицы, облегчали предродовые схватки.
Читайте также:  Виды залов зимнего дворца. кабинет императрицы александры федоровны, эдуард гау, 1858

Литотерапевты современности объясняют лечебные качества карнеола способностью накапливать камнем позитивную энергию Ян.

Связь сердолика с зодиакальными знаками

Сердолик обладает универсальными магическими свойствами в зависимости от зодиакального знака. Воспользоваться лечебными качествами минерала, может практически любой человек. Исключением являются люди, рождённые под знаком Скорпиона. Им кристаллы принесут только раздражительность и излишнюю агрессию.

  1. Овнам нужно отдать предпочтение минералам алого оттенка как на фото. Алый сердолик раскроет творческие качества человека, поднимет настроение и вдохновит к действиям.
  2. Тельцам помогут розовые камни, которые усмирят их гнев, упрямство и будут служить, в качестве любовного талисмана сближая родственные души и даря им необходимую жизненную силу.
  3. Близнец, носящий, украшения с сердоликом реализует свои творческие таланты. Камень повышает работоспособность и выносливость.
  4. Ракам подойдёт спокойный кремовый минерал как на фото, который повысит интуицию своему владельцу. При этом постоянно носить другие разновидности кристаллов Ракам не рекомендуется.
  5. Гордым Львам счастье и гармонию в жизни принесёт карнеол.
  6. Девам рекомендуется носить самоцветы, обрамленные серебряной окантовкой. Они помогут избавиться от завистников и происков недругов, усиливая умственную активность и интуитивные качества своего обладателя.
  7. Весам сердолики придадут уверенности, которая поможет избавиться от долгих сомнений и колебаний, а также послужат любовным талисманом
  8. Скорпионы не должны увлекаться ношением минералов подобного рода. Однако в случае с частыми приступами меланхолии и наступлении творческого кризиса полезно вглядываться в рисунки на поверхности кристалла, что помогает приобрести позитивное настроение и зарядиться энергией.
  9. Стрельцы приобретут поддержку, в случае с душевными расстройствами используя украшения с алыми минералами.
  10. Козерог, носящий амулет с сердоликом раскроет свой творческий потенциал, приобретёт уверенность в силах и грядущем дне.
  11. Водолеи люди переменчивые приобретут большую проницательность, красноречие и защиту от завистливых глаз.
  12. Рыбы должны относиться к минералу, как к обычному украшению. Для такого зодиакального знака больше подходит натуральный жемчуг.

Как отличить натуральный камень от подделки?

В древности кристаллы сердолика обладали огромной материальной ценностью. Они входили в пятёрку наиболее дорогих самоцветов, находясь на уровень выше сапфиров и топазов. На сегодняшний день в мире большое количество естественных месторождений данного минерала и поэтому заниматься подделкой карнеола нет особого смысла.

Обычно камень подкрашивают, для придания ему более привлекательного, яркого вида, но на мистические и лечебные качества это никакого влияния не производит. Но если кого-то терзают сомнения в подлинности сердолика, то существует несколько полезных советов, по определению натуральности минерала.

Если говорить о подделках из стекла, то их поверхность, абсолютно прозрачная, в отличие от матового кристалла сердолика.

Пластиковые подделки легко поцарапать, в то время как натуральный минерал имеет очень высокую плотность, при этом оба материала очень разняться по весу.

Если постучать натуральным камнем о зубы, то природный кристалл будет издавать характерное звонкое звучание. В свою очередь, пластиковые подделки имеют глухой звук.

Источники:

  • http://finesell.ru/vse-kamni/karneol.html
  • https://kamni.guru/kamni/kamen-serdolik-foto-magicheskie-i-lechebnye-svoystva.html

Источник: http://gemguide.ru/yuvelirno-podelochnye/karneol-osobennosti-i-harakteristiki-kamnya.html

Ареццо — часть 10. Снова Сан-Франческо (окончание)

?sibeaster (sibeaster) wrote,
2014-11-30 20:39:00sibeaster
sibeaster
2014-11-30 20:39:00Цикл фресок Пьеро делла Франческа, посвященный истории святого Креста, находится в апсиде Сан-Франческо. Все остальное пространство стен однонефной базилики тоже было некогда покрыто фресками.

Не все они сохранились, не все из сохранившихся можно рассмотреть и разгадать, не все из рассмотренных и разгаданных удалось запечатлеть мне и безымянным пополнителям Викисклада. То, что оказалось в сухом остатке, покажу вам в этом очерке.

Последний раз в Ареццо мы видим Пьеро делла Франческа.

«Благовещение» находится в апсиде, но, поскольку к истории Креста оно отношения не имеет, я показываю его здесь.

В соседней капелле (справа от главного алтаря) Спинелло Аретино расписал стены фресками, рассказывающими о житии святого Эгилия и чудесах архангела Михаила. Капелла узкая, стены высокие и, как результат, верхних фресок не видно вообще, а средний ряд обозревается под значительным углом, а нижний ряд, как назло, хуже всего сохранился.Последовательно:- святой Эгидий вымаливает прощение какого-то непростительного греха для Карла Мартелла- архангел Михаил сражается с падшими ангелами- известный эпизод: во время эпидемии папа Григорий Великий совершает по Риму крестный ход и видит на вершине гробницы Адриана (Кастель Сант-Анджело) архангела Михаила, влагающего меч в ножны и возвещающего тем самым конец эпидемии

На левой стене церкви изображена святая Елизавета Венгерская (http://www.pravenc.ru/text/189793.html) и ее «чудо с розами», предположительно работы того же Спинелло Аретино.

Рядом можно видеть Распятие с предстоящими Богородицей, Иоанном Богословом, архангелом Михаилом и Франциском Ассизским. Эта фреска еще в начале XX века украшала уличную нишу одного из аретинских домов на корсо Италия и была перенесена в Сан-Франческо из соображений сохранности. Тоже предположительно Спинелло Аретино.

Еще две фрески (то, что от них осталось) работы Спинелло Аретино — это мы уже по правой стене церкви идем:

— Обращение Савла- Симеон Богоприимец с Богомладенцем

Следующие две приписываются либо все тому же Спинелло либо его учителю Андреа ди Нерио:

— Благовещение- Мистическое обручение св.Екатерины

На той же правой стене фреска Антонио да Ангьяри, которую путеводитель назвал «Святые рыцари на страже у закрытых врат» и сразу же сознался, что иконография здесь остается неясной:

Еще один автор многократно и многообразно писал в Сан-Франческо. Его звали Лорентино д'Андреа (ок. 1430-1506). На левой стене церкви цикл фресок, посвященных святому Антонию Падуанскому. Первые две легко опознаются: мул преклоняет колена перед гостией в руках св.Антония, рыбы слушают проповедь св.Антония

Эти две путеводитель назвал «Сердце скупца» и «Кающийся сын»На противоположной стене есть еще один цикл Лорентино д'Андреа, рассказывающий о жизни святого Бернардина Сиенского. Увы, на этом месте мой фотоаппарат решил, что католической пропаганды на сегодня хватит; уж больно темно в том углу было)))Признаюсь, что задумывал осмотреть Сан-Франческо минут за 15: подумаешь, десяток фресок в одной капелле. В результате же потратил там 1,5 часа. С этой базилики началось мое катастрофическое опоздание против намеченного графика. Изначально предполагалось, что из Ареццо я уеду автобусом в Ангьяри, погуляю там часа два, а затем одним из следующих автобусов доберусь до Сансеполькро. Намеченных для этой цели автобусов было несколько: 11-55, 12-35, 13-10, 13-50. Куда там! С каждой последующей церковью, с каждым последующим музеем я понимал, что в Ареццо я задержусь на гораздо бОльший срок, чем ожидалось, и на Ангьяри мне точно не хватит времени. В итоге же стало ясно, что, если не уехать на 14-35, то с планами на Сансеполькро тоже нужно будет распроститься. Да еще и фотоаппарат, который весь предыдущий день честно отработал в Пизе, а в этот — в Ареццо, стал демонстрировать близость полной разрядки. Пришлось на полчаса забросить его в гостиницу для подзарядки, в этот интервал заскочить в археологический музей, а затем с подзаряженным фотоаппаратом прыжками скакать на автобус.

Вот так, прыжками и впопыхах, мы с вами, читатели, покидаем Ареццо и спешим в Сансеполькро — на родину Пьеро делла Франческа и, по совместительству, место нахождения его лучшей работы «Воскресение Христово».

Источник: https://sibeaster.livejournal.com/134575.html

Чудо природы — качающийся камень (каталония)

Испания – одна из самых «возвышенных» стран Европы: горы в ней занимают более 90 % территории.

Исторический регион Испании Каталония находится на северо-востоке Иберийского полуострова, с востока граничит со Средиземным морем, а на западе ее окружает одна из самых труднодоступных горных систем Европы – живописные Пиренеи.

Однако трудными для освоения они считаются в районе перевалов. В тех местах, где горы выходят к морю, перед нами открывается великолепная и величественная природа прибрежных районов, доступная для всех.

Так, в небольшом курортном городе Сан-Фелиу-де-Гишольс (Sant Feliu de Guíxols), что расположен на знаменитом побережье Коста Брава в Каталонии, находится один из самых крупных в Европе качающихся (балансирующих) камней. Он называется Педр́альта, по-каталански Pedralta («высокий камень»). Он расположен на скале в 17 метрах от земли. Его вес – 101 тонна. Его возраст — несколько тысяч лет…

По-английски такие камни называются rocking stones (качающиеся камни), или logan stones, отсюда их еще одно название — логаны (log — круглое бревно). Эти камни располагаются на скалах или других камнях таким образом, что при определенном усилии их можно раскачать и даже свалить – настолько хрупок может быть их баланс, настолько мала точка опоры.

Причин возникновения качающихся камней много, как и самих камней: их можно увидеть почти на любом континенте. В Северной Европе основная причина их появления — движение ледников во время Ледникового Периода. В Южной Европе они образовались из-за выветривания старых осадочных пород — песчаников и известняков. 

Камень Педральта весом 101 тонну (к слову, советская орбитальная станция «Салют-7», например, весила всего 20 тонн) покоится на 17-метровой скале. Именно покоится, ведь раньше он стоял так, что даже лёгкий толчок руки заставлял камень качаться, пока в декабре 1996 года мощный ураган не опрокинул его на землю.

Тогда местные власти выделили из скромного бюджета города Сан-Фелиу (и это достойно уважения!) деньги на восстановительные работы: два подъёмных крана в мае 1999 вернули Педральта на место, но установлен он был так, что уже больше не мог качаться (это видно, если сравнить фото начала XX века и современные: положение камня на них отличается).

Крест на Педральта впервые был установлен в 1890 году местными энтузиастами, в день Святого Хуана. Позже крест пропал.

Но в 1960 году его восстановили, и горожане решили отныне собираться около камня ежегодно за неделю до Второй Пасхи. Для этого рядом со скалой построили эрмиту (часовенку), где отныне служили мессы.

Так у жителей Сан-Фелиу возник народный праздник — Aplec de Pedralta — один из любимых в городе. 

Что касается политеистических религий, то язычники рассматривают скалу с камнем и место вокруг как магическое и собираются здесь каждый год для проведения своих обрядов в последнее воскресенье мая.

Флора этого места разнообразна: повсюду растут каменные дубы (их корни прорастают через камни!) и пробковые дубы (их кора невероятно легкая), земляничные деревья, эвкалипт, розмарин, можжевельник, различные вересковые.

Это место, словно магнит, притягивает своей невидимой силой и внешней красотой, вызывает чувство глубокого уважения к силам Природы.

Балансирующие камни по-дзенски притягательны и заставляют задуматься о смысле бытия.

Добраться до камня Педральта довольно легко, если у вас есть машина. От города Сан-Фелиу (расположен на побережье Средиземного моря) нужно отъехать всего 6 км вглубь материка. Дорога поднимается резко вверх, петляя и раскрывая все многообразие климатических зон этого места.

Текст и фото – Екатерина Пономарева

Источник: http://nashahistory.ru/materials/chudo-prirody-kachayushchiysya-kamen-kataloniya

Какая мистика сопровождает драгоценный камень изумруд

Минерал очень яркого зелёного цвета изумруд представляет собой разновидность берилла. Изначально бериллы – камни, лишённые какого-то оттенка, а зелёными они становятся за счёт наличия в своём составе хрома либо ванадия.

Историческая справка об изумрудах

Греки называют изумруды буквально зелёными камнями. С древности этот самоцвет пленял человеческий взор и имел огромную популярность у людей.

Статус самого почитаемого самоцвета во многих государствах мира изумруд обрёл благодаря своим сильным мистическим и исцеляющим способностям, а также внешней привлекательности. Особенно камень почитается мусульманами, ведь зелёный цвет традиционно относится к исламу.

Ацтеки и инки считали изумруды священными минералами, которым поклонялись наравне с божествами.

Камень, преподносимый в качестве подарка, символизировал собой любовь и верность, а также обещал сделать своего владельца более счастливым и удачливым. Представительницы прекрасного пола верили, что изумруд облегчит процесс родов.

Самые первые находки самоцвета приходятся на район Красного моря. Месторождения изумрудов разрабатывались ещё правителями Древнего Египта и совсем маленькая часть залежей камня сохранилась до наших дней.

Благодаря продвинутым современным технологиям стало возможным создание искусственных изумрудов, характеристики которых совершенно не отличимы от природных. Невозможно отличить настоящий камень от подделки без специального оборудования, ведь и состав, и прочие параметры у синтезированных минералов полностью идентичны натуральным.

На сегодняшний день из изумрудов создают великолепные ювелирные украшения. Их стоимость достаточно высокая ввиду небольшого количества минерала в природе.

Самый крупный изумруд в мире обладает массой в 217,8 карат. Его обнаружили больше, чем 300 лет тому назад.

Читайте также:  Музей королевских экипажей в булаке, египет

Цветовые версии изумрудов

В большинстве своём изумруды обладают зелёным цветом. Но в Колумбии встречаются травянисто-зелёные цветовые варианты камня. Они имеют наибольшую ценность на мировом ювелирном рынке.

Также колумбийцы добывают зелёные камни Трапиче – они уникальные сами по себе, ведь в их центральной части расходятся 6 удивительных по красоте лучей.

Для замбийских изумрудов характерна прозрачность, а также очень чистый зелёный оттенок. Эти камни более тёмные, чем колумбийские, могут обладать голубоватым оттенком. Для изумрудов из Зимбабве характерна примесь жёлтого оттенка, гармоничное сочетание зелёного и жёлтого смотрится очень выгодно и высоко оценивается ювелирами.

Зачастую по всей поверхности изумрудов встречаются множественные микроскопические трещинки. Даже несмотря на высокую степень твёрдости, минерал очень легко раскрашивается. Поэтому важно соблюдать определённую технологию изготовления ювелирных изделий с изумрудами.

Благодаря своим превосходным свойствам смарагады (как ещё иногда называют изумруды) входят в категорию самоцветов первого порядка наравне с алмазами, рубинами, сапфирами и некоторыми другими. А стоимость многих крупных ярко-зелёных камней выше, чем бриллиантов.

Исцеляющие свойства изумрудов

  • С древности изумруды успешно лечат глазные патологии. Зелёный оттенок минерала не только прекрасно справляется с напряжением глазной мышцы, но и благоприятно воздействует на состояние нервной системы.
  • Изумруды устраняют воспалительные явления, борются с инфекциями, помогают снизить температуру тела.
  • Лечат смарагды мочеполовую сферу.
  • Показано носить украшения с ними при сахарном диабете и ожогах, а также при наличии болей в сердце.
  • Самоцветы способствуют снижению кровяного давления, устраняют псориаз.
  • Литотерапевты убеждены в том, что изумруд способен вылечить больную печень, желудок, устранить кашель, туберкулёз, устранить бессонницу.
  • Также изумруд отличается очень большим позитивным энергетическим потенциалом, который успешно справляется с отрицательными потоками энергии, оздоравливает, увеличивает продолжительность жизни.

Магические способности камня

  1. Основной задачей изумрудов является устранение негативных наклонностей своего владельца, а именно: лживости, склонности к афёрам, любовной неверности. Если же у человека таких дурных наклонностей нет, то камень добавит здоровья и удачливости, а в противном случае может, наоборот, наслать разные неприятности.

  2. Изумруды могут применяться для очищения энергетического поля человека и его жилища от негатива.
  3. Камень оберегает семейный очаг, любовь между супругами, способствует сохранению мира, гармонии и согласия в семье, обеспечивает продолжение рода.

  4. Тем, у кого хорошо развита интуиция, изумруд поможет установить связь с душами умерших родственников, а также с сущностями параллельных миров. Они смогут получать и расшифровывать сигналы от Высших сил.
  5. Изумруд является очень нежным камнем, с ним нельзя обращаться грубо или агрессивно.

    А если носить украшения со смарагдами не снимая на протяжение нескольких месяцев, человек сможет избавиться от присущих ему своих негативных черт характера.

  6. Камень покровительствует матерям и мореплавателям. Последних он оберегает от гибели в морской воде.

    У женщин во многих странах мира издревлле считалось, что нужно носить во время беременности изумрудный амулет, а когда ребёнок появится на свет, его следует положить в колыбель к новорожденному.

  7. Изумруд обеспечит постоянство чувств, дарует своему владельцу финансовое благо, добавит покоя и умиротворения.

  8. Также самоцвет улучшает память, избавляет от ночных кошмаров и меланхолии.
  9. Для творческих личностей изделия с минералом будут особенно полезны: они наполнят таким необходимым творческим вдохновением. Камень поможет деятелям науки и тем, кто занимается философией.

Кому подходит смарагд

Каким бы ни был ваш знак Зодиака, не забывайте о том, что изумруды помогают только добрым и честным людям. А те, кто живёт не по совести, не смогут использовать смарагд как талисман, даже если он идеально подходит им астрологически.

Что же касается звёздного соответствия, то камень покровительствует знаку Зодиака Дева, Близнецы и Стрелец. Близнецам минерал подарит такое важное для них хладнокровие и беспристрастность. Им будет легче справляться со сложными жизненными ситуациями и различными трудностями.

Стрельцам изумруд помогает самоутвердиться, а ещё – избавит от лишней тревожности, станет верным помощником по жизни.

А для Дев изумруд и вовсе станет идеальным вариантом талисмана. Купив украшения с изумрудами, Девы смогут справляться со своими слабостями, избавятся от вредных привычек. Зачастую Девы склонны впадать в отчаяние и разочаровываться во всём. Зелёный самоцвет добавит им оптимизма и поможет ощутить всю полноту и радость жизни.

Яркие, благородные и привлекательные изумруды успели покорить множество сердец как наших современников, так и далёких предков. И сейчас они также радуют взгляд своим идеальным видом, их сияние завораживает и покоряет, как ничто другое.

Дополните свои познания об изумрудах просмотром следующего видео:

Источник: http://beauty-s.org/magiya/kakaja-mistika-soprovozhdaet-dragocennyj-kamen

Киндяковский камень в Шутовом лесу: загадки и легенды, Московская область

Главная страница » Россия » Подмосковье » Дмитров » Киндяковский камень в Шутовом лесу: загадки и легенды, Московская область

Издавна почитается в наших краях Киндяковский камень, также называемый Шутовым, расположенный недалеко от Дмитрова. Лежит он в лесном болотистом месте у безымянного ручья близ речки Кимерши. Отсюда еще одно его название – Кимершинское святилище.

Киндяковский камень в Шутовом лесу

Это небольшой серый кварцит чуть менее 1,3 метров длиной. Рядом – деревня Киндяково. Поэтому Камень и получил название Киндяковского. Лес вокруг него уже после крещения Руси прозвали Шутовым. В Толковом словаре В.

Даля даны различные значения слова «шут»: черт, всякая нежить, домовой, леший, водяной, водява лопаста, русалка.

Таким образом, с приходом христианства древнее святилище и место вокруг него демонизировалось, объявлялось нечистым.

Легенды о Киндяковском камне

Верят, что Киндяковский камень – один из девяти осколков священного Алатырь-камня. Немецкий ученый-путешественник XVII века Адам Олеарий в «Описании путешествия в Московию» передает эту легенду:

Также Олеарий упоминает, что великий князь Московский Иван III водил свое войско к Камню перед знаменитым стоянием на Угре в 1480 году в надежде, что его воины станут непобедимыми и неуязвимыми.

Сведения о Киндяковском камне мы также встречаем у русского историка XVIII века В.Н.Татищева. Ссылаясь на Иоакимовскую летопись (известную только в пересказе Татищева: «История Российская», 1-й том, 4-я глава; некоторые историки считают ее подделкой XVII века), он пишет:

Далее Татищев упоминает об одной интересной особенности камня. Переговоры русских князей, происходившие в Дмитрове (11 из 18), всегда заканчивались миром, в отличие от тех, которые устраивались в других местах. Татищев объясняет это особой примирительной силой Киндяковского камня.

Со временем за Киндяковском камнем закрепилась целительная слава:

Сейчас Киндяковский камень снова становится популярным. Около него организовано целое святилище. Вокруг, на деревьях и кустарниках развешены ленточки и предметы одежды. Тут же в траве прячется деревянный идол. Сюда приезжают не только краеведы и путешественники, но и неоязычники, исследователи таинственного.

Загадки Киндяковского камня

Трудно отличить правду от вымысла, восстановить историю Камня. Местные жители и многочисленные статьи в интернете только подогревают ажиотаж. Старинные легенды смешиваются с новыми.

Дескать, и магнетизм в этих местах особенный, и Шутов лес для путников опасен — закрутит, заблудит леший, будешь плутать в поисках дороги. Немало можно услышать и историй чудесного исцеления.

А на кого-то, наоборот, после посещения Камня неприятности посыпятся и болезни обострятся.

Много вопросов вызывает Киндяковский камень. Связан ли он с Синьковским городищем дьяковской культуры, которое находится в пределах дня пешего пути? Как в наших местах, где валуны скрыты под толщей земли, оказался этот камень лежащим на поверхности? Почему он уже много столетий не тонет в болоте? Связан ли он с культом Велеса или женскими силами плодородия, богиней Мокошью?

Мои впечатления и фотографии

Мне трижды довелось побывать у Киндяковского камня. Первый раз – в начале июня. Второй раз – уже в августе. А третий раз — зимой. Место очень интересное. В болотистый лес ведет тропинка. Затем – мостик через Кимершу. В наш июньский приезд он был разобран, пришлось перебираться по опорам. Во второй раз было проще – мост починили.

За мостом тропинка продолжается. Несколько десятков метров, крутой поворот – и за деревьями открывается небольшая полянка с камнем. Здесь царит зеленый полумрак, гудят полчища комаров. На камне лежат монетки, на деревьях и кустарниках рядом повязаны разноцветные ленточки.

Тут же и православная икона Богородицы – наглядное подтверждение двоеверия.

В окрестностях Шутова леса, пожалуй, одни из самых красивых мест Подмосковья. Пейзаж создан отрогами Клинско-Дмитровской гряды. Дорога вьется между холмами.

Дорога к Киндяковскому камню, август 2013

Впереди за поворотом показывается и сам Шутов лес.

Дорога к Киндяковскому камню, август 2013

Вдалеке, на холме — Турбичево. В нем есть церковь.

Деревня Турбичево около Киндяковского камня, август 2013

Стеной вдоль дороги возвышается Шутов лес.

Дорога около Киндяковского камня и Шутов лес, июнь 2013

Внизу — речка Кимерша. Сейчас она мелководна, более напоминает ручеек.

Речка Кимерша, июнь 2013

В сторону Кимершинского святилища ведет тропинка — мимо нее пройти невозможно.

Тропинка к Киндяковскому камню, август 2013

Когда мы были в июне, от мостика через Кимершу остался лишь остов. Впрочем, путь к святыне не может быть легким.

Мост через Кимершу, июнь 2013

А вот к августу положили новый настил. Об этом месте заботятся.

Мостик через Кимершу, август 2013

Входим под сень леса. Между деревьями таинственно поблескивает вода Кимерши. Вокруг — стаи голодных комаров.

Речка Кимерша в Шутовом лесу, июнь 2013

Еще немного по тропинке — и впереди показывается оно, святилище и Камень. Через безымянный ручеек переброшены мостки, на болотистую почву уложены бревна — ноги не замочить.

Мостик через ручеек и Киндяковский камень, август 2013

На Камне рассыпаны монетки. Впрочем, это недавний обряд — в древности подобного не существовало.

Киндяковский камень

На дереве около Камня кто-то прикрепил икону Богоматери с Младенцем. Может, это священник Турбичевской церкви? Или кто-то из православных, дабы освятить нечистое место? В первый наш приезд ее здесь не было.

Икона Богоматери у Киндяковского камня

Весь ирис (аир) в ленточках и резинках для волос. Считается, что нужно у камня оставить какую-то часть своей одежды, смоченной в стекающей с камня воде (воду нужно предварительно набрать в ручье). По мере того, как будет истлевать лоскут, будут пропадать и болезни.

Ленточки на аире около Киндяковского камня, август 2013

Ленточки на деревьях перед Камнем

В траве прячется деревянный идол. Когда-то он был высоким, судя по фотографиям тех, кто побывал здесь раньше. Но кто-то подрубил идола — рядом валяется свежеспиленный ствол.

Идол у Киндяковского камня, июнь 2013

Приходит время возвращаться назад.

Шутов лес

Киндяковский камень и ленточки на растениях около него

Мостик через Кимершу, август 2013

Таинственно поблескивает вода Кимерши.

Кимерша, август 2013

Кимерша, август 2013

Кимерша, август 2013

А вот и опознавательный знак — именно на него надо ориентироваться, чтобы не пропустить дорожку к Камню — она начинается прямо от него.

Дорожный знак у тропинки к Киндяковскому камню

Как добраться до Киндяковского камня

На машине: по Рогачевскому шоссе до поворота на Турбичево. Далее до деревни Киндяково. Справа будет дорожный знак «Примыкание второстепенной дороги справа». Около него — тропинка в лес, далее по мостику через Кимершу, затем по тропинке в лес.

Общественным транспортом: автобус №50 (Лобня/Дмитров — Рогачево), ходит с интервалом 1-2 часа. Далее пешком около 3 км (если автобус не заходит в Турбичево).

Если внимательно приглядеться, в Подмосковье можно найти немало следов язычества и древних культур. Многие православные храмы стоят на месте древних святилищ. Почитание родников также идет с дохристианских времен. Орнаменты наличников, узоры ручников сохранили традиционные мотивы. Сохранились языческие курганы. Так что старая вера никуда не ушла.

© «Путешествия с Марией Анашиной», 2009-2018. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены

Если мой сайт оказался вам полезным, вы можете поблагодарить меня, купив туристические услуги по моим ссылкам. Эти сервисы опробованы мною лично. Вы ничего не переплачиваете.

Источник: https://anashina.com/kindyakovskij-kamen-v-shutovom-lesu/

Ссылка на основную публикацию