Клевета, сандро боттичелли, 1495

Кто есть Кто на картине Сандро Боттичелли «Клевета»?

Известный итальянский художник эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы,

Сандро Боттичелли одним из первых итальянских мастеров обратился к теме из античных сюжетов.

При создании картины «Клевета» он использовал трактат «О клевете» с описанием картины древнегреческого художника.

Образы мифологических персонажей в картине художника несут в себе отпечатки их порочности или добродетельности. Выразительны все персонажи со своими нравственными качествами.

Справа на троне сидит царь Мидас — аллегория Глупости, т.к. не может принять решение своим умом и сердцем, чувством справедливости. Простирая слабый, неуверенный жест рукой в сторону обвиняемого,

он опустил голову, прикрыл глаза и внимательно слушает наговоры Невежества (неведения) и Подозрения в образе двух женщин со злыми лицами и ужимками. Мидос изображен с ослиными ушами, что является символом глупости.

Зависть в образе человека, похожего на разбойника, в черных одеждах, протягивает вытянутую левую руку почти до лица Мидоса, что говорит о его безграничном влиянии на царя. Правой рукой он держит Клевету, с которой заодно.

Клевета — девушка в обличии невинности, с милым неиспорченным лицом, одной рукой держит зажженный факел — огонь неправды, сжигающий истину, а другой рукой тянет за волосы раздетого юношу-обвиняемого.

Царь Мидас, мыслями которого руководит Зависть (злоба), готов выслушать и принять любую клевету, тем более, что внешность девушки внушает доверие. Он забыл, что внешность бывает обманчива. Так же как и Коварство и Обман, в образах двух прекрасных женщин, которые поддерживают и возвеличивают Клевету, украшают её лентами и розами, чтобы отождествить с чистотой и правдой.

Обвиняемый юноша, которого держит Клевета, своей наготой показывает, что ему нечего скрывать от судьи. Он молитвенно сложил руки, молит к справедливости, которой нет на картине, просит разобраться.

Фигуры Истины и Раскаяния обращены к разуму зрителя. Они призваны донести мысль о ценности Истины, которой часто пренебрегают в обществе.

Истина обнажена, голая истина, изображена как монументальный образ Правды, своей наготой олицетворяет чистоту и правду.

Простирая вверх руку, она обращается к тому, от кого зависит последнее решение о правде и лжи.

И последний образ — Раскаяние (угрызения совести) изображает старуха-плакальщица в траурных одеждах со скрещенными в покорности руками. Вопрошающим взглядом, искоса, она смотрит на возвышенную Истину, на что-то надеется, хотя уже знает, какое будет решение.

Образы Раскаяния и Зависти написаны в темных тонах, что говорит о начале кризиса в мировоззрении, об отказе художника от красоты мирского и усилении влияния религиозности в творчестве. В образах появляется больше сухости, почти безжизненности.

Особый смысл, заключенный в картине, связан с Флоренцией конца 15 века, Это было время подозрений, доносов и жестокости «во имя правды».

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1773491-kto-est-kto-na-kartine-sandro-bottichelli-kleveta.html

Аллегория клеветы с боттичелли

Ибо человек, который сам сознает справедливость выставляемых им обвинений, будет обличать противника, я уверен в том, прямо в лицо и потребует от него отчета и разберет его доводы в своем ответном слове, совершенно так

«Как же, следовательно, надлежит поступать разумному человеку в этом двойственном положении, когда он сомневается то в добродетели обвиняемого, то в правдивости обвинителя? На это именно, по-моему, намекнул Гомер в рассказе о Сиренах, велев ПЛЫТЬ МИМО, оставляя в стороне губительную прелесть этих звуков, и заграждать свои уши, не держать их раскрытыми настежь перед людьми, уже охваченными недугом, но, поставив при дверях надежного сторожа — разум, который проверил

бы каждое приходящее слово, — речи, заслуживающие того, допускать к себе и сводить их на очную ставку друг с другом, а перед негодными держать дверь на запоре и гнать их прочь.»

«И всякий раз как придет человек с речами, подобными тем, которые мы говорили раньше, надлежит ИССЛЕДОВАТЬ вопрос, исходя из него самого, не обращая внимания ни на возраст говорящего, ни на его поведение в других случаях жизни, ни на рассудительность самих его слов.

Клевета, Сандро Боттичелли, 1495

А сама Жгучая Клевета, в образе девушки с милым, непорочным лицом, с символическим факелом, притянутая за руку Завистью, другой рукой тащит за волосы юношу – Невиновность. Извечные спутницы Клеветы – Коварство и Обман, всячески украшают Клевету жемчужными лентами и розами.

Невиновный, молитвенно сложив руки, обращается к небу за Справедливостью, которой, увы, нет на картине. Символизирующая позднее Раскаяние старуха в разорванных одеждах со скрещенными в покорности руками, искоса смотрит на указующую на небеса, возвышенную Истину.

Многофигурная композиция этого творения Боттичелли порывиста и почти хаотична, с подчинёнными яркими и властвующими чёрными пятнами, написана на величественном и спокойном фоне царского зала, украшенного как фигурами римских героев, так и Ветхозаветных Праведников.

Олег Грачёв, как организатор клеветы. ВИДЕО

Об этом «УралДейли.ру» стало известно из открытых источников.

Клеветнические измышления в адрес Фёдора Михайловича, как неоднократно сообщало ИА «UralDaily.ru». «прозвучали в передаче «Человек и закон», которая по заслуживающей доверия информации была проплачена по распоряжению бывшего уже губернатора Михаила Юревича .

В ней Ф.Вяткина обвинили в связях с криминалом (так называемой «Калининской семьёй», плодом воспалённого воображения Грачёва-политтехнолога), избиении и запугивании судей, махинациях с недвижимостью и т.д.

При обыске в рабочем кабинете О.Грачёва сотрудники СКР по УрФО и УФСБ по Челябинской области, обнаружили черновики статей, очерняющих Ф.Вяткина записи с техзаданием на проведение информационной войны в отношении «главного судьи» Южного Урала.

Заманчиво для очень многих людей, которым испортил и даже исковеркал жизнь О.Н.Грачёв, было бы видеть, как «первая рука» Юревича чистит Челябинск от снега, махая лопатой, или выносит «утки» в областной больнице.

«Журналист-расследователь» Владимир Филичкин.

Описание картины Сандро Боттичелли «Клевета»

Якобы он предал египетского царя Птолемея IV. После того, как его в память об ужасных застенках тюрьмы, чтобы, как то восстановить себя от несправедливости, греческий художник написал картину Клевета. А Боттичелли создал ремейк на эту картину.

На картине трон с сидящим царем Мидасом с ослиными ушами, которыми его наделил Аполлон из-за несправедливого оглашения победителя. По сути дела в соревнованиях победил он, царь присудил победу другому.

Сандро Боттичелли картины

Таким прозвищем наградил его старший брат Джованни, вероятно за внешние качества, но впоследствии прозвище превратилось в некий знак качества.

После того, как Сандро окончил учёбу, он недолгое время работал в ювелирной мастерской своего старшего брата Антонио, но задержался там ненадолго и поступил на учёбу одному из известных художников того времени – монаху Филиппо Липпи. Стиль этого живописца всегда впечатлял Сандро своей детализацией, методом изображения рук, лицах, повёрнутых на три четверти.

Источник: http://black-lev.ru/allegoriya-klevety-s-bottichelli-31228/

Боттичелли. КЛЕВЕТА

КЛЕВЕТА

Описание картины:

» Клевета» —

Сандро Боттичелли.

(1495. Темпера на дереве, 62×91)

Аллегорическое полотно Боттичелли «Клевета» написано им для друга Антонио Сеньи.

Находящаяся в самом униженном состоянии НЕВИНОВНОСТЬ, в виде юноши без одежд, находится меж двумя Судами – неправедным земным, в образе царя Мидаса, и высшим бесстрастным, в образе совершенной, обнажённой ИСТИНЫ.

На решение земного суда в лице Мидаса влияют сразу шестеро:

НЕВЕЖЕСТВО и ПОДОЗРЕНИЕ шепчут свои наветы в длинные, ослиные уши царя;

ЗАВИСТЬ, бледная и безобразная, в чёрных разбойничьих одеждах вытягивает острую как нож руку прямо к лицу Правителя, который сам тянется неуверенной рукой к Клевете;

 КЛЕВЕТА, в образе девушки с милым, непорочным лицом, с символическим факелом, притянутая за руку Завистью, другой рукой тащит за волосы юношу – Невиновность.

Извечные спутницы Клеветы – КОВАРСТВО и ОБМАН, всячески украшают Клевету жемчужными лентами и розами.

Невиновный, молитвенно сложив руки, обращается к небу за Справедливостью, которой, увы, нет на картине.

Символизирующая РАСКАЯНИЕ старуха в разорванных одеждах со скрещенными в покорности руками, искоса смотрит на указующую на небеса, возвышенную ИСТИНУ.

Выразительны все персонажи картины. Художник передал в каждом из них суть разных нравственных качеств. Царь Мидас, которого мы видим на троне, плохой судья: согласно античному мифу, он предпочел в музыкальном состязании Аполлона и Пана игру последнего, за что как невежу Аполлон наградил его ослиными ушами.

Вот и в «Клевете», внимая наговорам Невежества и Подозрения, двух женщин со злыми лицами и искусственными змееподобными ужимками, он простирает в сторону обвиняемого слабый, неуверенный жест.

Фигуры Истины и Раскаяния обращены к разуму зрителя. В их трактовке художник использует язык красноречия, риторики. Они призваны донести мысль о ценности Истины, которой часто пренебрегают в мире.

Художник населил тронный зал царя Мидаса множеством фигур и сцен (скульптуры в нишах и барельефы) как из языческой, так и из христианской культуры. Это своего рода музей сюжетов на моральные темы — от мифа о Прометее до ветхозаветных пророков и святых.

Многофигурная композиция этого творения Боттичелли порывиста и почти хаотична, с подчинёнными яркими и властвующими чёрными пятнами, написана на величественном и спокойном фоне царского зала, украшенного как фигурами римских героев, так и Ветхозаветных Праведников.

Картина мастера символизирует столкновение двух миров – языческого и Христианского.

Источник: https://boyko-nazarova.livejournal.com/108426.html

аллегория клеветы с боттичелли

Клевета — одно из самых неприятных явлений. В Китае за неё выжигали язык, индийцы просто отрубали, по христианству клеветникам уготован девятый круг Ада. Но мне больше всего понравились слова Лукиана о клевете.

Его определение:»Клевета есть некое обвинение, возводимое заочно, втайне от обвиняемого, и принимаемое на веру, со слов одной стороны, без возражений другой».

Он же:»Всякий клеветник труслив и на язык, и на дела, никогда не действует открыто, но, подобно сидящим в засаде, незаметно пускает откуда-то стрелу, так что невозможно ни силы свои против него выстроить, ни вступить с ним в сражение, но приходится погибать от недостатка осведомленности и незнакомства с врагом, — все это является важнейшим признаком того, что в речах клеветников нет ни одного здорового слова.

Клевета, Сандро Боттичелли, 1495

На аллегорическом, но не двусмысленном полотне Боттичелли «Клевета», написанном им для друга Антонио Сеньи, находящаяся в самом униженном состоянии Невиновность, в виде юноши без одежд, находится меж двумя Судами – неправедным земным, в образе царя Мидаса, и высшим бесстрастным, в образе совершенной, обнажённой Истины.

На решение земного суда в лице Мидаса влияют сразу шестеро — Невежество и Подозрение шепчут свои наветы в длинные, ослиные уши царя; Зависть, бледная и безобразная, в чёрных разбойничьих одеждах вытягивает острую как нож руку прямо к лицу Правителя, который сам тянется неуверенной рукой к Клевете.

Олег Грачёв, как организатор клеветы. ВИДЕО

Заместитель прокурора по УрФО Юрий Пономарёв может утвердить обвинительное заключение в отношении бывшего первого вице-губернатора Челябинской области Олега Грачёва («зама Юревича по информационным войнам»), обвиняемого в организации клеветы, соединенной с обвинением лица в тяжком преступлении, в адрес бывшего председателя облсуда Фёдора Вяткина.

Описание картины Сандро Боттичелли «Клевета»

Если внимать утверждениям Джордже Вазари, то виновником картины, написанной Сандро Боттичелли, стал его друг Антонио Сенъи, который посоветовал воссоздать утерянные образы.

Читайте также:  Мальмезон, франция - описание и адрес музея

Сюжетом произведения послужила утерянная работа греческого художника Аппелеса. Эту работу нельзя вешать просто на стену. Ею нужно восхищаться, как драгоценностью.

В оригинале Апелеса, который был придворным художником, обвиняют в измене.

Порс стройзащита

«Картина эта изображала человека с огромными ушами, а рядом с ним по обе стороны стояли две женщины; одна из них называлась Невежество, другая — Подозрение. Со стороны подходила Клевета.

Это была на вид очень красивая женщина, но с лица уж очень коварная; в правой руке она держала зажженный факел, а другой волокла за волосы юношу, который высоко вздымал руки к небесам.

Был там и бледный мужчина, некрасивый, весь покрытый грязью, с недобрым выражением лица, которого можно было бы сравнить с человеком исхудавшим и изнуренным долгими невзгодами на поле брани.

Сандро Боттичелли картины

Сандро Боттичелли — великий художник (настоящее имя этого мастера эпохи Возрождения Алессандро ди Мариано Филипепи), родился в Италии в 1445 году. В эру раннего Ренессанса был одним из ярких представителей.

Весь мир знаком с его образами-аллегориями, можно сказать, что Боттичелли подарил миру настоящий эталон женской красоты.

Кстати, Боттичелли выдуманное имя, произошедшее от Боттичелло, что в переводе с итальянского – бочонок.

Источник: http://advokat-benik.ru/allegoriya-klevety-s-bottichelli-64849/

Презентация по МХК на тему: «Людские пороки в картине Сандро Боттичелли “Клевета”». Работа ученицы 8в класса Елены Щербаковой

Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация по МХК на тему: «Людские пороки в картине Сандро Боттичелли “Клевета”». Работа ученицы 8в класса Елены Щербаковой

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Людские пороки в картине Сандро Боттичелли «Клевета» Презентацию выполнила ученица 8в класса гимназии №405 Щербакова Елена Преподаватель: Дудкина Н.В. Санкт-Петербург, 2015

2 слайд Описание слайда:

«Клевета» (итал. Calunnia) – картина известного итальянского художника периода Возрождения Сандро Боттичелли, написанная им в 1495 году. «Клевета» изначально была написана для друга Сандро – Антонио Сеньи.

Сюжет картины происходит из трактата Лукиана, именуемого «О клевете». В трактате описана картина древнегреческого художника Апеллеса.

Её сюжет прост и аллегоричен: сидящему на троне царю Мидасу шепчут в его ослиные уши две фигуры – аллегорические изображения Невежества и Подозрения. Клевета – красивая девушка с обличием невинности – и её подстрекатель Зависть волокут к царю обвиняемого.

Возле Клеветы её спутницы – Коварство и Обман, поддерживающие её и возвеличивающие. В отдалении художник изображает фигуры Раскаяния – одетой в траурные одежды старухи, и обнажённой Истины, смотрящей ввысь.

3 слайд 4 слайд 5 слайд Описание слайда:

Дерево, темпера, 62 х 91. Флоренция, Галерея Уффици Эта картина показывает размышления Боттичелли о человеке, столкнувшемся с двумя самыми большими духовными движениями – Западной, классической культурой и Христианством. «Клевета» (итал. Calunnia) – картина известного итальянского художника периода Возрождения Сандро Боттичелли, написанная им в 1495 году.

6 слайд Описание слайда:

Сюжет картины прост и аллегоричен. Царь Мидас сидит в зале, украшенном скульптурами, на троне (на картине – справа).

Рядом – аллегорические фигуры Подозрения и Невежества, которые нетерпеливо шепчут слухи в ослиные уши (символ глупости) короля. Его глаза опущены, он ничего не видит вокруг, рука протянута к Злости, стоящей перед ним.

Царь-судья Мидас как аллегория Глупости в окружении похожих друг на друга Подозрения и Невежества

7 слайд 8 слайд Описание слайда:

Зависть в чёрном, пристально смотрит на короля, протянув к нему левую руку. Клевета левой рукой держит факел, огонь неправды, сжигающий истину. Правой рукой она тянет за волосы обнажённого юношу – Невиновность.

9 слайд Описание слайда:

Коварство и Обман стоят за спиной Клеветы, вплетая ей в волосы белые ленты и осыпая розами. Внешне прекрасные, женщины коварно используют символы чистоты, чтобы украсить Клевету.

10 слайд Описание слайда:

Раскаяние, старуха в чёрном, стоит в стороне. С горечью она смотрит на Правду (Истину), стоящую слева, желая помочь Невиновности. Правда (Истина), похожая на статую классической богини совершенной красоты, указывает вверх, к тому, от кого зависит последнее суждение о правде и лжи.

11 слайд Описание слайда:

Источники http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/243-bottichelli.html http://rus-img2.com/bottichelli-kleveta https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Клевета_(картина_Боттичелли)# http://nearyou.ru/bottichelli/3calumn.html https://ru.wikipedia.org/wiki/Клевета (картина Боттичелли)

12 слайд Описание слайда:

Приложения

13 слайд Описание слайда:

http://www.wga.hu/art/m/mantegna/12/7calumny.jpg Андреа Мантенья. Клевета Апеллеса. Вторая половина XV века. Материал: Перо коричневым тоном, подсветка белым, на бумаге. Размер: 207 х 380 мм. Британский музей, Лондон

14 слайд Описание слайда:

Джон Вандерлин. 1775 – 1852 Клевета Апеллеса. 1849; Холст, масло; 57,2 х 72,4 см.; Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-mhk-na-temu-lyudskie-poroki-v-kartine-sandro-bottichelli-kleveta-1152252.html

Аллегория клеветы с боттичелли

(О близости его к патрону было широко известно; так, в 1496 году Микеланджело передал Пьерфранческо письмо именно через Сандро). Художник поддерживал отношения и с рядом других приверженцев медичейской культуры.

К середине 1490-х годов античные образы не были полностью им отвергнуты, хотя умонастроение и художественный язык мастера изменились. Религиозное и светское направления продолжали сосуществовать в живописи художника Сандро Боттичелли.

Выразительны все персонажи картины.

Согласно статье 129 УК РФ [1] клевета — «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию».

Наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года [2] . Под честью в русском языке понимаются

. Достоинство —

. Репутация —

[3] . Потерпевшим может быть любое лицо, в том числе несовершеннолетний.

Сандро Боттичелли картины

Кстати, Боттичелли выдуманное имя, произошедшее от Боттичелло, что в переводе с итальянского – бочонок.

Таким прозвищем наградил его старший брат Джованни, вероятно за внешние качества, но впоследствии прозвище превратилось в некий знак качества.

После того, как Сандро окончил учёбу, он недолгое время работал в ювелирной мастерской своего старшего брата Антонио, но задержался там ненадолго и поступил на учёбу одному из известных художников того времени – монаху Филиппо Липпи.

и П. Поллайоло. Совместно с Пьеро дель Поллайоло работал над аллегориями Добродетелей для зала Торгового суда во Флоренции («Аллегория Силы», 1470). В 1467—68 гг. посещал – одновременно с молодым Леонардо да Винчи – мастерскую А.  Верроккьо . где царила атмосфера творческого поиска. В 1470 г. открыл собственную мастерскую (одним из его учеников был сын Фра Ф.  Липпи. Филиппино).

Невинный Апеллес был брошен в тюрьму, но один из реальных заговорщиков заявил о его невиновности. Kороль Птолеми реабилитировал живописца и отдал ему Антифилоса, как раба. КОРОЛЬ сидит на троне в зале, украшенном скульптурами(на картине -справа).

Рядом — аллегорические фигуры Невежества, Подозрения и Подлости, которые нетерпеливо шепчут слухи в ослиные уши (символ глупости) короля. Его глаза опущены, он ничего не видит вокруг, рука протянута к Злости, стоящей перед ним.

(ДЕТАЛЬ 1 ) КЛЕВЕТА левой рукой рукой держит факел, огонь неправды, сжигающий истину.

Клевета, Сандро Боттичелли, 1495

На решение земного суда в лице Мидаса влияют сразу шестеро — Невежество и Подозрение шепчут свои наветы в длинные, ослиные уши царя; Зависть, бледная и безобразная, в чёрных разбойничьих одеждах вытягивает острую как нож руку прямо к лицу Правителя, который сам тянется неуверенной рукой к Клевете. А сама Жгучая Клевета, в образе девушки с милым, непорочным лицом, с символическим факелом, притянутая за руку Завистью, другой рукой тащит за волосы юношу – Невиновность.

Олег Грачёв, как организатор клеветы.

ВИДЕО

Об этом «УралДейли.ру» стало известно из открытых источников. Клеветнические измышления в адрес Фёдора Михайловича, как неоднократно сообщало ИА «UralDaily.ru» . «прозвучали в передаче «Человек и закон», которая по заслуживающей доверия информации была проплачена по распоряжению бывшего уже губернатора Михаила Юревича . В ней Ф.

Вяткина обвинили в связях с криминалом (так называемой «Калининской семьёй», плодом воспалённого воображения Грачёва-политтехнолога), избиении и запугивании судей, махинациях с недвижимостью и т.д. При обыске в рабочем кабинете О.Грачёва сотрудники СКР по УрФО и УФСБ по Челябинской области, обнаружили черновики статей, очерняющих Ф.

Вяткина записи с техзаданием на проведение информационной войны в отношении «главного судьи» Южного Урала. Заманчиво для очень многих людей, которым испортил и даже исковеркал жизнь О.Н.Грачёв, было бы видеть, как «первая рука» Юревича чистит Челябинск от снега, махая лопатой, или выносит «утки» в областной больнице.

«Журналист-расследователь» Владимир Филичкин .

Порс стройзащита

Был там и бледный мужчина, некрасивый, весь покрытый грязью, с недобрым выражением лица, которого можно было бы сравнить с человеком исхудавшим и изнуренным долгими невзгодами на поле брани. Он вел Клевету и назывался Завистью.

Были и две другие женщины, спутницы Клеветы, которые поправляли ее наряды и одежды и из которых одну звали Коварств о, а другую Ложь.

За ними шло Раскаяние — женщина, одетая в погребальные одежды, которые она сама на себе рвала, а сзади нее следовала девочка, стыдливая и целомудренная, по имени Правда.

«До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро — «Боттичелли»: возможно, оно образовано от клички старшего брата, который, желая помочь стареющему отцу, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка; а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио. Впрочем, как бы мы ни толковали приведенный документ, ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли, ибо именно в это русло направлял его все тот же брат Антонио.

и П. Поллайоло. Совместно с Пьеро дель Поллайоло работал над аллегориями Добродетелей для зала Торгового суда во Флоренции («Аллегория Силы», 1470). В 1467—68 гг. посещал – одновременно с молодым Леонардо да Винчи – мастерскую А.  Верроккьо . где царила атмосфера творческого поиска. В 1470 г. открыл собственную мастерскую (одним из его учеников был сын Фра Ф.  Липпи, Филиппино).

Когда Боттичелли вернулся в Рим, то он написал цикл больших произведений на тему религии, содержащих несколько тондо, в которых чуткость эмоций художника смогла целиком выразиться в порядке форм на плоскости.

Предназначение тондо заключалось в декоративной функции — украсить апартаменты флорентийской знати или в качестве коллекционных произведений искусства.

Тондо « Поклонение волхвов », которое было известно нам первым, имеет дату семидесятых годов.

Впоследствии поступил в Сикион в школу Памфила, где усвоил себе особенности, сикионской живописи – законченность и точности рисунка. «Соединив в своем лице все, что было лучшего в обеих выдающихся школах древней живописи, он возвысил ее до крайней степени совершенства, прядав ей особенно свойственный ему отпечаток-грацию.

Описание картины Сандро Боттичелли «Клевета»

Ею нужно восхищаться, как драгоценностью. В оригинале Апелеса, который был придворным художником, обвиняют в измене.

Якобы он предал египетского царя Птолемея IV. После того, как его в память об ужасных застенках тюрьмы, чтобы, как то восстановить себя от несправедливости, греческий художник написал картину Клевета. А Боттичелли создал ремейк на эту картину. На картине трон с сидящим царем Мидасом с ослиными ушами, которыми его наделил Аполлон из-за несправедливого оглашения победителя.

Читайте также:  «возвращение юдифи», сандро боттичелли — описание картины

Он же:»Всякий клеветник труслив и на язык, и на дела, никогда не действует открыто, но, подобно сидящим в засаде, незаметно пускает откуда-то стрелу, так что невозможно ни силы свои против него выстроить, ни вступить с ним в сражение, но приходится погибать от недостатка осведомленности и незнакомства с врагом, — все это является важнейшим признаком того, что в речах клеветников нет ни одного здорового слова.

Источник: http://cnk-nalog.ru/allegorija-klevety-s-bottichelli-71261/

Сандро Боттичелли. «”Клевета” Апеллеса»

Сандро Боттичелли. «”Клевета” Апеллеса». Около 1494.

Сандро Боттичелли. 'Клевета' Апеллеса

  Идея, владевшая Боттичелли, когда он принялся за эту работу, была весьма необычна: воссоздать несохранившуюся картину знаменитого античного художника Апеллеса, известную по описанию, составленному римским сатириком II века Лукианом. Таким образом, разговор об этом произведении Боттичелли необходимо начать с рассказа об Апеллесе.

  Древнегреческий художник Апеллес жил во второй половине IV века до н. э.. О месте его рождения у античных авторов разные сведения. В самом обширном греческом лексиконе — словаре «Суда» — говорится, что он был родом из Колофона. Согласно же Страбону («География», XIV, i, 25) и некоторым другим авторам, Апеллес родился в Эфесе.

Плиний Старший («Естествознание», XXXV, xxxvi, 79) говорит об «Апеллесе с Коса», но это надо понимать не как указание на место рождения художника, а как то место, где находились его знаменитые картины и где он, как считается, умер. Апеллес был придворным живописцем Александра Македонского, для которого создал ряд произведений.

Александр Великий в ателье Апеллеса. Картина ит. художника Дж. Кадеса. 1782 г.

Известно, что Александр только ему доверял писать себя. Художнику покровительствовал царь Птолемей I Сотер, с которым у него в какой-то момент произошла ссора, о которой речь будет ниже. Слава Апеллеса зиждется на таких его картинах как «Афродита Анадиомена», портрет Александра в образе Зевса, «Аллегория Клеветы».

  С именем Апеллеса связано несколько поучительных историй и крылатых латинских выражений.

Плиний Старший рассказывает («Естествознание», XXXV, xxxvi, 84 — 85): «Он выставлял на балконе законченные произведения на обозрение прохожим, а сам, скрываясь за картиной, слушал отмечаемые недостатки, считая народ более внимательным судьей, чем он.

И рассказывают, когда какой-то сапожник, порицавший его за то, что на одной санадалии с внутренней стороны сделал меньше петель, а на следующий день этот же сапожник, гордясь исправлением, сделанным благодаря его вчерашнему замечанию, стал насмехаться по поводу голени, он в негодовании выглянул и крикнул, чтобы сапожник не судил выше сандалий – и это тоже вошло в поговорку». По-латински она звучит так: Ne sutor supra crepidam [Сапожник, (суди) не выше сапога]. Эта история стала основой эпиграммы Пушкина на Н. И. Надеждина, после того как тот отрицательно отозвался о пушкинской «Полтаве».

САПОЖНИК(Притча)Картину раз высматривал сапожникИ в обуви ошибку указал;Взяв тотчас кисть, исправился художник.Вот, подбочась, сапожник продолжал:«Мне кажется, лицо немного криво…А эта грудь не слишком ли нага?»…Тут Апеллес прервал нетерпеливо:«Суди, дружок, не свыше сапога!»

(…)

  Апеллес, по свидетельству все того же Плиния Старшего, «имел обыкновение, как бы он ни был занят, ни одного дня не пропускать, не упражняясь в своем искусстве, проводя хоть одну черту; это послужило основанием для поговорки» («Естествознание», XXXV, xxxvi, 84). По-латински она звучит: Nulla dies sine linea [Ни дня без линии], которая у нас больше известна как: Ни дня без строчки.

  Апеллес не подписывал свои картины, а, закончив их, проводил черту (отсюда выражение – подвести черту, то есть завершить какое-то дело). Черта эта, вещь, казалось бы, элементарная, проводилась им с таким мастерством, что приобретала самостоятельное художественное значение. На этот счет известна еще одна история, ее рассказывает тот же Плиний («Естествознание», XXXV, xxxvi, 81 — 83): Апеллес как-то навестил своего друга Протогена, тоже художника, и, не застав его, оставил о себе знак, проведя на доске свою, так сказать, «фирменную» очень тонкую линию. Когда его друг вернулся и увидел эту линию, он сразу понял, что к нему приходил Апеллес. Тогда он провел по верх этой линии еще более тонкую. На следующий день Апеллес, вновь посетив друга и опять не застав его, «и стыдясь своего поражения, разделил линии третьей краской, не оставив никакого больше места для тонкости». Протоген признал себя побежденным. Русская литература и здесь дает нам аллюзию на Апеллеса — повесть «Апеллесова черта» Бориса Пастернака (одна из первых его новелл (1915 – 1917), в которой эпиграфом служит вариант именно этой истории).  Ни одна из картин Апеллеса не сохранилась. Быть может, именно это обстоятельство позволило сделать из него почти мифическую фигуру, его имя стало нарицательным, символизирующим высшее совершенство в искусстве живописи. Многих великих мастеров их современники называли Апеллесами, например, Дюрера. Высказывалось утверждение, что Рафаэль изобразил самого себя как Апеллеса на ватиканской фреске «Афинская школа».

  О картинах Апеллеса мы знаем только по их описаниям у античных авторов. Плиний Старший, утверждает, например, что свою Афродиту Апеллес писал со знаменитой натурщицы Кампаспы (в цитируемом нами русском переводе — Манаспа), наложницы Александра Македонского, который в знак своего восхищения картиной Апеллеса, уступил художнику саму Кампаспу.

Картина фр. художника Ланглуа. 1819 г. «Александр уступает Кампаспу Апеллу».

Овидий в «Науке любви» (III, 401 — 402) восклицает:Если б Венеру свою Апеллес не выставил людям – Все бы скрывалась она в пенной морской глубине.(Пер. М.

Гаспарова)Некоторое представление о «Афродита Анадиомена» (то есть «Афродита, рожденная из пены»; кстати, имя богини происходит от aphros, что по-гречески значит «пена»; другой вариант перевода: «выходящая, выплывающая, всплывающая из моря») можно получить, если признать, что одна из сохранившихся помпейских фресок воспроизводит картину Апеллеса на этот сюжет.

  Описание картины Апеллеса побудило Боттичелли создать свою Венеру («Рождение Венеры», 1477–1478. Флоренция. Галерея Уффици).

Примечательно, что в описании «Афродиты Анадиомена» Апеллеса ничего не говорится о ее рождении именно из морской раковины.

Открытым остается вопрос, чему принадлежит приоритет такой интерпретации – помпейской ли фреске или еще более раннему образу? И был ли Боттичелли автором этой инвенции в эпоху Возрождения или он имел сведения об античном прототипе?

* * *  Мы подошли к нашей главной теме – картине Боттичелли, которая, по замыслу художника, мыслилась как реконструкция другого шедевра Апеллеса — аллегорической картины «Клевета». Поскольку оригинал Апеллеса не сохранился, Боттичелли воспользовался описанием апеллесовской картины, оставленным греческим писателем-сатириком Лукианом (Lucian, De calumnia, 5.

)  Но сначала о том, что произошло у Апеллеса с царем Птолемеем. Нижеследующая история связывается с Птолемеем I Сотером, выдающимся полководцем и телохранителем Александра Македонского, который после смерти Александра (323 до н. э) стал правителем Египта, а с 305 объявил себя царем.

Апеллес был в большом почете у Птолемея, пока его не оклеветал его соперник художник Антифилом, ненавидевший Апеллеса. Он заявил, что художник замешан в заговоре Теодота в Тире против Птолемея. В результате, царь поверил клеветнику и обвинил Апеллеса в предательстве.

Впоследствии одному из друзей Апеллеса удалось убедить царя в неправедности его приговора, после чего царь, раскаявшись, вернул художнику свое расположение и щедро наградил его. Эта история послужило для Апеллеса толчком к созданию картины «Клевета».

  В эпоху Возрождения, когда необычайно вырос интерес к античным источникам, произведения Лукиана были переведены на итальянский язык. Во фрагментах и пересказах они попали в труды итальянских гуманистов.

  Приблизительно с 1460-х годов в итальянской живописи стал господствовать стиль, получивший название klassischer Idealstil (идеальный классический [античный] стиль), когда, как констатирует крупнейший искусствовед Эрвин Панофский, не только хорошо известные темы были переосмыслены all’antica (в античном стиле), но неизвестные или забытые в Средневековье сюжеты (например, «Фасты» Овидия) были проиллюстрированы de novo (по-новому). Классические картины «реконструировались» на основе описаний античных подлинников. Художники предавались свободным вариациям, чаще всего это были тяжеловесные аллегории, которыми как образцами «античного искусства» предприимчивые итальянцы пытались заинтересовать северных путешественников.  Что касается рассказа Лукиана о картине Апеллеса, то его приводит в своем «Трактате о живописи» (ок. 1453) Леон Баттиста Альберти. В его переводе эта история звучит так:  «Картина эта изображала человека с огромными ушами, а рядом с ним по обе стороны стояли две женщины; одна из них называлась Невежество, другая — Подозрение. Со стороны подходила Клевета. Это была на вид очень красивая женщина, но с лица уж очень коварная; в правой руке она держала зажженный факел, а другой волокла за волосы юношу, который высоко вздымал руки к небесам. Был там и бледный мужчина, некрасивый, весь покрытый грязью, с недобрым выражением лица, которого можно было бы сравнить с человеком исхудавшим и изнуренным долгими невзгодами на поле брани. Он вел Клевету и назывался Завистью. Были и две другие женщины, спутницы Клеветы, которые поправляли ее наряды и одежды и из которых одну звали Коварство, а другую Ложь. За ними шло Раскаяние — женщина, одетая в погребальные одежды, которые она сама на себе рвала, а сзади нее следовала девочка, стыдливая и целомудренная, по имени Правда. Если эта история нам нравится в пересказе, то подумайте только, насколько она была прелестна и очаровательна, написанная рукой Апеллеса!».

  Вопрос, писал ли в действительности Апеллес картину на этот сюжет, строго говоря, остается открытым.

Сомнение вызывает уж очень большое количество аллегорических фигур в рассказе Лукиана: Правда, Раскаяние, Коварство, Клевета, Ложь, Зависть, Невежество, Подозрение и, наконец, судья в образе царя с ослиными ушами, что явно намекает на Мидаса.

Следовательно, и эту фигуру можно считать аллегорией — Глупости. Столь широкое использование аллегорических фигур, персонифицирующих абстрактные идеи (в противоположность образам богов), было чрезвычайно редким явлением до начала христианской эры.

Присутствие подобных аллегорий гораздо характернее для христианских сюжетов, как, например, в «Мистическом Рождестве» того же Боттичелли, где три ангела на крыше хижины, одетые в белое, красное и зелёное, олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость.

  Литературные описания, подобные лукиановскому (а он составил целый их цикл, и предполагалось, что они характеризуют разные вполне конкретные произведения), безусловно, не были задуманы в качестве примеров художественной критики. Это были, прежде всего, литературные упражнения в риторике, обязательные в программе обучения будущего писателя.

Подобные циклы так называемых описаний создавали и другие греческие авторы, например, оба Филострата — Старший и Младший, которые были приблизительно современниками Лукиана. И ни одно из их эссе не было с определенностью соотнесено ни с одним известным произведением искусства.

Однако, классическое описание или экфразис (ekphrasis), которое было возрождено гуманистами еще в XIV столетии, стало популярным с начала XVI столетия у художников, искавших античные сюжеты.  Альберти советовал живописцам, желавшим написать картину на светский (тогда это было равнозначно античному) сюжет, обращаться к гуманистам.

И тогда им предлагался в качестве образца сюжет картины Апеллеса «Клевета». Надо отметить, что изложение истории у Альберти отличается как от греческого подлинника, так и от перевода из Лукиана, сделанного Гварино Гварини еще в 1408 году.

  В небольшом по размерам произведении Боттичелли с тонкостью миниатюриста создает свою версию легендарной картины знаменитого античного художника.  Прежде чем охарактеризовать каждую из аллегорий, обратим внимание на одну деталь, ускользавшую от внимания всех, кто писал об этой картине Боттичелли.

Читайте также:  Музей курения, индонезия, кудус

В описании Лукиана говорится, что Клевета в правой руке держит зажженный факел, а левой рукой тащит невинного юношу. У Боттичелли наоборот – факел у Клеветы в левой руке, а фигура юноши в правой.

Если предположить, что картина Апеллеса имела аналогичную композицию, то она должна была быть развернута зеркально, и все действие должно было быть направлено в противоположную сторону.

С точки зрения логики и сценического действия — а картина Боттичелли не что иное, как театральная мизансцена – в лукиановском описании больше смысла, поскольку говорит о Правде, как о последней явившейся аллегории, тогда как у Боттичелли, будь его картина прочитана как текст – слева направо — Правда предстает первой. Джеймс Холл, автор классического «Словаря сюжетов и символов в искусстве», вскользь указывает на это обстоятельство: «Последние две фигуры (Раскаяние и Правда) пришли, кажется, слишком поздно, чтобы спасти Невинность».  Итак, желая пояснить каждую фигуры на картине Боттичелли, мы должны двигаться взглядом справа налево.

  [Глупость]. Справа на возвышении на троне восседает царь (мы идентифицируем его так по короне на голове). У него ослиные уши, что поначалу заставляет вспомнить об известном мифологическом персонаже — царе Мидасе.

Согласно мифу о музыкальном состязании Аполлона с Паном, Мидас отдал предпочтение Пану; за это свое глупое решение он был наделен ослиными ушами. В литературе часто встречается утверждение, что у Боттичелли на этой картине изображенный царь и есть Мидас. Да, действительно, его облик таков.

Но, поскольку картина Боттичелли, воссоздающая, повторяем, картину Апеллеса, задуманную как аллегорическая иллюстрация эпизода из реальной жизни античного художника, глупый царь должен «читаться», во-первых, в ряду других аллегорических фигур на картине, то есть, как аллегория Глупости, во-вторых, как египетский царь Птолемей, поверивший — по глупости — клевете. Кстати, в античных рассказах о мифологическом Мидасе подобной истории с Клеветой вообще нет. Подозрение и Невежество. Они обступили царя-судью с обеих сторон и нашептывают ему прямо в его ослиные уши свои наветы. Они похожи друг на друга как сестры и чертами своих лиц, и поведением, и своими одеждами.

  Зависть. Именно из зависти Апеллес был оклеветан его соперником, тоже художником, Антифилом. Зависть здесь в темном изодранном плаще с капюшоном, наподобие монашеской рясы. Ее облик соответствует приведенному выше описанию Лукиана. Боттичелли делает ее похожей на Раскаяние.

Естественным следствием зависти является клевета, поэтому и здесь Зависть приводит за собой к царю Клевету. Простертая к царю, прямая рука Зависти выглядит словно меч, готовый поразить царя в голову.
Клевета. Она предстает, как и в описании Лукиана, в образе молодой женщины.

Перед Боттичелли стояла трудная задача написать очень красивую женщину (причем, речь идет именно о красивом лице), но при этом оно должно выражать всю ее коварность.
Коварство и Ложь. Как в случае с царем сопутствующими Глупости оказываются два порока – Подозрение и Невежество, так и Клевету сопровождают две ее спутницы – Коварство и Ложь.

Они украшают Клевету, чтобы ее навет звучал более привлекательно. Они вплетают в волосы Клеветы белые ленты и цветы, коварно используя символы чистоты для большей убедительности Клеветы.
[Невинность].

Опять-таки, в силу автобиографичности апеллесовской картины, которую «реконструирует» Боттичелли, в юноше, которого за волосы тащи к царю Клевета, должно видеть самого Апеллеса (не как портрет, а как персонаж). Художник не виновен перед царем, поэтому его изображение в данном контексте читается как аллегория Невинности.

Ей (ему) нечего скрывать, ее (его) фигура, как и фигура Правды, обнаженная (лишь в набедренной повязке.
Раскаяние. Это женская фигура, облаченная в изодранную монашескую рясу. Согласно описанию, она раздирала на себе одежды. Боттичелли отклонился от этого описания: на картине эта фигура стоит без движения и лишь взирает на Правду. Ее вопрошающе-злобный взгляд мало вяжется с идеей раскаяния, скорее эта фигура ближе Зависти.

Правда. Лукиан уподобляет Правду стыдливой и целомудренной девочке.

Боттичелли же изображает Правду в виде обнаженной женской фигуры в позе, которая в иконографии связана с античной богиней Венерой — Venus Pudica (Венера Целомудренная).

Обнаженная женская фигура являлась олицетворением чистоты (ср. выражение – «чистая (голая) правда»). Здесь Правда указывает перстом на небо как на единственный источник высшей справедливости.

 Автор статьи А. Майкапар.

Источник: https://alindomik.livejournal.com/1255610.html

Описание картины клевета сандро боттичелли

Творчество Сандро Боттичелли

Микеланджело Буонароти. Рафаеель Санти. Так уж получилось, что творчество Сандро Боттичелли оказалась как бы в тени его более знаменитых молодых коллег, и долгое время его гениальные картины были никому не известны, лежа себе где-то на складе, покрываясь пылью на задворках истории.

Лишь в 19-м веке, благодаря усилиям английских ученых-искусствоведов гениальное творчество этого художника было открыто вновь, а его картины заняли свои законные места в уважаемых музеях мира.

Родился Сандро Боттичелли в славном городе Флоренция в семье богатого мещанина Марианно де Вани Филипепи, получил очень хорошее образование.

Рождение Венеры Сандро Боттичелли

Полотно демонстрирует знакомство Боттичелли с философией неоплатонизма, рассматривавшей античную мифологию как предтечу христианских идей.

Картина, написанная темперой по холсту, предназначалась для украшения загородной виллы Медичи и представляет собой непревзойденный образец утонченной, поэтической живописи.

Странная картина Боттичелли описывает рождение Христа как самое главное событие в истории человечества.

И художник, взявшись за выполнение заказа, имел представление о предполагаемых размерах, сюжете и местоположении картины.

В настоящее время «Весна» экспонируется в знаменитой на весь мир флорентийской галерее Уффици, занимая достойное место среди других шедевров итальянских мастеров, таких как Рафаэль, Леонардо да Винчи. Джорджоне и Тициан.

Сюжет картины живописцу навеяли весьма распространенные тогда произведения Лукреция и Овидия.

Г. С. Дунаев Сандро Боттичелли

Противостоять клевете Апеллес решил художественными средствами, написав картину «Клевета». Самара-бота Апеллеса не сохранилась, но было хорошо известно ее подробное описание у Лукиана (тс. 120 — ок. 190).

Это описание и использовал Боттичелли, создавая свой «римейк». Прокомментируем его сюжет.

На троне сидит царь Ми-дас, получивший свои ослиные уши в отместку от Аполлона за то, что присудил победу в музыкальном соревновании Пану, а не ему.

Оценивание. Выявить различия. Техника. Проблемные вопросы учебной темы. Семь смертных грехов. Символика. Картины Иеронима Босха. «Н.К.Рерих» — В первые месяцы войны художник создаёт полотно. «Партизаны» (1943). Проявление патриотических чувств. «Александр Невский». Рерих запечатлел одну из форм русского сопротивления.

Оборона средствами искусства. Борис и Глеб. «Героическая сюита». Музеи имени Н.К.Рериха.

Краткое описание картины Сандро Боттичелли рождение Венеры и работы над ней

Появление этой богини на земле триумфально – к ее ногам летят розы, а богиня Ора преподносит юной богине Красоты драгоценный плащ, чтобы укрыть ее. А плащ украшен вышитыми нежными цветами.

Образ героини представлен живописцем с идеально красивыми чертами, в которых поражает безупречность и гармония. Лицо богини, будто овеяно тенью печали, кротости, на ее плечи спадают длинные пряди прекрасных золотистых волос, которые развивает ветер.

В картине присутствует ясная и четкая композиция.

Клевета Апеллеса. Деталь

В 1462 году он начал учиться живописи у Фра Филиппо Липпи. в мастерской которого пробыл пять лет. В связи с отъездом Липпи в Сполето он перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Первые самостоятельные произведения Боттичелли — несколько изображений Мадонн — по манере исполнения демонстрируют близость к работам Липпи и Мазаччо, наиболее известны:

(1465—1470), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468—1470), «Мадонна в розовом саду» (около 1470), «Мадонна Евхаристии» (около 1470). С 1470 года он имел собственную мастерскую недалеко от Церкви Всех святых.

Со стороны подходила Клевета.

Это была на вид очень красивая женщина, но с лица уж очень коварная; в правой руке она держала зажженный факел, а другой волокла за волосы юношу, который высоко вздымал руки к небесам.

Был там и бледный мужчина, некрасивый, весь покрытый грязью, с недобрым выражением лица, которого можно было бы сравнить с человеком исхудавшим и изнуренным долгими невзгодами на поле брани.

Боттичелли Сандро (1445—1510)

Позднее Боттичелли примкнул к направлению А. Вероккьо и А. Поллайоло, о чем свидетельствуют его аллегория «Сила» (ок. 1469), выполненная в ряду семи других картин для украшения спинок судейских кресел в Трибунале Торгового суда, и полотно «Св. Себастиан» (1473—74). 1470—90-е — период творческого взлета художника.

В 1470 он уже имел свою мастерскую, куда к нему в 1472 пришел сын его первого учителя Филиппино Липпи.

Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение Боттичелли собственного стиля. В 1470—1472 он пишет диптих об истории Юдифи.

«Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

На празднике в честь святого 20 января 1474 года картина «Святой Себастьян» с большой торжественностью была размещена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта-Мария-Маджоре [en].

Глубоко религиозный человек, Боттичелли работал во всех крупных храмах Флоренции и в Сикстинской капелле Ватикана.

однако в истории искусства остался в первую очередь как автор крупноформатных поэтичных полотен на сюжеты, вдохновлённые классической античностью, — «Весна » и «Рождение Венеры ».

Долгое время Боттичелли находился в тени работавших после него гигантов Возрождения, пока не был в середине XIX века переоткрыт британскими прерафаэлитами.

Живопись Сандро Боттичелли

Энергичные охристые тени для передачи телесного цвета как характерная черта стиля художника. Чувственное начало в трех картинах с изображением Венеры, прославление чистоты и непорочности.

Анализ жизненного пути и творческой деятельности Сандро Боттичелли — известного итальянского художника.

Композиция и особенности картины «Спящая Венера», которая ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения, и с сюжетом «Коронования Девы».

Сандро Боттичелли ( итал. Sandro Botticelli ; 1 марта 1444 или 1445 — 17 мая 1510) — итальянский живописец флорентийской школы. Настоящее имя — Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi) Родился в семье ремесленника, отец обрабатывал кожи. Боттичелли — прозвище, один из старших братьев Сандро был очень гладкий, и его прозвище перешло и на Сандро.

отмеченных остротой характеристик («Джулиано Медичи», 70-е гг. Галерея Академии Каррара, Бергамо). Произведениям Б. 90-х гг. свойственны черты драматизма и повышенной религиозной экзальтации («Клевета», после 1495, Уффици; «Оплакивание Христа», после 1490, Музей Польди-Пеццоли, Милан ).

Контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряжённость рисунка. динамика и экспрессия образов свидетельствовали о кризисе мировосприятия художника.

Источник: http://urist-rostova.ru/opisanie-kartiny-kleveta-sandro-bottichelli-49627/

Ссылка на основную публикацию