Мадонна с младенцем, ангелами и пророком (мадонна с длинной шеей), пармиджанино

Пармиджанино Мадонна С Длинной Шеей

По мнению некоторых искусствоведов, 1 в образе Мадонны с длинной шеей Пармиджанино, по всей вероятности изобразил Паолу Гонзага. По мнению некоторых искусствоведов, в образе Мадонны с длинной шеей Пармиджанино, по всей вероятности изобразил Паолу Гонзага.

Описание картины «Мадонна с длинной шеей»

В тоже время с композиционной точки зрения присутствие этой колоннады (зрительно почти сливающейся в одну высокую белую колонну) вполне объяснимо и закономерно – она как бы «отражает» фигуру Мадонны, перекликается с нею, однако из-за того, что она «подпирает пустоту», она выглядит странно, напоминая о полотнах сюрреалистов. Пармиджанино все же удалось получить в Риме несколько заказов. Галерея Уффици. По словам искусствоведа Пьетро Сельватико, Пармиджанино, «упорно веруя в то, что в самих понятиях удлиненное и волнообразное заключена грация, снабжает изображённые им головы, по правде сказать изящные, привлекательные и симпатичные, невероятно длинными телами, руками с плавно заострёнными пальцами и ногами, неизвестно где кончающимися». В изогнутой линии, основе композиции, воплощается идеал маньеризма – порождение воображения художника, квинтэссенция изящества, грации, совершенства. Между тем Пармиджанино написал достаточно характерную для живописи Возрождения «обманку».

Среди них — алтарная картина Видение Святого Иеронима (1526—1527, Лондон, Национальная галерея). Где отсутствующая спинка трона, на котором восседает Мадонна. Изящные картины Пармиджанино служат примером раннего маньеризма.

О нём в своё время говорилось следующее: «То, как высокая женщина изображенная анфас, отчетливо выступает вперед из сумрака, скупо охарактеризованного заднего плана, слегка склонив голову и глядя прямо перед собой, положив левую руку на грудь, словно она хочет поклясться в чем-то, производит впечатление символа некой духовной идеальности, которая носит отпечаток далекого от всякой обыденности духовного аристократизма». Изысканная Мария с поразительной легкостью удерживает на коленях светоносное тело Младенца.

Описание картины Франческо Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей»

Одной из самых значительных работ, созданных художником в Болонье, является небольшая композиция «Мадонна со Святым Захарией» (ок. «Мадонна с длинной шеей» — самая рафинированная и совершенная из дошедших до нас работ Пармиджанино. Иеронима.

Рисование портретов Пармиджанино отдельная часть в его творчестве.

Известные картины Пармиджанино: «Автопортрет в выпуклом зеркале», «Мадонна с длинной шеей», портрет молодой дамы именуемый «Антея», «Мадонна с розой», «Обращение Савла», «Мадонна с пророком Захарией», «Амур, строгающий лук». Итак, средоточие картины – Младенец, как воплотившийся Бог. Его глубокий сон может быть истолкован как намёк на смерть.

Вазари писал о нем: «. По словам искусствоведа Пьетро Сельватико, Пармиджанино, «упорно веруя в то, что в самих понятиях удлиненное и волнообразное заключена грация, снабжает изображённые им головы, по правде сказать изящные, привлекательные и симпатичные, невероятно длинными телами, руками с плавно заострёнными пальцами и ногами, неизвестно где кончающимися».

На дальнем плане видна фигура Святого Иеронима, поющего хвалу Непорочному зачатию. Крест на сосуде, ранее красный (теперь он еле виден), означает будущий жизненный путь Христа.

Жизнь Франческо никогда не шла по прямой.

Последняя и самая прославленная из алтарных картин Пармиджанино — «Мадонна с ангелами», более известная как «Мадонна с длинной шеей» (ок. Рано снискал славу, был поклонником и продолжателем идей Микеланджело и Рафаэля.

Общенациональный духовный подъём ярче всего выразился в архитектуре и изобразительном искусстве, овеянных духом героических устремлений, отмеченных широтой общественного звучания, синтетическим обобщением и мощью образов, полных духовной и физической активности.

В творческом наследии Пармиджанино заметное место занимает портретный жанр. Взгляд Мадонны устремлён на спящего на её коленях младенца Христа. На дальнем плане видна фигура Святого Иеронима, поющего хвалу Непорочному зачатию.

Мадонна с Младенцем, ангелами и пророком (Мадонна с длинной шеей), Пармиджанино

Франческо Пармиджанино умер 24 сентября 1540 года в Казальмаджоре, Ломбардия. Таким образом художник воплощает идею о неразрывной связи жизни и смерти.

Схематически эстетическую платформу первого поколения маньеристов можно обозначить как отход от ренессансного принципа «подражания природе», стремление к более острому самовыражению, выработку неких произвольных или заимствованных у мастеров Высокого Возрождения (главным образом, у Рафаэля и Микеланджело) изобразительных формул.

Добиваясь аудиенции у Климента VII, он приготовил для последнего подарок, который должен был убедить Папу в мастерстве молодого художника — собственный Автопортрет (1522, Вена, Музей истории искусства). Рядом с Иеронимом вначале был изображён Святой Франциск. Взгляд Мадонны устремлён на спящего на её коленях младенца Христа.

Но художник бежал вместе со своими лучшими друзьями в городок рядом с Пармой. Один из ангелов держит сосуд, так называемую вазу Гермеса (Меркурия), в алхимии символизирующий начальную стадию, зачатие. Рядом с Иеронимом вначале был изображён Святой Франциск.

collum tuum ut columna — «шея твоя и колонна»). Увлекшись экспериментами с алхимией, стремительно «эволюционировал» из многообещающего молодого художника в разочарованного и оторванного от жизни старика.

Однако в таком виде это направление складывается лишь в конце 1520—1530-х годах.

Маньеризм. Таким образом художник воплощает идею о неразрывной связи жизни и смерти. Рядом с Иеронимом вначале был изображён Святой Франциск. Длинная шея Мадонны, так же, как и колонна— атрибут Марии со времён средневековья, символизируют её чистоту (лат.

collum tuum ut columna— «шея твоя и колонна»). По словам Вазари, «работа эта не вполне удовлетворяла» Пармиджанино и потому осталась незаконченной – за спиной Мадонны видны колонны без капителей, уходящие в пустоту, едва намечена голова шестого ангела.

К этому времени Корреджо вечный соперник художника уже уехал.

Франческо Пармиджанино, Мадонна с длинной шеей

Пармиджанино сознательно не соблюдает пропорций детского тела, благодаря чему тело младенца приобретает некоторую текучую изломанность, повторяющуюся в «змеевидной» фигуре Мадонны. Картина осталась незавершённой и к моменту смерти художника (1540) находилась в его мастерской.

Иеронима, воздающего хвалу Непорочному зачатию и колонна – символ девственности Марии».

Мадонна с сидящим на ее коленях Младенцем и целующим его маленьким Иоанном Крестителем, стоящая рядом с ними Магдалина, судя по масштабам их фигур, отделены от первого плана некой пространственной дистанцией, но в то же время рука Захарии почти касается края одежд Марии.

Крест на сосуде, ранее красный (теперь он еле виден), означает будущий жизненный путь Христа.

Девушка изображенная на портрете, замечательна не столько редкостной красотой (подобные покрытые матовой бледностью лица, с бархатными черными глазами и аристократическим очерком рта, вероятно, не были такой уж редкостью по итальянским городам и весям), сколько своей позой и статью. На этом фоне величественная фигура пророка Захарии на первом плане, обратившего свой взор куда-то влево, за пределы композиции, приобретает грандиозные масштабы. Один из ангелов держит сосуд, так называемую вазу Гермеса (Меркурия), в алхимии символизирующий начальную стадию, зачатие.

Читайте также:  Музей метрополитен в нью-йорке - фото и адрес музея

Постоянное «общение» со ртутью, непрерывное вдыхание ее паров довело живописца до горячки и поноса и он сгорел буквально за несколько дней.

Этот принцип «змеевидной фигуры» стал одним из самых главных в маньеризме и наиболее отчетливо просматривается в картине «Мадонна с длинной шеей».

По словам Вазари, «работа эта не вполне удовлетворяла» Пармиджанино и потому осталась незаконченной— за спиной Мадонны видны колонны без капителей, уходящие в пустоту, едва намечена голова шестого ангела.

Картина осталась незавершённой и к моменту смерти художника (1540) находилась в его мастерской. Художники-маньеристы в пропорциях фигур отдавали предпочтение выразительности. Крест на сосуде, ранее красный (теперь он еле виден), означает будущий жизненный путь Христа.

В самом деле идеальности» Антее не занимать. Художник внушает зрителю, что перед ним – существо высшего порядка.

Один из ангелов держит сосуд, так называемую вазу Гермеса (Меркурия), в алхимии символизирующий начальную стадию, зачатие. Его глубокий сон может быть истолкован как намёк на смерть. Где отсутствующая спинка трона, на котором восседает Мадонна. Взгляд Мадонны устремлён на спящего на её коленях младенца Христа.

И таким образом зака так и не был завершен.

В этом – его великое преимущество пред другими живописцами эпохи Возрождения из которых каждый разрабатывал по преимуществу какую-либо одну сторону искусства в этом – причина неувядаемой славы Санти, пережившей уже пять столетий, не смотря на все происходившие в это время перемены во вкусах народов и в направлении искусства. Его композиция не столько изображает искаженный выпуклой поверхностью облик художника, сколько имитирует само зеркало: мазками, сливающимися в эмалево-гладкую поверхность, Пармиджанино виртуозно передает и блеск поверхности зеркала и серебристость его тонов их свечение, с безошибочной точностью воспроизводит эффект искривления, растягивания деталей, отражающихся в периферийной зоне зеркала (искаженное и увеличенное отражение руки искривленные очертания окна и двери), в то время, как юное, почти детское лицо, отраженное в центральной зоне зеркала, где нет искажений, кротко и безмятежно взирает на нас.

Пармиджанино – Франческо Маццола (1503–1540)

Этот портрет женщины, наверное, это самая светлая работа в творчестве художника. Итальянский художник и гравер эпохи Ренессанса, работал в стиле маньеризма.

Возможно, картина осталась незаконченной: в графическом эскизе к этой композиции (Париж, Лувр) в правой ее части изображена колоннада, в то время, как в самой картине справа высится только одна колонна без капители.

Нереальный образ, «самодовлеющая красота» обращается к чувствам и разуму зрителя.

Наряду с флорентийцами Понтормо и Россо и сиенским мастером Беккафуми Пармиджанино является самым ярким представителем новых художественных тенденций, появившихся в искусстве Центральной (и отчасти — Северной) Италии 1520—1530-х годов, обозначаемых в современной науке термином маньеризм (от итальянского слова maniera, т. е. «манера»). Италия. В картине изображено, какое либо реальное пространство или оно вымышлено. Что за колонна видна на заднем плане.

Girolamo Francesco Maria Mazzola 11 января 1503, Парма – 24 августа 1540, Казальмаджоре). Крупнейшие художники эпохи заняли почётное место в общественной жизни, олицетворяя в глазах современников дух и славу нации. Еще одна картина, считающаяся центром итальянского маньеризма, это «Мадонна с длинной шеей». Но здесь случились неприятности, все его картины были украдены.

Эта картина — своеобразный манифест «манеры», не только вызывающее отрицание ренессансного принципа «подражания природе», но и демонстрация права художника создавать свой собственный мир, существующий по законам, созданным воображением мастера.

Эта первая большая композиция Пармиджанино, написана очень тщательно, в несколько жесткой манере она эффектна, тщательно продумана, равновесие сочетается в ней с динамической напряженностью ритма, плавность очертаний фигуры Мадонны — с резкостью динамичной позы Иоанна Крестителя, контрастом окружающего Мадонну сияния и сгущением теней в нижней части композиции утонченный облик Мадонны уже предвосхищает персонажей более поздних работ Пармиджанино, а маленький Христос и своим обликом и возрастом скорее напоминает Амура.

Нереальный образ, «самодовлеющая красота» обращается к чувствам и разуму зрителя. Взгляд Мадонны устремлён на спящего на её коленях младенца Христа.

Взгляд Мадонны устремлён на спящего на её коленях младенца Христа. В картине изображено, какое либо реальное пространство или оно вымышлено.

Пармиджанино, «Мадонна с длинной шеей»

Считается одним из наиболее знаменитых и признанных живописцев первого поколения маньеристов. Художники-маньеристы в пропорциях фигур отдавали предпочтение выразительности. Его глубокий сон может быть истолкован как намёк на смерть. Позже художник заболел лихорадкой и оставил искусство, вскоре Фарнческо скончался.

collum tuum ut columna – «шея твоя и колонна»). Мадонна в этой картине являет нам абсолютное воплощение того утонченного идеала красоты, который сложился уже в более ранних работах Пармиджанино. Иеронима. Нереальный образ, «самодовлеющая красота» обращается к чувствам и разуму зрителя.

Но эти события только подтолкнули художника к возвращению к живописи. 1. лет и по словам Алпатова новым в их творчестве было то «что они проявили свое дарование молодыми».

По словам Вазари, «работа эта не вполне удовлетворяла» Пармиджанино и потому осталась незаконченной — за спиной Мадонны видны колонны без капителей, уходящие в пустоту, едва намечена голова шестого ангела.

К этой группе присоединились дети, которые, по-видимому, должны изображать ангелов. Эта работа пригланулась папе Клименту VII, который был удивлен талантом юного живописца.

Читайте также:  Земство обедает, г. г. мясоедов, 1872

Художник Франческо Пармиджанино Италия 1503-1540

Таким образом художник воплощает идею о неразрывной связи жизни и смерти. Рядом с Иеронимом вначале был изображён Святой Франциск. Таким образом художник воплощает идею о неразрывной связи жизни и смерти.

И с этой точки зрения оба художника гениальны. Рядом с Иеронимом вначале был изображён Святой Франциск2. Таким образом художник воплощает идею о неразрывной связи жизни и смерти.

На дальнем плане видна фигура Святого Иеронима, поющего хвалу Непорочному зачатию. На дальнем плане видна фигура Святого Иеронима, поющего хвалу Непорочному зачатию.

Его глубокий сон может быть истолкован как намёк на смерть.

По словам искусствоведа Пьетро Сельватико, Пармиджанино, «упорно веруя в то, что в самих понятиях удлиненное и волнообразное заключена грация, снабжает изображённые им головы, по правде сказать изящные, привлекательные и симпатичные, невероятно длинными телами, руками с плавно заострёнными пальцами и ногами, неизвестно где кончающимися». Крест на сосуде, ранее красный (теперь он еле виден), означает будущий жизненный путь Христа.

3. Святая Дева с Младенцем в соответствии с догмой о Непорочном Зачатии окружена своими атрибутами: разрушенной колонной на заднем плане и вазой, которую держит в руке ангел на первом плане в правой части композиции.

Сравнительный анализ картин: Мадонна с длинной шеей Пармиджанино и Секстинская Мадонна Рафаэля

Длинная шея Мадонны, так же, как и колонна— атрибут Марии со времён средневековья, символизируют её чистоту (лат. collum tuum ut columna— «шея твоя и колонна»). В 1531 году Пармиджанино возвращается в свой родной город Парму.

Родившийся к Парме откуда и происходит его имя Пармиджанино почти всю жизнь провел в своем родном городе. Один из ангелов держит сосуд, так называемую вазу Гермеса (Меркурия), в алхимии символизирующий начальную стадию, зачатие.

Так, в Портрете графа Галеаццо Сан Витале (1524, Неаполь, Музей Каподимонте), первого покровителя художника, заказчика фресок в Рокка ди Сан Витале, Пармиджанино увлекает несвойственное итальянским портретам этого времени зрелищное начало художник тщательно прописывает весь антураж — балюстраду, на которую облокотился молодой граф, поблескивающую рядом с ним, на фоне стены кирасу, пейзажный фон, детали нарядного одеяния в то же время очень обобщенно написанное молодое лицо так бесстрастно, что персонаж художника приобретает некую закрытость. Крест на сосуде, ранее красный (теперь он еле виден), означает будущий жизненный путь Христа.

На дальнем плане видна фигура Святого Иеронима, поющего хвалу Непорочному зачатию. Один из ангелов держит сосуд, так называемую вазу Гермеса (Меркурия), в алхимии символизирующий начальную стадию, зачатие.

1535, Флоренция, Галерея Уффици), была написана в Парме для церкви Санта Мария деи Серви. Дерево, масло.

Пространство картины построено с искажением перспективы: фигура Иеронима неправдоподобно мала, ряд колонн, тесно прижатых друг к другу, поддерживает пустоту: всё усиливает впечатление нереальности иррациональности.

Картина осталась незавершённой и к моменту смерти художника (1540) находилась в его мастерской. 216 x 132 см. Флоренция. В 1524 году двадцатилетний Пармиджанино переехал в Рим.

Сообщество «Волшебная сила искусства»

Справа, в почти метафизическом пространстве, образованном ничего не поддерживающей колонной, художник размещает несоразмерно маленькую фигурку св. Его глубокий сон может быть истолкован как намёк на смерть. Пармиджанино оказал на искусство Италии гораздо более значительное влияние, чем большинство художников маньеристического направления.

Что за колонна видна на заднем плане.

Пармиджанино Мадонна с длинной шеей 1534 -1540

Источник: http://aquareller.com/wdr/201806/parmidzhanino-madonna-s-dlinnoy-sheey/

Франческо Пармиджанино, Мадонна с длинной шеей

30 июня 2017, Люди

Рисовальщик, живописец и офортист Франческо Пармиджанино работал в Парме и Риме, Болонье и Ка-зальмаджоре. Он являлся одним из ведущих представителей итальянского маньеризма. Творческий метод художника сложился под влиянием произведений Корреджо, Микеланджело и Рафаэля.

Пармиджанино (настоящее имя Маццола) родился в Парме (отсюда и имя художника) и почти всю свою жизнь провел в этом городе, но знаменитая картина «Мадонна с длинной шеей» была написана им после пребывания в Риме, где художник изучал работы Рафаэля и других мастеров.

Главным отличием этой картины являются нарочито удлиненные пропорции фигур персонажей. Художник умышленно придал Мадонне, Младенцу и находящимся рядом с ними ангелам Преувеличенно удлиненные черты, именно это и явилось причиной того, что за картиной закрепилось такое название.

Острота расположения фигур и зрительных эффектов, изысканный, грациозный рисунок и тусклый, серебристый колорит полотна служат созданию отстраненного от реальной жизни идеала загадочной, холодной, но вместе с тем чувственной красоты. Композиции картины присущи утонченность и изящество.

Удлиненные пропорции силуэтов преувеличенно гибки, и ощущение их хрупкости усиливается бледными, почти обесцвеченными колоритами.

Маньеристы, к которым принято причислять Пармиджанино, создали тип придворно-аристократического парадного портрета.

В своем творчестве маньеристы отходят от ренессансной концепции искусства, основанной на гармоничном восприятии человека как совершенного творения природы.

Острое восприятие жизни сочеталось у маньеристов с программным желанием не следовать естественности природы, а выразить сугубо субъективную «внутреннюю идею» художественного образа, рожденного воображением мастера.

Маньеризм во многом интерпретировал отдельные элементы искусства живописцев Высокого Возрождения.

Приверженцы маньеризма возвели в ранг культа представления о нестатичности мира, его ненадежности, шаткости человеческой судьбы, которая находится во власти иррациональных сил.

Искусство этого направления было тесно связано с придворной позднефеодальной культурой, элитарной по своей сущности, и ориентировано на узкий круг знатоков.

Самым ярким проявлением маньеризма считается период итальянского искусства XVI в. Для него были характерны драматическая острота образов, трагическое мировоззрение, усложненность и преувеличенность силуэтов, цветовые и светотеневые диссонансы.

Совершенно особую роль в произведениях этого жанра играет виртуозная эмоциональная линия, нередко приобретающая обособленное значение.

В большей части портретов подчеркивается внутренняя напряженность и самодостаточность персонажей и субъективно-эмоциональное отношение художника к своей модели.

Портреты Пармиджанино создают настроение аристократической замкнутости, в чем-то даже похожей на снобизм, рождают чувство глубокой внутренней тревоги.

Виртуозное мастерство художника подтверждают многочисленные рисунки и первые в исстории искусства Италии офорты – особые гравюры на металле, в которых углубленные элементы печатной формы создавались путем вытравливания участков металла кислотами.

Пармиджанино и другие близкие ему по манере художники были, по существу, предшественниками модернистов. Искажения, вносимые ими в картину, вполне осознанны, намеренны и продуманны.

Читайте также:  Детский музей в риме - музей эксплора » музеи мира и картины известных художников

Пармиджанино стремился доказать, что классическая гармония – это не единственный путь в искусстве, проявления красоты многообразны и не исчерпываются простотой и естественностью.

Эта позиция очень близка модернизму, который протестует против очевидности и стремится создать формы, отличные от форм натуры.

Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Источник: http://www.artinheart.ru/post/people/2410.shtml

Франческо Пармиджанино Мадонна с длинной шеей: Описание произведения

Как и прочим деятелям ренессансного искусства, итальянцу Пармиджанино нередко приходилось иметь дело с написанием сюжетов из жизни Святого семейства. Неоднократно писал он и Мадонну с Младенцем – это были штучные работы, верстовые столбы, помечавшие открытие новых форм отражения его рафинированного взгляда на красоту.

Область поисков Пармиджанино в отношении Богородицы лежала в возвращении ей той неотмирности, которую она утратила стараниями живописцев Возрождения: они предавали ей более человечный, приземленный облик, чем та недосягаемая божественная природа, которой наделяли Мадонну средневековые художники.

Пармиджанино почти всегда пишет своих Мадонн с полуприкрытыми веками, что придает им кротость и целомудрие. Будь то изящная, но «сомнительная» с религиозной точки зрения «Мадонна с розой», с которой тотчас было написано 50 копий (настолько она стала популярной).

Или куда больше приближенная к иконописным стандартам, возвышенная и умиротворенная «Мадонна с младенцем». Также как и аристократично-утонченная «Мадонна с пророком Захарией».

Мадонна с длинной шеей: история создания

Пармиджанино приступил к работе над картиной в 1534 году по заказу Елены Тальяферри, сестры его близкого товарища Энрико Байардо. Задумана она была для семейной капеллы в базилике Санта Мария деи Серви, что принадлежала ордену францисканцев. Спустя шесть лет, на момент смерти художника, работа так и не была окончена.

Проведя еще два года в его мастерской, «Мадонна» все-таки отправилась в капеллу Тальяферри и заняла свое законное место.

По версии Вазари, Пармиджанино не смог дописать картину из-за того, что та его «не вполне удовлетворяла».

Существуют и более современные версии, предполагающие, что таким образом живописец умышленно хотел подчеркнуть невозможность достижения идеала и бесконечность стремления к нему.

Независимо от причин, колонны за спиной Богородицы уходят в никуда, а вместо лица шестого ангела зияет лишь размытый зловещий набросок. Согласно сохранившимся эскизам, в компанию святому Иерониму Пармиджанино планировал написать святого Франциска – но и от того осталась только еле заметная наметка ноги.

По мнению некоторых исследователей, моделью для длинношеей Мадонны стала итальянская аристократка Паола Гонзага. Ранее, в 1524 году, Пармиджанино уже запечатлел высокую покровительницу искусств на фреске «История Дианы и Актеона» в родовом замке графов Санвитале (фамилия Паолы по мужу).

Хозяйка фамильной резиденции предстает на ней в образе Цереры, древнеримской богини плодородия.

Чистая эссенция маньеризма

В стремлении преодолеть зашедшие в тупик клише ренессансной живописи, Пармиджанино прибегает ко всем доступным на тот момент уловкам.

Подобно бунтующему подростку, делающему все наперекор устаревшим взглядам предков, он искажает перспективу (несоизмеримо миниатюрная фигура святого Иеронима у подножия трона, на котором восседает Мария). Сбивает в кучу персонажей на левой стороне полотна, оставляя для равновесия лишь колонну на правой.

Максимально удлиняет и округляет пропорции тел, практически лишая пальцы Мадонны намека на кости и суставы.Все это парадоксальным образом работает не только на придание изображению гипнотизирующей текучести затейливо перекликающихся линий.

Но помещает сцену за пределы земного пространства, где не имеют силы аксиомы Евклидовой геометрии, а всё живое и неживое подчиняется законам нездешней, сверхъестественной грации.

Странным сном спит Младенец на коленях Матери.

Его неестественная поза с ниспадающей, словно вывернутой из плечевого сустава рукой, отсылает к классической иконографии пьеты (от итал. pietà – «жалость») – изображению оплакивания девой Марией мертвого Христа, которого она держит на коленях (1, 2, 3). Так в одной точке встречаются настоящее и будущее: живописец предвосхищает уготованную Христу участь.

Что говорит «Мадонна с длинной шеей» о Пармиджанино, художнике и алхимике

«Мадонна с Младенцем, ангелами и пророком» (еще одно название картины) – своеобразный символ и вместе с тем – итог жизни живописца, апогей его творческого поиска. Здесь он доводит до совершенства фирменную змеевидную грацию и заодно, желая того или нет, задает направление для будущих новаторов, играющих на поле сюрреализма.«Мадонна с длинной шеей» – одновременно оправдательный акт в подшивке прижизненных деяний художника Пармиджанино и приговор ему. Сосуд для алхимических экспериментов в руках одного из ангелов изображен не только затем, чтоб рифмоваться с его обнаженным бедром и отзеркаливать образ Богоматери как бесценный сосуд, что дал жизнь Богочеловеку. Ртуть, для которой предназначается эта «ваза Гермеса», – убийца Пармиджанино-алхимика, так и не нашедшего сил отказаться от идеи найти способ укрощения строптивого текучего металла и, возможно, причина, по которой работа так и не была окончена.

Незавершенный шедевр с вызывающе ассиметричной архитектоникой и доведенной до грани допустимого маньеристской анатомией фигур фиксирует новаторство и талант художника на самом взлете и тут же сообщает о его трагическом падении.

Эпитафией к этому памятнику просятся слова Вазари: «О, если бы только Господь пожелал, чтобы он продолжал заниматься живописью, а не увлекался мечтой заморозить ртуть, ради приобретения богатств, больших, чем какими наделили его природа и небо! Ведь в таком случае он стал бы в живописи поистине единственным и несравненным.

Он же в поисках того, чего найти никогда не мог, потерял время, опозорил свое искусство и погубил жизнь свою и славу».

Источник: https://artchive.ru/artists/774~Franchesko_Parmidzhanino/works/381704~Madonna_s_dlinnoj_sheej

Ссылка на основную публикацию