Мадонна с младенцем, бартоломео эстебан мурильо

Мадонны Bartolomе Esteban Murillo

Постоянно варьируются ее глаза (незначительная для канона, деталь эта очень важна для физиогномики) — их разрез, открытость, припухлость; лоб — чуть покатый или прямой, нос — чуть длиннее, короче, разная форма крыльев; подбородок, округлость щек. И возникает эффект присутствия многих лиц в одном.

Бартоломео Эстебан Мурильо (1617-1682)Непорочное зачатие (Esquilache) около 1645-55гг.,

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург поступила из Рима в 1842

Про «Непорочные зачатия» исследователь творчества Мурильо Куглер сказал: «Произведения эти знаменуют собой одну из вершин XVII века, и во всей области искусства только они вполне достойны равняться «Сикстинской мадонне» Рафаэля».

Непорочное зачатие Из Эскориала 1645-50гг.
Музей Прадо, Мадрид, Испания

Очевидно, это тема очень волновала Мурильо, и он возвращался к ней не раз. Только в музее Прадо находится ещё две версии.Глядя только на эти картины, можно понять, почему при жизни Мурильо называли «Рафаэлем Севильи».

Непорочное зачатие 1670-ые гг., Музей Прадо, Мадрид, Испания

Непорочное зачатие (Soult) 1678гг.,
Музей Прадо, Мадрид, Испания
Картина получила название (Soult) пo имени французского маршалла, который взял её для Лувра, во время войны, из часовни в Севилье (chapel of Seville's Venerable Hospital).Многие картины были возвращены Испании после войны. Но эта — находилась во Франции до 1940г.После указа Филиппа III все церкви и монастыри Испании хотели иметь картину с Мадонной, посвященную этой евангельской догме, и Мурильо пришлось написать целый ряд повторений с первоначального полотна.Христос, апостолы и особенно Мадонна изображаются художником самыми подлинными испанцами не только по типу лица, но даже и в отношении костюмов. Это прекрасные испанки с прелестным, нежным лицом и жгучими испанскими глазами. Они святые — но от мира сего, например, «Мадонна с четками», несомненно, принадлежит к высшему обществу Севильи, как и ее прелестный младенец.

Мадонна с чётками 1650г.
Галерея Палатина, (Palazzo Pitti), Флоренция, Италия

В большинстве своих картин Мурильо не заботился об исторической правде. Он никогда не пытался изобразить совершенно не знакомую для себя обстановку и природу древней Палестины, да и мало интересовался ею. По характеру своей натуры и по религиозному чувству испанцев художник чувствовал, что Испания настолько схожа со Святой землей, что все библейские события могли иметь место и в Испании. Некоторые из его сограждан приходили в ужас от такой вольности в трактовке священных сюжетов, но их недовольство нисколько не омрачало жизнь художника.

Мадонна с Младенцем 1660-65гг.,
Музей Прадо, Мадрид, Испания

Мадонна с Младенцем (Madonna Leganes) 1670г.
Дрезденская галерея, Германия

Мадонна с Mладенцем, с чётками 1650-55гг.,
Музей Прадо, Мадрид, Испания

В 1665 г. художника пригласили декорировать церковь Санта Мария ла Бланка. Oн должен был украсить купол храма. Для этого Мурильо создал несколько холстов в форме тетивы с луком. Горожане назвали эти работы «мендос пунтос» (аркообразные).

Явление Непорочной Девы 1665г.
Музей Лувр, Париж, Франция

На ленте, которую держат ангелы, на латинском — » In principio dilexit eam » («Бог ее любил «).
Мадонна с музицирующими ангелами 1675
Музей изобразительных искусств, Будапешт

Отношение самих испанцев к художнику дон Эдуард д'Амигис выразил так: «Для испанцев Мурильо — святой. Они произносят его имя с улыбкой, как будто желая этим сказать: «Он — наш!» И говоря это, смотрят так, как будто и от слушателя требуют уважения».

Источник: https://alindomik.livejournal.com/5495253.html

Мурильо – мастер религиозной и жанровой живописи

ПодробностиКатегория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII вековОпубликовано 16.03.2017 16:33Просмотров: 881

Его творчество завершает «золотой век» испанской живописи. 

Бартоломе́ Эсте́бан Мури́льородился в 1617 г. в Севилье и был четырнадцатым ребенком в семье севильского цирюльника Гаспара Эстебана. Рано остался полным сиротой и воспитывался в семье тётки (сестры матери). Став знаменитым художником, он взял фамилию матери – Мурильо. 

Бартоломео Эстебан Мурильо. Автопортрет (1670-1673). Холст, масло. 122 x 107 см. Лондонская Национальная галерея

Этот портрет в стиле фламандских и голландских художников XVI в. был выполнен художником по просьбе его детей, о чём говорит надпись на латинском языке.

Детство и начало творчества

С детства увлекался рисованием, и это увлечение в довольно обеспеченной семье, где он рос, поощрялось. Учился живописи у Хуана де Кастильо, затем самостоятельно переехал в Кадис (Андалусия) – город, считавшийся в то время культурным центром страны.

Там он занялся созданием картин религиозного содержания, которые были в то время самым ходовым товаром.
Но это занятие мало походило на творчество, и Мурильо едет в Мадрид, чтобы заняться самосовершенствованием.

И это была судьба: здесь молодой художник встречается с Веласкесом, который помог ему получить разрешение на копирование полотен Тициана, Рубенса, Ван Дейка, находящихся в королевских дворцах. Здесь Мурильо прошёл хорошую школу. В 1645 г. он возвратился в Севилью совсем другим художником.

После выполнения заказа из 11 картин для местного монастыря ордена францисканцев к Мурильо пришла известность. Его задачей было показать историю нищенствующего ордена с первых дней его основания. Основные из них: «Св. Диего насыщает нищих» (Мадридская академия художеств), «Чудо св.

Диего», или так называемая «Кухня ангелов» (Лувр, Париж), «Кончина св. Клары» (Дрезденская галерея) и др. Уже в этих работах виден национальный характер Мурильо: религиозные и мифологические персонажи у него все без исключения имеют вид простых севильских жителей – он брал натурщиков и натурщиц из народа.

Бартоломео Эстебан Мурильо «Св. Диего насыщает нищих» (ок. 1655). Холст, масло. 134 x 100 cм. Академия Сан Фернандо (Мадрид, Испания)

Это одна из 11 картин цикла. Все персонажи картины – севильцы, его современники. Все образы картины реалистичны.

Мадонны Мурильо

Изображение Богоматери составляют значительную группу произведений Мурильо. Мадонна изображена то в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе среди облаков, то окруженной ангелами, иногда с лунным серпом или земным шаром под ногами…

Но всегда в Её позе и лице передано состояние девственной чистоты, кротости, умиления и неземного покоя.
Но Матерь Божья у Мурильо – это всегда прекрасная испанка, смуглая девушка с миндалевидными глазами.

Он сумел передать на этих полотнах и глубокое счастье материнства, и неувядающую красоту севильских женщин.

Бартоломео Эстебан Мурильо «Непорочное зачатие» (1645-1650). Холст, масло. 222 x 118 cм. Музей Прадо (Мадрид, Испания)

Непорочное зачатие Христа – важный, но таинственный момент Священного Писания. История Его земной жизни начинается с Благовещения и Непорочного зачатия Девы Марии. Очевидно, эта тема очень волновала Мурильо – он возвращался к ней не раз. Только в музее Прадо находятся ещё две картины на эту тему.

Бартоломео Эстебан Мурильо «Святое Cемейство с птичкой» (1650). Холст, масло. 144 x 188 cм. Музей Прадо (Мадрид, Испания)

Счастье материнства у Мурильо передано с особой теплотой. Сам художник был счастлив в браке, эта тема была ему близка. Но, как уже было сказано выше, художник религиозные темы часто решал через жанровое повествование, это его ничуть не смущало.Вот и на данной картине изображена сцена обычной жизни очень небогатой семьи.

Святой Иосиф поддерживает маленького Иисуса, играющего с птичкой и собакой. Причём Иосиф показан не старым, а средних лет мужчиной с испанскими чертами лица. Слева Дева Мария перематывает нитки, но вся она поглощена игрой ребёнка.Справа композицию завершает столярный верстак, что напоминает зрителю о роде занятий Иосифа (он был плотником).

Все полотно проникнуто теплом домашнего уюта и семейного счастья.

Вот ещё несколько изображений мадонн.

Бартоломео Эстебан Мурильо «Мадонна с Младенцем» (1660-1665). Холст, масло. 151 x 103 cм. Музей Прадо (Мадрид, Испания)

Бартоломео Эстебан Мурильо «Мадонна с Mладенцем, с чётками» (1650-1655). Холст, масло. 164 x 110 cм. Музей Прадо (Мадрид, Испания)

Бартоломео Эстебан Мурильо «Мария с Младенцем и играющие ангелы» (ок. 1675). Холст, масло. 137 x 104,5 cм. Музей изобразительных искусств (Будапешт, Венгрия)

Много картин религиозной тематики Мурильо пишет на заказ: для архиепископов, кафедральных соборов, монастырей.

Признание

Истинное признание пришло к художнику в 1656 г., когда церковный совет собора назвал Мурильо лучшим живописцем Севильи и заказал ему картину «Видение святого Антония Падуанского», за которую он получил огромную сумму.

Бартоломео Эстебан Мурильо «Видение Св. Антония из Падуи» (ок. 1660-1680). Холст, масло. 250 x 167 cм. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Читайте также:  Картина "несмеяна-царевна", васнецов - описание картины

Святой Антоний Падуанский (XIII в.) родился в Лиссабоне и получил воспитание в церковной школе. Он первым присоединился к ордену св. Августина, но, узнав о житии св. Франциска, решил разыскать его. Святой Франциск встретил Антония как обыкновенного юношу, но, когда услышал, как Антоний проповедует, доверил ему большую часть просветительской деятельности ордена.

Вскоре Антоний стал любимым учеником и близким другом Франциска. Он снискал большую любовь у народа, учил богословию в Болонье, Монпелье, Тулузе и Падуе, где умер в возрасте 36 лет.Об этом святом существует несколько легенд.

Среди них история о еретике из Тулузы, который отказывался поверить в то, что Святые Дары причастия – это кровь и плоть Христовы, пока его осел не выйдет сам из конюшни и не поклонится им. Через несколько дней это и произошло. Поэтому рядом со св. Антонием часто изображают коленопреклоненного осла.На св. Антонии обычно надета ряса ордена францисканцев.

Иногда у него в руках другие атрибуты: лилия, украшенный цветами крест, рыба, книга и огонь. Его также изображали с Младенцем Христом на руках.Святой Антоний Падуанский – покровитель города Падуи.Теперь Мурильо – преуспевающий человек. Он открывает торговое предприятие в Америке, берёт в аренду для своей семьи роскошный особняк. В его доме появляются рабы.

Известно, что в 1660 г. после смерти великого Веласкеса король пригласил на вакантное место придворного художника Мурильо, но тот отказался.В январе 1664 г. он похоронил жену. Это было для него страшным ударом. На руках у него осталось пятеро детей. Два года после её смерти Мурильо практически не рисовал.

Свой огромный особняк он сменил на скромное жилище при госпитале Ла Каридад.Но жизнь продолжалась. В 1665 г. Мурильо был принят в Братство Милосердия. Он написал несколько картин для этого духовного учреждения.

В последние годы жизни художник много писал. Но трагические нотки, появившиеся в его творчестве после смерти жены, снова и снова «звучат» на полотнах. Мурильо обратился к теме мученичества.

Тема мученичества

Бартоломео Эстебан Мурильо «Раскаяние св. Петра» (1670-e гг.). Холст, масло. 330 x 300 cм. Музей Лувр (Париж, Франция)

Апостол Петр прежде был рыбаком из Галилеи, как и его брат Андрей Первозванный. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса.В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух.

Но позже он искренне покаялся, был прощён Господом, но всю жизнь плакал о своём поступке.Петр пронес слово Спасителя по всей Малой Азии. Затем прибыл в Рим, где, как считается, он основал первую общину христиан.Согласно традиции, св. Петр продолжал свою деятельность в Риме на протяжении 20 лет, пока не был обвинен одним из приближенных императора.

Последователи христианства убедили апостола покинуть город, но по дороге его посетило видение Христа. Петр спросил: «Господи, куда Ты идешь?». Иисус ответил: «В Рим, чтобы быть заново распятым».Петр понял слова Христа и вернулся в Рим, где его арестовали и бросили в тюрьму. Его избили плетью и распяли вниз головой.

Он эту казнь выбрал добровольно, ибо не видел для себя смерти более достойной, чем умереть так же, как Христос.

В искусстве его внешний облик легко узнаваем: он всегда изображается пожилым, но крепким мужчиной, с короткими седыми вьющимися волосами и короткой, обычно вьющейся бородой, грубыми чертами лица. Обычно на нем желтый (золотой) плащ поверх голубого.

Бартоломео Эстебан Мурильо «Христос в Гефсиманском саду» (1670-e гг.). Холст, масло. 350 x 260 cм. Музей Лувр (Париж, Франция)

После Тайной Вечери Христос с одиннадцатью учениками пошел в Гефсиманский сад и просил учеников, чтобы они оставались здесь, пока Он будет молиться: «… душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Но ученики уснули. И так повторилось трижды.Но явился Ему ангел с неба и укреплял Его.

Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва – так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота.Этот момент Страстей (страданий) Христовых и запечатлел Мурильо на своей картине.Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: «Вы все еще спите? Кончено. Наступил час; и Сын Человеческий предается в руки грешников.

Встаньте, пойдем; вот приблизился предающий Меня».

И ещё одну тему в творчестве Мурильо следует выделить. Это тема «Уличные ребятишки».

Уличные ребятишки

Мурильо любил изображать реалистические картинки из севильской простонародной жизни: мальчики и девочки, занятые едой, игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и т. п. Художник изображал и нищих детей, наводнивших севильские улицы, — загорелых оборванцев, веселых и прекрасных, несмотря на бедность.

Бартоломео Эстебан Мурильо «Мальчики с фруктами» (ок. 1650). Холст, масло. Старая Пинакотекa (Мюнхен, Германия)

Бартоломео Эстебан Мурильо «Мальчик с собакой» (1655-1660). Холст, масло, 77,5 x 61,5 cм. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Бартоломео Эстебан Мурильо «Маленький нищий» (ок. 1645-1650). Холст, масло. 134 x 100 cм. Лувр (Париж, Франция)

Картина «Маленький нищий» (Вшивый нищий) относится к ранним работам мастера. В ней правдиво изображена сидящая фигура уличного мальчишки. Луч света, проникающий в открытую дверь, ярким пятном выхватывает эту фигурку из мрака помещения.

Мальчик внимательно высматривает закопавшееся в лохмотья насекомое. Реалистично изображены его загорелые руки, грязная рубашка, худые колени, грязные ноги…

А на первом плане художник расположил натюрморт из глиняного кувшина, соломенной сумки с яблоками и несколькими валяющимися на полу креветками.

В этой и последующей картинах художник предвосхищает реализм XIX в.

Бартоломео Эстебан Мурильо «Дети, играющие в кости» (ок. 1665-1675). Холст, масло. 140 x 108 cм. Баварский национальный музей (Мюнхен, Германия)

Мурильо занимался также пейзажной и ландшафтной живописью.

Конец жизненного пути

Жизненный путь Мурильо оборвался внезапно. Он отправился украшать собор в Кадисе и во время работы сорвался с лесов и сильно ударился. Художник еще успел вернуться в Севилью, где и умер 3 апреля 1682 г.Говорили, что художник умер в бедности. И это странно. Он выполнял большое количество заказов и вёл умеренный образ жизни. Скорее всего, он жертвовал деньги.

После смерти он оставил очень скромное состояние, но много учеников и последователей. Его творчество оказало большое влияние на искусство Испании, оно было признано в Европе.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-kontsa-xvi-xviii-vekov/679-murilo-master-religioznoj-i-zhanrovoj-zhivopisi

Мадонны бартоломео мурильо

В конце 1617 года в севильской церкви Сан-Мигель состоялось венчание маэстро Диего Веласкеса и Хуаны Пачеко. Счастливый для них, день этот стал счастливым и для всей Испании. В это солнечное утро в другой севильской церкви (в старой церкви Магдалены) был крещен мальчик, который впоследствии стал гордостью страны.

Его имя Эстебан Бартоломео Мурильо, и именно его назовут истинным представителем севильской школы живописи, «главой испанских колористов». Но это все в будущем, а пока он был четырнадцатым ребенком в скромной семье цирюльника.

Рано лишившись родителей, маленький Эстебан воспитывался в семье свой сестры — жены хирурга. Семья была довольно зажиточной, и его даже отдали в ученики к одному из дальних родственников — художнику.

От него он перешел к другому учителю, а потом и сам стал думать, где бы увидеть и изучать картины великих живописцев.

У юного Бартоломео не было средств для поездки в Италию, и тогда он купил полотно, разрезал его на кусочки и принялся день и ночь расписывать их всякими сюжетами, какие только представлялись его взору. Кроме того, он стал писать и маленькие образа для ежегодной ярмарки в Севилье, где их покупали купцы для отправки в Новый Свет, чтобы раздавать там новообращенным христианам.

Когда у Мурильо завелись деньги, он (чтобы не тратиться на дорогу) пешком пошел в Мадрид, намереваясь оттуда отправиться в Италию. Но в Мадриде случай свел его с Веласкесом, Бартоломео Мурильо объяснил придворному художнику-вельможе свои намерения и нашел в его лице истинного покровителя.

Веласкес отговорил его от поездки в Италию, раскрыв взамен сокровища Эскориала, где можно было изучать Тициана, Рубенса, Веронезе, Рафаэля, Тинторетто и других живописцев.

Читайте также:  Репин: картины, биография. произведения ильи ефимовича репина

В действительности же, как теперь установили искусствоведы, никакой первой поездки в Мадрид не было, но введение ее в канву легенды в высшей степени логично: после легендарного возвращения из Мадрида севильский живописец совершает в своем творчестве скачок, который открывает ему путь к славе.

В Севилье жизнь била ключом, к ее портам причаливали многочисленные суда, груженные золотом и серебром Нового Света. Свободно и весело текла в Севилье жизнь — в городе, «таком удобном для всяких приключений». На ее улицах можно было встретить испанцев, немцев, англичан, голландцев, мавров, негров, индейцев, и все они перемешались в пестрой говорливой толпе.

Здесь были представители всех слоев испанского общества: чопорные гранды; бедные, но гордые идальго, пытающиеся скрыть свою бедность под изысканной роскошью костюмов; солидные горожане, купцы, ремесленники, монахи из многочисленных монастырей; пестро одетые, веселые гитаны и пикарес — бродяги и шарлатаны, ищущие легкой наживы.

Оживленно текла в Севилье и художественная жизнь. По ее улицам были разбросаны многочисленные мастерские живописцев, скульпторов, золотых дел мастеров: в богатой Севилье легко находилась работа. Расположенная далеко от столицы, где творчество художников было сковано вкусами придворной знати, Севилья имела свои преимущества.

Здесь свободнее и независимее развивалась художественная мысль, а мастера ее были теснее связаны с народом.

Первые картины Мурильо, которые вызвали общий восторг («Вдохновение монаха», «Милостыня святого Диего» и «Смерть святой Клары»), были написаны им для Малого монастыря Святого Франциска.

Монастырь этот до нашего времени не сохранился: в XIX веке во время перестроек в Севилье его разрушили, а во времена Мурильо это был самый большой монастырский ансамбль в городе. Мурильо узнал, что настоятель францисканского монастыря намеревается расписать монастырские стены картинами, которые бы иллюстрировали жизнь их ордена.

Сумма, которую назначили за 11 больших полотен с фигурами в натуральную величину, была довольно скромна, и потому ни один художник не хотел браться за эту работу. Только молодой Мурильо был исполнен желания проявить себя и предложил свои услуги. За неимением лучших предложений францисканцы приняли их.

Картины вызвали всеобщее удивление и восторг, ничего подобного по красоте и смелости замысла Севилья еще не видела. Никто не понимал, как мог этот «мазилка», еще совершенно неизвестный три года назад, так быстро усвоить столь мощную и благородную манеру письма.

Вскоре художник стал получать многочисленные заказы и писал для всех. Зато и не было в Испании ни одного собора, ни одного монастыря, ни одного значительного частного собрания, которые не владели бы хоть одним произведением знаменитого мастера.

По отзывам современников Мурильо обладал легким, ровным, добрым характером. Неисчислимы достоинства дона Эстебана и как художника.

Одаренный самым блестящим воображением, чувством нежным — полным грации и восторга, он особенно склонен был к сюжетам религиозным, где искусство может обратиться к миру идеальному. В особенности неподражаемы у него лики Христа и Богородицы.

В каком бы возрасте он не писал их, везде у него выходят изображения, приводящие зрителя в благоговейный восторг.

Мурильо весьма редко ставил дату на своих картинах, но всякий раз, когда он это делал, как правило, за датой скрывалось важное событие в жизни художника. Так было и на этот раз: 1652 год застал его за работой сразу над двумя первыми полотнами «Непорочное зачатие», так как в основном Мурильо прославлял Богородицу.

В Испании образ Марии был синонимом всемогущества доброты. В это время благочестивый король Филипп III объявил все свои государства находящимися под защитой Непорочного зачатия, тем самым предупредив на два столетия провозглашение этого догмата, утвержденного папой Пием IX только в 1855 году.

Конечно, не только этот факт стал поводом для создания великим мастером своих знаменитых мадонн.

Мурильо всегда имел желание художественно разработать одно место из Священного Писания, где говорится о появлении на небе женщины, облеченной в солнечные ризы, с луной под ногами и венцом из двенадцати звезд на голове.

Все его картины (за редким исключением) изображают Мадонну в радостном сиянии, возносящейся среди прозрачных облаков к небу.

Ее кроткий лик с увлажненными глазами, красными, как вишня, губами, нежным и радостным выражением лица окаймлен роскошными золотистыми волосами, волнами рассыпающимися по ее плечам.

Ее детские руки, нежные и тонкие, обычно скрещены на груди, как будто сдерживают волнение.

Иконография Марии у Мурильо отличается одной характерной особенностью. На многочисленных изображениях Мадонны ее лица каноничны, ведь отступление от догмата было просто немыслимо. Но нет ни одной Марии, которая бы походила на другую.

Постоянно варьируются ее глаза (незначительная для канона, деталь эта очень важна для физиогномики) — их разрез, открытость, припухлость; лоб — чуть покатый или прямой, нос — чуть длиннее, короче, разная форма крыльев; подбородок, округлость щек.

И возникает эффект присутствия многих лиц в одном.

Одно из первых «Непорочных зачатий» было заказано архиепископом Севильи, и этот факт говорит о возросшей репутации Мурильо: ему стали верить без боязни, что он ошибется. Столь лестному для художника мнению послужил отчасти и такой случай.

«Непорочное зачатие», заказанное монахами францисканского монастыря для главного алтаря, должно было висеть высоко, на большом расстоянии от зрителя.

Не искушенные в живописи монахи однажды увидели полотно в мастерской художника на близком расстоянии, ничего не разобрали в показавшейся им бесформенной массе крупных, сочных мазков и отказались от заказа. Только по настоянию Мурильо они разрешили «для пробы» повесить картину на место и…

были поражены необычайной красотой как центральной фигуры, так и всех ее деталей. Художник наказал их тем, что согласился вторично продать картину за двойную против прежней цену. Это заставило его последующих критиков осторожнее судить о том, чего они не понимают.

На картине для францисканского монастыря нижний край композиции начинается тенями разной глубины. Чуть выше густой пелены облаков открывается молочной белизны сфера. Тени, набегающие на ее края из облаков, придают ей состояние независимого движения в пространстве.

Розовато-желтые фигурки ангелов обходят сферу и наплывающие на нее облака, увеличивая это впечатление. Правой ногой Мадонна опирается на шар, другая скрыта облаком, которое служит как бы подставкой для пышных драпировок ее платья.

Взор зрителя неудержимо устремляется ввысь, пока не достигает вытянутых в молитвенном жесте рук, прекрасной головы, обрамленной развеваемыми ветром волосами. Наклон головы возвращает движение вниз, Мария заглядывает туда, будто боясь высоты.

Физическую весомость ее фигуре придает иссиня-черный плащ, золотисто-сочный фон которого вторит складкам ее белого платья.

После указа Филиппа III все церкви и монастыри Испании хотели иметь картину с Мадонной, посвященную этой евангельской догме, и Мурильо пришлось написать целый ряд повторений с первоначального полотна. Теперь они разбросаны по музеям всего мира (Лувр, Эрмитаж, Мадрид, Берлин, Лондон и т.д.).

По содержанию, как уже указывалось выше, они мало разнятся друг от друга: красивая девушка в белом одеянии и синем плаще, сложив молитвенно руки (или скрестив их на груди), стоит на облаках на земном шаре (или лунном серпе).

У ног ее, под пятой, извивается змий — символ попранного греха, вокруг Девы порхают ангелы, сверху на нее льется небесный свет, глаза ее в блаженном упоении подняты к небу (или с безграничной жалостью смотрят вниз на смертных).

В большинстве своих картин Мурильо не заботился об исторической правде. Он никогда не пытался изобразить совершенно не знакомую для себя обстановку и природу древней Палестины, да и мало интересовался ею.

По характеру своей натуры и по религиозному чувству испанцев художник чувствовал, что Испания настолько схожа со Святой землей, что все библейские события могли иметь место и в Испании. Некоторые из его сограждан приходили в ужас от такой вольности в трактовке священных сюжетов, но их недовольство нисколько не омрачало жизнь художника.

В лице многочисленных испанских евреев он мог бы иметь прекрасных натурщиков, но ему и в голову не приходило воспользоваться ими. Христос, апостолы и особенно Мадонна изображаются художником самыми подлинными испанцами не только по типу лица, но даже и в отношении костюмов.

Читайте также:  Пристань в ялте, григорий григорьевич мясоедов - описание картины

Его Мадонны («Благовещение», «Мадонна в облаках», «Мадонна с четками», «Воспитание Марии» и другие картины) — это прекрасные испанки с прелестным, нежным лицом и жгучими испанскими глазами. Они святые — но от мира сего, например, «Мадонна с четками», несомненно, принадлежит к высшему обществу Севильи, как и ее прелестный младенец.

Эта особенность Мурильо создавать Мадонн с ярко выраженными чертами испанки постепенно развилась настолько, что некоторые его Мадонны вызывают весьма специфические ассоциации. Например, знаменитая картина «Мадонна-цыганка».

Про «Непорочные зачатия» исследователь творчества Мурильо Куглер сказал: «Произведения эти знаменуют собой одну из вершин XVII века, и во всей области искусства только они вполне достойны равняться «Сикстинской мадонне» Рафаэля».

А отношение самих испанцев к художнику дон Эдуард д'Амигис выразил так: «Для испанцев Мурильо — святой.

Они произносят его имя с улыбкой, как будто желая этим сказать: «Он — наш!» И говоря это, смотрят так, как будто и от слушателя требуют уважения».

Источник: http://historylib.org/historybooks/Nadezhda—Ionina_100-velikikh-kartin/34

Испанский художник Эстебан Мурильо: картины, биография

Автопортрет, 1670

Бартоломе Эстебан Мурильо (исп. Bartolomé Esteban Murillo; 1617-18 — 1682) — знаменитый испанский живописец «золотого века», глава севильской школы.

В картинах Мурильо религиозные сцены представлены как события из народной жизни. С 1650-х гг. Мурильо насыщает свои работы золотистой светотенью, переходя к более живописной манере (особенно в пейзажных фонах). Мурильо создаёт религиозные композиции, в том числе сцены из жизни богоматери , с проникновенным лиризмом передающие национальный тип испанской женщины.

Биография Мурильо

Испанский живописец XVII века Мурильо был художни­ком лирического плана. Моделями для его картин, в том числе и религиозных, служили народные типы. Он широ­ко вводил жанровые мотивы в композиции.

Бартоломе Эстебен Мурильо родился в Севилье в семье цирюльника четырнадцатым ребенком. Он рано потерял отца и воспитывался у сестры, которая дала ему хорошее об­разование. Живописи Мурильо учился у Хуана де Кастильо — поклонника романистов XVI века.

К середине 40-х годов XVII века Мурильо был уже вполне сложившимся художником. Его ранние работы отличались простотой и правдивостью («Диего де Алькала, раздающий милостыню», около 1645 г.; «Святое семейство», 1645— 1650).

Вскоре Мурильо создал ряд полотен, прославивших его имя («Сон Иакова», «Исаак, благословляющий Иакова», «Рождество богоматери»). Капитул собора постановлением от 8 марта 1656 года признал его лучшим живописцем Се­вильи и заказал ему картину «Видение св. Антония» для капеллы этого святого в соборе.

Картина имела большой успех. На Мурильо со всех сторон посыпались заказы.

В 1660 году Мурильо вместе с художниками Хуаном Вальдес Леаль, Себастьяном де Льявос, Игнасио Ириарте и другими основывает в Севилье Академию художеств и из­бирается ее первым президентом. Академия содержалась на средства, собираемые среди ее членов. Она ставила пе­ред собой цель — направить молодежь на путь тщательно­го изучения натуры.

В 60-х—70-х годах Мурильо создает ряд циклов картин для церквей и монастырей в Севилье: двадцать картин для августинского монастыря и одиннадцать картин для капел­лы а Каридад (среди них «Св. Фома Вильянуэва, раздающий милостыню», «Антоний Падуанский с младенцем Христом», «Мадонна с салфеткой», «Непорочное зачатие» и др.).

Моделями для изображения мадонн Мурильо служили местные красавицы. Художник мастерски передавал жен­ственность, нежность, национальный облик испанок.

Больших успехов достиг Мурильо в изображении пейза­жа, который обычно служил: фоном в его картинах. Особенно интересны пейзажи Мурильо в картинах из цик­ла «Жизнь Иакова», написанных между 1660—1670 года­ми. Они отличаются богатством светотени, гармоничным со­четанием красочных тонов, тонкостью в передаче воздуш­ного пространства.

Реалистические тенденции творчества Мурильо ярко про­явились в бытовом жанре. Художника влекло к изображе­нию простой, обыденной жизни народа.

Его лирический та­лант полнее всего раскрылся в серии картин, изображающих жизнь уличных детей Севильи («Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой», «Продавщица фруктов» и др.).

Можно предположить, что моделями для Мурильо служили дети, жившие на той же улице, что и художник, так как одна и та же модель встречается в разных его картинах. Эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо.

Жанровые картины Мурильо, изображающие уличных де­тей, представляли собой новый этап развития испанской бы­товой живописи. Однако и здесь на творчество Мурильо на­ложило свой отпечаток официальное испанское искусство второй половины XVII века. Отдавая дань времени, худож­ник снижал жизненную силу образов в своих жанровых картинах некоторой долей сентиментальности.

Мурильо был хорошим портретистом. Портреты его рабо­ты, исполненные в мягкой живописной манере, изобража­ют преимущественно севильских идальго. Сохранились два автопортрета Мурильо.

Мурильо имел много учеников, и ему часто приходилось прибегать к их помощи. В этом отношении многочисленные произведения Мурильо еще не изучены должным образом: при их тщательной атрибуции, вероятно, некоторые придет­ся отнести на долю его помощников.

На основе статьи в книге «Художественный календарь «Сто памятных дат».

Галерея картин Мурильо

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/769-murillo.html

Мадонна с младенцем

Андреа ди Бартоло «Мадонна с младенцем» (1380-1390-ее)
Панель, темпера. 30 × 18.6 см 
Национальная галерея искусств, Вашингтон

Когда художник пишет на холсте женщину и показывает одну грудь, более благоприятное впечатление от образа складывается в тех случаях, когда на модели надето что-нибудь свободное и неопределенное по форме, и тогда только от мастерства самого живописца зависит, насколько изящно ткань будет вести себя на полотне.

Но тщательным образом скроенные и подогнанные по фигуре одежды эпохи Ренессанса уводили базовые эстетические импульсы далеко в сторону от той свободы и бесформенности, которая была характерна для средневекового костюма, и соответствовали той общей тенденции к четким и резким репрезентативным стилям, которая воцарилась по всей Европе. 

Мода XV века — как в искусстве, так и в одежде — препятствовала развитию каких бы то ни было вкусов, мирящихся с беспорядком в области женского лифа. И при всем этом корсет тогда поднимал грудь вверх, дамы, как правило, носили довольно глубокое декольте, а в светской поэзии прекрасная грудь была вполне устойчивым объектом восхищения. 

Тем не менее вплоть до самого конца XV века одинокая обнаженная грудь — грудь сугубо материнская.

Когда в искусстве раннего итальянского Возрождения Дева Мария обнажала грудь, чтобы дать ее младенцу Иисусу, грудь эта появлялась из разреза на платье этакий бледный одинокий холмик возникающий из безбрежного моря ткани.

Фламандская мадонна того же периода кормила младенца поверх верхнего обреза роскошного платья и грудь у нее была реалистичнейшим образом выписана, но непропорционально мала в сравнении с телом.

Эту единственную кормящую грудь не обрамлял ни единый сантиметр голой плоти сверх необходимого кормление имело серьезный и возвышенный характер, в нем не было ровным образом ничего чувственного, и одежда, которую носили Мадонны в искусстве начала XV века, тоже была весьма строгой.

Платья эти были того же кроя, что и реальные современные им вещи, но для создания подобающей священной атмосферы их украшали сверх обычного и изображали в наиболее выгодны ракурсах.

Фигуры, изображающие Деву, могли быть облачены в подобные же платья и во время торжественных шествий, но платья эти в равной мере и не стилизовались, и не должны были выглядеть как повседневные.

Бартоломео Эстебан Мурильо «Мадонна с Младенцем» (около 1670) 
Холст, масло. 166 х 115 см. 
Дрезденская галерея, Германия 

Дрезденская картина необычайно красива. Это один из лучших образцов позднего периода творчества художника. В указанное время Мурильо создал большое количество картин на темы непорочного зачатия Девы Марии, Мадонны с Младенцем и другие религиозные сюжеты. 

Женские и детские образы мастера всегда необычайно трогательны. При всей очевидности религиозной природы и предназначения этих картин они демонстрируют обычные человеческие типы — во всей их безыскусности, естественности, непосредственности. Мадонна на этих полотнах и дрезденской, быть может, в первую очередь, — еще совсем юное создание.

Она трогательно защищает Сына, хотя ясно, что сама нуждается в защите — удивительное художественное воплощение силы, заключенной в слабости.

И поскольку мы можем констатировать эту особенность и в других картинах Мурилью на этот сюжет, то, очевидно, можно говорить об определенной религиозно-философской концепции художника, воплощенной необычайно ярко.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Madonna_s_mladentsem25/

Ссылка на основную публикацию