Михаил васильевич нестеров, картины и биография

Михаил Нестеров: биография, творчество, личная жизнь и картины художника

«Я жил своим художеством», — писал о себе живописец Михаил Нестеров. Внутренняя красота была для него важнее, чем «так называемые сильные страсти». И эту неброскую, лиричную, но глубокую красоту Нестеров видел во всем: в героях, в окружающей их природе, которая на картинах мастера превращалась в знаменитый «нестеровский пейзаж».

Ученик первых передвижников

Родился Михаил Нестеров в 1862 году в Уфе. Его семья была купеческой, родители — хорошо образованными людьми широких взглядов. Они никогда не запрещали сыну заниматься творчеством: рисовать Нестеров начал еще во время обучения в гимназии.

В возрасте 12 лет его отправили учиться в реальное училище, но уже через два года он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов.

Под их влиянием ранние картины Нестерова созданы в традициях передвижничества.

Основной жанр его первых полотен — бытовой, но молодой художник уделяет много внимания пейзажу, который вскоре станет одним из важнейших сюжетов его живописи. Позже в творчестве Михаила Нестерова появилась историческая тема, а за работу «Призвание М.Ф. Романова на царство» он получил звание свободного художника.

«Любовь и потеря сделали меня художником»

Первой работой, в которой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста». Создана она была после глубокой личной трагедии, постигшей художника.

В 1886 году, спустя год после свадьбы, во время родов скончалась его жена Мария. Ее чертами наделяет художник героиню своей картины. Нестеров много раз писал свою супругу — многие женщины с полотен живописца похожи на его первую жену.

В итоге в творчестве художника появился особенный женский образ, который современники прозвали «нестеровской девушкой».

В полотне «Христова невеста» присутствует и так называемый «нестеровский пейзаж». Михаил Нестеров изображает русскую природу без использования ярких оттенков, она лишена внешней эффектности и очень лирична. Пейзаж в его произведениях имеет собственное настроение, созвучное настроению героев картин.

В 1889 году Нестеров создает один из своих шедевров — картину «Пустынник». Эта работа была куплена Павлом Третьяковым еще до ее показа на XVII Передвижной выставке. Самобытность и мастерство, аскетизм и выразительность, гармония и сила соединились в этом произведении. После «Пустынника» о Михаиле Нестерове заговорили как об одном из самых значительных современных живописцев.

«Отрок Варфоломей» и «Святая Русь»

На деньги, полученные от продажи «Пустынника», Михаил Нестеров отправляется в свою первую заграничную поездку. Он путешествует по Европе, изучает работы старых мастеров, создает множество набросков и эскизов.

Во время этой поездки к нему впервые приходит идея картины, посвященной Сергию Радонежскому. Для художника его образ с самого детства был особенным.

В воспоминаниях Нестеров писал, что святой пользовался в семье его родителей «особой любовью и почитанием».

Возвратившись на Родину, художник начинает работу над самым известным своим произведением. «Видение отроку Варфоломею» становится сенсацией Передвижной выставки 1890 года.

Картина получила самые разные отзывы: передвижники упрекали ее в пренебрежении реализмом и излишнем мистицизме, сторонники модерна восхищались ее тонкостью и утонченностью. Сам Нестеров всегда считал «Видение» своей лучшей работой.

Позднее живописец создал цикл картин, посвященных жизни Сергия Радонежского.

Картина «Видение отроку Варфоломею» принесла Михаилу Нестерову новый художественный опыт — его пригласили в Киев для работы над росписями Владимирского собора.

Некоторое время художник колебался, но все же принял приглашение. Нестеров посвятил церковным росписям более 20 лет своей жизни, и они принесли ему широкую известность.

Художник создавал фрески для храмов в Абастурмане, Москве, Соловках.

Параллельно с этим он написал много полотен на религиозную тему. Духовные поиски художника воплотила в себе картина «Святая Русь» 1902 года.

Портретная галерея Нестерова

Первые портреты, если не считать этюдов или портретов родителей, Михаил Нестеров написал в 1906 году. Они изображали его вторую жену, Екатерину Нестерову, и дочь Ольгу. Так началась галерея портретов членов семьи, друзей и близких художника.

После революции 1917 года, когда религиозная тема оказалась под запретом, живописец стал писать своих современников.

К работам постреволюционного периода относятся портреты ученого Алексея Северцова и художника Виктора Васнецова, писателей Максима Горького и Льва Толстого, хирурга Сергея Юдина и народной артистки Ксении Держинской.

Эти картины отличаются вниманием к личности портретного героя и его роду занятий. Активная жизнь каждой творческой личности и была основной темой портретов, написанных Нестеровым.

За портрет Ивана Павлова, созданный в 1935 году, художнику присудили Сталинскую премию, одну из первых в области искусства.

Писал художник и себя — в целом он создал около десяти живописных и графических автопортретов.

Михаил Нестеров не оставлял творческую работу до последних дней своей жизни. Скончался он 18 октября 1942 года, на 81-м году жизни. Его последняя картина «Осень в деревне» была закончена за несколько недель до смерти.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8964/mikhail-nesterov

Михаил Васильевич Нестеров — Биография художника, известные произведения, выставки

Михаил Васильевич Нестеров (6 (19) мая 1862, Уфа — 18 октября 1942, Москва) — русский и советский художник, иконописец, портретист, участник товарищества передвижных выставок и Мира искусства. Академик живописи (1898). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

По легенде, в конце жизни Нестеров отказался писать портрет Сталина, хотя вождь дважды предлагал ему эту работу. Нестеров ответил: «Ваше лицо мне все меньше и меньше нравится».

Особенности творчества художника Михаила Нестерова: Художник старался избегать изображения бурных страстей.

Говорил, что ему интересней всего «тихий пейзаж и человек, живущей внутренней жизнью».

Известные картины Михаила Нестерова: «За приворотным зельем», «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею», «Два лада», «Лисичка», «Святая Русь», «На Руси. Душа народа», «Дмитрий-царевич убиенный», «Философы», «Портрет академика Павлова».

Если бы нужно было одним словом описать творческий метод Нестерова, то это было бы слово «упорство». Свои картины он создавал подолгу, много раз переписывая даже, казалось бы, незначительную деталь. Часто оставлял работу и принимался за нее вновь, но уже на новом холсте.

Когда писал «Видение отроку Варфоломею», то даже порвал первый вариант картины. Правда, нечаянно. Упал на холст, когда в сотый раз переписывал лицо отрока. Своими работами был редко когда доволен. Многие из картин уничтожил.

Не любил свои росписи церкви в Абастумани, хотя этой работе отдал несколько лет жизни и занимался ею тщательно и ревниво, выверяя каждый штрих. При этом не был лишен тщеславия. Признавался, что любит приходить в Третьяковскую галерею, чтобы посмотреть реакцию публики на свои картины.

И очень радовался, если посетители останавливались напротив его полотен. «Значит, есть в них что-то!» — говорил другу, художнику Турыгину.

Несмотря на то, что талант к рисованию у юного Нестерова проявился и был замечен преподавателями, когда ему едва исполнилось 10 лет, к званию «Художник» он шел долго и, опять-таки, упорно. Три года проучился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1877−1880). Потом еще три года пробыл в Академии художеств в Петербурге (1880−1883) и опять три года в московском Училище, с которого начал (1883−1886).

Конечно, все это время он не только корпел над этюдами и рисунком. Успел влюбиться, жениться, стать отцом и потерять любимую супругу Машеньку (она умерла сразу после родов).

При этом он будущую жену наставлял: «Ты станешь женой художника — это тяжелая работа». И в этом «наставлении» не было кокетства: для Нестерова выбранный путь предвещал прежде всего кропотливую работу и постоянное совершенствование.

Читайте также:  Портрет камеристки инфанты изабеллы, рубенс

А это требует самоотверженности не только для самого художника, но и для его окружения.

Своим учителем поры постижения азов Нестеров считал Василия Перова. В подражании ему написал несколько картин: «В снежки» и «Карточный домик». Когда дарил своей возлюбленной Машеньке, которая впоследствии стала его женой, этюды, то непременно подписывался «ученик Перова».

При этом Нестеров всегда старался преодолевать влияние на свое творчество — искал свой путь и свое место в искусстве. Позже, расписывая Владимирский собор в Киеве, он так же будет опасаться чрезмерного влияния на себя Васнецова, который был главным в работе над фресками храма.

Михаил Нестеров был православным. И в особый путь Руси веровал неистово. Хотя он очень высоко ценил творчество своего учителя Перова, картину, наподобие Перовской «Сельский Крестный ход на Пасху», в творчестве Нестерова невозможно представить. Да, с батюшками «на веселе» ему не раз доводилось сталкиваться. Однажды, изрядно выпивший поп служил заказанную художником панихиду на могиле его первой супруги. Увиденное возмутило Нестерова, но не стало поводом для картины обличительного содержания. Художник полагал, что его творчество имеет еще и воспитательную функцию: лучше показать идеал, к которому нужно стремиться, чем фиксировать недостатки. Поэтому после такого-то инцидента он написал своего «Пустынника» (1888−1889), где показал тихий и смиренный лик настоящего православного монаха.

Вера и была главным побудительным мотивом для Нестерова при росписи храмов. Помимо Владимирского собора в Киеве, художник расписал храм Александра Невского в Абастумани (1899−1904), Марфо-Мариинскую церковь в Москве (1908−1911) и занимался росписью собора в Сумах (1913−1914).

Примечательно, что его просили поработать над проектами, которые могли принести гораздо больше славы и денег. Причем просил не кто-нибудь, а члены царской семьи. Так, Нестерова приглашали расписать одну из русских церквей за границей и сулили хороший гонорар.

Он отказался: ему эта работа не показалась интересной.

Росписи церквей еще раз проявили перфекционизм художника. Он всегда критически оценивал свои работы в этой области. «Может, мои образа и впрямь меня съели, ну быть может, мое призвание не образа, а картины — живые люди, живая природа, пропущенная через мое чувство, словом — «опоэтизированный реализм», — записал художник в дневнике.

А когда Сергей Дягилев устроил специальную выставку с эскизами Нестерова для росписи церкви в Абастумани и даже выпустил целый журнал, этим росписям посвященный, Михаил Васильевич отнюдь не был польщен. И своему другу Александру Турыгину с горечью заметил: «Лучше бы и вовсе об этих эскизах забыть».

При этом церковную тематику в своем творчестве он развивал постоянно. Под влиянием романов Мельникова-Печерского, посвященных заволжским старообрядцам, Нестеров решил, по его словам, «написать красками роман, роман в картинах…». Художник создал три из пяти задуманных «глав» романа: картины «На горах» (1896), «Великий постриг» (1897−1898) и «На Волге» (1905).

Святому Сергию Радонежскому Нестеров посвятил несколько картин: «Видения отроку Варфоломею» (1889−1890) и «Юность Сергия» (1893).

Но наиболее полно отражают мировоззрение Нестерова его картины «Святая Русь» (1901−1906) и «На Руси. Душа народа» (1915−1916).

Усердие и особый творческий метод Михаила Васильевича Нестерова были оценены. В 1910 году его избрали действительным членом Академии художеств в Москве.
«Две страсти всю жизнь господствовали надо мной: страсть любовная и страсть к художеству.

Если бы не было этих страстей, я был бы самый ординарный человек, быть может, вредный самодур, пьяница, неудачник», — так написал о себе Нестеров в книге воспоминаний «Давние дни».

Художник был дважды официально женат: в 1885 году обвенчался с Марией Мартыновской.

Любимая супруга скоропостижно скончалась после родов в 1886 году. Нестеров был настолько безутешен, что еще долго изображал милый образ супруги в своих работах. Его три варианта «Царевны» (1887) и «Христова невеста» (1887) живописуют любимую Машеньку.

Портрет жены на смертном одре он тоже написал, но позже уничтожил картину, потому что ему невыносимо было на нее смотреть.

Второй брак Михаил Васильевич заключил в 1902 году. С будущей супругой — 22-летней Екатериной Васильевой, 40-летний Нестеров познакомился в мае, а уже в июле они обвенчались.

При этом ради молоденькой Катеньки Михаил Нестеров оставил свою гражданскую жену Юлию Урусман, от которой у художника была дочь Вера и двое сыновей. Разрыв Нестеров считал страшным грехом и до конца жизни мучился им. Дочери материально помогал.

Была у него и «мимолетная любовь». Путешествуя на корабле, он сошелся с оперной певицей, чье имя предпочел не называть. Их связь была оборвана по инициативе возлюбленной. Она сообщила, что не может стать подругой художника: ей непосильна такая ноша. Тяжело переживая расставание, Нестеров написал «Великий постриг».

У художника было семеро детей: Дочь Ольга от первого брака; дочь Вера и сыновья от гражданской жены Юлии Урусман; две дочери и сын — Наталия, Анастасия и Алексей — от второго брака.

Две революции, которые пережил художник, не встретили его поддержки. Такие перемены совершенно не сочетались с консервативным мировоззрением Нестерова. Он не покинул Россию, потому что не видел себя вдалеке от родной земли. При этом ему пришлось полностью сменить амплуа. Он больше не писал символических полотен, показывающих, как Русь движется навстречу Христу. Но не работать не мог: полностью переключился на портреты. Его единственный портрет, еще связанный с любимой церковной тематикой — «Архиепископ» (1917). Причем в написании митрополита Михаил Васильевич продемонстрировал свой дар живописца, от которого часто открещивался, говоря: «Я не живописец. Я — художник».

Конечно, Михаил Васильевич писал портреты и раньше. Но только в послереволюционный период они заняли его целиком.

Амплуа портретиста настолько захватило Нестерова, что он постоянно требовал новых лиц, которые можно было бы писать. Подступал с просьбами к скульптору Анне Голубкиной. Но та решительно воспротивилась: «Что вы! Меня писать! Да я с ума сойду! Куда мне с моей рожей на портрет! Я — сумасшедшая». Но, справедливости ради, стоит отметить, что большинство моделей соглашались позировать.

Самые известные портреты Нестерова послереволюционного периода: «Девушка у пруда» (1923), «Портрет Кориных» (1930), «Больная девушка» (1928), «Портрет академика Павлова» (1930), «Портрет биолога Северцова» (1934), «Портрет хирурга Юдина» (1935).

В новый период истории России Михаил Нестеров даже был арестован. В 1938 году провел две недели в Бутырской тюрьме, потому что его зятя — юриста Шретера — обвинили в шпионаже.

Михаил Васильевич наблюдал, как новая власть железным сапогом арестов проходит по его семье: арестовали и сослали в лагеря его дочь от первого брака — Ольгу. Потом расстреляли мужа дочери от второго брака — Наталии.

Нестеров уходил в работу, не имея сил что-то исправить в этом новом миропорядке.

Источник: https://artchive.ru/artists/648~Mikhail_Vasilevich_Nesterov

Художник Нестеров М.В

Михаил Васильевич Нестеров родился 19 мая 1862 года в Уфе. Художественные способности проявились у мальчика еще в раннем детстве.

Читайте также:  «восемь элвисов», энди уорхол — описание картины

Родители не пошли против желаний сына и отправили его на учебу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учебу здесь Нестеров начинает в 1877 году. Главным педагогом для начинающего художника стал В.Г. Перов.

В это время появляются картины «Знаток», «Домашний арест», «Жертва приятелей», «В снежки».

Связь с учителем у Нестерова была очень крепкой. Не случайно именно после того, как Перов перестает руководить классом, Нестеров решает переводиться в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Однако рутина академического образования не приходится по вкусу художнику. Он большую часть времени проводит в Эрмитаже, пополняя свои знания. Там же Нестеров знакомится с Крамским.

В 1883 году художник возвращается в московское училище. В это время он начинает активно искать свою нишу в русском искусстве. Жанровые картины сменяются многочисленными портретными работами. Появляются портрет С. Коровина, С. Иванова, М. Мартыновой, М.

Заньковецкой. Нестеров начинает заниматься станковым рисунком и иллюстрацией. Особое место в творчестве художника занимают картины, посвященные историческим событиям. Однако все эти ранние работы отличаются неспособностью верно и правдиво изобразить события.

И только с конца восьмидесятых годов Нестеров начинает проявлять себя как зрелый и самобытный мастер искусства живописи. Он становится членом Товарищества Передвижных Художественных Выставок. Именно на таких выставках были показаны его работы «Видение отроку Варфоломею» и «Пустынник». Первая работа посвящена известному религиозному сюжету. Она была сразу же приобретена П.М. Третьяковым.

Звание академика Нестерову принесла картина «Великий постриг», написанная в 1897 году. Художник ратовал за возрождение религиозной живописи, полагая, что единственный верный путь для русского народа – путь религиозный.

Он создает картины «На Руси (Душа народа)», «Святая Русь», работает над фресками для соборов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева. Неизменной темой творчества художника оставалась и тема природы. Пейзажные работы мастера отличаются особой задушевностью и поэтичностью.

Но и эта тема постоянно перекликалась с религиозной.

В девяностые годы Нестеров вновь обращается к портретному жанру. Он работает над портретами В.И. Мухиной, И.Д. Шадра, П.Д. и А.Д. Кориных, И.П. Павлова.

Нестеров умер 18 октября 1942 года в Москве.

Лучшие картины Нестерова М.В.

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/nesterov-m-v/

Биография художника Нестеров Михаил Васильевич

Живописец, график, художник-монументалист.

Происходил из купеческой семьи. Первоначальное художественное образование получил в уфимской гимназии (1872–1874) у В. П. Травкина, затем занимался в реальном училище К. П. Воскресенского в Москве (1874–1876) у А. П. Драбова. В 1876 поступил в МУЖВиЗ, учился у Е. С. Сорокина, В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского.

В 1881 переехал в Петербург, где занимался в ИАХ у В. П. Верещагина, В. И. Якоби, П. П. Чистякова. Пользовался советами И. Н. Крамского. В 1883 из-за недовольства системой обучения в Академии возвратился в Москву, возобновил занятия в МУЖВиЗ.

В 1885 за эскиз композиции «Призвание Михаила Федоровича на царство» удостоен звания неклассного (свободного) художника, в 1886 за картину «До государя челобитчики» награжден большой серебряной медалью, получил звание классного художника, годом позже — премию Общества поощрения художеств.

В 1886–1887 посещал поленовские рисовальные вечера. С 1887 принимал участие в выставках Московского общества любителей художеств, с 1889 — ТПХВ.

В середине 1880-х много занимался книжной и журнальной графикой, выполнил иллюстрации к романам П. И. Мельникова-Печерского «В лесах», Л. Н. Толстого «Анна Каренина», Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Сотрудничал в журналах «Радуга», «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Север».

В конце 1880-х сблизился с членами Абрамцевского художественного кружка. В 1888 работал в Абрамцево над картинами «Пустынник» и «За приворотным зельем», в 1889–1890 написал «Видение отроку Варфоломею», в 1891 — «Отрочество Сергия».

Они принесли Нестерову известность, «Путник» и «Видение отроку Варфоломею» были куплены П. М. Третьяковым. В дальнейшем среди собирателей произведений Нестерова были такие известные коллекционеры русского искусства, как И. С. Остроухов и И. П.

 Харитоненко.

В 1890–1910 жил в Киеве, где занимался росписями Владимирского собора (1891–1895). В 1893 для изучения византийских мозаик совершил поездку по Турции, Греции, Италии. В 1894–1895 выполнил эскизы мозаик для храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Петербурге. В 1895 посетил Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострому.

В 1898 за картину «Великий постриг» удостоен звания академика. В том же году выставлял свои произведения в Мюнхенском Сецессионе. В 1899, 1901 участвовал в выставках «Мира искусства».

В 1900 за картины «Под благовест» и «Чудо» награжден серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже, в 1905 за картину «Святая Русь» — золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене. В 1903 стал одним из основателей Союза русских художников.

В 1904 завершил работу над росписями храма Александра Невского в Абастумане.

В 1900 познакомился с Максимом Горьким, в 1906 и 1907 гостил у Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, в 1907 сблизился с В. В. Розановым, в 1910-х посещал собрания Религиозно-философского общества В. С. Соловьева.

В 1909 стал одним из инициаторов открытия в Уфе Аксаковского народного дома с художественной галереей. В 1907 в Петербурге прошла первая персональная выставка художника.

В 1909–1914 работал над иконостасом и росписями церкви Покрова Богоматери Марфо-Мариинской обители в Москве.

В 1910 был избран членом Совета ИАХ, в 1915 — почетным попечителем музея в Уфе, основу которого составила коллекция произведений русских художников, подаренная Нестеровым городу.

После Октябрьской революции 1917 вместе с братьями В. М. и А. М. Васнецовыми занимался устройством в Абрамцево музея. Не стал участвовать в реализации плана монументальной пропаганды, уехал из Москвы в Армавир, где прожил до 1920. Его московская мастерская была разорена.

В 1922 произведения Нестерова экспонировались на Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине, в 1924–1925 — на выставке русского искусства в Нью-Йорке. В 1920-х — 1930-х исполнил целую серию парадных портретов деятелей русской (советской) культуры: В. М.

 Васнецова (1925), И. Н. Алябьева (1925), П. Д. и А. Д. Кориных (1930), И. Д. Шадра (1934), И. П. Павлова (1935), Е. С. Кругликовой (1938), В. И. Мухиной (1940), А. В. Щусева (1941) и другие.

Одновременно создавал пейзажи и композиции на религиозные сюжеты, в духе более ранних произведений.

В 1935 в ГМИИ в Москве прошла персональная выставка Нестерова. Ретроспективные выставки произведений художника были устроены в Москве (1943, 1947, 1952, 1962, 1990), Уфе (1962, 1983, 1992), Ленинграде (1962), Киеве (1963).

Нестеров — один из наиболее значительных мастеров русского искусства последней трети XIX — первой половины ХХ века. В раннем творчестве писал жанровые картины в духе передвижничества. С 1890-х развивал в своих произведениях религиозно-философские темы, создавая композиции на сюжеты христианской истории.

Выработал собственный стиль, отличительными особенностями которого являются повествовательность, декоративность, плоскостность, простота и выразительность мотива, созерцательность, сдержанная приглушенная колористическая гамма, в которой преобладают зеленовато-коричневые тона.

Читайте также:  Музей "колочавская узкоколейка" - украина

Был одним из лучших портретистов своего времени, умевшим мастерски раскрыть психологию изображенного лица.

Произведения Нестерова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, Музее-заповеднике «Абрамцево», Самарском областном художественном музее, Астраханской государственной картинной галерее и других.

Источник: https://artinvestment.ru/auctions/914/biography.html

Художник Михаил Нестеров об учебном процессе

Главное действующее лицо нашего сайта — педагог, и нам интересно все, что касается учителей, учеников, школы… Представляем взгляд большого художника на некоторые стороны учебного процесса конца 19 начала 20 века.

Михаил Васильевич Нестеров (1862 — 1942) — выдающийся русский художник.
Нестеров в своих воспоминаниях  пишет:  «Я никогда, никого не учил».

 Тем не менее он прекрасно понимал чему и как нужно учить…

В конце покажем то, что сблизило  Нестерова и отца Натальи Алексеевны художника Алексея Васильева, а также предлагаем ознакомиться с краткой биографией М.Н.
М. Нестеров Автопортрет (1928)

Я никогда и никого не учил

«Я никогда и никого не учил. Моя художественная деятельность была направлена к практике нашего дела — писанию картин и пр. У меня не было ни педагогического, ни методического опыта, и я могу лишь поделиться своими школьными воспоминаниями и наблюдениями за пятьдесят лет моей художественной деятельности.

Вспоминая о Московском Училище живописи в Петербургской Академии художеств начала 80-х годов, я прихожу к мысли, что методы обучения времен Карла Брюллова, Александра Иванова, потом Репина, Сурикова, Серова не были так плохи, как позднее, при новом академическом уставе, принято было о них судить.

Методы эти были более целесообразны в деле обучения нашей грамоте, достигали лучших результатов, так как учителями нашими были всегда люди грамотные, хотя и не одинаково одаренные. Но надо сказать, что в преподавании, особенно рисунка, «формы», художественная одаренность учителя не всегда помогает делу.

Дарование учителя — особое педагогическое дарование. Им в огромной степени владел П. П. Чистяков. Он имел свой метод — совершенно особый, «чистяковский». Его благодарными учениками были такие художники, как Семирадский, Репин, Виктор Васнецов, Суриков, Поленов, Серов, Врубель, Савинский и многие другие.

Были хорошими преподавателями Куинджи, Серов.

Я учился в Училище у Прянишникова, Евграфа Сорокина (одного из самых блестящих рисовальщиков своего времени, но учителя равнодушного) и у Перова. В Академии, вернее, вне ее, я внимательно слушал советы умного Крамского.

Одновременно мы все учились у природы, у великих мастеров античного мира, Ренессанса, также на произведениях более позднего времени. Я лично склонен до сих пор более учиться, чем учить других,- и не мне предлагать методы обучения. Для этого, полагаю, имеются у нас люди более подготовленные, призванные, опытные.

Вот к ним-то и придется обратиться за содействием, они, вероятно, знают «секрет», как надо учить.

Я же могу лишь пожелать, чтобы учителя были более опытны в наблюдении природы и всего живущего в ней, чем учащиеся, чтобы они учили смотреть на природу трезво, чтобы не заводили в дебри мудреных теорий, рискованных и дорогостоящих нашей молодежи «опытов».

Начало и конец учения — это познание природы, настойчивое, терпеливое изучение того, что изображают. Это равно необходимо как для больших дарований, так и Для малых. Пример тому — две выставки наших больших мастеров — Серова и Репина.

Стоит внимательно просмотреть их работы учебной поры: оба они (и не они одни), не мудрствуя лукаво, терпеливо рассматривали, внимательно наблюдали предметы своего изучения и лишь потом, когда дисциплинировали свой глаз, свою волю к познанию, когда выходили на самостоятельный творческий путь,- лишь тогда со всей яркостью обнаруживали индивидуальные свои свойства.

Тогда (овладев грамотой) художники и становились Серовыми, Репинами, Левитанами и пр. Словом, учиться надо начинать с азов… Тогда и явится в исполнении не мнимый, а подлинный реализм…»

Книга, которая объединяет имена…

Следующая книга объединяет три имени: Нестерова, как главного героя монографии, искусствоведа Алексея Ивановича Михайлова — автора фундаментального труда о творчестве  Михаила Васильевича и художника Алексея Александровича Васильева — ученика и друга Михайлова по аспирантуре в Третьяковской галерее, которому автор преподнес свою книгу.
Алексею Александровичу Васильеву в знак искреннего уважения и дружеских чувств. Алексей Михайлов
1959 год

Биография Нестерова

Михаил Нестеров родился в Уфе в 1862 года в религиозной купеческой семье. Его мать происходила из старинного рода. Отец занимался торговлей. В 1877 Нестеров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в мастерскую В.Г. Перова.

В 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств на курс П. П. Чистякова, но на следующий год вернулся обратно в Москву. Учился у Саврасова. В 1985 за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» получил звание свободного художника.

В 1886 году за картину «До государя челобитчики» был удостоен звания классного художника и Большой серебряной медали. В 1889 году двадцатисемилетний Нестеров предлагает свою картину «Пустынник» на передвижную выставку.

Еще до открытия на полотно обращает внимание Павел Третьяков и приобретает его для своей галереи. На полученные от Третьякова деньги Нестеров отправился в Европу. Он посетил Вену, Венецию, Флоренцию, Рим, Париж, Дрезден… В 1890 году написал «Видение отроку Варфоломею».

Работа была представлена на очередной передвижной выставке и снова вызвала ажиотаж. Как и «Пустынника», ее приобрел для своей коллекции Павел Третьяков. До конца жизни Нестеров считал «Варфоломея» лучшей своей картиной.

М.  Нестеров  Видение отроку Варфоломею (1889,1890)

Источник: https://www.na-vasilieva.ru/xudozhnike-mixail-nesterov-ob-uchebnom-processe/

Ссылка на основную публикацию