Московский дворик, василий дмитриевич поленов, 1878

Описание картины «Московский дворик» В.Поленова

В конце 19 века столицей России была не златоглавая Москва, а Петербург. Первая считалась провинцией – вы не нашли бы здесь ни дворцов, ни фонтанов, ни величественных фасадов зданий.

Москва, которую мы уже не увидим – это дворянские поместья, мирно уживающиеся с купеческими домами, лавчонки ремесленников и белые церкви с куполами-луковицами. Это Москва В. Поленова, одного из самых известных отечественных живописцев, ведь именно переулок близ Арбата изображен на картине «Московский дворик».

Простота и реалистичность полотна почему-то навеивают воспоминания о картине Саврасова «Грачи прилетели» — она такая же близкая и родная каждому человеку.

На картине Поленова вы четко видите основные градостроительные единицы 19 века – дом и двор, которые кардинально отличаются от современных улиц. Раньше такими уютными особняками были застроены целые кварталы, а плодовые деревья и куры нисколько не мешали быту местных жителей.

Мы видим мастерски изображенные отголоски деревенской жизни, и, кажется, начинаем понимать, почему Москву зовут «большой деревней».

Это полотно Поленова умиротворяет и успокаивает, возносит повседневный быт над праздничной суетой и заставляет задуматься о прелести обыденных моментов.

Написанный художником московский дворик – это не абстрактный вымысел, а вполне реально существовавший в Москве его времени. Известно письмо Поленова его дяде, в котором указан точный адрес: Дурновский переулок неподалеку от Спаса на Песках, дом Баумгартен.

Примечательно, что до наших дней сохранились изображенные на картине колокольня и церковь, только вот окружены они совершенно другим ландшафтом и зданиями.

Исследователи творчества художника говорят о том, что он приблизил церковь, поскольку дворика в современной Москве, из которого открывался бы поленовский вид, просто не существует.

Искусствоведы в большинстве своем связывают такую перемену перспективы с приданием картине праздничности и торжественности.

Существует версия, что С. Мамонтов посоветовал В. Поленову перебраться в Москву, поскольку она может предоставить материал для вдохновения и творчества, ведь здесь художник собирался писать картину «Пострижение негодной царевны» и искал место для студии.

Но появившуюся в результате этих поисков картину «Московский дворик», написанную нежно-яркими красками, невозможно рассматривать без ее персонажей, ведь именно они вдыхают жизнь.

Ребятишки во дворе, женщина с ведром, направляющаяся к курам, кричащий малыш только подтверждают жизненную суету, которая будет существовать во все времена. У каждого, кто хоть раз увидел эту картину, непременно возникнет вопрос: «Почему Поленов изобразил именно дворик, а не роскошную купеческую усадьбу?».

Это связано, прежде всего с тем, что он всю жизнь прожил в городе Петра, окруженном мостами и фонтанами, в городе небывалой роскоши и праздной неги.

Провинциальный дворик старой Москвы переносит зрителя в начало летнего дня, когда только начинает подниматься солнце и заливать все вокруг своим жизненным светом.

Скользящие по небу облака умиротворяют, а уменьшающиеся тени домов и куполов церкви наполняют картину некой силой, которую иначе как живой назвать просто невозможно.

Поленов не зря выбрал именно раннее утро для своего холста – иначе изобразить деревенские мотивы было бы просто невозможно.

Куры, которые деловито расхаживают у сарая, мирно жующая сено лошадь у телеги – это пасторальные мотивы на картине.

Девочка со цветком в руках символизирует жизнь, а плачущий ребенок, на которого никто не обращает внимание, является символом реалистичных будней каждого из тысяч двориков Москвы.

Такие прозаичные вещи нисколько не нарушают общей задумки полотна, а наоборот, являются символом человеколюбия и поэзии простоты.

Композиционно картина кажется хаотичной, но покосившиеся пристройки на изумрудно-зеленом с отблесками золотистого солнца траве странным образом гармонируют с нарядными белыми особняками, кружевными колокольнями и величественными куполами церквей.

Центр полотна вы можете определить по силуэту сарая между колокольней и церковью, а в левой части – приглушенно-зеленые с легкими вкраплениями коричневого тона сада. Если вы посмотрите направо, то непременно заметите неказистый коричневый угол сарайчика.

Пространство внизу и вверху будто заключает мир в объятия зеленой травы и голубовато-розового неба с белыми облаками, а по вьющейся тропинке хочется убежать и спрятаться от суеты за домиком, деревьями или амбарчиком.

Захватывает воздух. По реалистичности его изображения «Московский дворик» сравним лишь с работами Васильева и Саврасова, но тут он словно обволакивает купола церкви, за счет чего ее очертания становятся плавными и мягкими.

Говоря о переходах, цветовой гамме и светотени композиции, невозможно не заметить один таинственный момент. Когда вы отойдете от картины на несколько шагов, то непременно сложится впечатление, что она написана лишь одним тоном.

Но это только первое мнение – художник очень любит свет, но сознательно ограничивает себя самыми необходимыми красками – небесно-голубой, зеленой, желтой, коричневой и белой.

Так Поленов добивается гармоничного изображения атмосферы жизни и насыщенного воздухом пространства вокруг нее.

Растянутость картины во времени и пространстве – панорамная и повседневная. Главное на ней не дворик, а дети – смысл существования всего человечества. Все остальные мирские заботы – на втором месте, а дальше мы видим жизнь духовную, которая необходима во все времена. Гармония старинного московского дворика словно отражает органичность существования небесного и земного миров.

Тем не менее, такая жизнь уже осталась в прошлом, но куда бы ни отправился человек, его всегда будут привлекать спокойствие и умиротворения, он никуда не денется от бытовых забот. Остается лишь одно – вспомнить пасторальные мотивы «Московского дворика», которые позволяют душе дышать.

Источник: http://5sec.info/kartiny/kartina-polenova-moskovskij-dvorik/

Василий Поленов. Московский дворик, описание картины, фото

«Московский дворик» – самая знаменитая из картин Василия Поленова.

Идиллический вид старой Москвы, где стройная архитектурная красота церквей соседствует с патриархальным повседневным бытом, шатровая колокольня мирно уживается с покосившимся сараем, и всё изображённое – двухэтажный особнячок с ампирным фасадом и жестяными водосточными трубами, весело зеленеющая лужайка на задворках, перерезающие её тропинки, запряжённая в ожидании хозяина лошадь, женская торопливая фигурка с ведром в руке, деловито ступающие куры, колодец, лопухи под забором и бельё на верёвках, скаты крыш на втором плане и хаотично растущие без вмешательства садовника деревья, играющие дети и отчаянно ревущий младенец, никак не нарушающий общего благостного настроя, птицы в небе и редкие облака – всё погружено в единую пронизанную солнцем воздушную среду. Яркая пленэрная живопись, столь отличная от современной Поленову жанровой живописи передвижников, заставляет говорить о «Московском дворике» как о первой протоимпрессионистической картине в русском искусстве.
Пожалуй, удивительней всего в истории создания «Московского дворика» то, что написал его отнюдь не москвич, а человек, который и Москвы-то тогда еще фактически не знал. Поленов родился в Петербурге, там он учился параллельно в Академии художеств и на юридическом факультете университета, потом целых 4 года жил за границей, а самый авторитетный в тогдашней России художественный критик Владимир Стасов убеждал Поленова: «Москва Вам ровно ни на что не нужна, точь-в-точь, как и вся вообще Россия. У Вас склад души ничуть не русский, не только не исторический, но даже и не этнографический. Мне кажется, что Вам лучше всего жить постоянно в Париже или Германии».Но что же всё-таки привело Василия Дмитриевича в Москву?

Поленов долго искал собственный путь в искусстве. Он выпустился из Академии как исторический живописец, его отец, историк и археолог, боготворил Александра Иванова и хотел бы видеть в сыне его последователя, а мать, ученица Карла Брюллова, наседала на Василия в письмах: «Не разменивай себя на мелочи, пиши, благословясь, большую картину». Родители ждали от него чего-то академического и масштабного. Пейзаж тогда не воспринимался как равноправный художественный жанр, и Поленов немного стыдился своей внутренней склонности как раз к пейзажу. И потому задумал взяться за большую историческую картину «Пострижение негодной царевны». Сюжетную интригу заимствовал из русской истории: когда у царя Алексея Михайловича умерла жена Мария Милославская, был объявлен смотр красивым боярским дочкам – кто более всех подойдёт на роль новой царицы. По наущению бояр (по-видимому, Нарышкиных), самая пригожая претендентка была «выведена из строя»: нянька, убиравшая девицу перед итоговыми смотринами, так сильно сдавила ей голову кокошником, что та лишилась чувств и была признана порченой. Царь женился на Наталье Нарышкиной (это она произведёт на свет будущего императора Петра I), ну а «негодную» невесту, как водится, спровадили в монастырь.

Вот для этой картины (от которой до нас дошло только название – не сохранилось даже наброска композиции) Поленову и понадобилась Москва. Он много дней провёл за этюдами соборов и теремов Московского Кремля (1, 2, 3, 4, 5, 6), а жильё себе подыскал близ Арбата. Квартира в Трубниковском переулке сперва показалась ему хмурой и неуютной.

Поленов намеревался было откланяться, но в последний момент выглянул в окно, увидел внутренний дворик с хозяйственными постройками и купола чуть поодаль – и остался. «Этого дома уже больше нет, – писал художник позднее. – Он находился на углу Дурновского и Трубниковского пер.

Я ходил искать квартиру, увидел на двери записку и зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».

Специалисты уточняют: тогда, в 1877-м году, Поленов написал не картину, ставшую столь известной, а этюд вертикального формата, в несколько ином ракурсе и с менее лучезарным колоритом. А к «Московскому дворику», который мы знаем теперь, он вернулся почти через год, в марте 1878-го, возвратившись с русско-турецкой войны.

Читайте также:  Турчанка, карл павлович брюллов - описание картины

На театр военных действий Поленова лично вызвал великий князь и будущий император Александр III. С войны Поленов привезёт награды – медаль и золотой крест, но не картины. А ведь гордившаяся императорским вниманием семья ждала от Поленова полотна о доблести русского оружия.

И друг Репин ругал его за то, что кичится (так казалось одному Репину) близостью к самодержцу и что не привёз зарисовок военных действий. Но все эти чужие требования и чаяния не совпадали с внутренним настроем Поленова. Он чувствовал призвание к пейзажу.

Вернувшись в ту же квартиру в Москве, Поленов поставил на мольберт свой прошлогодний этюд.

Расширил композицию, добавил фигуры, но главное, насытил свою пейзажно-жанровую картину, свой «Московский дворик» таким светом, таким реальным ощущением летнего воздуха и такой непосредственностью счастья, которая и теперь передаётся посетителям Третьяковской галереи. «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», — был убеждён Поленов.

• «Московский двориком» художник дебютировал на Передвижной выставке 1878 года. Картина имела неожиданно большой успех у публики и её сразу же приобрёл Третьяков.

• «Московский дворик» тиражировался на марках и открытках, он стал своего рода эмблемой Москвы, но сам Поленов сразу не осознал, что создал шедевр.

В письме Крамскому он словно извиняется за свою картину: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным.

Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время».

• Поленов по праву считается одним из лучших колористов своей эпохи, он первым отказался от господствовавшего в русском искусстве коричневого тона в пользу чистых и ярких красок. В «Московском дворике» его колористическое мастерство проявляется, например, в том, как написаны крыши: Поленов сознательно делает их светло-голубыми с зелёным оттенком, тем самым создавая тонкий и плавный переход от зелени переднего плана к синеве неба.

• Мальчика или девочку изобразил Поленов на переднем плане? Вопрос вызывает путаницу.

В обстоятельной биографии художника, написанной Марком Копшицером, находим такое описание картины «Московский дворик»: «На переднем плане светлоголовый мальчишка возится с чем-то, что он держит в руках. Другой, помладше, сидит на траве, ревёт во всё горло».

На сайте Третьяковской галереи читаем: «С одинаковой нежностью останавливается взгляд художника на венчике ромашки, золотой головке девочки и сияющей главке церкви…».

• Церковь Спаса на Песках (она же церковь Преображения Господня на Арбате) с картины Поленова «Московский дворик» сохранилась до наших дней и сейчас является действующим храмом. В советские годы, начиная с 1956-го и в продолжение почти сорока лет, в помещении церкви находилось кукольное отделение студии «Союзмультфильм», так что мультипликационные Чебурашка и Старуха Шапокляк вышли из тех же стен, которые когда-то вдохновили художника Поленова.

• Для жившего во Франции и тосковавшего по России писателя Ивана Тургенева, с которым Поленов познакомился во время заграничного пенсионерства, художник написал еще один вариант «Московского дворика», по композиции близкий к этюду 1877 года.

Источник: https://artchive.ru/artists/754~Vasilij_Dmitrievich_Polenov/works/25953~Moskovskij_dvorik

Московский дворик

Василий Дмитриевич Поленов — Московский дворик.

Год создания: 1878

Холст, масло.

Оригинальный размер: 64,5 х 80,1 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Московский дворик» — городской пейзаж русского художника-передвижника Василия Поленова, написанный в 1878 году. Картина хранится в Третьяковской галерее. Она является одной из самых известных картин Поленова.

В июне 1877 года Василий Поленов переехал из Санкт-Петербурга в Москву и стал снимать квартиру по адресу: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен (владение 148), находившийся на углу Дурновского и Трубниковского переулков.

Из окна своей квартиры он и написал этюд к пейзажу «Московский дворик». Поленов так описывал историю создания картины: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».

Этюд был переписан на холсте заново (ракурс немного изменён и расширен вид) и во двор были добавлены люди. Эту картину Василий Поленов отправил в Санкт-Петербург на выставку художников-передвижников 1878 года.

Он писал Ивану Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета».

Картина Василия Поленова имела на выставке большой успех и принесла художнику известность. Вскоре после выставки картину для своей галереи приобрёл Павел Третьяков.

На картине изображён типичный старый московский дворик в начале лета. Солнце ещё не взошло высоко над горизонтом. Во дворе играют дети, идёт женщина с ведром, стоит запряжённая в телегу лошадь.

На заднем плане купола церкви. По словам искусствоведа Т. В. Юровой, «В. Д.

Поленов вложил в полотно всю силу своей любви к людям и к жизни, именно эта любовь делает поэтическими самые обычные прозаические вещи».

Описание картины Василия Поленова «Московский дворик»

В 1878 году Василий Поленов создает свое знаменитое произведение «Московский дворик». Глядя на картину, каждый вспомнит о дорогих и любимых для сердца местах. В Москве 19 века были тихие уголки, куда еще не проникла городская суета. Вот одно из таких, рядом со старым Арбатом, и перенес на полотно художник.

На картине изображен один из тех жарких летних дней, когда все вокруг будто наполнено солнечным светом. Густая поросль травы как ковром покрывает весь дворик. Белоснежные невесомые облака медленно плывут по небу, солнце всходит все выше, его теплые лучи проникают даже в самые отдаленные закоулки. На заднем плане поблескивает куполами церковь Спаса на песках.

Жизнь московского дворика идет своим чередом. Двор совсем небольшой, но здесь сумели гармонично расположиться дом с прилегающим садом, сарай и колодец.

Рядом с постройкой мирно поджидает хозяина запряженная лошадь, жуя сочную траву и отмахиваясь от мух.

По тропинке за водой спешит крестьянка, рядом с сараем греются на солнце да копошатся в песке курицы, а неподалеку уже развешено постиранное белье.

Весь дворик испещрен тропинками. Одна из них ведет прямиком к высокому купеческому дому. Другая — к низенькому деревянному колодцу. Ряд вытоптанных дорожек убегают к хозяйственным постройкам.

Для детей одно удовольствие побегать по двору в погожий летний день. В зеленой траве резвятся двое малышей. В сторонке сидит третий и вытирает слезы от обиды, что его не взяли в игру. Вблизи колодца стоит девочка постарше, внимательно разглядывая свою находку.

Жизнь московского дворика течет неспешно и степенно, согласно давно установленному распорядку. Прочувствовать все очарование этой давно ушедшей эпохи сможет каждый, для этого нужно только взглянуть на произведение Василия Поленова. 

А ведь Василий Дмитриевич Поленов мог не написать эту картину. От слова «никогда». В 33 года петербуржец Поленов решает перебраться в Москву. Занятый поисками съёмной квартиры, он очутился на углу Дурновского и Трубниковского переулков в доме Баумгартен, даже не предполагая, что простое решение жилищного вопроса окажется столь судьбоносным.

И не только для него самого, но и для всей русской живописи.
«Я ходил искать квартиру, — вспоминал позже художник, — увидел записку, зашёл посмотреть. И прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Так, совершенно незапланированно, появилось одно из самых знаменитых русских полотен XIX века.

В первоначальном варианте (кстати, композиция в нём была вертикальной) на картине был изображён лишь пейзаж – стена барского дома, густая листва старого сада, покосившиеся хозяйственные постройки, песчаные тропинки, свежая зелень травы. Дворик патриархальной Москвы словно дремал в лучах солнца.

Позднее Поленов решил оживить полотно и добавил в пейзаж несколько фигур – детей, женщину с тяжёлым ведром, домашних животных.

Когда в 1878 году академик живописи Иван Крамской предложил Поленову представить одну из своих работ на выставке товарищества художников–передвижников художник испугался, ибо среди своих работ не находил достойной для столь ответственной выставки, а в успехе своего «дворика» сильно сомневался.

Однако отправил его на выставку, где «Московский дворик» стал настоящим открытием, заслужив самые высокие оценки зрителей, критиков, коллег–художников, а также знаменитого мецената, коллекционера и покровителя искусств Павла Третьякова. Павел Михайлович, после окончания выставки, купил её для своей галереи, где она находится и поныне.

Впоследствии «Московский дворик» стал знаменит настолько, что художник стал получать заказы на авторские копии картины.
Уже давно не существует ни старинной усадьбы, ни сараев, ни тропинок, запечатлённых Поленовым. От былого пейзажа остался только Храм Спаса Преображения на Песках, ещё в 40–х годах прошлого века названный памятником московского зодчества и охраняемый государством. И только полотно Василия Дмитриевича Поленова сохраняет для потомков аромат той старой, патриархальной Москвы.

Московский дворик 1878 Поленов. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Холст, масло. 64,5×80,1 см

«Московский дворик» — одна из самых знаменитых работ Поленова. Написанная в 1878 году. В этом светлом сюжете художник отобразил типичный уголок старой провинциальной Москвы, увиденный летним солнечным утром.

Шатровая колокольня и церковь высятся над уютным особнячком с ампирным портиком и примыкающими хозяйскими постройками. Возле тропинки играют дети, чуть поодаль остановилась лошадь, впряженная в телегу. Вдалеке гуляют куры, хозяйка с ведром направляется к колодцу.

Весь этот мирный идиллический быт тщательно и с любовью передан в яркой воздушной пленэрной живописи.

Картину приняли на шестую передвижную выставку; автор очень смущался, что столь обыденный сюжет, созданный под впечатлением быстро, легко и без особых затруднений, заинтересовал Товарищество таких маститых художников, как Маковский, Саврасов, Крамской, Ге и других.

На выставке даже рядом с полотнами знаменитых живописцев эта работа имела неожиданный успех, возле неё подолгу толпились зрители. Вскоре «Московский дворик» приобрёл знаменитый меценат Третьяков для своей коллекции, что было настоящей удачей и очень воодушевило художника.

Читайте также:  Автопортрет с семьей, отто ван веен, 1584

Василий Дмитриевич Поленов (20 мая 1844 – 18 июля 1927) – один из выдающихся русских художников, много работавший в жанровой живописи и оставивший значительный след в развитии отечественной пейзажной школы. Он явился одним из ее реформаторов, привнесшим понимание пленэрного этюда как самостоятельного произведения, оказав, таким образом, большое влияние на мастеров последующего поколения.

Поленов не только замечательный живописец, талантливый театральный организатор и декоратор, а так же композитор. Его влияние и вклад в развитие живописи остается огромным и неоценимым.

Творчество художника удивительно многогранно: во многих видах искусства он оставил яркий след.

Василий Поленов вошел в историю русского искусства и культуры как масштабная деятельная личность, способствующая просвещению своих благодарных соотечественников.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Moskovskiy_dvorik1/

Василий Дмитриевич Поленов. «Московский дворик» 1878, ГТГ

Cлайд 1

Василий Дмитриевич Поленов. «Московский дворик» 1878, ГТГ

Cлайд 2

Василий Дмитриевич Поленов. «Московский дворик» … 1878, ГТГ В первой половине 1877 года Поленов перебрался в Москву на постоянное место жительства.

Этот «географический» прелом в его жизни совпал с переломом «творческим» – на русской живописной сцене появился новый самобытный живописец.

Возвестила об этом картина «Московский дворик», показанная на VI передвижной выставке в 1878 году.

Cлайд 3

Василий Дмитриевич Поленов. «Московский дворик» … 1878, ГТГ Сам Поленов, кажется. Не придал особого значения этой работе, даже как бы извинялся в письме к И. Крамскому, стесняясь недостаточной «идеологической» выдержанности своего произведения. «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи – мне хотелось бы ступить на Передвижную с чем-нибудь порядочным…»

Cлайд 4

Василий Дмитриевич Поленов. «Московский дворик» … 1878, ГТГ Если верить ему, он и создал картину между делом: «Ходил искал квартиру.

Увидал записку, зашёл посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».

Между тем, картина имела оглушительный успех –зрители почувствовали в этом городском пейзаже теплоту и прелесть будничной жизни, вещь небывалую для тогдашней живописи

Cлайд 5

Храмы, колокольни, ампирные арбатские особняки, написанные на заднем плане, создают торжественные фон, ярко контрастирующий с подробностями «частной» жизни, заполнившей передний план. Контраст этот отмечен и в цветовом решении картины. Василий Дмитриевич Поленов. «Московский дворик» … 1878, ГТГ Мирная жизнь

Cлайд 6

Крыши написаны светло-голубыми , с зеленоватым оттенком. Это сознательный приём мастера-колориста – таким образом создаётся тонкий и плавный переход от неба к зелени переднего плана. Василий Дмитриевич Поленов. «Московский дворик» … 1878, ГТГ Мирная жизнь

Cлайд 7

Орущий взахлёб ребёнок, увлекающимися своими делами другими детьми, придаёт сцене уютную непосредственность – зрители кажется , что он не рассматривает картину, а действительно вместе с художником выглядывает из окна квартиры: «здесь и сейчас» Василий Дмитриевич Поленов. «Московский дворик» … 1878, ГТГ Мирная жизнь

Cлайд 8

Лошадь, куры. Люди – все элементы композиционно расположены так, что ведут взгляд зрителя от одной «вехи» к другой. Противопоставление двух планов (подробного переднего и панорамного заднего) характерно для поленовских произведений конца 1870-х годов; тут остаётся верен академической традиции Василий Дмитриевич Поленов. «Московский дворик» … 1878, ГТГ Мирная жизнь

Cлайд 9

Василий Дмитриевич Поленов. «Московский дворик» 1878, ГТГ Торжественный фон Плавный переход Орущий ребёнок Академическая традиция

Источник: http://bigslide.ru/mhk/17292-vasiliy-dmitrievich-polenov-moskovskiy-dvorik-gtg.html

В.Д. Поленов. Московский дворик

Ярко светит солнце. На свежей зеленой травке дети играют с котёнком. Плачет оставленный без присмотра ребёнок, другой — внимательно рассматривает что-то найденное в траве.

Женщина несёт ведро с водой, гуляет стайка кур и петух. Стоит запряжённая в телегу лошадь. Дремлет старая усадьба, утопающая в зелени. И над всем этим возвышаются среди бескрайнего неба стройная церковь и колокольня.

Вокруг разлиты ощущение мира и спокойствия.

Это описание любимой многими картины Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик», хранящейся в Государственной Третьяковской галерее.

В 1877 г. молодой художник Василий Поленов, недавно вернувшийся из поездки за границу, переехал в Москву. Художник вспоминал: «Я ходил искать квартиру.

Увидел на двери записку, зашёл посмотреть и прямо из окна мне представился этот вид, я тут же сел и написал его». Так родился первый этюд  «Московский дворик». В 1878 г.

Поленов закончил картину, добавил фигурки людей, чья жизнь разворачивается на фоне старомосковского пейзажа. «Это тургеневский уголок» — говаривал художник.

На картине Поленов изобразил вид из окна своей квартиры в доме на углу Трубниковского и Дурновского переулков, в районе Арбата. Церковь Спаса на Песках с колокольней сохранились до наших дней, но неузнаваемо изменилось всё вокруг них.

Посылая свою картину на передвижную выставку в 1878 г., Поленов писал Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи — мне хотелось выступить на Передвижную с чем-нибудь порядочным. Надеюсь, в будущем заработать потерянное для искусства время». Но картина имела большой успех, принесла Поленову всероссийскую славу и была приобретена П.М. Третьяковым.

И самый первый этюд, написанный художником по свежим впечатлениям, недолго оставался у Василия Дмитриевича.

Леонид Волынский вспоминал: «Когда Иван Сергеевич Тургенев приехал из Парижа в Москву на открытие памятника Пушкину, к нему приходили десятки людей, для которых имя писателя, его романы, повести и рассказы стали чем-то неизмеримо дорогим и близким.

Был среди этих людей и Поленов. Тогда-то он, в знак любви и признательности, и подарил Тургеневу этюд.

И Тургенев увёз с собой в Париж драгоценный уголок родной земли, с ее небом, воздухом, с ее красками и запахами, с её белоголовыми ребятишками и привычным теплом родного солнца — со всем тем, что так отзывается в сердце человека, когда он после долгого отсутствия входит в дом, где прошло его детство, где он рос и впервые познал душой значение слова «родина».

Этюд «Московский дворик» согревал душу Тургенева на чужбине много лет. Впоследствии он оказался в Государственном Русском музее.

Источник: http://kasdom.ru/r_prosveschenie/2490/

Василий Поленов. Московский дворик

Источник  http://www.renclassic.ru/Ru/Phenomenon/1348/1368

Это любимая картина многих поколений зрителей. Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, расположенную в одном из переулков близ старинной улицы Арбат. Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой.

На картине же мы видим характерную для XVIII – XIX веков застройку. Главной градостроительной единицей Москвы были не улицы и площади, а дом и двор. Старые московские особняки, занимая порой целые кварталы, были окружены садами с плодовыми деревьями и надворными постройками.

Эти «дворянские гнезда» были моделью традиционного деревенского быта, поэтому Москву часто называли «большой деревней». Поленов создал образ, полный покоя и умиротворенности.

Написанная яркими красками, картина утверждает радость повседневного бытия – «отрадное», по выражению художника Серова, и передает светлые чувства автора.

Василий Поленов. Московский дворик. 
1878. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. 

Cейчас, сегодня это место найти будет очень трудно, потому что этого дома и дворика уже не существует.

Поленовский московский дворик был написан в районе Арбата, в районе чуть выше, где сейчас находится кинотеатр «Октябрь». Т.е. ближе к «Смоленской».

Василий Дмитриевич Поленов писал 23 июня 1877 года своему дяде Чижову, в доме которого жил уже три недели и занимался поисками квартиры в Москве: «Дорогой дядя, благодарю Вас за гостеприимство и т.д. Мое новое жилище очень неподалеку от Вас.

Находится оно в Дурновском переулке между Новинским бульваром и Собачьей площадкой. Мой адрес: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен».

И Собачья площадка, культовое место, и прочие арбатские переулки между Большой Молчановкой и самим Арбатом были сметены просекой Нового Арбата. Как раз между этой площадкой и Новинским бульваром и проходила Дурновская улица, ныне просто улица Композиторская. А рядом находился Дурновской переулок.

Известный московский архитектуровед Мария Нащокина рассказывала, что этот дом был на месте нынешнего дома №17 по улице Композиторской. Сейчас это Трубниковский переулок, дом №5, который обозначается через дробь: 5/17. И вот №17 – это уже Композиторская улица, куда влились и Дурновский переулок и Собачья площадка.

Композиторской же улица стала (и это очевидно) благодаря сестрам Гнесиным и одноименному училищу, плюс ко всему в этом же месте раньше располагался Союз композиторов.

И колокольня и церковь, изображенные на картине, сохранились, безвозвратно утерянным оказалось внутреннее пространство поленовского дворика.

Исследователи творчества художника, к слову, замечают, что Поленов, очевидно, приблизил это пространство, что видно, в частности по первому варианту, где и церковь и колокольня были расположены несколько вдалеке.

А приблизил архитектуру художник для того, чтобы придать большую торжественность и праздничность своей картине и сделать ее более явственной и читаемой. Тогда же видимо на картине появляется, то есть становится более виден и особняк, который, к сожалению, тоже не сохранился.

«Московский дворик» стал первой картиной, написанной Василием Поленовым по старомосковским впечатлениям; она была создана именно в то время, когда он переехал в Москву из Санкт Петербурга.

Читайте также:  Франсуа буше - мастер изящного стиля, картины и биография

И, кстати сказать, перебраться из Северной столицы поближе к Средней полосе художнику горячо рекомендовал Савва Иванович Мамонтов, который писал ему в письмах о том, что Москва может дать живописцу очень много художественного материала.

Поленов приехал в столицу с мыслью писать картину «Пострижение негодной царевны», для чего он отправился на поиски квартиры, возможно – будущей мастерской. И так получилось, что первым, на что он обратил внимание, оказался вот этот вот московский дворик.

Екатерина Васильевна Сахарова, дочь Василия Дмитриевича Поленова в своих воспоминаниях пишет, что ее отец вместе с товарищем Левитским прожил в этом доме на углу Трубниковского и Дурновского переулков около года, до лета 1878 года. Здесь Поленовым были написаны «Московский дворик» и «Бабушкин сад».

Впоследствии сам художник вспоминал об этом времени так: «Я ходил искать квартиру. Увидел на двери записку, зашел посмотреть и прямо из окна мне представился этот вид, я тут же сел и написал его». Таким образом, Поленов написал первоначальный вариант «Московского дворика» в 1877 году, а уже впоследствии доработал его, «населил» людьми и несколько изменил композицию.

О персонажах картины стоит сказать особо. Мы видим на ней каких-то ребятишек, женщину, которая идет кормить кур с ведром воды, кричащего малыша.

То есть, абсолютно обыденную, жизненную сценку, которая для тогдашней Москвы была более чем характерна (и не будем забывать, что у нас тут в полутора километрах – Кремль).

А для человека, который всю жизнь прожил в Петербурге с его дворами-колодцами, увидеть вдруг зеленую траву, детишек, кур, гусей… это было поразительно, конечно.

Поленов много жил в Имоченцах – это было родовым имением родителей, часто ездил в Ольшанку к своей бабушке Вере Николаевне Воейковой, путешествовал в Царское село, которое стало для него родным, и эти детские, может быть юношеские впечатления (он позже сам напишет об этом в воспоминаниях), легли в основу всех его позднейших пейзажей. Т.е.

можно предположить, что в момент поиска квартиры, мастерской, московского жилья на Поленова вдруг нахлынули детские ощущения, минутная может быть слабость или наоборот, момент воодушевления, скорее. Сейчас, я полагаю, в поисках такого вот экспириенса Поленову нужно было бы побегать по Москве изрядно.

Но действительно, в этом пейзаже, если что и ощущается сразу, без разбега, грубо говоря, то вот как раз это неуловимо детское восприятие мира. И если посмотреть с этой точки зрения, то начинаешь замечать, как подробно выписана трава и эти таинственные деревья, которые ведут в какой-то сад, наполненный, как нам кажется, какой-то необыкновенной жизнь.

Не случайно же и ребенок у Поленова повернут в эту сторону, сторону сада.

Перед тем, как выставить картину на передвижной выставке, Поленов дорабатывал пейзаж. И отдавая «Московский дворик» Ивану Николаевичу Крамскому уже с людьми, он писал: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи. Мне хотелось выступить на передвижную с чем-нибудь порядочным. Надеюсь, в будущем заработать потерянное для искусства время».

Однако именно эта «картинка» принесла В.Д. Поленову известность и славу. Подобно саврасовским «Грачам», «Московский дворик» говорил зрителю о чем-то близком и родном, что с детства живет в сознании каждого человека.

На картине воспроизведен типичный уголок старой Москвы — с ее особнячками, церквами, заросшими зеленой травой двориками, с ее почти провинциальным укладом жизни. По воспоминаниям самого В.Д.

Поленова, это было утро ясного солнечно дня в начале лета. Легко скользят по небу облака, все выше Поднимается солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая нестерпимым блеском купола церквей, укорачивая густые тени…

Дворик постепенно оживает.

Вот торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, Деловито роются в земле у сарая куры, затеяли возню в зеленой траве ребятишки. Пригревшись на солнце, мирно ожидает своего Хозяина запряженная в телегу лошадь, в любой момент готовая тронуться…

Девочка в белой кофте и длинной юбке стоит и внимательно рассматривает цветок, который держит в руках. Неподалеку горько плачет сидящая на земле маленькая девчушка, но на нее никто не обращает внимания…

Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины, разлитых во всем пейзаже.

Как писала искусствовед Т.В. Юрова, В.Д. Поленов вложил в полотно всю силу своей любви к людям и к жизни, именно эта любовь делает поэтическими самые обычные прозаические вещи. В картине В.Д. Поленова все дышит поэзией правды: и белоголовые ребятишки, и корявые березы с вьющимися над ними галками, и пушистый ковер молодой травы, и даже покосившиеся хозяйственные пристройки.

Рядом с этими покосившимися сараями, колодцем и заборами сверкают белизной нарядные особнячки, стройные храмы, легко взлетают вверх кружевные колокольни, блестят в лучах солнца купола церквей… И над всем этим царит бездонное небо.

Для своей картины В.Д. Поленов выбирал раннее летнее утро, оттого в ней нет ни зноя, ни яркого ослепительного солнца.

Художник чувствовал, что жаркое солнце не вяжется с его скромным пейзажем, с его умиротворенным и ясным настроением, царящим в природе.

На первый взгляд, композиция «Московского дворика» кажется несколько хаотической. Но хорошее знание перспективы позволило В.Д. Поленову именно так построить свое произведение. Силуэт сарая между белыми церковью и колокольней, освещенными солнцем, и домом определяет центр.

Слева — приглушенные тона зеленого сада, справа пространство замыкает затененный угол сарайчика. Сверху и снизу пространство картины замыкают темнеющая зелень травы у нижнего края и темное в зените небо.

Вьющиеся среди травы тропинки, домики и деревья вдали за сараем уводят глаз зрителя в глубину перспективы.

Чистый воздух струится вокруг белой с горящими куполами церкви, и этим несколько лишает ее четких очертаний, но все остальные формы написаны художником совершенно ясно.

Весенняя зелень травы передана В.Д. Поленовым со всевозможными оттенками, хотя издали может показаться, что ее поверхность окрашена одним тоном.

Чувствуется, что художник любит цвет, но он словно сознательно ограничивает себя 3-4 самыми необходимыми красками, чтобы добиться общей гармонии и передать воздушную атмосферу, окутывающую все деревья, фигуры и строения, крыши всех домов, например, светло-голубые, слегка зеленоватые.

В каждом отдельном случае очень верно выбран тон. Это позволило В.Д. Поленову плавно перейти от зелени травы и деревьев к голубизне небес.

Здесь необходимо заметить, что он сам не слишком ценил эту свою работу, ведь он себя, если так можно выразиться, позиционировал прежде всего историческим живописцем.

Ему и Грабарь говорил, что в нем живут три художника: московский, библейский и пленэрный и Поленов с удовольствием с этим мнением соглашался. Он был удивительно, разносторонне талантлив.

Он обладал, по выражению одной исследовательницы абсолютным зрением (по аналогии с абсолютным слухом), был пленэристом от Бога и чувствовал движение воздуха, умел писать сам воздух. И в то же время он был великолепным декоратором.

Собственно, с его домашних декораций для мамонтовского театра и началась русская сценография. Пускай это были первые пробы, но то, что именно поленовское декоративное творчество было началом блестящего расцвета русской театральной декорационной живописи, отмечали все, в том числе и Бенуа.

Появление картины в галерее Третьякова было предопределено, поскольку Павел Михайлович уже в 1875 году купил первую картину Поленова, большую картину «Право господина». В это время Поленов был еще пенсионером Академии художеств в Париже. И конечно, с тех пор Третьяков внимательно наблюдал за творчеством молодого художника.

Покупка картины «Московский дворик» произошла после того, как Поленов выставил эту картину на шестой передвижной выставке. Это было его первое участие в выставке товарищества передвижников, хотя он уже давно намеревался вступить в это товарищество, и «все симпатии мои, — писал он, — были на стороне общества с самого его возникновения».

И Крамской – лидер товарищества тоже очень надеялся на то, что участие Поленова послужит обновлению передвижников, связывал с Поленовым свои надежды на молодых художников. И конечно, такая картина как «Московский дворик» наилучшим образом соответствовала этим надеждам. В Москве выставка передвижников открылась 7 мая 1878 года.

И уже 19 мая Поленов сообщил своему учителю, художнику Чистякову о том, что вопрос о покупке картины Третьяковым вполне решен.

И вот этот дворик, населенный карапузами и курами появляется на передвижной выставке, где, в общем-то, такой дидактический смысл всегда выносился в массы и живопись призвана была учить народ. И вот здесь вот вдруг такая бытовая абсолютно ни к чему не призывающая картина. Это было откровение.

Это было откровение и для передвижников самих, и Крамской говорил: «Молодец Поленов». И это было как бы такой, одной из граней передвижничества для них, а молодежь видела в этом откровение живописное, прежде всего, красоту живописи. И Остроухов, например, говорил, что его поразили абсолютно тургеневские мотивы в творчестве Поленова.

И тут можно, конечно, сразу вспомнить о том, что как Тургенев отмечал Поленова в Париже и посещал его мастерскую, особо выделяя его картину «Ливень».

А вариант «Московского дворика» без людей был подарен Поленовым Тургеневу в 1880 году, когда Тургенев приезжал на открытие памятника Пушкину, где Поленов подарил писателю свою картину, а Тургенев подарил художнику «Записки охотника» со своей надписью, которые были особенно любимыми Поленовым — он считал эту книгу бриллиантом русской литературы.

Источник: http://devotion.1gb.ru/index.php/read/213-vasilij-polenov-moskovskij-dvorik

Ссылка на основную публикацию