«мучения святого антония», микеланджело буонарроти — описание картины

Самые известные работы Микеланджело

Одна из наиболее влиятельных фигур в западном искусстве — итальянский живописец и скульптор Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони остается одним из самых знаменитых художников в мире даже спустя более 450 лет после своей смерти. Предлагаю вам познакомиться с наиболее знаменитыми работами Микеланджело от Сикстинской Капеллы до его скульптуры Давида.

Потолок Сикстинской капеллы

При упоминании Микеланджело немедленно приходит на ум прекрасная фреска художника на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Микеланджело был нанят Папой Римским Юлием II и трудился над созданием фрески с 1508 по 1512 год.

Работа на потолке Сикстинской Капеллы изображает девять историй из Книги Бытия и считается одной из величайших работ Высокого Ренессанса. Сам Микеланджело изначально отказывался взять проект, поскольку считал себя скорее скульптором, чем живописцем.

Тем не менее, эта работа ежегодно продолжает приводить в восторг около пяти миллионов посетителей Сикстинской капеллы.

Статуя Давида, Галерея Академии во Флоренции

Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет.

В отличие от многих более ранних описаний библейского героя, которые изображают Давида торжествующим после сражения с Голиафом, Микеланджело был первым художником, изобразившим его в напряженном ожидании до легендарной схватки.

Первоначально размещенная на флорентийской площади Синьории в 1504 4-метровая скульптура была перемещена в Галерею Академии в 1873, где и остается по сей день. Подробнее о Галерее Академии вы можете прочитать в подборке достопримечательностей Флоренции на LifeGlobe.

Скульптура Бахуса в музее Барджелло

Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. Вместе с Пьетой, это одна из двух сохранившихся скульптур римского периода творчества Микеланджело. Это также одна из нескольких работ художника, сосредоточение на языческой, а не христианской тематике. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении.

Работы была первоначально заказана кардиналом Раффаеле Риарио, который в итоге от нее отказался. Тем не менее, к началу 16-го века Бахус нашел дом в саду римского дворца банкира Якопо Галли.

С 1871 Вакх демонстрируется во флорентийском Национальном музее Барджелло вместе с другими работами Микеланджело, включая мраморный бюст Брута и его незаконченную скульптуру Давида-Аполлона.

Мадонна Брюгге, Церковь Богоматери в Брюгге

Мадонна Брюгге была единственной скульптурой Микеланджело, покинувшей Италию при жизни художника. Она была пожертвована церкви Девы Марии в 1514, после того как была выкуплена семьей продавца ткани Мускрона.

Статуя несколько раз покидала церковь, сначала во время французских войн за независимость, после которых была возвращена в 1815, чтобы снова быть выкраденной нацистскими солдатами во время Второй мировой войны.

Этот эпизод драматично изображен в фильме 2014 года «Охотники за Сокровищами» с Джорджем Клуни в главной роли.

Мучения Святого Антония

Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина «Мучения Св. Антония» – первая из известных картин Микеланджело. Полагают, что художник нарисовал ее в возрасте 12 — 13 лет на основе гравюры немецкого живописца 15-го века Мартина Шонгауэра.

Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Мучение Св. Антония было оценено художниками и писателями 16-го века Джорджо Вазари и Асканио Кондиви – самыми ранними биографами Микеланджело – как особенно любопытная работа с творческим подходом к оригинальной гравюре Шонгауэра.

Картина получила широкое признание от пэров.

Мадонна Дони

Мадонна Дони (Святое семейство) является единственным сохранившимся до нашего времени станковым произведением Микеланджело. Работа была создана для богатого флорентийского банкира Аньоло Дони в честь его свадьбы с Маддаленой, дочерью видной Тосканской благородной семьи Строцци.

Картина все еще находится в своей оригинальной рамке, созданной из дерева самим Микеланджело. Мадонна Дони находится в Галерее Уфицци с 1635 года и является единственной картиной мастера во Флоренции.

Своим необычным представлением предметов Микеланджело заложил основу для более позднего художественного направления Маньериста.

Пьета в Базилике Св. Петра, Ватикан

Наряду с Давидом, статую Пьеты конца 15-го века считают одной из самых выдающихся и известных работ Микеланджело. Первоначально созданная для могилы французского кардинала Жана де Билье скульптура изображает Деву Марию, держащую Тело Христа после его распятия на кресте.

Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Перемещенная в собор Святого Петра в 18-м столетии Пьета — единственное произведение искусства, подписанное Микеланджело.

Статуя понесла значительный ущерб за эти годы, особенно когда австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот ударил по ней молотком в 1972 году.

Моисей Микеланджело в Риме

Расположенный в красивой римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи «Моисей» был заказан в 1505 Папой Римским Юлием II, как часть его похоронного памятника. Микеланджело так и не успел закончить памятник до смерти Юлия II.

Высеченная из мрамора скульптура известна необычной парой рогов на голове Моисея – результатом буквальной интерпретации латинского перевода библии Вульгаты.

Предполагалось объединение статуи с другими работами, включая Умирающего Раба, ныне расположенного в Парижском Лувре.

Страшный Суд в Сикстинской Капелле

Еще один шедевр Микеланджело расположился в Сикстинской капелле — Страшный Суд находится на стене алтаря церкви. Он был выполнен спустя 25 лет после того, как художник нарисовал свою внушающую страх фреску на потолке Капеллы.

Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Великолепное произведение искусства изображает божий суд над человечеством, первоначально вызвавший осуждение из-за наготы.

Совет Трента осудил фреску в 1564 и нанял Даниэле да Вольтерру для прикрытия непристойных частей.

Распятие Святого Петра, Ватикан

Распятие Святого Петра — заключительная фреска Микеланджело в ватиканской Каппелле Паолина. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. В отличие от многих других изображений Петра ренессансной эры, работа Микеланджело сосредотачивается на намного более темной теме – его смерти.

Пятилетний проект восстановления за €3.2 миллиона начался в 2004 году и открыл очень интересный аспект фрески: исследователи полагают, что одетая в синий тюрбан фигура в верхнем левом углу — на самом деле сам художник.

Таким образом — Распятие Святого Петра в Ватикане — это единственный известный автопортрет Микеланджело и настоящая жемчужина музеев Ватикана.

Источник: http://lifeglobe.net/entry/7611

Микеланджело Буонарроти – Интересные факты

Микеланджело Буонарроти – один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Он еще при жизни получил признание и считался гением мирового значения.

Родившись 6 марта 1475 года, он прожил долгую жизнь, умерев в 1564 г. За свои 88 лет он создал столько великолепных работ, что их хватило бы на добрый десяток талантливых людей. Кроме того, что Микеланджело Буонарроти был великим художником, скульптором и архитектором, он является также крупнейшим мыслителем и известным поэтом Ренессанса.

Наверняка все видели знаменитые скульптуры Давида и Моисея, а также потрясающие фрески потолка Сикстинской капеллы. К слову статуя «Давид», по словам великих современников мастера, «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Она и до сих пор считается одним из самых известных и совершенных произведений искусства.

Портрет Микеланджело Буонарроти

Любопытно, что этот выдающийся деятель обладал весьма неказистой внешностью. Подобная ситуация обстояла и с внешностью другого гения – Александра Пушкина, о котором мы уже писали. Может именно поэтому Микеланджело не оставил ни одного автопортрета, как это делали многие художники?

По описанию людей, знавших мастера, он имел редкие, немного вьющиеся волосы, жиденькую бороденку, круглое лицо с квадратным лбом и впалыми щеками. Широкий нос с горбинкой и выпирающие скулы не делали его привлекательным, а скорее наоборот.

Но это совершенно не мешало правителям того времени и самым знатным людям с благоговейным трепетом относиться к невиданному до тех пор гению искусства.

Итак, вашему вниманию предлагаются интересные факты из жизни великого Микеланджело Буонарроти.

История одной фальшивки

В Древнем Риме знатные и богатые граждане жаловались, что в продаже стало появляться слишком много различных подделок еще более древних шедевров искусства.

Во времена великого итальянца, о котором мы рассказываем, этим также грешили талантливые умельцы.

Однажды Микеланджело сделал копию одной известной греческой статуи. Она была очень хороша, и близкий друг сказал ему: «Если ты закопаешь ее в землю, то через несколько лет она буде выглядеть как оригинал».

Недолго думая молодой еще гений последовал этому совету. И действительно, в прошествии некоторого времени он весьма удачно и за высокую цену продал «древнюю скульптуру».

Как видите, история фальшивок и всевозможных подделок стара, как мир.

Флорентиец Микеланджело Буонарроти

Известно, что Микеланджело никогда не подписывал своих произведений. Однако тут имеется единственное исключение. Он подписал скульптурную композицию «Пьета». Говорят, что это происходило следующим образом.

Когда шедевр был готов и выставлен на всеобщее обозрение, молодой 25-летний мастер затерялся в толпе и пытался определить, какое впечатление оказывает его работа на народ.

И вот к своему ужасу он услышал, как двое жителей итальянского города Милана активно рассуждали о том, что такую дивную вещь мог создать только их земляк.

А в то время между культурными центрами Европы происходили настоящие состязания за звание наиболее престижных и плодовитых, в плане гениев, городов.

Будучи же коренным жителем Флоренции, наш герой не стерпел гнусного обвинения в том, что он миланец и пробрался ночью в собор, прихватив с собой необходимые резцы и прочие инструменты. При свете лампы он высек на поясе Мадонны гордую надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец».

После этого никто не смел «приватизировать» происхождение великого мастера. Однако говорят, что он потом жалел об этой вспышке гордости.

Кстати, вас может заинтересовать один забавный случай из жизни Тициана, также великого художника эпохи Возрождения.

«Страшный суд» Микеланджело

Когда художник работал над фреской «Страшный суд», римский папа Павел III нередко посещал его и наблюдал за продвижением дела. Нередко он приходил смотреть фреску со своим церемониймейстером Бьяджо да Чезена.

Однажды Павел III спросил у Чезена о том, как ему нравится создаваемая фреска.

— Ваша светлость, — отвечал церемониймейстер, — эти изображения скорее подходят для какого-нибудь трактира, а не для вашей святой капеллы.

Услышав это оскорбление, Микеланджело Буонарроти на фреске изобразил своего критика в виде царя Миноса, судьи душ умерших. У него были ослиные уши и обмотанная змеей шея.

В следующий раз Чезена сразу же заметил, что этот образ написан с него. Придя в ярость, он настойчиво просил папу Павла, чтобы тот приказал Микеланджело стереть его изображение.

Но римский папа, забавляясь бессильной злобой своего придворного сказал:

— Мое влияние распространяется только на небесные силы, а над представителями ада я, к сожалению, не имею никакой власти.

Таким образом, он намекал, что Чезара должен был сам найти общий язык с художником и обо всем договориться.

По трупам к искусству

В начале своего творческого пути Микеланджело Буонарроти очень слабо разбирался в особенностях строения человеческого тела. Но его сильно привлекала данная тема, ведь чтобы стать хорошим скульптором и художником нужно было безупречно знать анатомию.

Интересно, что для восполнения недостающих знаний юный мастер много времени проводил в морге, который находился при монастыре, где он изучал трупы умерших людей. К слову сказать, великий Леонардо да Винчи промышлял в своих научных изысканиях подобным образом.

Сломанный нос Микеланджело

Гениальные способности будущего мастера проявились очень рано. Обучаясь в школе скульпторов, которой покровительствовал сам Лоренцо де Медичи, глава Флорентийской республики, он нажил себе немало врагов не только необычным дарованием, но и упрямым характером.

Известно, что однажды один из учителей по имени Пьетро Торриджано ударом кулака сломал нос Микеланджело Буонарроти. Говорят, что он не совладал собой из-за дикой зависти к талантливому ученику.

Разные факты о Микеланджело

Интересен факт, что великий гений до 60 лет не имел близких отношений с женщинами. По всей видимости, искусство всецело поглотило его, и всю свою энергию он направил только для служения призванию.

Однако в 60 лет он повстречал 47-летнюю вдову, которую звали Виктория Колонна, маркиза Пескара. Но даже тогда, когда он писал ей множество сонетов исполненных сладостной тоски, по мнению многих биографов у них не было более близких отношений, чем платоническая любовь.

Когда Микеланджело Буонарроти работал над фресками Сикстинской капеллы, он серьезно подорвал свое здоровье. Дело в том, что он без помощников, целых 4 года не покладая рук трудился над этим мировым шедевром.

Свидетели сообщают, что он неделями мог не снимать обувь и, забывая о сне и еде, расписывал тысячи квадратных метров потолка собственноручно. При всем этом он дышал вредными парами красок, которые, к тому же, постоянно попадали в глаза.

Напоследок стоит лишь добавить, что Микеланджело отличался резким и чрезвычайно сильным характером. Его воля была тверже гранита, и этот факт признавали многие современники, имевшие с ним дело.

Читайте также:  Картина "несмеяна-царевна", васнецов - описание картины

Рассказывают, что Лев X говорил про Микеланджело: «Он страшен. С ним нельзя иметь дела!».

Чем мог великий скульптор и художник так запугать всемогущего римского папу – неизвестно.

Произведения Микеланджело

Предлагаем вам ознакомиться с самыми известными произведениями Микеланджело. Многие работы мастер делал без всяких набросков и эскизов, а просто так, держа в голове готовую модель.

Страшный Суд

Фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане.

Потолок Сикстинской капеллы

Известнейший цикл фресок Микеланджело.

Давид

Мраморная статуя работы Микеланджело в Академии изящных искусств во Флоренции.

Бахус

Мраморная скульптура в музее Барджелло.

Мадонна Брюгге

Мраморная статуя Мадонны с младенцем Христом  в церкви Богоматери Нотр-Дам.

Мучения Святого Антония

Итальянская картина 12-ти или 13-летнего Микеланджело: самая ранняя работа маэстро.

Мадонна Дони

Круглая по форме картина (тондо) 120 см в диаметре с изображением Святого Семейства.

Пьета

«Пьета» или «Оплакивание Христа» — единственная работа, которую маэстро подписал.

Моисей

Мраморная статуя высотой 235 см, которая занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II в Риме.

Распятие Святого Петра

Фреска в Апостольском дворце Ватикана, в Капелле Паолина.

Лестница в библиотеке Лауренциана

Одно из величайших архитектурных свершений Микеланджело — лестница Лауренцианы, которая напоминает поток лавы (поток мысли).

Проект купола Собора Святого Петра

По причине смерти Микеланджело, строительство купола заканчивал Джакомо Делла Порта, сохранив замыслы маэстро без отступлений.

Если Вам понравились интересные факты про Микеланджело Буонарроти, подписывайтесь на InteresnyeFakty.org в любой социальной сети.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: http://interesnyefakty.org/mikelandzhelo-buonarroti/

Терзания (Мучения) святого Антония

Картина 12-летнего Микеланджело «Терзания (Мучения) святого Антония» 

Итальянская картина позднего кватроченто, развивающая сюжет позднеготической гравюры Мартина Шонгауэра. На основе данных Вазари о том, что среди работ Микеланджело имелась сцена искушений св.

Антония по мотивам гравюры Шонгауэра, а также стилистического сходства с живописью великого мастера, после очистки произведения сотрудниками Метрополитен-музея «Терзания святого Антония» были атрибутированы юному (12-ти или 13-летнему) Микеланджело Буонарроти.

Сюжет работы

Картина показывает известный средневековый сюжет, в котором святой Антоний подвергается нападкам демонов в пустыне и пытается противостоять их соблазнам. «Искушение Святого Антония» — более широкое название для этой темы. Однако данная работа сосредоточена на моменте, когда преподобный Антоний, как правило передвигавшийся с поддержкой ангелов, попадает в дьявольскую засаду.

Образ святого Антония в искусстве

Антоний Великий — святой отшельник IV века, ставший символическим образом борьбы с искушениями. Отец монашества: первая исторически достоверная личность в истории монашества в египетской пустыне. Его жизнеописание полно рассказов о чудесных извлечениях и изгнаниях бесов, совершенных святым, но вместе с тем в нем приводятся многие разумные изречения практического благочестия.

Родился около 251 в Коме близ Ираклеи (Верхний Египет). Умер в возрасте 106 лет, около 356 года. Происходил из благородной и богатой семьи христиан. После смерти родителей в 270 году, когда Антонию было восемнадцать лет, он внезапно пробудился духом, раздал все свое имущество бедным и удалился в египетскую пустыню ради благочестивого жития в молитвах и размышлениях.

Вся его последующая жизнь была посвящена самоотречению и духовному подвижничеству: долгие годы он пребывал в полнейшем уединении, сначала в одной из пещерных гробниц, а затем около двадцати лет — в развалинах близ Нила.

Здесь он вел жестокую борьбу против собственной плоти и плотских желаний, терзаемый видениями: сначала имевших облик прекрасной женщины, а затем — демонических мучителей.

Как правило, Антония изображают бородатым старцем в монашеских клобуке, плаще и рясе. На его одеянии на левом плече нашита синяя (белая) буква Т либо греческая буква «тета». Опирается на костыль (жезл) с Т-образной ручкой — указание на его преклонный возраст. Костыль — традиционная эмблема средневекового монаха, долгом которого было помогать увечным и беспомощным.

Колокол (колокольчик) в его руке, либо прикрепленый к костылю. Обычно использовался для изгнания злых духов и считается указанием на искушение Св. Антония и его способность изгонять демонов. Рядом часто изображена свинья — символическое обозначение демона чувственности и ненасытности, указывающее на победу святого над грехом.

Кроме того, этих животных в средневековье откармливали монахи-антонианцы ради сала, которое использовалось как средство против антонова огня. Иногда у нее на шее висит колокольчик (в XVII веке свиньям, принадлежавшим приходам братьев Св. Антония, предоставлялось право выпаса на особых угодьях, и колокольчик отличал этих свиней от всех других ).

Под ногами может быть пламя — напоминание о его видении пламени ада, убившем все плотские желания.

Сюжет искушения Св. Антония строится вокруг борьбы святого с соблазнами, которые он называл «демонами».

Эта тема нашла отражение во многих произведениях искусства и получила две формы: 1) Демоны (часто в облике диких зверей и монстров, терзающих его плоть) одолевают Антония его в келье, поднимают ввысь, но исчезают, как только Бог является ему в ярком свете.

2) Женщины (блудницы) изображаются благодаря присутствию эротических видений и темы распутства, разжигавших фантазию художников. В ранней ренессансной живописи женщины одеты и могут иметь рога как напоминание об их сатанинском происхождении. Начиная с XVI в. они изображаются как правило обнаженными. Антоний прогоняет их крестным знамением или молитвой. 

Источник: https://8-poster.ru/pictures/TerzaniyaMucheniya_svyatogo_Antoniya/

Итальянские художники Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти — два титана эпохи Возрождения :

После бесконечных войн, которые истребляли с лица земли массу людей и их великие творения, Европа стремилась к возрождению. По европейским странам прокатилась волна желания возродить высокую цивилизацию древнего мира.

Люди потянулись к искусству: музыке, литературе, философии, естественным наукам, но больше всего это коснулось изобразительного искусства. Больше всего эпоха Возрождения коснулась Италии. Именно здесь искусство расцвело. Итальянские художники покорили мир своими творениями.

В этой статье речь пойдет о двух титанах Возрождения: Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти.

Биография Леонардо да Винчи

Его смело можно назвать универсальным человеком. Его вклад в науку и искусство огромен. Он был гениальным ученым, музыкантом, мыслителем и художником.

Детство и образование

Родился гений 15 апреля 1452 года в поселке Анкиатор, недалеко от города Винчи. Как можно догадаться, приставка к его имени взята именно отсюда. Он был внебрачным ребенком, и первые годы жизни жил только с мамой. Позже папа забирает малыша в свою семью. Отец Леонардо служил нотариусом.

Подростком отец отдал увлекающегося рисованием подростка подмастерьем в мастерскую Верроккьо во Флоренции. Это был 1466 год, и здесь также служили:

  • Перуджино;
  • Аньоло ди Поло;
  • Лоренцо ди Креди.

В мастерской работал сам Ботичелли. Леонардо да Винчи на тот момент увлекался скульптурой, рисованием, моделированием.

Он изучал такие науки, как:

  • химия;
  • металлургия;
  • черчение.

Ему нравилось работать с гипсом, металлом, кожей. Из подмастерья в мастера он перешел в 1473 году.

Раннее творчество и научная деятельность

Ранее творчество Леонардо — это в основном картины. С 1472 по 1477 год он создал такие полотна:

  • «Благовещение»;
  • «Крещение Христа»;
  • «Мадонна с вазой».

Однако самой крупной и знаменитой стала работа под названием «Поклонение волхвов».

С 1482 года он посвящает себя научным разработкам. В это время он построил летательную машину, которая была создана по прототипу птицы.

Сначала это был очень простой механизм с крыльями, позже он превратил его в полноценный аэроплан. Единственное, чего ему не хватает — мотора.

Леонардо также посвящает время доскональному изучению ботаники, анатомии. Первую он выделяет как отдельную дисциплину.

Полотно «Дама с горностаем» знаменитый итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи напишет в 1490 году.

«Витрувианский человек»

В 1492 году да Винчи создает иллюстрацию «Витрувианский человек». К нам он попал в виде эскиза. Предназначалась работа для иллюстрирования рукописного издания, а точнее, дневника, который назывался «Канон пропорций».

На рисунке изображен обнаженный мужчина атлетического телосложения. Его тело вписано в одной позиции в круг, а во второй — в квадрат.

Если детально рассмотреть рисунок, то можно заметить, что центром круга является пуп мужчины, а половые органы находятся в самом центре квадрата.

На этом рисунке изображен человек с идеальными пропорциями тела. Леонардо верил в то, что существует некое число «фи». Он считал, что все живое повинуется формуле этого числа.

«Тайная вечеря»

С 1495 по 1498 год итальянский художник работал над одним из самых знаменитых своих произведений «Тайная вечеря». Это фреска, которая расположена в Миланском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие. На ней изображены 12 апостолов, которые вместе сели отужинать. Это был последний пасхальный ужин Иисуса Христа перед арестом римлянами.

Во время трапезы Учитель скажет своим ученикам, что один из них предаст его. Целью да Винчи было изобразить эмоции на лицах апостолов. Это объясняет то, что все люди на фреске изображены в ряд.

На изучение физиогномики у него ушло несколько лет. Леонардо бродил по окрестностям города и наблюдал эмоции на лицах людей. С некоторыми он заговаривал, рассказывал смешные или печальные истории, кого-то пытался обидеть или расстроить.

«Мона Лиза»

Это настоящий шедевр мирового искусства, с которым связано самое большое количество загадок. Лицо девушки на картине очень бледное и одновременно наполненное внутренним светом. Если присмотреться к губам дамы, то можно увидеть на них легкую улыбку. Ее можно увидеть, если приблизиться к полотну. Если же, наоборот, отдалиться, то на лике появляется оттенок меланхолии.

Техника исполнения картины гениальна. Леонардо да Винчи смог изобразить процесс действия. Эффект достигнут с помощью «сфумато». Это техника, которая заключается в том, что грани практически стираются, особенно это касается губ. Если рассмотреть задний план картины, то мы увидим на полотне реку, которая также изображена с помощью этой же техники.

Если приглядеться к полотну, то можно увидеть, как течет река.

До нас также дошли рукописи Леонардо да Винчи, в которых множество математических расчетов, размышлений, идей, чертежей, рисунков. Интересно, что заметки он писал справа налево, поскольку был левшой. Неясно, было ли это таким чудачеством или же автор хотел таким образом зашифровать записи. Дневники да Винчи приходится читать с помощью зеркала.

Биография Микеланджело

Великий художник итальянского возрождения. Его жизнь прошла очень ярко и насыщенно, в ней хватало как счастья, так и трагических моментов. Годы жизни Микеланджело Буонарроти — 1475-1564. Он также был:

  • скульптором;
  • поэтом;
  • архитектором;
  • мыслителем.

Творчество Микеланджело

Его отец не сразу смирился с тем, что сын хочет стать художником. Только когда парню исполнилось 13 лет, родитель перестал настаивать выбрать более земную стезю. Микеланджело всю жизнь везло с учителями и влиятельными друзьями.

В 14 лет отец отдал его в школу скульптора ди Джованни. Его учил Д. Гирландайо. Покровительствовал этому учебному заведению сам Лоренцо ди Медичи. Среди его лучших друзей были братья Медичи. Один из них станет папой Львом X, второй — Климентом VII. Далее рассмотрим несколько самых знаковых работ итальянского художника.

«Страшный суд» в Сикстинской капелле

с 1508 по 1512 год Микеланджело трудился над прекрасной фреской, которая украсила потолок Сикстинской капеллы. Ее заказал Папа Римский Юлий II. Это произведение считается одним из самых величественных среди трудов всех итальянских художников эпохи Возрождения. На потолке изображены девять историй из Книги Бытия.

Микеланджело не сразу согласился выполнить работу, поскольку считал себя больше скульптором и боялся не справиться должным образом с таким величественным заказом. Тем не менее проект удался на славу.

По сей день миллионы посетителей капеллы с замиранием сердца рассматривает его творение. Работа считается одной из самых сложных и скандальных, Микеланджело осудили за изображение обнаженных тел в церкви.

Художник Даниэле да Вольтерра был нанят в 1564 году для того, чтобы дописать одежду, которая прикрыла нагие части тела.

«Мучения святого Антония»

Это одна из самых ранних работ итальянского художника. Он написал ее в возрасте 12-13 лет. За основу юный живописец взял гравюру живописца 15-го века Мартина Шонгауэра. Помог в создании полотна Микеланджело его старший друг — Франческо Граначчи.

Источник: https://www.syl.ru/article/381088/italyanskie-hudojniki-leonardo-da-vinchi-i-mikelandjelo-buonarroti—dva-titana-epohi-vozrojdeniya

10 неизвестных: художники, изгоняющие дьявола

Франсиско Гойя «Сатурн, пожирающий своих детей», 1819

Читайте также:  Биография и картины сальвадора дали

Обычно мы посвящаем рубрику «10 неизвестных», которая выходит на сайте m24.ru каждый понедельник, забытым и малоизвестным произведениям искусства, хранящимся в собраниях московских музеев или представленным в экспозициях временных выставок. Но в отдельных случаях мы создаем для вас гиды по виртуальному музею одного мастера, жанра или темы в искусстве.

31 октября во всем мире отмечают Хэллоуин. Этот праздник, история которого восходит к традициям древних кельтов, стал одним из самых ярких культурных феноменов современности.

Он уже давно не считается религиозным и не имеет ничего общего с церковными обрядами, тем не менее его идеи связаны с основами христианства. Считается, что в ночь с 31 октября на 1 ноября злые духи и потусторонние силы проникают в реальный мир.

На самом деле, интерес к разного рода нечисти существовал всегда, и даже в самые религиозные времена находил отражение в живописи.

Франсиско Гойя «Шабаш ведьм», 1823

Франсиско Гойя «Шабаш ведьм», 1823

Франсиско Гойя – один из трех главных испанских художников наряду с Эль Греко и Веласкесом, которых нужно знать, даже если вы совсем не разбираетесь в искусстве. На протяжении всей своей блистательной карьеры он писал парадные портреты испанских грандов и королевских особ и заслужил небывалую славу и богатство.

Пережив инквизицию, революцию, свержение и реставрацию испанских Бурбонов, в 1820 году Гойя тяжело заболел и совершенно оглох. Тяжелый недуг и паралич сильно поменяли его живопись: в 1823 году художник расписал интерьеры своего дома поверх уже существовавших пейзажей. Один из 14 сюжетов, изображающих страхи, безумие и пороки человечества, получил название «Шабаш ведьм».

В нем старухи-ведьмы подносят тела мертвых младенцев демоническому козлу.

Джон Генри Фюссли «Ночной кошмар», 1781

Джон Генри Фюссли «Ночной кошмар», 1781

Джон Генри Фюссли – английский современник Гойи. Серия «Ночной кошмар», состоящая из четырех картин – типичный пример английской неоготики. Демон, сидящий на груди девушки, служит воплощением кошмаров и бессознательных страхов.

Еще одним символическим элементом оказывается голова слепой лошади, которая выглядывает из-за штор.

Неизвестно, какое именно литературное произведение стало источником сюжета, но его корни нужно искать в классике: все картины Фюссли служили иллюстрациями к сюжетам готических рассказов, «Божественной комедии» Данте, трагедий Шекспира или древнего эпоса Гомера.

Джованни Канавессио «Иуда», 1492

Джованни Канавессио «Иуда», 1492

Одно из самых страшных изображений Иуды принадлежит кисти итальянского художника Джованни Канавессио. Вообще такая натуралистичность с выпущенными кишками не была характерна для итальянской живописи эпохи Возрождения, а такой сюжет более понятно смотрелся бы в нидерландских работах. Художник изображает, как дьявол буквально вытаскивает душу Иуды из живота.

Питер Брейгель Старший «Триумф смерти», 1562

Питер Брейгель Старший «Триумф смерти», 1562

Иконография смерти в образе скелета с косой сложилась еще в Средневековье и сохранилась до наших дней. Она появилась в рамках религиозного и крайне набожного протестантского искусства: именно таким было все Северное Возрождение, а живопись Брейгеля и Босха стала его наивысшей точкой расцвета. Но, возможно, «Триумф смерти» является самой мрачной из брейгелевских работ.

Картины Брейгеля требуют длительного внимательного изучения: чем дольше смотришь, тем больше скелетов замечаешь, при этом все они заняты разными «повседневными» обязанностями. Художник ничего не изобретает: все сюжеты того, как смерть мучает человека, существовали и раньше, просто раздельно. Заслуга Брейгеля в том, что он объединил их все в одной картине.

Микеланджело «Мучения Святого Антония», 1487

Микеланджело «Мучения Святого Антония», 1487

«Мучения Святого Антония» – картина, написанная на сюжет позднеготической гравюры немецкого рисовальщика Мартина Шонгауэра. В июле 2008 года на аукционе Sotheby's эта картина была продана за 2 миллиона долларов как произведение мастерской итальянского художника Доменико Гирландайо.

Это означало, что работа могла быть создана одним из учеников мастера, имя которого кануло в лету. На основе различных хроник и документов сотрудники нью-йоркского Метрополитен-музея установили, что полотно может принадлежать кисти самого Микеланджело, который действительно являлся учеником Гирландайо.

Если это предположение верно, тогда перед нами самое раннее из известных произведений великого художника, созданное им в возрасте 12 или 13 лет.

Давид Рейкарт «В кругу демонов», 1650-е

Давид Рейкарт «В кругу демонов», 1650-е

Давид Рейкарт на сегодняшний день остается малоизвестным фламандским художником первой половины XVII века.

Большая часть его картин представляет собой грубоватые жанровые сценки из жизни крестьян, но среди них встречаются совершенно удивительные работы с фантастическими сюжетами. Его демоны – это оживленные скелеты полусобак-полукуриц.

Такая «одомашненность» неудивительна: в жанровых сценах Рейкарта крестьяне часто изображаются с кошками или собаками, поэтому художник, очевидно, хорошо был знаком с анатомией этих животных.

Михаэль Пахер «Сделка с дьяволом Феофила Аданского», XV век

Михаэль Пахер «Сделка с дьяволом Феофила Аданского», XV век

«Сделка с дьяволом Феофила Аданского» – старейший апокрифический сюжет заключения договора с сатаной, который стал источником легенды о докторе Фаусте. Феофил вел смиренную жизнь и отрекся от высокого церковного положения, но был изгнан из церкви Аданы.

Тогда он обменял свою душу у дьявола на сан епископа, а после раскаялся и просил отпущения грехов у Девы Марии. Михаэль Пахер изображает на картине момент заключения сделки, но при этом Феофил оказывается уже одетым в епископские одежды.

Такой прием совмещения событий, разделенных во времени, часто встречается в живописи Раннего Возрождения.

Ханс Мемлинг «Страшный суд» (фрагмент), 1473

Ханс Мемлинг «Страшный суд» (фрагмент), 1473

Демоны, терзающие юных дев и мужей, изображены на правой створке алтарного триптиха, какие художники в бесчисленном количестве создавали для церквей. Ханс Мемлинг трактовал религиозные сюжеты достаточно свободно, не опираясь на строгие каноны, и поэтому его творчество выделяется на фоне остальной фламандской живописи.

Джеймс Энсор «Скелеты, сражающиеся за тело повешенного», 1894

Джеймс Энсор «Скелеты, сражающиеся за тело повешенного», 1894

Джеймс Энсор – бельгийский современник Мунка и Ван Гога, который изображал маски, скелеты или скелеты в масках. На этом нехитром сочетании построен практически весь сюжетный ряд художника. С одной стороны, это, безусловно, была отсылка к средневековой религиозной живописи, к Брейгелю и к Босху, с другой стороны – философия символизма рубежа XIX – XX веков оказала на него не меньшее влияние.

Мартино ди Бартоломео «Легенда Святого Стефана», XV век

Мартино ди Бартоломео «Подменыш», XV век

В средневековом европейском фольклоре, наполненном страхами и суевериями, можно набрать целый опус легенд и преданий о подменышах – существах, которых злые духи, мифические существа или демоны оставляли вместо похищенных детей.

В живописи фабула встречается не так часто, тем не менее произведения с аллюзиями на нее можно найти не только в средневековом искусстве, но даже в живописи XVIII–XIX века.

Мартино ди Бартоломео совмещает два момента в одном изображении: внизу справа дьявол забирает младенца из люльки, оставляя вместо него маленького беса с рогами, а слева наверху – он уже уносит младенца, вылетев через окно.

Сюжет: 10 неизвестных: шедевры московских музеев

Источник: https://www.m24.ru/articles/120757

Гениальные каляки-маляки

Гениальные каляки-малякиmamlas wrote in yarodomJuly 14th, 2014Картины известных художников, написанные ими в детстве

Некоторые великие художники начинали создавать свои шедевры еще в раннем детстве, не имея образования и славы, не догадываясь, что через десятки и сотни лет их детские работы будут стоить огромных денег и станут объектами научных и исторических исследований. ©

~~~~~~~~~~~


Пикассо. Пикадор

Пабло ПикассоОдной из самых заметных фигур среди представителей изобразительного искусства XX века является испанский художник, скульптор, дизайнер, график, театральный декоратор и керамист Пабло Пикассо. Основоположник кубизма первые уроки рисования получил еще в детстве от отца Хосе Руиса Бласко. Мальчик делал огромные успехи в изучении изобразительного искусства. К восьми годам он уже пишет свою первую серьезную картину маслом — «Пикадор». Картина эта имела для мастера настолько большое значение, что он не расставался с этой работой всю свою жизнь. Сначала отец разрешал ему только дорисовывать лапки голубей на своих картинах. Но в тринадцать лет Пикассо самостоятельно пишет большой натюрморт, поразивший отца так сильно, что тот бросил занятия живописью. Невозможно не отметить и другие великолепные работы, созданные великим художником в юности. В десять лет он пишет «Женщина из Малаги». В тринадцать лет создаются «Босоногая девочка» и портрет Лолы Пикассо. В четырнадцать лет — «Вид на порт Валенсии», «Клиппер», «Человек в берете», «Деревенский пейзаж», «Портрет матери».

Сальвадор Дали

Можно ли представить более необычного художника, чем Сальвадор Дали? С детства он отличался от своих сверстников, хотя и старался вести себя, как все. Дали еще ребенком был сложным человеком с тяжелым характером: он мог устроить скандал даже из-за леденца.

Как и все герои этой статьи, Сальвадор Дали был очень молод, когда создал свой первый шедевр. Он написал свою первую картину на почтовой открытке размером 14х9 см в том возрасте, когда большинство из нас еще не знает алфавита или с трудом читает по слогам.

В момент создания «Пейзажа близ Фигераса» ему было всего шесть лет. Пейзаж был написан тонким слоем масляной краски, благодаря чему можно заметить элементы оформления открытки по краям. Данная работа — яркий пример, который иллюстрирует импрессионистический период творчества гения.

На протяжении следующих десяти лет Дали будет использовать все более яркие и насыщенные цвета вплоть до 20-х годов прошлого столетия, когда он впервые создаст свои кубистические и сюрреалистические полотна. Сейчас самая ранняя из сохранившихся работ художника хранится в частной коллекции Альберта Филда в Нью-Йорке.

Первую персональную выставку будущий сюрреалист провел в 1918 году, когда ему было всего четырнадцать лет.


Дали. Пейзаж близ Фигераса

Микеланджело БуонарротиКартина, описывающая искушения святого Антония, которая, как считается, создана величайшим мастером Возрождения Микеланджело Буонарроти, была написана 1487–1488 годах. Доподлинно не известно, действительно ли автором этого шедевра является великий художник. Но ряд фактов подтверждают эту гипотезу. Во-первых, в исторических источниках утверждается, что художник писал картину с изображением святого Антония. Во-вторых, историкам искусства давно известно, что Микеланджело создал копию гравюры с изображением святого Антония, принадлежащей перу немецкого художника XV столетия Мартина Шопенгауэра. Если сравнивать работы Шопенгауэра и Микеланджело, то становится ясно, что последний не стремился создать точную копию работы первого: он «подарил» одному из демонов рыбью чешую, которой не было на картине Шопенгауэра, и придал лицу святого Антония более отрешенное выражение, приподняв ему голову. В 2008 году было признано, что Микеланджело является автором этой картины. Если это действительно так, то это самое дорогое произведение искусства, созданное двенадцатилетним ребенком, ведь картина оценивается в 2 млн долларов.


Микеланджело Буонарроти. Мучения святого Антония

Альбрехт ДюрерАльбрехт Дюрер стал первым художником немецкого Возрождения, который решился писать автопортреты открыто, не таясь. Каждая подобная работа художника есть не что иное, как попытка разобраться в самом себе, увидеть себя. И это стремление, это желание открыть себя себе же проявилось еще в юности мастера. В 1484 году, когда ему было всего тринадцать лет, он создает «Портрет мальчика» — рисунок, сделанный серебряным карандашом на плотной бумаге. Этот рисунок стал поворотным событием в его жизни, ведь именно благодаря этому автопортрету Дюрер убедил своего отца отдать его учиться живописи. На этом рисунке, который стал первым автопортретом художника, у мальчика умный, пытливый взгляд, не по-детски серьезное лицо. Работа выполнена еще не точно, но уже прослеживается огромный талант будущего мастера, уже видно его желание творить: уже заметно, что работа выполнена твердой рукой, складки одежды живописно проработаны. Сразу становится ясно, что, будучи еще мальчиком, Дюрер стремился к самопознанию, к проникновению в собственную суть, что он старался отразить свои художественные взгляды, желал понять, что он собой представляет. Даже в полудетском автопортрете мастер пытается отразить свой духовный мир.


Дюрер. Автопортрет

Джон Эверетт МиллеКарьера художника-прерафаэлита Джона Эверетта Милле достойна высших похвал: за 67 лет жизни он прошел путь от ученика художественной школы Генри Сасса до президента Королевской академии художеств. Талант Джона проявился еще в детстве, благодаря чему после переезда в Лондон в 1838 году его отдают в художественную школу. В 1840 году, в одиннадцать лет, он поступает в Королевскую академию художеств, став самым молодым студентом за всю историю академии, а всего через год, в 1841 году, в возрасте двенадцати лет он создает прекрасную, достойную высших похвал работу «Бойцы». В возрасте семнадцати лет являет публике историческую картину «Писарро берет в плен перуанских инков», которая получает восторженные комментарии критиков. Ее признают лучшей картиной на всей академической выставке 1846 года. В следующем году получает золотую медаль за картину «Нападение колена Вениаминова на дочерей Силоама». Уровень мастерства художника со временем растет, растет и его популярность. К концу 50-х годов XIX столетия Джон Эверетт становится модным художником. Его работы расходятся в виде гравюр огромными тиражами, а его годовой доход достигает 30 тыс. фунтов — по тем временам это баснословные деньги.

Читайте также:  Музей-заповедник «усадьба попова», украина, васильевка


Джон Эверетт Милле. Борцы

SmartNews

Источник: https://yarodom.livejournal.com/1140829.html

Микеланджело Буонарроти, биография, творчество, история жизни

Возможно один из самых влиятельных мастеров эпохи Возрождения и барокко. Человек, который прожил весь период от Высокого Возрождения до Контрреформации. Первый репрезентант западного творчества чья история жизни была написана пока он был жив.

Детские годы

Будущий гений был рожден на территории Тосканы в небольшом поселке Капрезе в семье разорившегося аристократа. Несколько поколений семьи занимались банковским делом. Но отец мальчика, не обладая талантом в ведении финансовых дел очень скоро накопил много задолженностей и вынужден был закрыть бизнес.

О родной матери художника известно очень мало так как она умерла, когда мальчику исполнилось всего шесть лет, от истощения. Не имея возможности воспитывать многочисленное потомство Людовико Буонарроти вынужден был отдать сына кормилице.

К счастью семья в которую он был отдан была любящей и относилась к воспитаннику хорошо. Проявляя способности к скульптуре навык лепки Микеланджело освоил быстрее чем письмо или чтение. Вскоре его отец женился повторно, и было принято решение отдать мальчика в школу Франческо Галатеа да Урбино.

Обучение шло очень медленно и большую часть своего времени юный художник проводил за срисовыванием икон и фресок.

Понимая, что обучения мальчика результатов не принесет его отец отдал Микеланджело в мастерскую к Доменико Гирландайо. Здесь он ознакомился с основными материалами и техниками исполнения. Его скульптурное виденье окружающей среды четко можно увидеть в его карандашных работах. Через год талант был замечен Лоренцо де Медичи, и он взял юного гения под свою опеку.

Успехи в творчестве

Пребывая при дворе Медичи, скульптор знакомится с известными мыслителями и художниками того времени. Создавая статуи по многочисленным прошениям, он остается придворным скульптором до кончины Медичи.

В 1494 году он переезжает в Болонье и занимается разработкой фигур для Арки святого Доминика. Через год его статую «Спящий купидон» купил кардинал Рафаэль Риарио и предлагает архитектору переехать в Рим.

За период пребывания в культурной столице Микеланджело создаёт «Вакха» и «Римскую Пьету».

В 1501 году Микеланджело снова посещает Флоренцию. Огромное количество предложений приходило к ваятелю в этот период. Им были произведены на свет знаменитые фигуры для «алтаря Пикколомини», «Давит» и «Двенадцать Апостолов».

Так же было создано единственное дошедшее до нас станковое произведение «Мадонна Дони». Полотно уникально в своем роде тем что Микеланджело изобразил живопись словно скульптуру.

Чистота красок, гладкость кожи, четкие изгибы складок все это словно выдавливает картину на поверхность делая ее объёмной.

Вернувшись в Рим следуя приказу папы Юлия II в 1505 году, архитектор начинает работу над усыпальницей. Процесс создания был многообразным и деликатным и требовал соответствующей заказу материи, Буонарроти понадобилось восемь месяцев что бы найти идеально подходящий мрамор.

Делая недолгие перерывы в создании усыпальницы, Микеланджело приехал с визитом во Флоренцию. Будучи в ссоре с папой Юлием II, он принимает решение примирится в ним и сразу же принимает от него заказ.

Бронзовая скульптура, создание которой заняло практически год, в будущем была уничтожена.

По настоянию Юлия II он отправляется в Рим для создания фресок на потолке Сикстинской капеллы. Мастер немногим больше четырех лет трудился над созданием фрески которая включала в себя большую часть истории из библии. Больше 300 фигур было изображено на потолке капеллы.

Пластика и грациозность устрашали зрителя, а сюжеты, которые использовал мастер были поистине устрашающими. Спустя двадцать пять лет он вернется что бы расписать стену этой же капеллы, фреской которая полна драматизма, величия и грандиозности.

«Страшный суд» темой для которого послужило второе пришествие Христа, именно эта работа стала последним произведением эпохи Возрождения.

Архитектурные ценности

Начало 1513 года предзнаменовало смерть Юлия II и восхождения на папский престол, Джованни Медичи, который становится папой Львом Х. Это событие стало толчком для возобновления работ над усыпальницей почившего папы.

Во время создания декора для усыпальницы архитектору поступило предложение на оформление часовни Льва Х и скульптуру «Христос с крестом». В 1516 году Медичи вызвал архитектора снова во Флоренцию где тот должен был спроектировать фасад для собора Сан-Лоренцо.

Вариант предложенный скульптором был отклонен, но его привлекли к оформлению других частей церкви. Следующим на очереди был проект усыпальницы рода Медичи. Подбор мрамора для этого заказа отнял у скульптора около года, и в будущем поездки в Каррару за материалом происходили довольно часто.

Отвлекаясь от создания усыпальницы для папы Юлия II, Микеланджело пришлось в третий раз подписать контракт на ее создание.

Ближе к началу 1530 года он создает знаменитую Библиотеку Лауренцина которая строилась исключительно для хранения единственных в своем роде и античных книг и манускриптов семьи Медичи.

Самый значимый для Буонарроти проект был заказан в 1546 году для папы Павла III. Плаццо Фарнезе было усовершенствовано архитектором, он завершил внутренний фасад и выступ здания.

Так же им был создан фасад Капитолийского холма, который был выполнен в прекрасной, но не свойственной манере для Рима.

Последние годы

Заказом который стал заключительным аккордом в его жизни стал собор Святого Петра. Скульптор изменил всеобщее представление о создании фигур и представил монументальные формы в гибком и невесомом виде. Его абстрактное видение приземленных вещей делало его работу уникальной в своем роде.

Человек представленный в статуях для фасада здания подан в богемном подобии. Четкость и характер рельефов создавали причудливую игру светотени.

Большое доверие, которое показал папа и его окружение подтолкнуло скульптора к написанию в указе на исполнение заказа, пункта об абсолютно бесплатной работе над проектом.

18 февраля 1564 года скульптор ушел из жизни, его последними словами стало завещание. Кратко, но довольно ясно он объяснил свою последнюю волю: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным». С начало прах Микеланджело намеревались захоронить в Риме, но позже он был секретно переправлен во Флоренцию и захоронен в стенах церкви Санта-Кроче.

Источник: http://ThePerson.pro/mikelandzhelo-buonarroti/

Творчество Микеланджело Буонарроти

Микела́нджело Буонарро́ти — итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера. Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации.

За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. Сохранилось много документов о его жизни и творчестве — свидетельства современников, письма самого Микеланджело, договоры, его личные и профессиональные записи. Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни.

Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи «Моисея», «Лии» и «Рахили» для гробницы папы Юлия II. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы.

Среди его архитектурных свершений — проект купола Собора Святого Петра, лестницы библиотеки Лауренциана, площадь Кампидольо и другие.

Исследователями считается, что искусство Микеланджело начинается и завершается изображением человеческого тела.

Микеланджело родился в Капрезе (в окрестностях Флоренции), в семье градоправителя. Тринадцатилетним мальчиком он поступил в мастерскую Гирландайо, к этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). а через год он поступает в художественную школу при дворе Лоренцо Медичи Великолепного.

Здесь, в так называемых садах Медичи при монастыре Сан-Марко, он продолжил обучение под руководством Бертольдо ди Джованни, убежденного почитателя античности.

Рельеф «Битва кентавров» раскрывает драматизм и бурную динамику схватки, бесстрашие и энергию бойцов, могучую пластику взаимосвязанных сильных фигур, пронизанных единым стремительным ритмом.

Во Флоренции были выполнены такие работы как : «Двенадцать Апостолов», начало работы над «Святым Матфеем» для флорентинского собора, происходит создание «Мадонны Дони», «Мадонны Таддеи», «Мадонны Питти» и «брюггерской Мадонны».

Окончательное формирование общественного сознания Микеланджело приходится на время изгнания из Флоренции Медичи и установления там республиканского строя. Поездки в Болонью и Рим способствуют завершению художественного образования.

Античность открывает перед ним гигантские возможности, таящиеся в скульптуре.

В Риме была создана мраморная группа «Пьета»— первое большое оригинальное произведение мастера, пронизанное верой в торжество гуманистических идеалов Возрождения.

В 1494—1495 годах Микеланджело живёт в Болонье, создаёт скульптуры для Арки святого Доминика.

В 1495 году он возвращается во Флоренцию, где правит доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, и создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон».

В 1496 году кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим, где он создаёт «Вакха» и «Римскую Пьету».

Глубокая убежденность, волнение устремленного на подвиг человека захватывают в статуе Давида, исполненной в 1501—1504 годах по возвращении скульптора во Флоренцию. В образе легендарного героя нашла воплощение идея гражданского подвига, мужественной доблести и непримиримости. Микеланджело отказался от повествовательности своих предшественников.

В отличие от Донателло и Верроккьо, изображавших Давида после победы над врагом, Микеланджело представил его перед боем. Он сосредоточил внимание на волевой собранности и напряженности всех сил героя, переданных пластическими средствами.

В этой колоссальной статуе ясно выражена особенность пластического языка Микеланджело: при внешне спокойной позе героя вся его фигура с могучим торсом и великолепно моделированными руками и ногами, его прекрасное вдохновенное лицо выражают предельную собранность физических и духовных сил. Все мускулы кажутся пронизанными движением.

Искусство Микеланджело вернуло наготе тот этический смысл, каким она обладала в античной пластике. Образ Давида приобретает и более широкое значение, как выражение творческих сил свободного человека.

Одновременно со статуей Давида был исполнен картон для росписи зала Совета палаццо Веккьо «Битва при Кашине» (известен по гравюрам и живописной копии).

Вступив в соревнование с Леонардо, молодой Микеланджело получил более высокую общественную оценку своей работы; теме разоблачения войны и ее зверств он противопоставил прославление возвышенных чувств доблести и патриотизма солдат Флоренции, устремившихся на поле боя по призывному сигналу трубы, готовых к подвигу.

Получив заказ от папы Юлия II на сооружение его надгробия, Микеланджело, не закончив «Битву при Кашине», в 1505 году переезжает в Рим.

Он создает проект величественного мавзолея, украшенного многочисленными статуями и рельефами.

Для подготовки материала — мраморных блоков — скульптор выехал в Каррару, В 1505—1545 годах проводится работа над гробницей, для которой создаются скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».

На этот раз он получил новый грандиозный заказ — роспись потолка Сикстинской капеллы, который принял с большой неохотой, так как считал себя прежде всего скульптором, а не живописцем. Эта роспись стала одним из величайших творений итальянского искусства.

В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508—1512) работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного плафона (600 кв. м) собственноручно.

В соответствии с архитектоникой капеллы он расчленил перекрывающий ее свод на ряд полей, разместив в широком центральном поле девять композиций на сюжеты из Библии о сотворении мира и жизни первых людей на земле: «Отделение света от тьмы», «Сотворение Адама», «Грехопадение», «Опьянение Ноя» и др.

Поэзия Микеланджело считается одним из ярчайших образцов эпохи Возрождения[30]. До наших дней сохранилось около 300 стихотворений Микеланджело. Основные темы — воспевание человека, горечь разочарования и одиночество художника.

Любимые поэтические формы — мадригал и сонет. По Р. Роллану, Микеланджело начал писать стихи ещё в детстве, однако, их осталось не так много, поскольку в 1518 г.

, он сжег большинство своих ранних стихов, а ещё часть уничтожил уже позже, перед смертью[31].

Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником». Это издание было неполным, и содержало определённые неточности.

Источник: https://cyberpedia.su/6x79cc.html

Ссылка на основную публикацию