«осенняя пастораль», франсуа буше — описание картины

Осенняя пастораль

Живопись эпохи рококо и неоклассицизма
Картина французского художника Франсуа Буше «Осенняя пастораль». Размер картины 260 x 199 см, холст, масло. Пастораль (франц. pastorale, от лат.

pastoralis — пастушеский), в искусстве и литературе — утвердившееся в 17-18 веках наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр).

Истоки жанра. Пастораль как жанр насчитывает двадцать три столетия существования (если считать основоположником жанра Феокрита), но называли ее по-разному — буколика, идиллия, эклога.

В своих истоках (у Феокрита) пастораль — словесная имитация античного мима — «низовой» разновидности античной драмы, балаганной сценки-представления, включающей в себя демонстрацию зрительно-световых чудес, мнимых смертей и воскрешений, загадывание загадок, а также пародирование, розыгрыш, передразнивание. Идиллии Феокрита, персонажами которых являются спорящие и состязающиеся друг с другом в пении пастухи (собственно «буколики»), также связаны с сицилийской традицией воспевания «страстей» пастуха Дафниса. У Феокрита «страсти» Дафниса трактуются в сентиментально-бытовом плане — как любовные страдания сменивших Дафниса пастухов.

Трагическая окраска феокритовых буколик, ставшая «памятью жанра», отзовется в позднейших пасторалях почти обязательной включенностью в них мотивов смерти влюбленного пастуха или его возлюбленной, похорон, тяготением пасторали к смешению с погребальной элегией.

С другой стороны, пастухи Феокрита (тот же Титир) имеют своими прообразами и мифологических «сатиров», главное занятие которых — любовь, пение и игра на пастушеской свирели.

Отсюда — сближенность пасторали, которую античные риторики включали в «область серьезно-смехового», и сатиры, парадоксальная взаимодополнительность пасторального (иллюзионистского, иносказательно-загадочного) и сатирического (разоблачительного, разрушающего иллюзии) «модусов» отношения к действительности, характерное и для пасторали, и для сатиры условно-игровое, экспериментально-фантазийное конструирование художественной реальности.

Мир пасторали. Пастораль определяется лежащим в ее основе целостным образом пасторального мира, противопоставленного миру антипасторальному.

Эта антитеза в отдельных пасторальных текстах конкретизируется в ряде таких противопоставлений как: город — сельская местность (роща, загородная вилла, деревенская усадьба), искусственное бытие — естественная жизнь, цивилизация — природа, толпа — уединение, волнение — покой, тяжелый труд — созерцательная праздность, ненависть — любовь, вражда — дружба, отчуждение — сочувствие, сложность — простота, хаос — гармония. Классическая сцена, на которой разыгрывается пасторальное действо, — так называемое «приятное место» (locus amoenus) — окаймленная деревьями и кустами зеленая лужайка на берегу реки или ручья: последние — вместе с пасущимися стадами, нимфами, сильванами, храмами, возведенными в честь языческих богов, пышными надгробьями и скромными могилами — составляют пасторальный декорум.

Пасторальный мир — это и мифологическая страна пастухов «блаженная» Аркадия, воспетая в эклогах Вергилия.

На оси времени пастораль характеризуется противопоставлением негативно оцениваемого настоящего идеальному прошлому («золотому веку»), или же исторического времени — времени природному (его идеальное воплощение — знойный летний полдень), а также — прекрасному «остановленному мгновению», вне-временности, своеобразной пасторальной «вечности». Вневременность пасторали генетически связана с ее происхождением от мима, изначальной сориентированностью на лирику и сценический диалог. По мере эволюции пасторали от ее древнейших форм к нововременным в ней усиливается повествовательное начало вплоть до возникновения в литературе эпохи Возрождения так называемого «пасторального романа», а в литературе 17 века — героической идиллии.

Пасторальный метажанр в целом демонстрирует условность деления жанров на драматические, эпические и лирические.

Узко-жанровые разновидности пасторали, представленные в каждом из этих родов (рождественское действо, пасторальная комедия и трагикомедия, пасторальная поэма, пасторальный роман, эклога, пасторальные ода, сонет, элегия и т.д.)., как правило, преодолевают как межродовые, так и межжанровые границы.

Столь же динамичен и протеистичен герой жанра — пастух, который изначально является образом-маской поэта и страдающего влюбленного и который может выступать в разных обличьях: от божества до сатира, от духовно-утонченного участника философского диспута до «мужлана-деревенщины».

В литературе Возрождения и барокко пастухов начинают заменять рыбаки, охотники, «пастыри пчел». Пахари-земледельцы «проникнут» в пастораль лишь в эпоху Просвещения — на этапе опрощения и натурализации пасторального жанра.

У Вергилия пастухи и земледельцы принципиально разведены по разным жанрам — буколикам и «георгикам» — дидактическим поэмам о сельских «трудах и днях», тематически соседствующим с пасторалью, но имеющим принципиально иную, не созерцательно-медитативную, и, тем более, философскую, а жизненно-практическую направленность.

Пастораль в эпоху Возрождения. Обращение писателей-гуманистов к античной традиции в эпоху Возрождения вызвало расцвет пасторали во всех ее разновидностях.

Тому доказательство: эклоги Петрарки (между 1346 — 1348 годами); пасторальная аллегория Джованни Боккаччо «Амето» (около 1341-1342), его же пасторальная поэма в октавах «Фьезоланские нимфы» (1345), «Аркадия» (опубликована в 1504) Я. Саннадзаро.

На пастораль Саннадзаро ориентировались все авторы так называемых «пасторальных романов» (сами они называли свои сочинения «эклогами»): португало-испанский прозаик и поэт Хорхе де Монтемайор, написавший первый пасторальный роман — «Диану» (1559?), его продолжатели Хиль Поло, Сервантес, Лопе де Вега, Ф.

Сидни, О. д'Юрфе. Пасторальный роман — существеннейший этап формирования романа Нового времени: «Дон Кихот» Сервантеса превращается в «роман сознания» во многом благодаря наличию в нем пасторального плана.

Пастораль барокко. Пасторальные мотивы и образы занимают большое место в петраркистской поэтической традиции позднего Возрождения и раннего барокко (эклоги Гарсиласо де ла Вега и Камоэнса, пасторальные романсы и сонеты Гонгоры, К. Маро, А. Барклая, поэмы Т. Тассо («Аминта», 1573), Э.

Спенсера («Календарь пастуха», 1579), Гонгоры («Фабула о Полифеме и Галатее», 1612; «Одиночества», 1613). В границах барочно-классицистического стилевого синтеза 17 века создаются пасторальные поэмы «Спасенный Моисей. Героическая идиллия» (1653) Сент-Амана, стихотворение «Утро Рождества Христова» и элегия «Лисидас» Д. Мильтона.

Особенно уместны были пасторальные мотивы и сюжеты на сцене (с учетом изначально сценичной, мимической природы пасторали. Пасторальные комедии писали Шекспир, Лопе де Вега, Кальдерон и другие испанские драматурги «золотого века». В ряду маньеристических пасторалей выделяются пастральная «трагикомедия» Б.

Гварини «Верный пастух» (1590), «Галатея» (1584) Дж. Лили, пасторальная «маска» Дж. Флетчера «Верная пастушка» (1608-1609).

Пастораль в век Просвещения. Пастораль эпохи Просвещения тяготеет к демифологизации, к отказу от аллегоризма, к большей естественности и безыскусности, сдвигается от «буколики» к «георгикам». Писатели-просветители особо акцентируют пасторальную тему «золотого века», трактуемого как социальная утопия.

Характерные жанры пасторальной поэзии этого столетия — «поэма о сельской усадьбе» (в Англии), описательная поэма («Виндзорский лес» А. Попа, 1614; «Времена года» Дж. Томпсона, 1726-1730; «Сады» Ж. Делиля, 1782). Существенное место в истории западноевропейской пасторали Просвещения занимает пасторалистика И. В.

Гете.

История искусства периода рококо и неоклассицизма. Далее →

Источник: http://smallbay.ru/artbarocco/boucher_04.html

Франсуа Буше

Презентацию на тему Франсуа Буше можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : МХК. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 25 слайдов.

Буше Франсуа (1703–1770), французский живописец, гравер, декоратор, “первый живописец короля”, один из самых ярких мастеров стиля рококо, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века.

Первым наставником Буше был его отец Никола Буше, затем Буше некоторое время был учеником Франсуа Лемуана, после чего поступил в обучение к граверу Жану-Франсуа Карсу, у которого занимался составлением виньеток, гербов и эмблем для франкмасонских дипломов.

Краткая Биография

Талантливый декоратор Франсуа Буше, был создателем искусства бездумно-праздничного, основанного не столько на наблюдении жизни, сколько на импровизации.

“Первый художник” короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги, исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д.

В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости.

Во второй половине 50-х годов 18 столетия творчество Буше стало чересчур отвлеченным и холодным, живопись жесткой, в композициях проявился ложный пафос. Творческий кризис Буше отражает деградацию стиля рококо, вызванную общим упадком аристократической культуры. Буше скончался 30 мая 1770 года.

Краткая биография

Франсуа Буше любил писать картины на мифологические темы. Картина «Рождение Венеры» написана по древнегреческим преданиям о Венере и Зевсе. Из мифов древней Греции считается, что Венера была дочерью Юпитера и Дионы, богини влаги; по мнению других — родилась из морской пены.

Первыми ее обнаружили океанические нимфы. Она лежала, как в колыбели, на большой голубой волне, и они отнесли ее в свои коралловые пещеры, где нежно ухаживали за ней и учили с большим старанием.

Когда воспитание Венеры было завершено, морские нимфы решили, что пришло время представить ее богам, и подняли ее на поверхность моря, где тритоньи, океаниды и нереиды окружили богиню, громко восхищаясь ее красотой, и предлагали жемчужины и отборные кораллы, чтобы она могла себя ими украсить.

Читайте также:  Кающаяся магдалина - жорж де латур

Потом они уложили ее на большую волну и вверили заботам Зефира, нежного южного ветра, который и отнес ее на остров Кипр.

Рождение венеры

Купание дианы,1742

В богатом живописном наследии Франсуа Буше,работавшего в чувственном и рафинированном стиле рококо, одной из самых популярных картин является «Купание Дианы».

Красивейшая олимпийская богиня Диана предстала на полотне французского художника прелестнейшей чаровницей, отдыхающей после своих охотничьих забав на берегу ручья. Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине.

Его не интересует мифология как таковая, он лишь пользуется ею как удобным предлогом для изображения обнаженного женского тела, юного и прекрасного.

Купание дианы

Пастораль (франц. pastorale, от лат. pastoralis — пастушеский), в искусстве и литературе — утвердившееся в 17-18 веках наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр).

«Осенняя пастораль» — одна из двух картин, заказанных Франсуа Буше министром финансов Людовика XV. Вторая картина называется «Летняя пастораль». Сюжеты обеих «пасторалей» были навеяны художнику пантомимой плодовитого драматурга Шарля Симона Фавара (1710-1792).

В данном случае на картине представлена умилительная сцена — юноша-пастух кормит виноградом Лизетту, главную героиню пантомимы.

Осенняя пастораль

Юнона посещает хранителя ветров Эола,1769

Как рассказано римским автором Вергилием в первой книге Энеиды, богиня Юнона, поглощенная ревностью к Венере, всячески интриговала, чтобы не допустить прибытия флота ее сына Энея к берегам поселения, основанного троянцами в Италии.

В переданном кистью Буше описании этого античного мифа Юнона посещает Эола, хранителя ветров, и убеждает его выпустить их на свободу, таким образом вызвав бурю и сильный шторм, который потопил бы флот Энея. В качестве платы за услугу и как искушение, Юнона предлагает Эолу свою самую красивую нимфу, Деяопею.

Юнона направляет факел страсти непосредственно на сердце Эола, в то же время Купидон готовит стрелу, предназначенную для страсти и послушания нимфы, запястья которой связанны жемчугом. Безумно влюбленный Эол, внимая Юноне, готов освободить сонм ветров.

Присутствие очаровательной морской нимфы и наяды, расположенных на переднем плане картины, говорит о том, что могущественный Нептун, бог моря, не даст разгуляться ветрам, и успокоит бурлящую морскую стихию.

Юнона посещает хранителя ветров Эола

Художник в своей мастерской,1730

В 1720 году в возрасте семнадцати лет Буше поступил в мастерскую гравера Жана-Франсуа Карса, что позволило ему изучить искусство оформления книг и работу с гравюрой, а также самостоятельно зарабатывать на жизнь. В 1722 году Буше было поручено иллюстрировать новое издание «Французской истории» Габриэля Даниеля.

В 1723 году Франсуа Буше победил в конкурсе на Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния. Эта победа давала художнику право на обучение в Риме, но в итальянском филиале академии не нашлось для победителя свободного места и отправиться в путешествие по Италии молодому живописцу пришлось за собственный счет.

В Риме на Буше особенно сильное впечатление произвели работы живописцев Пьетро.

Художник в своей мастерской

Туалет венеры, 1751

«Туалет Венеры» был заказан художнику его покровительницей — фавориткой Луи XV мадам Помпадур для ее Шато Бельвю близ Парижа. Сама мадам Помпадур играла главную роль в одноименном спектакле в театре Версаля.

На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами, и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку.

Амуры не столько наряжают эту очаровательную кокетку, сколько играют с ее волосами и украшениями. Возле Венеры вьются голуби, священные птицы, один из них прижимается к груди богини. Тело красавицы написано в редких и изысканных, но несколько неестественных тонах.

Буше сделал это сознательно: он не стремился подражать природе, объясняя это тем, что и природа несовершенна.

Туалет богини венеры

Модистка, 1746

Эта жанровая картина известна также под названием «Утро», и является одним из полотен в цикле четырех картин, заказанных художнику графом Тесин на тему «Утро», «День», «Вечер», «Ночь». На картине французский живописец Франсуа Буше изобразил достаточно распространенный сюжет в стилистике живописи периода рококо о примерке дамских нарядов.

модистка

Ринальдо и Армида — герои поэмы «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Т. Тассо (1544—95). Поэма посвящена первому Крестовому походу, завершившемуся захватом Иерусалима в 1099 г. и установлением христианского царства.

Армида, красавица-колдунья, была послана Сатаной (поддержкой которого заручились сарацины), чтобы сокрушить крестоносцев силой своих чар. Она ненавидела Ринальдо и хотела отомстить ему за то, что он спас своих товарищей, которых она, подобно Цирцее, превратила в монстров.

Однако, покоренная красотой Ринальдо, Армида влюбляется в него и уносит в свои зачарованные сады. На картине изображен знаменитый эпизод, в котором рассказывается о том, как воины, разыскивающие похищенного Армидой Ринальдо, находят влюбленных в садах Армиды.

Армида вложила в руку Ринальдо зеркало (на картине зеркало держит, точнее подпирает своей спиной, один из амуров); влюбленные смотрят в глаза друг другу и при этом видят в зеркале свой собственный образ в момент любовного экстаза. Два воина взирают на происходящее, укрывшись за колонной дворца Армиды.

Ринальдо и армида

Одалиска, 1745

Этот портрет полуобнаженной молодой женщины также известен под названием «Темноволосая одалиска». Обнаженная молодая женщина лежит на кровати в обрамлении роскошных драпировок. Открыто бросая вызов, она флиртует со зрителем, выглядывая из своего будуара.

одалиска

Портрет маркизы де Помпадур,1756

Буше не был увлеченным портретистом, но достаточно много писал свою покровительницу и, вместе с тем, поклонницу его таланта, фаворитку Людовика XV маркизу де Помпадур.

Декоративная импозантность, присущая идеальному портрету, сочетается в образах маркизы де Помпадур с передачей интимного, личного чувства, что придает им более камерный тон. Сюжет картины прост. Молодая дама раздумывает над прочитанным, подняв глаза от книги. Вряд ли кто-то прервал ее чтение и потревожил покой.

Беспокойства во взгляде ее нет. Спокойно занималась в своем кабинете: читала, писала письма, снова читала, задумалась, облокотившись на подушку и опустив книгу.

Портрет маркизы де Помпадур

Пейзаж в окрестностях Бовэ,1740-1745

Буше превратил простой деревенский пейзаж в окрестностях Бове в невероятно идиллическую концепцию сельской жизни.

Написанные художником в этот период пейзажи окрестностей Бовэ и парижских пригородов словно перешли со шпалер или эскизов декораций, для которых они создавались, на станковые полотна.

Эти красивые декоративные композиции могли быть использованы как фон в любой пасторальной сценке.

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-mkhk/74583-fransua-bushe.html

Famous canvases of Fransois Boucher

podosokorskiy — 13.06.2011

Юнона посещает хранителя ветров Эола, 1769 год

Музей Кимбелл. США

Богиня Юнона, поглощенная ревностью к Венере, всячески интриговала,  чтобы не  допустить  прибытия флота ее сына Энея к берегам поселения, основанного троянцами в  Италии.

  В переданном кистью Буше описании этого античного мифа Юнона посещает  Эола, хранителя ветров, и убеждает его выпустить их на свободу, таким  образом вызвав бурю и сильный шторм, который потопил бы флот Энея. В  качестве платы за услугу и как искушение, Юнона
предлагает Эолу свою  самую красивую нимфу, Деяопею.

  Юнона направляет факел страсти непосредственно на сердце Эола, в то же  время Купидон готовит стрелу,   предназначенную для страсти и послушания нимфы,  запястья которой  связанны жемчугом. Безумно влюбленный Эол, внимая Юноне, готов  освободить сонм ветров.

  Присутствие очаровательной морской нимфы и наяды, расположенных на  переднем плане картины, говорит о том, что могущественный Нептун, бог  моря, не даст разгуляться ветрам, и успокоит бурлящую морскую стихию.

Юнона, в римской мифологии одна из верховных богинь, супруга Юпитера. Соответствует греческой Гере. Богиня Гера, в древнегреческой мифологии царица богов, сестра и жена Зевса (Юпитера); покровительница брака. Дочь Кроноса и Реи. Отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом. Гера (Юнона) преследует своей ненавистью возлюбленных и детей Зевса.

В отместку Зевсу, родившему Афину (Минерву), Юнона родила без его участия Гефеста (Вулкана). Эол, в греческой мифологии: родоначальник эолийцев; повелитель ветров. Эолийцы, одно из основных древнегреческих племен.

Центр расселения — Восточная Фессалия, откуда эолийцы в конце второго тысячелетия до нашей эры распространились по всей Фессалии и Беотии, затем в северо-западной части Малой Азии.

Фонтан любви 1748 год.

Музей Гетти, Лос-Анджелес.

С темой сельских пейзажей тесно связаны пасторали Буше, строящиеся в  основном по принципу театральной декорации: с площадкой для персонажей, пейзажным фоном и уподобленными, играющим на сцене актерам, молодыми, миловидными и идеализированными сельскими жителями, занятыми  отдыхом,

развлечениями с птицами или выяснением любовных отношений

Ловцы птиц 1748 год

Музей Гетти, Лос-Анджелес.

Собрание Фрик, Нью-Йорк.

Этот портрет в интерьере кисти мастера рококо известен также под  названием «Мадам Буше». В 1733 году Франсуа Буше сочетался браком с семнадцатилетней прелестной  девушкой, красавицей Мари-Жанне Бюзо. Жена художника послужила моделью для многочисленных богинь и нимф,  созданных Буше в сценах картин мифологической тематики, а также моделью в  ряде

Читайте также:  Портрет камеристки инфанты изабеллы, рубенс

жанровых картин.

Осенняя пастораль, 1749 год.
 

Собрание Уоллес, Лондон

Картина французского художника Франсуа Буше «Осенняя пастораль». Размер картины 260 x 199 см, холст, масло. Пастораль (франц. pastorale, от лат.

pastoralis — пастушеский), в искусстве и литературе — утвердившееся в 17-18 веках наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр).

Мир пасторали. Пастораль определяется лежащим в ее основе

целостным образом пасторального мира, противопоставленного миру антипасторальному.

Эта антитеза в отдельных пасторальных текстах конкретизируется в ряде таких противопоставлений как: город — сельская местность (роща, загородная вилла, деревенская усадьба), искусственное бытие — естественная жизнь, цивилизация — природа, толпа — уединение, волнение — покой, тяжелый труд — созерцательная праздность, ненависть — любовь, вражда — дружба, отчуждение — сочувствие, сложность — простота, хаос — гармония. Классическая сцена, на которой разыгрывается пасторальное действо, — так называемое «приятное место» (locus amoenus) — окаймленная деревьями и кустами зеленая лужайка на берегу реки или ручья: последние — вместе с пасущимися стадами, нимфами, сильванами, храмами, возведенными в честь языческих богов, пышными надгробьями и скромными могилами — составляют пасторальный декорум. Пасторальный мир — это и мифологическая страна пастухов «блаженная» Аркадия, воспетая в эклогах Вергилия. На оси времени пастораль характеризуется противопоставлением негативно оцениваемого настоящего идеальному прошлому («золотому веку»), или же исторического времени — времени природному (его идеальное воплощение — знойный летний полдень), а также — прекрасному «остановленному мгновению», вне-временности, своеобразной пасторальной «вечности». Вневременность пасторали генетически связана с ее происхождением от мима, изначальной сориентированностью на лирику и сценический диалог. По мере эволюции пасторали от ее древнейших форм к нововременным в ней усиливается повествовательное начало вплоть до возникновения в литературе эпохи Возрождения так называемого «пасторального романа», а в литературе 17 в. — героической идиллии. Пасторальный метажанр в целом демонстрирует условность деления жанров на драматические, эпические и лирические. Узко-жанровые разновидности пасторали, представленные в каждом из этих родов (рождественское действо, пасторальная комедия и трагикомедия, пасторальная поэма, пасторальный роман, эклога, пасторальные ода, сонет, элегия и т. д.)., как правило, преодолевают как межродовые, так и межжанровые границы. Столь же динамичен и протеистичен герой жанра — пастух, который изначально является образом-маской поэта и страдающего влюбленного и который может выступать в разных обличьях: от божества до сатира, от духовно-утонченного участника философского диспута до «мужлана-деревенщины». В литературе Возрождения и барокко пастухов начинают заменять рыбаки, охотники, «пастыри пчел». Пахари-земледельцы «проникнут» в пастораль лишь в эпоху Просвещения — на этапе опрощения и натурализации пасторального жанра. У  Вергилия пастухи и земледельцы принципиально разведены по разным жанрам — буколикам и «георгикам» — дидактическим поэмам о сельских «трудах и днях», тематически соседствующим с пасторалью, но имеющим принципиально иную, не созерцательно-медитативную, и, тем более, философскую, а жизненно-практическую направленность.

Пастораль в эпоху Возрождения. Обращение писателей-гуманистов

к античной традиции в эпоху Возрождения вызвало расцвет пасторали во всех ее разновидностях. Тому доказательство: эклоги Петрарки (между 1346

— 1348 гг.пасторальная аллегория Джованни Боккаччо «Амето» (около

1341-1342), его же пасторальная поэма в октавах «Фьезоланские нимфы» (1345), «Аркадия» (опубликована в 1504) Я. Саннадзаро. На пастораль Саннадзаро ориентировались все авторы так называемых «пасторальных

романов» (сами они называли свои сочинения «эклогами»

португало-испанский прозаик и поэт Хорхе де Монтемайор, написавший первый пасторальный роман — «Диану» (1559?), его продолжатели Хиль Поло, Сервантес, Лопе де Вега, Ф. Сидни, О. д'Юрфе.

Пасторальный роман — существеннейший этап формирования романа Нового времени: «Дон Кихот» Сервантеса превращается в «роман сознания» во многом благодаря наличию в нем пасторального плана.

Пастораль барокко.

Пасторальные мотивы и образы занимают

большое место в петраркистской поэтической традиции позднего Возрождения и раннего барокко (эклоги Гарсиласо де ла Вега и Камоэнса, пасторальные романсы и сонеты Гонгоры, К. Маро, А. Барклая, поэмы Т. Тассо («Аминта», 1573), Э. Спенсера («Календарь пастуха», 1579), Гонгоры («Фабула о Полифеме и Галатее», 1612; «Одиночества», 1613).

В границах барочно-классицистического стилевого синтеза 17 в. создаются пасторальные поэмы «Спасенный Моисей. Героическая идиллия» (1653) Сент-Амана, стихотворение «Утро Рождества Христова» и элегия «Лисидас» Д. Мильтона. Особенно уместны были пасторальные мотивы и сюжеты на сцене (с учетом изначально сценичной, мимической природы пасторали.

Пасторальные комедии писали Шекспир, Лопе де Вега, Кальдерон и другие испанские драматурги «золотого века». В ряду маньеристических пасторалей выделяются пастральная «трагикомедия» Б. Гварини «Верный пастух» (1590), «Галатея» (1584) Дж. Лили, пасторальная «маска» Дж. Флетчера «Верная пастушка» (1608-1609).

Пастораль в век Просвещения.

Пастораль эпохи Просвещения

тяготеет к демифологизации, к отказу от аллегоризма, к большей естественности и безыскусности, сдвигается от «буколики» к «георгикам». Писатели-просветители особо акцентируют пасторальную тему «золотого века», трактуемого как социальная утопия.

Характерные жанры пасторальной поэзии этого столетия — «поэма о сельской усадьбе» (в Англии), описательная поэма («Виндзорский лес» А. Попа, 1614; «Времена года» Дж. Томпсона, 1726-1730; «Сады» Ж. Делиля, 1782). Существенное место в истории западноевропейской пасторали Просвещения занимает пасторалистика И. В. Гете.

История французского искусства периода рококо и неоклассицизма. Далее →

 

Рождение Венеры, 1740 год. Национальный музей, Стокгольм

 

Картина французского художника Франсуа Буше «Рождение Венеры».

Излюбленной темой картин Буше были мифологические сцены древнегреческих преданий о Венере и Зевсе («Рождение Венеры», 1740, Национальный музей, Стокгольм; «Утренний туалет Венеры» и «Триумф Венеры», 1743, обе Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Юпитер и Каллисто», 1744, Музей изобразительных искусств им. А. С.

Пушкина, Москва; «Леда и Зевс в образе лебедя», 1760-е, Национальная галерея, Стокгольм) с изображением чувственных розовых тел нимф, наяд, амуров и путти.

Со столь же великолепным мастерством художником выписаны тела богинь и аксессуары в картинах «Купание Дианы» (1742, Музей Лувр, Париж) и «Туалет Венеры» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Яркие краски в этих картинах приведены художником к единой сияющей золотистой гамме, напоминающей палитру старинных венецианских мастеров.

Образы безмятежного мира, наполненного негой, эротизмом и чувственными наслаждениями жизни переданы в картинах «Леда» (1740, частное собрание), «Обучение Купидона» (1742, Замок Шарлоттенбург), «Диана после охоты» (1743, Париж, Музей Коньяк-Же), «Венера, утешающая Амура» (1751, Вашингтон, Национальная галерея искусства).

За эти не соответствовавшие чаяниям века Просвещения сюжеты он подвергся суровой пуританской критике Дени Дидро, питавшего к художнику личную неприязнь (вследствие придворных интриг и последующей размолки философа и живописца) и писавшего, что «его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость».

История французского искусства периода рококо и неоклассицизма.<\p>

Купание Дианы, 1742 год

Музей Лувр, Париж

Картина французского живописца Франсуа Буше «Купание Дианы». Дидро всегда считал, что в Буше потерян самый многообещающий талант эпохи Просвещения. Из Италии Франсуа Буше вернулся живописцем яркого поэтического дарования.

Но несмотря на всю одаренность художника, философ Дени Дидро вскоре разочаровался в нем, усмотрев в творчестве Франсуа Буше чрезмерную самоудовлетворенность и успокоенность, нежелание добиваться чего-то более серьезного, чем изображение нимф и пастухов.

В 1765 году, когда Буше был объявлен первым живописцем короля, Дидро не преминул высказаться, назвав главным недостатком художника его нравственную испорченность: «> собой снижение вкуса, цветового и композиционного чутья, выразительности образов и, в конце концов, общий кризис художественных навыков».

Дидро вопрошал: «Что можно ожидать от человека, имеющего дело с самыми последними шлюхами?» Сегодня мы склонны к большей терпимости в отношении к творчеству этого мастера стиля рококо, понимая, что художники обычно доверяют только себе, руководствуясь собственными моральными нормами и потребностями.

Буше, по крайней мере, не был нравоучителен, как Жан Батист Грёз. Ренуар, к примеру, очень тепло относился к Буше, которого другие уличали в лени и фривольности. Ренуара не меньше привлекала тема удовольствий, и ему было приятно считать себя единомышленником Буше.

Еще в годы учебы Ренуар называл своей любимой картиной «Купание Дианы» Буше; отголоски ее композиции будут постоянно появляться в ренуаровском творчестве. Действительно, есть какое-то внутреннее родство между Буше и Ренуаром, но мы не уверены, что только этот факт способствует репутации того или иного художника.

Сезанн, в конечном итоге, занял противоположную позицию по отношению к творчеству своего давнего друга. Уже в поздний период, услышав чью-то фразу о возросшем самодовольстве Ренуара, Сезанн отозвался об этом словами Дидро: «Что же вы хотите? Ренуар имел дело с парижскими женщинами». К тому времени не только смысл, но и сам речевой оборот умозаключений Дидро по отношению к художнику Франсуа Буше стал частью студийного фольклора.

Читайте также:  История скульптуры из камня с древности и до наших времен

История французского искусства периода рококо и неоклассицизма. Далее →

Похищение Европы 1732 — 1734 годы

Собрание Уоллес, Лондон

Некогда верховный бог Зевс влюбился в  прекрасную  царевну Европу. Она была дочерью царя Аченора, выходца из  Египта, сына Ливии и  Посейдона. Он

переселился в страну Ханаан и жил в  городе Тире.

Европа любила гулять с подругами на  берегу моря  (Средиземного). Там и увидел ее Зевс. Он превратился в  прекрасного белоснежного  быка с жемчужными рогами, очень ласкового.  Европа решила прокатиться на нем. Но  как только она села на его широкую  спину, бык вошел в море и поплыл.

Впереди  сопровождал их сам владыка  морей Посейдон.

Зевс с Европой добрался до острова Крит.  (Здесь  его некогда спрятала мать Рея, жена Крона, который пожирал  своих детей, боясь,  что они восстанут и свергнут его.) У них родилось  три сына: Минос, Радамант и  Сарпедон.

Первый стал правителем Крита, где  свято чтили быка.

Вулкан — представление  Венере  оружия для Энея, 1757 год.

Лувр, Париж

Согласно легенде, в молодости Анхиз был необычайно красив и, влюбившись в  него, богиня красоты Венера родила ему сына Энея, взяв при этом с него  обещание никому не рассказывать об их любви.

  Анхиз не удержался, похвастался об этом своим друзьям, за что и был  наказан: бог-громовержец Зевс поразил его слепотой.

Согласно древнеиталийских мифов Венера обратилась к своему мужу Вулкану,  чтобы тот выковал волшебное оружие и доспехи для Энея, которому  предстояло принять активное участие в Троянской войне.

Согласно «Илиаде» Гомера, Эней избежал гибели в Троянской войне  благодаря вмешательству богов, так как ему было предназначено продолжить  династию троянских царей и возродить славу троянцев на другой земле.  В битвах под Троей Эней принимал деятельное участие; в поединках с  Диомедом (из-за трупа своего друга Пандара) и с Ахиллом он был избавлен  от гибели в первый раз Венерой, во

второй раз Посейдоном.

Венера и Вулкан с оружием для Энея

Летнее. Пастырское, 1749 год

Собрание Уоллес, Лондон

Юпитер и Каллисто, 1744 год

Музей изобразительного искусства, Москва.

В картине «Юпитер и Каллисто» Франсуа Буше обратился к «Метаморфозам»  римского писателя Овидия, пересказавшего миф о боге Юпитере, который,  влюбившись в нимфу Каллисто и желая ее соблазнить, принял облик богини 

Дианы.

Борей похищает Орейфию. 1769 год

Музей Кимбелл, Форт Уорт, Техас.

Борей, в греческой мифологии бог северного ветра, сын Астрея и Эос.  Изображался сильным крылатым мужчиной. Жилище Борея находилось во  Фракии, в нем царили холод и мрак.

  Оборачиваясь конем, Борей вступал в связь с кобылицами древнего  аттического царя Эрихтония, от которых родилось двенадцать жеребят, от  гарпий и эриний Борей также имел  лошадиное потомство. Ряд мифов описывает похищение Бореем дочери  афинского царя Орейфии.

Будучи не в состоянии получить руку красавицы  Орейфии, одной из дочерей царя Эрихтония, обычными средствами, бог Борей   решил использовать свою  истинную природу, свойственную божеству холодного и порывистого  северного ветра.

  Эта история подробно рассказана Овидием в шестой книге Метаморфоз, и  кисть живописца Буше превосходно передает страстное повествование  античного автора. Борей, скрытый темными и бурными облаками, похищает  Орейфию, в то время, когда она собирала цветы со своими сестрами.

Борей  по воздуху перенес Орейфию в  свое северное царство, где она впоследствии родила ему двух  сыновей-близнецов по имени Бореады. Поваленное дерево на переднем плане картины является одним из скрюченных дубов, которые Борей вырывал с 

корнями и разламывал, наводя страх и ужас на царские владения.

Фонтан любви 1748 год.

Музей Гетти, Лос-Анджелес.

С темой сельских пейзажей тесно связаны пасторали Буше, строящиеся в  основном по принципу театральной декорации: с площадкой для персонажей, пейзажным фоном и уподобленными, играющим на сцене актерам, молодыми, миловидными и идеализированными сельскими жителями, занятыми  отдыхом,

развлечениями с птицами или выяснением любовных отношений

Ловцы птиц 1748 год

Музей Гетти, Лос-Анджелес.[

Источник: Дневник Алевтины Князевой

http://www.liveinternet.ru/users/3370050/

Источник: https://yablor.ru/blogs/famous-canvases-of-fransois-boucher/1642550

Франсуа буше (francois boucher, 1703-1770, french) — пейзажи, пасторали и аллегории 1

Франсуа́ Буше́ (фр. François Boucher, 29 сентября 1703, Париж — 30 мая 1770) — французский живописец, гравёр, декоратор. Яркий представитель художественной культуры рококо.

Творчество Буше-живописца исключительно многогранно, он обращался к аллегорическим и мифологическим сюжетам, изображал деревенские ярмарки и фешенебельную парижскую жизнь, писал жанровые сцены, пасторали, пейзажи, портреты.

Пейзаж в окрестностях Бовэ (1740-е)
(49 x 58) (С-Петербург, Эрмитаж)

Свиридов *Пастораль*

Пейзажи Буше, как и его работы в других жанрах, вышли из моды в конце XVIII столетия. На смену идиллическим пейзажным картинкам пришли романтические полотна, долженствовавшие дать зрителю представление о величии Природы.

На долгие годы полуразвалившиеся мельницы и тихие пруды, которые так любил и сам художник, и его заказчики, были забыты.

Эти пейзажи действительно нельзя считать вершиной творчества Буше, и все же трудно не согласиться с тем, что они написаны рукой большого мастера.

Мельница
(1751) (66 х 84) (Париж, Лувр)

Правдивого отражения природы искать в них не стоит, но не в правдивости их прелесть. Большинство своих ландшафтных картин Буше написал по впечатлениям от загородных поездок. Над привезенными из этих поездок набросками он работал дома, в своей парижской мастерской.

Часть из них становилась материалом для будущих гобеленов, а часть «перерабатывалась» в небольшие пейзажи.

В том, что касается деталей пейзажа, Буше был вполне сговорчив: по желанию заказчика он мог включить в композицию картины деревенскую хижину, старый горбатый мост, фигурку пастушки или прачки.

Пейзаж с водяной мельницей
(1755) (Лондон, Нац. галерея)

Речной пейзаж с руиной и мостом
(1762) (58.5 х 72) (Мадрид, Музей Тиссен-Борнемис)

Пасторальный пейзаж с Купидоном
(127 х 109) (Частное собрание)

Мельница в Шарантоне
(1750-е) (72 х 92) (Орлеан, Музей изящ.искусств)

Пейзаж с античным храмом
(1762) (58.5 х 72) (Мадрид, Музей Тиссен-Борнемис)

Пейзаж с водяной мельницей
(1740) (130 х 163) (Канзас, Музей Аткинс Нельсон)

Лес
(1740) (131 х 163) (Париж, Лувр)

Старая голубятня
(27 х 35) (Гамбург, Картинная галерея)

Франсуа БушеДеревенский мостик

ок 1756. Частное собрание

Речной пейзаж
(1762) (25 х 36) (Частное собрание)

Голубятня
(1758) (47 х 71) (Сент-Луис, Музей искусств)

Мельница в Шарантоне
(1758) (113 х 146) (Огайо, Толедо, Музей искусств)

Франсуа БушеПейзаж с хижиной

1758. 25×33. Гос музеи, Берлин

Франсуа БушеПейзаж с водяной мельницей

1743. 91х118. Музей Бауэс, Бернард Касл

Пейзаж с мостом
(1751) (67 х 85) (Париж, Лувр)

Каприччо. Пейзаж с холмом Палатино, вид с Кампо Ваччино
(1734) (63 х 81) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Пейзаж с пастушкой и городом вдали

Франсуа БушеКупальщицы

47×66. Частное собрание

Утро

(Рим, Нац. галерея старого искусства)

Прелести сельской жизни
(100 х 146) (Париж, Лувр)

Пастораль
(Версаль, Repository  Musée)

Прачки
(1768) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Пастораль

Четыре времени года. Зима
(1755) (56.8 × 73) (Нью-Йорк, коллекция Фрик)

Четыре времени года. Весна
(1755) (54.3 × 72.7) (Нью-Йорк, коллекция Фрик)

Пастораль
(ок.1730) (63.5 × 71.1) (Балтимор, Музей искусства Уолтерса)

Четыре времени года. Осень
(1755) (56.5 × 73) (Нью-Йорк, коллекция Фрик)

Пастушеская идиллия
(1768) (240 х 237) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Четыре времени года. Лето
(1755) (54.3 × 72.7) (Нью-Йорк, коллекция Фрик)

Пасторальный пейзаж с девочкой, удящей рыбу
(1761) (46 х 66) (Индианаполис, Музей искусств)

Франсуа БушеЛесной пейзаж с домами на горизонте

Частное собрание

Озеро с гусями, аистами, попугаями и цаплями
(1765)

Пастораль
(ранние 1730-е) (61 x 75) (С-Петербург, Эрмитаж)

Переправа в брод
(1730-е) (59 x 72) (С-Петербург, Эрмитаж).

Переправа по мосту
(1730-е) (59 x 72) (С-Петербург, Эрмитаж)

Франсуа БушеПейзаж с прудом

1746. 51х65. Эрмитаж

Фонтан любви
(1748) (294 х 338 см) (Лос-Анжелес, Музей Пола Гетти)

Пейзаж с рыбаком и молодой женщиной
(1769) (64 × 54) (Балтимор, Музей искусства Уолтерса)

Пасторальная трапеза
(1769) (65 × 55) (Балтимор, Музей искусства Уолтерса).

Пасторальный пейзаж с рекой (деталь)

Франсуа БушеОтправка посланника

1765. 32×26. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Осенняя пастораль (деталь)

Летняя пастораль
(1749) (259 x 197) (Лондон, Собрание Уоллеса).

Аллегория Рыбалки и Охоты
(1750-1752) (217 х 96) (Нью-Йорк, Коллекция Фрик)

 Аллегория Животноводства и Садоводство
(1750-1752) (217 х 96) (Нью-Йорк, Коллекция Фрик)

 Аллегория Архитектуры и химии
(1750-1752) (217 х 77) (Нью-Йорк, Коллекция Фрик)

Аллегория Живописи и Скульптуры
(1750-1752) (217 х 77) (Нью-Йорк, Коллекция Фрик)

Аллегория Пения и Танца
(1750-1752) (217 х 77) (Нью-Йорк, Коллекция Фрик)

Аллегория Поэзии и Музыки
(1750-1752) (217 х 96) (Нью-Йорк, Коллекция Фрик)

Источник: http://wolshebniza100.blogspot.com/2015/03/francois-boucher-1703-1770-french-1.html

Ссылка на основную публикацию