«поклонение волхвов», якопо бассано — описание картины

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов»: описание, история :

Наверное, невозможно найти в современном мире человека, которому не доводилось слышать имени величайшего итальянского архитектора и художника, учёного и скульптора, мыслителя и философа, изобретателя и инженера, гениального представителя эпохи Возрождения — непревзойденного Леонардо да Винчи.

Наследие

Его жизнь и творчество изучались и продолжают изучаться исследователями со всего мира. Сохранившиеся работы Леонардо да Винчи в разных областях позволяют судить о многогранности этого человека.

Большинству наших читателей гениальный итальянский мастер известен как живописец. Его работы «Тайная вечеря», «Дама с горностаем», «Мона Лиза», «Крещение Христа» и многие другие являются шедеврами мирового искусства.

Всего же им создано девятнадцать полотен, некоторые из которых остались незавершенными.

Великий итальянец оставил свой след в науке, медицине, литературе. Сам да Винчи считал себя в первую очередь ученым или инженером. Живописи он уделял не слишком много времени. Его художественное наследие невелико: ряд работ безвозвратно утрачен, а некоторые сильно повреждены.

Среди незавершенных работ великого живописца картина «Поклонение волхвов». Год создания произведения (1481) на самом деле является началом работы над ним. Картина отличается присущей всему творчеству мастера загадочностью и таинственностью.

По мнению специалистов, это первая довольно зрелая работа художника, в которой он проявил свою яркую индивидуальность. Он использовалпри создании шедевра свои знания анатомии, экспериментировал с перспективой, применил свои инженерные изыскания.

Однако это полотно наделено чем-то большим, чем художественное произведение, даже такое гениальное, – до сих пор не раскрыта тайна его замысла.

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов»: история создания

Благодаря содействию отца, нотариуса монастыря, в 1481 году Леонардо да Винчи получил крупный заказ на большое полотно для алтаря церкви монастыря Огастина в Сан-Донато Скопето. Договор заключили на два с половиной года.

Но картина осталась незавершенной. В 1482 году Леонардо покинул Флоренцию.

Местный банкир Лоренцо Великолепный отправил его в Милан к герцогу Лодовико Сфорца, как «посланника муз»: художнику предстояло продемонстрировать созданную им лиру, поскольку только он умел на ней играть.

Краткосрочная, казалось бы, поездка затянулась на восемнадцать лет. Этот поступок художника монахи Сан-Донато сочли бесчестным и предложили завершить начатую работу другому живописцу. Он согласился и стал вносить в картину собственные изменения. Возможно, они были продиктованы требованиями церкви. Но, к счастью, сохранилось множество эскизов, которые помогают понять задумку да Винчи.

Леонардо да Винчи, «Поклонение волхвов»: описание картины

«Поклонение волхвов» является воплощением придуманного Леонардо языка «говорящей» живописи. Удивительная выразительность эмоций, интенсивность жестов спустя столетия будут воплощены в немом кино.

Многие искусствоведы считают, что картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» — это некий набросок, состоящий из нескольких тем, которые не связаны со смысловым фокусом полотна – Марией с младенцем Иисусом.

Центр картины занимает Мария с новорожденным Иисусом. Ее окружают почитатели, преклонившие колена. На переднем плане можно увидеть трех царей-волхвов, которые преподносят святые дары.

На заднем, более темном плане, изображено большое дерево, прописанное с натуралистической точностью. Верхний левый угол занимает полуразрушенное здание. Справа находятся два всадника в поединке.

В нижнем правом углу расположился молодой человек, который отвернулся от того, к чему прикованы все взгляды, хотя на Святое Семейство указывают его жесты.

Исследователи и искусствоведы уверены, что в этом юноше просматривается портретное сходство с юным Леонардо. Вся композиция построена на фоне горных вершин, что очень характерно для творчества да Винчи.

Сюжет картины

«Поклонение волхвов» (1481) — полотно да Винчи, анализ которого довольно сложен, поскольку его содержание не совсем вписывается в привычные рамки.

Композиция построена по принципу пирамиды, где ее вершину определяет голова Марии. Главная тема — поднесение дара одним из волхвов будущему Спасителю.

Когда самый старый из царей припадает к ногам Богородицы, второй, прижимаясь к скале, одаривает святого младенца. Собирается опуститься на колени и третий волхв.

Существует версия, что три эти фигуры олицетворяют народы Европы, Азии и Африки, которые готовы принять новую веру. Расположенные слева руины — символ дворца Давида.

На его развалинах уже выросли два молодых дерева, символизирующие новое время – эру любви и милосердия.

Центральное дерево тянется своими корнями к голове младенца Иисуса, словно намекая на его прямое родство с самим царем Давидом.

Два вооруженных всадника, сражающихся в смертельной схватке, напоминают враждующих королей, которые, посетив Вифлеем, решили помириться. Композиция в целом подчеркивает резкий контраст между ярким светом, который исходит от Марии с Иисусом, и темнотой, их окружающей.

Тайны картины

Неоконченная картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» вызывает огромный интерес среди исследователей всего мира. Однако самых больших результатов на этом поприще добился М. Серачини — известный итальянский биоинженер, который долгие годы жизни посвятил изучению жизни и творчества великого мастера.

Он применил глубокое сканирование слоя краски, сумев проникнуть под верхние ее слои и рассмотреть первоначальное изображение, нанесенное на полотно. Как выяснилось, снизу картина была обрезана на десять сантиметров. Вначале она была отполирована растворителями, а затем загрунтована белилами. Постепенно на них появились трещины и их снова заретушировали, но теперь использовали синюю краску.

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» была наполнена множеством персонажей, занятых различными действиями. Всего Серачини выделил 66 фигур. На первом плане волхвы преподносят дары священному младенцу.

Но Богородица в первоначальном варианте стоит на скале как на постаменте, а не на земле.

В правом вернем углу отчетливо стали видны сцены сражений, в то время как верхний левый угол оказался заполненным рабочими, которые строят новый прекрасный храм.

Что означает жест Иоанна Крестителя?

Итальянский художник Леонардо да Винчи использовал в своей работе интересный элемент — он изобразил один, но очень значимый жест Иоанна Крестителя. Он трактуется в католицизме как призыв к покаянию. Под центральным деревом да Винчи изобразил старца с указующим перстом.

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» акцентирует внимание зрителя к подтексту, связанному с Иоанном Крестителем. Этот жест прекрасно виден, и молодые персонажи, расположенные на втором плане, смотрят не на Марию с Иисусом, а на человека, воздевшего палец кверху.

Дерево Иоанна

Все исследователи сходятся во мнении, что да Винчи разместил над Марией рожковое дерево (цератонию) неспроста: оно ассоциировалось в символике католицизма с Иоанном Крестителем, который во время странствий по пустыне питался его бобами. В те времена они были пищей самых бедных слоев древних египтян. Значительно позже ими стали кормить домашний скот.

Но Иоанн был настолько неприхотлив во время скитаний, что ему хватало для насыщения всего нескольких стручков с этого дерева. В эпоху Возрождения изображение этого дерева ассоциировалось с присутствием самого Иоанна.

Куда ведут лестницы?

В левом верхнем углу картины можно увидеть две лестницы, каждая из которых насчитывает по шестнадцать ступеней. Они ведут наверх, к площадке, где завершается восхождение.

В сумме лестницы насчитывают тридцать три ступени. Это число стало «кодом да Винчи», который дал возможность предположить некоторым исследователям, что Леонардо был связан с орденом тамплиеров.

Это число совпадает с числом посвящения в члены ордена.

Так, под слоем краски Серачини обнаружил на верхней площадке сооружения строителей, занятых возведением стен. По замыслу автора стало ясно: «символ язычества» должен был возродиться.

Битва или дуэль?

В верхнем правом квадрате, где изображены два сражающихся воина, высветилось настоящее побоище. Серачини утверждает, что вид этой битвы вызвал у него шок. Вероятно, картина содержала в себе первоначально замысел батальной темы, которую автор позже реализовал в «Битве при Ангьяри».

Читайте также:  Лоренцо великолепного, джорджо вазари

В этой части картины художник отобразил свое отношение к войнам и к Крестовым походам в частности. Под батальной сценой видны лица людей, которые повернуты в сторону будущего храма новой веры.

Описание и анализ картины, сделанные Серачини, проясняют многие подводные камни, которые стали предпосылками для создания шедевров да Винчи, однако он уверен, что главные открытия еще ждут нас впереди.

Реставрация

Сегодня неоконченное полотно великого итальянца хранится в галерее Уффици. В ноябре 2011 года специалисты из института Opificio delle Pietre Dure заявили о том, что картина, не покрытая лаком, начинает разрушаться.

Реставраторы планировали очистить картину от следов прежних восстановительных работ. По их утверждениям, все фигуры, изображенные на полотне, вновь станут объемными, цвета — более живыми, а сама картина — яркой.

Однако в ходе дискуссий было принято решение пока не проводить восстановительные работы, чтобы не исказить замысел да Винчи.

Источник: https://www.syl.ru/article/299327/kartina-leonardo-da-vinchi-poklonenie-volhvov-opisanie-istoriya

Поклонение волхвов в живописи

Альбрехт Альтдорфер.
Поклонение волхвов.

В Евангелии от Матфея говорится: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему»… В Евангелие говорится, что, когда волхвы пошли искать, где именно в Вифлееме находится Младенец, «звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец». Увидевши этот сигнал, поданный звездой, «они возрадовались радостью весьма великой. И вошедши в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и падши поклонились Ему».

Кстати, в Евангелии не говорится, сколько было волхвов. В римских катакомбах есть изображения и с двумя, и с четырьмя волхвами. Библейский текст сообщает о трёх принесённых ими дарах. Маловероятно.

Чтобы один преподнёс два, а другой – только один дар или трое – по одному, а четвёртый явился с пустыми руками. Следовательно, волхвов было трое.
Откуда же они пришли? Евангелист Матфей называет волхвов мудрецами.

Но первоначально в греческом варианте Нового Завета, написанном всего 40 лет спустя после воскресения Иисуса Христа, было слово «магои», означающее «волшебники, чародеи, которые прибегают к помощи сверхъестественных сил».

Но впоследствии при переводе на английский язык из-за нежелательного негативного оттенка этого слова его заменили на «волхвов» и «мудрецов». Причём наиболее близким по смыслу к слову «магои» является слово «волхвы».

На первый взгляд это мало что объясняет. Но если обратиться к Геродоту, то выясняется, что в глубокой древности волхвы были членами религиозной общины, жившей где-то на берегах Каспийского моря. В последнем столетии до новой эры они стали жрецами древнейшей религии Персии – зороастризма.

В Вавилоне, главном городе персидской империи, простиравшейся к востоку от Иудеи, волхвы пользовались большим влиянием, так как были не только священнослужителями, но и астрологами, целителями, заклинателями и – что очень важно – толкователями снов.

Но тогда возникает законный вопрос: почему священнослужители зороастризма вдруг отправились в далёкое, трудное и опасное путешествие, чтобы в Иудее выказать почтение будущему родоначальнику другой религии? Это выглядит весьма странно…

Как и христиане, зороастрийцы тоже верили в единого Бога. А также в то, что Ему противостоит дух зла. И что конечная победа в этой борьбе будет одержана добром благодаря приходу Месии, или Спасителя…

Прежде всего, надо было подготовить дары, достойные Царя царей: ладан, золото, смирну.

Ладан, символ божественности, получали из ароматной смолы при подсечке коры очень редкого ладанового дерева. Он ценился буквально на вес золота, поскольку использовался во многих священных ритуалах.

Золото, знак царственности, в древности считалось не просто самым ценным, что есть на свете, а земным веществом, обладающим неземными свойствами: ведь его цвет не бледнеет, а поверхность не тускнеет.

Наконец, смирна, или мирра, которую получали из пахучей смолы редких деревьев, использовали как лечебное средство, а также для бальзамирования умерших знатных лиц. То есть была символом смертности. Поэтому можно предположить, что будучи провидцами, они знали: Иисусу Христу суждена смерть на кресте.

Когда все приготовления были закончены, волхвы отправились в долгий путь. Скорее всего они следовали с каким-нибудь торговым караваном, чтобы обезопасить себя от нападения разбойников. Однако самая большая опасность подстерегала их в Иерусалиме.

Царь Ирод пришёл на трон с помощью римлян. Это был один из самых жестоких правителей. Отличаясь непомерной жаждой власти, он безжалостно расправлялся со всеми, в ком подозревал потенциальных претендентов на царский трон.

Ирод казнил даже трёх своих сыновей и брата, боясь, что они могут свергнуть его.

Между тем, хотя волхвы обладали провидческим даром, ясновидящими они явно не были. Добравшись до Иерусалима, гости с востока направились прямо к тамошнему правителю Ироду и, не подозревая, какой опасности подвергают Божественного Младенца, спросили, где им найти недавно родившегося Царя Иудейского.

«Услышав это, — повествует Евангелие от Матфея, — Ирод-царь встревожился… И собрав первосвященников и книжников… спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка».

Но такое предположение слишком расплывчато, чтобы разыскать Новорождённого. Поэтому коварный Ирод призвал ни о чём не догадывавшихся волхвов и попросил выяснить в Вифлееме, где именно находится младенец, чтобы «пойти поклониться Ему».

С помощью путеводной Вифлеемской звезды волхвы разыскали Младенца-Мессию, поклонились Ему и вручили привезённые дары, которые были своеобразной проверкой истинности Его Божественной природы.

Дело в том, что, как считают историки, если учесть время на подготовку к путешествию и сам долгий путь, Иисусу было около двух лет.
Если бы Младенец потянулся к золоту, то это предвещало, что он станет правителем, к смирне – врачом, к ладану – священнослужителем.

Но Он, очевидно, взял всё, ибо волхвы уверились в Его Божественности.

После этого ангел Господень во сне открыл им коварный замысел царя Ирода, и они, не заходя в Иерусалим, покинули Иудею другой дорогой.

Узнав об этом, царь Ирод пришёл в ярость и приказал убить всех младенцев до двух лет, поскольку выведал у волхвов возраст того, кого они искали.

Но Ангел Господень явился во сне и к Иосифу, отцу Иисуса, и сказал, чтобы тот вместе с семьёй бежал в Египет и оставался там, пока не умрёт Ирод. Иосиф так и поступил. Причём привезённые волхвами дары помогли его семье прожить на чужбине не менее двух лет.

Так волхвы выполнили очень важную миссию – поведали миру о рождении Спасителя и тем самым помогли обеспечить будущее христианской веры.

Сергей Дёмкин. Святая ночь глазами смертных. «Чудеса и приключения» №1 2006.

* * *

Альбрехт Дюрер.
Поклонение волхвов.

В знаменитом средневековом сочинении Марко Поло «Книга Чудес» приводится любопытная «персидская» легенда о трех царях Волхвах, поклонившихся Младенцу Христу. В ней, по-видимому, смешались два события. Первое — евангельский рассказ о Волхвах, относящийся, как мы теперь понимаем, к ХII веку н. э., то есть к эпохе Христа.

Волхвы поднесли Христу дары. Второе событие — изобретение пушек христианским святым Сергием Радонежским. Пушка представлена здесь как ответный подарок Христа царям-Волхвам. Рассказ следующий. «Большая страна Персия … Есть тут город Сава, откуда три волхва вышли на поклонение Иисусу Христу …

Одного волхва звали Белтазаром, другого Гаспаром, третьего Мельхиором … В старину,   говорят, три тамошних царя пошли поклониться новорожденному пророку и понесли ему три приношения: злато, ливан и смирну … Поклонились и поднесли ему злато, ливан и смирну. Младенец взял все три приношения, а им дал закрытый ящичек.

Пошли три царя в свою страну. Проехали они немного дней, и захотелось им посмотреть, что дал им Младенец; открыли они ящичек и видят, что там камень …

Читайте также:  Национальный музей чехии, прага

Взяли три царя тот камень и БРОСИЛИ ЕГО В КОЛОДЕЗЬ, не понимали они, зачем он им был дан, и, КАК ТОЛЬКО БРОСИЛИ ОНИ ЕГО В КОЛОДЕЗЬ, С НЕБА НИСШЕЛ ВЕЛИКИЙ ОГОНЬ ПРЯМО В КОЛОДЕЗЬ, К ТОМУ МЕСТУ, КУДА БЫЛ КАМЕНЬ БРОШЕН.

Увидели цари то чудо и диву дались; жалко им стало, что бросили они тот камень; был в нем великий и хороший смысл. Взяли они тогда от этого огня и понесли в свою землю, поставили его в богатом, прекрасном храме. Поддерживают его постоянно и как Богу молятся ему … Так-то здешние люди МОЛЯТСЯ ОГНЮ».

Рассказ, конечно, сказочный. Но в нем, как нам кажется, явственно звучит описание первого огнестрельного оружия — пушки. То есть жерла (

Источник: http://aria-art.ru/0/P/Poklonenie%20volhvov/1.html

Картина «Поклонение волхвов»

Аналитика и описание незавершенной работы Леонардо.

Поклонение волхвов

Получение этого заказа, условием которого является написание сюжета поклонения волхвов новорожденному Иисусу, возможно, тоже не обошлось без помощи Пьеро да Винчи, который был нотариусом и монастыря Сан-Донато.

Поклонение волхвов

Странная оплата

Письменный договор на «Поклонение волхвов» показывает, что распространенной в то время практикой было платить художнику «натурой». Деньги на создание образа были пожертвованы в 1479 году фабрикантом, изготовителем седел.

Основную оплату работы Леонардо, которая должна была быть выполнена в течение 24–30 месяцев, составляла треть земельного участка в Вальдельзе, расположенного между Флоренцией и Сиеной. Судя по записи, эта земля была дарована монастырю «Симоном, отцом брата Франческо». По договору монахи могли выкупить этот участок обратно — за 300 флоринов в течение трех лет.

Один из параграфов договора весьма странен: Леонардо должен был выдать 150 флоринов на приданое «дочери Сальвестро ди Джованни», внучке покровителя монастыря.

Работа не была завершена, и договор был расторгнут. Но этот договор свидетельствует о том, что художники получали оплату не только деньгами. Из других документов мы знаем, что Леонардо платили и вином, и древесиной, и зерном.

Научный анализ

Развитие инфракрасной технологии исследования живописи позволило увидеть, что скрывается под мрачной полупрозрачной коричневой краской, покрывающей поверхность полотна.

Недавно проведенные уважаемым флорентийским ученым и историком искусства профессором Маурицио Серачини, который изучает работы Леонардо в течение многих лет, анализы доказали, что наброски, созданные Леонардо, были позднее покрыты слоем коричневатой краски. Судя по стилю, это дополнение было сделано не рукой Леонардо.

Возможно, нужно было привести к единообразию множество различных сцен и уничтожить республиканский подтекст, который мог быть ассоциирован с иконографией изображений.

Наброски поклонения волхвов

Скрытый смысл

Историки много лет спорят об эскизе Леонардо к «Поклонению волхвов». Несколько эскизов общего плана, а также наброски отдельных фигур показывают, что Леонардо всякий раз несколько изменял композицию.

В центре полотна традиционная сцена, как она описана в Евангелии от Матфея: поклонение волхвов, или мудрецов, Мадонне с младенцем. Волхвы окружают их и преклоняют пред ними колена.

Возможно, Леонардо намеревался выстроить визуальный ряд так, чтобы перенести акцент на встречу трех мировых сил: Азии, Африки и Европы, объединенных рождением Христа и распространением христианства. Молодому, полному вдохновения художнику могла быть интересна несколько иная интерпретация традиционной сцены.

На заднем плане зритель видит сражение. Символизирует ли оно вытеснение язычества христианством? С уверенностью можно сказать одно: в этой работе Леонардо изучает изображение эмоций на лицах Святого семейства и волхвов, которые определенным образом взаимодействуют с ритмом движения на заднем плане картины.

Второй незавершенный проект

Поклонение волхвов, Липпи.

Подготовительная работа для «Поклонения волхвов» продлилась с марта по сентябрь 1481 года, но осталась незавершенной в связи с отъездом Леонардо в Милан.

Вазари так комментирует эскизы работы: «Он начал писать полотно «Поклонение волхвов», на котором мы видим множество прекрасных изображений, особенно голов…, и которое так же осталось незавершенным, как и другие его работы». Леонардо оставил во Флоренции это полотно и картину «Святой Иероним», начатую ранее.

Спустя годы, когда монахи перестали надеяться на то, что Леонардо когда-нибудь закончит работу, заказ был передан Филиплино Липпи (1496) (галерея Уффици, Флоренция). Место действия, пейзаж и расположение фигур схожи с эскизами Леонардо.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/leonardo/kartina-poklonenie-volxvov.html

Живопись барокко в ВенецииVI — Эль Греко

Том 3
История живописи

Партнёрские ссылки:

Эль Греко. Поклонение волхвов.

Одного «тинторетеска» необходимо совершенно выделить из беглой номенклатуры и ему посвятить отдельное обсуждение.

Еще недавно Греко был знаком одним лишь специалистам, которые, интересуясь им, не находили, однако, в себе той силы убеждения, которая способствует созданию «догмы»76.

Ныне же в Доменико Теотокопули, более известном под прозванием «El Greco», все уже привыкли видеть одно из высших достижений живописной мощи, одного из первейших гениев истории искусства.

Пристрастие нашего времени к Греко имеет двоякую причину — внутреннюю и внешнюю. Нас, с одной стороны, увлекают и убеждают религиозные экстазы этого припадочного мастера, в котором столько юродства, столько выверта и надрыва.

Еще более нас пленяет его красочная палитра, любить которую мы научились через вполне «нашего» Сезанна77.

У Греко доминирующей нотой в гамме становятся не горячие золотые тона Тициана и Тинторетто и не «прохладные» серебристые — Бассано и Веронезе, но резкая холодная синева, посредством которой он сводит к одному совершенно своеобразному аккорду, в то же время и мучительному и чарующему, все прочие оттенки. В поздних картинах Греко сизо-серые тона, получающиеся от смешения белил и черной краски, приобретают все и больше значения, и вместе с тем исчезают из его гаммы последние радостные ноты78.

Греко. «Сон Филиппа II». ЭскуриалК сожалению, несмотря на напряженное внимание, с которым изучается в наши дни и творение и личность Греко, мы до сих пор знаем о нем весьма мало. Так, даже не установлен в точности ни год его рождения, ни то место на Крите, откуда он родом. Не знаем мы и того, каким образом юноша попал (вероятно, в начале 1560-х г.

) в Венецию. Лишь благодаря нашедшемуся письму миниатюриста Джулио Кловио, рекомендующего Греко кардиналу Фарнезе, мы узнаем, что Теотокопули должен числиться среди учеников Тициана, между тем как произведения его обнаруживают несравненно большее сходство с Тинторетто и особенно с Бассано79.

Одна из жемчужин среди картин Греко — «Поклонение волхвов» — могла долгое время считаться за произведение Франческо да Понте, и лишь проницательность новейших исследователей добралась до истины и отдала картину ее настоящему автору.

Элементы Бассано, Тинторетто и Париса встречаются и в других картинах юного мастера — в трех вариантах «Исцеления слепого»80 и в двух вариантах «Изгнания из храма». Знаем мы еще то, что незадолго до того, как Греко переселился в Испанию, он побывал в Риме, где сильнейшее впечатление на него произвели фрески Микель Анджело в «Сикстинской»81.

76 Domenico Theotocopuli, Theotocopulo или Theotocopulos родился на Крите около 1547 г. Попав в Венецию, он поступил в ученики к Тициану. В 1570 г., заручившись рекомендательным письмом миниатюриста Джулио Кловио к кардиналу — легату Фарнезе, он отправился в Рим, где пробыл около шести лет, изучая, как кажется, Микель Анджело и Рафаэля. В 1576 г.

Читайте также:  Дрезденский алтарь, альбрехт дюрер

он переселяется в Толедо. В 1577 г. Греко пишет для церкви S. Domingo el Viejo сияющее красками «Взятие Богородицы на небо» (ныне в Нью-Йоркском музее). В 1579 г. им окончена прекрасная большая картина для сакристии Толедского собора «Христос на Голгофе» («El Espolio»); года два спустя он пишет по заказу Филиппа II для Эскуриала «Мучение св.

Маврикия». В 1586 г. написана для толедской церкви S. Tome картина, считающаяся шедевром мастера — «Погребение графа Оргаза»; с 1597 по 1599 г. Греко занят работами для капеллы Сан-Хозе в Толедо; в 1603 г. им написан образ «Св. Бернарда» для коллегии имени этого святого; с 16 ноября 1608 г.

мастер исполняет картины для церкви госпиталя San Juan Bautista; с 1608 по 1611 г. написано «Взятие Богородицы на небо» для С. Винсенте. Кроме Толедо, Греко был занят работами и для других городов Испании: так, в 1597 г.

— для Севильи, в разное время — для Кадикса, для церкви госпиталя de la Caridad в Иллескасе близ Толедо (1603 — 1604), для Мадрида («Распятие» в «Convente de la Salesas nuevas» 1594 — 1604), для Паленции («Св. Севастиан» 1580 — 1582), для Валенции (Collegio del Patriarca), для Вальядолида («Св. Магдалина» в Collegio de los Ingleses 1586 — 1594). Умер Греко 8 апреля 1614 г. в Толедо.

Примечания

77 Сходство «красочного вкуса» Греко и Сезанна не подлежит спору — и это очевидно. Тем удивительнее то обстоятельство, что Сезанн едва ли видел более одного оригинала Греко — того, что находился в собрании Милле, а ныне принадлежит Дега.

Считается даже, что свою копию с так называемого «Портрета дочери Греко» Сезанн сделал не с оригинала, который ныне принадлежит капитану А. Стерлинг-Максвел в Лондоне, а с ксилографии, которая была помещена в Magasin Pittoresque.

Нужно, однако, сознаться, что последняя гипотеза неубедительна: почему бы вдохновиться Сезанну этой виньеткой, которая никакого понятия о Греко не дает, если он вообще вовсе не знал творчества Теотокопули? Впрочем, жизнь и развитие Сезанна представляют еще собой столько не расследованного, что и тут могут оказаться многие неожиданности с момента, когда будет преступлено к более систематической работе над биографическими материалами. Быть может, окажется, что Сезанну удалось видеть и изучить и более значительные работы своего «духовного предка».

78 Синяя краска появляется изредка в качестве доминирующей и в поздних произведениях Тинторетто — как, напр., в его прекрасной картине «Св.

Августин» Вичентинского музея, состоящей из желтых и светло-серых оттенков, на фоне которых в полную силу светятся кобальтовые пятна одежд.

«Arrangements» на синей или серо-зеленоватой основе позволяли себе и оба Бассано, Якопо и Франческо, и к ним колорит Греко примыкает уже с полной очевидностью.

79 Кандиотом и учеником Тициана называет Греко македонец Кловио в своем рекомендательном письме к кардиналу-легату Фарнезе от 16 ноября 1570 г.

80 Варианты «Исцеления слепого» находятся в музеях Пармы и Дрездена; варианты «Изгнания из храма» в собрании лорда Ярборо в Лондоне, в собрании Кук в Ричмонде и у дона Аурелио Веруете в Мадриде (последний, если не ошибаемся, перешел ныне в собрание г. Фрике в Нью-Йорке).

81 На картине «Изгнание из храма» собрания лорда Ярборо помещены сбоку внизу портреты Джулио Кловио, Тициана и — что особенно важно отметить — Микель Анджело (четвертый из помещенных здесь персонажей считается автопортретом).

Сохранился и отзыв Доменико о великом флорентийце, сводящийся к тому, что Микель Анджело не занимался живописью, а лишь рисовал скульптурные группы.

Вероятно, мы бы узнали и в большей подробности мнение Греко о великом гении, которому он и его настоящий учитель, Тинторетто, стольким обязаны, если бы сохранились его рукописи, о которых Пачеко говорит, что они достойны великого философа. Тот же Пачеко сообщает, что на вопрос, что из двух предпочитает Греко: краску или рисунок, — мастер ответил: «Разумеется, краску».

Источник: http://www.benua-history.ru/1118-Theotocopuli.html

Поклонение волхвов

Между 1560-1564

дерево, масло

86 х 60 см

Инв.: 3818

Основа — доска тополя, составленная в щит из двух частей; паркетирована; волокна древесины направлены вертикально. В разных местах, особенно по стыку и трещинам доски, участки потертостей, а также утрат красочного слоя, покрытых реставрационной ретушью.

Реставрация: 1961 (ГМИИ, В.Н.Зиновьева) — удаление потемневшего загрязненного лака и частично поздних записей.

Описанный в Евангелии от Матфея (Мф. 2:1-11) сюжет Поклонения волхвов приобрел в итальянской живописи широкую популярность, а его изображение опиралось на устойчивую традицию. В картине из собрания ГМИИ сцена разворачивается на переднем плане на фоне архитектурных руин.

Справа в профиль изображена Мария с Младенцем Христом на коленях. Позади нее два ангела, слева — Иосиф. Каспар, старший из волхвов, преклонил колени перед Христом; несколько поодаль стоят Мельхиор и неф Бальтазар.

Свита волхвов, как это характерно для трактовки сюжета, демонстрирует знаки их восточного происхождения.

Принесенные волхвами дары наделялись символическим смыслом: золото — знак уважения к Царству Христову; ладан — признание божественности Христа; миро, употреблявшееся при бальзамировании, указывало на грядущую смерть Христа.

Картина поступила в ГМИИ под именем Джироламо Макьетти; это имя предложил Виппер на основании якобы существовавшей подписи монограммой I.M.F. (ее следы впоследствии не были обнаружены). Настоящая атрибуция принадлежит автору каталога.

Данная композиция находит многочисленные аналогии в творчестве Джованни Бальдуччи; среди них наиболее известное произведение художника — цикл фресок в Ораторио деи Претони (церковь Джезу Пеллегрино) во Флоренции (Ammanati 1977), а среди станковых композиций — Христос во славе с апостолами (собр. Корсини, Нью-Йорк; см.: Nissmann 1969, р. 25-26, cat. 14, fig. 5), исполненная как эскиз алтарной композиции в Ораторио деи Претони.

Фигурная группа в картине восходит к композиции Федерико Цуккаро из Музея Джироламини в Неаполе, особенно близкой работе из собрания ГМИИ, в том числе и по размеру (92 х 58).

Последняя считается подготовительным эскизом для большой алтарной композиции, написанной Цуккаро в 1564 году на мраморе для капеллы Гримани в церкви Сан Франческо делла Винья в Венеции (Cantalamessa 1902, р. 49-52).

В Кабинете рисунков и гравюр Уффици во Флоренции хранится подготовительный рисунок мастера (Rearick 1959, р. 136, fig. 22, 23). Эта работа пользовалась широкой известностью и была гравирована, в частности, Корнелисом Кортом (1533/36-1578; Bartsch (TIВ) 1986,52, р.

47, № 38 (59) ill.; Hollstein V, p. 45, № 51), а в ряде живописных композиций, в том числе и самого Федерико, использовались отдельные ее мотивы.

Факт обращения Бальдуччи к работам Федерико Цуккаро закономерен, поскольку обоих художников связывали тесные узы сотрудничества: в 1575-1579 годах под его руководством Бальдуччи принимал участие в росписи купола флорентийского Собора.

Сходное композиционное решение, мотив руин с аркой и лестницей встречаются в картине Поклонение волхвов учителя Бальдуччи, Джованни Баггисты Нальдини (Дрезденская картинная галерея; д., м. 81 х 63,5; инв. 88). Тот же мотив фигурной группы был повторен Бальдуччи в двух рисунках — из Музея изящных искусств в Лилле (инв. 939; Chatelet 1970, р.

24, № 7, fig. 3) и Государственных графических собраний Мюнхена (инв. 21132; Barocchi 1965, р. 263, fig. 106е).

Происхождение: приобр. в I960 у Г.М.Верпуховской, Москва.

Выставки: 1970 Москва. Кат., № 32 ил. (Итальянский мастер XVI века).

Литература: Маркова 1992, с. 175 ил. (здесь и след. — Бальдуччи); Кат. ГМИИ 1995, с. 82 ил.

Источник: http://www.italian-art.ru/canvas/15-16_century/b/balducci_giovanni/the_adoration_the_magi/index.php

Ссылка на основную публикацию