«портрет клептомана», теодор жерико — описание

Читать онлайн «Музей изящных искусств. Гент», автора Л. Пуликова

Л. Пуликова

Музей изящных искусств. Гент

Официальный сайт музея: mskgent.be.

Адрес музея: Fernand Scribedreef 1, Citadelpark, Гент.

Проезд: На поезде: до станции «Sint-Pieters», затем 15 минут пешком через «Citadelpark», на автобусе: N 5, 34, 35, 36, 55, 57, 58, 70, 71 72, 73, 74, 76, 77, 78 до остановки «Heuvelpoort».

Телефон: 0032 (0)9 240 07 00.

Часы работы: Вторник — воскресенье: 10:00–18:00, понедельник — выходной день.

Цены на билеты: полная стоимость билета — 5.00 €.

Для посетителей старше 55 лет и членов групп, численностью превышающих 15 человек, — 3.75 €, для молодых людей в возрасте 19–26 лет — 1.00 €.

Для лиц, не достигших 19 лет, вход бесплатный.

Информация для посетителей: Музей предлагает аудиогиды на английском, немецком, французском, испанском языках. Стоимость услуги — 2.50 €. Посетителям будут интересны постоянные экскурсии продолжительностью приблизительно 1 час 30 минут. Максимальная численность группы — 20 человек.

Стоимость обслуживания — 75.00 €, для групп школьников — 65.00 €.

Располагающийся в музее магазин предлагает своим посетителям множество специализированной литературы. Помимо собственных публикаций Музея изящных искусств (каталог постоянной коллекции и выставок) представлен широкий диапазон книг об искусстве XIX–XX столетий. Всегда в наличии большой ассортимент открыток, фирменных сувениров и подарков.

Музей изящных искусств в Генте — старейший художественный музей Бельгии, основа его коллекции была заложена еще в конце XVII века, когда в связи с секуляризацией церковного имущества множество первоклассных произведений искусства стало собственностью городских властей. Особенно богатыми оказались владения ордена иезуитов, упраздненного в 1773.

Но 12 ноября 1792 в Гент вошли французские оккупационные войска. Многие сокровища по указанию Наполеона были отправлены в Париж. Так, были увезены в Лувр части Гентского алтаря, работы Рубенса, Ван Дейка и других выдающихся живописцев. В 1798 французские власти создали Музей департамента Шельды, этот год и считается датой основания Музея изящных искусств в Генте.

250 произведений, оставшихся в городе, приютила церковь Святого Петра, открывшаяся как музей 22 ноября 1802. Но уже в 1805 коллекции перевели в Академию изящных искусств, основанную в бывшем монастыре августинцев, где ценности оставались в течение ста лет.

В 1818, после окончания наполеоновских войн, из всех захваченных художественных сокровищ в Гент были возвращены только шестьдесят картин.

В 1896 бургомистр Гента барон Браун пообещал городу строительство нового здания музея. Разработка его плана была поручена архитектору Шарлю ван Рейссельберге, брату знаменитого бельгийского художника. Первый этап работ завершился в 1902, торжественное открытие полностью оборудованного здания состоялось 9 мая 1904 при участии короля Леопольда II.

Во время Первой мировой войны Гент заняли немецкие войска, Музей закрылся, поскольку в нем расположилась военная часть. Вновь он принял своих посетителей только в мае 1921.

Вскоре после начала Второй мировой войны часть коллекции эвакуировали в город По, другую хранили в крипте кафедрального собора Святого Бавона, ратуше и библиотеке университета.

Какие-то произведения бесследно исчезли, так как немцы экспроприировали самые лучшие вещи (восемь панно с изображением «Поклонения Агнцу» братьев Ван Эйк из вышеназванного собора обнаружили американские военные в апреле 1945 в шахте Альт-аус-Зее, где их спрятали нацисты).

Здание Музея снова было занято немецкими войсками, а затем превращено в руины. Восстановить его в прежнем виде удалось лишь в 1951.

Огромную роль в пополнении собрания сыграло общество «Друзья музея», организованное в 1897 и существующее по сей день. Его идейным вдохновителем стал крупный бельгийский меценат Фернан Скриб. Деньги могли жертвовать не только члены общества, но и все граждане, желающие присоединиться к покупке произведений искусства.

Во избежание интриг при приобретении работ современных мастеров были установлены правила, согласно которым разрешалось покупать полотна художников, умерших не менее тридцати лет назад, и строго по два произведения в год.

И, разумеется, коллекция пополнялась благодаря меценатам, дарившим или завещавшим Музею принадлежавшие им произведения искусства. Так здесь оказались портреты Тинторетто, Равестейна, Терборха, «Портрет сумасшедшего» Жерико, натюрморты Хеды и Фейта, пейзажи Коро и Добиньи.

Сегодня собрание уже не растет такими темпами, как раньше, несмотря на щедрую финансовую поддержку. На данный момент усилия кураторов направлены на восполнение его пробелов. Актуальные темы — покупка произведений конца XIX — начала XX века для лучшего понимания бельгийского искусства и увеличение числа работ иностранных мастеров того же времени.

В Музее экспонируются произведения европейских художественных школ разных эпох, но, пожалуй, больше всего современной бельгийской живописи.

В разделе графики особый интерес представляет обширная коллекция рисунков (более четырехсот) известного бельгийского скульптора Жоржа Минне, его работам отведен целый зал.

В отдельном зале представлены графические произведения замечательного художника Бельгии XX века Жюля де Брейкера.

Большой зал Музея украшен великолепными гобеленами, пять из которых происходят из городского замка графов Фландрских и выполнены в 1717 брюссельским мастером Урбаном Лайнирсом.

Их сюжеты взяты из античной мифологии и представляют Орфея и муз, триумф Венеры, Диану, Афину Палладу и Марса.

Другие шпалеры с изображением эпизодов жизни персидского царя Дария ранее находились в аббатстве Святого Петра и созданы Питером ван ден Хекке, жившим в Брюсселе в конце XVII века.

В собрании фламандской живописи в Музее представлены произведения прославленных художников — Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса, Фейта, а также менее известных мастеров XVII столетия — Керстиана де Кейнинка и Иоса де Момпера. В голландской коллекции — работы Франса Халса, Яна ван Гойена, Вильгельма ван де Вельде, Николауса Маса, Яна де Брайа. Французскую школу представляют произведения Добиньи, Коро и «Портрет клептомана» Теодора Жерико.

Коллекция бельгийского искусства XIX и XX веков — самая значительная часть собрания Музея и наиболее полно характеризующая состояние искусства страны в этот период.

В ней — портреты кисти Тео ван Рейссельберге, большая картина «Лекция Эмиля Верхарна» Анри Эвенпула и загадочные произведения Фернана Кнопфа.

Различные направления в искусстве того времени — неоклассицизм, реализм, экспрессионизм, импрессионизм — представлены работами таких художников, как Эмиль Клаус, Джеймс Энсор, Огюст Роден, Эмиль Антуан Бурдель, Оноре Домье, Альбер Марке и других.

В зале искусства XX века находятся полотна известных бельгийских мастеров: Констана Пермеке, Густава де Смета, Жана Брюссельманса, Рене Магритта и Поля Дельво, творчество которых представляет ведущие современные художественные направления в стране — экспрессионизм и сюрреализм. Кроме того, в Музее много произведений абстракционистов.

Гентский музей является членом Фламандской коллекции искусств, Объединенного товарищества музеев изящных искусств, куда входят также Королевский музей изящных искусств в Антверпене и Музей Гронинге в Брюгге. По совокупности собраний три эти музея располагают наиболее полной и разнообразной коллекцией фламандского искусства, охватывающей период с XIV века до наших дней.

Искусство XIV–XV веков

«Коронование Богоматери» — одно из самых старых произведений, принадлежащих гентскому музею. Флорентийский мастер Пуччо де Симоне, известный также как Мастер алтаря Фабриано, представил венчание Христом Девы Марии.

Большая декоративность, присущая этой и многим другим итальянским картинам, досталась в наследство от византийских и готических живописных образцов.

Тонко декорированный красный фон, филигранные нимбы — словно высеченные из золота диски с орнаментом, насыщенный цвет одеяний и многокрасочность оперения ангелов придают работе торжественность и радостный настрой. Необычна корона Богоматери, она — довольно точное воспроизведение императорской короны из усыпальницы в Пизе.

Шесть музицирующих ангелов у ног Христа и Девы Марии прославляют своей игрой божественное семейство. Их фигуры намного меньше, чем у двух главных героев, что связано с особым иерархическим распределением, преодоленным в искусстве более позднего времени.

Эта деревянная панель изначально была средней частью алтарного полиптиха. Две боковые части с изображением святых Катерины и Лаврентия находятся в музее Берлина.

Источник: https://knigogid.ru/books/765553-muzey-izyaschnyh-iskusstv-gent/toread

Теодор Жерико. Поздние портреты

Мастерство живописца Жерико осваивает очень рано, уже с 19 лет покинув наставников, он обращается к непосредственному изучению живописи в Лувре, где в течение 6 лет копирует работы великих мастеров. 

Jean Louis André Théodore Géricault

Portrait of a Young Man
c. 1818

Oil on canvas,45.1 x 36.8 cm

Minneapolis Institute of Arts

Парадные портреты конных офицеров наполеоновской Великой армии не ему принесли скорого и бесповоротного успеха: хотя уже за первое крупное полотно — «Офицер конных императорских егерей во время атаки», 1812 (он представляет его и в Салоне того же года), — Жерико присудили золотую медаль. 

Читайте также:  Нимфа каллисто на колеснице юпитера, бальдассаре перуцци

Становление Теодора Женико как художника точно совпало с полным сломом государства во Франции. Истории было угодно, подобно челноку, ткущему ткань, после порывистого рывка вперед, повернуться вспять. Венский конгресс победителей силится перечеркнуть достигнутое революцией 1789 года и наполеоновскими войнами.

 Франция пережила финальную вспышку Ста дней и катастрофу Ватерлоо; Наполеон, сдавшийся на милость победителям сослан на далекий остров в Южной Атлантике, в умах царит холодное разочарование и растерянность — нет повода для бравурной гордости, но нет и желания смириться с ролью побежденных…

Еще не настало время Бальзака с его препарированием пороков общества; как нет еще и самого этого общества с ясно очерченной индивидуальной физиономией

Грандиозный холст Жерико «Плот Медузы» не стал провалом, но не был и безоговорочной победой, разочарованный прохладным приемом в Париже, он везет картину на гастроли по ярмаркам Британии. Слишком уж «необщее выраженье» с первого взгляда прочитывалось во всем этом клубке мускулистых тел, агоризирующих, бездыханных, взметнушихся в порыве надежды. 

Здесь не будет анализа ни этой великой картины, ни эффектных конных сюжетов, исполненных юным Жерико или разработанных художником во время английского турне. Нас интересует поздняя портретная галерея, созданная его мрачным гением, ставшая, по неожиданному стечению обстоятельств, его живописным завещанием. 

Теодор Жерико. Голова восточного мужчины (предположительно, портрет Мустафы). 1821 

Jean Louis André Théodore Géricault. Head of an Oriental, or Portrait Presumed to be Mustapha. 

Oil on canvas, 48 x 59.3 cm. 

Musee des Beaux-Arts et d'Archeologie, Besancon, France  

В последних работах Жерико световые эффекты несколько сдержаны и экономны. В то же время растет его интерес к душевной жизни человека. Он создает серию из 10 портретов психически больных. Только 5 из них дошли до нас.

Все они написаны в парижской больнице Сальпетриер под влиянием близкого знакомого, просвещенного доктора Этьена-Жана Жорже.

Название «Ла Сальпетриер» дано клинике от французского слова «salpetriere», «склад селитры»; здесь по приказу Людовика XIV старая пороховая фабрика была переоборудована в больницу для нищих, а с 1796 г. она стала принимать в свои стены душевнобольных).

  Жорже был поражен объективностью молодого портретиста, а клиническая специализация ученого-психиатра совпала со страстным исследовательским интересом Жерико. Доктор Жорже заказал художнику 10 картин, чтобы проиллюстрировать каждую из выявленных медиками клинических болезней, именуемых в ту пору маниями. 

В поздних работах Жерико световые эффекты несколько сдержаны и экономны. В то же время растет его интерес к душевной жизни человека.

Он создает серию из 10 портретов психически больных (только 5 из них дошли до нас), написанных в парижской больнице Сальпетриер под влиянием близкого знакомого, просвещенного доктора Этьена-Жана Жорже (Ла Сальпетриер, от «salpetriere», «склад селитры» с фр.

; по приказу Людовика XIV старая пороховая фабрика была здесь переоборудована в больницу для нищих, а с 1796 г. она стала принимать в свои стены душевнобольных).

  Жорже был поражен объективностью портретиста, а клиническая специализация ученого совпала со страстным исследователь ским интересом Жерико . Доктор Жорже заказал художнику 10 картин, чтобы проиллюстрировать каждую из выявленных медиками клинических болезней, именуемых в ту пору маниями. 

   

Умалишенная женщина (страдающая компульсивной лудоманией) 

A Madwoman and Compulsive Gambler circa 1822.

Oil on canvas, 77 x 65 cm. Louvre Museum

    

Insane Woman / Portrait d'une aliénée (La monomane de l’envie) c. 1819/1822

Oil on canvas, 72 × 58 cm. Musée des Beaux-Arts de Lyon

Маниакально завистливая женщина из клиники Ла Сальпетриер — рот ее напряжен, глаза красные, слезящиеся, в обрамлении воспаленных век; — этот портрет из коллекции Лионского музея, один из серии портретов умалишенных, обладающих своеобразной гипнотической силой.

 

Insane Woman / Portrait d'une aliénée (La monomane de l’envie) detail

Oil on canvas, c. 1819/1822 Musée des Beaux-Arts de Lyon 

«Мономаническая зависть. Сумасшедшая» документальный фильм  производства Франции об истории содания этого портрета «Гиены Сальпетриер» (полностью 25 мин.) 
здесь 
или здесь

Художник показал в этих портретах психологический реализм небывалой силы, дал резкую определенность характеров — что, кстати, особенно привлекло доктора Жорже.

Демонстрируя великолепную живописную технику, живописец беспощадно фиксирует неуловимые приметы душевного дискомфорта — и делает это настолько успешно, что современному психиатру, пожалуй, достаточно взглянуть на портрет, чтобы назвать недуг.

Увы, острота характеристик больных основывалась на близком знакомством с безумием. Этой беды не избежала семья Теодора Жерико; собственно, психическое равновесие самого художника также оставалось хрупким, как под влиянием многих болезней, так и вследствие общего нервного истощения.

Портрет клептомана Portrait of a Kleptomaniac (L'Aliéné / Le Kleptomane).1822

Oil on panel, 61.2 cm × 50.2 cm Museum of Fine Arts, Ghent

Портрет клептомана 

Взгляд пациента потерянный и пустой, и, возможно, это более всего притягивает к портрету.

В удивленно приподнятых бровях мы можем заметить выражение некоторой брезгливости; однако, ей сопутствует безразличие к миру, точнее, к окружающей обстановке.

Неряшливая борода, грязная шея, немытые волосы: все приметы пренебрежения пациента к простой опрятности. Наконец, такая характерная деталь, как опущенные плечи; они выдают усталость, покорность судьбе.

Несмотря на то, что на пациентов клиники налагались определенные ограничения, в картине Жерико на герое цивильное платье; больной все же не обезличен, он предстает перед нами как обычный горожанин.

Портрет написан в «беглой» манере, стремительными, точными мазками и, как большинство работ Жерико, не перегружен детализацией. Но видеть в этом полотне «прообраз импрессионистской манеры» было бы смелым анахронизмом.

Картина содержит явные черты романтической школы: интерес к границе, отделяющей цивилизацию от природы (в данном случае, повседневную норму от безумия), внимание к «униженным и оскорбленным» (вспомним роман Отверженные, принесший мировую славу позднему романтику Виктору Гюго), отсылка к грандиозным историческим катаклизмам. 

Портрет умалишенного, страдающего манией полководца.

Theodore Gericault. Man with Delusions of Military Command (ca. 1819-1822).

Oil on canvas; 81 x 65 cm.

Kunstmuseum, Winterthur, Switzerland

Один из портретируемых страдает манией полководца, (отметим, год создания портрета приблизительно совпадает с годом смерти плененного Наполеона на острове Святой Елены).

Изображать обездоленных и несчастных — давняя традиция в живописи; история искусства знает сочувственный интерес к нищим и отверженным, чьи образы сохранены для нас в работах художников.

Важно, что в этих картинах мы чувствуем и понимание своей миссии, и уважение к людям и к обстоятельствам, в которые они попали.

Отметим в скобках, сам Жерико родился в богатой семье и был, судя по всему, настоящим денди; он носил дорогие костюмы, его манеры были изысканы.

Страсть к искусству, которой безраздельно был предан Жерико засвидетельствована натурной акварелью, написанной на смертном ложе. Это — левая рука самого художника.

The Artist’s Left Hand. 1824.

Watercolor, with black and red chalk, 23 x 29.5 cm

Musée du Louvre, Réunion des Musées Nationaux / Art Resource

Единственно доступный живописцу объект в обстоятельствах надвигающейся смерти. Исполненный акварелью по наброску черным и красным мелом, этот этюд позволил ему на короткое время отвлечься и забыть страдания.

Источник: http://yuracei.blogspot.com/2012/05/blog-post.html

Клептомания – признаки, причины, симптомы, лечение

С одной стороны, трудно назвать человека преступником, если он болен и именно заболевание стало причиной его противоправных действий.

С другой стороны, человек, который не находится на учете у психиатра, должен отвечать за свои поступки, даже если он и ссылается на некоторые свои особенности. Одним из таких свойств может оказаться клептомания.

Признаки заболевания проявляются достаточно ярко по определенным причинам, которые следует устранять с помощью лечения.

Под клептоманией понимается расстройство психической деятельности, в ходе которой человек обретает зависимость. Суть данной зависимости при клептомании заключается в том, что человек испытывает неуемную тягу что-то взять, украсть чужое. Другими словами, клептоманом является обыкновенный воришка, который не может не красть чужие вещи, в которых на самом деле не нуждается.

Данное психическое заболевание требует специального лечения лишь после диагностики врачом. Если речь идет о развитой клептомании, тогда ее следует лечить со специалистами.

Однако есть индивиды, которые на самом деле не являются клептоманами, просто у них присутствует жажда брать чужие вещи, потому что они им нравятся, они в них нуждаются.

Это уже не является психическим расстройством, а приписывается к противоправным деяниям.

Что движет человеком, который является здоровым, однако крадет чужие вещи, собирает даже то, что ему пока не нужно? Психологи отмечают единственную проблему – дефицит.

  • Изобилие в чем-либо вызывает насыщение, нежелание к этому идти (например, много яблок – кушать не хочется; много поклонников – не хочется с ними видеться).
  • Дефицит (ограниченность) в чем-либо вызывает «жажду», желание это иметь еще больше (например, мало денег – хочется их еще больше заработать; мало еды – хочется ее съесть как можно больше).
Читайте также:  «инок», константин савицкий — описание картины

На этих формулах построено все: и сфера торговли (когда говорят, что товар выпущен в ограниченных количествах), и сфера любви (чем меньше внимания уделяете любимому человеку, тем больше он тянется к вам). Это человеческая психология, построенная на эгоизме и желании всем обладать. Но если человек не эгоистичен в некоторых вещах, то на него эти формулы не действуют.

Другими словами, изобилие и дефицит возникают там, где царствует желание быть всемогущим, всеимеющим, всеповелевающим. Эгоизм толкает человека на благородство лишь тогда, когда он чувствует изобилие, и на потребление, когда чувствует дефицит. Попросите бедного человека дать вам денег: он вам их не даст, в отличие от богатого индивида, который может пожертвовать несколькими купюрами.

Но изобилия и дефицита не может быть там, где отсутствует эгоизм, жажда власти и славы, стремление к всемогуществу. Человек понимает, что что-то у него может быть в больших количествах, что-то – в меньших, но это не руководит им. Он сам выбирает, что и в каких количествах он хочет иметь. И его не пугает, что чего-то у него может быть в больших количествах, а чего-то вообще не быть.

Если же возвращаться к клептомании, то здесь все поступки человека не поддаются рациональному объяснению, поскольку речь идет об особенностях отклонений в психике.

Что такое клептомания?

Клептомания является зависимостью, которая выделяется в отдельную группу. Она так же опасна, как и игровая зависимость или алкоголизм. Если кому-то кажется, что клептомания – невинное развлечение, он ошибается, поскольку речь идет о преступных действиях – краже чужого имущества.

Согласно статистике, около 70% клептоманов являются женщинами 30-50 лет. Конечно, клептомания может проявляться и в более позднем возрасте, а ее первые зачатки можно наблюдать уже в 5-10 лет. Все дети склонны к краже.

Одни сразу приходят к пониманию того, что этого делать нельзя, других нужно долго отучать. Однако клептоманов невозможно отучить красть.

Они просто перестают делать это так, чтобы окружающие могли заметить кражу или выявить преступника.

перейти наверх

Причины клептомании

Случаи развития клептомании самые разнообразные. Причины, которые к ней приводят, являются лишь теоретическими и до конца неизученными.

Если человек является клептоманом, он навряд ли осознает наличие у себя болезни, как, например, алкоголик или наркоман.

Здесь лечение необходимо лишь под руководством близких, которые отмечают все признаки зависимости, описанные далее на сайте психиатрической помощи psymedcare.ru.

Какие причины провоцируют клептоманию?

  • Наличие в семье родственников с различными психическими расстройствами: обсессивно-компульсивное, тревожно-фобическое, биполярное, анорексия, булимия, наркомания и алкоголизм.
  • Дефицит дофамина и серотонина из-за наличия нарушений в работе нейромедиаторов, что влечет за собой отсутствие получения удовольствия от радостей жизни.
  • Переживание трагической ситуации, в результате чего человек успокаивает себя путем краж. Например, развод родителей, смерть близкого, наличие у себя неизлечимой болезни.
  • Проблемы с эндокринной системой. Данная гипотеза подтверждается тем, что к клептомании становятся способными женщины в период перед менструацией, в состоянии беременности или в период менопаузы.
  • Воспитание в асоциальной семье. Если человек вырос в семье преступников, тогда у него могут сформироваться искаженные представления о том, что такое хорошо и плохо. В его случае кража может считаться нормальным явлением.
  • Способ устранения нервного напряжения. К краже люди могут прибегать, если испытывают ненависть или постоянный стресс, который они таким образом снимают.
  • Поражения головного мозга. Если человек перенес болезни на головном мозге или травмы, тогда могут возникать зависимости. Так, клептомания может быть присуща людям с эпилепсией, прогрессирующим параличом, старческим слабоумием, перенесенными инсультами.
  • Истерический склад характера. Человек с такой особенностью не способен контролировать свое поведение в некоторых случаях, поэтому совершает импульсивные поступки.

перейти наверх

Симптомы клептомании

Клептомания распознается по внутренним ощущениям самого человека и поступкам, которые он совершает. Достаточно трудно описать все симптомы, поскольку клептоманы привычно не сознаются в своей зависимости. Клептоман склонен к:

  1. Пониманию ненормальности собственного поведения.
  2. Совершению поступков в одиночку.
  3. Нервному напряжению перед совершением поступков и предвкушению удовольствия.
  4. Борьбе со своей зависимостью, однако безуспешно.
  5. Неежедневным кражам, поскольку эйфория держится несколько дней.
  6. Удовлетворению после кражи.
  7. Ощущению украсть вещь, которая ему абсолютно не нужна ни материально, ни для использования.
  8. Отсутствию противоправных поступков, если испытывает желание мести или чувство вины.
  9. Отсутствию шизофрении.
  10. Отсутствию предварительного плана действий.

Клептоман неожиданно начинает испытывать желание украсть. Он может в какой-то момент удержать себя от противоправного поступка, однако им движет не желание обладать какой-то вещью, а достижение чувства удовольствия. Если он крадет, то ему доставляет удовольствие сам процесс. Затем он может чувствовать вину и угрызение совести, из-за чего даже вернуть вещь тому, у кого он ее украл.

В зависимости от сознательности самого человека, он может не обращаться за помощью к специалистам. Поэтому вместо них к врачебной помощи должны обратиться родственники, пока человек не совершил деяния и не понес за это уголовное наказание.

перейти наверх

Клептомания у детей

Клептомания у детей – достаточно распространенное явление на удивление всех родителей. Многие полагают, что дети являются ангельскими существами. На самом деле дети не способны понимать сути своих поступков и контролировать их, поэтому больше склонны к совершению действий, которые не приемлемы в обществе.

Красть могут как дети из бедных семей, так и из богатых. Абсолютно все родители должны справляться с данной проблемой, которая в большинстве случаев является лишь неспособностью детей совершать поступки, которые приемлемы общество. Уже к 6 годам дети усваивают основные манеры поведения. Однако есть личности, у которых с этим имеются трудности. Они отличаются своей:

  1. Неусидчивостью.
  2. Подвижностью.
  3. Импульсивностью.
  4. Трудностями при сдерживании желаний.

Некоторые дети путем клептомании пытаются обратить на себя внимание. Другие могут воровать, поскольку не имеют тех благ, которые им интересны. Если воровством занимается подросток, тогда его девиантное поведение срочно нужно подвергать лечению. Лучше если этим займется специалист, поскольку нередко клептомания является следствием натянутых отношений ребенка с родителями.

перейти наверх

Как лечить клептоманию?

Лечение клептомании заключается в приеме лекарств и прохождении психотерапии. Редко за помощью обращается сам больной, поэтому лечением должны заняться его родственники.

Специалист прибегает в когнитивно-поведенческой терапии. Поведенческая терапия помогает выработать нужное поведение. Также психолог вводит человека в состояние, когда его кражу разоблачили.

В качестве лекарств могут выступать антидепрессанты (Пароксетин, Флуоксетин, Флувоксамин), противосудорожные препараты (Топирамат, Вальпроевая кислота), стабилизаторы настроения (Ламотриджин, Депакот, Карбамазепин, Литий).

перейти наверх

Психологический портрет клептомана

Следует отличать клептоманов от обычных воришек.

Клептоманы получают удовольствие от кражи, поэтому не могут не совершать преступных действий, при этом им вещи не нужны, поэтому могут их возвращать, когда чувство вины берет свое.

Воришки, которые являются преступниками, не получают удовольствия от кражи, однако совершают противоправные действия, чтобы завладеть чужими благами, в которых нуждаются. Психологический портрет клептоман включает:

  1. Отсутствие сил воздерживаться от краж.
  2. Одиночество.
  3. Заниженная самооценка.
  4. Совершение краж лишь в момент обострения зависимости.

Клептоман часто гоним собственными страхами, депрессией, внутренними конфликтами, переживаниями и нарушением сна. Психиатры борются за то, чтобы клептоманы получали снисхождение на судах.

перейти наверх

Итог

Клептомания – это зависимость, которую возможно излечить лишь путем изменения внутреннего убеждения человека. Если же зависимость является следствием физиологических нарушений, тогда клептоманию можно лишь медикаментозно купировать.

Источник: http://PsyMedCare.ru/kleptomaniya

9. Психологический портрет клептомана

Обычные воры, сознательно выбравшие себе эту профессию, комфортно чувствуют себя внутри этой профессии среди криминального мира и даже гордятся тем, что они именно воры. Они испытывают тревогу только в момент кражи или после неё, когда овладевают мысли, что их могут поймать или поймают.

Читайте также:  Автопортрет с семьей, отто ван веен, 1584

Клептоманы, после кратковременной эйфории («словили кайф») испытывают состояние фрустрации, угрызения совести, которые можно буквально назвать: «адовы муки», поскольку на самом деле являются честными людьми, далекими от уголовного мира. Но и не воровать они тоже не могут.

Клептоманов, как правило, отличает низкая самооценка, чувство одиночества и подсознательное желание возмездия за то, что они такие плохие.

Когда в жизни возникают различные трудности, злость на какого-то значимого человека или серьезные потери (работы, семьи, любимого человека, перенесённая операция), организм стремится как можно скорее компенсировать это.

Лишь некоторые персоны убегают от потрясения по здоровой тропке — идут в тренажерный зал или занимаются бегом трусцой. А в основном же одни утешаются пьянством, другие неумеренной едой, третьи с головой ныряют в работу.

Человек, находящийся в состоянии глубочайшего стресса, также может побаловать себя десертом, совершить в магазине крупную покупку или украсть, как это делают неправильные, нетипичные воры (клептоманы). Так что клептоман, находясь в состоянии аффекта, не всегда может контролировать своё эмоциональное состояние, и тогда акт воровства может воспринимать, как утешитель.

Вне клептоманического акта и вне состояния фрустрации, люди, страдающие клептоманией — этичные, законопослушные граждане. И психиатры обычно настаивают на том, чтобы правосудие не обходилось с ними слишком строго. Проблемы вменяемости решаются индивидуально. Обычно клептоман помнит момент кражи, причем со всеми подробностями.

Клептомания, как саморазрушающая форма поведения опасна прежде всего для самого человека, страдающего этой зависимостью. Человек периодически находится в состоянии сильнейшего стресса.

Кроме того, клептоманы страдают депрессивными состояниями, так как знают свою склонность, стыдятся её, в результате образуется тяжелый комплекс вины, а так как они и постоянно боятся наказания за совершенные кражи, у них периодически могут возникать навязчивые страхи и расстройства сна.

К тому же тяжким душевным бременем ложится постоянная раздвоенность личности. Это тоже создаёт затяжной внутренний конфликт, о котором он не может ни с кем поговорить. Допустим, пироман со своей страстью к огню может податься в пожарные.

Из людей с притупленным чувством опасности получаются великолепные спасатели и каскадёры. Эти люди находят для себя способы компенсации. А клептоман лишен этой возможности.

Мужчины подсознательно тянутся ко всяким коллекционным безделушкам: пепельницам, стаканам и т.п.

, а все потому, что у представителей сильной половины человечества с рождения заложена страсть к коллекционированию. Более того, страх разоблачения способствует еще большему интересу мужчин к клептомании.

А если на «добыче» есть какой-нибудь эксклюзивный знак, то счастью клептомана-коллекционера нет предела!

На дам-клептоманок же большое влияние оказывают инстинкты, которые заставляют их тащить в дом все, что можно, так или иначе, использовать: начиная от прокладок и заканчивая бытовой техникой.

При этом, если на горизонте существует опасность быть пойманной с поличным, женщина никогда не решиться совершить противоправное действие.

Но если уж и совершила, то никогда и никому не признается в том, что этот дорогой фен или новая кофточка появились не совсем естественным для них образом.

Когда клептоман долго не ворует, у него появляется чувство дискомфорта. Он боится наказания, его донимают муки совести, тревога. Но в следующий раз он сделает то же самое.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/13648

Теодор Жеріко

Жан Луї Андре Теодор Жеріко́ (фр. Théodore Géricault; 1791—1826) — французький живописець і графік.

Біографія[ред. | ред. код]

Народився в Руані в 26 вересня 1791 році. Батько художника був адвокатом. Мав дві пристрасті: коні та живопис.

У Карла Верле навчився зображати коней (навчався у нього 1808–1810 рр.), у майстерні П. Герена зробив безліч академічних рисунків і копій робіт класичних майстрів (1810–1813 рр.). Знайомство  із творчістю Гро надихнуло його  звернутися до сучасності. Жеріко, так само як і його вчитель Гро, захоплювався французьким імператором,  його перемогами.

Про Теодора Жеріко вперше заговорили в 1812 році, коли двадцятирічний художник наважився виставити в Салоні картину «Офіцер кінних єгерів імператорської гвардії, що йде в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьєдонне”).

На полотні лейтенант не позує, а б'ється: стрімка діагональ композиції веде глядача в глиб картини, туди, де йде битва. Проте успіх картини Жеріко був затьмарений розгромом Наполеона в Росії. Почуття французів, що пізнали гіркоту поразки,  художник втілив у картині «Поранений кірасир, що залишає поле битви» (1814 р.

). Французький історик Жюль Мішле писав, що Жеріко створив ніби «епітафію солдатові 1814 року».

Відвідав Італію (1816–1817 рр.). Там знайомиться із майстрами Відродження, а також відвідує перегони неосідланих коней. Серія «Біг вільних коней» (1817 р.) — виразна чіткість репортажу та стримана героїка в стилі неокласичного духу. У цих творах остаточно сформувався індивідуальний стиль Жеріко: потужні форми передані великими рухомими плямами світла.

Під впливом творів інших видатних діячів культури й мистецтва того часу, які були присвячені визвольним рухам поневолених народів Європи, зокрема героїчній постаті гетьмана Івана Мазепи (великий вплив на митця справила поема Дж. Байрона «Мазепа»),  1820 року Т. Жеріко пише картину, яка відтворює епізод бурхливої юності гетьмана, — «Паж Мазепа» (Le Page Mazeppa).

У 1820–1821 рр.художник побував у Великій Британії, де познайомився із пейзажами Джона Констебля. Під впливом англійського майстра Жеріко написав «Перегони в Епсомі» (1821 р.).

Картина пронизана рухом: коні несуться,  ледве торкаючись землі, їх фігури злилися в єдину стрімку лінію. Рухомі низькі хмари на небі, тіні коней на вологій траві. Усі фігури на картині нечіткі, фарби розмиті.

Жеріко, сам вправний вершник, показав перегони очима жокея.

У 1822 році художник упав із коня, отримав травму хребта, і за два роки, у віці тридцяти трьох років, помер. Автор некролога в одній із паризьких газет назвав Теодора Жеріко «юним романтиком». Таким чином Жеріко став засновником французького романтизму.

Пліт Медузи[ред. | ред. код]

Докладніше: Пліт Медузи

Однією з найвидатніших картин Жеріко є велетенське полотно (491 х 716 см), присвячене реальній корабельній аварії. Твір  називається «Пліт Медузи». Ідея намалювати таке полотно виникла в Жеріко після спілкування з лікарем Медузи Анрі Савіньї. Картині передувала величезна підготовча робота.

Незважаючи на реальне підґрунтя, картина є яскравим виявом мистецької свободи, багато елементів картини Жеріко розробив на власний розсуд, намагаючись якомога яскравіше й гостріше передати відчай і надію потерпілих на плоту.

«Пліт Медузи» став останнім із завершених творів Жеріко.

Картина була виставлена в паризькому салоні, проте публіка не зрозуміла ії, критикам здавалося, що таке величезне полотно не може бути присвячене темі страждання, а має звертатися до героїчних чи величних тем.

Зараз картина зберігається в Луврі.

Галерея[ред. | ред. код]

  • Офіцер кінних єгерів імператорської гвардії, що йде в атаку, 1812, Лувр, Париж

  • Портрет божевільної, 1822

  • Натурник, вивчення голови, 1812

Література[ред. | ред. код]

  • Denise Aimé-Azam, La Passion de Géricault, Paris, 1970.
  • Aldaheff, Albert, The Raft of the «Medusa», Munich, Berlin, Londres, New York, Prestel, 2002.

  • Gilles Buisson, Géricault, de Mortain à Paris; le conventionnel Bonnesœur-Bourginière, oncle de Géricault, préface de Denise Aimé-Azam, 18 p.

    , OCEP, Coutances, 1986 ISBN 2-7134-0010-4(BR) : 30 °F

  • Gilles Buisson, Le duc de Trévise, passionné de Géricault à Mortain en 1924, Revue de l'Avranchin et du pays de Granvillen, tome LXVIII, n° 348, septembre 1991, n° 463—495, et n° 449, décembre 1991, p.

    541—576

  • Gilles Buisson, Troubles psychopathologiques dans la famille mortainaise de Géricault, La Méduse, feuille d'information de l'Association des amis de Géricault, n° 12, décembre 2003
  • Bruno Chenique, » Géricault, une vie et Lettres et documents «, I:261-308 in Géricault, catalogue d'exposition édité par Régis Michel, 2 vol. Paris, 1991—1992.
  • Jean Clay, Le romantisme. Hachette Réalités, 1980.
  • Charles Clément, Géricault, étude critique et biographique. Paris, 1879.
  • Lorenz Eitner, Géricault, catalogue d'exposition. Los Angeles County Museum of Art, 1971.
  • Léon Rosenthal, Du Romantisme au Réalisme. Paris, réédition Macula, 1987.
  • Michel Schneider, Un rêve de pierre: Le Radeau de la Méduse. Géricault. Paris, Gallimard, NRF, 1991.
  • Jean Sagne, Géricault, Biographie, Fayard.
  • Géricault, Catalogue rétrospective du Grand Palais, 1991—1992, éd. Musée Nationaux.

Примітки[ред. | ред. код]

  • Енциклопедія Мистецтва (рос.)
  • Картини і біографія Теодора Жеріко (рос.)

  Мистецтво   Біографії   Графіка   Франція

Источник: http://picklegal.net/index.php?q=aHR0cHM6Ly91ay53aWtpcGVkaWEub3JnL3dpa2kvJUQwJUEyJUQwJUI1JUQwJUJFJUQwJUI0JUQwJUJFJUQxJTgwXyVEMCU5NiVEMCVCNSVEMSU4MCVEMSU5NiVEMCVCQSVEMCVCRQ%3D%3D

Ссылка на основную публикацию