«рождение христа», хуан пантоха де ла крус — описание картины

Поклонение волхвов

Искусство Италии 15 века. Возрождение.
Картина Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов», заказчик алтаря банкир Джованни ди Заноби дель Лама, первоначально картина находилась в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Размер картины 111 x 134 см, дерево, темпера. Этот сюжет был распространен в живописи Раннего Возрождения.

Художники стремились подробно передать обстоятельства евангельского рассказа о чудесном рождении Христа и трех восточных царях, пришедших со своими свитами поклониться Ему.

Беноццо Гоццоли, предшественник Боттичелли в трактовке темы, за 16 лет до него выполнивший роспись в домовой капелле Медичи, представил зрелище, развертывающееся почти со сказочной пышностью. Боттичелли создал целую серию картин на тему Поклонения волхвов.

Этот сюжет появляется в его творчестве с начала 1470-х годов; самая ранняя работа включала архаические элементы и была переполнена фигурами. Разрабатывая тему, Сандро приходит к построению картины «Поклонение волхвов» 1475 года, лучшей картины этой тематики.

Сандро Боттичелли показывает евангельское событие как некое таинство. В глубине композиции — Святое семейство. Младенец, сидящий на коленях Марии, вызывает у собравшихся чувство глубочайшего благоговения. Художник использует в компоновке сцены разнообразие поз, движений, поворотов и наклонов головы. И подчеркивает это изменчивым, но внутренне связным течением линии.

Место, где совершается действо, — это мир древности: в отдалении видны руины античного храма. Но всюду вокруг пробивается новая жизнь, среди камней растут первые побеги — своего рода символ новой эры, которую знаменует рождение Христа. В картине присутствует современность, ибо участники действа — люди, известные тогда всей Флоренции.

Многие входили в Братство волхвов; облекаясь в праздник Поклонения волхвов в великолепные одежды, они и на самом деле шествовали верхом через улицы города к месту поклонения. Отзвук этого ритуала преобразился в картине Боттичелли в фантастическое зрелище.

В мягком рассеянном сиянии, переданном золотыми линиями и игрой золотых бликов и узоров на одеждах, представители элиты Флоренции созерцают явление божества или Истинного Света.

«Поклонение волхвов» было заказано банкиром Заноби дель Лама, близким к семье Медичи. Оно предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта-Мария Новелла.

Одна из отличительных черт картины — многочисленные портреты семьи Медичи и их окружения.

Художник Сандро Боттичелли выявляет портретное сходство каждого из персонажей, но и идеализирует их, объединяя в акте возвышенного созерцания.

В левой части картины представлены Лоренцо Медичи, держащийся с некоторой надменностью, на его плечо склонился поэт Анджело Полициано; следующим стоит юный философ граф Пико делла Мирандола, указывающий жестом на чудесное явление Младенца.

Продолжим описание картины словами Джорджо Вазари: «И особую выразительность мы видим в старце, который, целуя ноги Господа нашего и тая от нежности, отменнейшим образом показывает, что он достиг цели длиннейшего своего путешествия.

Фигура этого царя представляет собой точный портрет Козимо Старшего ди Медичи».

В правой стороне композиции, начиная от центра, изображены сыновья Козимо Старшего, Пьеро и Джованни, уже умершие к моменту написания картины, вблизи от них в черном одеянии с красной отделкой меланхоличный Джулиано Медичи, за ним — философ Джованни Аргиропуло.

История искусства. Далее →

Источник: http://smallbay.ru/artreness/botticelli1.html

Капелла Скровеньи в Падуе: фото и описание достопримечательности

Капелла в Италии бывшего купца Энрико Скровеньи на вид довольно неприметна и скромна внешне. Но внутри находятся настоящие сокровища – фрески, автором которых является итальянский мастер Джотто.

История строительства

Капелла Скровеньи (она же – капелла дель Арена) была заложена в Падуе в 1300 году. Ранее на этом месте располагался обширный древнеримский амфитеатр – его основание было использовано при строительстве храма как фундамент.

Первоначальное название капеллы, посвященной Богоматери, – Церковь Святой Марии Милосердной.

Название нынешнее – Скровеньи – капелла получила по имени человека, который передал значительные средства для строительства сего церковного строения, Энрико Скровеньи, богатого падуанского купца.

В 1300 году он купил землю в этом районе и приказал построить здесь дворец и домовую капеллу. По одной из версий, Скровеньи был движим вовсе не религиозными мотивами: он строил эту церковь для того, чтобы замолить грехи собственного отца, осужденного за ростовщичество.

Строительство домовой церкви и дворца длилось почти 2 года, и в 1305 году церковь была освящена (в честь Мадонны делль Карита). Для ее росписи Скровеньи пригласил известного итальянского художника и архитектора Джотто ди Бондоне.

Изначально Capella degli Scrovegni задумывалась как обычная домовая церковь для семейства купца. Такой она и была первые годы после строительства и освящения.

Но со временем находилось все больше желающих взглянуть на фрески знаменитого мастера, и в капеллу потянулись другие прихожане, в том числе – из соседней церкви Эремитани, что вызвало огромное неудовольствие среди монахов Эремитани.

Был даже выражен официальный протест падуанском епископу, но епископ разрешил посещение церкви Скровеньи и другим прихожанам.

В 1328 году за ряд деяний Энрико Скровеньи был изгнан из Падуи. Несмотря на изгнание, в своем завещании от 1336 года (умер Энрико в Венеции) Скровеньи обязал своих наследников ежегодно делать пожертвования в этот храм.

Спустя столетие дворец и домовую капеллу приобрело еще одно богатое семейство Падуи – семья Фоскари-Градениго. После смерти главы семейства церковь на некоторое время пришла в запустение.

В начале 19 века (1825-1827) дворец, принадлежавший Экрико Скровеньи, была разобран, а церковь осталась – через 50 лет ее приобрел муниципалитет Падуи. Тогда же, в 19 веке, после реставрации, Capella degli Scrovegni впервые распахнула двери для желающих посмотреть на знаменитые фрески.

Последняя реконструкция капеллы дельи Скровеньи была произведена в 2002 году (и касалась по большей части реставрации фресок).

Описание достопримечательности

Capella degli Scrovegni – довольно простая однонефная церковь. По форме она напоминает прямоугольник (высота здания – 13 метров, ширина – 9 метров, в длину – 20 метров).

Стены церкви прямые, без архитектурных излишеств, выступов и ниш, – то есть, церковь проектировалась таким образом, что стены изначально будут покрыты именно фресками. Единственное исключение – это южная стена с 6-ю окнами, а также западный портал. Вся северная стена – ровная и гладкая.

Если присмотреться, то можно увидеть, что боковые балки, пьедестал и лоджии верхнего яруса – нарисованные. Сделано это было специально, чтобы показать перспективу на гладком и ровном пространстве, не нанося при этом ущерба для фресок.

Каждая стена посвящена отдельным циклам фресок. Фрески Джотто в капелле Скровеньи в Падуе описывают моменты жизни Иисуса и его Матери. Отдельные сцены посвящены ее жизни, обручению с Иосифом, моменту Благовещения. Верхний свод посвящен циклу «Аллегории пороков и добродетелей».

В этой капелле на фресках было впервые изображено рождение Христа. Почему-то ранее тема рождения художниками не затрагивалась, многие предпочитали обходить ее стороной, описывая другие стороны жизни Спасителя.

Эти фрески в корне отличались от всех написанных ранее – Джотто «очеловечил» всех религиозных персонажей, фигуры и лица были детальны и реалистичны. Впервые персонажи росписей и фресок Джотто в капелле дель Арена в Падуе приобретают объем и живые эмоции.

Впервые же фигуры приобрели глубину, обозначены тени и светотени – изображения получаются уже не такими «плоскими», как раньше, и манера художественной передачи Джотто стала поворотным моментом в европейской живописи того времени.

Преобладающие цвета фресок – лазурный (весьма дорогостоящая краска по тем временам), оранжевый, желтый, золотой и розовый.

Лучше всего сохранились фрески, которые писались в технике «влажной штукатурки» – цвета остались такими же яркими. А вот изображениям в технике «сухой фрески» повезло куда меньше – цвета (особенно красные и зеленые тона) потускнели, штукатурка местами осыпалась.

Примечателен факт, что Джотто при изображении Вифлеемской звезды взял за основу комету Галлея, которая как раз проходила над землей в1301 году.

О знаменитых работах Джотто, которые находятся в капелле Скровеньи, узнаете из следующего видео-ролика:

Время работы, стоимость билетов

Несмотря на то, что церковь маленькая и неприметная снаружи, попасть в нее не так-то просто. Для посещения Capella degli Scrovegni нужна предварительная запись. Это касается посещения в «высокий сезон», когда наплыв туристов очень большой. Если посещать Падую во время низкого сезона, попасть в капеллу значительно проще.

Капелла открыта для посещений:

  • январь – февраль,
  • середина июня – конец июля,
  • ноябрь,
  • декабрь: с 16 по 24 и с 27 по 31 число.

Так что придется учитывать этот фактор, если собираетесь посетить Падую и добраться до капеллы. Бронировать дату и время посещения необходимо заранее (интернет-бронь совершается не менее чем за 24 часа до посещения, в день бронирования посетить капеллу не получится) на сайте: http://www.cappelladegliscrovegni.it/index.php/en/ .

Время работы – с 9 утра и до 19 часов вечера.

В капелле установлен лимит присутствующих – одновременно в помещении может находиться не более 25 человек.

Время визитов также ограничено – группа туристов может пребывать в капелле не более 40 минут. Из них 15 минут будет демонстрироваться ролик об истории строительства церкви, а после – свободное время для знакомства с фресками Джотто.

Столь строгий график посещений установлен в связи с сохранностью ценнейших фресок. Реставрация их и специальный климатический режим внутри капеллы позволяют сохранять их практически первозданный вид.

Стоимость билета в капеллу Скровеньи – 13 евро. В эту цену включено посещение капеллы, а также музей прикладного искусства (Дворец Цукерманн) и музейный комплекс Эремитани.

Предусмотрена скидка на билеты для детей – стоимость билетов – 6 евро (возраст детей от 6 до 17 лет, студентам в возрасте до 27 лет, а также людям, достигшим 65 лет).

Дети до 5 лет и люди с ограниченными возможностями по здоровью проходят в помещение за символическую плату в 1 евро.

В вечернее время стоимость полного билета снижена – всего 8 евро.

В помещении капеллы запрещена фото- и видеосъемка. Можно снимать только на камеру телефона, но при этом на телефоне должна быть выключена фотовспышка и отключен звук съемки.

Где находится, как добраться

Адрес, по которому находится Capella degli Scrovegni: Piazza Eremitani 8, 35121

Контактный телефон: +39 (049) 2010020

Сайт: http://www.cappelladegliscrovegni.it/index.php/en/

Добраться до церкви можно, сев на трамвай, идущий от вокзала Падуи (остановка «Эремитани»).

Источник: https://expertitaly.ru/dostoprimechatelnosti/paduya/cappella-degli-scrovegni.html

Божественный Микеланджело. Фреска Сикстинской капеллы “Страшный суд”/Классики/Дом Художников

“И это в нашем искусстве служит примером великой живописи, ниспосланной Богом земнородным, дабы видели они, как рок руководит спустившимися умами высшего порядка, впитавшими в себя благодать и божественную мудрость”.
[Вазари о фреске “Страшный суд”]

Божественный Микеланджело. Фреска Сикстинской капеллы “Страшный суд”. Часть I. Фото и описание фрагментов фрески Сикстинской капеллы “Страшный суд”.

Читайте также:  Христос на масленичной горе, марко базаити (басаити), 1516

В 1534 году Микеланджело вновь и уже навсегда возвратился в Рим.

Папа Климент VII, собравшийся поручить ему роспись «Воскресение» для алтарной стены Сикстинской капеллы, умер на второй день после приезда художника.

Новый папа Павел III предложил Микеланджело должность главного архитектора и живописца Ватикана, и художник с благодарностью принял это почётное предложение.

Папа Павел решил воплотить в жизнь благородное намерение своего предшественника и завершить живописное украшение Сикстинской капеллы. Но он выбрал тему Страшного суда на алтарной стене, а на противоположной над входом – «Падение Люцифера».

Из этих двух грандиозных фресок исполнена была только первая – «Страшный суд».

Прежде алтарная стена Сикстинской капеллы была расписана фресками Пьетро Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», которые известны нам только в описаниях. Чтобы дать простор новой фреске, пришлось уничтожить не только их, но и росписи Микеланджело в люнетах алтарной стены.

Кроме того, замуровали два огромных стрельчатых окна, что изменило и освещение, и восприятие других работ. И теперь на этом месте Микеланджело предстояло воссоздать Страшный суд – фреску, ставшую последним великим произведением эпохи Возрождения и предвестником нового стиля Рима – барокко.

Это последнее произведение великой эпохи собирался создать её последний великий мастер: к тому времени давно ушли из жизни его главные коллеги-соперники Леонардо да Винчи и Рафаэль.

Молодое поколение боготворило Микеланджело, но это не могло вывести его из глубокой депрессии: ведь он был свидетелем медленного угасания эпохи гениев-гуманистов, вера которых рассыпалась в прах. На смену ей пришла новая идеология и новое искусство.

События того времени, особенно усиление протестантизма и губительное действие Реформации – усиливали эмоциональную интоксикацию Микеланджело. К тому же, у художника были серьёзные проблемы со здоровьем: он страдал от артрита, мигрени, невралгии, у него болели зубы. В свои 60 лет он выглядел сгорбленным и усталым стариком.

В такой обстановке и в таком состоянии Микеланджело приступил к созданию рассказа о последней трагедии человечества – Страшном суде. Фреска, на создание которой Микеланджело потратил около шести лет напряжённого труда, поражает своей монументальностью. На росписи размером около 200 кв.

м (1370х1220 см) изображено четыреста фигур в разных, и никогда не повторяющихся, позах. Этот мир разнообразных движений отражает весь спектр человеческих чувств.

 Божественный Микеланджело.Фреска Сикстинской капеллы “Страшный суд”

Сама тема Страшного суда в религии призвана воплощать торжество справедливости над злом. Но Микеланджело отказался от утверждающей идеи Страшного суда и представил религиозную тему как человеческую трагедию космического масштаба, когда Второе пришествие Христа стало днём гнева и ужаса, борьбы страстей и безнадёжного отчаяния.

В этой грандиозной фреске нет образов жизнеутверждающей силы, художник показывает человека бессильным перед лицом судьбы. Если фрески плафона посвящены первым дням творения и проникнуты верой в человека, то «Страшный суд» несёт идею крушения мира и возмездия за содеянное.

Микеланджело удалось решить сложную задачу – объединить в одном ансамбле роспись потолка, представляющую собой сложную систему композиций и образов, с громадной композицией «Страшного суда» на алтарной стене таким образом, что они не мешают восприятию каждой.

У Микеланджело решение темы Страшного суда отличается от традиционного: изображён не момент свершения Суда, когда праведники уже отделены от грешников, а его начало.

Но при этом он сохранил важнейший элемент иконографии, разделив пространство фрески на два плана – небесный (с Христом, Богоматерью и святыми) и земной, со сценами воскрешения мёртвых и делением их на праведников и грешников.

Нетрадиционен и облик безбородого юного Христа, олицетворяющего Высший суд. Он восходит к раннехристианскому типу Христа Эммануила и совершенно свободен от признаков условной религиозной иерархии. Никто до Микеланджело не осмеливался нарушить древние Византийские каноны изображения Христа.

 Божественный Микеланджело. Фрагмент фрески Сикстинской капеллы “Страшный суд”:Христос с Марией

Центром композиции «Страшного суда» является единственно устойчивая фигура Христа, не поддающаяся движению действующих лиц. Христос Микеланджело – не милосердный защитник, а карающий Владыка. Его лицо беспристрастно, а проклинающий жест руки может истолковываться только как жест возмездия.

Этим карающим жестом Христос приводит в действие медленное, но неумолимое круговое движение, которое вовлекает в свой поток и праведников, и грешников, и ангелов, и святых, не отличимых друг от друга.

Эта внешняя сила, увлекающая фигуры и которой они не могут противостоять, так велика, что персонажи утрачивают свою красоту, гармония лишений нарушена преувеличенно мощными мышцами и телами, их резкие жесты полны отчаяния.

Сострадательная подавленная происходящим Мария в смятении отвернулась, не в силах помочь людям.

Христа и Марию окружают фигуры святых, обретших спасение, апостолов и пророков, среди которых выделяются: Адам, как зачинатель человеческого рода и Святой Пётр как основатель христианской религии.

В руках у мучеников орудия для пыток – символы страданий, перенесенных ими за веру: Святой Себастьян со стрелами, Святой Лаврентий с железной решёткой, на которой был сожжён.

 Божественный Микеланджело. Фрагмент фрески Сикстинской капеллы “Страшный суд”:Святой Варфоломей

У левой ноги Христа Микеланджело поместил Святого Варфоломея, который держит в руке кожу, заживо содранную с него гонителями первых христиан. Своё эмоциональное состояние и личное отношение к воплощаемой теме Микеланджело передал очень смело и необычно, придав искажённому страданием лицу на содранной коже Святого Варфоломея собственные черты.

 Божественный Микеланджело. Фрагменты фрески Сикстинской капеллы “Страшный суд”:ангелы с крестом и с колонной

Над Христом слева бескрылые ангелы (что было новым для традиционной иконографии) опрокидывают крест – символ мученичества и унижения, а справа повергают колонну – символ переходящей земной власти.

 Божественный Микеланджело. Фрагмент фрески Сикстинской капеллы “Страшный суд”:трубящие ангелы с книгой жизни

У ног Христа семь трубящих ангелов, описанным евангелистом Святым Иоанном, возвещают о начале страшного суда, два ангела держат в руках книгу жизней, где записаны все дела человеческие.

Вся фреска наполнена движением: спасённая душа поднимается в рай по гирлянде из роз. Мёртвые встают из земли, снова получая свои кости и плоть из той же земли, и идут с надеждой и страхом на суд Божий. Те, у кого грехов мало, поднимаются легко и свободно, а сильные духом помогают подняться тем, кому нужна поддержка.

автор: Людмила Велигорская, фото с сайта: varvar.ru

С продолжением — Божественный Микеланджело. Фреска Сикстинской капеллы “Страшный суд”. Часть II. Фото и описание фрагментов фрески Сикстинской капеллы “Страшный суд” — вы можете ознакомиться здесь.

Источник: http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Bozhestvennyj-Mikelandzhelo-Freska-Sikstinskoj-kapelly-Strashnyj-sud.aspx?ID=1669

Сикстинская капелла в Ватикане: описание, история, архитектурные особенности :

Одним из величайших памятников ренессансного искусства, к которому стоит прикоснуться каждому гостю Вечного города, является Сикстинская капелла. Роспись авторства выдающихся живописцев итальянского Возрождения поражает как масштабом задумки, так и филигранностью исполнения.

Традиционные библейские сюжеты поданы с позиций гуманизма – определяющего мировоззрения того времени. Не теологический мистицизм, но человеческая сущность – высокая ли, низкая – нашла свое воплощение на стенах капеллы.

Этот символ могущества и богатства католической церкви стал памятником гению одного из титанов Возрождения – Микеланджело Буонарроти.

Что такое «капелла»? Сикстинская капелла в Риме

Католическая капелла – религиозное сооружение, не предназначенное для публичных богослужений. На русский язык этот термин переводят как «часовня» либо «домовая церковь».

Великая капелла, на месте которой была позже сооружена знаменитая Сикстинская капелла, служила местом собрания кардиналов римской церкви со времен возвращения Пап в Ватикан из «Авиньонского пленения» в конце XIV века.

К концу XV столетия положение папского государства было неоднозначным: с одной стороны, огромная власть и богатства, с другой – постоянная угроза военного вторжения светских владык, желавших иметь влияние на католическую церковь либо поживиться частью ее имущества. Эту двоякость отражает возведенная в 80-х годах XV века Сикстинская капелла: крепость снаружи – музей внутри.

Архитектурная простота

Заказчиком перестройки капеллы римских кардиналов выступил папа Сикст IV, чье имя впоследствии и получило это здание. Автор проекта – Баччо Пантелли, архитектор – Джордже де Дольчи.

Поскольку не исключалось, что расположенное в сердце Ватикана, рядом с собором Святого Петра, здание придется использовать в качестве укрытия от вражеских войск, то строилась Сикстинская капелла в соответствии с требованиями, предъявляемыми к крепости. Прямоугольное трехэтажное здание имеет размеры ветхозаветного Храма Соломона – 41 метр в длину и 13 в ширину. На верхнем этаже расположено караульное помещение и круговая оборонительная галерея.

Никаких архитектурных особенностей нет и внутри сооружения: большой прямоугольный зал с овальным сводом, разделенный на две неравных части мраморной оградой. Изначально планировалось, что украшением данного объекта станут не архитектурные изыски, а роспись стен и потолка.

Сикстинская капелла в Ватикане была освящена в праздник Вознесения, 15 августа 1483 года.

Первые фрески

Для украшения интерьера были приглашены виднейшие представители флорентийской художественной школы. Среди них — признанные мастера Козимо, Перуджино, Гирландайо, Росселли, Боттичелли а также их ученики. В период с 1481 по 1483 годы эти живописцы создали 16 фресок на библейские мотивы (до нашего времени сохранилось 12 картин) и портреты 28 Римских пап.

Среди сохранившихся произведений искусства флорентийских мастеров шесть относятся к циклу истории Христа и шесть – к истории Моисея. На алтарной стене храма располагались известные нам лишь по описаниям первые по хронологии фрески обоих циклов: «Рождение Христа» и «Нахождение Моисея». Поверх них спустя полвека был нанесен шедевр Микеланджело «Страшный суд».

Кто расписывал потолок Сикстинской капеллы до Микеланджело, о том искусствоведам не известно. Знаем только, что свод представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами.

Титан Возрождения

В 1508 году папа Юлий II пригласил для росписи плафона (сводчатого потолка) капеллы известного скульптора Микеланджело Буонарроти.

Потомок обедневшего знатного флорентийского рода, Микеланджело с детства испытывал интерес к камню и ваянию. Это увлечение не находило понимания у его отца, считавшего, что работа руками — ниже достоинства аристократа.

Однако первые успехи юноши рассеяли всякие сомнения: быть ему великим скульптором! Ученик Гирландайо, воспитанник Лоренцо Медичи, вынужденный покинуть родной город по политическим причинам, славу свою он обрел в Риме.

В последние годы пятнадцатого века Микеланджело создает статую Вакха и мраморную композицию Пьета («Плакальщица» – в честь оплакивающей Христа Богородицы). Работа признана шедевром! Успех Пьеты четырьмя годами позже, уже во Флоренции, повторяет статуя Давида, выставленная на всеобщее обозрение на центральной площади.

В 1506 году Юлий II вызывает молодого скульптора в Рим для работы над статуями папской усыпальницы. Вскоре Папа охладевает к этому проекту, но в его мозгу возникает новая идея.

Читайте также:  Портрет валери нойцель, эгон шиле, 1912

Нежеланное задание

Не иначе божественное провидение подсказало Юлию, кем именно должна быть расписана Сикстинская капелла.

Микеланджело не испытывал радости от такого заказа: ради фресок капеллы ему пришлось отложить ваяние скульптур для папской гробницы в соборе Святого Петра.

Живопись в то время не была приоритетом для Микеланджело. Однако отказать всесильному заказчику было невозможно, и в августе того же года работа началась.

Не имевшему опыта плафонной росписи мастеру пришлось столкнуться с целым рядом трудностей, отчего поначалу пришлось много экспериментировать и терпеть немало разочарований.

Выполнение росписи осложняло и то, что Микеланджело отказался от какой-либо помощи – как художественной, так и технической. Даже Папе он запрещал смотреть на незаконченную работу.

Единственным человеком, который помогал ему в трудах, был ученик, смешивавший краски.

Трудности начального этапа

Прежде всего, чтобы не повредить уже имеющиеся фрески Сикстинской капеллы, Микеланджело пришлось создать принципиально новые леса, не касающиеся стен. На этом сооружении, на высоте двадцати метров, художнику предстояло провести ближайшие четыре года…

Первой проблемой стала влажность. Писать фрагмент приходилось в течение одного дня, пока не высох размоченный участок штукатурки (дописанное по сухому выглядело неестественно).

Но получалось так, что на следующий день рисунок то высыхал и обесцвечивался, то скрывался под мокрым пятном.

Тут настойчивость проявил Юлий, который «навязал» гордому Микеланджело консультанта, при помощи которого решение проблемы с влажностью было найдено.

Другое затруднение создавала неровная поверхность потолка, искажавшая пропорции. Тут уже мастеру самому пришлось деформировать картины таким образом, чтобы с пола фигуры выглядели пропорциональными.

Фрески плафона капеллы

Потолок Сикстинской капеллы вместе с прилегающими люнетами имеет площадь около 600 м2. Огромная работа для одного человека! Роспись длилась с 1508 по 1512 года. Что же изобразил мастер?

В центре свода три группы фресок: «Сотворение мира», «Сотворение человека», «Всемирный потоп». В каждой из них по три картины.

К серии «Сотворение мира» относятся «Отделение света от тьмы», «Создание солнца и звезд» и «Отделение воды от суши».

Во вторую группу входят «Сотворение Адама» (пожалуй, самый известный фрагмент фрески), «Сотворение Евы», «Изгнание Адама и Евы из Эдема». К третьей группе относят фрагменты «Опьянение Ноя», «Великий потоп» и «Жертвоприношение Ноя».

Окружают эти фрески изображения ветхозаветных пророков и сивилл (прорицательниц). Еще ниже видим многочисленные портреты предков Христа. Кроме того, в скругленных углах потолка изображены четыре масштабные картины на темы сюжетов из Ветхого Завета.

«Страшный суд»

По завершении этого грандиозного труда Сикстинская капелла была полностью расписана, поэтому вряд ли кто-то мог подумать, что Микеланджело придется вернуться к работе над ее фресками.

Однако в 1534 году новый папа Павел III задумывает украсить алтарную стену капеллы огромной фреской с изображением Страшного суда. Исполнителем ему видится только автор замечательной росписи плафона папской часовни.

Так пятидесятидевятилетний Микеланджело берется за новый масштабный заказ.

Чтобы освободить место для картины, пришлось заштукатурить две фрески Перуджино, созданные им в 80-х годах предыдущего столетия, и закрыть несколько окон. Все пространство над алтарем было отведено под изображение Божьего Суда.

Бессмысленно пересказывать сюжет этой фрески Сикстинской капеллы – лучше своими глазами увидеть ее на фотографиях, благо сегодня найти их не составляет труда. Надо только пояснить, почему от мощи и величия человека, отображенных на потолке капеллы, Микеланджело переходит к изображению людей как жертв судьбы, бессильных игрушек в руках высших сил.

Причина не только с сюжете Страшного суда, который трудно назвать жизнеутверждающим, и не только в возрасте мастера. Вся прожитая им жизнь, все происходившие вокруг события: перевороты, войны, междоусобицы, оккупация части Италии соседями, вся бедность и несправедливость окружающего мира подорвали веру Микеланджело в силу человеческой воли и разума.

Дальнейшие доработки

Бессмысленность править сотворенное гениями очевидна не всем и не всегда. Еще при жизни великого Буонарроти по его фрескам прошлась чужая кисть.

Все персонажи Страшного суда писались обнаженными, что многим показалось неприличным.

В 1565 году Даниеле де Вольтерра дорисовал фигурам этой фрески набедренные повязки, чем «обессмертил» себя под прозвищем «Брагеттоне» (исподнишник). Сикстинская капелла Микеланджело приняла знакомый нам благопристойный вид.

Но и с «порезками» фреска Страшного суда не была в безопасности. В 1596 году ее едва не сбили по воле Папы Климента VIII. Шедевр тогда спасло ходатайство художников Римской академии святого Луки.

Реставрация в ХХ веке

За четыре века реставрационные работы в Сикстинской капелле проводились не один раз, но вскоре фрески снова покрывались свечной копотью и грязью. Последняя реставрация была выполнена в девяностых годах прошлого века. Очищенные и бережно восстановленные, фрески Сикстинской капеллы вызвали немалое удивление исследователей.

Ранее существовало распространенное мнение, что Микеланджело в своей работе использовал краски приглушенных тонов. Отнюдь. После реставрации знаменитые работы мастера засияли яркой гаммой цветов. Впрочем, многие ценители не приняли обновленный вид капеллы, считая результаты реставрации не соответствующими внешнему виду первоисточника.

Где находится Сикстинская капелла? В каком городе можно увидеть шедевр Микеланджело?

Желая снискать репутацию мецената, покровителя искусств (а заодно и пополнить казну), католическая церковь открыла для посетителей многие из своих дворцов и сокровищниц.

Сикстинскую капеллу, подобно многим другим музеям Ватикана, может посетить любой желающий. Все, что потребуется, — это двадцать евро за билет.

Ну и, разумеется, сначала нужно попасть в Рим, ведь именно в этом городе находится папская столица со всеми ее достопримечательностями.

Но неправильно было бы думать, будто Сикстинская капелла – это только музей. До сих пор в этом здании проводятся важные заседания кардиналов, главнейшее из которых – конклав – собирается после смерти очередного Папы Римского, чтобы избрать его преемника.

Источник: https://www.syl.ru/article/174532/new_sikstinskaya-kapella-v-vatikane-opisanie-istoriya-arhitekturnyie-osobennosti

История рождения иисуса христа. явление деве марии благовещение доменико беккафуми мария жила в городе назарете. она была невестой плотника иосифа. однажды. — презентация

1 ИСТОРИЯ РОЖДЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА<\p>

2 ЯВЛЕНИЕ ДЕВЕ МАРИИ БЛАГОВЕЩЕНИЕ Доменико Беккафуми Мария жила в городе Назарете. Она была невестой плотника Иосифа. Однажды Марии явился Ангел и сказал, что у нее родится ребенок Спаситель мира Иисус. Его отцом будет Сам Бог.<\p>

3 ОБРУЧЕНИЕ МАРИИ Рафаэль После свадьбы Иосифа и Марии, им пришлось отправится в путь.<\p>

4 Мозаики Церкви Кархие-Джами в Стамбуле Сцена: ПУТЕШЕСТВИЕ В ВИФЛЕЕМ. В то время римский император приказал переписать всех подданных, и людям нужно было вернуться в селения, где жили их предки.<\p>

5 ИИСУС ХРИСТОС РОДИЛСЯ ! Иосиф был родом из Вифлеема. Туда съехалось так много народа, что места для ночлега не осталось. Мария и Иосиф укрылись в пещере стойле для скота. Там и родился Иисус. Мария запеленала его и положила в ясли (кормушку для животных). РОЖДЕНИЕ ХРИСТА Лоренцо Лотто<\p>

6 ПОЯВЛЕНИЕ ПАСТУХОВ СВЯТАЯ НОЧЬ, деталь Лукас Кранах Старший В поле неподалеку пастухи сторожили стадо. С небес им явился ангел и открыл, что в Вифлееме родился Спаситель мира. Пастухи отправились искать новорожденного Иисуса.<\p>

7 ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ Доменико Гирландайо Они нашли Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Пастухи поклонились Младенцу.<\p>

8 ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА Гюстав Доре Когда родился Иисус, в небе зажглась яркая звезда. В далеких странах на Востоке, жили мудрецы волхвы. Они наблюдали за небом и сразу увидели новую звезду. Волхвы поняли, что в Израиле родился великий Царь, и пошли поклониться Ему. Звезда сияла над ними и указывала путь. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ<\p>

9 ПУТЬ ВОЛХВОВ Беноццо Гоццоли Волхвы добрались до Иерусали- ма и спрашива- ли там у всех, где новорож- денный Царь иудеев.<\p>

10 Жестокий и коварный царь Ирод встревожился. Он боялся потерять трон и задумал погубить Иисуса. Ирод притворился, что хочет поклониться Младенцу. Он попросил волхвов сообщить ему, где Иисус, если они Его найдут. ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ, деталь. Матео ди Джованни<\p>

11 Звезда остановилась над местом, где был младенец. Волхвы вошли в хлев и увидели Марию и ее Сына. Они поднесли Иисусу дары золото, ладан и смирну. Потом они пустились в обратный путь. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ Альбрехт Дюрер<\p>

12 БЕГСТВО В ЕГИПЕТ В ту же ночь Иосифу во сне явился ангел и сказал, что бы он взял Марию и младенца и бежал в Египет, потому что царь Ирод хочет погубить Иисуса. Так Иосиф с Марией и сделали. Они собрались, взяли маленького Иисуса и направились в Египет. ОТДЫХ НА ПУТИ В ЕГИПЕТ Никола Пуссен<\p>

13 СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО Лоренцо Коста Когда прошло какое-то время, а волхвы все не возвращались, Ирод понял, что его обманули. Однако, время летит быстро. Через некоторое время царь Ирод умер. И тогда Бог через ангела передал Иосифу и Марии, что они могут вернуться в израильскую землю. Иосиф с Марией и Иисусом вернулись домой и поселились в городе Назарете.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/377894

Рождение Христа – Солнца правды

?Николай Подосокорский (philologist) wrote,
2015-12-25 16:00:00Николай Подосокорский
philologist
2015-12-25 16:00:00Оригинал взят у gorbutovich в Рождение Христа – Солнца правды»Около 273 года император Аврелиан установил на 25 декабря празднество в честь зимнего солнцестояния, под названием: Dies Natalis Solis Invicti – Рождество Непобедимого Солнца. Слово «установил» лучше заменить словом «узаконил», то есть ввёл в официальный культ империи народный праздник, давным-давно уже торжествуемый, по обычаям, признанным, если не всем Римом, то весьма значительною его частью. Третий век христианской эры в Риме — эпоха торжества солнечных культов.» [1]
Рождество, фрагмент. Около 1420. Часослов Спитц. Миниатюрист: Мастер часослова семьи Спитц (известно, что работал во Франции около 1415-1425 годов) / Spitz Master, illuminator (French, active about 1415-1425). The Nativity, about 1420, Tempera colors, gold, and ink on parchment. Leaf: 20.2 x 14.9 cm. The J. Paul Getty Museum, Los Angeles, Ms. 57, fol. 84. Source. По клику – целый листПраздник Рождества Христова вытеснил языческие культы, связанные с солнцестоянием.

Блаженный Аврелий Августин (354-430) в одной из проповедей говорит о рождении Христа, солнца справедливости.

2.В другом тексте он рассуждал об ангельском «блаженнейшем и высшем обществе»: «Не уверен я также и в том, относятся ли к тому же сонму ангелов солнце, луна и все звезды, хотя некоторым и кажется, что светлые тела существуют без чувства и разума.» [2]

Августин увещевает братьев во Христе праздновать 25 декабря «не как язычники, то есть из-за рождения солнца, а ради того, кто сотворил солнце. Папа Лев Великий (390-461) также осуждал это вредоносное суеверие – представление о Рождестве как о возрождении солнца, а не как о Рождестве Христовом.» [3]

3.
Поклонение младенцу, 1439-1443. Фра Беато Анджелико (около 1395-1455). Музей Сан-Марко, Флоренция / Adorazione del Bambino. Beato Angelico Fra Angelico (circa 1395-1455). 1439-1443. 193×164,5. Museo di San Marco. Florence. via

Под аллегорическим наименованием «Dies Solis» – «День Солнца Правды» в ранних христианских общинах был известен первый день недели, воскресенье.

«Если мы предаёмся радости в так называемый день солнца, — говорит Тертуллиан (155/165-220/240), — то причиною тому совсем не то, чтобы мы поклонялись солнцу». «Распяли Христа накануне Сатурнова дня (т. е. субботы) — говорит Юстин Философ (ок.

100-165), а в день после Сатурнова дня, т. е. в день солнца, он явился апостолам». День солнца и Юстин, и Тертуллиан назначают, как срок для общих крещений. [1]

Источники и литература:

[1] Рождество «Непобедимого Солнца» // Александр Валентинович Амфитеатров. Старое в новом. — СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1907. [Александр Амфитеатров (1862-1938) — писатель; сын протоиерея, настоятеля Архангельского собора Московского Кремля]

Источник: https://philologist.livejournal.com/8085179.html

Кафедральный собор Леона

Кафедральный собор Леона Санта — Мария-де-ла-Регла (Santa Maria de la Regla)- жемчужина архитектуры севера Испании, одна из главных достопримечательностей Леона. Это сооружение, в котором гармония камня и света ведут посетителя в мир духовности.

Построен он в готическом стиле под влиянием храмов Франции. Религия играла очень важную роль в реконкисте, отвоевании земель у мавров. Период XII- XIII века был временем, когда Испанию накрыла волна строительства, соборов и церквей.

Леон утверждается  как центр реконкисты на западе Испании.

 В  соборе Леона представлена самая большая коллекция витражей в Испании и одна из немногих в Европе. Общая площадь витражей 1800 м².

Собор расположен на месте, где раньше находились римские бани. Позже на этом месте была построена  романская церковь. Ее снесли, а материалы использовали в строительстве королевского дворца для Ордоньо II. Некоторые экспонаты и материалы старого здания находятся в музее собора.

 Строить собор начали во времена царствования Альфонсо IX на месте существующей церкви. Продолжалось строительство с 1205 по 1301 год. Идея сооружения принадлежит королю Ордоньо II, который после победы над маврами пообещал возвести божий храм в благодарность за помощь. Строительные работы в храме продолжались вплоть до XIX века.

 Возводили храм французские, голландские, испанские  мастера. Имена многих остались неизвестными.

 Длина собора-90м, ширина и высота-30м. По периметру собор представляет латинский крест. Алтарь собора выходит на восток. В соборе имеется деамбулаторий, заалтарный проход, который используют паломники, которые совершают путь в  Сантьяго.

 Собор Леона украшают две башни: Торре Норте (северная башня) и Торре Сюр (южная башня). Их высота 68м. Строились они в три этапа: в XIII, XIV и XVIII веках. Шпили достраивались под руководством Хоакина Чурригера, основателя испанского  позднебарочного стиля чурригереско.

 Собор имеет несколько входов. Главный портал — выходит на запад  и украшен сценами Страшного суда. Верующих встречает скульптура Девы  Вирхен Бланка (Virgen Blanca) с младенцем. Это копия первоначальной скульптуры XIII века, которая сейчас находится в одной из часовен за алтарем.

Особое восхищение вызывают витражи. Они расположены в 3 яруса. Первый ярус, который поближе к земле, представлен растительным орнаментом. Кое-где есть изображения голов животных: собак, котов, летучих мышей, львов. Над ними маленькие розетки, которые отображают сцены обычных мирских занятий.

Видно пастухов, прядущих женщин, ремесленников. В среднем ярусе, в трифориях, представлена геральдика. Здесь гербы всех испанских провинций и некоторых знатных семейств, которые давали средства на строительство собора.  Третий ярус образуют самые большие витражи. Их  высота 14м.

На них изображены персонажи из Библии. На южной стороне — представители Нового Завета, более светлые. Персонажи на севере выполнены в холодных тонах, это образы из Старого Завета. Цветовая гамма, что выходит на юг, в более теплых тонах. Преобладает красный цвет. Северная сторона- более холодная.

Доминирует синий цвет. На изображениях повторяются числа 3, 7, 12.

Витражи делались в три этапа. Первый этап – XIII-XIV века, готика. Самые древние — верхние виражи за алтарем. Они желтого цвета. Отображают  генеалогическое древо Иисуса(XIIIв.) Черты лиц персонажей на витражах не пропорциональны — формы глаз, носа не совсем соответствуют реальным.

В этот период трудились мастера Доминго, Адам, Педро Гиллермо. Следующий этап – до XVIII века, 18 фламенко. На витражах этого периода доминируют желтый, платиновый цвет. Наибольший след оставило творчество художника Николаса Францеса. Под его руководством изготавливались витражи.

Он расписывал стены собора, его руке принадлежит главное алтарное украшение.

 Витражи XIX века выполнены в стиле ренессанс и неоготики. Лики, изображенных персонажей, более реальны, есть задний и передний планы. Персонажи соединены в общую картину.

 Собор украшают три больших витражных розетки. Они одинаковы по размерам. Их диаметр 8м.

На первой (западной) в центре изображена Святая Дева с ребенком. Вокруг нее 12 ангелов.

Стекла более древнего производства толще и не такие прозрачные.  Все витражи — это мозаика из цветного стекла. Изготовляли его из смеси песка с солями.

В заранее приготовленную основную массу добавляли металлы, чтобы получить нужный цвет. Разогревали смесь и выдували, как бутылки. Затем обрезали горлышко, а дно распрямляли.

Потом специалисты вырезали кусочки под соответствующий рисунок. Работа была очень трудоемкой и сложной, так как стекло было тонким и хрупким.

 Трасхор собора выполнен  архитектором  Хуаном – де- Бадахос в XVI веке. Его украшает триумфальная арка, выполненная в итальянском духе. На ней изобилуют вегетативные орнаменты и изображения человеческих фигур.

 Барельефы архитектора Эстебана Хордана передают главные библейские сцены — Рождение Христа, Новость, Дары Волхвов и Пастухов.

 Над созданием алтаря трудились такие мастера, как Жаскен, Копин, Хуан де Малинос.

Рядом с алтарем находятся 5 часовен. В одной из них – скульптура беременной Девы Марии. Скульптура выполнена из камня. Поражает тонкость работы. Очень тонко выполнены  пальцы рук, складки одежды. Переданы даже чувства Марии.

В соборе есть захоронения. Самые важные –это гробницы короля Леона Ордоньо II и Святого Фроилана,  епископа собора в XIII веке.

В базилике Вирхен –дель- камино, что находится в северной части собора,  ежедневно правят службу.

 Проблема собора в том, что он построен из пористого песчаника. Со временем от перепада температур он сильно разрушается. Поэтому большая часть здания заменена.

Ведется постоянный контроль и до сих пор проводятся реставрационные работы. В соборе  заменили купол, пришлось менять части почти всех стен.  Храм был на грани закрытия.

 В 1901году после почти столетнего ремонта, здание открыло свои двери верующим.

 Ведется работа над чисткой и заменой витражей.  Для большей защиты  от внешних воздействий снаружи установлено прозрачное стекло. Оно защищает стекло от ветра, холода, вибрации, загрязнения, а так же создает воздушную подушку, которая защищает от главного разрушителя — сырости.

 Бережно относятся жители Леона к одной из важных достопримечательностей города. Собор открыт в определенное время — с 09:30 до 13:30 и с 16:00 до 19:00. Собор Леона – обязательный объект, который посещают паломники, совершающие путь в Сантьяго.

Источник: http://spainnordtur.com/kafedralnyj-sobor-leona

Икона «Рождество Христово»: значение, в чем помогает

Среди знаменитых художественных композиций, представленные зарубежными и русскими авторами с момента зарождения и последующего развития всей православной культуры, существует одна, которая с давних времен является особенно починаема среди разных представителей православного общества. Она называется Икона «Рождество Христово».

В России, а также и во всем мире, рождественская икона является художественным произведением, истинный восторг от которого получают  все православные  верующие. В настоящее время,  икона Андрея Рублева, в которой наглядно продемонстрировано появление главного спасителя Иисуса Христа, является одной из самых известных и уникальных иконописных работ во всем мире.

История иконы

Согласно древним историческим сведениям, написание иконы рождение Христа относится к периоду «средней античности», включающий в свою хронологическую последовательность начало 15 века. Тогда, в основе её изготовления, автором использовалась липовая доска. До нашего времени, рождение Иисуса Христа удалось сохранить в утраченном, но тем не менее подлинном и целостном состоянии.

В 1960 году данная святыня подверглась серьезной опасности, которая проявлялась в её дальнейшем уничтожении. Однако во времена господствующего атеизма, этого все-таки не произошло.

Поскольку главным директором, заведующий одним новгородским  музеем, тайно удалось переправить православную икону «Рождество  Христово» в главный центр России.

Доставленная экспозиция была долгое время скрыта под замаскированным слоем тонкой краски, пока в один прекрасный момент московскими реставраторами не стала известна такая информация.

Описание иконы и изображенных на ней фигур

В основе создания иконы рождение Христа было использовано несколько цветных оттенков, включая такие цвета как зелёный, желтый и белые тона. Их сочетание позволяет художественному образу быть ярким и естественным, изображая  контуры главных героев в более правдоподобном виде.

В центре данного библейского замысла отчетливо видно Богоматерь, которая, опираясь на своё правое предплечье, придерживает руками своего малыша.

В верхней части произведения представлены ангелы, которые собрались вместе для того, чтобы прославить появившегося на свет Иисуса Христа. Две служанки, изображенные в нижней части святыне, согласно евангельским писаниям, демонстрируют сцену купания новорожденного младенца.

Прямо около яслей можно заметить выглядывающие головы вола и осла. Они являются символическими знаками иконы «Рождество Христово», демонстрирующие национальности разных народов, которые получили спасение от Иисуса Христа. Так, например, вол, по задумке Андрея Рублева характеризует иудейскую нацию, а осёл язычников.

Таким образом, сцена иконы рождества Христова рассказывает людям главную библейскую историю появления на свет Иисуса, которая является великим праздником.

Следует помнить, что иконы и картины рождества Христова также проиллюстрированы и в работах других иконописцев.

В чем помогает икона рождество христово

Данная святыня имеет колоссальное значение для православных верующих, которые нуждаются в помощи Господа Бога. Икона Рождество Христово помогает людям справиться с любыми возникающими жизненными трудностями. Поскольку на иконе изображено рождение Небесного Царя.

Празднование

Праздник Рождества Христова является поистине великим и самым известным во всем мире.

Этот день адресован появлению главного спасителя, который по сей день продолжает оберегать и защищать людей от многих жизненных обстоятельств. В знак почтения и уважения к Господу Богу, люди всей семьей отправляются на религиозные службы, вовремя и по окончанию которых, они молятся Иисусу Христу, благодаря его за то, что он не перестает слышать и всегда приходит на помощь.

Молитва иконе

Молитва перед иконой Рождество Христово звучит следующим образом:

(1

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-rozhdestvo-hristovo/

Ссылка на основную публикацию