«святая маргарита антиохийская», франсиско де сурбаран — описание картины

Франсиско Сурбаран (1598 — 1664)

17.07.2008

Публикации

Ни у кого из испанских художников XVII века национальная традиция не была выражена с такой впечатляющей силой, как у Сурбарана.

Его жизнь прошла в Льеренне, местечке в Эстремадуре, бедной и суровой области Испании, и в Севилье, где Сурбаран учился у раскрасчика статуй Педро де Вильянуэвы и куда снова вернулся в 1629 году.

В 1630—1640-х годах Сурбаран пережил период расцвета и славы — именно ему, скромному провинциалу, был поручен ряд крупных заказов для севильских монастырей, а городской совет Севильи просил его навсегда остаться в городе, что вызвало бурное возмущение местной корпорации живописцев.

За двадцать девять лет жизни в Севилье, в общении с передовыми веяниями ее художественной жизни, Сурбаран так и не стал настоящим андалусцем. Черты патриархальной созерцательности, сдержанного темперамента художника отразились в его искусстве.

В 1634 году Сурбаран был вызван ко двору, где работал для нового мадридского дворца Буэн Ретиро и изучал богатые королевские собрания. Его вторая поездка в Мадрид незадолго до смерти происходила при гораздо более печальных обстоятельствах: испытывая тяжелые материальные затруднения, Сурбаран, возможно, искал поддержки у Веласкеса, друга своей севильской юности.

Сурбаран исполнял крупные заказы для монастырей Испании и испанских колоний в Латинской Америке. В них отразились характерные черты ведущей в испанской живописи XVII века темы «монастырской жизни». Заказчиками Сурбарана были монашеские ордена.

В его картинах словно оживает размеренный и однообразный обиход испанских монастырей. Все действующие лица написаны с натуры, строго и с предельной материальностью воспроизведена обстановка и предметы повседневного скудного монастырского быта. Происходящее в сфере потустороннего приобретает черты реальности.

Ангелы Сурбарана простодушны, прозаичны, неуклюжи, написаны с простых испанских парней или монастырских служек, а восточные волхвы напоминают костюмированных участников религиозных процессий. Художник меньше всего был наделен даром бытописания и рассказчика.

Каждое событие обладает в его трактовке повышенной, хотя и глубоко сдержанной духовностью, неисчерпаемой силой чувства.

Натюрморт с четырьмя вазами

Мир его образов кажется предельно телесным и правдоподобным и вместе с тем несет отпечаток отвлеченности и даже ирреальности. Простота и уравновешенность композиции соответствуют характеру действия, развивающегося спокойно и чинно.

Это создает не просто атмосферу царящего здесь благочестия, а ощущение тяжело и медленно текущего времени. Искусство Сурбарана не отличалось большим разнообразием исканий.

Его картины, особенно ранние, кажутся для своего времени архаичными, упрощенными, застылые фигуры разобщены, подчас разномасштабны.

Мадонна де лас Куэвас

В «Мадонне де лас Куэвас» (Севилья, Музей изящных искусств) Сурбаран заимствовал архаическую композицию керамического панно XVI века, создав редкий по красоте декоративный образ, наивный и условный, построенный на гамме алого, ярко синего и белоснежно белого. Тон покрывала Мадонны Милосердия, который, подобно театральному занавесу, держат херувимы, близок звонкой синеве севильской керамики. Связь с реальностью сохраняют портретные изображения симметрично расположенных коленопреклоненных монахов.

Великолепие живописных решений и достоверность выразительных портретных характеристик составляют главное завоевание картин Сурбарана.

Апофеоз Святого Фомы Аквинского

Одним из лучших его произведений современники считали композицию «Апофеоз Святого Фомы Аквинского» (Севилья, Музей изящных искусств), заказанную мастеру севильской коллегией Святого Фомы и посвященную ее торжественному основанию в 1517 году.

Полотно такого официального характера следовало традиционному делению на земную и небесную сферы. На земле происходит учреждение коллегии в присутствии императора Карла V, основателя коллегии епископа Диего де Десы, ее ректора, и других духовных лиц.

В небесной сфере в окружении отцов церкви возвышается тяжелая фигура Фомы Аквинского, которого Сурбаран писал со своего друга — эконома коллегии Нуньеса де Эскобара. Мир небожителей, тающий в золотистом тумане, составляет дальнюю, как бы третью часть композиции.

Сурбаран сочетает некоторый схематизм с произвольностью, что так типично для него, испанского мастера, антиклассичного по своей национальной природе. Его излюбленный мотив, например, изображение в центре композиции массивной темной колонны, на которую опираются облака и вся небесная сфера.

Картина покоряет величием, мощью сияющего золотисто-красного колорита со смелыми акцентами черного, ослепительно белого, голубовато-серого, голубого, розового и оранжевого.

Чудо Святого Гуго Гренобльского

О разнообразии цветовых решений Сурбарана свидетельствует написанное несколькими годами позже «Чудо Святого Гуго Гренобльского» (Севилья, Музей изящных искусств) с его холодновато-изысканной гаммой красок. Это полотно предваряет знаменитые большие циклы картин конца 1630-х годов для монастырей в Херес де ла Фронтерра и Гваделупе.

Здесь находят четкое воплощение многие существенные черты искусства мастера. Изображено чудо, которое произошло при посещении трапезной монастыря Святым Гуго Гренобльским, исцелившим от хромоты мальчика, монастырского служку. Сцена кажется совершенно бесстрастной.

Ничто не обнаруживает волнения присутствующих здесь монахов, застывших в чинном молчании за монастырским столом. Узкое пространство, в которое помещены фигуры, ограничено плоскостью стены и белой, спускающейся почти до пола скатертью стола. Вместе с тем фигуры повышенно объемны, словно стереоскопичны, напоминают прием барельефного решения.

Очертания поставленного под углом стола образуют небольшую авансцену, где размещены главные действующие лица.

Господство пронизанных ясным светом белых, светло-золотистых, серых и синих красочных пятен усиливает впечатление удивительной цельности картины.

Сурбаран писал стоящие во весь рост фигуры святых, монахов, теологов, деятелей церкви. Между их изображениями и портретами конкретных лиц трудно провести разделяющую грань. Массивные, отрешенные от мира одинокие фигуры обычно выступают на темном фоне, позднее замененным пейзажем.

Святой Лаврентий. 1636

В известной эрмитажной картине «Святой Лаврентий молится перед смертью» (1636). Христианский мученик Лаврентий, уроженец Арагона, был близок испанскому сердцу: он был заживо сожжен на решетке в 261 году по приказу римского императора Валериана.

В коренастой, господствующей на полотне фигуре Лаврентия, в широких очертаниях роскошного вышитого серебром и золотом темно-красного дьяконского стихаря и падающей тяжелыми складками белой рясы есть что-то могучее, незыблемое.

Этот мужественный испанский юноша с простым лицом крестьянина так же прочно связан с землей, как прочно он стоит на ней. Зловещий силуэт решетки, которую мученик держит в руке, четко вырисовывается на фоне пейзажных далей и серебристо-голубоватого неба.

Картина полна спокойного величия, сквозь легкие облака струится рассеянный золотистый свет.

Святая Касильда. 1630—1635

В женских образах святых, которых художник писал с красивых севильянок, преобладала иная, более декоративная и светская тональность. Мастерство живописца проявилось здесь в передаче дорогих тканей и украшений, в звучном и нарядном колорите. Назначение этой серии до сих пор неясно.

Картины разошлись по разным музеям Испании и других стран Европы. Самая известная из них — изображение Святой Касильды в богатом туалете, с цветами в руках (1630—1635, Мадрид, Прадо).

За последние годы традиционное название изменилось: легендарная дочь мавританского правителя Толедо уступила место реальному историческому лицу королеве Елизавете (Изабелле) Португальской. Арагонская принцесса, супруга Диниша I, известная в Португалии как Раинья Санта, т. е.

Святая королева, была причислена к лику святых за свое безграничное милосердие. Оба изображения объединяет легенда, восходящая к кругу бродячих сюжетов о превращении тайно приносимого хлеба узникам в цветы. В галерее святых женщин Сурбарана это единственный, хотя и вымышленный, портретный образ.

Отрочество Мадонны. 1660

Сурбаран охотно обращался к изображению детей, подчас достигая в них человеческой теплоты. Черноглазая испанская девочка в эрмитажном «Отрочестве Мадонны» (1660, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), возможно, написана с его дочери.

Это произведение составляет исключение в позднем творчестве Сурбарана, которое словно исчерпало свои силы: по традиции считается, что вялость и сентиментальность его поздних работ — результат своеобразного подражания стареющего мастера работам молодого Мурильо.

Святая Маргарита Антиохийская. 1630—1634

Оборона Кадиса от англичан. 1634

Менее характерны и удачны для творчества Сурбарана произведения, созданные в мифологическом и историко-монументальном жанре для мадридского дворца Буэн Ретиро в 1634 году.

Написанная для Зала Королевств дворца в серии полотен, посвященных победам испанского оружия, картина «Оборона Кадиса от англичан» (1634, Мадрид, Прадо) следовала общей традиционной схеме изображения, в которой широкая, напоминающая театральный задник панорама морского побережья Кадиса со множеством испанских судов составляла фон для расположенных как на авансцене портретов военачальников и офицеров.

Читайте также:  Скульптуры микеланджело буонарроти - фото и описание

Погребение Святого Бонавентуры

Могучее дарование Сурбарана наиболее ярко проявило себя в области монументальной религиозной живописи и в натюрморте. Как в сюжетной картине, так и в натюрмортах он сочетал принцип статичной композиции, решенной в одной фронтальной плоскости с предельной объемностью и четкостью объемных форм. В его натюрмортах предметы выстраиваются в один ряд, ни один не закрывает другого.

На первый взгляд их построение может показаться слишком простым, но, связанное тонким очертанием предметов, созвучием их форм и красок, оно отличается необычайной целостностью и монументальной красотой.

Обобщенность трактовки не препятствует точному восприятию материальной фактуры, но натюрморты Сурбарана захватывают не правдоподобием воспроизведения реальности, а ее поэтическим претворением.

Татьяна Каптерева

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=561

Святая Маргарита (Марина) Антиохийская. Житие, изображения

30 июля Православная церковь чтит память святой, известной как Марина Антиохийская в православии и Маргарита Антиохийская в католицизме (в Католической церкви днем святой Маргариты является 20 июля).

До прославления в 2000 году собором РПЦ двух православных святых Маргарит, всех Маргарит крестили Маринами. Марина росла без матери, в 12 лет она стала христианкой, её отец-язычник, узнав об этом, возненавидел ее и перестал считать дочерью, а относился к ней, как к чужой.

Ставши взрослой, лет пятнадцати, она однажды вышла в поле посмотреть на овец своего отца, которые там паслись. В это время встретила она мучителя христиан, который ехал в Антиохию писидийскую; увидев красавицу девушку, епарх поразился ее необычайной красотой, тотчас увлекся ею и задумал взять ее себе в жены.

Он остановился, и стал расспрашивать девицу: «Какого ты рода, девушка, чья дочь и как тебя зовут, скажи мне правду о себе. Я вижу, что ты очень хороша собой: если ты свободных родителей, то я вступлю с тобой в законный брак, если же ты чья-нибудь рабыня, то я выкуплю тебя и возьму к себе».

Марина ответила, что верует во Христа и иного жениха не желает. Тогда её схватили и отвели в город, где стали принуждать отречься от Христа. Марина ответила:

«Неужели я оставлю Бессмертного Жениха моего Христа, Царя Небесного и вступлю в брак с псом смердящим, мертвым душою? Никогда!»

 Эдвард Бёрн-Джонс. Святая Маргарита

Тогда епарх раздосадовался, оскорбился, сильно разгневался и тотчас, переменив любовь на вражду и ненависть, велел снять одежды с невесты Христовой, приказал положить ее на земле и бить прутьями без пощады. Долго били святую без милости; ее девическое тело разрывалось от ран, и кровь текла из ран ручьями, обагряя землю.

Но мученица, возведя к Богу свои духовные очи, молилась, прося помощи свыше и укрепления в страдальческом подвиге; она не чувствовала боли в мучении, подкрепляемая благодатию Христовой: словно раны налагались не на нее, а на чужое тело. Потом её прибили гвоздями и стали железными трезубцами строгать её тело.

Отваливалось тело кусками с кровью на землю, так что были видны голые кости. Епарх не мог смотреть на такое мучение; он закрыл свое лицо и отвернулся, а все присутствующие изумлялись такому терпению святой.

Потом снова заговорил с ней мучитель: «До каких же пор ты будешь упорствовать, Марина? Вот уже и тело твое растерзано; хоть теперь согласись принести богам жертву, чтоб тебе не погибнуть совсем».

Мученица отвечала: «Мерзкий пес! свинья! ты пожираешь человеческое мясо, и притворяешься милосердым, будто жалеешь меня! Я сама себя не жалею ради Христа, не пощадившего Себя, но отдавшегося за меня на большие муки.

Если я послушаю твоего безумного совета и пощажу свое тело, то как же увенчается моя душа в Царстве небесном?» После того епарх велел снять мученицу с гвоздей и запереть в особую темницу, глубокую и мрачную, полную всяких бесовских страшилищ, куда бывали заключаемы осужденные на смерть.

Наступила ночь, а святая всё не переставала молиться Богу; тогда диавол осмелился испугать мученицу мечтательным страшилищем; так попустил Бог для большого прославления Своей угодницы.

Внезапно потряслась темница, и показался какой-то мрачный свет, как будто от огня в дыму; затем явился диавол в виде пестрого, громадного, страшного змея, а тело его, насколько было видно, окружало и опоясывало множество меньших змей и ехидн.

Змей ужасно свистел и зияя огромной и жадной пастью, испускал нестерпимый смрад; он обошел вокруг мученицы, наводя на нее страх и ужас; потом раскрыл свою мерзкую пасть, напал на святую и схватил ее голову, стараясь проглотить. Казалось, мученица проглочена змеем, как некогда пророк Иона китом (Ион.2:1).

Однако, она не отчаялась и не усомнилась, но, вперивши весь свой ум в Бога, осенила себя крестным знамением и тотчас увидела, что утроба змея расселась, а она сама избавилась от него и была цела и невредима; и в то же время погибло всё то бесовское страшное привидение: земля разверзлась, поглотила змея всех змей с ним и бросила их в ад; святую же мученицу осиял небесный свет. Посмотрев вверх, она увидела, что открылась кровля темницы и на нее сходят сверху как бы лучи солнечные; увидела она также большой крести, сияющий несказанным светом, а над крестом голубку, белую как снег, которая говорила ей человеческим голосом: «Радуйся, Марина, разумная голубица Христова, что победила злого врага! Радуйся и веселись, дочь горнего Сиона, что пришел день веселия твоего, когда выйдешь ты с мудрыми девами в чертог нетленный бессмертного Жениха, Царя Небесного!»

При этих словах голубки, Марину охватила несказанная радость и сладость, растерзанное ее тело начало заживать, и она сама чувствовала, как раны ее зарастали, язвы покрывались кожей, исчезала боль и немощь, и стала она опять, как прежде здорова и прекрасна всем телом.

святая Маргарита

Agnolo Gaddi. Святая Маргарита

Guercino. Святая Маргарита

Утром пытки Марины продолжились. Ее повесили на дерево, принесли зажженные свечи и стали опалять ей грудь и бока; она же, углубившись внутрь себя, молилась в глубине сердца Богу и молча терпела; она была обожжена как уголь и истерзана, будто мясо в пищу.

И когда ее, еле живую, сняли с дерева, она громко сказала: «Господи! Ты сподобил меня за имя Твое пройти через огонь, сподобь пройти и через воду святого крещения, и, омытую от грехов, введи меня в покой Твой».

А мучитель, услышав, что мученица упомянула о воде, сказал: «Хочет пить, окаянная; надо напоить ее!» И он велел принести огромную бочку с водой и бросить в нее связанную мученицу, чтобы погрузить ее туда и утопить, но мученица вышла из воды здоровою, без всякого следа ожогов, невредимою телом и прекрасною. После этого тысячи человек, видевших это, уверовали во Христа и были за это казнены.

Епарх приказал отрубить Марине голову. Вдруг сотряслась земля, страх напал на всех, и многие упали от страха на землю; упал и палач.

Это Господь наш Иисус Христос явился с неба со святыми ангелами Своей невесте, призывая ее в Свой покой и простирая руки, чтоб принять ее душу.

Она же, несказанно обрадовавшись, побудила палача, чтоб он поскорее исполнял, что ему приказано. Она подставила под меч честную свою голову и была обезглавлена.

Чудотворная икона великомученицы Маргариты (Марины Антиохийской) из монастыря святой Марины на острове Андрос

Читайте также:  «портрет клептомана», теодор жерико — описание

Святая Маргарита Антиохийская была одной из трех святых, которые являлись Жанне д'Арк. 

 Архангел Михаил, святая Екатерина и святая Маргарита являются святой Жанне д'Арк

святая Екатерина Александрийская и святая Маргарита Антиохийская

Источник: http://top-antropos.com/religion/hristianstvo/item/146-svjataja-margarita-marina-antiohijskaja

Святая Маргарита versus Святая Марина. Вопрос к знатокам православной агиографии

Случайно наткнулся на занимательное в агиографии.Сначала краткое изложение.

Православной Святой Марине Антиохийской соответствует католическая Святая Маргарита Антиохийская.

Можно ознакомиться со статьёй в Википедии.На Востоке была почитаемая Святая великомученица Марина (Ἁγία Μαρίνα)(память 17 июля), в католической церкви она превратилась в Св.Маргариту (память 20 июля).Правда есть некоторая путаница (это ещё не вопрос к знатокам. Вопрос будет в конце).

Марина — не греческое имя. Это перевод на латинский язык греческого имени Пелагия (Πελαγία) — букв.»морская».

Таким образом греческую святую должны были звать Пелагия, но в Греции, а затем и в России прижился именно латинский вариант (благодаря языку Византийской империи).

В то время как на латинском западе исчез латинский вариант имени, заменившись на греческое(!) имя Маргарита (Μαργαρίτα, от греч. μαργαρίτης — жемчужина).

Воистину чудо!

Но тут выясняется, что святые девицы в Антиохиях вообще ходили косяками. И всех их звали одинаково.

Пелагия Антиохийская (ум. IV век) — раннехристианская мученица, дева. Память в Православной церкви совершается 8 октября.Смерть Пелагии произошла, когда ей было 15 лет.Заметим, что Св. Марина тоже считается казненной в 15 лет. Жизнеописание Пелагии сильно похоже на жизнеописние Марины в сокращенном виде.Но православные утверждают, что это две разных святых. Более того, жили якобы в разные Антиохиях. Марина жила в Антиохии в Писидии, а Пелагия — в Антиохии Сирийской. В одно и то же время.

Пелагия Антиохийская (Елеонская, Палестинская; ум. ок. 457 года) — христианская святая, почитается в лике преподобных, память совершается 8 октября по юлианскому календарю.

Заметим, память обеих Пелагий 8 октября. Но жили они в разное время. Жизнеописание на этот раз другое. Вторая Пелагия казни не подвергалась, а ограничилась монашеством на Елеонской горе (под видом мужчины). Но это не всё. Читаем жизнеописание Пелагии 2-й:

«Родилась в Антиохии Сирийской, отличалась необыкновенной красотой, до обращения ко Христу вела легкомысленный и распущенный образ жизни, была танцовщицей и блудницей. Имела прозвище Маргарита, что значит «Жемчужина»».ЧТОО? Так её тоже звали Маргарита?!

Короче, сам чёрт запутается в этих христианских святых. Но это не вопрос знатокам, вопрос будет дальше.

Читаем:

«Восточная церковь знает Маргариту Антиохийскую под именем святой Марины, и отмечает день её памяти 17 (30) июля. До прославления в 2000 году собором РПЦ двух православных святых Маргарит, всех Маргарит в таинстве крещения называли Маринами«

В 2000 году РПЦ признала святыми двух новомучениц российских, иже от большевиков умученных(с).Маргарита (Гунаронуло) — игуменья, убитая в 1918 году.Маргарита (Закачурина) — инокиня, расстрелянная в 1937 году.

Значит, до этого в России никакие Маргариты не почитались. Креститься можно было только Мариной.

НО, вопрос — как же тогда получили свои имена те две Маргариты, которых канонизировали в 2000 году?

Причём в обоих случаях идёт речь о монашеских именах. Так как первая их них носила в миру вполне христианское имя Мария, а вторая, соответственно, Евдокия Закачурина.
Может быть, знатоки православия мне ответят на этот вопрос? Как такое может быть — имя не считалось православным, а православных монахинь этим именем называли? На закуску пару картинок с изображением Св.Маргариты Антиохийской.

Так видел Св. великомученицу немецкий художник Бартоломей Цайтблом (Bartholomäus Zeitblom). Кстати, зацените немецких девушек 15-го века:

Испанская девушка 17-го века тоже неплоха. Конечно, это не аутентичная святая 4-го века. Но испанский художник Франсиско Сурбаран так видел:

Источник: https://pulemjotov.livejournal.com/704614.html

Сурбаран, переводчик с испанского на визуальный

?

vladimirkrym

February 8 2018, 21:14

В Испании Франсиско де Сурбаран один из самых знаменитых художников золотого века. За пределами своей родины он остается практически неизвестным. Но он прекрасен.

Современник Диего Веласкеса, Сурбаран работал прежде всего в монашеских учреждениях Севильи.Его шедевры характеризуется яркими светло-темными контрастами и слегка рудиментарным стилем живописи.

Его работы резонируют с современностью.

Его стиль отличается немного неудобным качеством, которое привлекательно для нынешнего зрителя. Он никогда полностью не осваивал анатомию человеческой фигуры или перспективы.«Он был художником, который очень настроен на светло-темные контрасты, у него был тип письма образной манеры Караваджо, и присутствует очень сильное чувство скульптурного иллюзионизма в его картинах …».

Франциско де Сурбаран (1598-1664) родился в пригороде Севильи. С 1614 года он учился в мастерской известного живописца Педро де Вильянуэвы, автора многочисленных религиозных композиций. Через три года Сурбаран стал уже самостоятельным мастером и начал выполнять заказы церквей и монастырей.

Художник не любил больших городов, и даже Севилья казалась ему слишком шумной. Он предпочитал работать в окрестных монастырях.

Однако, когда в 1629 году муниципалитет Севильи предложил Сурбарану перебраться в город и основать там свою мастерскую, художник изменил своим пристрастиям, но и обосновавшись в Севилье, он предпочитал выполнять заказы монастырей.

В 50-х годах XVII века Сурбаран уже не пользуется тем успехом, который сопровождал его на протяжении всей жизни, его работы стали казаться современникам архаичными.В 1658 году художник переезжает в Мадрид, где и умирает в безвестности.

13 прекрасных работ были созданы в Севилье между 1640 и 1644 годами и они должны были быть отправлены в Латинскую Америку в качестве католической пропаганды для испанских миссионеров, хотя они так и не доехали до места назначения. Ничего не было известно о местонахождении работ, пока они не появились на аукционе в Лондоне в 1720-х годах.

И появилось несколько ярких легенд, одна о том, что они были захвачены британскими пиратами и привезены в Англию, но уже известно, что это только легенда. Ну, так, по крайней мере считается.

В Лондоне все 13 купил еврейский купец, который владел ими до своей смерти в 1756 году, потом их купил на аукционе епископ Даремский, Ричард Тревор, Он переделал Длинную столовую в замке специально для публичной демонстрации шедевров, заявив таким образом о необходимости социального, политического и религиозного согласия между христианами и евреями в Соединённом Королевстве.

Сегодня это самая обширная общественная коллекция работ Франсиско Субарана за пределами Испании.

Длинная столовая в Оклендском замке с картинами Франсиско де Сурбарана.

С помощью рентгена, ультрафиолета, пигментного анализа и других методов учёные впервые попытаются выяснить историю создания этих монументальных работ.

Они представляют собой потрясающий подвиг рассказов барокко: это как фильмы для того времени.

Все персонажи — каждая отдельная личность, уникально поставленная, костюмированная и аксессуарированная, возвышающаяся над ярким, туманным небом и низким горизонтом сильванских пейзажей — кажутся, примерно такими же старыми, как и в сорок девятой главе Книги Бытия. Там умирающий Иаков пророчествует в великолепных стихах о судьбах основателей двенадцати колен Израилевых.

Каким должен быть Иосиф?Как предвидится Сурбаран, он должным образом магический, в фантастической одежде, украшенной мехом и золотом. Его лицо читается между блестящим синим шарфом и массивным красно-синим тюрбаном, который бросает тень на его глаза.

Он еще молод, но уже зрел умом и опытом. Его выражение — настороженное — неизученное, — но он не выглядит таким: в нем есть затяжная сладость. Он человек необычайного разума и сердца, дисциплинированный опытом.

Чтобы встретить его взгляд, нужно почувствовать его строгую справедливость и запас сострадания.

Рубен

Завулон

Ашер

Неффалим

Бенджамин

Дан

У Франсиско де Сурбарана значительное наследие, вот немного других картин

Святая Маргарита Антиохийская

Агнец божий

Святой Франциск в созерцании

Франсиско де Сурбаран. Аллегория милосердия. 1655

И еще раз столовая в Оклендском замке с картинами Франсиско де Сурбарана.

Читайте также:  «христос омывает ноги своим ученикам», тинторетто — описание картины

Оригинал взят у https://tanjand.livejournal.com/2336809.html

Источник: https://vladimirkrym.livejournal.com/2473848.html

Франсиско де Сурбаран (Francisco de Zurbaran), 1598-1664. Испания — Сборник 1

Франси́ско де Сурбара́н (исп. Francisco de Zurbarán, крещён 7 ноября 1598, Фуэнте-де-Кантос, Эстремадура — 27 августа 1664, Мадрид) — испанский художник, представитель севильской школы живописи.

Сурбаран родился в городке Фуэнте-де-Кантос (провинция Эстремадура). Учился в Севилье, в школе Хуана де Роэласа.

В 1617—1618 годах Сурбаран жил и работал в небольшом городке Эстремадуры — Льеренне, затем вернулся в Севилью и до 1633 года непрерывно жил там.

1626-1628_Явление Богоматери святому Петру Ноласко (The Apparition of the Virgin to Saint Peter Nolasco)_165 х 204_х.,м._Париж, Частное собрание

В 1622 году он уже был известным мастером, получал заказы для храмов и монастырей. В 1626—1627 годах по контракту с орденом доминиканцев он пишет 21 картину на религиозные сюжеты, в том числе знаменитую картину «Христос на кресте». В 1628—1630 годах Сурбаран пишет цикл картин о святом Педро Ноласко и цикл картин о жизни св. Бонавентуры.

1631_Апофеоз св.Фомы Аквинского (Apotheosis of St. Thomas Aquinas)_486 х 385_х.,м._Севилья, Музей изобразительных искусств

В 1631 году Сурбаран создаёт одно из лучших своих творений — картину «Апофеоз св. Фомы Аквинского», которая была признана шедевром ещё современниками живописца.

В 1634 году художник совершил путешествие в Мадрид, где получил титул придворного живописца. В Мадриде при работе над украшением недавно построенного дворца Буэн-Ретиро мастер отошёл от религиозной тематики — им был написан цикл из десяти полотен, изображающих подвиги Геркулеса (ныне в музее Прадо), а также историко-монументальное полотно «Оборона Кадиса».

Изучение работ великих итальянских живописцев и общение с другими видными мастерами, работавшими в столице, обогатило творчество художника. После возвращения в Севилью он написал прекрасную серию картин для монастыря в Хересе — наиболее известны «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение волхвов».

Постепенно его слава росла, вновь основываемые в Южной Америке монастыри наряду с испанскими охотно заказывали у Сурбарана картины. На конец тридцатых годов приходится пик творческой активности и популярности художника.

1658-1660_Отрочество Богоматери (Childhood of the Virgin)_73.5 х 53.5_х.,м._Санкт-Петербург, Эрмитаж

В поздний период творчества Сурбаран обращается к лирическим образам Христа и Богоматери в детстве — «Мадонна с младенцем», «Отрочество Мадонны».

В 1658—1664 годах Сурбаран жил в Мадриде. Его популярность шла на спад; несмотря на поддержку друга Диего Веласкеса он, забытый заказчиками, испытывал материальные трудности.

Умер Сурбаран в Мадриде 27 августа 1664 года.

1625-1630_Святая Лючия (Saint Lucy)_133.7 x 106_х.,м._Вашингтон, Национальная галерея

В самом начале своей деятельности поставив себе за правило писать не иначе, как с натуры, Сурбаран не отступал от этого правила в течение всей своей жизни.

Композиция в его картинах при правильности рисунка по большей части несложная и заключает в себе очень немного фигур, отличающихся благородством, поставленных в естественные, простые позы и прекрасно задрапированных.

В колорите и светотени Сурбаран подражал Микеланджело да Караваджо (вследствие чего был прозван «испанским Караваджо»), сообщая переднему плану поразительную рельефность через сопоставление сильного света с глубокими тенями.

В период творческого расцвета Сурбаран удачно сочетал монументальность и суровость образов (главным образом святых), с их внутренней выразительностью. В 1650-х годах в его картинах появились черты лиричности и эмоциональной взволнованности.

Сборник №2 можно посмотреть здесь

http://vechnost7.blogspot.ru/2016/03/francisco-de-zurbaran-1598-1664-2.html

Подвиги Геракла можно посмотреть здесь

http://vechnost7.blogspot.ru/2016/03/francisco-de-zurbaran-1598-1664.html

1626-1627_Святой Амвросий Медиоланский (Saint Ambrosie)_201 х 101.5_х.,м._Севилья, Музей изобразительных искусств

1626-1627_Святой Амвросий Медиоланский (Saint Ambrosie)_201 х 101.5_х.,м._Севилья, Музей изобразительных искусств_деталь

1626-1627_Явление Богоматери монаху из Сориано (The Apparition of the Virgin to a Monk of Soriano)_190 x 230_х.,м._Севилья, церковь Санта-Мария-Магдалена

1628-1629_Молитва святого Бонавентуры об избрании нового папы Римского (The Prayer of St. Bonaventura)_239 х 222_х.,м._Дрезден, Художественная галерея старых мастеров

1628_Святой Серапион (Saint Serapion)_120.2 х 104_х.,м._Гарвард, Художественный музей Уодсворт Атенеум

1630 (ок)_Чашка воды и роза (A Cup of Water and a Rose)_21.2 x 30.1_х.,м._Лондон, Национальная галерея

1630-1634_Сан Фернандо (St Fernando)_129 х 61_х.,м._Санкт-Петербург, Эрмитаж

1630-1634_Святая Маргарита Антиохийская (Saint Margaret of Antioch)_163 x 105_х.,м._Лондон, Национальная галерея

1630-1635_Отдых на пути в Египет (The Rest on the Flight into Egypt)_150 х 159_х.,м._Сиэтл, Художественный музей

1630-1635_Святая Касильда (Saint Casilda)_171 х 107_х.,м._Мадрид, Музей Тиссен-Борнемисы

1630-1635_Уснувшая юная Дева Мария (The Virgin Mary as a Child, Asleep)_110 х 93_х.,м._Мадрид, Фонд банка Сантандер

1630_Видение блаженного Алонсо Родригеса (Vision of Blessed Alonso Rodriguez)_266 х 167_х.,м._Мадрид, Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо

1630_Непорочное зачатие (Immaculate Conception)_128 х 89_х.,м._Мадрид, Прадо.

1630_Святой Петр Ноласко восстанавливает образ Богородицы (Saint Peter Nolasco Recovering the Image of the Virgin)_208.8 х 165.3_х.,м._Цинциннати, Художественный музей

1632_Непорочное зачатие (Immaculate Conception)_252 х 992.1_х.,м._Барселона, Нац. художественный музей Каталонии.

1633 (ок)_Брат Педро Мачадо (Fray Pedro Machado)_193 х 122_х.,м._Мадрид, Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо

1633-1635_Святой Франциск. созерцающий череп (Saint Francis Contemplating a Skull)_91.4 х 30.5_х.,м._Сент-Луис, Художественный музей

1633-1664_Натюрморт с айвами на блюде (Still Life with Dish of Quince)_35 х 40.5_х.,м._Барселона, Национальныйхудожественный музей Каталонии

1633_Святой Петр (St Peter)_х.,м._Толедо, Музей Эль Греко

1634 (ок)_Успение святого Петра Ноласко (The Dead of Saint Peter Nolasco)_165 х 209_х.,м._Севилья, Кафедральный собор

1635-1639_Святой Франциск в созерцании (Saint Francis in Meditation)_152 x 99_х.,м._Лондон, Национальная галерея

1635-1640_Агнец Божий (Agnus Dei)_37.3 х 62_х.,м._Мадрид, Музей Прадо

1635-1640_Богоматерь Милосердие с двумя мерседарианскими монахами (The Virgin of the Mercy with Two Mercedarian Monks)_166 х 129_х.,м._Частное собрание

1635-1640_Святая Елизавета Тюрингская (Santa Isabel de Turingia)_125 х 100.5_х.,м._Бильбао, Музей изобразительных искусств

1635-1640_Святая Урсула (Saint Ursula)_171 х 105_х.,м._Генуя, музеи Страда-Нуова

1635-1649_Христос-Младенец (The Infant Christ)_42 х 27_х.,м._Москва, ГМИИ им.Пушкина

1636-1640_Святая Аполлония (Saint Apollonia)_115 х 67_х.,м._Париж, Лувр

1636_Святой Лаврентий (St Lawrence)_292 х 225_х.,м._Санкт-Петербург, Эрмитаж

1637-1639_Битва между христианами и маврами в Эль Сотильо (The Battle between Christians and Moors at El Sotillo)_335 х 191,1_х.,м._Нью-Йорк, Музей Метрополитен

1637-1639_Битва между христианами и маврами в Эль Сотильо (The Battle between Christians and Moors at El Sotillo)_335 х 191,1_х.,м._Нью-Йорк, Музей Метрополитен_деталь 1

1637-1639_Битва между христианами и маврами в Эль Сотильо (The Battle between Christians and Moors at El Sotillo)_335 х 191,1_х.,м._Нью-Йорк, Музей Метрополитен_деталь 2

1638-1639_Поклонение волхвов (The Adoration of the Magi)_263.5 х 175_х.,м._Гренобль, Музей Гренобля

1638-1639_Поклонение волхвов (The Adoration of the Magi)_263.5 х 175_х.,м._Гренобль, Музей Гренобля_деталь 1

1638-1639_Поклонение волхвов (The Adoration of the Magi)_263.5 х 175_х.,м._Гренобль, Музей Гренобля_деталь 2

1639_Агнец Божий (Agnus Dei)_х.,м._Мадрид, Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо

1639_Святой Франциск в созерцании (Saint Francis in Meditation)_162 х 137_х.,м._Лондон, Национальная галерея.

1640 (ок)_Портрет полководца (Portrait of a Military Commander)_127 х 165_х.,м._Санкт-Петербург, Эрмитаж

1640-1645_Святой Бенедикт (Saint Benedict)_188 х 103,5_х.,м._Нью-Йорк, Музей Метрополитен

1640-1650_Св. Иероним со св. Паулой и св. Евстахией (Saint Jerome with Saint Paula and Saint Eustochium)_264.2 х 192.4_х.,м._Вашингтон, Национальная галерея

1640-1650_Святая Марина (Saint Marina)_111 х 88_х.,м._Малага, Музей Кармен Тиссен

1640_Распятие с донатором (Christ Crucified with the donor)_244 х 167,5_х.,м._Мадрид, Прадо

1650-1655_Натюрморт с керамикой и кубком (Stil Life with Pottery and Cup)_47 х 79_х.,м._Барселона, Национальный художественный музей Каталонии

1650 (ок)_Натюрморт с винным бокалом. фруктами и кувшином (Still Life with Glass, Fruit, and Jar)_39.4 х 62.2_х.,м._Роли, Художественный музей Северной Каролины

Святой Франциск на молитве (Saint Francis of Assisi in Prayer)_114.3 x 88._х.,м._Частное собрание

1650_Благовещение (The Annunciation)_217.6 х 316.4_х.,м._Филадельфия, Художественныймузей

1655 (ок)_Распятый Христос (Christ Crucified) _165.5 х 109_х.,м._Барселона, Нац. художественный музей Каталонии

1655_La Virgen de las Cuevas_267 х 320_х.,м._Севилья, Музей изобразительных искусств

1655_Уснувшая юная Дева Мария (The Virgin Mary as a Child, Asleep)_100 х 90_х.,м._Париж, Galerie Canesso

1658_Мадонна с Младенцем (Madonna and Child)_101 х 78_х.,м._Москва, ГМИИ им.Пушкина

1658_Святой лик (The holy Face)_105 х 83.5_х.,м._Вальядолид, Национальный музей скульптуры,

1660-1662_Мистический брак святой Екатерины (The Mystic Marriage of Saint Catherine)_121 х 102.7_х.,м._Частное собрание

Источник: http://vechnost7.blogspot.com/2016/03/francisco-de-zurbaran-1598-1664-1.html?_escaped_fragment_

Ссылка на основную публикацию