Венера и адонис, паоло веронезе — описание картины

Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников

Аннибале Карраччи. Венера, Адонис и Купидон.
Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн.

Эжен-Эммануэль Амори-Дюваль (1808–1885)

Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви.

Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Пику, Анри Пьер — Рождение Венеры — 1874.

Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Эрот и Гимерот повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.
 Battista Dossi (1490–1548)
Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности. Когда она идет, в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы, когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой.Адольф Вильям Бугро
Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты к грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой.
Афродита будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром. Никто не может избежать ее власти, даже боги.
Но богиня любви, знала и сама муки любви, и ей пришлось оплакивать любимого ею Адониса. Она любила сына царя Кипра, Адониса. Уэст (1738–1820)
Адонис («господин») — сын царя Кипра Кинира и Мирры, юный прекрасный бог, правящий порядком вещей на земле.

Жил на Кипре справедливый и мудрый царь Кинир. Он родился в Библосе и перенес на Кипр достижения финикийской культуры. Кинир обучил жителей острова Кипр родной музыке, танцам и многим полезным ремеслам.

Кинир (Кинирас) — кипрский царь, сын Аполлона, отец Мирры (Смирны), отец и дед Адониса.
Однажды жена Кинира похвасталась, что ее дочь Мирра прекрасней самой Афродиты. Богиня не стерпела такого оскорбления и внушила Мирре страсть к родному отцу. Однажды ночью, когда ее кормилица так напоила Кинира, что тот уже ничего не соображал, Мирра забралась к нему в постель.Мирра и Кинир. Гравюра Вергилия Солис для Метаморфозы ОвидияКинир, узнав о том, что его дочь обманом зачала ребенка, которого скоро должна была родить, от него же самого, так разъярился, что выхватил меч, и испуганная Мирра бросилась прочь из дворца.

('Birth of Adonis', oil on copper painting by Marcantonio Franceschini, c. 1685-90, Staatliche Kunstsammlungen, Dresden)Picart — Birth Adonis.

Когда отец настиг ее у обрыва, Афродита спешно превратила ее в мирровое дерево, и родительский меч расколол его ствол пополам. Из трещины выпал крошечный Адонис.
Афродита, уже сокрушаясь о содеянном, заключила Адониса в ларец и передала его Персефоне — царице мертвых, попросив припрятать в укромном месте.
Сгоравшая от любопытства Персефона открыла ларец и обнаружила в нем Адониса. Он был так мил, что она взяла его на руки и отнесла в свой дворец, где и воспитала его.
Персефона Борис Валледжо

Однажды Афродита спустилась в Аид и спросила Персефону, что сталось с тем ларцом, что когда-то был ей дан на хранение. Персефона подозвала к себе юношу неземной красоты. Юный Адонис был так прекрасен, что Афродита тут же загорелась страстью и потребовала вернуть его. Но Адонис уже был тайным любовником Персефоны, и та наотрез отказалась.

Тогда Афродите пришлось обратиться к Зевсу. Но тот не захотел решать споры неподеливших красавца богинь и передал его на рассмотрение суду под председательством музы Каллиопы.
Хендрик де Клерк, фламандский, 1570-1629. Венера и Адонис.
Bartholomäus Spranger
Та признала за Афродитой и Персефоной равные права и решила, что он будет проводить время с каждой по очереди. Но чтобы Адонис имел отдых от посягательств любвеобильных богинь, Каллиопа разделила год на три равных части, одну из которых Адонис должен был проводить с Персефоной, вторую — с Афродитой, а третью — по своему усмотрению.Корнелис Корнелиссен (1562–1638)Но Афродита, пользуясь своей властью над любовью и поясом, сотканным из вожделения, пользовалась также и свободным временем юного бога, который по собственному желанию оставался с Афродитой.

Annibale Carracci — Venus, Adonis and Cupid Hendrick GoltziusАбрахам Блумарт (1564–1651)

Christiaen van Couwenbergh (1604–1667)

Фердинанд Боль (1616–1680)

Никола Пуссен (1594–1665)
Абрахам Янсенс (1567–1632) 

Афродита родила от Адониса сына Голга, основателя Голгов на Кипре и дочь Берою, основательницу фракийской Берои.

Все время проводила Афродита с возлюбленным. С ним охотилась Афродита в горах и лесах Кипра, подобно деве Артемиде.Бартоломеус Спрангер (1546–1611) 
Simon Vouet (French, 1590 — 1649)
Но иногда приходилось ей покидать возлюбленного, чтобы побывать на Олимпе. И Адонис охотился в одиночку. Венера попытки сохранить Адониса с охоты.After Peter Paul Rubens 
Augustin Van den Berghe (Бельгия 1756-1836)

Charles-Joseph Natoire — Vénus et Adonis

Тициан (1490–1576) 
Персефона же, узнав о том, что Афродита нечестно проводит с Адонисом вдвое больше времени, решила отомстить. Она отправилась к любовнику Афродиты Аресу и заявила ему, что Пеннорожденная предпочитает ему, великому Аресу-Эниалию, какого-то смертного, женоподобного, смазливого Адониса. Воспылав ревностью, но не желая ссоры с Афродитой, Арес превратился в дикого вепря и направился к местам охоты соперника. Когда собаки Адониса напали на след громадного кабана, юноша радовался такой богатой добыче. Он не предчувствовал, что это его последняя охота. Вепрь набросился на него и смертельно ранил.

«Смерть Адониса»- Антонио Темпеста, ок. 1593 г.

«Гибель Адониса «-Джузеппе Маццуоли, 1709 г.
Промчался было мимо
Косматый зверь и как споткнулся,
Учуя веянья любви
И амброзийной женской плоти,
И крови поцелуйных ласк,
Что для него, как знак к свирепству.
Пронзив Адониса клыками
И завертев над головой,
Кабан отбросил тело наземь
И, как в испуге, убежал.
Камбьязо Лука.

А. П. Лосенко. «Смерть Адониса». 1764

Корнелис Holsteyn, 1647
Франсиско Гойя (1746–1828)

Когда Афродита узнала о смерти Адониса, то, полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афродита.

Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня.
Jacopo Zanguidi Bertoia — Venus Led by Cupid to the Dead Adonis 
Рибера, Хосе де (1591–1652) 

Джованни Баттиста Гаулли (1639–1709) Гибель Адониса

Рубенс, Питер Пауль (1577–1640)

Giulio Carpioni (1613–1678) 

Никола Пуссен (1594–1665)  Vénus pleurant Adonis

Laurent de La Hyre (1606–1656)

Наконец, нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим прекрасным юношей. Чтобы навсегда сохранилась память о нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному анемону. 

КЛОД МОНЕ Анемоны

А там, где падали из израненных ног богини капли крови, всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Афродиты.
Хендрик Гольциус (1558–1617)С тех пор эти два цветка стали растениями Афродиты, и влюбленные часто украшали себя венками из них.

Сжалился Зевс-громовержец над горем богини любви и велел он брату своему Аиду и жене его Персефоне отпускать каждый год Адониса на землю из печального царства теней умерших. С тех пор полгода остается Адонис в царстве Аида, а полгода живет на земле с богиней Афродитой. Вся природа ликует, когда возвращается на землю к ярким лучам солнца юный, прекрасный любимец златой Афродиты Адонис.

Рубенс

Джакопо Амигони (1682–1752)

Жан-Франсуа де Труа

Рубенс, Питер Пауль (1577–1640)

Паоло Веронезе. Венера и Адонис. 1580. Музей Прадо. Мадрид
Якоб ван Лоо (1614–1670)
Абрахам Блумарт (1564–1651)
Theodoor van Thulden (1606–1669)

Иаков Adriaensz Бакер

Никола Пуссен (1594–1665)
Хендрик Гольциус. Венера и Адонис, 1614.

François Lemoyne
Пьер Поль Прюдон (1758–1823)Себастьяно Риччи (1659–1734)Nicolas Mignard (1606–1668)

Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы»                                                                                       Цитата сообщения Alexandra-VictoriaПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Миф о Афродите (Венере) и Адонисе на полотнах знаменитых художников

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43644292913

Венера и Адонис —ок. 1588-1589 Карраччи

Ноябрь 15, 2012

Венера и Адонис

ок. 1588-1589; 217х246 см
Музей истории искусств, Вена

Аннибале Карраччи писал не только фрески, алтарные образы, пейзажи и жанровые сцены.

В сферу его художественных интересов неоднократно попадала также и обнаженная человеческая натура.

Мастер был автором множества великолепных изображений женского тела в самых разных техниках — будь то фреска, масляная живопись или рисунок углем на картоне.

С большой долей уверенности можно утверждать, что исполненные маслом картины «Венера и Адонис» и «Венера с сатиром…» были созданы по заказу и предназначены для частной коллекции.

Карраччи с удовольствием брался за подобного рода работу — тем более что она не представляла для него особого труда: имея опыт росписи огромных площадей фресками на мифологические темы, художник легко справлялся с аналогичными задачами на кусках холста любого размера.

В картине «Венера и Адонис» явно прослеживается влияние венецианской живописи. Вероятно, написанное сразу же после посещения художником Венеции, это полотно явилось своего рода данью уважения Джорджоне, Тициану и Веронезе.

От первого Карраччи унаследовал принцип объединения обнаженной натуры с пейзажем, от второго — выразительную светотеневую моделировку, от третьего — роскошные формы Венеры, а от всех, вместе взятых, — жизнерадостную атмосферу возвышенной чувственности и откровенное любование телесной красотой.

И такая работа появляется в Болонье на пике Контрреформации! Реакция последовала незамедлительно: архиепископ Габриэлле Палеотти объявляет войну «разнузданным фантазиям» и обвиняет болонских художников, в число которых попал и Карраччи, в представлении «нагих тел» не только в мифологических картинах, но и в религиозных композициях, имея в виду, в частности, обнаженные запястья и стопы святых…

Читайте также:  Портрет гринлинга гиббонса - годфри неллер

Подготовленные эскизы и рисунки Карраччи являются воплощением его чувственных фантазий. Так, например, рисунок «Купальщицы» во многом предвосхищает «Турецкую баню» Энгра.

(1560—1609) Аннибале Карраччи

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях.

«ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей.

Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы …
…откуда мансарды?

Первым перекрытие, позволяющее устраивать жилую комнату под двухскатной крышей, придумал французский архитектор Франсуа Мансар. Отсюда и название. Кроме как этим изобретением, Мансар почти ничем не знаменит.

Источник: http://www.filoli.ru/artists/073-carracci/venera-i-adonis.php

Художник Паоло Веронезе: картины с названиями :

Паоло Веронезе — живописец эпохи Высокого Возрождения или чинквиченто. Представитель венецианской школы, оставивший весомое художественное наследие. Картины художника Веронезе хранятся и экспонируются во многих известных музеях мира.

Рождение мастера

Настоящее имя Паоло Веронезе — Паоло Калияри. Свой псевдоним он взял по названию места, где родился, а родился он в городе Вероне — родине Ромео и Джульетты, входившей в то время в состав Венецианской республики.

Отец его был скульптором. Рано проявленные фамильные способности к творчеству (в тринадцать лет) привели его на обучение живописи к Антонио Бадиле.

Особую рельефность его образы получили благодаря влиянию другого веронского мастера — Микеле Санмикели.

В веронский период творчества Веронезе картины писал в основном на церковные сюжеты: «Обручение святой Екатерины», «Положение во гроб», «Крещение Христа», «Оплакивание Христа», «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем».

Предвенецианский период в творчестве живописца начался с работы по росписи виллы Соренцо в итальянской коммуне Тревилле, находящейся в провинции Александрия региона Пьемонт.

Эту усадьбу около десяти лет до работы в ней Веронезе построил Санмикеле. Здесь живописец впервые обращается к мифологической тематике.

В Мантуе, в регионе Ломбардия, пишет картину «Искушение святого Антония» для базилики Сан-Пьетро.

Признание

В самой Венеции Веронезе работает по живописному оформлению знаменитого Дворца дожей, а затем в церкви Сан-Себастьяно, библиотеке Сан-Марко, церкви Санта-Мария Дзатарре и создает фрески для палаццо «Тревизан», находящегося на одном из островов венецианской Лагуны — Мурано. А после возвращения из Рима, где он пробыл совсем недолго, Веронезе работает над росписью церкви Санта-Вероника в небольшом селении Мазере провинции Виченца неподалеку от Венеции.

Кроме работы над монументальными росписями вилл, палаццо, базилик, создавал Паоло Веронезе картины и в технике камерной живописи, среди которых следует назвать четыре полотна на тему «Аллегории любви», а также серию картин об амурных похождениях Марса, Венеры, Адониса и др.

Самым масштабным полотном считается монументальная картина Веронезе, находящаяся во Дворце дожей — «Триумф Венеции».

Скончался Паоло Веронезе в возрасте шестидесяти лет от пневмонии и похоронен в базилике Сан-Себастьяно в Венеции.

«Триумф Венеции»

Много творческих сил и времени потратил Паоло Веронезе на оформление одной из архитектурных жемчужин Венеции — Дворца дожей. Это было четвертое по счету сооружение, предназначенное для размещения выборного правителя Венецианской республики — дожа.

Здесь же проходили заседания законодательного и судебно-исполнительного органов управления Венецией — Большого Совета и Совета Сорока, а также тайной канцелярии — Совета Десяти.

Первые три были разрушены: первое — во время восстания, второе сгорело при пожаре, третье обветшало и было разобрано.

В новом, четвертом, дворце до работы в нем Веронезе тоже была проведена реконструкция: коснулась она южного крыла, сильно пострадавшего при пожаре. Практически все росписи руки Джорджоне погибли. Восстанавливать их и были приглашены Паоло Веронезе и еще один талантливый молодой художник Тинторетто.

Овальный плафон для потолка зала Большого Совета, по неточным сведениям, был выполнен в 1587 году. В некоторых источниках можно встретить информацию, что роспись выполнял не сам Веронезе, а по его эскизам малозначительные мастера. Однако в большинстве источников все-таки полноценное авторство остается за маэстро.

Аллегории «Триумфа Венеции»

Картина Веронезе полна аллегорий. Прежде всего, необходимо отметить, что находящийся внизу зритель становится участником события, происходящего на полотне. Он как бы располагается в самом нижнем ярусе среди всех персонажей. Нижний ярус картины — площадь перед зданием, возможно, дворцовым, фрагмент которого мы видим на плафоне.

Здесь мы видим толпу жителей Венеции — преимущественно простолюдинов — которых усмиряет конная стража, одетая в доспехи. Можно предположить, что имеется в виду усмирение венецианскими властями восстаний и бунтов, которое заканчивалось победой республиканского правительства.Торжествующая Венеция в облике прекрасной женщины, напоминающей античную богиню, победно восседает на троне.

А ангел возлагает на ее голову венец как символ победы и власти. При этом взор невольно обращается к трону: кажется, что он сделан в виде скамьи, напоминающей фрагмент средневековой крепостной городской стены с двумя квадратными зубчатыми башнями по бокам. Возможно, башни служат опорой для антаблемента здания.

Тогда трон может являться аллегорией прочности и незыблемости города-государства, находящегося под защитой своих правителей.

Венеция на троне размещается на спустившемся на уровень третьего яруса кучевом удлиненном облаке, как на опоре, данной ей небесными силами. Ее окружают фигуры, олицетворяющие человеческие достоинства.

Чуть ниже, на втором ярусе — витой балюстраде дворца — разместились знатные жители Венеции. Некоторые смотрят свысока вниз на простой народ, а иные по витым колоннам взбираются выше, к власть имущим.

Вряд ли их интересуют добродетели.

Самый высокий ярус — Небо, как место обитания Бога, откуда он взирает на происходящее и благословляет Венецию на долгое царствование. Особенно значимой и понятной эта аллегория становится, если знаешь о политических распрях между городами-государствами Италии в эпоху Возрождения, когда Флоренция, Венеция и Сиена боролись за свое первенство среди прочих.

Характеристика творчества

Паоло Веронезе, живший и творивший в Венеции, был одним из тех художников, которые создавали почти материальные образы при помощи использования большой гаммы цветов и их оттенков, минимизировав при этом работу со светотенью. Колорит был ими возведен в статус одного из важнейших средств художественной выразительности.

А поскольку все художники венецианской живописной школы были патриотами родины, то из Венеции не уезжали и в качестве натуры для фона использовали ее романтичные виды и типажи персонажей. А живописные традиции в семьях художников передавались из поколения в поколение, и сохранялись секреты фамильного мастерства и почерка.

Если углубиться в изучение существования Венецианской республики, то не только вся ее история, но и художественное творчество было пронизано духом свободы. Среди мастеров венецианской живописной школы Веронезе был самым типичным. Но его творчество отличалось особым простодушием и отдаленностью от психологичности, как у Леонардо да Винчи.

Шедевры Веронезе

С названиями картин многие любители живописи ассоциативно вспоминают удивительно яркие картины из жизни ренессансного общества. В произведениях мастера не было религиозного смысла. Это были очень красочные изображения эпизодов светской жизни — трапез, развлечений, церемоний…

Хотя оболочка, по сути, была взята из церковных сюжетов: «Брак в Кане Галилейской», «Пир в доме Левия» («Тайная вечеря») и т. д.Последняя из картин, к слову, вызвала протест со стороны католической церкви и требование заменить собаку на изображение Марии Магдалины.

В произведениях Веронезе даже культовые персонажи ведут себя как простые люди в реальной жизни: разрезают жаркое, накладывают еду на блюдо, ковыряют в зубах и т. д. При этом все выглядит не приземленно, а наоборот, показывает жизнь во всей ее естественной красоте.

Плотское и чувственное в искусстве Паоло Веронезе есть особая ценность жизни.

В своем творчестве он передает красоту формы, цвета, текстуры, фактуры, зрелищность перспективы и гармонию композиции. Использует эти выразительные средства так, чтобы достичь максимального художественного и эмоционального эффекта.

В некоторых полотнах художника заложен глубокий философский смысл. Примером одного из таких произведений является картина «Сусанна и старцы» Веронезе. Кстати, он — один из художников, чьи рисунки искали коллекционеры при его жизни.

Картина Веронезе «Похищение Европы»

Паоло Веронезе создал это полотно по античному мифу о том, как верховный бог Зевс украл свою возлюбленную Европу, дочь финикийского царя, и уплыл с нею на остров Крит. Веронезе запечатлел в своем полотне момент, когда прогуливающаяся со свитой Европа встречает прекрасного быка, тот подставляет ей спину, на которую девушка и садится, не подозревая, что ее ждет дальше.

Зрителю знающему остается только вспомнить содержание мифа, а незнающему — предоставляется возможность создать свою версию того, чем закончится история.

Источник: https://www.syl.ru/article/332877/hudojnik-paolo-veroneze-kartinyi-s-nazvaniyami

Атрибуция картины тициана «венера и адонис»

сегодня, 7 августа, в ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялась встреча, посвящённая атрибуции картины «Венера и Адонис» Тициана Вечеллио.

В мероприятии приняли участие:

Марина Лошак — директор ГМИИ им. А.С. Пушкина,

Виктория Маркова — главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор выставки «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России».

Читайте также:  Музей истории города барселоны, испания

***

Появление неизвестной ранее версии композиции «Венера и Адонис» кисти великого Тициана стала одной громких сенсаций в науке об искусстве Ренессанса последних десятилетий.

Заслуга этого открытия принадлежит главному научному сотруднику ГМИИ имени А.С. Пушкина, доктору искусствоведения Виктории Эммануиловне Марковой. В России картина впервые экспонируется в рамках выставки «Венеция Ренессанса.

Тициан, Тинторетто, Веронезе» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

До сих пор оригиналом композиции «Венера и Адонис» традиционно считалось полотно, хранящееся в Музее Прадо в Мадриде.

Существуют также и другие варианты и повторения этой работы, которые, как полагают специалисты, были выполнены в мастерской Тициана.

Наиболее известные из них находятся в Национальной галерее (Лондон), Метрополитен-музее (Нью-Йорк), Национальной галерее искусств (Вашингтон), Музее Пола Гетти (Малибу), в частной коллекции Лозанны и в других собраниях.

Представленное на выставке полотно впервые появилось в 2005 году на аукционе в Сен-Жермен-ан-Ле как работа неизвестного венецианского мастера около 1600 года, копия с картины Тициана из Прадо (Vente St Germain-en-Laye 2005, lot 32; экспертизу проводил Cabinet Turquin-Mauduit-Ėtienne в Париже).

Картину приобрел один из российских коллекционеров, который обратился с просьбой о проведении экспертизы к В.Э. Марковой, которая установила авторство Тициана. Таким образом картина обрела новую жизнь.

В Венеции была осуществлена реставрация работы, в процессе которой полотно подверглось всестороннему технологическому исследованию.

По окончании реставрации, занявшей около двух лет, картина экспонировалась как работа Тициана на выставке в Галерее Академии в Венеции, где эту атрибуцию поддержал известный специалист по венецианской живописи Франческо Валькановер и ряд других видных исследователей.

Композиция «Венера и Адонис» по праву считается одной из самых знаменитых в творчестве Тициана, что во многом объясняется сюжетом, дававшим повод для обращения к любовной теме, решенной как драма, исполненная страстей. Сюжет восходит к «Метаморфозам» Овидия (Met.

X, 298–559; 708–39) и повествует об Адонисе, родившемся от Мирры, обращенной богами в дерево. Венера, случайно раненая стрелой Купидона, влюбилась в прекрасного юношу, но их любви препятствовала страсть Адониса к охоте.

Однажды, когда Венера отсутствовала, он отправился на охоту, где был убит разъяренным вепрем. Дабы сохранить память о возлюбленном, богиня прибегла к метаморфозе: из крови юноши, появившегося на свет от матери — миррового дерева, вырос благоуханный цветок — анемон.

Отождествлявшийся с солнцем, Адонис вместе с Венерой становится олицетворением жизни, цветения природы, тогда как смерть Адониса – символом ее умирания.

Смысл происходящего раскрывают многочисленные детали: слева в тени раскидистого дерева изображен спящий Амур со стрелой в руке; его лук и колчан висят на ветке. На любовное опьянение героев указывает опрокинутый сосуд слева у ног Венеры, а в просвете между облаками в лучах солнца она появляется еще раз как богиня любви, обнаженная, в окружении белых голубей.

Сюжет обрел популярность в эпоху Возрождения, но особый успех сопутствовал ему в Венеции: к этой теме обращались Джорджоне, Веронезе и мастера его круга, Якопо Тинторетто, а также Парис Бордоне и Якопо Пальма Младший.

На общем фоне созданный Тицианом образ можно считать непревзойденным не только по художественным достоинствам, но и по глубине чувства: страсть и восторг обладания неотделимы здесь от грусти по невозвратно утраченному счастью.

Заключенный в аллегории эротический смысл сделал композицию «Венера и Адонис» необычайно популярной в среде просвещенных любителей искусства из высшего света Европы, для которых Тициан исполнил многие свои произведения.

Это главным образом и объясняет большое число известных сегодня версий сюжета, выполнявшихся в соответствии с поступавшими заказами.

Первое обращение Тициана к этому сюжету произошло в 1545–1546 годах, когда, будучи в Риме, художник написал картину для кардинала Фарнезе, упомянутую Карло Ридольфи. Считается, что эта работа была утрачена. Полотно из Mузея Прадо в Мадриде, как полагают, было написано около 1554 года для Филиппа II, сына Карла V и будущего императора.

Известно, что Тициан исполнил для него многие из своих произведений, в том числе портреты, картины религиозного содержания, а также полотна на мифологические темы, которые сам художник в своей переписке называл poesie. С композицией «Венера и Адонис» напрямую связано два письма Тициана.

Одно из них, датированное 10 сентября 1554 года, адресовано Дону Беневидесу, одному из приближенных Филиппа, а другое было написано в связи с отправкой картины Филиппу II. В письме Тициана композиция «Венера и Адонис» предлагается вниманию как парная к ранее отправленной картине «Даная» (Мадрид, Музей Прадо).

Полотна не совпадают по размерам, написаны в разной манере, но в пространстве camerino del Principe они могли составлять пару, поскольку оба посвящены любовной теме и изображают обнаженное женское тело, созерцание которого услаждало взор высокого заказчика.

В конце того же 1554 года картина была доставлена в Лондон, куда она прибыла спустя три месяца после бракосочетания Филиппа II с Марией Тюдор. По мнению современной критики, отправленный Тицианом вариант — именно тот, что хранится в Прадо

Сопоставление многочисленных версий композиции «Венера и Адонис» показывает, что лишь две работы совпадают между собой по общему рисунку и деталям — картина из Прадо и полотно, представленное на выставке в ГМИИ им. А.С.

 Пушкина. При этом, однако, по характеру исполнения и технологическим признакам они различаются весьма существенно.

На рентгенограмме московского полотна видно большое количество авторской правки, особенно на изображении лиц и рук.

По-иному написана мадридская композиция, поскольку, как показывает рентгенограмма, авторская правка там практически отсутствует. Возвращаясь к работе, представленной в ГМИИ им. А.С.

 Пушкина, добавим, что проведенный в Венеции послойный анализ живописи позволил обнаружить типичный для зрелого Тициана метод наложения краски bagnato su bagnato (буквально – сырой по сырому), когда на один еще непросохший слой накладывался следующий.

Следует особо отметить, что в процессе исследований живописи здесь был обнаружен редко встречающийся smaltino, ценный пигмент на основе лазурита, использованный Тицианом также в алтарной композиции «Мадонна Пезаро» (Венеция, церковь Фрари).

Все результаты исследований не только дают дополнительные аргументы в пользу авторства великого мастера, но и позволяют думать, что заказ на картину не был рядовым.

С самого начала В.Э. Маркова полагала, что именно вновь обнаруженное полотно представляет собой оригинал, к которому восходят повторения, написанные позднее в мастерской Тициана. Однако для обоснования этого мнения необходимы были веские аргументы, ведь общепризнанным оригиналом считалась мадридская картина.

И такие аргументы появились, когда музей Прадо принял решение о реставрации и исследовании произведения из своего собрания. По завершении реставрации в 2014 году была организована небольшая выставка с каталогом, в который вошли результаты исследований.

Благодаря им под красочным слоем мадридского полотна был обнаружен подготовительный рисунок, переведенный по методу калькирования с картины, представленной в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Таким образом, именно ее следует считать первой версией знаменитой композиции, послужившей образцом и для мадридского полотна, и для многочисленных повторений.

К такому выводу пришли сотрудники Прадо, в том числе Мигуэль Фаломир, куратор итальянской живописи, и ряд других ученых, а также британский исследователь Пол Йоаннидес, который выдвинул версию о происхождении картины: по его мнению, картина была предложена Антуану Перроне де Гранвею.

Картина, хранящаяся в Музее Прадо, датируется около середины 1550-х годов, то есть временем, к которому относятся письма Тициана, и ее стилистика полностью это подтверждает. По всей видимости, именно она была написана для Филиппа II.

Вновь обнаруженная первая версия с ее ярким жизнерадостным колоритом и бережным отношением к пластической форме без сомнения была создана раньше и, вполне вероятно, в 1545–1546 годах, в период пребывания художника в Риме либо сразу после его возвращения в Венецию и, таким образом, она является одной из первых poesie в творчестве великого мастера.

Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

www.arts-museum.ru

Источник: http://www.wpolitics.ru/atributsiya-kartiny-titsiana-venera-i-adonis/

Венеция — Паоло Веронезе (Паоло Калиари)

Паоло Калиари всемирно известный под именем Паоло Веронезе (Paolo Veronese) один из величайших художников венецианской школы живописи эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения или Ренессанса — период интеллектуального и художественного расцвета в Италии XV — XVI веков, оказавшая значительное влияние на всю европейскую культуру.

Паоло Веронезе, сын скульптора Габриеля Калиари из Вероны, родился в 1528 году и стал пятым ребенком в семье. Основы живописного мастерства Паоло постигал в мастерской веронского художника Антонио Бадиле. Так же важную роль в жизни Веронезе сыграл другой итальянский мастер, архитектор Микеле Санмикеле.

Правда, как отмечают специалисты, Антонио Бадиле, безусловно способный художник, не оказал на творческую манеру Веронезе сколько-нибудь существенного влияния. К 25-ти годам Паоло Веронезе уже был самостоятельным художником, крепко стоящим на ногах, мастером композиции и непревзойденным колористом, ему была подвластна монументальная живопись.

В начале XVI века художественная жизнь Вероны, входившей тогда в состав Венецианской Республики, развивалась самостоятельно и независимо от столицы. Главным средством выражения у художников из Вероны был цвет, и живопись Веронезе так же была основана на колорите. Паоло Веронезе много работал, главным образом в Венеции, а также исполнял заказы из Падуи, родной Вероны, Мантуи и Виченцы.

Ранний период творчестав Паоло Веронезе

Среди работ Веронезе раннего периода выделяется первое его обращение к христианскому сюжету «(Мистическое) Обручение Святой Екатерины». Святая Екатерина обменивается обручальными кольцами с младенцем Иисусом.

Картина была написана, предположительно, в связи или под влиянием состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте.

В последствии Веронезе будет еще не раз обращаться к этому сюжету.

В 1548 году Веронезе пишет алтарный образ для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре в Вероне. Композиция «Крещение Христа» для боковой стены капеллы другой веронской церкви скорее всего была написана в 1548-1549 годах.

В этот же период были созданы картина «Оплакивание Христа», заказанная аббатом Бернардо Торлиони для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация и полотно «Положение во гроб» , считающаяся обобщением художественного опыта Паоло Веронезе до венецианского периода.

К началу 1550 года Веронезе подходит в статусе зрелого мастер по меркам провинции и он готов к тому, чтобы заявить о себе в столице.

Читайте также:  Портрет напольного гетмана, иван никитич никитин

В 1551 году он пишет картины для алтаря капеллы Джустиниани в церкви Сан Франческо делла Винья — «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем» и другие.

В целом они перекликаются с картинами на эти сюжеты, ранее написанными Тицианом, но в трактовке цвета, бликов на складках одеяний и изгибов фигур Веронезе остался верен своему собственному, уже сложившемуся стилю.

Сдав первый экзамен в Венеции, Веронезе расписывает фресками виллу Соранцо в Тревилле, построенную десятилетие назад его наставником Санмикеле.

Блестящий талант мастера проявился в росписях на мифологическую тематику по которым можно сказать, что на Веронезе оказали влияние произведения Рафаэля и Микеланджело.

Вилла не сохранилась, но небольшая часть росписей Веронезе дошла до нас во фрагментах.

Между 1552 и 1553 годами Паоло Веронезе работает в Мантуе, где пишет картину «Искушение Святого Антония» для одного из боковых алтарей городского собора. Картина была вывезена французами и ныне находится в Музее изящных искусств города Кана.

Покорение Венеции Паоло Веронезе

В 1553 году Паоло Веронезе был вновь работает в Венеции, и ни где-нибудь, а на оформлении интерьеров Дворца дожей. Он создает цикл картин и расписывает плафоны в трех залах Совета Десяти в новом крыле дворца на протяжении трех лет работы.

Первым был закончен Зал Приемов. Для него, помимо нескольких одноцветных композиций, Веронезе создал четыре масштабных полотна. «Юпитер, изгоняющий Пороки» (вывезена французами, находится в Лувре), «Юнона, осыпающая дарами Венецию», «Юность и Старость» и «Свобода» и отдельно «Святой Марк венчающий христианские добродетели».

Это картины высочайшего художественного качества. Насыщенный цвет, исключительная яркость живых красок с эффектом мерцания, световые блики сообщающие фигурам на полотнах необыкновенную легкость и создают иллюзию глубины. Все это отличает работы Веронезе от полотен других венецианских художников.

В Зале Трех Дворца дожей главной темой оформления стали триумфы добродетельного правления. Веронезе украсил зал полотнами «Победа Добродетели над Злом» и «Победа Немезиды над Грехом».

По завершение работ во Дворце дожей Веронезе был приглашен для оформления грандиозной декорации в новой церкви Святого Себастьяна в районе Дорсудоро.

Росписи этой церкви Паоло Веронезе посвятил, с перерывами, более двух десятилетий своей жизни.

Кисти Веронезе в церкви Святого Себастьяна принадлежат картины, потолочные холсты и фрески в нефе и на алтарной стене, а так же часть росписи ризницы, хоров, органа и алтаря.

В 1555 году была расписана сакристия, кисти Веронезе принадлежат «Коронация Богоматери» и «Евангелисты». В 1556 году на потолочном нефе Веронезе завершил несколько картин с изображениями эпизодов из книги «Эсфирь» — «Изгнание царицы Астинь», «Коронация Эсфири», «Триумф Мардохея (Мордехая)». Затем были созданы картины позади хоров иллюстрирующие житие святого Себастьяна.

В 1560-м году Веронезе украсил створки органа — при закрытых ставнях органа мы видим «Сретение Господне», при открытых «Христос, исцеляющий больных».

Завершают декорацию органа сцена «Рождество», размещенная на внешней стороне балкона, а также два изображения Добродетелей и образы Святого Франциска и Святого Иеронима.

Подобную роспись Веронезе делал и для органа церкви Сан Джеминьяно, которая была разрушена, картины попали в Галерею «Эстенсе» в Модене.

Так же Веронезе написал на куполе церкви полотно «Успение Пресвятой Богородицы», но в XVIII веке роспись была уничтожена. Последней работой Веронезе для церкви Святого Себастьяна в 1570 году., стала картина позади высокого алтаря — «Мадонна во славе со святым Себастьяном и другими святыми». Картина заключена в цветную мраморную раму, выполненную самим художником.

Зрелые годы творчестав Паоло Веронезе

Сразу же после завершения росписи свода нефа церкви Святого Себастьяна Веронезе принимает участие в новом государственном заказе на роспись сводов «Золотого зала» Библиотеки Святого Марка. А параллельно возобновляет активную работу с фресковой живописью, к этому периоду относятся фрески Веронезе в палаццо «Тревизан» на острове Мурано.

Около 1558 года он исполняет три больших панно для плафона церкви Санта Мария Дзаттере ,со сценами «Благовещение», «Поклонение пастухов» и «Вознесение Богоматери», которые сейчас находятся в капелле Дель Розарио собора Санти Джованни э Паоло.

В 1560 году Веронезе посетил Рим, а затем расписывал церковь Святой Вероники в селении Мазер, близ Виченцы. В 1566 году Веронезе женился на дочери своего учителя Антонио Бадиле.

 Сложившаяся к этому времени художественная манера Паоло Веронезе воплотила лучшие черты венецианской школы живописи — легкий, артистический рисунок и пластичность формы сочетаются в картинах художника с изысканной цветовой гаммой из сложных сочетаний.

Веронезе стал одним из первых венецианских художников XVI века, который начал создавать декоративные ансамбли из росписей стен и потолков церквей, дворцов, вилл. Его работы органично вписываются в окружающую архитектуру. 

Масштабные полотна в творчестве Паоло Веронезе

Что касается традиционной, станковой живописи, то к этому времени центральное положение в творчестве Веронезе начинают занимать монументальные холсты, как правило изображающие пиршества или другие многолюдные мероприятия, в которых евангельские сюжеты трактуются им слишком вольно.

Яркий пример тому «Пир в доме Левия» — самое грандиозное из полотен Паоло Веронезе размером почти 13 метров в ширину, написанное около 1570 года. Действие происходит в монументальной трехпролетной лоджии, детали которой выписаны настолько точно, что по ним можно строить.

Веронезе очень любил христианский сюжет «Мистическое обручение Святой Екатерины» и в середине 70-х им была написана очередная, самая выразительная версия этой картины как алтарный образ главного алтаря одноименной церкви. На картине в счастливой гармонии объединены религиозный сюжет и патрицианское великолепие венецианской жизни. Очевидно, что действие происходит не в египетской Александрии, а в типично венецианском окружении.

В серии из четырех холстов со Сценами из жизни Христа, исполненной для венецианского дворца семьи Куччина в 1572 году, ныне находящиеся в Картинной галерее в Дрездене, художник пошел еще дальше.

В одном из этих полотен «Мадонна с семейством Куччини» изображена Семья Куччини в полном составе Мадонна с младенцем, Иоан Креститель, святой Иероним и ангел в Венеции на фоне дворец Куччина на Большом Канале, для которого и были заказаны полотна.

Неудивительно, что в 1573 году Веронезе предстал перед судом инквизиции, но все обошлось лишь покаянием и принуждением исправить или исключить некоторые фигуры на некоторых из его картин.

Мифологические и античные сюжеты в творчестве Паоло Веронезе

Разумеется Веронезе писал не только на религиозные темы. Большим спросом у ценителей живописи тех лет, особенно после смерти Тициана, пользовались мифологические и античные сюжеты
Около 1575 года Веронезе написал серию из четырех композиций — «Аллегории любви» (Неверность, Презрение, Уважение и Счастливый союз), находящиеся сейчас в Лондонской Национальной галерее.

Еще одна серия из четырех картин на светскую тему, принадлежала императору Рудольфу II, а сейчас находится в частных коллекциях. Наряду с упомянутыми сериями Веронезе в эти годы написал несколько картин на тему любовных историй отдельных мифологических персонажей. Это «Марс, раздевающий Венеру», «Венера, обезоруживающая Амура», «Венера и Адонис», «Похищение Европы».

Последняя картина находится во Дворце дожей в Венеции. Там же можно полюбоваться на самую пышную декоративную композицию мастера — «Триумф Венеции» на плафоне зала Большого Совета Дворца дожей (1580-1585).

Мифологические и аллегорические персонажи здесь соседствуют с нарядными венецианцами.

Так же кисти Веронезе во Дворце дожей принадлежат росписи «Завоевание Смирны», «Дож Андреа Контарини возвращается из Кьоджи», «Осада Скутари» созданные в этот период.

Собрание герцога Бекингема Паоло Веронезе

Еще один крупный цикл произведений на религиозные темы был создан Паоло Веронезе в 80-е годы. Он состоит из десяти больших полотен на сюжеты Ветхого и Нового Завета и известен как собрание герцога Бекингема, во владении которого они находились в начале XVII столетия.

Это полотна «Иисус омывает ноги ученикам», «Иисус и прелюбодейка», «Христос и центурион», «Иисус и самаритянка», «Эсфирь перед Агасфером», «Агарь и Измаил в пустыне», «Лот и его дочери бегут из Содома».

В этом цикле преобладают глубокие, мрачные тона, страстный пафос сцен и точное воссоздание сцен Священного Писания.

Важнейшей частью произведений Веронезе в последние десять лет его жизни становится пейзаж.

Правда художник не стремится к реалистичному изображению — пейзажем на картине «Погребение Христа» у него становится опушка густого и мрачного леса, а не пустынный берег реки Иордан.

Пейзажи в его картинах призваны усиливать драматизм сюжета и большинство из них мрачные, напряженные с мерцающим, неземным светом.

В восьмидесятые годы Веронезе вернулся к картинам на сюжеты «Жития» святых. Это направление деятельности было благосклонно принято и всячески поддерживалось церковью. XXV сессия Собора в Тренто отметила пользу изображения подобных историй для воспитательной и проповеднической работы.

Умер Паоло Веронезе 19 апреля 1588 года в Венеции от воспаления лёгких и был похоронен в церкви Святого Себастьяна.

После его смерти его сыновья Карлетто и Габриеле вместе с его братом Бенедетто образовали товарищество и выпускали из своей мастерской картины за подписью «наследников Паоло» , но, переняв его манеру, они не унаследовали его гения, и масса разбросанных по всему свету картин их работы, часто идущих под именем великого художника, все таки не дотягивают до его уровня.

Источник: http://www.allyestate.com/ourtravels/report-italy/749-venice-veroneze

Ссылка на основную публикацию