Воин и оруженосец (гаттамелата)

Д. Харитонович. Рыцарская доблесть, рыцарская верность, рыцарская честь

Эта лекция будет посвящена особенностям стратегии и тактики рыцарского войска, рыцарским сражениям, рыцарскому вооружению, влиянию всего вышесказанного не только на характер войны, но и на систему ценностей рыцаря. Особое внимание мы уделим вассально-ленным отношениям, основанным на клятве верности: верности как стержневому элементу рыцарской картины мира, верности по отношению к сюзерену, другу, возлюбленной и Богу.

Поговорим о том, что, пожалуй, на взгляд любого человека, составляет суть, стержень, самое главное в средневековье, то, что дошло до наших дней, не умерло и сегодня. Я имею в виду рыцарство в самом широком смысле этого слова – рыцарственность, рыцарскую верность, рыцарскую честь, рыцарскую доблесть.

Мы уже говорили о том, что в результате битвы при Пуатье была проведена реформа, направленная на создание боеспособного войска. Но смысл и влияние этой реформы намного больше, чем просто решение сиюминутных проблем обороны.

Создание тяжелой кавалерии – это создание рыцарства, а это выходит за пределы социально-экономических и других проблем.

Итак, рыцарство. Что это такое? В первую очередь это тяжеловооруженная конница. Самый характер вооружения влияет на характер битв, на тактику и стратегию, что в свою очередь влияет на рыцарский этос. Об этом сейчас и поговорим.

Начнем с того, что вооруженный рыцарь в нашем нынешнем понимании, это те доспехи, которые мы можем увидеть в музее. На самом деле это совсем не так. Как правило, эти сплошные доспехи – вооружение турнирное, крайне редко употреблявшееся в бою. Весьма также распространена легенда о том, что эти доспехи были невероятно тяжелыми.

Настолько тяжелыми, что под тяжестью тевтонских рыцарей, одетых в такие доспехи, проломился лед Чудского озера во время знаменитого Ледового побоища. Ничего подобного! Полный рыцарский доспех весил в разные эпохи 12, максимум 16 кг! Для сравнения: доспех современного хоккеиста весит около 16 кг.

А все видят, как они легко и лихо двигаются по льду. Полная выкладка современного спецназовца, с бронежилетом, со всем прочим – 20 кг. Во всяком случае на разнообразных показательных выступлениях, которые мы можем наблюдать по телевизору, двигаются они весьма бойко и быстро.

Поэтому все рассказы о том, что рыцарь, падающий с коня, не мог подняться сам, что для того, чтобы вообще сесть на коня, рыцарь садился верхом на бревно и несколько человек поднимали это бревно вместе с ним, – все это либо легенда, либо описание турнира, а не реального сражения.

Я готов сказать, что Сергей Михайлович Эйзенштейн – великий режиссер. Но в его знаменитом «Александре Невском» есть масса проколов.

Так, в фильме оружейник раздает кольчуги людям, которые будут защищать Новгород. И горожане их тут же на себя надевают.

Извините, этого не может быть, потому что, как говорил Чехов, этого не может быть никогда. В фильме они надевают кольчуги на рубахи.

А вы никогда не пробовали обмотать себя поверх обыкновенной рубашки проволокой, – не колючей, нет, обычной проволокой? Поверьте, это будет очень и очень неудобно.

Кольчуга никогда не надевалась на рубаху, она надевалась на плотную подстежку.

У людей победнее это было что-то вроде ватника, но набитого не хлопком – хлопок появляется только в XIV веке и он очень дорог, – а ватник был набит оческами шерсти Люди побогаче надевали кольчугу на плотную кожаную куртку – хорошая кожа дорого стоила.

И никто эти кольчужные доспехи не надевал через голову. Кольчуга – не свитер, она не растягивается! Кольчуга разрезана на спине и надевается как медицинский халат. А это означает, что и кольчугу, и более поздний панцирь типа кирасы, сам на себя рыцарь одеть не мог.

Следовательно, абсолютно необходимы для боевых условий военные слуги – оруженосцы. А это уже имеет отношение и к культуре! Именно здесь появляется образ военного слуги – от Горвеналя в рыцарских романах до Шельменко-денщика и бравого солдата Швейка. Это культурный феномен, культурное явление!

И вот что еще. В указанном фильме, в конце, Николай Черкасов, исполняющий роль Александра Невского, – изумительный, замечательный актер – так вот, он снимает шлем, когда он обращается к народу, и ветер развевает его волосы.

Это тоже невозможно! Никто не пробовал, может быть в детстве, надевать на голову ведро? Если пробовал, то знает, – это невозможно! Шлем всегда надевался на подшлемник. Самые простые подшлемники – вязаные, вроде современных женских вязаных шапочек с длинными ушами.

Либо шлем надевался на стеганый или из плотной кожи капюшон. Вот все эти детали и породили особенности рыцарской битвы.

Представим себе рыцаря в описанном капюшоне, а по крайней мере с XII века в кольчужном капюшоне, а сверху еще в шлеме – первоначально открытом, со щитками по бокам, уже с конца XI–XII века – глухом сплошном шлеме с прорезью для зрения (позднее, с начала XIV века, появляется шлем с забралом, то есть тоже с прорезью).

Так вот, если кто-нибудь попробует надеть на голову плотный – хотя бы вязаный – капюшон, а сверху ведро, он поймет, что ничего не слышит! Поскольку прорезь в забрале очень невелика – это естественно, так защищается лицо, – то и обзор крайне незначителен.

А это означает, что никакого управления боем, рыцарским конным сражением быть просто не может!

Рыцарь не управляем в бою, он не слышит команд, он не видит подаваемых ему знаков. А видит он только луку своего седла, холку своего коня, острие своего копья и – такого же всадника, мчащегося навстречу ему.

А это означает, что в отсутствие управления боем, в отсутствие какой бы то ни было кавалерийской конной вольтижировки, то есть управления конем по команде, – вольтижировка появится только в конце XVI века, сражение начнет превращать в серию разнообразных поединков. А отсюда следствие – возникает ценность рыцарского поединка.

Пусть он будет и не столь изящен и благороден, как это описывалось в рыцарских романах или у авторов XVIII–XIX века, от Вальтера Скотта до Дюма, пусть не так. Главное, что это – серия поединков. А отсюда важность индивидуального, личного подвига рыцаря. Ведь всегда можно понять, сколько и как рыцарей было сбито с коня, скольких врагов победил тот или иной воин.

С другой стороны, это же приводило к умалению роли полководца. Если сравнить с римскими временами или Новым временем, мы увидим, что великих полководцев было весьма не много. От полководца требовалось выбрать время битвы, место битвы и дать вовремя сигнал к началу сражения. В крайнем случае – организовать небольшую засаду, специально подготовленный для этого отряд.

Впрочем, это, как правило, не одобрялось рыцарской этикой: считалось, что чем более затруднена победа, тем больше честь победителю. Поэтому, например, давались самые невероятные, самые замысловатые рыцарские обеты. Конечно, в художественной литературе это сильно преувеличивается, но это действительно было. Скажем, привязать руку и сражаться только одной рукой.

А в начале Столетней войны английские рыцари дали на торжественном пиру обет заклеить, завязать, залепить себе один глаз и не снимать этой повязки до тех пор, пока они не совершат мало-мальски серьезного подвига.

Если рыцарь был в доспехах, он не имел права уклоняться от битвы ни при каких обстоятельствах, независимо от соотношения сил. И поэтому на рекогносцировку, на разведку отправлялись невооруженными – тогда можно было без потери чести ускакать, видя врага.

Нельзя было совершать «обратные движения». Известны случаи, когда войско по ошибке прошло мимо места, назначенного для сражения – топографических карт-то не было, и они вынуждены были сражаться в условиях неудобных.

И – ничего страшного, если битва и будет проиграна, зато честь будет соблюдена.

В чем еще важность рыцарской чести? Доныне, когда мы вспоминаем о рыцаре, мы думаем, что рыцарь храбр, благороден, верен слову. Почему так? Мы уже говорили о том, что сложившаяся феодальная система, в которой тяжеловооруженный конник, тот самый рыцарь, являлся военным слугой, благородным слугой, вассалом (от vassus – слуга) своего сюзерена.

Все это держалось в буквальном, точном смысле «на честном слове». Отсюда невероятное значение слова в рыцарской культуре. Это не значит, что не было клятвопреступников, обманщиков, но это всегда рассматривалось как нечто не должное, не достойное человека. А рыцарь был обязан при любых условиях служить своему сюзерену.

И так обстояло дело именно что в жизни, а не только в литературе.

В известном романе «Рауль де Камбре» Бернье, верный слуга Рауля, благороднейший, честнейший рыцарь, служит ему, приговаривая при этом: «Мой сеньор Рауль – предатель, хуже Иуды, но он мой сеньор».

И служит ему до тех пор, пока совершенно озверевший Рауль де Камбре не сжигает монастырь со всеми обитательницами, куда удалилась матушка рыцаря Бернье. Тем самым он, сюзерен, нарушает свою, встречную клятву – быть покровителем своего вассала.

После этого вассальные отношения могут быть разорваны.

А вот реальная история XII века. Король Франции Людовик VI Толстый поссорился со своим могущественным вассалом графом Тибо Шампанским. Граф просил помощи у императора Священной Римской империи – как тогда назывались фактически германские короли. И что же? Император, считая себя выше простого короля, требует от короля примириться с графом Тибо.

Король Людовик объявляет императору войну, созывает своих вассалов. И что же? И вассал короля, граф Тибо, идет служить своему обидчику против своего заступника. Потому что он дал такую клятву. Предусматривается и клятва, даваемая другу, верность слову вообще, в любом сколь угодно широком смысле.

В «Песне о Нибелунгах» маркграф Рюдигер братается с Хагеном, первым вассалом бургундских королей. Потом, когда начинается известный конфликт, сюзерен маркграфа король Этцель принуждает Рюдигера идти сражаться. Рюдигер отказывается – Хаген его побратим, они даже обменялись оружием и доспехами.

Сюзерен настаивает, и Рюдигер идет сражаться, но без доспехов – он не может облачаться в доспехи, дарованные другом. Он гибнет, но он не уронил чести вассала, не изменил своему рыцарскому слову.

А вот реальный пример из времен Столетней войны. Некий французский рыцарь попадает в плен к англичанам. Поскольку битва еще продолжается, держать его в плену невозможно, он отпускается под честное слово. Система взять в плен, а потом отпустить за выкуп была широко распространена и ничем постыдным не считалась.

Наоборот, убить собрата, христианина, считалось куда более постыдным. Так вот, он отпускается под честное слово, что вернется после битвы. Что он делает, этот рыцарь бедный? Он кидается в сражение, чтобы сбить с коня, пленить какого-нибудь англичанина, взять с него выкуп и расплатиться с англичанами. Своих денег у него нету, хочешь жить – умей вертеться.

Но сбежать – это ему просто не приходит в голову.

И последний пример. Рыцарь влюблен, как и полагается. И клятва верности любимой женщине нерушима именно потому, что она является аналогом клятвы верности сюзерену. Переводчик «Песни о Нибелунгах» не точно понял и перевел, написав, что Зигфрид пожимает руку Кримхильде.

Он не пожимает, он вкладывает свои руки в ее – это акт и жест вассальной присяги, не только любимой женщине. Мы знаем, что очень часто изображаемый в западной живописи, да и вообще распространенный молитвенный жест – сложенные руки, это повторение жеста вассальной присяги. Христианин приносит клятву верности Богу.

Но о вере, о Боге мы поговорим в другой раз.

Лекция 2 из цикла «Легенды и мифы европейской истории»

Источник: http://yos.ru/audiolecture/107.html

ЛитВек — Скачать бесплатно без регистрации — Самиздат — Книги читать онлайн

32″ />

Джованни Беллини, чье творчество повлияло на всю венецианскую живопись и прежде всего на ее настроение, оставил после себя загадку, которую не могут разгадать до сих пор: каков сюжет картины «Священная аллегория»? Это отвлеченное название ей было дано потому, что никто точно не смог ответить на вопрос.

Читайте также:  «портрет клептомана», теодор жерико — описание

Художник изобразил так называемое святое собеседование: сидящей на троне Богоматери предстоят святые. Среди них можно различить Павла с мечом, прогоняющего человека в тюрбане, Петра, опершегося на балюстраду и сторожащего вход на площадку, Себастьяна со стрелой в груди и Иова, молитвенно сложившего руки.

Но композиция «святого собеседования», всегда бывшая, когда Беллини или другие художники обращались к этому сюжету, центральной, здесь развернута к зрителю боком и становится одним из представленных мотивов. Другой — играющие под деревом младенцы. В их группе выделяется тот, кто держит в руках яблоко, символизирующее человеческие грехи.

Этот ребенок может быть Христом, пришедшим в мир искупить грехи, а младенцы вокруг Него — душами, попавшими в чистилище, за которые молятся святые. Река — скорее всего Лета, отделяющая этот мир от мира живых, который виден на среднем и дальнем планах.

Там молится в пещере анахорет, неподалеку бродит кентавр, олицетворяющий соблазны, а еще дальше живут своей обычной жизнью люди.

Но прав был русский искусствовед Павел Муратов, когда писал о Беллини: «И может быть, ключ к его картине находится не столько в том, что изображено, сколько в самом чувстве, каким проникнуто здесь все.

Нам понятны глубокое созерцательное раздумье, в которое погружены его святые, и бесплотная тонкость младенческих игр с золотыми яблоками темнолиственного мистического дерева. В той стране, которая открывается за уснувшими зеркальными водами Леты, мы узнаем нашу страну молитв и очарований.

Там бродят в уединении скал наши души, когда их освобождает сон… На утренней заре они второй раз погружаются в летейские воды и выходят, храня печаль, на берег жизни».

Пьетро Перуджино (между 1445 и 1452–1523) Пьета. Около 1493–1494. Дерево, масло, темпера. 168×176

Глава живописной школы Умбрии и учитель Рафаэля Пьетро Перуджино создавал картины, в которых, например в представленной, царит какая-то особая тишина. Словом «пьета», что в переводе с итальянского означает «сострадание, жалость», называют в живописи и скульптуре сцену оплакивания Богоматерью мертвого Христа, лежащего у Нее на коленях.

В картине господствуют две взаимно уравновешенные композиционные линии — вытянутого тела Спасителя и полукруглых арок, которым вторит своими очертаниями фигура Марии. Арка — символ небесного свода и мировой гармонии — уже своей формой вносит в композицию чувство, подчеркивающее, что жертва Христова была не напрасна.

На Его лике — умиротворение, Богоматери — глубокая тоска, которая не находит выхода вовне, а на лицах Иоанна Евангелиста и стоящего за ним святого — то выражение, которое можно определить классической строкой «печаль моя светла».

Грусть и вместе с ней надежда ощущаются и в весеннем пейзаже вдали, и в золотистом воздухе, окутывающем все изображенное.

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) Мадонна Дони (Святое семейство) 1505–1506. Дерево, масло, темпера. Диаметр 120

Данное произведение — единственная дошедшая до нас законченная станковая картина Микеланджело, уделявшего основное внимание скульптуре, архитектуре и фрескам.

В его монументальных росписях фигуры напоминают скульптуру, и это неслучайно: на вопрос писателя Бенедетто Варки о том, что выше — живопись или скульптура, Микеланджело ответил: «Живопись, как мне кажется, считается лучше тогда, когда она больше склоняется к рельефу».

Так и в «Мадонне Дони» или «Тондо Дони» (тондо — круглая по форме картина или рельеф) фигуры Мадонны, Христа, святого Иосифа, святого Иоанна Крестителя и юношей на заднем плане выписаны именно рельефно, скульптурно.

Впрочем, эта особенность отличала всю живописную школу Тосканы от, например, венецианской. Центральная группа напоминает скульптурную композицию: она компактна, и создается впечатление, что ее можно обойти со всех сторон и рассмотреть.

В этом произведении чувствуется и мышление архитектора, настолько все изображенное устойчиво и надежно «закреплено» в пространстве.

Живопись картины напоминает монументальную, подобную тем фрескам, что Микеланджело выполнил на потолке Сикстинской капеллы в 1508–1512.

Фигуры персонажей и складки драпировок «Мадонны Дони» лапидарны, то есть рассчитаны на дальний обзор. Поза Богоматери так же сложна, как и у сикстинских персонажей, словно предназначенная вторить пластике некой архитектуры.

А своей пространственной композицией, уходящей в глубину, тондо похоже на расписной потолочный плафон.

И все-таки это станковая картина, о чем говорит ее колорит, складывающийся из глубоких и чистых цветов, не столь необходимых в монументальной живописи, и замкнутая композиция тондо, и живые характеры изображенных.

Таким образом Микеланджело, который называл себя, в первую очередь, скульптором, доказал, что прекрасно владеет приемами станковой живописи, и проявил в этом произведении все свои таланты, как и подобало мастеру Высокого Возрождения.

Рафаэль Санти (1483–1520) Автопортрет 1506. Дерево, темпера. 47,5×33

Юноша с вдохновенным лицом, лицом молодого гения — таков Рафаэль, смотрящий на нас с автопортрета. От его облика исходят спокойствие и небесная гармония, которыми отличается вся живопись художника.

Колорит этой картины подчеркнуто сдержан — нейтральный фон, темные волосы, такая же шапочка.

Между темным одеянием и кожей теплого цвета виднеется узкая белая полоска рубашки — в этом тончайшем переходе от глухого черного к живым тонам лица и шеи — весь Рафаэль, чувствовавший глубинные законы живописи.

Автопортрет, весьма похожий на этот, только в зеркальном развороте, художник поместил на фреске «Афинская школа» (1508–1511) в ватиканской «Станце делла Сеньятура»: справа в образе древнегреческого живописца Апеллеса виден тот же исполненный высокой поэзии облик Рафаэля.

Рафаэль Санти (1483–1520) Мадонна со щеглом 1507. Дерево, масло. 107×77

Это один из тех образов Мадонны с Младенцем и Иоанном Крестителем, которые Рафаэль создал во Флоренции. Он был заказан художнику его другом, торговцем Лоренцо Нази, к собственной свадьбе. Живописец использовал здесь ту же треугольную композицию, что и в других картинах на данную тему, благодаря чему изображение приобрело равновесие и редкую гармонию.

Мария словно закрывает собой Младенца Христа и маленького Иоанна.

Мягкие линии Ее фигуры, текучие складки одеяния, как и ставший типичным для Рафаэля идилличный пейзаж на заднем плане с плавными очертаниями ландшафта, погруженный в легкую дымку и тающий вдали, наполняют картину настроением умиротворения.

Но щегол, символ Страстей Христовых, в руке Иоанна Крестителя, к которому тянется Младенец, вносит тревожную ноту в изображенное. При этом лицо Мадонны, нежное, с опущенными глазами, обрамленное мягкими волосами, выражает спокойствие, которое передается и зрителю.

Джорджоне(?) (1476/1478(?)-1510) Воин и оруженосец (Гаттамелата). Около 1505–1510. Холст, масло. 90×73

Доподлинно неизвестно, кто является автором представленной картины, но ясно, что этот художник находился под сильным влиянием живописи венецианца Джорджоне.

На полотне изображен кондотьер Эразмо де Нарни, живший почти за столетие до написания картины и получивший прозвище Гаттамелата — «ласковая кошка». Выходец из низших слоев общества, он стал наемным солдатом, служил в разных городах и разным правителям, дослужился до кондотьера — предводителя отряда,

Источник: https://litvek.com/br/345860?p=6

Equestrian statue of Gattamelata

Конная статуя Gattamelata является скульптура итальянского раннего художника эпохи Возрождения Донателло, начиная с 1453, [1] находится в площади Пьяцца дель Санто в Падуе, Италия, сегодня. Он изображает Ренессанс Condottiero Erasmo да Нарни, известный как «Gattamelata», который служил в основном под Венецианской республики, который постановил, Падую в то время.

Содержание

    1 Описание 2 Стиль 3 См. также 4 Примечания 5 Справки 6 Внешние ссылки

Описание

Глава Эрасмо да Нарни

После Эрасмо смерти Нарни в 1443, семья наемника заплатил за скульптуру в его честь. Измерение 340 х 390 см (базовая измерения 780 х 410 см, [2] это ранние из сохранившихся Ренессанс конная статуя и первым вновь величие классической конного портрета. [3] После своего зачатия, статуя служила в качестве прецедента для более поздних скульптурах в честь военных героев. [4]

Статуя, как и все бронзовые статуи этого времени, было сделано с помощью метода потерянного воска. Статуя находится на пьедестале, и оба Condottiero и его лошадь изображают в натуральную величину.

Вместо того, чтобы изображать солдата, больше, чем жизнь, как и в классическом конная статуя Марка Аврелия в Риме, где своего рода иерархии размера демонстрирует власть субъекта, Донателло используется эмоции, положение и символику, чтобы передать то же самое сообщение.

Таким образом, Донателло делает заявление о силе реальной жизни человека, он не нуждается, чтобы украсить или сделать грандиознее которого Gattamelata было — просто изображение реального человека достаточно, чтобы передать свою власть.

Постамент под лошадь состоит из двух рельефов по направлению к вершине с поддельными двери внизу. Двери символизируют врата преисподней, кредитование чувство могиле, хотя памятник никогда не был местом погребения. [5] один рельеф показывает пальто Gattamelata в оружия в окружении двух путти, которые указывают на него. Другой рельеф ангелов отображения боевые доспехи. [5]

Стиль

Эрасмо да Нарни (Gattemelata) сидит высоко на коне, с видом на расстоянии. Эмоции на его лице уже серьезно. Донателло изображает Gattamelata как составной, оповещения и бдительным лидера. Изображение силу характера и ссылки на силе реальных людей течет с темами индивидуализма и гуманизма эпохи Возрождения.

Лошадь перекликается с предупреждение, автономный и мужественное воздух всадника. Его голова набок, и ее ноги так, будто они идут. Реалистичным изображением его мышечной форме раскрывает озабоченность Ренессанс с анатомической исследования, которое позже была разработана в исследованиях Леонардо да Винчи для конного памятника Сфорца.

Донателло также передает власть Gattamelata с символикой. Он командует мощный лошадь, и оба, похоже, готовы к бою. Передний левый копыта лошади опирается на шар, который символизирует землю, представляя свою власть не только в Падуе или Италии, но и во всем мире.

Это особенно редки и заметно, как Gattamelata не был главой государства. [6] Gattamelata изображается как воин рисунке, неся эстафету, символизирующую его военное руководство и с длительным мечом.

В то время как Gattamelata умер в 70 лет, Донателло изображает его на вершине своего могущества, далее подчеркивая свою мощь и способности. [5]

The Конная статуя Gattamelata резкое отклонение от более ранних, после классических конными статуями, таких как Готический Бамберг всадник (ок. 1230S). В то время как Бамберг всадник изображен германский император, ему не хватает размера, мощности и натурализм Gattamelata.

Лошадь появляется почти двумерной и не хватает деталей, чтобы понять и мускулатура, что его коллега Ренессанс. В то время как всадник также в довольно реалистичной пропорционально своей лошади, он тоже не хватает силы Gattamelata.

Последний изображается как реального человека, его доспехи значок статуса; этой линейки, однако, появляется почти спущенном, потеряли в тщательно скульптурные драпировки, которая покрывает его.

Его сила осуществляется исключительно за счет своей короны, что отражает различия, которые Ренессанс индивидуализм выпуска: здесь, позиции — корона — вот что имеет значение, тогда как в Gattamelata, это человек и его характер, что имеет значение.

Сравнение между скульптурой и, что Марка Аврелия показывает, как тесно Донателло посмотрел на классического искусства и его темы. В этом изображении Марка Аврелия, император карлики коня, доминируя его по размеру. Тем не менее, император также имеет выражение лица господства и определения.

Лошадь Марка Аврелия одет, и, в то время как сам император одет в одежды, а не брони, он появляется как политический и военный деятель. Внимание к мускулатуры и движения лошади и реалистичным изображением императора (прощайте его размер) отражаются в Gattamelata.

Также похоже это чувство величия, власти и власти как портреты источают.

Еще один элемент, который Донателло взял из античной скульптуры трюк добавления поддержки (сфера) под поднятым передней ноги лошади, которая появляется и в утраченной Regisole Павии, бронзовая конная статуя с любой покойного Западной Римской империи, Остроготов Королевство или византийский экзархат Равенны. В этой скульптуре стоял собака использовалась нести нагрузку в соответствии с подковой.

Статья была переведена автоматически. Источник: Википедия

Источник: http://vv-travel.ru/tarticlle/equestrian-statue-gattamelata

Оруженосец рыцаря в Англии и Франции, испытания и обязанности, доспехи и оружие, ритуал посвящения и перспективы службы,как выбирался господином

Эпоха средневековья дала рождение рыцарству – новому сословию, которое в определенной степени стало частью развития человеческого общества, культуры и технического прогресса. На фоне общего упадничества именно в лице рыцарей Европа получила мощный инструмент дальнейшего развития.

Читайте также:  Дом инвалидов, париж, франция

Рыцарские кодекс и законы заложили не только основы новой военной иерархии. Рыцари вместе со своими слугами – оруженосцами представляли основу и ударную силу любого войска. Это в свою очередь наложило отпечаток на последующее формирование культурных традиций и национальных обычаев.

Личная доблесть, честь и человеческое достоинство возводятся в ранг высших добродетелей мужчин знатных фамилий.

Перед тем как стать рыцарем, молодому человеку необходимо было пройти испытание огнем и мечом, доказать своими поступками право носить такое звание. Стать рыцарем означало посвятить себя целиком и полностью служению Богу и королю, стать защитником и проповедником христианской веры, поборником высокой морали.

Соответственно, состоять на службе у рыцаря считалось почетной обязанностью. В некоторых странах Западной Европы оруженосец имел достаточно высокий статус, сравнимый по весу с мелкой знатью.

Тем более, что в большинстве случаев подготовка к посвящению в рыцари предусматривала наличие определенного ритуала, службу в качестве оруженосца своего покровителя, наставника и господина.

Звание оруженосца. История происхождения

В наследство от Римской Империи Средневековая Европа получила не только устои государственного управления и формы организации гражданского общества. Созданные на обломках империи новые государства переняли от римлян и военную организацию.

Всадники, тяжеловооруженные воины – элита гражданского общества, становятся рыцарями, пехота и вспомогательные войска набираются из числа зависимых крестьян и простолюдинов. В римской армии всадники представляли собой не только особую касту, но и составляли основу римской конницы.

Знатные воины самостоятельно участвовали в военных походах, обходились без слуг и помощников. Этому способствовал тогдашние воинские традиции, предусматривающие аскетичный лагерный образ жизни.

В средневековой Европе все кардинально изменилось. Началось стремительное деление гражданского общества на богатых и бедным, на знатных и простолюдинов. Знатный вельможа обязательно состоял на военной службе у своего сюзерена. В компании со своим господином в военных походах принимали участия его подданные и слуги.

Возникший в средневековье институт рыцарства, предполагал наличие при господине оруженосца. Возникло новое военное сословие со своими устоями и традициями. Как и рыцарское звание, которое надо было заслужить, стать оруженосцем мог далеко не каждый. Это была почетная служба и обязанность.

Оруженосец в Англии, во Франции, в Испании и в германских государствах становился постоянным спутником рыцаря, его тенью, сопровождая его во время военных походов и баталий.

Название говорит о том, какие обязанности возлагаются на оруженосца. Это не просто слуга, отвечающий за бытовое обслуживание своего господина. Этот человек является помощником рыцаря в его ратных делах.

Впоследствии полномочия оруженосца становятся значительно шире, о чем свидетельствуют многочисленные хроники и летописи.

Лицо, приближенное к рыцарю, становится представителем своего господина в обществе, защищает его честь, достоинство и имущество.

Изначально обязанностями оруженосца были:

  • ношение оружия своего господина;
  • подготовка рыцарской амуниции к турнирам и к военным походам;
  • уход за боевым конем и оружием;
  • сопровождение рыцаря во время военных походов;
  • подношение оружия своему господину во время турнира или боя;
  • защита своего господина, бытовая помощь и поддержка в трудных ситуациях.

Следует отметить, что оружие рыцаря в сравнении с вооружением римских всадников стало куда мощнее. Основное оружие воина составлял массивный и тяжелый меч, которым воин должен был умело владеть как сидя в седле, так и в пешем строю.

Ударным вооружением рыцарской конницы становится длинное и тяжелое копье, выполняющее функцию боевого тарана. В качестве дополнительного вооружения рыцари используют в бою булаву и кистень, боевые топоры и арбалеты.

Одним словом, значительно увеличился арсенал рыцаря и самостоятельно справиться со всем этим хозяйством нормальный человек не в состоянии.

Значение оруженосца в жизни рыцаря. Кто мог получить должность?

Оруженосец рыцаря в Англии – это не просто лицо, сопровождавшее знатную особу в военных компаниях. Этот человек выполнял целый ряд других функций. Учитывая, что большую часть жизни рыцарь проводил вне дома, в военных и в лагерных условиях, оруженосец становится его правой рукой, доверенным лицом. На этом фоне появился целый ритуал посвящения в оруженосцы.

Аналогичным образом сложилась ситуация в Итальянских государствах, во Франции и в германских государствах. Пик славы рыцарства пришелся на период Крестовых походов. Именно в это время основная масса славных родов и фамилий Западной Европы приняла участие в походах на Святую Землю.

Сложности и трудности походной жизни, с которыми столкнулись вельможи, вывели должность оруженосца на первые позиции.

В эпоху Крестовых походов произошла трансформация положения оруженосца в обществе. Прослеживалось деление лиц, занимающих эту должность, по социальному статусу. Распространение получили следующие два статуса:

  • оруженосец из числа простолюдинов;
  • знатная особа, представляющая благородный род или фамилию.

В первом случае помощником рыцаря становился его слуга, с которым господин контактировал в обычной мирной бытовой обстановке. В Германии и в Англии оруженосцами часто становились рядовые воины, из числа личной охраны господина. Как правило, оруженосец в таких случаях не только обслуживал своего господина в походе, но и сам принимал участие в битве, будучи телохранителем своего сюзерена.

Служба оруженосцем в данном случае засчитывалась в качестве рыцарского стажа.

В отличие от простолюдинов, которые сопровождали своих вельмож в походах и выполняли вспомогательные бытовые функции, благородные оруженосцы сами принимали активное участие в сражениях, следуя неотлучно за своим покровителем.

Во время боя именно этой части воинского окружения рыцарей приходилось тяжелее всего, они выполняли функции тяжелой пехоты. Воинская доблесть, проявленный героизм в бою становился своеобразным боевым крещением оруженосца перед его последующим посвящением в рыцари.

Оруженосцем можно было стать в раннем возрасте. В Англии, в Испании и во Франции подготовка будущего оруженосца начиналась с 14 лет, когда подростка отдавали под покровительство, какого-нибудь знатного вельможи.

С этого момента вся жизнь молодого человека была посвящена обучению военного искусства. Испытание оруженосца часто становилось довольно жестокой процедурой. В немалой степени ритуал посвящения в оруженосцы средневековых рыцарей был очень похож на посвящение самураев.

Тяжелые физические упражнения, сменялись длительной голодовкой и затворничеством. В будущем помощнике рыцаря вырабатывались твердость духа, чувство самоотверженности и пренебрежение к опасности.

Помощник рыцаря должен был в совершенстве владеть приемами боя, быть обученным верховой езде и искусству владения всеми видами оружия.

Источник: https://WarWays.ru/roda-vojsk/oruzhenosec.html

Оруженосцы – «без пяти минут» рыцари

Когда мальчик проходил полный пажеский «курс», он поднимался на следующую ступень, отделявшую его от рыцарского звания, и становился оруженосцем. Оруженосцы разделялись на классы в зависимости от налагаемых на них обязанностей: камергеры, конюшие, кравчие и т.п. 

Самой почетной должностью была должность оруженосца, состоявшего при особе рыцаря. Поднявшись на новую ступень обычно в возрасте 14 лет, молодые люди могли участвовать беседах сеньора с другими рыцарями.

Наблюдая за старшими, оруженосцы стремились приобрести не только благоразумие и сдержанность в разговорах, но и развязность, когда она была нужна.

 

Оруженосец

Молодые люди прислуживали на пирах, убирали со стола и, наконец, приготавливали следовавшие после обеда развлечения.

Тогда они присоединялись к обществу и участвовали в нем вместе с девицами из свиты дам. Потом они подавали лакомства, вина и другие напитки. Вино пили и отходя ко сну, это называлось на сон грядущий. Затем оруженосцы провожали гостей в назначенные им комнаты.

В обязанности оруженосцев-конюших входила забота о лошадях.Они обучали лошадей военным приемам и, имея под своим начальством оруженосцев помоложе, передавали им это искусство. Оруженосцы также содержали оружие своих господ в порядке и чистоте.

Все эти различные домашние обязанности перемешивались с военной службой. Оруженосец обязан был в полночь обойти все комнаты и дворы замка.

Если рыцарь выезжал, оруженосцы спешили к нему с услугами: поддерживали стремя, подавали перчатки, шлем, щит, копье и меч, помогали облачиться в доспехи.

Так они и сами учились вооружаться: собрать и укрепить все связи лат, крепко надеть шлем и закрепить забрало; часто от этого зависели успех и безопасность сражающихся. Оруженосцы принимали от рыцаря шлем, копье, меч и проч.

, когда он снимал их при входе в церковь или при въезде в замок. В боях оруженосцы становились позади своих рыцарей и были как бы зрителями боя.

Служба оруженосца

И все-таки оруженосцы были не совсем праздными зрителями.

При столкновении двух рядов рыцарей, устремлявшихся друг на друга с опущенными копьями, одни – раненные и опрокинутые – поднимались, выхватывали свои мечи, топоры, булавы, чтобы защититься и отомстить; другие старались воспользоваться своим преимущественным положением над побитым неприятелем.

Каждый оруженосец внимательно следил за действиями своего рыцаря; подавая новое оружие, отражая наносимые удары, поднимая его, подводя свежего коня, он должен был оказать своевременную помощь. Кроме того, своим оруженосцам рыцари вверяли пленных, взятых в пылу сражения.

Пока еще слабую и неопытную молодежь не подвергали серьезным опасностям, пока не узнавали, есть ли в ней достаточно сил. Воинскими играми, в которых приобретается необходимая в настоящем бою ловкость и сила, заранее приучали оруженосцев к турнирам.

Домогавшийся рыцарского звания соединял в себе необходимую для этого силу с ловкостью и галантным поведением. Поэтому не удивительно, что звание оруженосца было в большом почете. 

Значительная часть дворян не имела другого звания; даже Карл VIII, король французский, не считал неприличным пожаловать в это звание старшего своего сына.

Обычай отдавать молодых людей в учение другому рыцарю был основан на справедливом опасении, что родительская любовь не решится подвергать своего сына тяжким испытаниям, которые были необходимы для рыцарской службы.

По прошествии некоторого времени, проведенного молодыми людьми в исполнении обязанностей оруженосца в замке сеньора, они начинали посещать дворы своих государей, затем в военное время находились при войске, а в мирное время странствовали, отправляясь в качестве послов в отдаленные края. Таким образом они приобретали навыки владения оружием, участвовали в турнирах и знакомились с обычаями других народов.

Рыцарский турнир

В канун рыцарских турниров проводились игры, называвшиеся пробными турнирами, приготовлением к большому ристалищу, в которых лучшие оруженосцы испытывали свои силы оружием более легким, ломким и не так опасным, как рыцарское. Оруженосцы, отличившиеся и удостоенные награды на пробных турнирах, иногда получали право участвовать и в больших.  Это было знаком, что очень скоро оруженосец может быть произведен в рыцарское звание.

Источник:

«История рыцарства», Руа Ж.

Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com. 

If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please

Источник: http://sundukistorii.blogspot.com/2016/04/blog-post.html

Оруженосец рыцаря в Англии и Франции, испытание и обучение, доспехи и оружие, какие титулы присуждались, что относилось к обязанностям, военная служба

Нет таких людей, которые не слышали бы об оруженосцах. Большинство считает, что оруженосцы рыцарей были кем-то вроде крепостных слух, которым приходилось прислуживать своим хозяевам. На самом деле оруженосец весьма почётное звание, после нескольких лет службы на этом поприще молодые люди могли стать рыцарями.

Как можно было стать оруженосцем

Слуга-оруженосец в Англии, Франции или Германии был далеко не простым человеком. Все претенденты на эту должность должны были быть знатного происхождения и, как правило, прослужить около 5-7 лет в качестве пажей при знатном рыцаре или короле.

К ним относились:

  • Уборка;
  • Прислуживание за столом;
  • Сопровождение рыцаря и членов его семьи.

Так как большинство пажей приходились родственниками или детьми друзей хозяина замка, их обучали следующим премудростям:

  • Придворным манерам;
  • Плаванию;
  • Борьбе;
  • Основам владения оружием.

После того, как молодой паж безукоризненно начинал выполнять свои обязанности, он мог рассчитывать на получение более высокого статуса – оруженосца.

Читайте также:  Картина "самсон и далила", рубенс, 1609

Каждый оруженосец рыцаря в Англии мог занимать одну из следующих должностей:

  • Быть камердинером;
  • Ловчим;
  • Конюшим;
  • Кравчим и занимать другие подобные должности, которые доверяли им рыцари.

Главные занятия средневековых оруженосцев

Начиная с 14 лет, бывшие пажи становились полноправными оруженосцами. Они по-прежнему должны были исполнять все указания, поручаемые рыцарем, но с этого времени их начинали обучать владеть различным оружием.

Молодым оруженосцам поручали заботу о боевых конях рыцаря. Ухаживая за лошадьми, оруженосцы учились верховой езде и различным премудростям, необходимым для наездника. Все заботы, связанные с оружием и доспехами так же ложились на плечи молодых оруженосцев.

Когда рыцарь собирался в поход или в гости, оруженосцы спешили помочь:

  1. Застегнуть ему доспехи;
  2. Подать оружие;
  3. Подвести боевого коня и поддержать стремя.

Главным делом оруженосца являлось сопровождение рыцаря в военных походах, где он должен был помогать ему в сражениях, подавая оружие и следя за соперником. Иногда случалось так, что в рыцарских поединках оруженосец мог помочь своему рыцарю добить противника (хоть это и считалось бесчестным). В таком случае оруженосец с другой стороны вступал в смертельный бой с оруженосцем соперника.

Военная служба оруженосцев

Не следует считать, что главной обязанностью оруженосца была подача оружия и забота о рыцарском снаряжении. Во время службы у рыцаря, который отправлялся в военный поход, молодого человека ждали серьёзные испытания.

В боях они должны были прикрывать своего господина щитами, отражать удары неприятеля и оказывать медицинскую помощь рыцарю. В случае поражения рыцаря, задачей оруженосца была быстрая эвакуация рыцаря в безопастное место.

Испытание оруженосца

Главное испытание оруженосца происходило на рыцарском турнире. Молодые люди участвовали в поединках, чтобы доказать, что они достойны звания рыцарей. Чтобы не сильно травмировать молодых людей, их оружие для турниров было лёгким и ломким. Турниры оруженосцев служили своеобразным «разогревом» перед турнирами настоящих рыцарей.

Молодые воины, которые побеждали в турнирах оруженосцев, могли быть приглашены для участия в рыцарских турнирах, что говорило о том, что заветная мечта стать рыцарем очень близка.

Какие титулы присуждались оруженосцам в различных странах Европы

Титул министериал носили представители мелкого рыцарства в Германии. Как правило, данные рыцари не имели больших богатств и очень дорожили своей службой у крупного феодала.

Стать министериалом мог даже представитель оброчного населения, начав военную службу в качестве легковооружённого всадника в дружине феодала.

Прислуживая рыцарю (как оруженосец) он мог получить земельный надел и перейти в тяжёлую конницу.

Оруженосцы на Руси

В России существовала особая прослойка воинов, подобных европейским оруженосцам. Их называли рындами, и они служили в качестве телохранителей князей и царей. Они стояли по обе стороны трона государя с топориками на плечах. Попасть в рынды могли только юноши знатного происхождения.

Оруженосцы были весьма уважаемой прослойкой средневекового общества. Даже короли не считали зазорным присваивать данный титул своим сыновьям.

Источник: https://MilitaryArms.ru/armii-mira/oruzhenosec/

Оруженосец — это… что такое оруженосец?

  • оруженосец — оруженосец …   Орфографический словарь-справочник
  • Оруженосец — благородный (в этом случае обязательно конный) ученик рыцаря, сеньора, реже отца, если он являлся крупным сеньором, либо в случае отсутствия таковых учеников простолюдин сержант. В случае благородства ученичество обычно длилось с 14 лет до 21… …   Википедия
  • ОРУЖЕНОСЕЦ — ОРУЖЕНОСЕЦ, оруженосца, муж. 1. В средние века молодой дворянин, носивший оружие рыцаря (ист.). «Роланд сказал: возьми, родитель, меня с собой; я буду твой оруженосец и служитель.» Жуковский. 2. перен. Слепо преданный кому нибудь, рабски… …   Толковый словарь Ушакова
  • оруженосец — джура, эсквайр, рында, спекулатор, воин Словарь русских синонимов. оруженосец сущ., кол во синонимов: 9 • армифер (1) • вои …   Словарь синонимов
  • ОРУЖЕНОСЕЦ — ОРУЖЕНОСЕЦ, сца, муж. В средние века: молодой воин, носящий оружие рыцаря. Верный о. (также перен.: о том, кто верно служит кому н.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова
  • оруженосец — ОРУЖЕНОСЕЦ, сца, м В Средние века: человек, который находится на военной службе у рыцаря, прислуживает ему и охраняет его в бою от нападения. Обычно оруженосец ухаживал за конем рыцаря, а также был его интендантом и слугой …   Толковый словарь русских существительных
  • Оруженосец — звание, которое получали молодые дворяне, состоявшие при рыцарях; оно составляло переходную (после пажа) степень к получению звания рыцаря. О. повсюду сопровождал рыцаря и защищал его в бою, в котором нередко О. и сам принимал участие. На О.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  • Оруженосец — Воин, к рого царь или военачальник выбирал в качестве личного сопровождающего. О. был особо довер. лицом своего господина, он отвечал за его оружие и облачение и во время боя должен был оставаться рядом с ним (Суд 9:54; 1Цар 14:6 14; 16:21; 31:4… …   Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Оруженосец — м. 1. Молодой дворянин, обязанный сопровождать и охранять рыцаря в бою, заботиться о его оружии и коне (в эпоху Средневековья). 2. перен. Тот, кто слепо предан кому либо или чему либо, рабски следует за кем либо или за чем либо. Толковый словарь… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
  • оруженосец — оруженосец, оруженосцы, оруженосца, оруженосцев, оруженосцу, оруженосцам, оруженосца, оруженосцев, оруженосцем, оруженосцами, оруженосце, оруженосцах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/84623/%D0%9E%D0%A0%D0%A3%D0%96%D0%95%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%95%D0%A6

Структура и численность средневековых армий

До сих пор вокруг вопроса структуры и численности средневековых европейских армий существует множество ошибок и спекуляций. Цель этой публикации навести некоторый порядок в этом вопросе.В период классического средевековья основной организационной единицей в войске было рыцарское «Копье».

Это была прожденная феодальной структурой боевая единица которая организовывалась низшей ступенью феодальной иерархии — рыцарем как личный боевой отряд. Поскольку в средневековье основной боевой силой армии были рыцари, именно вокруг рыцаря и выстраивался его боевой отряд.

Численность копья ограничивалась финансовыми возможностями рыцаря, которые как правило было довольно невелики и более-менее уравнены, так как распределение феодальных ленов шло именно исходя из возможности рыцаря собрать боевой отряд отвечающий неким базовым требованиямЭтот отряд, который в обиходе назывался — Копье в XIII-начале XIV в. состоял во Франции из следующих воинов:1.

рыцарь,2. оруженосец (человек благородного происхождения, служивший рыцарю до собственного посвящения в рыцари),3. кутилье (вспомогательный конный воин в доспехе, не имеющий рыцарского достинства),4. от 4 до 6 лучников или арбалетчиков,5. от 2 до 4 пеших воинов.Фактически в составе копья было 3 конных воина в доспехе, несколько стрелков посаженных на коней и несколько пеших воинов.

В Германии численность Копья была несколько меньшей, так в 1373 г. Копье могло составлять 3-4 всадника:1. рыцарь,2. оруженосец,3. 1-2 лучника,4. 2-3 пеших слуги-воинаВсего от 4 до 7 воинов, из которых 3-4 конных.Копье, таким образом, состояло из 8-12 воинов, в среднем 10.

то есть когда мы говорим о числе рыцарей в армии, надо для получения ее оценочной численности умножить число рыцарей на 10.Копьем командовал рыцарь (рыцарь-башелье во Франции, рыцарь-бакалавр в Англии), отличием простого рыцаря был флаг с раздвоенным концом. Несколько Копий (при короле Франции Филиппе-Августе в начале XIII в.

от 4 до 6) объединялись в отряд более высокого уровня — Знамя. Знаменем командовал рыцарь-банерет (его отличием был квадратный флаг-баннер). Рыцарь-баннерет отличался от простого рыцаря тем, что мог иметь собственных вассалов рыцарского звания.Несколько Знамен объединялись в полк, которые как правило возглавлялись титулованными аристократами, имевшими вассалов.

Могли быть случаи, когда рыцарь-баннерет не возглавлял несколько Копий, а формировал одно большое Копье. В этом случае в состав Копья входило дополнительно несколько рыцарей-башелье, не имевших собственных вассалов и собственного Копья. Также возрастало число простых воинов, после чего численность копья могла составлять до 25-30 человек.Иной была структура военно-монашеских орденов.

Они не представляли собой классическую феодальную иерархию. Поэтому орденская структура была устроена так: Орден состоял из комтурий, каждая из которых включала с свой состав 12 рыцарей-братьев и одного комтура. Комтурия базировалась в отдельном замке и располагала ресурсами окрестных земель и крестьян на феодальном праве. К комтурии было приписано до 100 вспомогательных воинов.

Также к комтурии могли на время присоединяться рыцари-паломники, которые не являсь членами ордена, добровольно участвовали в его походах. В XV в. Копье оказалось предметом регламентации европейских правителей для того чтобы упорядочить формирование армии. Так при французском короле Карле VII в 1445 г. численность копья была установлена в составе:1. рыцарь,2. оруженосец,3. кутилье,4. 2 конных стрелка,5. пеший воин

Всего 6 воинов. Из них 5 конных.

Чуть позже произведена кодификация состава Копья в Бургундском герцогстве. По декрету 1471 г. состав Копья был следующим:1. рыцарь,2. оруженосец3. кутилье4. 3 конных лучника5. арбалетчик6. стрелок из кулеврины7. пеший копейщик

Всего 9 воинов из них 6 конных.

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса о численности сердневековых армий.

В XV веке в имперскую германскую армию крупнейшие феодалы предоставляли: граф палатинатский, герцог саксонский и маркграф бранденбургский от 40 до 50 Копий. Большие города — до 30 копий (такое войско выстпавлял Нюрнберг — один из крупнейших и боггатейших городов Германии). В 1422 г.

германский император Сигизмунд располагал армией в 1903 Копий.

В 1431 г для похода на гуситов, в армию империи Саксония, Бранденбург Палатинат, Кельн выставили по 200 Копий, 28 немецких герцогов вместе — 2055 Копий (в среднем 73 Копья на герцогство), Тевтонский и Ливонский Ордена — только 60 Копий (надо учитывать, что это было вскоре после тяжелого удара нанесенного Ордену при Танненберге в 1410 г. поэтому численность орденского войска оказалась весьма невелика), а всего была собрана одна из самых больших армий позднего средневековья в составе 8300 копий, которую по имеющимся сведениям, было почти невозможно содержать и которой очень трудно было командовать.

В Англии эпохи войны Роз в 1475 г в военных действиях в войске Эдварда IV во Франции принимало участие 12 рыцарей-баннеретов, 18 рыцарей, 80 оруженосцев, около 3-4 тыс. лучников и около 400 воинов (man-at-arms), но в Англии структура копья практически не использовалась, вместо этого создавались роты по родам войск, которыми и командовали рыцари и оруженосцы.

Герцог Бэкингем во время войны Роз имел личное войско в составе 10 рыцарей, 27 оруженосцев, численность рядовых воинов около 2 тыс., а у герцога Норфолка всего насчитывалось около 3 тыс воинов. Надо отметить, что это были крупнейшие армии отдельных феодалов Английского королевства.

Так что, когда в 1585 году английское королевское войско включало в свой состав 1000 рыцарей, надо сказать, что это было очень большое войско Европы.

В 1364 г. при Филиппе Смелом армия герцогства Бургундии состояла всего из 1 рыцаря-баннерета, 134 рыцарей-башелье, 105 оруженосцев. В 1417 г.

герцог Иоанн Бесстрашный сформировал самую многочисленную армию своего правления — 66 рыцарей-баннеретов, 11 рыцарей-башелье, 5707 сквайров и кутилье, 4102 конных и пеших воинов.

Декреты герцога Карла Смелого от 1471-1473 годов определили структуру армии в 1250 копий унифицированного состава. В результате исчезли различия между рыцарями баннеретами и башелье, а численность копья стала идентичной у всех рыцарей в войске герцога.

В России 13-14 века ситуация была весьма близка к Западноевропейской, хотя сам термин Копье никогда не употреблялся. Княжеская дружина состоявшая из старшей и младшей дружин (старшая около 13 численности, младшая около 23 численности) фактически дублировала схему рыцарей и оруженосцев.

Численность дружин была от нескольких десятков у небольших княжеств, до 1-2 тыс. наиболее больших и богатых княжеств, что опять таки соответствовало армиям больших европейских королевств.

К конной дружине примыкало ополчение городов и контингенты добровольцев, численностью приблизительно соответствовавшие численности вспомогательных войск при рыцарском конном войске.

Источник: https://diunov.livejournal.com/309224.html

Ссылка на основную публикацию