«возвращение юдифи», сандро боттичелли — описание картины

Творчество Сандро Боттичелли

ПодробностиКатегория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс)Опубликовано 13.10.2016 19:14Просмотров: 2261

«Его чисто личное искусство отразило лицо века. В нём, как в фокусе, соединилось всё, что предшествовало тому моменту культуры, и всё, что тогда составляло «настоящее» (А. Бенуа). 

Настоящее имя художника – Алессандро Мариано Ди Ванни Ди Амедео Филипепи. Родился он в простой семье – его отец был дубильщиком кожи, но воспитывал его старший брат Антонио, который был замечательным ювелиром. Из-за своей полноты он был прозван «Боттичелло» (бочонок), это прозвище и перешло к Сандро.

Но существует мнение, что это прозвище Боттичелли получил за особенности своей фигуры. Впрочем, это не имеет никакого отношения к его творчеству.
Сандро Боттичелли (1445-1510) – знаменитый итальянский художник Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы.

Первое, что бросается в глаза при взгляде на картины Боттичелли, – это их одухотворённость и тонкий колорит. Считается, что Боттичелли создал около 50 картин.
Сандро учился, как и все дети его времени, а затем стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио. Но долго в ней не задержался и около 1464 г.

перешел в ученики к Филиппо Липпи, одному из известных художников того времени. 

Влияние Филиппо Липпи

Творчество Филиппо Липпи оказало на Боттичелли очень большое влияние, и при внимательном взгляде на картины этих художников это влияние очевидно. Например, поворот лица в три четверти, декоративность рисунка драпировок, рук, склонность к детализации, лиричность созданных образов. Но главное – колорит. Он как бы мягко светится. Вот, для сравнения, картины Ф. Липпи и С. Боттичелли.

Ф. Липпи. Алтарь Новициата. Уффици (Флоренция)

С. Боттичелли «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1465-1470)Интересный факт: сначала Боттичелли был учеником Липпи, а затем сын Липпи стал учеником Боттичелли.

Художники сотрудничали до 1467 г., а затем пути их разошлись: Филиппо уехал в Сполето, Боттичелли остался во Флоренции и открыл там свою мастерскую в 1470 г.

Произведения на религиозные и мифологические темы (ранние работы)

Боттичелли был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. А это имело большое значение, т.к.

Ме́дичи, олигархическое семейство, известны как меценаты самых выдающихся художников и архитекторов эпохи Возрождения. Представители этого семейства с XIII по XVIII вв. неоднократно становились правителями Флоренции.

Из произведений С. Боттичелли второй половины XV в. хочется выделить несколько.

С. Боттичелли. Диптих об истории Юдифи

Юдифь – ветхозаветный персонаж, еврейская вдова, спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев. Юдифь считается символом борьбы иудеев против угнетателей, символом патриотизма.

Когда войска ассирийцев осадили её родной город, она нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца. Когда он уснул, она острым мечом отрубила ему голову, спокойно прошла мимо спящих воинов и вернулась в спасённый родной город.

Диптих состоит из 2 картин: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

Именно сцену возвращения Юдифи изображает Ботичелли на этой картине.

С. Боттичелли «Возвращение Юдифи» (1472-1473)Юдифь сопровождает её служанка. Девушка держит в руке огромный меч, лицо ее сосредоточенно и печально, ноги босы, она решительным шагом идёт домой – служанка еле поспевает за её быстрым шагом, придерживая рукой корзину, в которой находится голова царя Олоферна.

Боттичелли не показывает Юдифь как красивую и соблазнительную девушку (так изображали её многие художники), он отдает предпочтение героическому моменту в жизни Юдифи.

С. Боттичелли «Святой Себастьян» (1474)

Себастья́н (Севастиан) – римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик. Был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане. Он тайно исповедовал христианство. Двое его друзей (братья Марк и Маркеллин) были осуждены на смерть за веру в Христа.

Родственники и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и спасти свои жизни, и в один момент Марк и Маркеллин стали колебаться, но поддержать осуждённых пришёл Себастьян, его речь вдохновила братьев и убедила их сохранить верность христианству.

Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною».Себастьяна арестовали и допросили, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами.

Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами, и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Вдова по имени Ирина пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив, и выходила его.

Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры. По приказу Диоклетиана он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку. Святой явился во сне христианке Лукине и велел ей забрать его тело и похоронить в катакомбах, и женщина выполнила это повеление.

На картине Боттичелли Себастьян спокоен, он не боится смерти; кажется, что стрелы, вонзившиеся в его тело, совершенно не волнуют героя. Свою веру он пронёс терпеливо и покорно через все страдания.

С. Боттичелли «Поклонение волхвов» (ок. 1475). Галерея Уффици (Флоренция)

В образе волхвов Боттичелли изобразил трёх членов семейства Медичи: Козимо Старшего, преклонившего колени перед Девой Марией, и его сыновей Пьеро ди Козимо (коленопреклонённый волхв в красной мантии в центре картины) и Джованни ди Козимо рядом с ним. Ко времени написания картины все трое были уже мертвы, Флоренцией управлял внук Козимо – Лоренцо Медичи. Он также изображён на картине вместе со своим братом Джулиано.

Автопортрет самого Боттичелли выполнен в образе белокурого юноши в жёлтой мантии у правого края картины.Д.

Вазари так отзывался об этой картине: «Невозможно и описать всю красоту, вложенную Сандро в изображение голов, повернутых в самых разнообразных положениях – то в фас, то в профиль, то в полуоборот, то, наконец, склоненных, а то еще как-нибудь иначе, – невозможно также описать и все разнообразие в выражениях лиц у юношей и у стариков со всеми отклонениями, по которым можно судить о совершенстве его мастерства, – ведь даже в свиты трех царей он внес столько отличительных черт, что легко понять, кто служит одному, а кто – другому. Поистине произведение это – величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется».

В это время Боттичелли пишет замечательные портреты.

С. Боттичелли «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (ок. 1475). Уффици (Флоренция)Картина написана на деревянной доске темперой. Использован уникальный для эпохи Возрождения прием: в доске сделана круглая ниша, куда вставлена пастилья – вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 г.

Новаторство художника заключается в том, что он изобразил юношу почти в фас (раньше изображали погрудно строго в профиль), с отчётливо выписанными руками (этого ранее не делалось) и с пейзажем на заднем плане (ранее фон был нейтральным).

С. Боттичелли «Портрет молодой женщины» (1476-1480). Берлинская галереяЭтот портрет Боттичелли создаёт в соответствии с принципами Ф. Липпи, своего учителя – он возвращается к строгому профилю с изящным силуэтом и жёсткой рамой, нишей или окном. Портрет идеализирован, приближен к собирательному образу.

Кто же была моделью? Ответ дать затруднительно. А предположения такие: Симонетта Веспуччи (тайная любовь и модель Боттичелли и возлюбленная Джулиано Медичи); мать или жена Лоренцо Медичи (Великолепного).

В риме (1481-1482)

К этому времени Боттичелли стал очень известным художником не только во Флоренции, но и за её пределами. Заказы его были весьма многочисленны. Папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце, также пожелал, чтобы её расписал Сандро Боттичелли. В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим.

Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино он украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг. потолок и алтарную стену распишет Микеланджело.

Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов.

С. Боттичелли «Искушение Христа» (1482)

Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески. Слева дьявол под личиной отшельника уговаривает постящегося Иисуса превратить камни в хлеб и утолить голод.

В центре дьявол пытается заставить Иисуса спрыгнуть с вершины Иерусалимского храма, чтобы испытать обещание Бога об ангельской защите. Справа дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатства земные и власть над миром, если тот отвергнет Бога и поклонится ему, дьяволу.

Иисус отсылает дьявола прочь, а ангелы приходят, чтобы послужить Сыну Божьему.На переднем плане юноша, исцелённый от проказы, приходит к верховному жрецу Храма заявить о своём очищении. В его руках жертвенная чаша и кропило.

Верховный жрец символизирует Моисея, принесшего закон, а юноша представляет собой Иисуса, который пролил свою кровь и отдал жизнь во имя человечества, а после был воскрешён.

Некоторые фигуры переднего плана являются портретами современников автора.

Картины Боттичелли светской тематики

Самое известное и самое загадочное произведение Боттичелли – «Весна» («Примавера»).

С. Боттичелли «Весна» (1482). Галерея Уффици (Флоренция)На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами. Цветы, по утверждению ботаников, воспроизведены с фотографической точностью, но среди них не только весенние, но и летние, и даже зимние цветы.

Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, он преследует Хлориду, изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы; сама богиня цветов Флора щедрой рукой разбрасывает розы.Центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви.

Над Венерой расположен Амур с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки.Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями. Боттичелли изобразил его охранником сада с мечом.

Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею.Существует множество интерпретации картины. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные, исторические и экзотические.

Около 1485 г. Боттичелли создаёт другое известное полотно «Рождение Венеры».

С. Боттичелли «Рождение Венеры» (1482). Уффици (Флоренция)

Считается, что моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи.
Картина иллюстрирует миф рождения Венеры (греч. Афродиты. Читайте в статье «Олимпийские боги»). Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром.

В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций.В позе Венеры явно прослеживается влияние классической греческой скульптуры.

Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты.

Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры». Художник никогда не пользовался трафаретными приёмами, поэтому его картины волнуют и современного зрителя.

Религиозные картины С. Боттичелли 1480-х годов

Религиозные работы Боттичелли этого времени являются высшими творческими достижениями живописца.

«Мадонна Магнификат» (1481-1485) стала прославленной ещё при жизни художника. На картине изображено Коронование Богоматери двумя ангелами в облике отроков.

Трое других ангелов держат перед ней открытую книгу, в которую Мария вписывает славословие, начинающееся со слов: Magnificat anima mea Dominum («Величит душа моя Господа»).

На коленях Марии – младенец Иисус, a в левой руке она держит гранат, символ Божьего милосердия.

Поздние работы Сандро Боттичелли

В 1490-х годах художник находился в тяжёлом нравственном состоянии. Смерть Лоренцо Великолепного, захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы, которым сочувствовал Боттичелли, – всё это сильно воздействовало на его сознание. Его картины этого периода полны драматизма, тоски и безнадёжности («Покинутая», «Оплакивание Христа», «Клевета» и др.).

С. Боттичелли «Покинутая» (ок. 1495). Рим, собрание Паллавичини
Одинокая молодая женщина изображена в великом горе и смятении чувств. Скорченная фигурка на фоне глухой стены – и больше ничего нет в этой даже для Сандро необычайной и странной картине.

Кто она, эта женщина? Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь. Рубашки распластаны на ступенях как трупы…

«Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета.

С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа. Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть. Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело.

Иосиф изображён с терновым венком в руке. Взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил в новом своем гробе, который высек в скале – в том гробе, который Иосиф, предчувствуя собственную смерть, приготовил себе самому.Боттичелли поместил все фигуры очень близко друг к другу и у краёв картины.

Они как бы образуют крест и единство над телом Христа.Иоанн Богослов прижался к Деве Марии, ведь Христос завещал любимому ученику относиться к ней, как к матери. Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа…Боттичелли умер 17 мая 1510 г.

Похоронен на кладбище церкви Всех святых во Флоренции.

В творчестве Боттичелли ярко воплощены черты возвышенной поэтичности, утонченности, изысканности, одухотворенности, красоты. Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-epokhi-vozrozhdeniya-renessans/620-tvorchestvo-sandro-bottichelli

Как можно по-новому посмотреть на картины Боттичелли? Часть 1

Мое увлечение живописью началось с картины Сандро Боттичелли (1445−1510) «Венера и Марс». Когда я листал «Историю мировой живописи», это сценка сразу зацепила мое внимание.

Я довольно неплохо знаю сюжеты мифов. Известно, что Венера (она же Афродита) выбрала из двоих основных претендентов на роль главного любовника (муж Гефест-трудоголик был само собой) из Посейдона и Марса (он же Арес) — вечного драчуна, а не владыку морей.

Их сыночек Амур (он же Эрос) часто опутывал папашу невидимыми сетями любви, обуздывая его агрессивный нрав, и буквально толкал в объятья матери. Чтобы тот немного отвлекся от поля брани. И дал другим передохнуть. Общая установка папаши: заключить перемирие, а потом всех перерезать. Война ради войны. Конечно, Венере стоило немалых усилий отвлечь вояку от его кровожадного призвания.

Читайте также:  Портрет доньи терезы луизы де суреда, франсиско де гойя

Боттичелли изобразил сцену следующим образом. Видно, что Венера и Марс недавно занимались любовью. Агрессор заснул. Его мечом играются маленькие сатиры и один, самый нахальный, дует ему прямо в ухо через морскую раковину, подчеркивая этим крепость сна Марса.

Венера смотрит на любимого довольно красноречиво, типа: «Наконец, сдыхались!» Чувствуется, он ее основательно достал! В глазах читается и нежность к атлету, раскинувшемуся в траве, но все-таки больше усталости, поскольку даже Венере с ее любвеобильностью — с трудом удавалось вывести из строя «универсального воина». Глядя на ее противоречивое выражение лица, трудно не улыбнуться.

Будучи в Лувре, я уже ожидал от художника сюрпризов. И не обманулся, увидев достаточно смелую трактовку Мадонны с младенцем в шедевре «Мадонна в розарии».

Маленький Христос, сидя на коленях, с удивлением увидел, что мама неожиданно заснула. Что зачастую бывает у кормящих матерей в состоянии крайней усталости. На лице младенца некоторое удивление, вроде — «опа». Может, время кормления настало, а тут — внезапный перерыв.

Картины Боттичелли, кроме эмоций, связанных с философской или лирической интонациями, всегда подсвечены иронией.

Поэтому мне удивительно было прочитать следующее мнение критика: «Что бы ни писал Боттичелли, на всех лицах его фигур та же мировая скорбь, то же стремление унестись вдаль; его мы видим на лицах мадонн и Венер» (Ласло Маккаи).

Вот те на! Но ведь даже те сюжеты, где, казалось, совсем не до смеха, итальянский художник умудряется подать не без остроумия. На грани жесткости. Например, картина «Возвращение Юдифи с головой Олоферна».

В ее основе библейская история, когда ассирийская армия осадила иудейский город. Его жители готовы были сдаться, как одна богатая и красивая вдова отправилась со служанкой в лагерь врагов.

И соблазнила их предводителя Олоферна. Когда же он заснул в шатре, отхватила ему голову мечом. И, положив голову в мешок, вернулась в город.

Воины, обнаружив тело обезглавленного начальника, пришли в ужас и разбежались.

Юдифь изображали десятки мастеров в совершенно разных трактовках. Вплоть до ХХ века, когда австрийский дизайнер Климт, сделал из нее роковую томную женщину с затаенной смертельной опасностью. Для мужчин.

Тем не менее, одна из основных деталей и в этом невеселом сюжете сделана Боттичелли не без иронии: служанка Юдифи несет голову Олоферна, поместив ее в корзину на своей собственной голове, на манер кувшина.

Понятно, что это нормально для будничной ситуации, но не для такого же «груза»! А они мирно шагают, как бы иллюстрируя пословицу «Сделал дело — гуляй смело». Никто ни до, ни после Боттичелли так дерзко не трактовал этот эпизод.

В последующих вариациях эта идея была окончательно доведена с «прислужничьей» до «официантской». Как, например, в сатирическом фильме-абсурде Карена Шахназарова «Город Зеро», когда главному герою в ресторане подали на подносе торт в виде его головы.

Еще одну деталь в знаменитой картине Боттичелли — «Весна» — критики тоже в упор не замечают.

В центре картины — Венера. Рядом — в цветастом платьице, с рельефным задорным лицом — Весна, разбрасывающая цветочки. Берет она их буквально изо рта Флоры (богини природы).

У той изо рта тянется целый букетный конвейер (тоже не назовешь эту «технологическую» мысль грустной). К Флоре пристает бог ветра Зефир.

С другой стороны полотна жезлом разгоняет тучи Меркурий, прямо над тремя Грациями, в которых целится из лука Амур.

Читаем наблюдение искусствоведа: «К слову, фигуры танцующих Граций и до сих пор поражают своими утонченными очертаниями» (Марк Дюпети). И это о дамах на шестом месяце беременности!

Главная шутка Боттичелли в этой картине состоит в том, что все женщины, изображенные здесь, — беременны (от шести до восьми месяцев). Дескать, весна — зарождение жизни!

Можно прочитать горы литературы (я даже видел один искусствоведческий немецкий фильм о Боттичелли) где обсуждается техника, длина мазков, колорит, но ни слова по существу: о чем же та или иная вещь. Я бы заметил, что у Боттичелли — самые своеобразные Грации на свете!

Продолжение следует

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/@katena/posts/6073/

Описание картины клевета сандро боттичелли

Одна из наиболее интересных картин великого флорентийца «Клевета». Боттичелли хотел воссоздать несохранившуюся картину античного художника Апеллеса, известную по описанию Лукиана.

Леон Батиста Альберти «Трактате о живописи» приводит рассказ Лукиана: «Картина эта изображала человека с огромными ушами, а рядом с ним по обе стороны стояли две женщины; одна из них называлась Невежество, другая — Подозрение.

Со стороны подходила Клевета.

Это была на вид очень красивая женщина, но с лица уж очень коварная; в правой руке она держала зажженный факел, а другой волокла за волосы юношу, который высоко вздымал руки к небесам.

Был там и бледный мужчина, некрасивый, весь покрытый грязью, с недобрым выражением лица, которого можно было бы сравнить с человеком исхудавшим и изнуренным долгими невзгодами на поле брани.

Г. С. Дунаев Сандро Боттичелли

Как утверждает Джордже Вазари, Боттичелли написал эту картину для своего друга, Антонио Сенъи. Ее сюжет он позаимствовал у греческого художника Апеллеса, жившего в W веке до нашей эры. История оригинала такова — живописец-соперник обвинил Апеллеса в предательстве, совершенном по отношению к его покровителю, египетскому царю Птоломею IV Филопатору.

Противостоять клевете Апеллес решил художественными средствами, написав картину «Клевета».

Самара-бота Апеллеса не сохранилась, но было хорошо известно ее подробное описание у Лукиана (тс. 120 — ок. 190). Это описание и использовал Боттичелли, создавая свой «римейк».

Прокомментируем его сюжет. На троне сидит царь Ми-дас, получивший свои ослиные уши в отместку от Аполлона за то, что присудил победу в музыкальном соревновании Пану, а не ему. Стоящие рядом Подозрительность и Неведение что-то нашептывают царю.

Клевета Апеллеса. Деталь

Боттичелли родился в семье дубильщика Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком. Боттичелли пришел к живописи не сразу: сначала он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио.

В 1462 году он начал учиться живописи у Фра Филиппо Липпи. в мастерской которого пробыл пять лет. В связи с отъездом Липпи в Сполето он перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.

Первые самостоятельные произведения Боттичелли — несколько изображений Мадонн — по манере исполнения демонстрируют близость к работам Липпи и Мазаччо, наиболее известны:

(1465—1470), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468—1470), «Мадонна в розовом саду» (около 1470), «Мадонна Евхаристии» (около 1470).

Сандро Боттичелли

  • 1 Биография
    1. 1.1 Происхождение и обучение
    2. 1.4 Талантливый портретист
    3. 1.3 Двор Лоренцо Медичи
    4. 1.2 Первые произведения
    5. 1.6 «Весна» или «Примавера».
    6. 1.7 Смерть
    7. 1.

      5 «Вигнанка» Боттичелли

  • 2 Забытый художник
  • 3 Возвращение художника в истории искусства
  • 4 Избранные произведения Боттичелли в музеях мира
  • 5 Избранные иллюстрации Боттичелли к Божественной комедии Данте Источники ( итал.
  • Краткое описание картины Сандро Боттичелли рождение Венеры и работы над ней

    Перед зрителями предстает открытое пространство, море и небо, художник изобразил раннее утро, когда уже рассеялась мгла ночи и мир увидел прекрасную Венеру, которая только что родилась из морской пены.

    Эта богиня Красоты стоит на морской раковине, а подгоняет ее по волнам бог ветров Зефир и помогает ей подплыть к берегу.

    Появление этой богини на земле триумфально – к ее ногам летят розы, а богиня Ора преподносит юной богине Красоты драгоценный плащ, чтобы укрыть ее. А плащ украшен вышитыми нежными цветами.

    Образ героини представлен живописцем с идеально красивыми чертами, в которых поражает безупречность и гармония.

    Лицо богини, будто овеяно тенью печали, кротости, на ее плечи спадают длинные пряди прекрасных золотистых волос, которые развивает ветер.

    В картине присутствует ясная и четкая композиция.

    Боттичелли родился в семье дубильщика Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции.

    Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком.

    С 1470 года он имел собственную мастерскую недалеко от Церкви Всех святых.

    Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение Боттичелли собственного стиля. В 1470—1472 он пишет диптих об истории Юдифи. «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

    На празднике в честь святого 20 января 1474 года картина «Святой Себастьян» с большой торжественностью была размещена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта-Мария-Маджоре [en].

    чем объясняется её вытянутый формат. Около 1475 года живописец написал для состоятельного горожанина Гаспаре дель Ламы прославленное полотно «Поклонение волхвов», на котором помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя.

    Живопись Сандро Боттичелли

    Начало творческого пути художника эпохи итальянского Возрождения Сандро Боттичелли.

    Композиция и особенности картины «Спящая Венера», которая ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения, и с сюжетом «Коронования Девы». Флорентийский неоплатонизм. Творчество Сандро Боттичелли.

    Са́ндро Боттиче́лли (итал. Sandro Botticelli. 1 марта 1445 — 17 мая 1510 ) — прозвание флорентийского художника Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи (итал.

    Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi ), который привёл искусство кватроченто на порог Высокого Возрождения .

    Глубоко религиозный человек, Боттичелли работал во всех крупных храмах Флоренции и в Сикстинской капелле Ватикана. однако в истории искусства остался в первую очередь как автор крупноформатных поэтичных полотен на сюжеты, вдохновлённые классической античностью, — «Весна » и «Рождение Венеры ».

    Долгое время Боттичелли находился в тени работавших после него гигантов Возрождения, пока не был в середине XIX века переоткрыт британскими прерафаэлитами. которые почитали хрупкую линеарность и весеннюю свежесть его зрелых полотен за высшую точку в развитии мирового искусства.

    Боттичелли Сандро (1445—1510)

    Родился во Флоренции в семье кожевника. Первоначально его отдали в обучение к некоему Боттичелли, золотых дел мастеру, от которого Алессандро Филипепи и получил свою фамилию.

    Но стремление к живописи заставило его в 1459—65 учиться у известного флорентийского художника Фра Филиппе Липпи. Ранние произведения Боттичелли ( «Поклонение волхвов», «Юдифь и Олоферн» и особенно мадонны — «Мадонна Корсини», «Мадонна с розой», «Мадонна с двумя ангелами» ) написаны под влиянием последнего. Позднее Боттичелли примкнул к направлению А.

    Вероккьо и А. Поллайоло, о чем свидетельствуют его аллегория «Сила» (ок. 1469), выполненная в ряду семи других картин для украшения спинок судейских кресел в Трибунале Торгового суда, и полотно «Св.

    Источник: http://pravo-38.ru/opisanie-kartiny-kleveta-sandro-bottichelli-76633/

    Биография Сандро Боттичелли

    Опубликовано: 04.03.2017 — 16:00

    Сандро Боттичелли (1445-1510) – знаменитый живописец Италии, творивший в эпоху Возрождения, является одним из основных представителей флорентийской художественной школы.

    Рождение и семья

    Сандро появился на свет 1 марта 1445 года в итальянском городе Флоренции. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи.

    Его отец, Мариано ди Джованни Филипепи, занимался кожевенным ремеслом. Вблизи моста Санта Тринита ин Ольтрарно Мариано держал свою мастерскую. Денег он с неё имел совсем немного, поэтому мужчина грезил об одном – чтобы быстрее выросли и устроились в жизни его дети. Глава семьи очень хотел отдохнуть от своего трудоёмкого ремесла.

    Мама, Змеральда, занималась воспитанием сыновей, которых в семье родилось четверо, Сандро был самым младшим среди них.

    Семья проживала в приходе церкви «Всех Святых» («Оньисанти»). Приход был расположен во флорентийском квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова. Здесь семейство арендовало небольшую квартиру в домостроении, принадлежавшем господину Ручеллаи.

    Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в кадастре итальянской Республики. Ещё в 1427 году в Республике был издан указ о том, что глава каждого флорентийского семейства должен вносить в кадастр заявление, где отображались доходы (это нужно было для налогообложения).

    В 1458 году в своём кадастровом заявлении Мариано Филипепи написал, что у него четверо сыновей – Джованни, Антонио, Симоне и Сандро, которому тринадцать лет.

    В этой исторической записи было добавлено, что мальчик рос очень болезненным, поэтому в столь позднем возрасте только начал обучаться чтению.

    Происхождение фамилии «Боттичелли»

    Нет достоверных данных, откуда произошло прозвище будущего художника – Боттичелли. Существует только несколько версий.

    Его старший брат Джованни был толстяком и получил кличку «боттичелли» что означало «бочонок».

    По старшинству Джованни пытался во всём помогать отцу, в особенности на его плечи легло воспитание младшего брата Сандро. Возможно, прозвище просто перешло от старшего брата к маленькому.

    ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

    Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

    Начать тест

    По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством. К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром).

    Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио. Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий.

    Видя, что младший сын весьма одарённый и способный, но не нашедший до сих пор истинного призвания в жизни, отец решил направить его в ювелирное русло, отдав на обучение к куму Боттичелло.

    Так в двенадцатилетнем возрасте Сандро начал изучать ювелирное искусство, которое в дальнейшем сыграло немалую роль в его живописи.

    Третья версия связана с братом Антонио, который занимался ювелирным делом. Сандро помогал старшему брату в мастерской, и тот дал ему прозвище Боттичелли, что с флорентийского переводится как «серебряных дел мастер» (правда, в слегка искажённом варианте).

    Обучение живописи

    В те времена между ювелирами и художниками была настолько тесная связь, что из юношей, увлекающихся рисованием, получались отличные золотых дел мастера. И, наоборот, из ювелирных мастерских выходили талантливые живописцы.

    Так получилось и с Сандро. Отучившись у ювелира, в 1462 году Боттичелли стал обучаться живописи у флорентийского художника, чьё творчество относится к раннему периоду Возрождения, Фра Филиппо Липпи.

    Этот живописец был монахом-кармелитом из обители Кармине, его произведения отличались естественностью и жизнерадостностью.

    Мастерская Липпи находилась в городе Прато, где художник трудился над росписью собора фресками.

    Боттичелли провёл в мастерской Липпи пять лет, пока учитель не уехал в итальянскую провинцию Перуджа, в город Сполето, где в скором времени умер. В Прато у Филиппо Липпи были романтические отношения с монахиней из монастыря. Эта женщина Лукреция Бути родила потом сына Филиппино Липпи, который впоследствии был учеником Боттичелли.

    После смерти Липпи Сандро стал обучаться у ещё одного знаменитого итальянского скульптора и живописца Андреа дель Верроккьо, который был учителем самого Леонардо да Винчи. Верроккьо владел мастерской, самой сильной на тот момент во Флоренции. У него Сандро научился анатомически точно передавать человеческую фигуру в сильном движении.

    У обоих своих педагогов Сандро обучился живописи периода Раннего Ренессанса. Первые произведения Боттичелли немного похожи на работы Липпи, в них можно заметить такое же богатство деталей и обилие портретов. Тем не менее современники признали в Сандро сильного мастера и отметили своеобразие его картин.

    На своих первых самостоятельных полотнах Боттичелли изображал Мадонн:

    • «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем»;
    • «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами»;
    • «Мадонна в розовом саду»;
    • «Мадонна Евхаристии».

    Уже эти ранние работы художника отличались поэтически овеянными образами и еле уловимой атмосферой духовности.

    Творчество

    С 1469 года Боттичелли начал работать самостоятельно. Первое время он писал картины дома, позднее арендовал мастерскую, которая находилась неподалёку от церкви «Всех Святых».

    Уже в следующих картинах Сандро не осталось и тени подражания своим учителям, всюду прослеживался его собственный стиль:

    • «Аллегория силы»;
    • «Возвращение Юдифи»;
    • «Нахождение тела Олоферна»;
    • «Святой Себастьян».

    В 1472 году Боттичелли стал членом гильдии Святого Луки. Здесь объединялись художники, благодаря членству в гильдии они получали право вести независимую живописную деятельность, открывать собственные мастерские и иметь помощников.

    В 1470-х годах состоятельный горожанин, придворный Медичи и член гильдии искусств и ремёсел Флоренции, Гаспаре дель Лама заказал Боттичелли написать картину «Поклонение волхвов». Художник закончил её в 1475 году, на полотне он изобразил семейство Медичи в образах восточных мудрецов и их свиты, а в правом нижнем углу нарисовал себя.

    В «Поклонении волхвам» Сандро довёл рисунок, а также композиционные и колоритные сочетания до такого уровня совершенства, что полотно названо великим чудом, которое до сих пор приводит в изумление каждого художника.

    Эта картина принесла Боттичелли известность, у него стало очень много заказов, особенно часто его просили писать портреты. Наибольшую популярность приобрели:

    • «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи»;
    • «Портрет Джулиано Медичи»;
    • «Портрет молодой женщины»;
    • «Портрет Данте»;
    • портреты флорентийских дам.

    Слава художника вышла за пределы Флоренции, и в 1481 году Боттичелли вызвали в Рим для росписи капеллы при дворце папы Сикста IV.

    Сандро трудился в Ватикане над росписью капеллы фресками вместе с другими ведущими итальянскими художниками того времени ‒ Росселли, Гирландайо, Перуджино.

    Это было зарождением знаменитой Сикстинской капеллы, роспись которой в начале ХVI века закончил Микеланджело (он оформил алтарную стену и потолок), после чего капелла приобрела мировую славу.

    В Сикстинской капелле кисти Боттичелли принадлежат одиннадцать папских портретов и три фрески:

    • «Искушение Христа»;
    • «Наказание Корея, Дафна и Авирона»;
    • «Призвание Моисея».

    В 1482 году Сандро вернулся из Рима во Флоренцию, где продолжил писать картины по заказу семейства Медичи и других знатных флорентийских особ. В основном это были полотна со светскими и религиозными сюжетами:

    • «Паллада и Кентавр»;
    • «Венера и Марс»;
    • «Мадонна делла Мелаграна»;
    • «Благовещение»;
    • «Оплакивание Христа».

    Самой знаменитой и загадочной картиной художника Сандро Боттичелли считается «Весна». До сих пор искусствоведы не смогли до конца раскрыть сюжетный замысел живописца. Известно лишь, что на создание этого шедевра его вдохновила поэма Лукреция «О природе вещей».

    В конце ХV века вошли в моду круглые по форме картины или барельефы, которые назывались тондо. Самые знаменитые работы Боттичелли в этом стиле:

    • «Мадонна Магнификат»;
    • «Мадонна с Младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем»;
    • «Мадонна с книгой»;
    • «Мадонна с Младенцем и пятью ангелами»;
    • «Мадонна с гранатом».

    Последние годы жизни

    В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы. В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия.

    Согласно проповедям монаха у граждан конфисковали и сожгли светские книги, богатые и великолепные зеркала и наряды, музыкальные инструменты, продукты парфюмерии, игральные кости и карты. Находясь под впечатлением проповедей, Сандро Боттичелли лично отправил в костёр несколько своих полотен на мифологические темы.

    С тех пор резко поменялся художественный стиль Сандро. Его картины стали более аскетичными, в них преобладала сдержанная гамма красок тёмных тонов. В его полотнах больше нельзя было увидеть изящности и праздничной нарядности.

    Даже портреты он перестал писать на каком-нибудь интерьерном или пейзажном фоне, вместо этого на заднем плане были изображены глухие каменные стены.

    Особенно заметными стали эти изменения в картине «Юдифь, покидающая палатку Олоферна».

    В 1498 году Савонаролу схватили, ему предъявили обвинение в ереси и приговорили к смертной казни. Это событие произвело на Боттичелли ещё большее впечатление, чем проповеди еретика. Художник стал писать намного меньше и реже, из последних его произведений наибольшую известность получили:

    • «Мистическое Рождество»;
    • «Покинутая»;
    • серия работ на тему жизни Святого Зиновия;
    • сценки из истории римлянок Лукреции и Виргинии.

    Последний раз он проявил себя в качестве известного художника в 1504 году, когда участвовал в работе комиссии по выбору места для установки мраморной статуи Микеланджело «Давид».

    После этого он вовсе перестал работать, сильно состарился и настолько обеднел, что если бы о нём не вспоминали друзья и почитатели его таланта, то мог бы умереть с голода. Его душа, так тонко чувствовавшая красоту мира, но боявшаяся при этом греховности, не выдержала терзаний и сомнений.

    Сандро ушёл из жизни 17 мая 1510 года. Его похоронили во Флоренции на кладбище церкви Оньисанти. За прошедшие после его смерти пять веков никто не смог даже сравниться с тем богатством поэтической фантазии, которое присутствует на полотнах Боттичелли.

    Личная жизнь

    Боттичелли считают одновременно счастливым и несчастным человеком. Он был как будто не от мира сего, пуглив и в то же время мечтателен, отличался фантастичными рассуждениями и алогичными поступками. Его абсолютно не заботило материальное благополучие и богатство. Сандро не выстроил свой дом, у него не было жены и детей.

    Но он был безумно счастлив от того, что имел возможность в своих произведениях остановить и запечатлеть красоту. Окружающую жизнь он переделывал в искусство. А искусство в свою очередь стало его подлинной жизнью.

    У каждого творца эпохи Возрождения был свой источник вдохновения. Для Боттичелли им стала Симонетта Виспуччи (за неописуемую красоту во Флоренции её называли Бесподобной, Несравненной, Прекрасной Симонеттой).

    Из платонической любви художника к этой женщине родились шедевры мировой живописи.

    Причём сама Симонетта не обращала внимания на скромного живописца и даже не догадывалась о том, что стала для него Божеством и идеалом красоты.

    Она умерла в 23 года, так и не узнав никогда, что её образ Боттичелли сохранил навеки.

    Многие искусствоведы утверждают, что после смерти Симонетты Виспуччи на всех картинах Боттичелли изображал только её – в образе Венеры, Мадонн, на самых знаменитых своих полотнах «Рождение Венеры» и «Весна». После смерти первой красавицы флорентийского ренессанса Сандро писал её образ на протяжении 15 лет.

    Источник: http://stories-of-success.ru/sandro-bottichelli

    Статья по МХК на тему: Сандро Боттичелли

    Сандро Боттичелли

    Сандро Боттичелли

    Сандро Боттичелли, (итал. Sandro Botticelli, настоящее имя — Алессандро ди Мариано Филипепи Alessandro di Mariano Filipepi; 1445 г. — 17 мая 1510 г.) — итальянский живописец тосканской школы.. Представитель Раннего Возрождения. Был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции.

    Произведения на религиозные и мифологические темы («Весна», около 1477-1478; «Рождение Венеры», около 1483-1484) отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом. Под влиянием социальных потрясений 1490-х годов искусство Боттичелли становится напряженно-драматическим («Клевета», после 1495).

    Рисунки к «Божественной комедии» Данте, острохарактерные изящные портреты («Джулиано Медичи»).

    [more]

    Мадонна с книгой

    Мадонна с Младенцем и ангелами

    Алессандро ди Мариано Филипепи родился в 1445 году во Флоренции, в семье кожевника Мариано ди Ванни Филипепи и его жены Смеральды.

    После смерти отца главой семьи стал старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли («Бочонок»), то ли из-за округлой фигуры, то ли из-за невоздержанности к вину. Это прозвище распространилось и на других братьев.

    (Джованни, Антонио и Симоне ) Братья Филипепи получили начальное образование в доминиканском монастыре Санта Мария Новелла, для которого Боттичели, позже, выполнял работы.

    Святой Августин в молитвенном созерцании

    Сначала, будущего художника, вместе со средним братом Антонио, отдали учиться ювелирному мастерству. Искусство ювелира, профессия уважаемая в середине 15-го столетия, многому научила его.

    Четкость контурных линий и умелое применение золота, приобретенное им в бытность ювелиром, навсегда останутся в творчестве художника.

    Антонио стал хоршим ювелиром, а Алессандро окончив курс обучения, увлекся живописью и решил посвятить себя ей.

    Святой Августин

    Семья Филипепи пользовалась уважением в городе, что, позже, обеспечилo его внушительными связями. По соседству жила семья Веспуччи. Один из них, Америго Веспуччи (1454-1512), известный торговец и исследователь, именем которого названа Америка. В 1461-62г по совету Джорджа Антонио Веспуччи, он был послан в мастерскую прославленного художника Филиппо Липпи, в Прато, город в 20км от Флоренции.

    Поклонение волхвов

    В 1467-68г, после смерти Липпи, Боттичелли возвращается во Флоренцию, многому научившись у учителя. Во Флоренции молодой художник, учась у Андрео де Верроккио, где в это же время учится Леонардо да Винчи, становится известным.

    К этому периоду относятся первые самостоятельные работы художника, с 1469 года работавшего в доме отца. В 1469 году Сандро был представлен Джорджем Антонио Веспуччи влиятельному политику и государственному деятелю Томмазо Содерини.

    С этой встречи в судьбе художника происходят крутые перемены.

    Портрет Данте,1478 г

    В 1470 году он получает, при поддержке Содерини, первый официальный заказ; Содерини же сводит Боттичелли со своими племянниками Лоренцо и Джулиано Медичи. С этого времени его творчество, а это период расцвета, связано с именём Медичи. В 1472-75гг.

    он пишет две маленькие работы, изображающие историю Юдифи, видимо предназначавшиеся для дверок шкафа. Через три года после «Силы духа» Боттичелли создаёт св.

    Себастьяна, который был очень торжественно установлен в церкви Санта Марии Маджиори(Маggiori), во Флоренции,

    Возвращение Юдифи

    Джулиано деи Медичи, 1478 г

    Портрет молодого человека
     

    Появляются прекрасные мадонны, излучающие просветленную кротость Но самую большую известность он получил, когда, примерно в 1475г, исполнил «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Марии Новелла, где в окружении Марии изобразил членов семейства Медичи.

    Флоренция времен правления Медичи была городом рыцарских турниров, маскарадов, праздничных шествий. 28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров. Он состоялся на площади Санта-Корче, его главным героем должен был стать младший брат Лоренцо Великолепного, Джулиано.

    Его «прекрасной дамой» была Симонетта Веспуччи, в которую был безнадежно влюблен Джулиано и, видимо, не он один.

    Рождение Венеры

    Рождение Венеры

    Красавица впоследствии была изображена Боттичелли в виде Афины Паллады на штандарте Джулиано. После этого турнира Боттичелли занял прочное положение среди ближайшего окружения Медичи и свое место в официальной жизни города. Его постоянным заказчиком становится Лоренцо Пьерфранческо Медичи, кузен Великолепного.

    Вскоре после турнира, еще до отъезда художника в Рим тот заказывает ему несколько работ. Еще в ранней молодости Боттичелли приобрел опыт в писании портретов, этого характерного испытания мастерства художника.

    Став известным во всей Италии, начиная с конца 1470-ых, Боттичелли получал все более выгодные заказы от клиентов вне Флоренции.

    Весна

    В 1481 Римский папа Сикст IV пригласил живописцев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли в Рим, чтобы украсить фресками стены папской часовни, названной «Сикстинской капеллой «.

    Живопись стен была выполнена в течение удивительно короткого периода, только одиннадцать месяцев, с июля 1481г до мая 1482г. Боттичелли выполнил три сцены. После возвращения из Рима он пишет ряд картин на мифологические темы. Художник заканчивает картину «Весна», начатую до отъезда.

    За это время во Флоренции произошли важные события, которые повлияли на настроение, присущее этому произведению.

    Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Искушени

    Фрески Сикстинской капеллы в Риме: Юность Моисея, фрагмент

    Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Искушение Христа

    Пир Настаджио дельи Онести

    Первоначально, тема для написания «Весны» была почерпнута из поэмы Полициано «Турнир» в которой прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Однако за время, прошедшее от начала работы до ее завершения, прекрасная Симонетта скоропостижно умерла, а сам Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит.

    Это отразилось на настроении картины, внеся в нее ноту грусти и понимания быстротечности бытия. «Рождение Венеры» написано несколькими годами позже «Весны». Неизвестно, кто из семейства Медичи был ее заказчиком.

    Примерно в это же время Боттичелли пишет эпизоды из » Истории Настаджио дельи Онести » (Боккачио «Декамерон»), «Паллада и Кентавр» и «Венера и Марс».

    Венера и Марс

    Афина Паллада и Кентавр

    В последние годы своего правления Лоренцо Великолепный, 1490г призвал во Флоренцию известного проповедника Фра Джироламо Савонаролу. Видимо, этим Великолепный хотел укрепить в городе свой авторитет.

    Но проповедник, воинствующий поборник соблюдения церковных догм, вошел в резкий конфликт со светской властью Флоренции. Он сумел приобрести в городе много сторонников.

    Под его влияние попало немало талантливых, религиозных людей искусства, не устоял и Боттичелли.

    Благовещение, 1490 г

    Радость, поклонение Красоте навсегда ушли из его творчества. Если предыдущие мадонны представали в торжественном величии Царицы Небесной, то теперь это бледная, с глазами полными слез, женщина, много изведавшая и пережившая. Художник стал больше тяготеть к религиозным сюжетам, даже среди официальных заказов его в первую очередь привлекали картины на библейские темы.

    Симонетта Веспуччи

    Этот период творчества отмечен картиной «Коронование Девы Марии», заказанной для капеллы цеха ювелиров. Последней его большой работой, на светскую тему была «Клевета», но в ней, при все талантливости исполнения, отсутствует роскошно украшенный, декоративный стиль, присущий Боттичелли.

    В 1493 году Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного. По всему городу звучали пламенные речи Савонаролы. В городе, бывшем колыбелью гуманистической мысли Италии, произошла переоценка ценностей. В 1494 году из города был изгнан наследник Великолепного, Пьеро, и другие Медичи.

    В этот период Боттичелли продолжал испытывать большое влияние Савонаролы.

    Клевета

    Все это сказалось на его творчестве, в котором наступил глубокий кризис.

    Тоской и печалью веет с двух «Оплакиваний Христа» Проповеди Савонаролы о конце света, Судном дне и Божьей каре привели к тому, что 7февраля 1497г.

    , тысячи людей устроили на центральной площади Синьории костёр, где сжигали ценнейшие произведния искусства, изъятые из богатых домов: мебель, одежду, книги, картины, украшения.

    Св. Себастьян

    Фрески виллы Лемми под Флоренцией, Лоренцо Торнабуони перед аллегорическими фигурами семи свободных искусств, фрагмент

    Среди них, поддавшихся психозу, были и художники. (Лоренцо де Креди, прежний компаньон Боттичелли, уничтожил несколько из своих эскизов с нагими фигурами.

    ) Ботичелли был на площади и, некоторые биографы тех лет, пишут, что, поддавшись общему настроению, сжёг несколько эскизов( картины находились у заказчиков), но точных свидетельств нет При поддержкой Римского папы Александра VI Савонарола был обвинен в ереси и приговорен к смерти. Публичная казнь очень подействовала на Боттичели.

    Рождество

    Мадонна с восемью поющими ангелами (Берлинская Мадонна)

    Он пишет «Мистическое рождение» , где показывает своё отношение к происходящему. Последние из картин посвящены двум героиням Древнего Рима — Лукреции и Виргинии. Обе девушки, ради спасения чести, приняли смерть, которая подтолкнула народ к смещению правителей.

    Картины символизируют изгнание семейства Медичи и восстановление Флоренции, как республики. Если верить его биографу, Джорджо Вазари, живописца мучили в конце жизни болезнь и немощь. Он стал » так сутул, что он был должен идти при помощи двух палок «. Боттичели не был женат, детей у него не было.

    Умер он одиноким, в 65лет и был похоронен недалеко от монастыря Санта Марии Новеллы.

    Оплакивание Христа

    Смерть Лукреции
     

    [url]http://www.bibliotekar.ru/Kboticelli/index.htm[/url]

    Источник: https://nsportal.ru/shkola/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2012/04/12/sandro-bottichelli

    Творчество Сандро Боттичелли

    с которыми он вместе вырос.

    Обучение юного Боттичелли шло традиционным путем. Он копировал

    рисунки мастера. В мастерской Вероккио судьба свела его с

    Леонардо да Винчи, который был на несколько лет моложе его. Их

    общий учитель Вероккио был не только живописцем и скульптором,

    но и выдающимся геометром, ювелиром и музыкантом. Однако в

    этой среде, насыщенной разнообразным искусством, Боттичелли

    остался тем, кем был — живописцем.

    Насколько известно, он даже и не пытался заняться каким-нибудь

    иным видом искусства или наукой, как, например, Леонардо да

    Винчи. Что касается архитектуры, то она интересовала лишь как

    объект изображения, необходимый при построении задних планов

    картин. еще в ранней молодости Боттичелли приобрел опыт в

    писании портретов. В эту эпоху в Италии портрет был для

    живописца как бы испытанием мастерства.

    В пору молодости Боттичелли молодые флорентийские художники       восхищались тонко написанными пейзажами голландских мастеров и          сами в своих картинах стремились к углублению пространства, изображая

    холмистые дали или помещая главные фигуры на фоне зовущих в

    даль морских просторов. Боттичелли в своих ранних картинах

    тоже пытается создать иллюзию глубины, но позже, по мере того,

    как в его произведениях ведущая роль переходит к линии,

    пространство как бы сужается и дали исчезают из его работ.

    Таковы были условия, в которых развивался талант молодого

    Боттичелли.

    Боттичелли — величайший мастер линии.

         Его композиции перегружены фигурами, а их пространственное построение

          условно и часто лишено ясного единства; его колорит иногда страдает

          типичной для флорентинцев жесткостью, а в рисунке и пластической

          моделировке форм он явно пренебрегает реалистическими завоеваниями своей

          школы. Из всех средств художественной выразительности от отдает

          решительное предпочтение только одному — линии.

          Боттичелли — величайший мастер линии. Этим простейшим элементом

          изобразительного языка он владеет виртуозно. Его картины буквально

          пронизаны линейным началом. Линия служит главным средством построения

          фигур и главным средством их эмоциональной выразительности, линейный ритм

          связывает отдельные части в единую композицию. Линия и линейный ритм в

          какой-то мере подчиняют себе и объемно — пространственные и цветовые

          элементы картины, приобретая вместе с тем новые художественные качества.

          В произведениях Боттичелли линия уже не тот простой контур, обрисовывающий

          границы объемов, который любили наивно подчеркивать многие художники того

          времени и которого, наоборот, старались избегать более поздние мастера,

          постигшие тайны живописной светотени. Боттичелли сумел передать в линии и

          чисто каллиграфическую красоту, и напряженную душевную экспрессию, и

          отточенную музыкальность ритма. В его руках линия становится

          безукоризненным художественным инструментом для передачи самых тонких

          жизненных чувств и переживании. В позднем творчестве Боттичелли эта

          особенность его искусства достигает своего критического апогея и тогда

          язык мастера приобретает дисгармонирующую остроту: угловатые и как бы

          невесомые фигуры скользят вдоль плоскости картины, изгибаясь и вибрируя от

          внутреннего напряжения, подчиняясь в своих движениях капризному ритму

          линий, то стремительно взлетающих упругими волнами, то рассыпающихся

          мелкими складками.

    Произведения Сандро Боттичелли.

         В ранних работах Боттичелли преобладают спокойные, «антикизирующие» образы, типичные для зрелого кватроченто, проникнутые мягким

    лиризмом, прозрачные и почти безмятежные. И в них его только

    складывающаяся индивидуальность преобразует по своему образу и

    подобию всё то, чему он научился. Перед Боттичелли стояла

    задача олицетворять силу, страсть и страдание. В ранних

    картинах ( «Возвращение Юдифи из лагеря Олферна», «Св.

    Себастьян», «Сила») Боттичелли мы видим не бури, сокрушающие

    тело и душу, а погруженные в самосозерцание просветленные

    образы. В них не чувствуется ни страстных порывов, ни

    напряжения физических сил, видна лишь трогательная спокойная

    красота изящных тел и внимательная углубленность кротких

    взглядов. Ярче всего проявляется одухотворенность образов

    Боттичелли в его мадоннах. Он не следует примеру обоих своих

    учителей и вообще художников того времени. изображающих

    мадонну счастливо улыбающейся матерью, которая даже в

    беспокойной обстановке погружена в созерцание своего ребенка и

    наслаждается его физической близостью. В одной из первых своих

    известных картин Боттичелли подчеркивает неземной характер

    сцены, помещая по средневековому удлиненную фигуру мадонны на

    фоне сверкающего ореола. В другой картине он изображает

    мадонну на архитектурном фоне, но и здесь композиция

    аллегорична: маленький Иисус поднимает благословляющую руку,

    тогда как Мария прикасается к винограду и колосьям,

    символизирующим мистический смысл тайной вечери. Христос у

    Боттичелли не дитя нескольких месяцев, а ребенок спаситель;

    взгляд матери затуманен предчувствием ожидающих ее сына

    страданий. Его картина строится так, что в группировках,

    движениях и жестах фигур, столпившихся вокруг Марии с              младенцем, зримо передаются самые различные оттенки живого

    чувства — от спокойного, почти холодного любопытства до бурного

    волнения почти горячей любви.

    На примере этих картин видно, что у Боттичелли из-под влияния

    школы пробивается прирожденная восторженность и религиозность,

    унаследованная от семьи.

          Его художественные устремления ведут к игнорированию тех

    приемов и методов, пользоваться которыми он научился в

    окружении Липпи и Верроккио и которые сначала стимулировали и

    его творчество. Художник очень умело пользуется светотенью как

    моделирующим средством, но решительно отвергает глубокие тени,

    которые как раз в наибольшей степени способны передать

    ощущение телесности и пространства. Нарочитое пренебрежение к

    законам перспективы часто приводит к тому, что молодому

    Боттичелли не удается связать задний план с фигурами переднего

    плана. За это его упрекает Леонардо да Винчи.

    Особенности формирования личности Боттичелли надо объяснять

    самим укладом жизни семьи его отца, многодетного кожевника.

    Боттичелли очутился в атмосфере, совершенно отличной от той,

    которую порождал патриархальный уклад глубоко религиозной

    семьи, в которой он воспитывался и жил. Его мадонны с

    удлиненными телами напоминают иконы и скульптуры

    средневековья. Религиозной восторженностью Боттичелли,

    навеянной домашним воспитанием, объясняется и использования им

    настоящего, сверкающего золота для создания иллюзий «райского

    света», тогда как его учителя употребляли в подобных случаях

    лишь краску. Все это доказывает, что корни искусства молодого

    Боттичелли надо искать не столько во влиянии его двух

    учителей, сколько в отпечатке, наложенном на него старинной

    атмосферой отцовского дома, с которым художник и позже

    постоянно поддерживал связь и под влиянием которого прошла вся

    его жизнь.

    Изгибаясь точно легкая былинка, скользит неслышной поступью

    Юдифь — не мужественная библейская героиня, а робкая девушка, почти ребенок, испуганная и опечаленная своим подвигом («Юдифь»).

    Ничто не нарушает спокойствия юного мученика Себастьяна,

    чье нагое тело прекрасно в своих изящных пропорциях («Св. Себастьян»).

    С открытым и независимым видом взирает с портрета неизвестный молодой человек, горделиво прижимающий к груди медаль с профилем Козимо Медичи («Портрет неизвестного с медалью»).

          Интересно, что в этом портрете дан новый тип композиции. Раньше

          итальянские живописцы передавали портретируемого человека погрудно, строго

          в профиль, на нейтральном фоне, что сильно ограничивало возможности

          эмоционального и психологического раскрытия образа. По примеру

          нидерландских живописцев, Боттичелли изображает свою модель не в профиль,

          а почти в фас, со взглядом устремленным прямо на зрителя, с широким

          воздушным пейзажем на заднем плане; он тонко использует жест рук для

          обогащения портретной характеристики. Позднее его портреты бывали острее и

          глубже, но никогда в них не было такой кристальной ясности и цельности

          образа как в этом раннем портрете, чуть подернутом дымкой задумчивой

          мечтательности. Судя по медали, неизвестный, изображенный на портрете,

          имел какое — то отношение к семье Медичи, с членами которой в эти годы у     Боттичелли завязываются дружественные отношения. И их портреты,

          а заодно и свой автопортрет, художник, по обычаю того времена,

    представил в картине «Поклонение волхвов».

    «Поклонение волхвов» было одной из любимейших ренессанских тем, дававших возможность художнику сосредоточить в картине всю пышность и великолепие эпохи.

    Боттичелли любил этот сюжет и обращался к нему неоднократно. Евангельская легенда о подношении даров новорожденному Христу тремя волхвами не только использовалась им как повод для того, чтобы показать праздничное зрелище богато разодетой толпы; в этой традиционной теме Боттичелли открыл новую сторону — возможность рассказать о мире человеческих переживаний.

          К концу 70-х годов образы Боттичелли, сохраняя еще крепкую реалистическую

          основу, приобретают утонченную одухотворенность и взволнованную

          поэтичность, которые решительно выделяют его среди всех флорентийских

          живописцев. И уже тогда его поэтический идеал, так полно выраженный в

    «Весне», получает свою трагическую двойственность. Картина Боттичелли по самому своему назначению, казалось бы, должна была перекликаться

    праздничными триумфами, устраиваемые Медичи для увеселения

    народа. Однако в ней мало жизнерадостного и ее образы

    проникнуты каким-то грустным беспокойством. Она слитная, исполненная ритмическим  движением, всеми линиями блаженно сопрягаются с соседними фигурами.

          «Весна» Боттичелли — одно из первых в европейской живописи произведений

          чисто светского содержания, картина, в которой гуманистическая культура

          Возрождения с ее увлечением античностью впервые нашла такое

          непосредственное, хотя и очень своеобразное отражение.

          Подобно плоскостному декоративному узору на ковре, располагаются фигуры на

          картине Боттичелли. Тонкими светлыми силуэтами отчетливо рисуются они на

          темном фоне густой листвы и зеленой лужайки, пестреющей цветами. В центре

          ее—Венера; она одета и больше похожа на флорентийскую горожанку, чем на

          античную богиню. По одну сторону от нее —Весна, вся украшенная цветами, она

          словно не замечает нимфы Флоры, которая прижимается к ней, спасаясь от

          объятий холодного Зефира; по другую сторону—три грации, застывшие в

          хороводе танца; повернувшись к ним спиной стоит полуобнаженный Меркурий;

          вверху летает Амур, с завязанными глазами, но готовый пустить стрелу в

          одну из граций.

          Что означают все эти, не замечающие друг друга фигуры, что связывает их

          между собой?

          Существует много различных объяснений сюжета «Весны». Однако самые

          скрупулезные расшифровки смыслового значения отдельных фигур и деталей

          (даже если признать их вполне правильными) еще не дают нам истинного

          понимания идейного замысла картины и очень мало дают для понимания ее

          художественной ценности. «Весна» — не просто иллюстрация одного или

          нескольких классических текстов, прокомментированных в духе флорентийского

          неоплатонизм. Это — произведение, где литературная программа и возникшие в

          связи с ней личные ассоциации и переживания художника вылились в

          зрительный образ, в котором отдельные части объединены в целостную

          композицию не столько единым сюжетом, сколько единым поэтическим чувством,

          единым ритмическим движением. В прихотливом сплетении и игре линий, в их

          плавном течении и в выразительных контрапостах рождается, подобно

          музыкальной мелодии, главная тема — праздник весны и любви. Но в этой

          беззвучной музыке линий ясно слышатся меланхолические интонации, а в этом

          празднике есть нечто призрачное.

          Боттичелли обращается к извечным мотивам народной сказки, к образам,

          созданным народной фантазией и поэтому общезначимым.  Разве может вызвать

          сомнение образный смысл высокой женской фигуры  в  белом  платье,

          затканном цветами,  с венком на золотых волосах, с гирляндой цветов на

          шее,  с цветами в руках и с лицом юной девушки,  почти подростка, чуть

          смущенным,  робко улыбающимся? У всех народов, на всех языках этот образ

          всегда служил образом весны; в народных празднествах на Руси, посвященных 

          встрече весны,  когда молодые девушки выходили в поле «завивать венки», он

          столь же уместен, как и в картине Боттичелли.

          И сколько бы не спорили ученые о том, кого изображает полуобнаженная

          женская фигура в прозрачной одежде,  с длинными разметавшимися волосами  и

           веткой зелени в зубах — Флору, Весну и Зефира, — образный смысл ее

    Источник: http://student.zoomru.ru/isk/tvorchestvo-sandro-bottichelli/107508.861230.s2.html

    Ссылка на основную публикацию