Земство обедает, г. г. мясоедов, 1872

«Земство обедает» в Новосильском уезде. К 175-летию со дня рождения Г.Г. Мясоедова

Картина Григория Григорьевича Мясоедова «Земство обедает» была и есть наиболее известное произведение художника, хотя он постоянно работал, создавая все новые и новые вещи (их немало приобрел П.М. Третьяков и другие коллекционеры).

Григорий Григорьевич Мясоедов (1834—1911) — выдающийся русский живописец. Владимир Васильевич Стасов всегда называл его в первой пятерке лучших русских художников XIX века. В 1870 году в возрасте 36 лет он был удостоен звания академика. Наряду с крупнейшими русскими живописцами Мясоедов был участником Всемирных выставок в Париже в 1867 и 1878 годах.

В 1870 году Мясоедов собрал вместе всех лучших представителей искусства России в Товарищество передвижных художественных выставок. Его соратниками в создании Товарищества сначала стали московские художники В.Г. Перов, Л.Л.

Каменев, А.К. Саврасов, И.М. Прянишников. Затем Мясоедов поехал в Петербург и убедил группу художников северной столицы присоединиться к москвичам. Среди первых, кто поддержал Мясоедова в Петербурге, были Н.Н. Ге и И.Н. Крамской.

Отмечая 175-летний юбилей художника, расскажем о картине «Земство обедает», так как до сих пор о ней известно немного.

В монографии И.Н. Шуваловой, посвященной Мясоедову, читаем: «К сожалению, нам неизвестна история создания этого произведения. Не сохранилось ни одного подготовительного наброска, нет никаких письменных свидетельств художника или его друзей о том, как и где протекала работа над картиной…

»[1] Еще ранее Н.В. Масалина[2], один из первых биографов Мясоедова, писала: «История создания картины “Земство обедает” осталась неизвестной. Подобную сцену художник мог наблюдать в жизни.

Не случайно под воздействием этой картины известный писатель Гаршин пишет историю N-ского Земского собрания».

Нам удалось несколько приоткрыть завесу таинственности над тем, где мастер мог видеть подобную сцену.

Григорий Григорьевич был сыном мелкопоместного дворянина, и, следовательно, время от времени ему приходилось посещать земство в том уезде, к которому относилось поместье отца. В этом направлении мы и предприняли поиски.

Поскольку село Паньково, где родился и вырос художник, во второй половине XIX века входило в Новосильский уезд Тульской губернии (сейчас город Новосиль и село Паньково входят в состав Орловской области), автор данного эссе обратился в Новосильский краеведческий музей с просьбой об идентификации здания, изображенного на картине Мясоедова. Директор музея Мария Андреевна Казначеева сообщила, что уездное земство было полностью разрушено во время войны, а после восстановления утратило свой прежний облик. Фотографии старого здания не сохранились. Однако в фондах музея имеется письменное свидетельство уроженца села Паньково Анания Семеновича Ремнева, работавшего в здании бывшего земства первые годы после революции, о доме, который изображен на картине его знаменитого земляка. Приведем некоторые строки из этого документа: «Крыльцо и вообще фасад здания, расположение окон точно напоминает мне здание бывшего Новосильского земства. Видимо, его Мясоедов видел и положил на полотно».

Как бы убеждая своих будущих оппонентов, Ананий Семенович еще раз подчеркивает: «Точно такой же был фасад и крыльцо у здания Новосильского земства. В этом здании 28 января 1918 года проходил первый Уездный съезд, и после располагался Уисполком. Я был секретарем — членом Президиума».

Казначеева так комментирует эти сведения: «Ремнев А.С. был избран в 1920—1922 годах депутатом Уисполкома. Посещал наш музей. Я с ним была хорошо знакома. Он утверждал, что на картине здание земства Новосильского. Ананию Семеновичу я верю».

Благодаря упомянутым выше свидетельствам можно с достаточной долей уверенности говорить, что Мясоедов написал сцену скудной крестьянской трапезы, опираясь на местный материал. И в это нетрудно поверить.

Ведь в молодые годы художник, приезжая на каникулы из академии, мог подменять стареющего отца и бывать в Новосиле.

Выезжая из села утром по холодку (а от Паньково до Новосиля около 40 верст), не спеша, как раз к обеду и можно было туда добраться.

Конечно, молодого художника не могла не привлечь подобная сценка, полная особого смысла. И родился у него замысел произведения, которому суждено было обрести мировую известность.

Чем же интересна эта на первый взгляд неброская картина?

Кажется, ничего особенного: на фоне светлой стены дома несколько крестьян отдыхают и перекусывают своей нехитрой деревенской провизией.

Это крестьянская часть земства вышла из душных комнат пообедать чем Бог послал: кто-то жует сухой хлеб, кто-то сдабривает его щепоткой соли или пучком молодого зеленого лука. Всех их объединяет невеселая дума.

Понимают они, что плетью обуха не перешибешь, и потому не надеются на справедливое отношение к своим наболевшим делам.

Волнообразное композиционное построение народной группы показывает, какая мощная потенциальная сила скрыта во внешне покорном и бессловесном крестьянстве. Эта волна может все снести на своем пути.

Но пока крестьяне задумчивы и спокойны. Они написаны с явной симпатией и сочувствием к тяжелой доле тружеников. Убедительны их живые умные лица, естественны позы. Это не натурщики, а живые народные типы.

Что касается чисто живописных задач, которые ставил перед собой художник, то он использовал выразительное контрастное решение: на фоне светлой желтой стены плотными силуэтами выделяются фигуры персонажей.

На переднем плане холодная тень от здания соседствует с освещенным солнцем участком и свежей зеленью в правом углу картины, где Мясоедов расположил интересную в колористическом и содержательном отношении фигуру крестьянина.

«Земство» впервые было показано на Второй выставке ТПХВ в 1872 году[3] под названием «Уездное земское собрание в обеденное время». По свидетельству современников, картина Мясоедова была лучшей среди жанровых работ, представленных на выставке.

О ней очень высоко отозвался Крамской — один из самых взыскательных художников и критиков. В письме к Перову, анализируя экспонаты передвижной выставки Товарищества, он писал: «Пейзажный отдел и отдел портретов — блистательный жанр — средний и даже положительно хорош.

А картина Мясоедова — прекрасная».

Как у каждого живописного произведения, у работы «Земство обедает» — своя история и своя судьба.

Благодаря письменному свидетельству Анания Семеновича Ремнева, с достаточной долей уверенности можно говорить о тульско-орловских истоках, питавших этот замысел.

Мясоедову поступило предложение от Императорской Академии художеств продать картину в академический музей. Художник оценил ее в 1200 рублей. А пока академия раздумывала, к Мясоедову с тем же предложением обратился П.М. Третьяков: он пожелал приобрести «Земство» для своей коллекции, но просил снизить объявленную стоимость.

Как истинный купец, Третьяков никогда не покупал картину за предложенную авторами цену, всегда старался ее снизить. И здесь он остался верен своей привычке. На предложение Третьякова Мясоедов ответил: «Милостивый государь Павел Михайлович!..

Мне, конечно, приятно Ваше желание поместить мою работу в Вашу галерею, и, считая за честь попасть в Вашу коллекцию, я готов сделать всевозможную уступку из назначенной цены; цена, объявленная мною Академии за “Земский обед”, 1200. Но так как Академия до сих пор ничего определенного не говорит и так как мне гораздо приятней быть у Вас, а не в Академии…

то я понижаю до 1000 рублей. Думаю, Павел Михайлович, что, взяв в соображение цены, назначенные другими художниками, которые Вы не находите чрезмерными, я в требовании не перехожу за границу справедливости, и мне будет очень жаль, если Вы не захотите на столько же продвинуться вперед, на сколько я отступил.

Будьте добры, Павел Михайлович, сообщите Ваши окончательные намерения, чтобы я мог свободно располагать своими поступками и чтобы меня не смущало напрасное желание попасть в Вашу коллекцию.»[4]

Третьяков не оценил поступок художника, живущего только от продажи своих произведений и тем не менее снизившего цену за полотно на 200 рублей (а это очень немало; как вспоминал сам Мясоедов, в те времена на 8 копеек можно было пообедать щами и кашей с маслом). Но Павла Михайловича трудно было уговорить заплатить больше, чем он наметил. Он предложил понизить цену еще на 100 рублей, желая заплатить за картину не более 900.

На вопрос о новом снижении цены Мясоедов ответил: «Мое искреннее желание, многоуважаемый Павел Михайлович, сделать всевозможную уступку, чтобы только сойтись к обоюдному удовольствию: хотя сто рублей гораздо более значат для меня, чем для Вас, тем не менее я согласен получить от Вас 900 рублей, но чистых, то есть без вычета тех 5 %, которые я должен заплатить Товариществу; говоря яснее, я прошу Вас, возвысьте до 945, и думаю, что Вы не будете в претензии за эту маленькую прибавку.»[5]

Остается только удивляться бесконечным уступкам художника. Он шел навстречу Третьякову только потому, что его галерея была открыта для посетителей, а музейной коллекцией Академии художеств пользовались лишь ее студенты и преподаватели.

В результате переговоров Третьяков приобрел картину Мясоедова в 1873 году за 945 рублей. Однако Павел Михайлович остался чем-то недоволен и в 1876 году решил расстаться с полотном. Причем был готов уступить его за меньшую сумму, чем купил у художника. Узнав о замыслах коллекционера, Мясоедов написал: «.

уверяю Вас, Павел Михайлович, что я очень доволен, что моя картина у Вас, а не у кого другого. Жалею, что Вы разочаровались в “Земстве”.

»[6] Будучи человеком честным до щепетильности, художник предложил Третьякову оставить себе 500 рублей из тех 2000, что тот обещал выплатить за другую его картину («Чтение Положения 19 февраля 1861 года»), чтобы «покрыть потерю, могущую произойти при продаже. прежней картины».

Поразмыслив, Третьяков передумал продавать «Земство», но что-то в картине его все же смущало. Он обратился к Мясоедову с просьбой внести некоторые исправления. Художник не только согласился поработать со своим завершенным полотном; он дал самые точные указания, как переправить работу в Харьков, где жил в то время: «Милостивый государь Павел Михайлович!..

Всякое исправление в картине “Земский обед” я готов сделать, и, если бы Вы нашли возможным прислать ее теперь же, я занялся бы ею тем с большей охотой, что не имею никакой срочной работы, ибо картину, которую готовлю к выставке, могу писать только летом [речь идет о картине «Засуха. Молебен на пашне». — А.Х. ].

Если Вы найдете возможным вынуть “Земство” из рамы для безопасности и прислать ее тотчас по железной дороге на станцию, а квитанцию в дом Волжско-Камского банка на Рыбную улицу, то я сделаю все, что смогу, чтобы устранить те недостатки, которые в ней замечаются.

»[7] А в следующем письме он уведомил Третьякова: «Картина, высланная Вами для исправления, “Земский обед” получена мною в совершенной исправности, по исправлении всего, что можно, немедленно вышлю ее к Вам.»[8]

Автор данной статьи задался целью найти первоначальный вариант полотна Мясоедова. Помогла книга И.Н. Шуваловой[9].

Знакомясь со списком произведений художника, скрупулезно собранных ею, на странице 136-й автор обнаружил желанные строчки: «Две гравюры на одном листе: “Земство обедает” и “В осажденном городе” 17,6 х 12,1; 31,2 х 21,6. В издании: Иллюстрированный каталог второй передвижной художественной выставки. СПб., 1873».

Эта гравюра, несомненно, была сделана с полотна, которого еще не касалась кисть мастера при последующей переписке. Ведь каталог был издан в 1873 году, а вопрос о некоторых переделках в изображении возник лишь зимой 1876-го. Надо было искать гравированный оттиск.

В Российской государственной библиотеке нужного издания не оказалось.

И тут вспомнилось, что Стасов, активно интересовавшийся деятельностью Товарищества, именно в годы издания каталога (1872—1873) начинал работу в качестве заведующего художественным отделом Санкт-Петербургской публичной библиотеки. Уж он-то, подумалось, не мог пропустить издание с изображениями произведений передвижников. Но вот сохранился ли каталог на протяжении 135 лихих и для страны и для Петербурга лет.

Читайте также:  Картина "постоянство памяти", сальвадор дали, 1931

В Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге в отделе эстампов удалось выловить в безграничном книжном море крохотный оттиск с гравюры. Действительно, она была исполнена с того первоначального варианта картины, который экспонировался на Второй передвижной выставке.

Пересылая Мясоедову картину, Третьяков высказал некоторые свои пожелания по ее доработке. В частности, он считал, что в таком серьезном по замыслу полотне куры на переднем плане мешают.

Художник ответил так: «Думаю, что не куры мешают, а некоторые другие малые недостатки, которые Вы тоже, вероятно, не найдете лишними». И действительно, дело было не в курах, а прежде всего… в петухе: игривая походка куриного ухажера в направлении кур не оставляла сомнений в его намерениях.

Это отвлекало зрителей и мешало сосредоточиться на серьезности замысла полотна. Стоило Мясоедову убрать одиозную фигурку, как все встало на свои места.

Художник переосмыслил и переработал практически всех действующих лиц. Ведь к 1876 году, когда он принялся за доработку «Земства», за его плечами уже был опыт создания картин «Чтение Положения 19 февраля 1861 года» (ГТГ) и «Опахивание» (ГРМ), многих этюдов, портретов, эскизов.

Он чувствовал себя более уверенно, чем в 1871 году, когда только начинал «Земство». В первоначальном варианте картины в фигурах крестьян, во всех вместе и в каждой в отдельности, чувствовалась какая-то обреченность и безысходность.

После доработки это впечатление исчезло; в крестьянской группе появились спокойная раздумчивость и вызывающая уважение внутренняя сила.

Наиболее значительно был изменен крестьянин, сидящий на ступеньке крыльца: вместо дряхлого, согнутого годами, растерянного старика с натруженной спиной зрители видят крепкого мужика, знающего себе цену. Художник несколько переписал и изображение металлического навершия крыльца, что позволило ему разместить на верхней доске читаемое название уездной управы.

Как мы видим, Мясоедов внимательно поработал над присланной из Москвы, порядком уже забытой им картиной. А когда краски просохли, вернул полотно владельцу.

Нынешнее «Земство» — переработанный в 1876 году вариант картины, написанной художником в 1871—1872 годах. Вот почему в отдельных изданиях под репродукцией этого произведения стоит реальная дата завершения работы над полотном — 1876 год. Эту дату можно встретить и у Стасова, имевшего возможность видеть как первоначальный вариант картины, так и окончательное решение.

Третьяков был удовлетворен действиями Мясоедова, и у него больше не возникало желания расстаться с «Земством».

  1. Шувалова И.Н. Мясоедов. Л., 1971. С. 55.
  2. Масалина Н. Земство обедает, картина Г.Г. Мясоедова // Гос. Третьяковская галерея. М. 1950.
  3. В переписке с П.М. Третьяковым, желавшим приобрести картину, Мясоедов называл ее «Земский обед». Свое нынешнее название полотно получило значительно позже.
  4. Мясоедов Григорий Григорьевич: Письма, документы, воспоминания. М., 1972. С. 58 (Далее — Мясоедов. Письма).
  5. Там же, с. 58-59.
  6. Там же, с. С. 75.
  7. Там же.
  8. Мясоедов. Письма. С. 76.
  9. Шувалова И.Н. Мясоедов. Л., 1971. С. 136.

Источник: https://www.tg-m.ru/articles/3-2009-24/zemstvo-obedaet-v-novosilskom-uezde-k-175-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-myasoedo

Земство обедает

Картина Григория Мясоедова «Земство обедает», написанная в 1872 году, стала его визитной карточкой. Ведь в ней отражена реальная жизнь России после реформ, проведённых в 60-е годы XIX столетия. Именно тогда в стране стали формироваться выборные органы местного самоуправления, так называемые земства. В них избирались и крестьяне.

Однако из-за высокого имущественного ценза их число было незначительно. Любопытный факт: довольно часто крестьяне доверяли представительство своих интересов помещикам. На тот момент наделение землёй бывших крепостных в губернии было не окончено. Там, где оно предстояло, крестьяне хотели как–то «подмаслить» барина бесплатным для себя способом.

 

   Картина Мясоедова «Земство обедает» считается одним из лучших произведений этого художника и одним из характернейших образцов искусства передвижников вообще. На картине изображено крыльцо небольшого дома уездного собрания и расположившиеся в его тени пообедать крестьянские представители земства.

В открытое окно видно как лакей перетирает тарелки и откупоривает бутылки для обеда господ–земцев.

Зорким глазом художника-реалиста Мясоедов выхватил из широкого потока жизни именно ту сцену, в которой необычайно выпукло выступила наружу «благодетельность» для народа нового строя, вырастающего из крепостнического.

    Маловнимательные искусствоведы склонны считать, что на картине изображены крестьяне, пришедшие с какими–то просьбами в земство, но заставшие время обеда. Обед земцев обставлен солидно, а бедные мужики вынуждены удовлетворяться хлебом и луком. Признаться, так думала и я. Изображённый в окне слуга, протирающий посуду, только подтверждал эту версию. Но оказалось несколько иначе.

Народ обедает соответственно своему социальному положению

    На картине «Земство обедает», написанной в 1872 году, художник Григорий Мясоедов, который, кстати, сам был помещиком Новосильского уезда Тульской губернии, изобразил положение членов земской управы простым сюжетным ходом.

    Его земство обедает  (настоящее название картины — «Уездное земское собрание в обеденное время») соответственно своему социальному положению. На земле расположились крестьяне, обед  которых  — кусок хлеба да лук. Двое одеты в синие полосатые штаны и сапоги.

На одном голубая рубашка, на другом —  алая, что говорит о их благосостоянии. Дело в том, что в те времена синтетические красители, окрашивающие ткани в яркие цвета, были редкостью.

Яркая одежда, особенно спящего крестьянина, несомненно окрашена дорогой импортной новинкой.

   Обувь и одежда исправна, на ногах хорошие сапоги. Ещё один участник обеда набросил хороший полушубок, хотя на улице явно не холодно.

У стоящего мужика с полосатой сумкой аккуратно подбритая и подстриженная эспаньолка. Явно модник… Вывод напрашивается сам собой — крестьян в земстве представляют вполне обеспеченные люди.

Так что скудность обеда крестьян, изображённых Мясоедовым, объясняется вовсе не бедностью.

    Над головами обедающих на свежем воздухе, в открытом окне буфетной, виден лакей, протирающий посуду для «благородных» представителей земства. По всей видимости, его привёз кто-то из помещиков—заседателей. Сам Мясоедов не делает на этой детали особо акцента. Он просто показывает бытовую сцену, а выводы предлагает сделать зрителю.

Крестьяне не показывают своей бедности

      Словом, очевидно, что крестьяне не показывают никаких признаков притеснения. Их никто не выгонял с барского обеда. Он им просто не интересен, у них другие привычки и обычаи.

    Крестьяне никуда не торопятся и ничего не ждут — они уже приехали в город на собрание, которое занимает целую неделю.

Они мирно, пользуясь хорошей погодой, сидят у крыльца в состоянии оцепенения, обычном для земледельца, привыкшего ничего не делать полгода. Мужики выглядят скорее осоловевшими, чем возбуждёнными от дискуссий на важные для них темы.

Это же их земство, их дела, можно было бы и поволноваться, ну хотя бы обсудить постановленное в утреннем заседании!

   Если что–то в картине и можно считать объектом критики, то это разлитая в воздухе провинциальная лень и спокойствие. Но не факт, что художник вкладывал в картину именно такие мысли. Быть может, земско–провинциальная лень казалась ему столь же очевидной и неизбежной, как и персонажам картины.

Что такое земство

    Произведение Мясоедова актуально и на сегодняшний день. Хотя бы потому, что выборы для нас стали делом привычным. Совсем недавно прошли выборы в органы местного самоуправления – муниципальные Советы депутатов.

С некоторыми оговорками земство можно назвать их отдалённым прообразом. Поэтому было интересно узнать, как работали выборные органы прежде.

Поиск в интернете сведений о Новосильском собрании, куда входило 39 человек, позволил узнать и иные факты.

    Прежде всего следует сказать, что в старые времена земство выступало оператором сельских продовольственных капиталов — запаса зерна и денег, который крестьяне держали на случай неурожая. Всеми остальными разрешёнными видами деятельности — медициной, начальным образованием, местными дорогами, страхованием от огня, ветеринарией — земское собрание занималось в том объёме, в каком желало.

    При 115 тысячах населения в уезде земство поддерживало в рабочем состоянии 46 деревянных мостиков через речушки и овраги. Кроме того, дороги крестьяне чинили сами в порядке натуральной повинности в размере 3 рабочих дней в году.

    Система здравоохранения состояла из 2 врачей, 8 фельдшеров и больнички на 20 кроватей. Образования и вовсе не было. Земство платило мизерную дотацию в 6000 руб. суммарно всем содержателям школ и не имело понятия, сколько всего в уезде учебных заведений. На благотворительность уходила ничтожная сумма — 2000 руб. в год. Земская ветеринария просто отсутствовала.

    Годовой бюджет Новосильского земства составлял 48 тыс. руб. Чтобы понять масштаб такого бюджета, надо понимать, что его сумма была равна годовому жалованию управляющего железной дорогой или коммерческим банком. С крестьян собирали только 22 тыс., что составляло около 20 копеек в год с человека.

    В Новосиле периода, изображённого Мясоедовым, проживало чуть более 4 тыс. человек. В отчётах можно найти информацию о том, что у Новосильского земства были твёрдые обязанности перед государством.

    Прежде всего оно обеспечивало постоем (то есть проживанием) проходившие через уезд войска, за что получило компенсацию. За постой и лошадей для разъездов полиции, чиновников и судейских, если у тех оказывались дела в сельской местности уезда, денег не бралось.

Выборы по сословиям

   Земства Тульской губернии были открыты в 1865 году одновременно с 33 другими губерниями Центральной и Южной России.

Эти органы местного общественного самоуправления существовали на двух уровнях — губернском и уездном.

Уездное земство состояло из периодически собираемого земского собрания, выборных членов которого называли гласными, и постоянно действующей управы из председателя и 4 членов.

   Собрание выбиралось по сословиям. Новосильские помещики, имевшие более 200 десятин (215 га), собирались на общий съезд и выбирали 17 гласных. Горожане с высоким имущественным цензом (на практике домовладельцы с крупными домами и купцы 1-й гильдии) на своем собрании выбирали 2 гласных. Крестьяне выбирали на 35 волостных сходах выборщиков, а те на своём съезде выбирали ещё 18 гласных.

Источник: http://www.vao-mos.info/territoriya-goroda/zemstvo-obedaet.html

Григорий Мясоедов: жизнь и творчество художника

Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911), русский художник, мастер живописи, представитель искусства «передвижников».

Содержание

Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии и принадлежал к старинному дворянскому роду. В детстве мальчик много читал, часто рисовал. Отец всячески поощрял его интерес к художеству.
Свое обучение будущий художник начал в Орловской гимназии, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков.

В 1853 году он поступил в Академию Художеств. Непростая ситуация сложилась между художником и его отцом. Отец полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный в 1857 году с натуры портрет отца примирил их.

В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» и был поощрен пенсионерской поездкой.

В 1863 году он посетил Италию, Германию, Бельгию, Швейцарию, работал в Париже, Испании. В Риме он занимался в частной Академии.

В 1867 году он живет во Флоренции, где знакомится с семьей опального А.И.Герцена, с литературоведом А.Н.Веселовским, и с семьей художника Николая Ге. Здесь же он создал картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».

В 1869 году он вернулся в Россию. В Москве пишет картину «Заклинание», за которую получил звание академика.

В конце 1860-х годов, находясь за границей, Мясоедову пришла идея организации Товарищества передвижников. 16 декабря 1870 года состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов. Он стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение сорока лет.

Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота», а в марте 1872 года открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – «Земство обедает». Эта картина принесла успех художнику. В картине раскрыта главная задача передвижнического реализма – «стремление к реальному и повседневному», отмеченному В.В.Стасовым.

Действие картины разворачивается в тихом провинциальном городишке. У подъезда земской управы расположилась группа крестьян. Один крестьянин дремлет, а другие спокойно едят скудный обед. Рядом, в самом доме, только что отобедали господа.

Читайте также:  «осенняя пастораль», франсуа буше — описание картины

Через открытое окно видно как лакей старательно вымывает посуду, множество бутылок и графинов. В картине изображена бедность в контрасте с богатством. Главными героями картины становятся крестьяне.

Художник запечатлел разнообразие их характеров, их особую красоту и душу.

В довольно короткий срок художником была написана картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». В картине раскрывается иной аспект той же темы — судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.

В 1876 году художник переселился на хутор близь Харькова. Он увлекся садоводством и огородничеством. С этого момента можно отметить начало спада в его творчестве. Меняется его отношение к крестьянской жизни. Мясоедова привлекали темы, раскрывающие народные поверья и традиции.

В картине «Опахивание» изображен древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В картине «Молебен на пашне о даровании дождя» передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето.

В 1882-1884 художник работает над историческим полотном «Самосожигатели». В нем художник изобразил момент самосожжения иступленных фанатиков-староверов в горящей избе.

В 1880-е годы Мясоедов работает над пейзажами. Он создал картину «Дорога во ржи». На картине изображена фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.

В 1880-е пейзажи Мясоедова получили признание публики. Он выбирал простые мотивы, неброские виды южного Крыма. Среди этюдов встречались и марины.

В конце 1880-х Мясоедов живет в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. Осенью и зимой художник уезжал в Крым. Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы».

В 1890-1900 годах в его произведениях чувствуется влияния салонной живописи. Художник много работал в графической технике. Он создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Он также организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству.

Он осознавал, что его время безвозвратно ушло. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».

Умер Григорий Григорьевич в 1911 году, в своем имении Павленки близ Полтавы.

 Творчество Григория Григорьевича Мясоедова

Еще в годы обучения Мясоедов написал жанровую картину «Поздравление молодых в доме помещика» (1861) и полотно на историческую тему «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862), которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин.

Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.  

Поздравление молодых в доме помещикаБегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе

Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа — Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г.

, когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью. 16 декабря 1870 г.

состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов (вместе с И. Н. Крамским, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым, М. К. Клодтом). А 29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове.

Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)» (1871), в которой решение исторической темы дано в бытовом плане.

          В марте 1872 г. открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова — «Земство обедает» (1872). Тихий провинциальный городок. Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа крестьян.

Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук — вот их обед.

А рядом, в доме, только что отобедали господа: через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду, тут же — множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет — сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и бедности.

Но не это стало для художника главным в картине. Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. В них художник разглядел и запечатлел разноооразие характеров, особое благообразие, внутреннюю собранность, своеобразную красоту. 

         В другом фундаментальном полотне Мясоедова — «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года» (1873) — раскрывается иной аспект той же темы — судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.

Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования. Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны. 

         Изучение жизни русского крестьянства приводит Мясоедова к сюжетам, повествующим о древних поверьях и обычаях, их роли в жизни народа.

Так, в картине «Опахивание» (1876) показано старинное ритуальное дсиство: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В 1878-80 гг. Мясоедов работает над двумя вариантами «Засухи», где представлен молебен в поле.

Параллельно идут поиски в области исторической тематики: художник пишет картину «Самосжигатели» (1882-84), сюжет которой стоит в очень тесной связи с предыдущими жанровыми картинами.

          К началу 1880-х гг. в творчестве Мясоедова намечается новый этап. В пейзаже «Дорога во ржи» (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в «Косцах» (1887).

Дорога во ржиСтрадная пора (Косцы)

Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий. Полностью отказавшись от критического начала, художник отказался тем самым от основного принципа художественной системы 1870-х гг.

Не освоив нового образного языка и не будучи подготовленным к восприятию художественных идей нового поколения живописцев, Мясоедов оказался в числе тех представителей ТПХВ, которые на рубеже 1880-х и 1890-х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых художников.

Последние годы жизни художника не внесли ничего существенного в его творчество.

Интересные факты из жизни художника 

Внешность Мясоедова говорила сама за себя.

Григорий Мясоедов был человеком сложным, в общении невыносимым. Его резкий характер иногда оказывался даже для близких нестерпимым.

Не ужившись с первой женой — пианисткой, в Харькове он сошелся с молодой художницей Ксенией Ивановой, которая в 1881 году родила сына.

Но свободолюбивый Григорий Григорьевич был уверен, что девица поймала его «словно перепела в сети». У него были какие-то основания считать, что Ванечка не его.

Оформил бумагу об усыновлении собственного ребенка, а жене запретил проявлять материнские чувства к мальчику. Ксения была для Вани обычной кухаркой…

Наконец Мясоедов безжалостно оторвал ребенка от матери, отдав отпрыска на воспитание другу-пейзажисту Киселеву в Москву. Это случилось, когда Мясоедов позировал Репину для картины.

Впрочем, после одного случая Григорий убедился, что Ваня — его кровь. Как-то раз во время очередного застолья у Киселевых гости зашумели: «А где Ванечка? Где ваш воспитанник?» Киселевы долго упирались: да он, мол, такой бука, молчун, всего боится. Но привели Мясоедова-младшего.

Ваня понял, что талантливая публика ждет от него не пошлой сказки, стишка, песенки, спетой дрожащим от волнения голоском, — им нужна более эстетическая акция.

Ваня подошел к художнику Маковскому и смачно высморкался в полу его шикарного сюртука. После этой «живой картины» у Мясоедова-старшего никаких сомнений не осталось — «мой сын».

В тот же день он забрал 7-летнего Ванечку домой — в пригород Полтавы.

Но ничего фактически в отношениях отца и сына не поменялось. В момент агрессии художник мог так ударить сына, что даже подумывал, что убил отпрыска. А увлечение Вани гирями, цирковым искусством считал постыдным.

— Несчастье мое, дубина! — часто шпынял он подрастающего мальчика.

В 1899 году умерла от туберкулеза Ксения, которая была единственным добрым человеком в жизни парня. А после того как Григорий насмелился сообщить Ване, что тот не приемыш, а родной сын, Мясоедов-младший фактически отрекся от отца. Поселился во флигеле, месяцами не разговаривал с папой, а его гостей провожал только до крыльца.

Но когда в 1911 году Мясоедов-старший умирал, сын явился. Под музыку Баха и Шопена рисовал отца на смертном ложе. Иван со старанием выводил линии спазматически открытого рта, обводил контуры страдальчески заостренного отцовского лица в агонии. Что двигало рукою сына: искусство или ненависть, наверное, даже сам автор не знал.

На двух посмертных выставках (в Полтаве и Москве) Иван безжалостно распродал все богатое наследие отца, не пощадив его работ и коллекции, составленной из дарственных работ Репина, Шишкина, Дубовского.

А в 1919 году, когда Иван Мясоедов навсегда покинул родину, перед эмиграцией он с каким-то садизмом уничтожил в усадьбе все, что касалось Григория: эскизы, переписку мастера.

После войны в одном из зданий на усадьбе Мясоедовых полтавчане решили сделать музей, но нашли там лишь один автопортрет Григория…

Библиография

  • Мясоедов Григорий Григорьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Масалина Н. В. Мясоедов. — М.: Искусство, 1964. — 96 с. — 10 000 экз. (обл.).

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , artonline.ru, kp.ua

Григорий Мясоедов: картины художника

Григорий Мясоедов — все картины
Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Григорий Мясоедов: жизнь и творчество художника

5 (100%) 2 голос(ов)

Источник: http://allpainters.ru/mjasoedov-grigorij.html

Земство обедает

Описание картины Григория Мясоедова «Земство обедает»

Это полотно было написано в 1872 году. Картина прославила художника и, можно сказать, сделала его известным. Когда автор создавал этот шедевр, в основном, он исходил из местных материалов. На полотне изображена Россия после реформ.

Начало создания новой власти, которая раньше назывались земством. Крестьяне тоже могли участвовать, но они имели ну очень маленький доход с этого, поэтому их можно было по пальцам пересчитать. Смысл полотна очень прост и понятен, художник пытается передать неправильное положение людей, не соответствующее положению.

На полотне изображен тихий город, в котором стоит здание местного управления. Нарисовано не все строение, а только кусочек стены. И на этом фоне местные крестьяне, которые решили отобедать. Им не приятны душные комнаты, и обедать рядом с высшим обществом они тоже не привыкли, поэтому им проще расположиться на улице.

Автор полотна нарисовал некоторых крестьян уже пообедавшими, некоторые уже спят после еды, а кто-то еще продолжает употреблять свою скромную пищу, состоящую в основном из хлеба, соли и зеленого лука.

По открытым окнам, которые написал художник, и по официанту, убирающему со стола, понятно, что высшее общество тоже отобедало. Сразу же понятно, что художник этим хотел передать, это сравнение богатства и бедности. И по лицам людей понятно, что у них смешанные чувства к данной ситуации, одни выглядят благородно, другие лукаво, а третьи оскорбленно.

Читайте также:  «прокопий праведный за неведомых плавающих молится», николай рерих — описание картины

При взгляде на это полотно, сразу же вспоминается произведение Некрасова, в котором он описывал о том, кому на Руси жить хорошо. А в глазах крестьян видно, что они смирились с таким стечением обстоятельств, ведь все равно справедливости не будет.

Художник не пытается добиться, чтобы кто-то сделал вывод, он просто толкает на эту мысль.

Произведение Григория Мясоедова «Земство обедает» 1872 гг.

https://t.me/historyonepictureСегодня мы с вами рассмотрим картину Григория Мясоедова. «Земство обедает» — самое значительное полотно Мясоедова, экспонировавшееся на Второй передвижной художественной выставке. Земство — выборные органы местного самоуправления в России 1860-х.Перейдём к разбору картины. «Земство обедает»

О картине:

Мясоедов Григорий Григорьевич написал это произведение в 1872 г. Эта картина стала визитной карточкой художника-передвижника. Опирался художник при написании этого произведения на местные материалы. Перед зрителем предстает пореформенная Россия.

Только что начали создаваться органы местных самоуправлений в виде земств. Выбирали сюда и крестьян. Но они имели невысокий имущественный ценз, поэтому их было очень мало. Сюжет предельно прост. Художник и решил отобразить несоответствие положений, согласно социальному положению.

Показан тихий провинциальный городок. На первом плане здание земской управы. Кажется все просто. Весь дом не показан, а есть только на картине изображение светлой стены земской управы.

Крестьянские депутаты решили пообедать. Душные комнаты не прельщают крестьян, да и соседство с «благородными» представителями земства не удовлетворяет их. Поэтому они решили отобедать на свежем воздухе.

Художник изобразил кого-то уже отобедавшим и дремлющим, а кого-то, кто продолжает скудную трапезу, с нехитрой деревенской провизией. Еда нехитрая. У кого-то сухой хлеб. У другого хлеб с солью и пучок зеленого лука.

Видно, что в здании земской управы тоже закончили обедать по действиям официанта, который переставляет посуду и по винным бутылкам.

Вот здесь то и наблюдается контрастность бедности и богатства. Главным персонажам картины – крестьянам, художник дал характерные черты. Одним — лукавство, сметливость.

Другим – чувство подлинного душевного благородства. Третьим – оскорбленность.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Zemstvo_obedaet/

Картины Григория Мясоедова (Myasoedov)

Исторические полотна Мясоедова и жанровые сцены

Пристань в Ялте

Сожжение протопопа Аввакума

Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911) — выдающийся русский живописец.

Григорий Григорьевич Мясоедов вошел в историю русского искусства прежде всего как активный деятель передвижничества, бессменный — в течение почти сорока лет — член правления Товарищества передвижных художественных выставок и человек, которому ТПХВ по существу обязано самим фактом своего возникновения и существования.

Мясоедов окончил Академию художеств в 1862 году, за год до знаменитого «бунта 14-ти», то есть принадлежал к тому же поколению художников, озабоченных поисками новых связей искусства с жизнью.

Во время приездов в Россию (до 1869 года Мясоедов жил в Италии) он бывал на «четвергах» в артели Крамского и, таким образом, хотя и фрагментарно, но наблюдал деятельность первого «вольного» объединения художников.

Роль этого не зависимого от Академии предприятия осознавалась прогрессивно настроенными современниками, но с течением зремени делалось ясным я то, насколько узость организации сдерживает ее возможности и сколь в целом уязвима подобная попытка обретения самостоятельной творческой платформы. Требовалось перейти к более широким организационным формам, и именно этот шаг пришлось осуществить Мясоедову.

В Италии, в беседах с Н. Ге складывается у Мясоедова практический замысел будущей организации, разрабатывается проект У стаза «Товарищества подвижных выставок» т(ак они называлась первоначально) .

В нем сформулированы просветительские дели объединения, поддерживающего программу эстетического «хождения в народ». Проект, рассмотренный и подписанный совместной группой московских и петербургских художников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской. Н. Н. Ге, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов. И.

М. Прянишников), был утвержден Министерством внутренних дел 2 ноября 1870 года.

Родился в селе Паньково Новосильского уезда в небогатой дворянской семье. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству. После обучения в гимназии в Орле, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, юноша отправился в Петербург и в 1853 г.  Григорий Мясоедов поступил в Академию Художеств. В Академии Художеств учился у А. Г. Маркова и Т. А. Нефа.

Еще в годы обучения Григорий Мясоедов написал жанровую картину «Поздравление молодых в доме помещика» (1861) и полотно на историческую тему «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862), которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин.

В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.

Жанровые картины Мясоедова правдиво передают нищету и бесправие крестьянства («Земство обедает», 1872, Третьяковская галерея), величие и поэзию крестьянского труда («Косцы», 1887, Русский музей, Ленинград).

Григорий Мясоедов — один из организаторов и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок.

На заметку: В интернет-магазине «Светильники» (сайт: www.svetilniki.com.ua) представлен широкий ассортимент устройств для освещения интерьера. Можно купить светильники, люстры, торшеры, бра от самых  известных производителей в Европе.

Автопортрет

Сожжение протопопа Аввакума

Лесной ручей

Осеннее утро. 1893

Молебен на пашне о даровании дождя

Крым. Осенний вид

Страдная пора

Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688г)

Страдная пора

Самосожигатели

Земство обедает

Поздравление молодых в доме помещика

Портрет скрипача В.Г.Вальтера. 1902

Портрет Шишкина

Портрет шахматиста А.Д. Петрова

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/229-myasoedov.html

Григорий Григорьевич Мясоедов — российский живописец

Портрет работы И. Репина (1904)

Григорий Григорьевич Мясоедов (7 [19] апреля 1834, село Паньково Тульской губернии, ныне Новодеревеньковского района Орловской области — 18 [31] декабря 1911, Полтава) — российский живописец, один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок.

Основная тема, к которой обращался художник — крестьянский быт.

Г. Г. Мясоедов был сыном мелкопоместного дворянина. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству. После обучения в гимназии в Орле, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, юноша отправился в Петербург и в 1853 г. поступил в Академию Художеств.

Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого учебного заведения, закончившегося «бунтом четырнадцати». Правда, сам «бунт» Мясоедов не застал — к этому времени он уже закончил АХ и в качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании.

Еще в годы обучения Мясоедов написал жанровую картину «Поздравление молодых в доме помещика» (1861) и полотно на историческую тему «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862), которое В. В.

Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра.

Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.

Поздравление молодых в доме помещика

Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа — Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г.

, когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью. 16 декабря 1870 г. состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов (вместе с И. Н.

Крамским, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым, М. К. Клодтом).

А 29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)» (1871), в которой решение исторической темы дано в бытовом плане. В марте 1872 г.

открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова — «Земство обедает» (1872). Тихий провинциальный городок. Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа крестьян. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук — вот их обед.

А рядом, в доме, только что отобедали господа: через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду, тут же — множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет — сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и бедности. Но не это стало для художника главным в картине. Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах.

В них художник разглядел и запечатлел разнообразие характеров, особое благообразие, внутреннюю собранность, своеобразную красоту.

«Земство обедает»

В другом фундаментальном полотне Мясоедова — «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года» (1873) — раскрывается иной аспект той же темы — судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях. «Признаюсь, — писал один из критиков, — мне не удавалось видеть (после «Бурлаков» г.

Репина) ни на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых, истинно мужицких лиц». Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования.

Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны.

Изучение жизни русского крестьянства приводит Мясоедова к сюжетам, повествующим о древних поверьях и обычаях, их роли в жизни народа. Так, в картине «Опахивание» (1876) показано старинное ритуальное действо: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек.

1878-80 гг. Мясоедов работает над двумя вариантами «Засухи», где представлен молебен в поле. Параллельно идут поиски в области исторической тематики: художник пишет картину «Самосжигатели» (1882-84), сюжет которой стоит в очень тесной связи с предыдущими жанровыми картинами.

К началу 1880-х гг. в творчестве Мясоедова намечается новый этап. В пейзаже «Дорога во ржи» (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в «Косцах» (1887).

Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм. Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий.

Полностью отказавшись от критического начала, художник отказался тем самым от основного принципа художественной системы 1870-х гг.

«Косцы»

Не освоив нового образного языка и не будучи подготовленным к восприятию художественных идей нового поколения живописцев, Мясоедов оказался в числе тех представителей ТПХВ, которые на рубеже 1880-х и 1890-х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых художников. Последние годы жизни художника не внесли ничего существенного в его творчество.

Осеннее утро. 1893

Дорога во ржи.

Жница

Лесной ручей. Весной

Пристань в Ялте

Автопортрет

Г.Мясоедов портрет И.Репина. Этюд 1883

Портрет скрипача В.Г.Вальтера. 1902

Портрет Шишкина

Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688г)

Испанец. 1866

Молебен во время засухи. 1880

Источник: https://obiskusstve.com/345223181508545180/grigorij-grigorevich-myasoedov—rossijskij-zhivopisets/

Ссылка на основную публикацию